Школа актера

%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0-%d0%b0%d0%ba%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b0

Содержание:

 

3.Пояснительная записка

5.Цели и задачи программы

  1. Содержание программы
  2. Планируемые результаты

20.Организационно- педагогические условия реализации программы.

25.Список литературы

 

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  по предмету  «Школа актера»   является  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  образовательной программой.

По степени авторства программа является модифицированной – разработана на основе   ПО.01.Театральное исполнительское искусство, (утв. приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. N 157)

Программа  по предмету Основы актерского мастерства  адаптирована для реализации в МУДО  « Детский центр искусств» г. Ухты с учетом специфики учреждения и практики многолетней работы совместно с общеобразовательной школой.

По форме организации  программа является одной из составляющих программ содержания  комплексной программы «Театральная студия».

Программа по предмету Школа актера занимает значительное место  в комплексной дополнительной общеобразовательной – дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Театральная студия». Предмет Школа актера направлен на развитие  художественно – эстетического вкуса, творческих способностей, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению мира искусств, формированию стремления  к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Образовательная область программы – Театральное искусство .                                                                                              Уровень освоения — общекультурный.

Программа ориентировано на:

— формирование и развитие творческих способностей учащихся;

— удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в

интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и

интеллектуальном развитии;

— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,

укрепление здоровья учащихся;

— обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,

военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

— выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,

проявивших выдающиеся способности;

Программа Школа актера   рассчитана на четыре года обучения и включает в себя практические и теоретические формы обучения.  Методологическим основанием программы являются системы К.С. Станиславского и М.А. Чехова, получившие свое развитие в трудах О.И.Кнебель, П. М.Ершова, С. В. Гиппиус, Л.П. Новицкой и др.   В своей основе системы К.С. Станиславского и М.А. Чехова представляют собой методологию подготовки и реализации творческого результата. Изучая природу сценического действия, К.С.Станиславский систематизировал те элементы творчества, которые позволяют сделать это действие целесообразным, продуктивным в обстоятельствах жизни роли. Универсальность подхода К.С.Станиславского, опирающегося в своих исследованиях на природные, психологические закономерности взаимодействия человека с окружающим миром, позволяет говорить о том, что элементы эти должны присутствовать и в процессе педагогического воспитания.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что позволяет учащимся освоиться в творчестве, узнать, испытать на себе, что есть творческий поиск, познакомиться с сущностью и техниками актерского мастерства, существующими традициями сценического искусства, прикоснуться к основам драматургии. Освоив основы актерского мастерства,

 

учащийся получает свободу в самоопределении, самоорганизации и самопрезентации.  Программа нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание подростка, а уже потом на развитие специальных предметных способностей.

В основу программы  предмета Школа актера  положены:

Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

Обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений  до разыгрывания роли, от простых упражнений  до сложных постановочных композиций.  Таким образом, ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.

А. построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие.  Но творческий итог должен быть.       Б. взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей.

           Актуальность  программы  предмета Школа актера обусловлена тем, что  особенностью программы является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию учащегося средствами интеграции, т.е. воспитанник в течение   обучения остается вовлеченным в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой – автора-творца. Это требует от учащегося самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления.

Отличительные особенности и новизна: предмет состоит из разделов: Сценическое движение, сценическая речь, актерское мастерство, постановочная работа, грим.  Предмет использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения предмета  Танец; включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат учащегося.

Адресатом программы являются учащиеся 9-16 лет, проявляющие интерес к занятиям театральным творчеством.

Объем программы:

При реализации настоящей программы Школа актера  общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет  541 часа;

Виды и формы занятий  по программе:

Основной формой учебной работы  по предмету является мелкогрупповое  занятие. В программе предусмотрена индивидуальная работа: подготовка учащихся к конкурсам,  публичным выступлениям и проведения консультаций по темам программы, на занятиях по разделу «Постановочная работа» предусматривается проведение занятий с группами переменного состава.

Виды занятий:

Аудиторные практические занятия (мелкогрупповые – от 4 до 10 человек). Индивидуальные занятия и  теоретические, тренинги, репетиции, конкурсные события, упражнения. Воспитательные занятия, концерты, творческие отчеты, викторины, коллоквиумы, проекты, контрольные уроки и др.

Срок реализации программы:

  Распределение по годам обучения
Год обучения 1 2 3 4
Продолжитель-

ность учебных занятий

(в неделях)

33 34 34 34
Количество часов

на аудиторныезанятия

в неделю

3 4 4 5
Общее количествочасов

на аудиторные занятия

99 136 136 170
541 час

Режим занятий

Продолжительность учебных занятийв году: первый год обучения — 33 недели (занятия начинаются со второй учебной недели), со 2 года обучения — 34 недели.В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.

Аудиторная учебная нагрузка по учебному  предмету  « Основы актерского мастерства» составляет 1 год обучения 3 часа в неделю, 2, 3 годы обучения – 4 часа в неделю, 4 год обучения 5 часов в неделю.Продолжительность занятия- 40 минут, 2 занятия по 40 минут.

