Программа воспитания

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

на 2014-2019 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МУДО «ДЦИ»

на 2014-2019 годы.

Наименование программы

Программа  воспитания на 2014-2019 годы.

Исполнитель программы

Администрация ДЦИ

Руководитель программы

И.С.Лочмелис

Цель и задачи

программы

Цель- обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательной системы в ДЦИ; упорядочение её деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме.

 

Задачи:

1.Формирование культуры личности учащихся: внутренней (духовной), внешней (общение, поведение, внешний вид), способности учащихся к самоопределению, самореализации, формирование навыков позитивного общения, развитие коммуникативных способностей;

2.Воспитание культуры умственного труда, познавательной активности, формирование ценности  образования, интеллектуального развития личности

3.Воспитание готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового  образа жизни.

 

 

 

Объемы финансирования

(с расшиф-ровкой по годам и источникам)

По смете  местного бюджетов.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

-обеспечение повышения статуса воспитания в центре,

-создание условий приоритетности воспитания в процессе образования;

— единство обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;

 

 

 

1. Основные положения

1.1 Объект, предмет регулирования и сфера деятельности программы.

Объект – дети в возрасте до 18 лет, проживающие на территории г. Ухта; педагоги, работающие с детьми, занимающиеся вопросами организации воспитательной деятельности.

Предмет регулирования – организация вопросов воспитания в центре, принятие первоочередных мер, связанных с развитием воспитательной практики центра.

Программа реализуется за счет средств текущего финансирования центра в пределах бюджета соответствующего уровня.

1.2 Нормативно-правовая база.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка. Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  3. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
  4. Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120-ФЗ;
  5. Программа развития воспитания в системе образования России. Приказ Минобразования России «О реализации решения коллегии от 28.09.99 № 19 «Об основных направлениях развития воспитания в системе образования» от 18.10.1999 г. № 574;
  6. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 122;
  7. Основные направления и план действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 2002 — 2004 годы. Приказ Минобразования России «О реализации решения коллегии от 25.12.2001 № 19/2 «Об итогах реализации программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы и об основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы» от 25.01.2002 г. № 193;
  8. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации». Письмо Минобразования России от 01.03.2002 г. № 30-51-131/16;
  9. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй. Письмо Минобразования России от 31.01.2001 г. № 90/30-16;
  10. Закон Новосибирской области «О защите прав детей в Новосибирской области» от 12.05.2003 г. № 111;

 

 

 

2. Основные тенденции и проблемы воспитания.

 

Детский центр искусств, как учреждение дополнительного образования гарантирует:

— направленность усилий педагогов на реализацию воспитательного потенциала образовательной программы

— целенаправленный отбор учебных пособий и дидактических материалов, представляемой детям информации в процессе обучения, направленные не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но на их духовно- нравственное становление, осознание и принятие общечеловеческих ценностей;

 

— представление учащимся возможности выбора видов и форм творческих деятельностей, самореализации личности в различных мероприятиях с целью воспитания как в учебное, так и в каникулярное время.

 

Программа воспитания Центра разработана на основе анализа проблем, существующих в процессе деятельности педагогического коллектива. Это проблемы новых условий развития общества. Они связаны с :

-техногенностью среды, повышением информационной плотности;

-объективной потребностью общества в гораздо более раннем сомаоопределении личности ребенка, что требует ранней  профилизации;

-социальным заказом семьи обеспечить детям  стартовое преимущество в выборе рабочего места и тем самым избежать кризисных ситуаций в их самореализации;

-необходимостью включения детей в темп и ритм современной жизни, воспитания в них качеств цивилизованного потребителя и производителя услуг, способности быстро менять динамические стереотипы ;

-потребностью и необходимостью развивать здоровый образ жизни  в связи с катастрофическим падением числа здоровых детей, приобретением детьми опыта самоосознания   о своем ментальном и физическом здоровье

— общественным заказом на воспитание патриотизма, любви к родине, уважению к истории, социальным обязанностям;

-новыми подходами к социальному воспитанию детей, связанных с их «научению» своим гражданским правам.

Существенно ослабляют воспитательную деятельность центра хроническое отставание её материально-технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности.

В результате, несмотря на отдельные улучшения, в развитии воспитания в центре  сделаны лишь первые шаги. В дальнейшем необходимо продолжить работу по совершенствованию системы воспитательной работы.

 

 

3. Цель и задачи программы

Воспитание — целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, который способствуют становлению человека, как субъекта культуры, жизни в целом.

