Школьный вальс

%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%81

1.Пояснительная записка

Программа «Школьный вальс» является Дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей  программой   художественной направленности — направлена на развитие художественно — эстетического вкуса, художественных способ­ностей и склонностей к танцу как виду искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, под­готовки личности к постижению великого мира искусства, форми­рованию стремления к воссозданию чувственного образа воспри­нимаемого мира.

Бальный танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала у детей. Как и всякое искусство, бальный танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Ребенок, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные и ритмические движения. Все это само по себе служит источником эстетического удовлетворения.

Программа способствует всестороннему раскрытию и реализации природного творческого потенциала личности, социально значимого проявления индивидуальности каждого в условиях коллектива, социума.

По степени авторства программа является модифицированной  —  составлена на основе следующих программ:

-Программа хореографического кружка, М., Просвещение – 1996 г.

-Хореографический кружок. М.С.Боголюбская.  М., Просвещение — 1986 г.и адаптирована для работы в МУ ДО «Детский центр искусств г.Ухты»

 

По степени освоения программа общекультурная — носит общеразвивающий  и является метапредметной дисциплиной области искусства и гуманитарных наук.

Актуальность программы

Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Создать условия для обогащения внутреннего и духовного мира возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело” находятся в гармонии, когда применяются меры целостного развития; укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Занятия бальным танцем орга­нически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выра­ботки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, вежливость, чувство меры, простота, скромность, внима­ние к окружающим, их настроению — вот те черты, которые воспи­тываются в процессе занятий танцем и становятся не­отъемлемыми в повседневной жизни.

Данная образовательная программа предусматривает развитие пластики, координации движений, постановку корпуса; она помогает воспитывать у детей чувство ритма и эстетического восприятия мира,  оказывает большое влияние на формирова­ние внутренней культуры человека.

Актуальность программы так же заключается в ее востребованности выпускниками школы  и в практической реализации продукта работы по программе – исполнения концертного номера.

Отличительные особенности программы

Программа разработана для совместной реализации в рамках сетевого взаимодействия со  средней общеобразовательной школой. Явилась результатом анализа востребованности программ и запросов школьников. Содержание программы направлено на получение конкретного результата – выступления участников программы на выпускном вечере школы с танцевальной программой.

Содержание программы составлено с учетом групп разного возраста : 4 класс/ 9-11 класс.

Педагогическая целесообразность

Проводя занятия по бальным танцам, необходимо учитывать желания детей, их физические возможности. Такие занятия должны приносить детям радость, пробуждать в них желание общаться с музыкой, развивать творческие способности.

Планируя занятия, необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детей, специфику восприятия музыки.

 

Адресат программы. Школьники 4, 9, 11 классов, желающие научиться танцевать вальс и выступить на выпускном вечере в школе.

Данная программа предназначена для работы с детьми в возрасте 10-17лет.

Программа состоит из 2-х разделов, соответствующих возрасту детей :                                                                                                                                                           — I раздел – для детей 10 -13 лет;                                                                                                        — II раздел – для детей 14 -18 лет.

Объем программы. При реализации программы  Школьный вальс объем аудиторной учебной нагрузки составляет 66 часов.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Недельная нагрузка – 2 часа.

Продолжительность учебных занятий  составляет 33 недели (занятия начинаются со второй учебной недели). В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней.  Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.

В каникулярные периоды осуществляется внеаудиторная работа по программе: посещение различных мероприятий, концертов, участие в конкурсах, проведение воспитательных мероприятий и др.

Формы организации образовательного процесса

Методика преподавания предмета  Школьный вальс должна полностью соответствовать всем требованиям, связанным с закономерностями психологии восприятия и воспроизведения.

Занятия проводятся в группах.

Количественный состав группы  12 -14 человек ( 6-7 пар).

Продолжительность занятия – 40 минут.