 

2.Цели и задачи программы

Цель программы: Художественно-эстетическое развитие личности учащегося  на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

Задачи программы:

 Обучающие:

  • приобретение знаний о теоретических понятиях: о сценическом этюде и о его драматургическом построении; о создании сценария этюда и форме его написания;  о выразительных средствах сценического действия и их разновидностях, о событии и событийном ряде,  о втором плане роли и внутреннем монологе, о сюжете и его структуре, о роли жанра и стиля в драматургии (уметь пользоваться профессиональной лексикой);
  • приобретение навыков технике самостоятельной подготовки психофизического аппарата к сценическому действию;
  • получениепервичного личного опыта в области актерского мастерства: владеть всеми видами сценического внимания, снимать индивидуальные зажимы, видеть, слышать, понимать; владение ассоциативным и образным мышлением, ориентироваться и действовать в сценическом пространстве, отрабатывать правдивость и точность простейших физических действий, выполнять сценическую задачу, оправдать заданную ситуацию, импровизировать, мыслить и действовать на сцене и тд;
  • Формирование умений к взаимодействию  и работе в театральном коллективе, приобретение опыта в творческой коллективной деятельности.

 

Воспитательные:

  • выработатьфундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности и  позитивное отношение к миру, к личности;
  • формирование устойчивого интереса к театральному искусству;
  • воспитание уважения к существующим системам сценического искусства, через которое происходит практическое усвоение и применение работающих методик актерского мастерства;
  • развитие в процессе занятий и работы на сцене: наблюдательности, творческой фантазии и воображения,  внимания и памяти,  ассоциативного и образного мышления, чувство ритма,  логического мышления,  способности выстраивать событийного ряда,  способности анализировать предлагаемый        материал иформулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя;
  • развитие в процессе постановочной работы: самодисциплину, умение организовать себя и свое время; чувство ответственности; организаторские способности;
  • Формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом.

 

Развивающие:

  • приобретение опыта и мастерства сценического искусства.
  • развитие личностных и творческих способностей учащегося;
  • развитие артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения;
  • развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности
  • развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми; коммуникативные способности;
  • Освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия
  • Развить художественный вкус.

 

  1. Содержание программы

п/п

 

Содержание разделов и виды работ

Объем времени(в часах) всего часов
 

1 год обучения

 

2 год обучения

 

3 год обучения

 

4 год обучения

теория практика теория практика теория практика теория практика
1. Введение 1 1 1   1 1 5
2. Актерские тренинги и упражнения 3 13 3 14 3 14 3 8 61
3. Художественное слово 11 1 10 2 9 2 15 50
4. Сценическое движение 6 6 6 6 24
5. Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства 33 2 32 5 29 2 15 118
6. Грим   4 6 10
7. Разбор драматургического материала   2 15 17
8. Индивидуальные занятия 12 17 17 22 68
9. Постановочная работа (репетиции) 16 46 46 65 173
10. Контрольный урок 3 4 4 4 15
   

ВСЕГО:

                 

541

99 136 136 170

 

 

 

1год обучения

 

 

Наименование разделов, тем программы

Объем времени(в часах)
Всего

часов

Теория Практика
1. Вводное занятие. 2 1 1
2. Актерские тренинги и упражнения 16 3 13
2.1. Мускульная свобода.

Освобождение мышц

6 0,5 5,5
2.2. Развитие актерского внимания 2 0,5 1,5
2.3. Фантазия и воображение 2 0,5 1,5
2.4 Атмосфера 2 0,5 1,5
2.5 Ощущение пространства 2 0,5 1,5
2.6 Импровизация 2 0,5 1,5
3. Художественное слово 11 2 9
3.1. Техника речи. 5 4
3.2. Логический анализ текста. 3 1 2
3.3. Культура речевого общения. 3 1 2
4. Сценическое движение 6 6
4.1. Тренинг пластический 2 2
4.2. Тренинг специальный 2 2
4.3. Сценические падения 2 2
5. Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства 33 5 28
5.1. Сценическое действие 11 1 10
5.2. Предлагаемые обстоятельства 7 1 6
5.3. Темпо-ритм 5 1 4
5.4. Действенная задача.

Этюды на достижение цели

5 1 4
5.5. Оценка факта. Этюды на событие 5 1 4
6. Грим
7. Разбор драматического материала
8. Индивидуальные занятия 12 12
9. Постановочная работа 16 16
10. Контрольный урок 3 3
  итого 99 11 88

 

Главным направлением первого года обучения  является приобщение  детей к театральному искусству, что  способствует воспитанию у ребенка личностных убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Необходимы посещения театров, музеев, концертов и т.д., что предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания художественного языка и его специфики.

Учащиеся должны не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и проработать, оценить, выразить свое отношение к ней.

Основная задача первого этапа – увлечь детей театральным искусством, привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе.

Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Поэтому на первых занятиях преобладают игровые формы актерского тренинга и упражнений, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, адаптироваться в коллективе, приступить к новым видам деятельности для  приобретения навыков сценических действий.

Создание нравственного, дружелюбного климата и радостной, творческой  атмосферы, получение детьми удовольствия от занятий являются основными задачами для преподавателя.

Итогом творческой работы группы в 1-го года обучения являются:

1 полугодие:

выполнение актерского тренинга в присутствии зрителя.

небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера.

2 полугодие:  Публичный показ этюдов

этюды на достижение цели, этюды на органическое молчание, «этюды-наблюдения» за животными.

 

Задачи 1 год обучения Результат по задачам Промежуточный контроль
1. Образовательные:

 

—  знакомство с терминологией актерского мастерства

 

—  приобретения знании о правилах гигиенического дыхания, понимание необходимости проведения разминок – речевой и физической.

 

— формирование первичных умений  к взаимодействию  и работе в театральном коллективе.

— получениепервичного личного опыта в области актерского мастерства: знания о понятиях сценическое действие, темпо – ритм, действенная задача, оценка фактов.

 

 

— знание некоторых театральных терминов и понятий.