 

Исходя из этого основными воспитательными задачами деятельности Центра являются:

  1. Развитие у учащихся способности к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
  2. Формирование культуры личности: внутренней (духовной), внешней (общение, поведение, внешний вид), способности учащихся к самоопределению, самореализации, формирование навыков позитивного общения, развитие коммуникативных способностей
  3. Социализация личностей учащихся путем активного включения их в жизнь общества на демократических принципах совместной деятельности, приобретение собственного опыта позитивных действий, самоорганизации в социальном окружении, в культурной жизни.
  4. Воспитание культуры умственного труда, познавательной активности, формирование ценности  образования, интеллектуального развития личности
  5. Воспитание готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового  образа жизни.

Содержание воспитания в Центре рассматривается как совокупность:

-информации, представляемой учащимся в процессе воспитания;

-различных видов, форм, методов деятельности по освоению окружающего пространства;

-социальных ролей проигрываемых ребенком в  педагогически модулируемых ситуациях;

-личностных позиций, реализуемых ребенком в коллективной деятельности;

 

 

Повышение воспитательного потенциала учебного процесса осуществляется по основным направлениям:

-отбор содержания учебного материала для образовательных программ и каждого урока с целью усиления его воспитательного значения;

— развитие творческой познавательной активности детей, организация учебного процесса на основе принципов сотрудничества, творческого диалога, сотворчества, игры, сочетания коллективных интересов и индивидуализации обучения посредством его дифференциации, профильности, позволяющих создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

 

Формирование воспитывающей среды рассматривается в аспектах:

— формирование информационного пространства Центра;

-обеспечение эстетики помещений, в которых осуществляется образовательный процесс;

-осуществление  психологического сопровождения ребенка в процессе обучения и воспитания;

-формирование воспитательной системы открытого характера, обеспечение тесного  контакта с семьей, другими учреждениями.

 

 

Цель Программы — обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательной системы в ДЦИ; упорядочение её деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме.

Задачи Программы:

— привлечение максимального числа детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

— утверждение здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, правонарушений, воспитание морально-этических качеств учащихся;

— ознакомление с историей, традициями избранного вида спорта, школы, поселка, страны, воспитание патриотизма, чувства ответственности за свои поступки.

 

Программа воспитания Центра включает в себя 5 подпрограмм

 

Название подпрограммы Содержание
1. Воспитание культурой Создание условий для формирования у учащихся гуманистического мировоззрения, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу, формирование норм нравственного поведения, духовной культуры личности. Воспитание учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры
2. Творчество юных.

Детская филармония

Создание условий для получения знаний,  умений, навыков, позволяющих учащимся накапливать творческую энергию и использовать ее для развития своих творческих способностей, самовыражения в различных сферах жизни общества.

Создание условий для выражения творчества детей, организация  участия детей в  концертах, конкурсах, фестивалях.

3. Милосердие Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, создание условий для передачи опыта поколений, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
4. Талант Создание условий для выявления и раскрытия творческих  возможностей каждого ребенка через различные виды деятельности и участие в профессиональных конкурсах.
5.Мы вместе Создание условий для реального взаимодействия  ребенка, родителей и педагогов, организация психолого- педагогического просвещения родителей, создание системы работы по организации совместной общественнозначимой  деятельности, досуга родителей и учащихся. Использование позитивного опыта семейного воспитания.

 

 

4. Обеспечение реализации программы

4.1. Программно-методическое и информационное обеспечение

Для повышения качества воспитательной деятельности и целенаправленного ее развития в ДЦИ необходима работа по реализации конкретных мер развития воспитания, их информационному и методическому обеспечению. Основными направлениями этой работы выделяются:

регулярное проведение методических объединений, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам воспитания учащихся всех уровней системы образования;

4.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами.

 

Организация работы с педагогическими кадрами, направленная на реализацию программы воспитания

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения Ответственные
1. Организация и проведение педагогических советов Ежеквартально Администрация
2. Создание методических, информационных, организационных ресурсов для обеспечения повышения профессионального мастерства педагогов. Ежегодно.

 

Администрация
3.

 

Осуществление непрерывного педагогического образования через курсы повышения квалификации, конференции, семинары, практические занятия, мастер-классы

 

Ежегодно Администрация, педагоги.
4. Обучение педагогов ДЦИ на компьютерных курсах . В соответствии с графиком. Администрация
5. Проведение мониторинга профессионального мастерства педагогических работников центра. Ежегодно

 

Администрация
6. Накопление и распространение методической и программной литературы. Ежегодно Администрация, педагоги.
7. Создание условий пед. кадрам для своевременного и объективного прохождения аттестации Постоянно Администрация
8. Организация и проведение родительских собраний по вопросам воспитания и обучения воспитанников.     общие – 2 раза в год.

