- Пояснительная записка
Характеристика программы
Тип – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
Направленность – социально-педагогическая.
Вид – модифицированная.
Классификация: по признаку – общеразвивающая, общекультурная.
По возрастному принципу – разновозрастная.
По масштабу действия – учрежденческая.
По срокам реализации – 1 год.
Актуальность, отличительные особенности программы
Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. Современный мир, состояние современного общества показывает необходимость внесения дополнительного внимания на нравственное воспитание детей, подростков. Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного и миролюбивого общества, закладывается с детства .
В настоящее время на государственном уровне, наряду с задачей подготовки высокообразованных граждан, ставится цель выработки у молодежи положительных жизненных установок, повышение культуры общественных и межличностных отношений, предотвращения преступности, развития вредных привычек среди молодежи, воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону. Во всех сферах жизнедеятельности человека, подростка присутствует необходимость выстраивать отношения с людьми, реагировать на возникающие впервые для него, жизненные ситуации. Что происходит? – у подростка личного опыта нет, не сформирована личная жизненная позиция, и происходит реакция, принятая из того, что несет жизнь, чаще уличная, не позитивная (для подростка).
Так же остро видна и большая дистанция непонимания между родителем и ребенком. Необходимость решения этой задачи признается как необходимость — обеими сторонами. Что же делать, если при всем желании, попыток что-то изменить — нет желаемых результатов? Происходит это , прежде всего, от неумения взрослых перейти от авторитарного, наставнического общения с ребенком, к осознанию что рядом уже не дети, а взрослые люди, нуждающиеся в доброй ,мудрой и терпеливой поддержке. Для этого необходима методическая, последовательная, целенаправленная работа с возможностью участия обеих сторон, иначе снова возникнет непонимание. Нужен практический навык общения, возможность совместного участия в творческих заданиях, направленных на умение анализировать, понимать, выражать свои мысли и чувства в творческой форме.
Многие занятия составлены таким образом, чтобы в работе над ними принимали участие не только дети, но и члены их семей. Для этого мы предлагаем интервью с родителями, рисунки и письма благодарности, адресованные взрослым. Наличие общего интереса, в процессе занятий, мышление в одном направлении объединяет, сближает родителя и ребенка.
Темы, поднятые на занятиях, помогут осмыслить нравственные ценности жизни, приобрести навык позитивного реагирования при решении, возникающих вопросов, причем не только над теми, которые актуальны для них в настоящий момент, но и с теми, с которыми им предстоит столкнуться в будущем. Занятия имеют форму доверительного и дружеского взаимодействия, цель которого не навязывать ту или иную нравственную ценность, а помочь понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека.
Занятия включают в себя беседы, тесты, опросы, творческие задания, направленные на проживание темы и осмысление проблемы с позиции собственного опыта.
Адресат программы . Настоящая программа рассчитана на работу с подростками 12-16 лет, которая позволит им конструктивно решать проблемы подросткового возраста, выбирать достойную поведенческую позицию. Содержание мероприятий направлено на повышение уровня социальной компетентности, их социально — психологическую поддержку.
Объем программы
Настоящая Программа рассчитана на 1 год обучения, общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 66 часов;
Формы организации работы
- Групповая деятельность – социально-психологические тренинги и занятия-беседы, круглый стол, работа в группах.
Особенностью занятий является дискуссионный характер общения с подростками, способствующий возникновению доверительной атмосферы, что позволяет ведущему затрагивать сложные темы, которые обычно подростки обсуждают только между собой, получая искаженную, противоречивую информацию. Доверительные отношения побуждают подростков открыто высказывать свои мысли, выражать свои чувства, что позволяет ведущему эффективно воздействовать на сознание подростков в процессе проведения занятий.
- Индивидуальная коррекционная работа с подростками – личные беседы, игры и упражнения.
Потребность в одиночестве присуща всем подросткам и необходима для развития личности, самосознания в этом возрасте. Таким образом, наряду с групповыми формами работы необходимо предусмотреть и индивидуальные формы работы с детьми.