 

— выполнение комплекса упражнений на снятия зажима, дыхательные упражнения, речевая разминка

 

 

— групповая работа на занятиях

 

 

 

 

 

— выполнение этюдов на поставленные темы

 

 

— Опрос, наблюдение

 

 

 

— Контрольный урок

 

 

 

 

 

 

— наблюдение на репетициях

— открытый творческий зачет

 

 

 

— опрос, наблюдение за работой на занятиях.

2. Воспитательные:

— формирование устойчивого интереса к театральному искусству;

 

— воспитание уважения к существующим системам сценического искусства, через которое происходит практическое усвоение и применение работающих методик актерского мастерства;

— развитие  в процессе занятий и работы на сцене: наблюдательности, творческой фантазии и воображения;

 

— развитие в процессе постановочной работы: самодисциплину, умение организовать себя и свое время;  чувство ответственности; организаторские способности;

 

 

— регулярное посещение занятий, проявление активного интереса.

 

 

— четкое выполнение заданий, концентрация при выполнении упражнений и тренингов;

 

— активное участие при выполнении заданий, проявление творческой инициативы;

 

 

— проявление само- организованности, ответственности в совместной творческой работе, принятия на себя обязательств и своевременное их выполнение.

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

 

3. Развивающие:

— иметь представления о  сценическом искусстве;

 

— развитие личностных и творческих способностей учащегося;

 

— развитие артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения;

 

— развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности

 

 

 

 

— Освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия

 

 

— знание правил поведения на сцене и за кулисами

 

— выполнение творческих заданий, участие в конкурсах

 

— выполнение упражнений по сценической речи (техника речи)

 

— активное участие в творческом процессе, взаимодействие среди учащимися, доброжелательная и вдохновляющая атмосфера в коллективе;

 

-создание созидательной творческой среды в студии;

 

— Опрос, наблюдение во время публичных выступлений

 

— итоги конкурса и творческого зачета

 

 

— педагогические наблюдения

на занятиях

 

— педагогические наблюдения

на занятиях постановочной работе

 

 

— педагогические наблюдения

 

 

2 год обучения

 

 

 

Наименование разделов, тем программы

 объем времени(в часах)

Всего

часов

Теория Практика
1. Вводное занятие. 1 1  
2. Актерские тренинги и упражнения 17 3 14
1.1. Мизансцена 2 0,5 1,5
1.2. Внутренний монолог.Второй план 2 0,5 1,5
1.3. Овладение словесным действием 3 0,5 2,5
1.4. Сценическое общение.

Коллективная согласованность

3 0,5 2,5
1.5. Взаимодействие с партнером.  Контакт 3 0,5 2,5
1.6. Импровизация с партнером  на музыку 2 0,5 1,5
1.7. Импровизация с партнером на заданную тему 2 2
3. Художественное слово 11 1 10
3.1. Техника речи.

— Дыхательная гимнастика.

— Дикционные комплексы.

— Развитие полётности  голоса.

— Скороговорки

4 4
3.2. Логический анализ текста.

— Логические ударения. Главные слова. Паузы.

— Тема. Идея.

— Событийный ряд.

— Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов, остросюжетного   характера

4 1 3
3.3. Культура речевого общения.

— Слушаем и отвечаем

3 3
4. Сценическое движение 6 6
4.1. Тренинг по сценическому движению 3 3
4.2. Взаимодействие с партнером 2 2
4.3. Специальные навыки сценического движения 1 1
5. Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства 34 2 32
5.1. Этюды на столкновение контрастных атмосфер 5 0,5           4,5
5.2. Этюды — наблюдения 5 0,5 4,5
5.3. Парные этюды на наблюдения 4   4
5.4. Одиночные этюды на зону молчания 5 0,5 4,5
5.5. Парные этюды на зону молчания 4 4
5.6. Этюды на рождение слова 5 0,5             4,5
5.7. Парные этюда на рождение фразы 4 4
6. Грим
7. Разбор драматического материала
8. Индивидуальные занятия 17 17
9. Постановочная работа 46 46
10. Контрольный урок 4 4
  итого 136 7 129

 

Самым важным направлением 2-го года  обучения является достижение естественного и раскованного самочувствия учащихся на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в учениках их природной органики, развитие актёрских данных. Элементы психофизической техники вводятся постепенно от простого к сложному, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволит закрепить учащимся полученные навыки и  освоить новый материал. В ходе занятий определяется, какие элементы актерского тренинга учащимися осваиваются легче, а какие вызывают трудности. Исходя из этого, учитывая задачи предстоящего занятия, подбираются те или иные упражнения и тренинги.

Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволит удержать активный темп работы и избежать переутомления учащихся.

Не мене важным направлением на этом этапе обучения является достижение осмысленного существования учащихся  на сценической площадке. И в тренингах и в этюдах необходимо добиваться непрерывного мыслительного процесса. Центральной темой этого года обучения является формирование навыков взаимодействия с партнером. Овладение навыками общения, умения менять пристройки, использовать разные тактики по отношению к партнерам, видеть, слышать, понимать, предугадывать дальнейшее действие друг друга. Четко знать действенную задачу – что я хочу получить (добиться, узнать и т.д.) от партнера. Здесь помимо осознания того: «Что делаю я? Что происходит со мной? Чего я хочу?» идет непрерывное внимание к тому: «Что делает он? Что с ним происходит? Чего он добивается?». Использовать все виды сценического воздействия. Вводятся новые понятия —  психологического жеста и актерской интонации. Конфликт как  основа драматургического построения этюда. Борьба, столкновение интересов — основной двигатель действенного процесса.