Основные дидактические правила построения занятий:

-единая педагогическая система в организации образовательного процесса;

-последовательное изучение материала,

-постепенное увеличение объёма и степени технической сложности при его освоении и закреплении изучаемого материала;

-не допускать чрезмерной нагрузки;

-использовать элементы движений в соответствии с возможностями  учащихся.

Форма занятий  -групповой урок:

Виды занятий: теоретические, практические, воспитательные, показательные, концерты,  и др.

 

Срок освоения программы и режим занятий

 

Срок обучения Кол-во часов в неделю Число занятий в неделю Всего часов

в год

Продолжительность урока Наполняемость

группы

1 год 2 2 66 1х40 мин. 12-14 чел.

 

 

  1. Цели и задачи программы

 

 

Цель :

гармоничное  духовное, физическое и творческое  развитие ребенка посредством обучения

основам танце­вального мастерства в области бального танца.

Задачи :

Обучающие:

-овладеть разнообразием стилей и манер исполнения танцев;

-выработать танцевальную технику, чувство позы;

развить и укрепить мышечный аппарат (развитие физических данных, исправление физических недостатков)

-овладеть культурой исполнения движений, сценической культурой;

-передать в движении стилевые особенности музыки, разнообразия темпов и ритмов;

-привить основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дать представление об актёрском мастерстве;

-использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы.

Развивающие:

-формирование художественного мировоззрения подрастающего поколения;

-развитие системы просвещения, чувства прекрасного, доброты и красоты танца;

-развить музыкальность и выразительность исполнения движений;

-развить координацию, чувство ансамбля, умение распределять сценическую площадку;

-развить способность к самодисциплине, самоконтролю;

-развить культуру общения в танце с партнером, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

-воспитать нравственный облик учащегося;

-воспитать уважение к культуре своего и других народов, чувство патриотизма и интернационализма;

-воспитать чувство уважения к себе и к другим, толерантность.

 

 

 

 

  1. Содержание программы

 

Задачи по программе Результаты по задаче Промежуточный контроль по задаче
1. Образовательные:

-основы общей и специальной физической подготовки;

-приемы музыкально — двигательной подготовки;

-основы музыкальной грамоты;

-приемы и способы формирования правильной осанки и танцевального стиля

-выполнения фигур танца;

-основы этикета;

-простейшие элементы, упражнения, фигуры, танцы;

-технику построения основных принципов танцевальных передвижений в разных танцах.

 

— определять характер музыки;

-уметь грамотно исполнять движения;

-уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца;

-уметь работать в паре и синхронизировать движения;

-владение музыкальной терминологией в пределах изучаемого материала.

контрольные уроки по окончании каждой четверти
2. Воспитательные:

-воспитать у детей интерес к занятиям хореографией путем создания положительного эмоционального настроя;

-психологическое раскрепощение ребенка;

— приучать к самостоятельности в классной работе;

— воспитывать трудолюбие.

-воспитать уважение к старшим, сверстникам;

-воспитать самостоятельность, самоконтроль.

 

— положительное отношение к занятиям танцем;

-эмоциональное реагирование на прослушанную мелодию;

— умение свободно общаться  с педагогом и одноклассниками;

-прилежное отношение к классной работе.

 

Педагогические наблюдения
3. Развивающие:

-исполнять простейшие элементы, упражнения, фигуры, танцы;

-исполнять подготовительные подводящие, простейшие базовые фигуры и движения;

-контролировать движения своего тела, целенаправленно перемещается в пространстве с помощью собственных усилий;

-развить координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность движений;

-умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.

-развить физические качества (сила, гибкость, быстрота, выносливость, ловкость, подвижность),

-развить двигательную память, творческое мышление, воображение.

 

— уметь координировать движения;

-умение пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку;

-умение вовремя начинать и заканчивать движения с началом и концом музыкального предложения;

-умение передавать в движении характер  и динамику музыки.