Недельная нагрузка: 2 часа, продолжительность учебного часа – 40 минут.
Продолжительность учебного года 38 недель, продолжительность учебных занятий:33 недели (занятия начинаются со второй учебной недели).
В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.
Режим занятий:
Кол-во часов в неделю | Число занятий в неделю | Всего часов в год | Продолжительность занятий | Наполняемость группы |
2 | 2 | 66 | 40 минут – 1 урок
|
12чел. |
2.Цели и задачи программы
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации подростков «группы риска».
Задачи:
-Коррекция поведения;
-Формирование положительной нравственной направленности личности;
-Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения;
-Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе;
-Обучение способам саморегуляции, релаксации;
-Обучение способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.
3.Содержание программы
Учебно-тематический план
п/п | Основные темы | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие
|
1 | — | 1 |
2 | Я- человек . Какой я? Что я знаю о себе.
|
3 | 1 | 2 |
3 | Каким человеком я себя вижу
|
2 | — | 2 |
4 | Темперамент
|
2 | 1 | 1 |
5 | Характер
|
2 | 1 | 1 |
Выбор. Принятие собственного решения
|
2 | 1 | 1 | |
6 | Впечатление о другом человеке
|
4 | — | 4 |
Покончить с грубостью | 1 | 1 | ||
7 | Общение и отношения.
Межличностные отношения
|
8 | 2 | 6 |
8 | Я и мой класс
Товарищество и дружба |
6 | 2 | 4 |
9 | Симпатия, антипатия
Терпимость в общении |
6 | 2 | 4 |
10 | Дружба
|
4 | 2 | 2 |
11 | Любовь и влюбленность
|
2 | 2 | |
12 | Я живу среди людей
|
4 | 2 | 2 |
13 | Наше физическое «Я»
|
4 | 2 | 2 |
14 | О здоровом образе жизни
|
2 | 1 | 1 |
15 | Встреча и интересными людьми
|
2 | 2 | |
16 | Счастье в семье – это когда…
|
5 | 1 | 4 |
17 | Зачем все время учиться?
|
4 | 2 | 2 |
18 | Итого по программе
|
66 | 21 | 45 |
Содержание учебно-тематического плана
тематика | Теоретическая работа | Практическая работа |
Я – человек.
Какой я? (Я думаю, я чувствую, я хочу…) |
Беседа «Кто я? Какой я?», «Мое хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека» | |
Я и мое имя | Беседа «Что означают наши имена?» сообщения уч-ся о значении своего имени Знакомство детей с историей возникновения имен и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. | |
Каким я могу стать?
Каким человеком я себя вижу |
Беседа «Каким человеком я мечтаю стать?»
Какими в жизни следует быть? Быть трудолюбивым — это хорошо или плохо? Быть честным – хорошо или плохо? Быть скромным — это хорошо или плохо? Познакомить с общими принципами, на которых основаны межличностные взаимодействия; развитие социальной восприимчивости, навыков взаимопонимания между людьми. |
Мини-сочинение «Каким человеком я себя вижу» |
Я и семья | Беседа «Я и моя семья»
Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью Об отце говорю с уважением Моя мама – самая лучшая |
|
Моя семья в прошлом и настоящем | Семейные традиции. Мои предки герои-рассказы детей.
«Я и мои родственники» Изучение ребенком своей семьи способствует не только духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является для ребенка первым шагом в познании Родины, ее истории, традиций. |
|
Генеалогическое древо | Знакомясь с биографиями своих родителей, бабушек, дедушек, дети учатся понимать связь времен, преемственность поколений, поколений, ощущать свою причастность к историческим событиям. | Составление генеалогического древа |
Я и мой класс | Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Стих-е О. Высоцкой
Беседа. Формирование положительного эмоционального фона в классе. Воспитание гуманного отношения к одноклассникам. Создание «Портрета класса» |
Методики: «Дерево», «Социометрия»,
Рисование «Я и мой класс» |
Мои друзья.