В тренингах продолжать использовать импровизационный метод работы. Умение существовать и взаимодействовать на площадке вдвоем, втроем и в группе. Отработать эти навыки различными способами – импровизации на музыкальный материал, на заданную тему, на заданный пластический рисунок и т.д.

Итогом творческой работы группы во 2-го года обучения

1 полугодие: парные этюды на достижение цели, этюды на органическое молчание, «этюды – наблюдения» за людьми, этюды на событие, этюды на рождение слова.

 

2 полугодие: Театрализованная постановка

 

 

Задачи 2 год обучения Результат по задачам Промежуточный контроль
1. Образовательные:

—  Знакомство с терминологией актерского мастерства

 

 

—  приобретения навыков проведения разминок – речевой и физической.

 

 

 

— получениепервичного личного опыта в области актерского мастерства: достижение цели, этюды на органическое молчание, «этюды – наблюдения».

 

— Формирование  умений  к взаимодействию  и работе в театральном коллективе, приобретение опыта в творческой коллективной деятельности.

 

 

— знание некоторых театральных терминов и понятий.

 

— Выполнение комплекса упражнений: дикционный комплекс, скороговорки тренинг по сценическому движению.

 

— выполнение этюдов на поставленные темы

 

 

 

 

 

— групповая работа на занятиях «Постановочная работа»

 

 

— устный опрос

 

 

 

— Педагогическое наблюдение

 

 

 

 

-Контрольный урок

 

 

 

 

 

 

— наблюдение на репетициях

— открытый творческий зачет

 

2. Воспитательные:

— формирование устойчивого интереса к театральному искусству;

—   Выработать фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности и позитивное отношение к миру, личности

 

 

— воспитание уважения к существующим системам сценического искусства, через которое происходит практическое усвоение и применение работающих методик актерского мастерства;

 

— развитие  в процессе занятий и работы на сцене: наблюдательности, творческой фантазии и воображения;

 

— развитие в процессе постановочной работы: самодисциплину, умение организовать себя и свое время;  чувство ответственности; организаторские способности;

 

 

— регулярное посещение занятий, проявление активного интереса.

— уважительное отношение к членам коллектива. Умения слушать и слышать мнение других, самоконтроль и проявление личной ответственности,  толерантности

— четкое выполнение заданий, концентрация при выполнении упражнений и тренингов;

 

 

 

— активное участие при выполнении заданий, проявление творческой инициативы;

 

 

— проявление само- организованности, ответственности в совместной творческой работе, принятия на себя обязательств и своевременное их выполнение.

 

— педагогическое наблюдение;

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

 

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

 

3. Развивающие:

— иметь представления о  сценическом искусстве;

 

— развитие личностных и творческих способностей учащегося;

 

— развитие артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения;

 

— развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности

 

 

 

— Освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия

 

— знание правил поведения на сцене и за кулисами

 

— выполнение творческих заданий, участие в конкурсах

 

— выполнение упражнений по сценической речи (техника речи)

 

— активное участие в творческом процессе, взаимодействие среди учащимися,

 

 

-создание созидательной творческой среды в студии;

 

— Опрос, наблюдение во время публичных выступлений

 

— итоги конкурса и творческого зачета

 

 

— педагогические наблюдения

на занятиях

 

— педагогические наблюдения

на занятиях постановочной работе

 

— педагогические наблюдения

 

3 годобучения

Наименование разделов, тем программы объем времени(в часах)

 

Всего

часов

Теория Практика
1. Вводное занятие. 1 1
2. Актерские тренинги и упражнения 17 3 14
2.1. Психологический жест 3 0,5 2,5
2.2. Конфликт. Приспособления. Тактика 3 0,5 2,5
2.3. Сценический образ 3 0,5 2,5
2.4 Характер и характерность 3 0,5 2,5
2.5 Пластическая выразительность 2 0,5 1,5
2.6 Создание сказочно- фантастического образа 3 0,5 2,5
3. Художественное слово 11 2 9
3.1. Техника речи.

— Дыхательно- артикуляционные комплексы.

— Дикционные комплексы

— Развитие силы голоса.

— Скороговорки

4 1 3
3.2. Логический анализ текста.

— Словесное действие.

— Объект внимания.

— Конфликт.

— Разбор  произведений.  Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов от первого лица

4 1 3
3.3. Культура речевого общения.

Речевые игры

3 3
4. Сценическое движение 6 6
4.1. Сценический бой без оружия 2 2
4.2. Время, пространство, темпо-ритм 2 2
4.3. Движение и речь 2 2
5. Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства 34 5 29
5.1. Этюды на картину 6 1 5
5.2. Законы построения драматургического произведения 7 1 6
5.3. Этюды на сюжет сказки 7 1 6
5.4. Этюды – инсценировки басен 7 1 6
5.5. Этюды на сюжет небольшого рассказа 7 1 6
6. Грим
7. Разбор драматического материала
8. Индивидуальные занятия 17 17
9. Постановочная работа 46 46
10. Контрольный урок 4 4
  итого 136 11 125

 

На 3 год обучения  предполагается работа в разных жанрах и стилях. Ведется активный репетиционный процесс, производится разбор пьес и любого другого драматургического материала, планируемого для постановки (театральных миниатюр, инсценировок и т.д.). Работа над отрывками  различными по жанру и стилю драматургии, включающими в себя  более сложные  события и предлагаемые обстоятельства, в том числе исторического, социального характера. Изучение содержания постановочного материала в его мировоззренческих, исторических, национальных и иных аспектах. Действенный анализ сцен и проработка роли с каждым учащимся. Поиск современной, качественной драматургии, ориентированной на детский и юношеский возраст. Творческое взаимодействие педагога и учащихся в процессе создания спектакля.