 

Контрольные, открытые уроки;

 

 

Учебно-тематический план

 

I РАЗДЕЛ (10-13 лет)

 

 

ТЕМА Теория Практика Итого
1 Знакомство с техникой безопасности. Родительское собрание. 1   1
2 Вводное занятие 1   1
3 Ориентирование в зале. 1 2 3
4 Разминка 1 7 8
5 Общефизическая подготовка (в т.ч. хореография) 3 6 9
6 Партерная гимнастика (растяжка) 3 5 8
7 Музыкальность, ритм 2 3 5
8 Танцевальные элементы 3 7 10
9 Танцы европейской программы 8 10 18
10 Контрольный урок 1   1
ИТОГО: 26 40 66

 

 

  1. Знакомство с техникой безопасности (нельзя трогать и подходить близко к зеркалам, не высовываться в окна). Знакомство с устройством зала. Родительское собрание.
  2. Вводное занятие. Экскурс в историю бальных танцев. Задачи на учебный год.
  3. Ориентирование в зале:

— построение: понятия — линии, колонны, интервала, диагонали, круга;

— понятия «по линии танца», «против линии танца».

  1. Разминка:

-положение головы, корпуса, рук и ног во время исполнения простейших движений;

-упражнения для мышц шеи и верхнего плечевого пояса;

-упражнения для корпуса и бедер;

-упражнения для ног (икроножные мышцы и стопы);

-упражнения для развития плавности  движений рук.

  1. Общефизическая подготовка. Хореография:

-знакомство с хореографическими терминами;

-тренировочный комплекс для развития координации и равновесия (руки, подъем колена, подъем на полупальцы);

-силовые упражнения (для ног – выпады с переносом тяжести корпуса вправо и влево; для рук – «волна» в положении лежа);

-развитие быстроты выполнения элементов;

-знакомство с позициями рук (1-3), ног (1-6);

-классическая хореография.

  1. Партерная гимнастика (растяжка):

-тренировочный комплекс для развития подъема стопы (в положениях «выворотно» и «невыворотно»);

-тренировочный комплекс для развития выворотности стопы на основе 1 и 2 позиций, а также на полупальцах;

-упражнение «Воздушные пяточки» (напряжение и расслабление мышц ноги одновременно с поднятием и опусканием стопы);

-«Лягушка» (развитие выворотности бедра);

-шпагат (подготовительное упражнение);

-упражнение для укрепления мышц спины «Самолетики» (подъем туловища в положении лежа с вытянутыми руками);

-развитие гибкости спины: «Рыбка», «Колечко» (прогиб выполняется в положении стоя на коленях), «Мостик» (сначала из положения лежа, затем – из положения стоя).

7.Музыкальность, ритм:

-понятия ритм и музыкальность;

-упражнения, направленные на развитие чувства ритма у ребенка (хлопки под музыку, четкое выстукивание ударов, выстукивание различных ритмических комбинаций).

  1. Танцевальные элементы:

-pasglisse вперед и назад;

-paschasse вперед и назад;

-paseleve вперед и назад;

-pasbalanceнаместе;

-pasdebasgue;

-реверансы и поклоны;

-все формы paschasse;

-pasbalance с продвижением вперед и назад, с поворотом на месте на 45 и 90 градусов;

-комбинированное движение, состоящее из pasbalance, pasdebasgue, танцевальных шагов, реверансов и поклонов;

-вальс в три па:

А-   соло по кругу с вращением вправо и влево;

Б-   в парах по кругу с вращением вправо и влево;

-повторение вальса вправо и влево в парах по кругу;

-простейший рисунок вальса в комбинации с balance, pasdebasgue,поклоном.

  1. Танцы европейской программы:

Танец «Медленный вальс»

-положение корпуса для танца «Медленный Вальс»;

-позиция в ногах в европейских танцах, в т.ч. в танце «Медленный Вальс»;

-«учебная» и «конкурсная» позиции в руках в «Медленном Вальсе»;

-фигура «маленький квадрат»;

-спуски и подъемы в «Медленном вальсе»;

-фигура «перемены»;

-фигура «большой квадрат» (правый) и «левый квадрат»;

-танцевание в паре, положение корпуса по отношению к друг другу, позиция в руках, движение в паре.