В дружбе сила! |
Способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению.
Сообщение темы и целей занятия -что такое режим дня? -беседа о соблюдении режима дня -д/игра «У дядюшки Трифона» -упр. «Разложи по порядку» коллектива, развивать творческую активность. |
Конкурс презентаций.
Анкета «Хороший ли ты друг?» |
Что такое конфликт? | Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или « Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» Притчи | |
Конфликты или взаимодействие? | ||
Я и конфликты.
Как научиться жить без драки? |
Развитие навыков общения и разрешения конфликтов. Обучение детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. | |
Насколько безобидны детские прозвища. | Обидные клички-дразнилки не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Они словно маска, которую подсовывают ребёнку, и он вынужден или одеть её и молча страдать (ради того, чтобы приняли в компанию, ребёнок готов на многое), или биться за честь своего настоящего имени. Что делать ребёнку, которого дразнят? Что делать родителям ребенка, которого дразнят? | |
Что такое «стресс»? | Дать понятие стресса, его предпосылки, последствия. Способность человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях. Последствия воздействия стресса на организм, возможности эффективно противостоять стрессу. | |
Побеждаем все тревоги. | Чтобы справиться со стрессом, человеку необходимо иметь широкий репертуар навыков. В жизни часто люди доходят до стресса, и дети здесь не исключение. Поэтому мы должны суметь подготовить детей к этому. | Овладение способами борьбы со стрессом. Закрепление навыков конструктивного поведения в ситуации стресса.
«Я управляю собой» Трениговые занятия для учащихся |
Я умею бороться со стрессом. | ||
Мир, в котором я живу. | Формирование стремления заботиться об окружающей природе. Воспитание ответственности за свое поведение в природе. Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе трудовой деятельности.
-сообщение темы и целей занятия — рассматривание глобуса. -художественное слово-осмотр территории школы |
Круглый стол «Я — житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу — наш дом»
Субботник |
Чем живёт планета Земля? | ||
Мой край родной. | Но особенно богат озерами Южный Урал. Одно из них, Тургояк, лежит в кольце высоких гор, покрытых соснами, липами, вязами и дубами. Красота природы, прозрачность озера привлекают к Тургояку туристов. Здесь летом отдыхают десятки тысяч людей. Южный Урал богат и высокими горами: Таганай, Иремель, Зигальга, Ямантау. | |
Я живу среди людей. | Дать ребятам возможность познать окружающий мир на их индивидуальном социальном опыте в конкретных делах, поступках | |
Что такое патриотизм? | Помочь учащимся осознать социальную значимость патриотизма в современной жизни общества,
убедить учащихся в том, что истинный патриот своего Отечества должен знать историю своего народа, испытывать чувство гордости за своих соотечественников, должен готовиться к защите Отечества, |
|
Спорт и здоровье. | Плюсы и минусы занятий спортом. Помощь родителей в выборе определенного вида спорта для занятий ребенка. Полезная совместимость спорта и учебы. | |
Мы и наши привычки (режим дня) Мы и наши привычки
(правила личной гигиены) |
Формирование потребности к здоровому образу жизни. Воспитание аккуратности. Развитие мышления в процессе игры «Разложи по порядку». сообщение темы и целей занятия
-что такое режим дня? -беседа о соблюдении режима дня |
-д/игра «У дядюшки Трифона»
-упр. «Разложи по порядку» составление персонального режима дня |
Мы и наши привычки
(здоровое питание) Вредная и полезная еда |
Формирование основ ЗОЖ. Воспитание культурно-гигиенических навыков при употреблении в пищу овощей и фруктов. Развитие мышления в процессе упр. «Овощ – фрукт». Загадки об овощах и фруктах
-рассказ о витаминах и влияния их на организм человека -упр. «Овощ-фрукт». -пословицы Продолжать формировать представления о правильном питании. Воспитание заботливого отношения к своему здоровью. |
|
Наше физическое «Я» | Расширение и углубление знаний учащихся о себе и своем физическом «Я». «Я» физическое – знание своих физических данных. Развитие у детей интереса и стремления к самопознанию и самосовершенствованию. | |
Я и моя безопасность | Ролевые игры «Моя безопасность
Обучение в виде игры придает детям смелость и уверенность, в то время как просто беседы и описание трагических случаев, происшедших с другими детьми, способно напугать их. Помните, что вы не просто даете детям знания о том, как вести себя сегодня. Вы даете им возможность защищать и оберегать себя всю жизнь. |
|
Опасности глазами детей | Формирование навыков безопасного поведения. Воспитание ответственности за свои поступки. Развитие мышления в процессе решения проблемных ситуаций.