Итогом творческой работы группы на третьем году обучения является публичный показ этюдов, инсценировок, отрывков из пьес, учебного спектакля.

1 полугодие – этюды на сюжет сказки, инсценировка басни, этюды на сюжет небольшого рассказа, инсценировка фрагмента из классических произведений.

2 полугодие —  показ учебного  театрализованного представления (праздника) или отрывков из литературных произведений.

 

Задачи 3 год обучения Результат по задачам Промежуточный контроль
1. Образовательные:

—  Знакомство с терминологией актерского мастерства

 

 

—  приобретения навыков технике самостоятельной подготовки психофизического аппарата к сценическому действию.

 

 

— получениепервичного личного опыта в области актерского мастерства: работа с литературным произведением, выполнение этюдовпо литературным произведениям;

 

— Формирование  умений  к взаимодействию  и работе в театральном коллективе, приобретение опыта в творческой коллективной деятельности.

 

 

— знание некоторых театральных терминов и понятий.

 

— Самостоятельное выполнение комплекса упражнений: снятие психологического зажима, тренинги по сценической речи и движению

 

— Исполнение литературных произведений различного жанра.

 

 

 

 

— групповая работа на занятиях «Постановочная работа»

— участие коллектива в мероприятиях, фестивалях и тд.

 

— устный опрос

 

 

 

— Педагогическое наблюдение

 

 

 

 

 

-Контрольный урок

-участие в конкурсах

 

 

 

 

 

 

— наблюдение на репетициях

 

— открытый творческий зачет

 

2. Воспитательные:

— формирование устойчивого интереса к театральному искусству;

—   Выработать фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности и позитивное отношение к миру, личности

 

 

— воспитание уважения к существующим системам сценического искусства, через которое происходит практическое усвоение и применение работающих методик актерского мастерства;

 

— развитие  в процессе занятий и работы на сцене: наблюдательности, творческой фантазии и воображения;

 

— развитие в процессе постановочной работы: самодисциплину, умение организовать себя и свое время;  чувство ответственности; организаторские способности;

 

 

— регулярное посещение занятий, проявление активного интереса.

— уважительное отношение к членам коллектива. Умения слушать и слышать мнение других, самоконтроль и проявление личной ответственности,  толерантности

— четкое выполнение заданий, концентрация при выполнении упражнений и тренингов;

 

 

 

— активное участие при выполнении заданий, проявление творческой инициативы;

 

 

— проявление само- организованности, ответственности в совместной творческой работе, принятия на себя обязательств и своевременное их выполнение.

 

— педагогическое наблюдение;

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

 

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

 

3. Развивающие:

— иметь представления о  сценическом искусстве;

 

— развитие личностных и творческих способностей учащегося;

 

— развитие артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения;

 

— развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности

 

 

 

— Освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия

 

— знание правил поведения на сцене и за кулисами

 

— выполнение творческих заданий, участие в конкурсах

 

— выполнение упражнений по сценической речи (техника речи)

 

— активное участие в творческом процессе, взаимодействие среди учащимися,

 

 

-создание созидательной творческой среды в студии;

 

— Опрос, наблюдение во время публичных выступлений

 

— итоги конкурса и творческого зачета

 

 

— педагогические наблюдения

на занятиях

 

— педагогические наблюдения

на занятиях постановочной работе

 

— педагогические наблюдения

 

 

4 год обучения

 

 

Наименование разделов, тем программы

Объем времени(в часах)
Всего

часов

Теория Практика
1. Вводное занятие. 1    
2. Актерские тренинги и упражнения 11 3 8
2.1. Словесное действие. Подтекст.

Второй план

6 1,5 4,5
2.2. Жанры. Стиль. Стилизация 5 1,5 3,5
3. Художественное слово 17 2 15
3.1. Техника речи.

— Дыхательно- артикуляционные комплексы с движением.

— Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом.

— Развитие силы голоса.

— Скороговорки с сюжетно —  ролевым компонентом

3 3
3.2. Логический анализ текста.

— Логика словесного действия и композиционный анализ произведения.

— Разбор произведений. Тема. Идея. Сверхзадача.

— Исполнение отрывков из сюжетных произведений крупных эпических форм (повесть, роман).

3 1,5 1,5
3.3 Культура речевого общения.

-Этюды  «Культура Диалога».

3 3
3.4. — Исполнение монологов  из пьес различных  жанров. Характерность. Приспособления. 3 3
3.5 -Внутренний монолог. Второй план 3 0,5 2,5
3.6 — Объекты сценического внимания 2 2
4. Сценическое движение 6 6
4.1 Тренинг пластический 2 2
4.2 Тренинг специальный 2 2
4.3 Сценические падения 2 2
5. Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства 17 2 15
5.1. Сценическое действие 3 0,5 2,5
5.2. Предлагаемые обстоятельства 3 0,5 2,5
5.3 Темпо-ритм 3 3
5.4 Действенная задача.

Этюды на достижение цели

4 0,5 3,5
5.5 Оценка факта.

Этюды на событие

4 0,5 3,5
6. Грим 10 4 6
6.1 Грим, как компонент сценического образа 2 2
6.2 Характерный грим 2 0,5 1,5
6.3 Возрастной грим 2 0,5 1,5
6.4 Пейзажи 2 0,5 1,5
6.5 Грим животных 2 0,5 1,5
7. Разбор драматургического материала 17 2 15
7.1 Сквозное действие. Сверхзадача.