Танец «Венский вальс»:

-фигура «правый поворот»;

-фигура «левый поворот.

 

II РАЗДЕЛ (14-17 лет)   

 

ТЕМА Теория Практика Итого
1 Знакомство с техникой безопасности. Родительское собрание. 1   1
2 Вводное занятие 1   1
3. Ориентирование в зале 3 3 6
4. Разминка 1 7 8
5. Общефизическая подготовка (в т.ч. хореография) 1 7 8
6. Партерная гимнастика (растяжка) 1 7 8
7. Ритмичность, музыкальность, музыкальный размер танцев 2 3 5
8. Танцевальные элементы 2 8 10
9. Танцы европейской программы 4 14 18
10. Контрольный урок   1 1
  ИТОГО: 16 50 66

 

  1. Знакомство с техникой безопасности (нельзя трогать и подходить близко к зеркалам, не высовываться в окна). Знакомство с устройством зала. Родительское собрание.
  2. Вводное занятие. История спортивных бальных танцев. Новые веяния в спортивных бальных танцах. Задачи на учебный год. Правила судейства
  3. Ориентирование в зале:

-построение: понятия линии, колонны, интервала, диагонали, круга;

-понятия «по линии танца», «против линии танца».

  1. Разминка:

-упражнения для мышц шеи и верхнего плечевого пояса;

-упражнения для рук, кистей;

-упражнения для развития плавности  движений рук;

-упражнения для корпуса и бедер;

-упражнения для ног (икроножные мышцы и стопы).

  1. Общефизическая подготовка. Хореография:

-тренировочный комплекс для развития координации и равновесия (руки, подъем колена, подъем на полупальцы);

-силовые упражнения (для ног – выпады с переносом тяжести корпуса вправо и влево; для рук – «волна» в положении лежа);

-упражнения для укрепления мышц брюшного пресса;

-упражнения для укрепления мышц спины и ног;

-упражнения на выносливость;

-развитие быстроты выполнения элементов;

-изучение позиций рук (1-3), ног (1-6);

-классическая хореография.

  1. Партерная гимнастика (растяжка):

-тренировочный комплекс для развития подъема стопы (в положениях «выворотно» и «невыворотно»);

-тренировочный комплекс для развития выворотности стопы на основе 1 и 2 позиций, а также на полупальцах;

-упражнение на растяжку мышц ног («Велосипед», сначала ноги врозь, потом ноги вместе, «Складочка»);

-упражнение для укрепления мышц спины «Самолетики» (подъем туловища в положении лежа с вытянутыми руками);

-развитие гибкости спины: «Рыбка», «Колечко» (прогиб выполняется в положении стоя на коленях), «Мостик» (сначала из положения лежа, затем – из положения стоя);

-«Бабочка», «Лягушка» (развитие выворотности бедра);

-махи ногами из положения стоя и из положения лежа;

-шпагат (подготовительные упражнения).

  1. Ритмичность, музыкальность, музыкальный размер танцев:

-понятия ритмичность, музыкальность и музыкальный размер;

-упражнения, направленные на развитие чувства ритма (четкое выстукивание ударов, выстукивание различных ритмических комбинаций);

-музыкальный размер.

  1. Танцевальные элементы:

-pasglisse вперед и назад;

-paschasse вперед и назад;

-paseleve вперед и назад;

-pasbalanceнаместе;

-pasdebasgue;

-реверансы и поклоны;

-все формы paschasse;

-pasbalance с продвижением вперед и назад, с поворотом на месте на 45 и 90 градусов

-комбинированное движение, состоящее из pasbalance, pasdebasgue, танцевальных шагов, реверансов и поклонов;

вальс в три па:

А — соло по кругу с вращением вправо и влево;

Б — в парах по кругу с вращением вправо и влево;

-повторение вальса вправо и влево в парах по кругу;

-простейший рисунок вальса в комбинации с balance, pasdebasgue, поклоном.