Моделирование ситуаций, поиск путей решения данных ситуаций |
|
Вредные привычки | Просмотр презентации «Вредные привычки», обсуждение. Знакомство с понятием «вредные привычки».
Игра «Достоинства и недостатки». Слушание сказки «Привычки». Какие вы знаете пословицы о привычках? Разыгрывание ситуаций из жизни детей. Какое поведение считается культурным? Над какими вредными привычками вы решили поработать, чтобы избавиться от них? |
4.Планируемые результаты
Предметные:
знания:
-о методах и приёмах самоанализа, самопознания, самосовершенствования;
-о приёмах саморегуляции, релаксации;
-об индивидуально-личностных особенностях;
-о способах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;
-о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.
умения:
-применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; -овладеть способами выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;
-осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;
-овладеть навыками уверенного поведения, бесконфликтного общения;
-уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;
-правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;
-применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.
Личностные:
-наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям;
-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичномединстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные:
-формирование умения понимать причины успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
-активное использование средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-готовность слушать собеседника и вести диалог. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в соответственной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение искать и находить компромиссы.
5.Комплекс организационно-педагогических условий
Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.
Кадровое обеспечение программы
Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 3 года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Научно – методическое обеспечение
Научно – методическое обеспечение программы осуществляется:
внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс: приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;
учебно- методическим комплексом : рабочей программой , методическими рекомендациями, способами диагностики , контрольными заданиями;
методическим обеспечением воспитательной работы: Программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;
исследовательской и методической работой педагогов.
Нормативно — правовое обеспечение программы
ФЗ -273 «Об образовании в РФ» 2013г.
Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008);
Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств;
Письмо МО и ВШРК № 07-18/94 от 12.08.2003г. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобр. науки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»,
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Письмо Министерства культуры от 13 декабря 2011г. № 101-01-39/06-ГИ;
САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Локальные акты центра:
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;
Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;
Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;
Порядок перевода, выпуска и отчисления учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;
Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Годовой календарный график.
Программно — методическое обеспечение программы
-Образовательная программа
— Видео и аудиоматериалы
— Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения образовательной программы
— Результативность образовательной деятельности
-Тесты
Материально-техническое обеспечение
-учебный класс, размером 18 кв.
-столы ученические — 6
-стол учительский
-компьютер
-телевизор
-наглядные пособия
Формы аттестации/контроля
Система показателей эффективности.
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида
результатов:
— текущие (цель-выявление ошибок и успехов в работах учащихся);
— промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие);
— итоговые (определяется уровень знаний, умений и навыков по освоению
программы за весь учебной год и по окончании всего курса обучения).
Достижения результатов обучения проводится в форме зачётов, тестов по разделам с последующим обсуждением.
Контроль за усвоением учебной программы ведется на протяжении всего учебного года. Устанавливаются следующие формы контроля успеваемости учащихся:
промежуточная аттестация:
— контрольные уроки (2 раза в год) в виде ответов на вопросы по теоретической части и тестирования по темам.
итоговая аттестация:
— итоговый контрольный урок — по всем разделам программы (1 раз в год)
(итоговая отметка за год выставляется по результатам всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных требованиями рабочей программы и итогового контрольного урока);
Оценивание успеваемости учащихся в процессе обучения производится по следующим видам деятельности:
-работа на занятиях;
-выполнение домашнего задания;
-участие в подготовках и проведении мероприятий;
Учитывается самостоятельность и проявление инициативы в заданиях;
при прохождении итоговой аттестации
— обязательное прохождение всех форм промежуточной аттестации в
течение учебного года;
— овладение практическими навыками, теоретическими основами, заложенными в требования рабочей учебной программы.
