Содержание:
- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Цели и задачи программы………………………………………………….6
- Содержание программы……………………………………………………7
- Планируемые результаты…………………………………………………..7
- Комплекс организационно-педагогических условий…………………….9
- Приложение рекомендаций диагностических методик, анкет.……….11
- Пояснительная записка
«Театр – это такая кафедра,
с которой можно сказать
миру много добра»
Н.В. Гоголь
Дополнительная общеобразовательная –дополнительная общеразвивающая программа «Театральная студия» имеет художественную направленность — направлена на ценностную ориентацию воспитанников к миру театрального искусства, владению навыками исполнительской и творческой деятельности.
Данная программа является модифицированной — разработана на основе предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра» утв. Приказ Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 157., в программу вошли материалыс авторской комплексной дополнительной общеразвивающей программатеатральной студии«Камертон». Программаи адаптирована для работы в МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты педагогами дополнительного образования Гаммершмидт Н.В., Сизовой В.И. Беляевской А.А. для работы в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты.
В программе учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области театрального искусства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
Комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная студия» ориентированана:
- воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области театрального искусства;
- выработку у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации.умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Актуальность программы: Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б. В.Теплов).
Новизна программы заключается в том, что Комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная студия» реализуется на основе синтеза театральной и хореографической деятельности позволяет детям наиболее полно выразить себя, свои чувства, переживания. Ребенок учится выражать их мимикой, жестами, пластическим движениеми, конечно же, голосом.
Педагогическую целесообразность. В основе данной программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей грамотно регулировать процесс развития речи, голоса, музыкального слуха, чувства ритма, пластики движений, внимания, памяти, воображения, ассоциативного и образного мышления. В комплексную программу входят следующие предметы: «Основа актерского мастерства», «Танец».
Постановочная деятельность в театральной студии предусматривает использование выразительных средств драматического и хореографического искусства. Их сочетание и взаимосвязь придают традиционному театру особую динамичность. Таким образом, деятельность студии — это стремление к синтетичности зрелища. Она способствует выявлению и развитию синтетических навыков юных актеров.
Актер в театре и есть главный художник, который создает то, что носит название сценического образа. Точнее сказать, актер в театре одновременно и художник-творец, и материал творчества, и его результат — образ. Искусство актера позволяет нам воочию увидеть не только образ в конечном выражении, но и самый процесс его созидания, становления. Актер создает образ из самого себя, и при этом создает его в присутствии зрителя, на его глазах. В этом едва ли не главная специфика сценического, театрального образа — и здесь же источник особенного и неповторимого художественного наслаждения, которое он доставляет зрителю. Зритель в театре больше, чем где-нибудь в ином искусстве, непосредственно приобщается к чуду творения.
Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременном эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Нет этого контакта — значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля.
Конечно, когда мы думаем и говорим об актере, то понимаем, как важен для театра не просто актер, а актерский ансамбль, единство, творческое взаимодействие актеров. «Настоящий театр, — писал Шаляпин, — не только индивидуальное творчество, а и коллективное действие, требующее полной гармонии всех частей».
Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления ребенка к окружающей среде. На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.
Отличительные особенности программы от программы, вошедших в основу:
— срок реализации;- количество часов;- возраст обучающихся;- количество часов определенных на освоение разделов изучения темам;
— список литературы.
Адресат программы
Программа предназначена для детей и подростков в возрасте от 9 до 16 лет, учащиеся должны иметь заинтересованность в занятиях театральным творчеством. Набор учащихся для обученияосуществляется на основе заявленияродителей (законных представителей), желания самого ребенка
Программа является комплексной. Решает задачи комплексного развития юного актера, предусматривает изучение ряда предметов, являющихся основополагающими в обучении по программе «Театральная студия».
При реализации настоящей программы «Театральная студия» со сроком обучения 4 года общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 778 часов, в том числе по учебным предметам:
Основы актерского мастерства – 541 час, Танец – 237 часов.
Учебный материал соответствует рациональному распределению нагрузки в МУДО «ДЦИ» г. Ухты.
Основная форма работы по программе– мелкогрупповое занятие.