  1. Танцы европейской программы:

Танец «Медленный вальс»

-положение корпуса для танца «Медленный вальс»;

-фигура «маленький квадрат»;

-спуски и подъемы в «Медленном Вальсе»;

-фигура «перемены»;

-танцевание в паре, положение корпуса по отношению к друг другу, позиция в руках, движение в паре;

-фигуры «полный правый поворот», «перемена», «полный левый поворот», «перемена»;

-фигура «спин поворот»;

-фигура «шоссе» (вправо и влево).

Танец «Венский вальс»:

-фигура «правый поворот»;

-фигура «левый поворот».

 

4.Планируемые результаты

 

Предметные результаты:

Минимум содержания программы Школьный вальс должен обеспечивать целостное художественно — эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы  исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков:

-сформировать стойкий интерес к танцевальному искусству;

-овладеть выразительным языком жестов, основами актёрского мастерства, навыками           исполнения         танцевальных движений;

-легко ориентироваться в пространстве, свободно перестраиваться из линии в колонны, из колонны в круг, знать  понятие «по линии танца», «против линии танца»;

-правильно распределять свои силы и дыхание во время разминки, овладеют основными приемами, позволяющими полностью разогреть мышцы тела, для подготовки к основной части занятия;

-самостоятельно исполнять выученные танцевальные элементы.

-добиться хорошей выворотности суставов, развить мышцы спины, сделать ее гибкой; с учетом индивидуальных особенностей и природных данных каждого ребенка;

-правильно и легко исполнять начальные элементы;

-самостоятельно    исполнять    танцевальные      композиции    (синхронно,   эмоционально и  т.д.);

-не бояться выступлений на конкурсе или на большой сцене перед зрителями.

-уметь правильно координировать движения рук и ног;

-правильно, музыкально (с разной интерпретацией ритмов музыки) выполнять танцевальные комбинации;

-самостоятельно, ответственно отрабатывать свои танцевальные программы;

-четко передавать характер каждого танца.

Личностные: 

1) Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности танцевальной деятельности.

2) Иметь свой целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления русских танцев и танцев других стран, народов, национальных стилей;

3) Уметь наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

4) Уметь ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в танцевальной жизни   учреждения, города и др.;

5) Иметь уважительное отношение к культуре других народов;

Метапредметные: 

1) регулятивные УУД

— понимать смысл заданий;

— выполнять хореографические действия.

2) коммуникативные УУД

— понимать значение танца и музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

— контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности;

продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на занятиях;

— формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

— стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

— проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.

3) познавательные УУД

осуществлять поиск нужной информации в интернете и дополнительных источниках,

— соотносить различные произведения по настроению и форме;

— строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки и танца;

— устанавливать аналогии;

— сравнивать средства художественной выразительности в разных стилях      

 

 

 

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

 

Требования к условиям реализации программы «Школьный вальс» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.

 

Нормативно — правовое обеспечение программы

 

ФЗ -273 «Об образовании в РФ» 2013г.

Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008);

Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств;

Письмо МО и ВШРК № 07-18/94 от 12.08.2003г. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

Приложениек письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобр. науки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»,

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

Письмо Министерства культуры от 13 декабря 2011г. № 101-01-39/06-ГИ;

САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Локальные акты центра:

Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;

Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;

Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;

Порядок перевода, выпуска и отчисления учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;

Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Годовой календарный график.

 

Программно- методическое обеспечение программы

При реализации образовательной программы на учебных занятиях используется:

-Горшкова Е.В.Учимся танцевать. Путь к творчеству.
М.: НПО «Психотехника», 1993.

-Танцевальный репертуар для школьников. Метод. рекомендации. М, 1983.

Тобиас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся: Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1998.