 

класса – в соответствии с планами педагогов.

Администрация, педагоги
9. Привлечение родительского актива для организации и проведения мероприятий. Постоянно Администрация, педагоги
10 Внедрение и развитие новых направлений деятельности. В соответствии с планом Администрация.
11 Создание и обновление сайта учреждения. В соответствии с планом Администрация.
12 Внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс. В соответствии с планом Администрация.

 

4.3. Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями

Обеспечение взаимодействия с заинтересованными ведомствами и общественными организациями по вопросам воспитания и  развития воспитанников  — одно из условий выполнения Программы, повышения эффективности воспитательной практики ДЦИ.

 

5. Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация Программы развития воспитания в центре на 2014-19гг. предполагает

— обеспечение повышения статуса воспитания в системе дополнительного образования;

-единство воспитания и учебных занятий как двух взаимосвязанных компонентов;

-увеличение числа призеров конкурсов различного статуса;

-повышение качества учебных  занятий в соответствии с современными требованиями.

 

6. Контроль  хода  реализации программы

Координация исполнения программы возлагается на администрацию ДЦИ, которая взаимодействует с исполнителями мероприятий программы, оказывает помощь организаторам-исполнителям отдельных мероприятий программы.

Основной механизм выполнения программы – ежегодное утверждение планов и конкретных исполнителей программных мероприятий.

 

Программа  рассчитана на весь период обучения учащихся в центре – с дошкольного отделения по 7 класс. Предусматривает включение учащихся в мероприятия программы на любом из этапов  обучения.

 

Мониторинг эффективности работы программы воспитания осуществляется по следующим показателям:

 

— сохранность контингента учащихся (как показатель формирования  устойчивого интереса учащихся к выбранному виду творчества);

-доля учащихся, охваченных мероприятиями программы;

-качество участия в конкурсах (достижения);

-% мероприятий ,  подготовленных совместно с родителями;

 

 

Перечень  мероприятий,

направленных на реализацию Программы воспитания

МУ ДО «ДЦИ»

на 2015-2016уч. год

 

Мероприятие Срок поведения ответственные

Учебно-творческие проекты

1.Праздник «Посвящение в юные музыканты»

 

 

декабрь

 

 

Беляевская А.А.

 

Культурно-познавательная деятельность

 

Милосердие

 

 

Организация концертов в «Центр социальной помощи семье и детям»

 

 

В течение года

 

Беляевская А. А.

 

Организация концертов в Центре дневного пребывания пенсионеров и инвалидов

 

 

в течение года

«День матери»

 

Участие в концерте

«День людей с ограниченными возможностями»

 

 

декабрь

Сизова В.И.

Беляевская А. А.

 

Участие в концерте

«День пожилого человека»

 

 

 

октябрь

Беляевская А. А.
 

Организация и проведение концертов в ДС №5,55,66,21

 

 

В течение года

 

 

 

Администрация
 

 

                                        Мы вместе

(семейное воспитание)

Родительские собрание

Общие для родителей

1 классов:

«Адаптация ребенка к условиям образовательного процесса»

 

По отделениям :

-«Система подготовки к итоговой аттестации»

 

По классам:

 

 

 

сентябрь

 

 

 

 

Сентябрь, декабрь,

 

 

 

 

 

Лочмелис И.С.

Шихова Т.В.

 

 

 

Шихова Т.В.

 

 

 

 

 

Организация концертов  для родителей по классам

 

 

Декабрь, май ПДО
Организация совместной работы с родителями по подготовке творческих проектов, творческих поездок

 

По утвержденному плану мероприятий Администрация
Организация педагогической поддержки учащихся с проблемами в обучении

 

По необходимости Администрация

ПДО

Организация психологической помощи опекаемым учащимся

 

По необходимости Администрация

ПДО

Организация выпускных вечеров май ПДО

Талант

(работа с одаренными детьми)

 

Подготовка учащихся к конкурсам и фестивалям

 

в течение года ПДО
 

Профессиональная подготовка учащихся  для поступления в профильные учебные заведения

 

 

 

в течение года

 

Шихова Т.В.

Ерохона О.Э.

Подготовка учащихся к конкурсам исследовательских работ В течение года ПДО