Виды занятий: тренинг, беседа, практическое занятие, мастер – классы, концерты, творческие отчеты, конкурсы, самостоятельная работа, репетиции и др.
Группы формируются по возрастному принципу: в одну группу могут быть объединены дети, примерно, одного возраста (с разницей в один – два года), с учётом возраста, психологических особенностей и их физических данных.
Виды занятий: теоретические, практические, воспитательные, концертная деятельность, творческие показы, конкурсы и др.
Количественный состав групп: 4-10 человек. (мелкогрупповая)
Недельная нагрузка: 1 год обучения 4 часа, 2 и 3 годы обучения 6 часов, 4 год обучения 7 часов, продолжительность учебного часа – 40 минут.
Срок освоения программы:продолжительность учебного года 39 недель, продолжительность учебных занятий: 1 год обучения — 33 недели (занятия начинаются со второй учебной недели), С 2 по 4 год обучения 34 недели. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.
Реализация настоящей программы обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
Срок реализации программы:
№ п\п |
Наименование учебных предметов
|
Распределение по годам обучения |
|||
1 –й | 2-й | 3-й | 4-й | ||
1 | Основы актерского мастерства | 3 | 4 | 4 | 5 |
99 | 136 | 136 | 170 | ||
2 | Танец | 1 | 2 | 2 | 2 |
33 | 68 | 68 | 68 | ||
Максимальная нагрузка: | 4 | 6 | 6 | 7 | |
132 | 204 | 204 | 238 |
Режим занятий
предмет | продолжительность | периодичность | Количество в неделю |
Основы актерского мастерства | 40 минут | 2, 3 раза в неделю | 1 час (40 минут)
2 часа(1час 20 мин) 1,5 часа(1 час) |
Танец | 40 минут | 1 раза в неделю
2 раза в неделю |
1час (40 минут)
2 час (2 х40 мин.) |
- Цели и задачи программы
Цель программы —обучить учащихся актерскому мастерству, музыкальному слуху и танцу.
Задачи:
обучающие
- познакомить учащихся с основами сценической речи, актерского мастерства, режиссуры, сценического движения и хореографии.
- формировать и совершенствовать навыки актерского мастерства, сценического движения, хореографии.
- знание элементов и основных комбинаций классического, народно-сценического, историко-бытового танцев;
- знание средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре;
- научить учащихся грамотно владеть специальной терминологией.
- изучить специфику драматургических произведений.
- формировать способность к рефлексии.
- Формирование умений к взаимодействию и работе в театральном коллективе, приобретение опыта в творческой коллективной деятельности.
Воспитательные:
- выработать фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности и позитивное отношение к миру, к личности;
- формирование устойчивого интереса к театральному искусству;
- воспитание уважения к существующим системам сценического искусства, через которое происходит практическое усвоение и применение работающих методик актерского мастерства;
- развитие в процессе занятий и работы на сцене: наблюдательности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, ассоциативного и образного мышления, чувство ритма, логического мышления, способности выстраивать событийного ряда, способности анализировать предлагаемый материал иформулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя;
- развитие в процессе постановочной работы: самодисциплину, умение организовать себя и свое время; чувство ответственности; организаторские способности;
- Формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом.
Развивающие:
- приобретение опыта и мастерства сценического искусства.
- развитие личностных и творческих способностей учащегося;
- развитие артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения;
- развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности
- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми; коммуникативные способности;
- Освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия
- Развить художественный вкус.
3.Содержание программы
Учебный план
№ п\п |
Наименование учебных предметов
|
Распределение по годам обучения |
|||
1 –й | 2-й | 3-й | 4-й | ||
1 | Школа актера | 3
|
4 | 4 | 5 |
99 | 136 | 136 | 170 | ||
2 | Танец | 1
|
2 | 2 | 2 |
33 | 68
|
68 | 68 | ||
Максимальная нагрузка:
|
4 | 6
|
6 | 7 | |
132 |
204 |
204 |
238 |
Содержание учебного плана
Содержание учебного плана представлено в Программах учебных предметов:
1.Школа актера
2.Танец
4.Планируемые результаты
Минимум содержания программы «Театральная студия» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ театральное творчество и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Основы актерского мастерства» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
Предметные результаты:
Предмет Школа актера
Знания:
— о театре как о виде искусств;
— теоретические основы актёрского мастерства;
— этапы работы над спектаклем;
— законы сценического действия;
— историю и виды грима;
— основные приёмы гримирования;
— теоретические основы сценической речи;
— принципы построения литературной композиции;
— приёмы сценического боя.