Методические разработки,

Тесты на развитие физических качеств: гибкость, координация, выносливость, ориентирование, и т.д.

 

Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения образовательной программы «Школьный вальс».

Мониторинг результативности образовательной деятельности.

Аудио и видеоматериалы;

Электронные издания;

Мультимедийные ресурсы;

Образовательные ресурсы сети Интернет.

Кадровое обеспечение программы

Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 3 года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Научно – методическое обеспечение

Научно – методическое обеспечение программы осуществляется:

-внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс: приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;

-учебно- методическим комплексом: рабочей программой , методическими рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными заданиями;

-методическим обеспечением воспитательной работы: Программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;

-исследовательской и методической работой педагогов.

 

Материально-техническое обеспечение

учебный класс, размером 54  кв.м.

музыкальный центр;

зеркала;

станок;

телевизор;

видеопособия;

скамейки 3шт;

 

Формы аттестации и контроля

Основной формой учебной и воспитательной работы является групповой урок, проводимый педагогом. На уроке учащиеся приобретают основные навыки и знания.

Наиболее приемлемой и показательной формой подведения итогов обучения детей по программе Школьный вальс является их участие в открытых уроках, конкурсных и концертных мероприятиях.

Контроль   усвоения учебной программы ведется на протяжении всего учебного года. Установились следующие формы контроля успеваемости учащихся:

— текущий контроль (оценка ежеурочной работы учащегося на занятии);

-промежуточный контроль (осуществляется в ходе открытых уроков в присутствии родителей);

— итоговый контроль (в виде конкурсных и концертных мероприятий, проводимых в Центре.)

Промежуточная аттестация проводится по окончании четверти.

Итоговая аттестация (контрольный урок) проводится после освоения всего объема образовательной программы.

 

Оценивание производится по пятибалльной системе исходя из следующих принципов:

«Отлично»-«5».  Знание всего материала наизусть, согласно требованиям класса. Развито чувство пластичного совершенства движений, его идеальной формы, техники исполнения движений. Владение навыком мысленного оперирования элементами танца, умение видеть их внутренним взором и переводить мысленно представленное в целенаправленное физическое действие.

«Хорошо»-«4».  Знание всего материала наизусть, согласно требованиям класса. Характер, стиль, техника и манера исполнения движения развиты хорошо. Имеются навыки самоконтроля и умения направлять свои усилия в русло правильной мышечной работы. Владеет навыками сценической культуры.

«Удовлетворительно»-«3».   1-2 ошибки при исполнении материала наизусть. Развиты анализаторы зрительных и мышечных ощущений, связанных с музыкальным восприятием.

«Неудовлетворительно»-«2».  Ученик не знает материал программы.

«Неудовлетворительно»-«1».  Отсутствие посещаемости.

 

График промежуточной и итоговой аттестации

 

Срок  обучения Срок

проведения

Вид контрольного мероприятия
1 год конец четверти

(октябрь, декабрь, март)

контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за четверть, тестирование на оценивание личностный и метапредметных результатов.
конец года (май)  

контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за год , тестирование на оценивание личностный и метапредметных результатов.

 

 

Фонды оценочных средств (контрольные задания, тесты) призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

При выведении итоговой  оценки учитывается следующее:

— оценка годовой работы ученика;

— оценка на контрольном уроке;

— другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются в журнал по окончании каждой четверти и в конце учебного года.

 

Форма подведения итогов по каждой теме или разделу

 

Тема занятий Форма подведения итогов
1 Знакомство с техникой безопасности. Родительское собрание. опрос
2 Вводное занятие опрос
3 Ознакомление с программами и танцами, входящими в спортивные бальные танцы Устный фронтальный опрос
4 Ориентирование в зале Игра
5 Разминка Разминка. Готовность учащегося к выполнению физической нагрузки.
6 Общефизическая подготовка (в т.ч. хореография) Вариация из упражнений направленная на координацию, равновесие и выносливость.
7 Партерная гимнастика (растяжка) Вариация из упражнений на растяжку, подвижность связок и суставов.
8 Ритмичность, музыкальность, музыкальный размер танцев Танец, самостоятельное задание.
9 Танцевальные элементы

 

Небольшая композиция с использованием танцевальных элементов
10 Обучающие танцы Танец
11 Танцы европейской программы Танец
12 Танцы латиноамериканской программы Танец
13 Актерское мастерство Творческое задание.