Контрдействие

9 1,5 7,5
7.2 Метод действенного анализа 8 0,5 7,5
8. Индивидуальные занятия 22 22
9. Постановочная работа 65 65
10. Контрольный урок 4 4
  итого 170 13 157

 

Итогом творческой работы  4-го года обучения является публичный показ отрывков из пьес и  учебного спектакля. В конце этого года проводится экзамен.

1 полугодие – отрывки из драматургических произведений.

2 полугодие  экзамен – учебный спектакль.

 

 

 

 

Планируемый результат

 

Личностные результаты:

 

  • познавательный интерес к театральной деятельности
  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в

различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении

поставленных целей;

  • социализация обучаемых, их готовность и способность к практической деятельности в

интересах устойчивого развития;

Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и

является средством формирования у обучающихся универсальных способностей

(компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах

образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности

(культуры), выходящих за рамки предмета «Искусство сцены».

 

 

Метапредметные результаты:

  • общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,

дружбы и толерантности;

  • организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности,

сохранности оборудования, организации места занятий;

  • планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в

процессе ее выполнения;

  • самооценка результата собственного труда и умение находить возможности и способы их

улучшения;

  • управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
  • умение осмысливать учебный материал, формулировать выводы, применять полу-

ченные знания на практике;

  • самостоятельно выполнять индивидуальный маршрут;
  • выступать на публике;

Универсальными компетенциями учащихся являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства

для достижения её цели;

  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со

сверстниками в достижении общих целей;

  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе

общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

 

Предметные результаты:

Знания:

— о театре как о виде искусств;

— теоретические основы актёрского мастерства;

— этапы работы над спектаклем;

— законы сценического действия;

— историю и виды грима;

— основные приёмы гримирования;

— теоретические основы сценической речи;

— принципы построения литературной композиции;

— приёмы сценического боя.

Умения:

— воспроизводить свои действия в заданной ситуации;

— представлять движения в воображении и мыслить образами;

— находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;

— самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;

— создавать точные и убедительные образы;

— самостоятельно накладывать грим согласно образа;

— выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;

— осуществлять сценические падения.

Навыки:

— элементами внутренней и внешней техники актёра;

— приёмы снятия зажимов;

— словесным действием в спектакле;

— сценической пластикой;

— речевым общением;

— приёмами гримирования.

 

Комплекс организационно-педагогических условий

 

Условия реализации программы

Требования к условиям реализации программы по предмету «Основы актерского мастерства»  представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.

 

Материально-техническое обеспечение

 

  • учебная аудитория, размером 34-36 кв., соответствующая требованиям санитарных норм
    и правил, желательно с ковровым покрытием;
  • 15 стульев
  • стол
  • компьютер
  • звуковая аппаратура (активные колонки, микрофон, стойка)
  • зеркала
  • аудио и видеоматериалы
  • сценическая площадка для репетиции
  • использование сети Интернет;
  • грим;
  • материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;
  • сценическая площадка.
  • учащиеся должны иметь спортивную форму; удобную, нескользкую обувь.

 

Кадровое обеспечение программы

Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 3 года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.

 

Нормативно — правовое обеспечение программы

  • ФЗ -273 «Об образовании в РФ» 2013г.
  • Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008);
  • Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств;
  • Письмо МО и ВШРК № 07-18/94 от 12.08.2003г. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
  • Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобр. науки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»,
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242
  • «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Письмо Министерства культуры от 13 декабря 2011г. № 101-01-39/06-ГИ;
  • САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Локальные акты Центра:

  • Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;
  • Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;
  • Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;
  • Порядок перевода, выпуска и отчисления учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;
  • Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
  • Годовой календарный график.

 

Программно — методическое обеспечение программы

В реализация программы по предмету «Основы актёрского мастерства» используются  методологические разработки

Вербовая П.Н, ГоловинаО.М., УрноваВ.В.  Учебное пособие «Искусство речи»

Гааз Э., .Левицкий А Театр. Сценография или Как мы играем. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2002, — 160 с.: илл.

Ершов П.М.  — Технология актерского искусства.doc

Збруева Н. Ритмическое воспитание актера: Методическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2003. – 144 с.: нот.

ПанфиловВ.В.  Учебно-методическое пособие «Игровое действо в драматургии праздника». ПанфиловВ.В.  Методический материал «Режиссура игровых программ»

Сарабьян Э. Пособие «Научитесь так, чтобы Вас услышали. 245 простых упражнений по системе Станиславского».

СергееваИ.С., Гайнуллова Ф.С. Теория игры и игровые технологии

Соловьев В.В. Азбука актера, режиссера и педагога любительского театра,1994

Шубина И.Б. Пособие «Организация досуга и шоу программ»

Попов ПРежиссура. О методе.

 

 

Формы аттестации/контроля

Достижения результатов обучения проводится в форме творческих зачётов по разделам и выступлениями на публике с последующим обсуждением. Формами проверки также являются: участие обучающихся в ведении концертов, конкурсов, фестивалей.

Контроль  за усвоением учебной программы ведется на протяжении всего учебного года. Устанавливаются следующие формы контроля успеваемости учащихся:

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Виды аттестации по предмету «Основы актерского мастерства»:

—  Текущий контроль /аттестация/  —  проводится с целью контроля за качеством

освоения какого-либо раздела учебного материала, может проводится в форме открытых уроков, творческих отчетов, показов с приглашением зрителей, конкурсах, викторин, опросов, участие в  концертах и тд.