Умения:
— воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
— представлять движения в воображении и мыслить образами;
— находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
— самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
— создавать точные и убедительные образы;
— самостоятельно накладывать грим согласно образу;
— выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
— осуществлять сценические падения.
Навыки:
— элементами внутренней и внешней техники актёра;
— приёмы снятия зажимов;
— словесным действием в спектакле;
— сценической пластикой;
— речевым общением;
— приёмами гримирования.
Предмет Танец
Знать:
— жанровые особенности хореографических произведений
Уметь:
— красиво и органично двигаться на сцене;
— проводить пластический тренинг актера с учащимися студии;
— подготовить танцевально-пластический этюд с учащимися студии;
— подготовить танцевальные партии для собственной постановки.
Личностные результаты:
— познавательный интерес к театральной деятельности
— активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей;
-социализация обучаемых, их готовность и способность к практической деятельности в
интересах устойчивого развития;
Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и
является средством формирования у обучающихся универсальных способностей
(компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах
образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности
(культуры), выходящих за рамки предмета «Искусство сцены».
Метапредметные результаты:
— общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,
дружбы и толерантности;
— организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности,
сохранности оборудования, организации места занятий;
-планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в
процессе ее выполнения;
— самооценка результата собственного труда и умение находить возможности и способы их
улучшения;
— управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
-умение осмысливать учебный материал, формулировать выводы, применять полу-
ченные знания на практике;
— самостоятельно выполнять индивидуальный маршрут;
— выступать на публике;
Универсальными компетенциями учащихся являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
для достижения её цели;
-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
- Комплекс организационно-педагогических условий
Требования к условиям реализации программы «Театральная студия» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.
Нормативно- правовое обеспечение программы
-ЗаконРФ «Об образовании в РФ,
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008),
-рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств,
-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
— Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»,
-Устав МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты
-Лицензия на право осуществления образовательной деятельности;
Локальные акты центра:
— Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;
-Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;
-Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;
-Порядок перевода, выпуска и отчисления учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;
-Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
Годовой календарный график;
Программно- методическое обеспечение программы
Реализация образовательной программы обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. В образовательном процессе используются учебники, учебно-методические пособия, аудио-, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы.
Рабочие программы предметов УП:
— Рабочая программа по предмету Основы актерского мастерства;
-Рабочая программа по предмету Танец;
-Рабочая программа по предмету Вокал;
Методические пособия, учебники:
-представлены в соотв. разделах Рабочих программ по предметам
Кадровое обеспечение
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к должности. Педагоги имеют педагогическое образование по профилю предмета: высшее или среднее специальное.
В установленном порядке педагогам обеспечивается курсовая подготовка с целью обеспечения систематического повышения квалификации. Достижения поставленной цели программы возможно при четко согласованной и взаимодополняющей работе высококвалифицированного педагогического состава.
Научно – методическое обеспечение программы осуществляется:
— внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс: приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;
— учебно- методическими комплексами предметов: рабочими программами предметов, календарно- тематическими планами, планами занятий, методическими рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными заданиями;
-методическим обеспечением воспитательной работы: Программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;
-исследовательской и методической работой педагогов;
Материально-техническое обеспечение
— представлено в соответствующих разделах Рабочих программ по предмету
Формы аттестации и контроля
Педагогический мониторинг (оценка качества реализации программы) позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности воспитанника. Приложения. Основными формами подведения итогов по программе является участие учащихся театральной студии в открытых показах, театрализованных постановках, конкурсах, смотрах, фестивалях местного, регионального, российского уровня.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, зачеты.
Текущий контроль успеваемости учащегося проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, творческих показах, театрализованных постановках, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов, после прохождения итоговой аттестации учащимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разработаны образовательным учреждением самостоятельно. Образовательным учреждением разработаны критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости учащегося.
Для аттестации учащегося созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков .
Методами мониторинга являются анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия. Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности учащегося, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики Рекомендации по использованию диагностических методик, анкет даны в Приложении. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогам театральной студии лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива учащихся, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу. На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся, уровень мотивации, а также уровень творческой активности. В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности учащихся. Формы фиксации результатов: подборки материалов (папки), фото- и видеоматериалы.
Итоговая аттестация проводится в форме спектакля.
По итогам аттестации выставляется оценка 5(«отлично»), 4(«хорошо»), 3(«удовлетворительно»), 2(«неудовлетворительно»). Критерии оценок итоговой аттестации прописаны в программах учебных предметов.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
- Список литературы
Список литературы представлен в программах отдельных предметов образовательной программы.
Приложение
Рекомендации по использованию
диагностических методик, анкет.
Приложение №1.
Диагностика результативности воспитательно-образовательного процесса по программе театральной студии.
В воспитание художественной культуры ребенка выделяются в качестве основных пять показателей:
- Качество знаний, умений, навыков.
- Особенности мотивации к занятиям.
- Творческая активность.
- Эмоционально-художественная настроенность.
- Достижения.
Педагог может дополнять список показателей.
Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырем уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью: первый уровень — подготовительный; второй уровень — начальный; третий уровень — освоения; четвертый уровень — совершенствования.
Критерии оценки.
Подготовительный уровень(1) | Начальный уровень(2) | Уровень освоения(3) | Уровень
совершенствования (4) |
|
Качество
знаний, умений, Навыков |
Ознакомление с
образовательной областью |
Владение
основами знаний |
Овладение
специальными знаниями, умениями, навыками. |
Допрофессиональная подготовка |
Особенности мотивации к занятиям | Неосознанный
интерес (навязанный извне или на уровне любопытства). Мотив случайный или кратковременный. |
Интерес
поддерживается Самостоятельно. Мотивация неустойчивая. Связанная с результативно й стороной процесса. |
Интерес на
уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущие мотивы: познавательный интерес к общению, стремление добиться высоких результатов. |
Четко выраженные
потребности. Стремление глубоко изучать предмет как будущую профессию. |
Творческая
активность |
Интерес к
творчеству отсутствует. |
Инициативу
проявляет редко. |
Есть
положительный |
Вносит
предложения по развитию |
Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Производит операции по заранее данному плану. Нет навыков
самостоятельного решения проблем. |
Испытывает
потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения. Способен разрешить проблемную ситуацию, но при помощи педагога. |
эмоциональны й отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может предложить интересные идеи, но часто не способен оценить их и выполнить. | деятельности
студии. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью гибкостью мышления. Богатым воображением, развитой интуицией. Способностью к созданию новых идей. |
|
Эмоционально
художественная настроенность |
Подавленный, напряженный. Бедные и маловыразительные мимика, жесты, речь, голос. Не может четко выразить своё эмоциональное состояние. Нет устойчивой потребности воспринимать или исполнять произведения искусства. | Замечает различные эмоциональны е состояния. Пытается выразить своё состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность воспринимать или исполнять произведения искусства, но не всегда. | Распознаёт свои эмоции и эмоции других людей. Выражает своё
эмоционально е состояние при помощи мимики, жестов, речи, голоса, включаясь в художественный образ. Есть устойчивая потребность в восприятии и исполнении произведений искусства. |
Распознаёт и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по жестам, мимике, речи и интонации. Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Развита эмоциональная выразительность жестов, мимики, голоса. Высокий уровень
включенности в художественный образ. Ненасыщаемая потребность в восприятии и исполнении произведений искусства. |
Достижения | Пассивное участие в делах объединения. | Активное участие в делах
студии |
Значительные результаты на уровне города. | На уровне Республики, России |
Таблица результатов итоговой диагностики учащихся программы Театральная студия
Ф. И. О. Педагога
Дата проведения диагностики
|
Приложение № 2.
Методика изучения мотивов участия в театральной деятельности.
Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности.
Ход проведения:
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа на вопрос используется следующая шкала:
3 — привлекает очень сильно;
2 — привлекает в значительной степени;
1 — привлекает слабо;
0 — не привлекает совсем.
Что тебя привлекает в театральной деятельности?
- Интересное дело.