 

Методические материалы

 

Методы обучения:

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-словесный (объяснение, разбор, анализ);

-наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащихся);

-практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

-индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;

-педагогическое наблюдение;

-игровой метод.

 

Методы воспитания

Средства воспитания — это все то, с помощью чего педагог воздействует на учащихся. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино- и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, балетные спектакли, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.

-традиционно принятый: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

-инновационно-деятельностный (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий): модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

-неформально-межличностный (осуществляются через личностно значимых авторитетных людей, из числа друзей и близких);

-тренингово-игровой (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в социально заданных условиях): социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;

-рефлексивный (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).

 

В работе с учащимися педагог должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Приступая к обучению, педагог должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Школьный вальс».

С первых уроков учащимся полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства (вальса),  наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль просмотр видео материалов.

Следуя лучшим  традициям русской балетной школы, педагог на уроках с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, танцев, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при  разучивании хореографического произведения.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу учащихся над совершенствованием его исполнительской техники.

Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых уроков обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время урока, где музыка помогает раскрывать характер, стиль, содержание.

Работа над качеством исполняемого движения в танце, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, — важнейшими средствами хореографической выразительности — должна последовательно проводиться на протяжении всего обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.

В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонам изучаемого произведения. Правильная организация образовательного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевальности исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман план урока.

В начале каждого учебного года педагог составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается администрацией. В конце учебного года педагог представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса. При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально — личностные особенности и степень подготовки учащихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности.

 

Работа с родителями

Работа с родителями имеет большое значение – это 50% успеха работы с детьми. Система родитель-ребенок и его увлечения – важный элемент в воспитании, как родителя, так и ребенка.

Большое значение при организации работы придается включению родителей в ту атмосферу деловитости и серьезности, создать которую считается необходимой в занятиях искусством. Для того, чтобы создать у родителей желаемый психологический настрой, вызвать у них нужное отношение и понимание целей занятий, родители приглашаются на концерты, открытые занятия, проводятся беседы о том, что может дать ребенку искусство танца, раскрытие значение объективного, беспристрастного подхода к своим детям, необходимости учета их индивидуальных склонностей, способностей. Особенно подчеркивается роль прилежания; прилежный, работоспособный, даже менее одаренный ребенок может достичь хороших результатов, если он находится в атмосфере доброжелательности, интереса и уважения к своим достижениям.

Родительские собрания, отчетные выступления, открытые уроки для родителей, личные индивидуальные беседы, привлечение к изготовлению костюмов, подготовка праздников дает свои положительные результаты.

Для занятий у детей должна быть форма, которая не стесняла бы их движений и отвечала бы эстетическим требованиям. Для девочек: юбки выше колена (только не джинсовые), красивые блузочки, купальники или футболки, мягкая балетная обувь  (на начальном этапе), а в последствии надо будет приобрести специальные танцевальные туфли, белые носки, волосы должны быть убраны в пучок. Для мальчиков: брюки, шорты до колен, светлые футболки или рубашки, мягкая балетная обувь (на начальном этапе), а в последствии надо будет приобрести специальную танцевальную обувь.

 

Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе

В связи с интенсивной технологизацией  образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. На занятиях используются некоторые из них.

Технология разноуровневого обучения

 —Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.

-Технология развивающего обучения

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащегося на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

-Технология коллективного совместного обучения

Исторический анализ организации форм обучения показывает, что существует четыре организационные формы деятельности:

индивидуальная;

парная (один учит другого);

групповая (один одновременно учит многих);

коллективная (каждый учит каждого).