—  Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года (по решению образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности учащихся может осуществляться и по окончании четверти). Промежуточная аттестация по предмету «Основы актерского мастерства» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:-  качества реализации образовательного процесса; —  степени теоретической и практической подготовки по текущим разделам учебно-тематического плана;- контроля сформированных у учащихся умений и навыков на

определенном этапе обучения. Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольный урок,  зачеты или открытые показы. Промежуточная  аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Основы актерского мастерства»

— Итоговая аттестацией/Экзамен/ по предмету проводится в форме театрализованной постановке, учебного спектакля,  где учащиеся смогут применить на практике приобретенный комплекс знаний, умений и навыков соответственно году обучения и индивидуальным творческим способностям. Проводится за пределами аудиторных учебных занятий, в форме: учебного спектакля, концертные выступления, показ самостоятельных работ, участие в мероприятиях. В период экзаменационной аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое директором МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты,  расписание экзаменов, которое доводится до сведения учащихся и педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала проведения экзаменационной аттестации.

При оценивании успеваемости учащихся в процессе обучения  по следующим видам деятельности: — работа на занятиях  точное, аккуратное выполнение домашних заданий, а так же самостоятельность и  проявление инициативы в творческих заданиях;при прохождении итоговой аттестации — обязательное прохождение всех форм промежуточной аттестации   в

течение учебного года; — овладение практическими навыками, теоретическими основами, заложенными в требования рабочей учебной программы.

 

Критерии оценок

 

5

(«отлично»)

стремление и трудоспособность ученика, направленные к достижению профессиональных навыков, полная самоотдача на занятиях в классе и сценической площадке, грамотное выполнение домашних заданий, работа над собой
4

(«хорошо»)

чёткое понимание развития ученика в том или ином направлении, видимый прогресс в достижении поставленных задач, но пока не реализованных в полной мере
3

(«удовлетворительно»)

ученик недостаточно работает над собой, пропускает занятия, не выполняет домашнюю работу. В результате чего видны значительные недочёты и неточности в работе на сценической площадке
2 («неудовлетворительно») случай, связанный либо с отсутствием возможности развития актёрской природы, либо с постоянными пропусками занятий и игнорированием выполнения домашней работы
«зачет» (без отметки) промежуточная оценка работы ученика, отражающая, полученные на определённом этапе навыки и умения

 

Краткое описание используемых методик и технологий

Методика образовательной деятельности по учебному предмету «Основы актерского мастерства» основана на практических и теоретических наработках лучших российских театральных школ, взявших в основу своей работы систему К.С. Станиславского, теоретические и практические разработки его учеников и последователей (Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова, А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда и др.).

В программе по предмету используются следующие технологии:

— по подходу к ребёнку мы используем личностно-ориентированные технологии.

—  по преобладающему методу: Репродуктивные технологии: объяснительно – иллюстративные; технологии проблемного обучения: исследовательский; игровые технологии; технология коллективного творческого воспитания посредствам коллективных

творческих дел

— по организационным формам:групповые технологии, которые предполагают: групповую (одно задание на разныегруппы); технология дифференцированного обучения; технология коллективного способа обучения

На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Воспитание творческой личности — процесс очень сложный и ответственный, дети имеют различные уровни психофизического развития, у каждого свои пределы и возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому учащемуся поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе.

Метод эмоционального стимулирования — создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.

После каждого занятия необходимо руководствоваться педагогической оценкой, а именно: что занятие дало каждому ребенку в его творческом развитии? Соответствовали ли задачи, поставленные на уроке, с возможностями учащихся? Что получилось, а что удалось с трудом?

Очень аккуратно надо относиться к методу показа педагогом того или иного задания. Некоторые дети привыкают к обязательному показу, ждут его и не решаются проявить свою инициативу. Активность и творческие способности в таком случае не только не развиваются, но иногда даже подавляются. Безусловно, показывать надо. Во-первых, использовать метод режиссерского показа. Исходить не из своего собственного актерского материала, а из материала учащихся. Показывать не то, как вы бы сами сыграли, а то, как следует сыграть конкретному ребенку. Еще существует метод, так называемого «Играющего тренера», т.е. педагог является непосредственным участником тренингов и упражнений, это позволяет как бы «изнутри» контролировать точность исполнения заданий, помогает не допускать приблизительности, поверхностного освоения материала.

Использование метода беседы позволяет выбрать правильную тактику в работе с каждым ребенком. Сущность бе­седы заключается в том, что учитель путем умело постав­ленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализи­ровать, мыслить в определенной логической последовательности. Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы — по­буждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, действенному анализу, к точному личностному разбору этюда или отрывка, к самостоятельному «откры­тию» новых для них выводов, идей, ощущений и т.д. При проведении беседы по осмыслению нового материала необходи­мо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся учатся формулировать свои мысли, понимать и познавать свои эмоциональные ощущения.

Метод сравнения эффективен, о нем говорил ещё Гельвеций: «Всякое сравнение предметов между собой, — писал он, — предполагает внимание; всякое внима­ние предполагает усилие, а всякое усилие — побуждение, за­ставляющее сделать это». Этот метод помогает педагогу и учащимся отслеживать рабочий процесс. «У тебя сегодня получилось хуже (лучше), чем вчера, потому, что…..» или «Эти предлагаемые обстоятельства выбраны более точно, чем в прошлый раз потому, что…».

В активном восприятии учащимися процесса обучения весьма существенное значение имеет умение преподавателя придавать своему объяснению увлекательный характер, де­лать его живым и интересным, использовать множест­во стимулов, возбуждающих любознательность и мыслитель­ную активность учащихся. Необходимо соблюдать определенную педагогическую логику, определенную последовательность учебного и воспитательного процесса, в котором постепенно формируются умения и навыки актерского искусства.