Оценивание личностных и метапредметных результатов производится тестированием учащихся в рамках промежуточного и итогового контроля.
При успешном прохождении итоговой аттестации выпускнику выдается Сертификат об освоении программы .
Контроль | Период | Форма контроля |
Текущий
|
октябрь | тестирование |
Промежуточный | декабрь | Контрольный опрос, тест
|
Текущий | март | тестирование
|
Итоговая аттестация | май | Контрольный опрос, тест
|
Оценивание производится по пятибалльной системе исходя из следующих принципов:
5 баллов – стремление и трудоспособность учащегося, направленные к достижению освоения содержания программы, работа над собой. Проявление инициативы.
4 балла – чёткое понимание учащегося в том или ином направлении, видимый прогресс в достижении поставленных задач, но пока не реализованных в полной мере.
3 балла– учащийся недостаточно работает над собой пропускает занятия. В результате чего видны значительные недочёты .
2 балла–случай, связанный либо с отсутствием возможности развития практических навыков и теоретических основ, заложенных в требованиях рабочей учебной программы в связи с постоянными пропусками занятий и игнорированием выполнения заданий педагога.
Зачет (без оценки) – промежуточная оценка работы учащегося, отражающая полученные, на определённом этапе, навыки и умения.
Методическое обеспечение
Организация учебного процесса построена на комбинированной форме сочетания теории и практики.
Основные принципы построения и реализации программы.
Методологической основой программы стали принципы структурного, когнитивного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
К принципам построения содержания программы относятся:
-единство диагностических и коррекционных мероприятий;
-учёт психологических и возрастных особенностей учащихся, их социальной ситуации развития;
-комплексность и системность коррекционно-развивающей работы.
Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:
-гуманизма – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;
-конфиденциальности – информация, полученная педагогом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие учащихся должно быть сознательным и добровольным;
-компетентности – педагог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
-ответственности – педагог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.
Принципы методического обеспечения программы:
-единая педагогическая система в организации образовательного процесса;
-составление календарно-тематических планов, поурочных планов на основе рабочей программы;
-последовательное изучение материала, постепенное нарастание трудностей при его освоении и постоянном закреплении изучаемого материала.
Методы работы:
-создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.
-метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения.
-метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов, содержания бесед.
-метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
-метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле” создаёт возможность поиска различных способов решений задач.
Содержание работы по блокам
Направление (этап) | Задачи | Срок | Мероприятия психологической коррекции |
1. Диагностическое | Сбор информации об индивидуально-психологических особенностях подростков | Сентябрь — октябрь | Диагностические исследования по экспериментальным методикам программы. |
Составление плана работы с подростком | Октябрь | Разработка планов индивидуального сопровождения. | |
3. Коррекционно-развивающее | Коррекция агрессивного поведения | Ноябрь-декабрь | Групповые психологические тренинги. |
Формирование положительной нравственной направленности | Январь-февраль | Этические беседы. | |
Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения | Март-апрель | Групповые психологические тренинги. | |
Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе | В течение года по индивидуаль-ным планам | Индивидуальная работа. | |
Обучение способам выплёскивание гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах | В течение года по индивидуаль-ным планам | Индивидуальная работа. | |
Обучение способам релаксации и саморегуляции | В течение года по индивидуаль-ным планам | Индивидуальная работа. | |
4. Диагностико-аналитическое | Оценка эффективности проведённой работы | Май | Обследование по диагностическим методикам программы. |
Программа диагностики личности подростка
Название, автор | Цель |
Методика КОС | Коммуникативные и организаторские способности |
Рисунок человека (К.Маховер) | Особенности личности |
Опросник Леонгарда | Акцентуации характера |
ТестАйзенка«Самооценка психических состояний» | Тревожность,фрустрация,агрессивность,ригидность |
Шкала тревожности Кондаша | Уровень межличностной, самооценочной, школьной тревожности |
Опросник С.Шварца | Ценностные ориентации |
Методика «Пословицы» С.М.Петровой | Сформированность нравственных представлений, особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе |
Опросник Басса-Дарки | Агрессивность, враждебность |
Тест Айзенка «Тип темперамента» | Особенности темперамента |
Рекомендации по конструктивному общению с подростком.