-Технология блочно — модульного обучения

При модульном обучении на самостоятельную работу отводится максимальное время. Учащийся учится целеполаганию, планированию, организации, самоконтролю и самооценке, что дает ему возможность осознать себя в учебной деятельности, самому определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях.

-Игровая технология

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащегося на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

-Технология проектного обучения

В настоящее время педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения обучаемого в субъект учебной деятельности, развития его познавательных возможностей и потребностей. Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта обучаемых и их представлений о мире.

-Здоровьесберегающая технология

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

 

6.Список литературы:

 

1.Байков Ф.Я. Ученье и творчество. М.: Искусство, 1970.

2.Бекина С.И и др. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.

3.Боброва Г. Искусство грации. – Л.: Детская литература, 1986.

4.Ванслов В.И. Проблемы хореографии. – М.: Искусство, 1971.

5.Васильева Е.Т. Танец. М.: Искусство, 1986.

6.Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Просвещение, 1982.

7.Воронина И. Историко – бытовой танец. – М.: Искусство, 1980.

8.Выготский Л.С. Воображение, творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1981.

9.Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: «Педагогика», 1987.

10.Горшкова Е.В.Учимся танцевать. Путь к творчеству.
М.: НПО «Психотехника», 1993.

11.Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. М.: Просвещение, 1967.

12.Добровольская Г.И. Танец, пантомима, балет. М.: Искусство, 1976.

13.Добровольский А.Г. О жизни танца. М.: Просвещение, 1957.

14.Кауль Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы. М,Феникс, 2004.

15.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Просвещение, 1974.

16.Костровицкая В.Р. Школа классического танца. М.: Просвещение, 1976.

17.Костровицкая В.Р. 100 уроков классического танца. М.: Просвещение, 1981.

18.Кох И.Э. Основы сценического движения. М.: Искусство, 1962.

19.Левин М.В. Гимнастика и спорт. М.: Просвещение, 1998.

20.Лилов А.Н. Природа художественного творчества. М.: Академия, 1996.

21.Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

22.Лихачев Б. Педагогика. — М.: Прометей, Юрайт, 1998.

23.Лэрд Уолтер. Техника латиноамериканских танцев (часть 1, 2).М: Артис, 2003.

24.Морель Ф.А. Хореография в спорте. М.: «Физкультура и спорт», 1971.

25.Матящина А.А. Путешествие в страну “хореография”. М, 1998.

 

26.Мур Алекс. Бальные танцы, 1994 .

27.Никитин В.Ю. Танец. М.: Просвещение, 1994.

28.Подласый И.Н. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.

29.Разумовский В.П. Развитие творческих способностей. М.: Просвещение, 1978.

30.Регаццони М, Росси М.А., Маджони А. Учимся танцевать – латиноамериканские танцы. М., 2001.

31.Регаццони М, Росси М.А., Маджони А. Учимся танцевать – бальные танцы. М., 2001.

32.Сараф. М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1984.

33.Серия книг. Учимся танцевать. Шаг за шагом. М, Попурри ,2002.

34.Стенюшина А.А. и Ткаченко Т.А. Танцевальный коллектив в клубе. – М.: Советская Россия, 1962.

35.Стриганов В.М. и Уральская В.И. Современный бальный танец. – М.: Просвещение, 1977.

36.Стуколкина Н.Л. Уроки характера танца. М.: Русь, 1972.

37.Тарасов Н.Н. Классический танец М.: Просвещение, 1971.

38.Ткаченко Т.А. Работа с танцевальным коллективом. – М.: Искусство, 1958.

39.Футлик. Л.И. Воспитание творчества. М.: Пермь, 1984.

40.Циркова Н.П. Развитие творческих способностей средствами танцевального искусства. М.: Просвещение, 1990.

41.Шуманова Н.Б. Развитие творческой активности. М.: Педагогика, 1991.