- Общение.
- Помочь товарищам.
- Возможность показать свои способности.
- Творчество.
- Приобретение новых знаний, умений.
- Возможность проявить организаторские качества.
- Участие в делах своего коллектива.
- Вероятность заслужить уважение.
- Сделать доброе дело для других.
- Выделиться среди других.
- Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов:
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы учащихся в театральной деятельности.
Приложение № 3.
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам
необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «-«.
Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы:
- Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
- Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
- Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
- Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
- Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
- Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
- Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
- Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
- Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
- Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
- Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое
дело?
- Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
- Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
- Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
- Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
- Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
- Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
- Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
- Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов:
1 6 11 16
- 7 12 17
- 8 13 18
- 9 14 19
- 10 15 20
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
— Низкий уровень — 0,1 — 0,45;
— Ниже среднего — 0,46 — 0,55;
— Средний уровень — 0,56 — 0,65;
— Выше среднего — 0,66 — 0,75;
— Высокий уровень — 0,76 — 1.
Приложение № 4.
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (подготовлена М.И, Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б.С. Алишевым, Л.А. Воловичем)
Цель: на основе выявления критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.
Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.
Предусмотрен также контрольный опрос, предлагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41-44; по критерию «критичность» — на вопросы 45-48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49-52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53-56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой. Можно выделить три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.
Опросник. «Чувство новизны»
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
- Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту 0
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино 1
в) построил бы такой, которого нет ни у кого 2
- Если мне нужно развлекать гостей, то я:
а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми 0
б) сочиняю сам сюрприз для гостей 2
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино 1
- Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную 2
б) трудную 1
в) простую 0
- Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое 1
б) точное 0
в) необычное 2
- Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще 0
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли 1
в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова 2
- Мне хочется, чтобы на уроках:
а) все работали 1
б) было весело 0
в) было много нового 2
- Для меня в общении самое важное:
а) хорошее отношение товарищей 0
б) возможность узнать новое («родство душ») 2
в) взаимопомощь 1
- Если бы я был актером, то:
а) стремился бы к тому, чтобы всем нравился мой герой 0
б) придумал бы новые черты характера герою 2
в) старался бы мастерски сыграть роль 1
- Из трех телевизионных передач, идущих по разным программ, я выбрал бы:
а) «Седьмое чувство» 0
б) «Поле чудес» 1
в) «Очевидное — невероятное» 2
- Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут 0
б) неизведанный маршрут 2
в) маршрут, который хвалили мои друзья 1
- Опросник «Критичность»
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен — 0;
б) не согласен — 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.
11. | Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. |
Писарев). | |
12. | Лицо — зеркало души (М. Горький). |
13. | Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс). |
14. | Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле). |
15. | Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл). |
16. | Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир). |
17. | Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко). |
18. | Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние(Блез Паскаль).
|
- Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
- Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).
- Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»
21-23 (для старшеклассников)
В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некоторая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
- ИЗГНАНИЕ — ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) вор
б) обвиняемый
в) судья
г) адвокат
- ОЗЕРО — ВАННА
а) лужа
б) труба
в) вода
г) душ
- ВУЛКАН — ЛАВА
- источник — родник
- глаз — слеза
- огонь — костер
- шторм — наводнение 21-23 (для среднего возраста)
Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).
- ШКОЛА — ОБУЧЕНИЕ
а) доктор
б) ученик
в) учреждение
г) лечение
д) больной
- ПЕСНЯ — ГЛУХОЙ
а) хромой
б)слепой Картина
в) художник
г) рисунок
д) больной
- РЫБА — СЕТЬ
а) решето
б) комар Муха
в) комната
г) жужжать
д) паутина
24-27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).
- Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
- В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?
- В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
- Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?
Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа — 0; тривиальный ответ — 1; оригинальный ответ — 2.
28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.
- Консервная банка.
- Металлическая линейка.
- Велосипедное колесо.
- «Направленность на творчество»
31-40. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?
31.
А) читать книгу; 0
б) сочинять книгу; 2
в) пересказывать содержание книги друзьям 1
32.
А) выступать в роли актера 2
б) выступать в роли зрителя 0
в) выступать в роли критика 1
33.
А) рассказывать всем местные новости 0
б) не пересказывать услышанное 1
в) прокомментировать то, что услышали 2
34.