- Применение приемов ненасильственного общения: активное слушание, Я-сообщение, отказ от речевой агрессии.
Обращайтесь к ребенку по поводу нарушения им правил поведения с помощью речевого сообщения – «Я-высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили из школы, что ты был наказан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).
Укажите на возможные последствия такого поведения, как вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»)
Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю…», «Я считаю…»; «Мне кажется…»; «По-моему…»; «На мой взгляд…»).
Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет. Работайте с ним!
Выставите требования домашней «конституции»: «Я собираюсь предпринять меры» (указать, какие).
Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил нарушать дисциплину, но решение за тебя принимать не могу»). Таким образом вы передаете ответственность за его поведение ему самому.
Напомните, что вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.
Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому»).
- Выработка единых правил и требований к ребёнку.
В разговоре с ребенком выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).
Не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «почему», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать. Это не будет способствовать налаживанию конструктивных отношений с подростком.
- Отказ от наказания как основного метода воспитания.
В современной педагогической практике взрослые часто используют наказание, если негативный поступок уже совершен и его нельзя «отменить», если плохое поведение ребенка еще не превратилось в привычку.
Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:
Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность.
После наказания проступок, плохое поведение должно быть «предано забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и о самом наказании.
Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием.
Необходимо остерегаться, чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребенка, весь детский коллектив.
Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.
Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.
Применение необходимых психолого-педагогических мер в воспитании личности подростка:
Симптомы нарушений | Задачи развития | Методы развития |
Нарушение взаимодействия со сверстниками | Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем | Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи |
Нарушение взаимодействия с педагогами | Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю | Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств |
Несоблюдение социальных и этических норм | Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм | Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм |
Неадекватное отношение к себе | Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку | Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики |
Коррекционно-развивающая работа с подростками
Цель: формирование навыков социально-психологической адаптации у подростков.
Групповая деятельность:
№ | Задачи | Содержание |
1. | Коррекция агрессивного поведения | Тренинг «Пойми меня» |
2. | Формирование положительной нравственной направленности | «Школа доброты» |
3. | Развитие коммуникативных и социальных навыков | Тренинг «Мы вместе» |
Коррекция агрессивного поведения
Задачи:
-Обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры;
-Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;
-Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами;
-Формирование умения справляться со стрессом;
-Формирование умения делать выбор и принимать решения.