Основным методом формирования качества исполнительского мастерства является метод актерского тренинга, упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в выполнении того или иного задания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Следовательно — «…необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры» — К.С. Станиславский.Начинать тренинг следует с формирования готовности у учащихся восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения.

Важнейшие принципы, применяемые на занятиях по основам актерского мастерства, это:

— контрастность в подборе упражнений;

— прием усложнения заданий;

— комплексность задач на уроке и в каждом упражнении;

— выполнение упражнений и этюдов по словесно­му заданию педагога.

Работа над отрывками и учебным спектаклем через творческое взаимодействие учащегося и педагога, этюдный метод репетиционной работы, как и метод действенного анализа произведения, позволят педагогу максимально раскрыть индивидуальность учащегося.

Обязательным фактором в обучении детей, а по данному предмету особенно, является дисциплина. Необходимо воспитывать у учащихся чувство ответственности и способность доводить начатое дело до логического итога вопреки перемене своих интересов или влиянию внешних факторов.

Метод исследовательской деятельности выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе, создаёт возможность поиска различных способов выполнения поставленных задач, новых художественных средств воплощения сценического образа. Необходимо стремление педагога предлагать такие задания, которые включали бы детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск для развития креативного мышления.

Для быстрого включения учащегося в творческий процесс подходит метод создания проблемных ситуаций — представление материала занятия в виде доступной, образной и яркой  проблемы. Это очень сближает коллектив, выявляет характер и личностные качества учащихся.

В методическую работу педагога также входит посещение с учениками учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев, филармоний и др.), просмотр видеозаписей спектаклей, мастер-классов известных актеров и режиссеров. Воспитание зрительской культуры формирует устойчивый интерес к театру, как к виду искусства.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся: самостоятельная работа учащихся заключается в посещении театров и других учреждений культуры, выполнении домашних заданий, сочинении этюдов, работе над индивидуальными заданиями и самостоятельными отрывками, работе над ролью, работе над совершенствованием и закреплением профессиональных навыков.

 

Сцена – это самый сильный педагог, а зритель — самый строгий экзаменатор. Максимальное участие в творческих мероприятиях, тематических концертах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения, позволит учащимся на практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского мастерства.

Список литературы

рекомендуемой методической и учебной литературы

Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. — Москва АСТ, 2010. —  Альшиц Ю. Л. Тренинг forever! / Ю. Л. Альшиц. — Москва: РАТИ-ГИТИС, 2009

Венецианова М. А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М. А. Венецианова. — Москва: АСТ, 2010. — (Золотой фонд актерского мастерства).

Владимиров С.В. Действие в драме. — 2 изд.,доп. — Санкт-Петербург: Изд- во СПб, 2007

Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. — Москва АСТ, 2010. Жабровец М. В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие / — Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008

Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б. Е. Захава. — 5-е изд. — Москва: РАТИ-ГИТИС, 2008

Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ — ГИТИС, 2008

 

 

Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. — Москва: АСТ, 2009. — (Золотой фонд актерского мастерства)

Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. — Москва: ГИТИС, 2005

Кнебель М. О. Слово в творчестве актера / М. О. Кнебель. — Москва: РАТИ-ГИТИС, 2009

Кокорин А. Вам привет от Станиславского: учебное пособие / А. Кокорин. — 2002

Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / О. Лоза. — Москва: АСТ, 2009. — (Золотой фонд актерского мастерства)

Новарина, Валер. Жертвующий актер / пер. с фр. Екатерины Дмитриевой // Новое литературное обозрение. — 2005. — № 73. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/no31-pr.html

Павис П. Словарь театра / П. Павис; пер. с фр. ; под ред. Л. Баженовой. — Москва: ГИТИС, 2003

Полищук Вера. Актерский тренинг. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд / Райан П. Актерский тренинг искусства быть смешным и мастерства импровизации / П. Райан; пер. с англ. — Москва: АСТ, 2010. — (Золотой фонд актерского мастерства)

Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос / Эльвира Сарабьян. — Москва: АСТ, 2010. — (Золотой фонд актерского мастерства)

Создание актерского образа: теоретические основы / сост. и отв. ред. Н. А. Зверева Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ-ГИТИС, 2008

46.Чехов. М. А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М. А. Чехов. — Москва: АСТ, 2009. — (Золотой фонд актерского мастерства)

Список рекомендуемых Интернет-ресурсов

Актерское мастерство. — Режим доступа: http://acterprofi.ru.

Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». — Режим доступа:

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino. Античный театр. — Режим доступа : http://anti4teatr.ucoz.ru.

Каталог: Театр и театральное искусство. — Режим доступа: http://www.art- world-theatre.ru. Энциклопедия : Музыка. Театр. Кино. — Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm

Театральная Энциклопедия. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php

Планета театра: [новости театральной жизни России]. — Режим доступа: http ://www.theatreplanet.ru/articles

Средневековый театр Западной Европы. — Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm

Средневековый театр. — Режим доступа: http://art. 1 september.ru/index.php?year=2008&num=06

Западноевропейский театр. — Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru

Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. — Режим доступа : http://biblioteka.teatr-obraz.ru

Театральная энциклопедия. — Режим доступа : http://www.theatre-enc.ru.

История: Кино. Театр. — Режим доступа : http://kinohistory.com/index.php

Театры мира. — Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat

Театры народов мира. — Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/

Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. — Режим доступа http://biblioteka.teatr-obraz.ru

Хрестоматия актёра. — Режим доступа: http ://jonder.ru/hrestomat

 

 

 

Программа адаптируется в зависимости от физических данных ребенка, способностей к данному виду искусства и возможностей их воплощения через тренинги, экспертизы, этюды упражнения, зачины