Тематический план тренинга «Пойми меня»
№ | Тема | Содержание | Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение |
1. | Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния | Упражнение «Прогноз погоды», «Самопохвала». | Лист ватмана листы бумаги, карандаши, восковые мелки |
2. | «Проблемы – на передний план» — правила взаимодействия в команде. | Упражнение «Камушек в ботинке», «Зеркало». | Бумага, карандаши. |
3. | Работа с гневом и обидами | Упражнение «Спустить пар» и (или) «Шутливое письмо», «Тень». | Бумага, карандаши, корзина для бумаг. |
4. | Агрессия может быть конструктивной | Игра «Датский бокс», «Обзывалки». | Изоматериалы. |
5. | Что такое «Агрессивное поведение» | Упражнение «Агрессивное поведение», «Путаница». | Бумага, карандаши. |
6. | Снимаем напряжение | Упражнение «Безмолвный крик», «Хочу сказать спасибо». | Изоматериалы. |
7. | Формирование навыков отреагирования эмоций | Упражнение «Любовь и злость», «Компот». | |
8. | Конструктивные способы разрешения конфликта. | Упражнение «Ковер мира», «Цвета». | Кусок пледа или мягкий коврик, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и т .п. |
Тематический план занятий-бесед «Школа доброты»
№ | Тема занятия: |
1. | Воспитание человечности. Настоящая мудрость. |
2. | Кто достоин уважения. Как стать лучше. |
3. | Разговор о совести. Помогаем другим. |
4. | Красота души. Учимся видеть хорошее. |
5. | Золотое правило жизни .Умение прощать. |
6. | Тропа милосердия. Сила любви. |
7. | Как стать счастливым .Жизнь в единстве. |
8. | Быть ответственным. Разговор о совести. |
Тематический план тренинга коммуникативных и социальных умений «Мы вместе»
№ |
Тема |
Содержание | Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение |
1. | Осознание себя. Умение вести беседу. | «Части моего Я»
Игра-тренинг «Таможня» Умение вести разговор» |
Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов |
2. | Умение слушать. Работа с чувствами. | «Слушаем молча»
«Значимые люди» «Список чувств» |
Бумага, наборы цветных карандашей |
3. | Типичные проблемы. Игровой тренинг | «Мои проблемы»
«Ассоциации» |
Бумага, ручка |
4. | Осознание своих идеалов. Необычный опыт общения. | «Спина к спине»
«Мои идеалы» «Монстр» |
Бумага, ручки |
5. | Осознание проблем в отношениях с людьми | «Мои проблемы»
«Своё пространство» «Крокодил» |
Бумага, ручки |
6. | Осознание мотивов межличностных отношений.
Выражение чувств. |
«Мотивы наших поступков»
«Чувства без слов» |
Бумага, ручки |
7. | Мотивы наших поступков. | «Мотивы наших поступков»Обратная связь
«Горячее место» «Медитация» |
Бумага, ручки |
8. | Отношения с людьми. | «Чувство благодарности»
«Телеграммы» «Я в глазах других людей» |
«Волшебная папка», бланки «телеграмм», ручки. |
Содержание индивидуальной работы с детьми «группы риска»
Цель | Игры и упражнения |
Формирование положительной устойчивой «Я-концепции». | «Мой портрет в лучах солнца»;
«Я-реальное и я-идеальное». Самоанализ. «Автобиография». Самоанализ «Мой темперамент». Диагностика. «Мой характер». Тест Айзенка. «Тип личности». Тест «Шесть рек» «Мои чувства, мысли и желания»»; «Хочу стать личностью. Мои цели, ценности и установки. Планирование жизни» «Хочу, могу, надо». Самовоспитание «Как стать лучше. Приёмы самовоспитания» «Мои способности, интересы, достижения и успехи» и др. |
Обучение способам выплёскивание гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах. | «Копилка обид»; «Грустные мысли»;
«Лист гнева»; метание дротиков в мишень; «Подушка-колотушка».«Воздушный шар» |
Обучение способам релаксации и саморегуляции. | «Розовый куст»; «Камень у ручья»;
Аутогенная тренировка; «Маяк», «Поплавок»; «Передача энергии» «Ритмичное дыхание», «плавное дыхание». Самовнушение. Позитивные установки и др.
|
Список литературы
1.Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001
2.Асмолов А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Издательский дом Московия, Библиотека газеты «Ежедневные новости. Подмосковье». 2009
3.Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4.Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение. М.: Просвещение, 2011
5.Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. — №17. — 9 — 13с.
6.Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
7.Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
8.Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. — №1. – 147с.
9.Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьнико
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
10.Конспекты к урокам написаны на основе учебного пособия для 6 класса по психологии под редакцией Дубровиной И.В.
11.Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12.Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. — 2006. — №3. – 40с.
13.О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. — №8 – 10 -16с.
14.Поленова Т.П. Школа эффективного общения: коммуникативные техники, которые всегда работают. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
15.Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
16.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. М., «Генезис», 20000
17.Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2002
18.Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006
19.Хромова С.А. Игровые уроки общения.М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ ХХ1 век», 2007
20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. — 14- 36.