А) придумывать новые способы выполнения работ 2
б) работать, используя испытанные приемы 0
в) искать в опыте других лучший способ работы 1
35.
А) исполнять указания 0
б) организовывать людей 2
в) быть помощником руководителя 1
36.
А) играть в игры, где каждый действует сам за себя 2
б) играть в игры, где можно проявить себя 1
в) играть в команде 0
37.
А) смотреть интересный фильм дома 1
б) читать книгу 2
в) проводить время в компании друзей 0
38.
А) размышлять, как улучшить мир 2
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир 1
в) смотреть спектакль о красивой жизни 0
39.
А) петь в хоре 0
б) петь песню соло или дуэтом 1
в) петь свою песню 2
40.
А) отдыхать на самом лучшем курорте 0
б) отправиться в путешествие на корабле 1
в) отправиться в экспедицию с учеными 2
- Самооценка (контрольный опрос) Да — 2; трудно сказать — 1; нет — 0
- Мне нравится создавать фантастические проекты.
- Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
- Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
- Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
- В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
- Мне удается находить причины своих неудач.
- Старюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
- Могу обосновать, почему мне что-то нравится или не нравится.
- Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
- Убедительно могу доказать свою правоту.
- Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
- У меня часто рождаются интересные идеи.
- Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
- Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
- Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
- Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
Карта ответов на вопросы анкеты
Фамилия, имя_____________________________
Дата заполнения______________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |
43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |
* В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный вами ответ.
Приложение №5
Диагностическое обеспечение базовогообразовательного минимума
Элементарные знания о природе театра
Вопросы:
- Что означает слово «Театр»?
Слово «театр» переводится с греческого как «место для зрелища». «Театр» означает:
- род искусства;
- представление, спектакль;
- здание, где происходит театральное представление.
- Что такое коллективность?
С одной стороны, коллективность — это ответственность каждого за работу всего коллектива, уважение к партнерам, зависимость друг от друга. С другой стороны, театр по своей природе искусство общественное, требующее коллективного восприятия. Театр не может существовать без зрителей, которые создают вокруг спектакля определенную общественную среду.
- Что такое синтетичность?
Синтетичность — это взаимодействие театрального искусства с другими видами искусства (музыка, танец, живопись). Основоположники синтетического театра — В.И. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Б.Брехт.
- Что такое актуальность?
Актуальность, с одной стороны, — это востребованность спектакля в определенное время в определенном месте. С другой стороны, — это сиюминутность. Театр воздействует на зрителя путем приобщения его к тому, сто происходит на сцене и чему зритель становится непосредственным свидетелем.
- Какие вы знаете виды искусства?
Музыка, живопись, скульптура, архитектура, танец, кино, театр.
- Какие типы театров вы знаете:
Драматические, оперные, балетные, театры промежуточными формами.
Представление об истории театра Вопросы к устному опросу.
- Когда возник театр в Древней Греции и в Древнем Риме? Греческий театр достиг своего расцвета в V в. До н.э., римский — со второй половины III
в. И во II в. Н.э..
- Каких греческих драматургов вы знаете? Что они написали? Эсхил — «Персы», «Орестея»; Софокл — «Антигона»; Еврипид — «Медея»; Аристофан — «Всадники»; Аристотель — «Поэтика».
- Назовите римских драматургов и их произведения.
Плавт «Близнецы», «Клад»; Теренций «Братья».
- Назовите всемирно известных драматургов, писавших в эпоху Возрождения, Классицизма, Просвещения.
Эпоха Возрождения XV — XVII вв.: Лопе де Вега «Собака на сене» (Испания); Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» (Англия).
Классицизм (XVIIв): Корнель «Сид», Расин «Фреда», Мольер «Мещанин во дворянстве» (Франция).
Эпоха Просвещения (XVIII в): Вольтер «Заира», Бомарше «Женитьба Фигаро» (Франция); Гольдони «Слуга двух господ» (Италия); Шиллер «Разбойники», Гете «Фауст» (Германия).
- Когда и где в России возник первый профессиональный театр? Кто его создатель?
XVIII в., г.Ярославль, Федор Волков.
- Назовите выдающихся актеров прошлого и современности. К.С. Станиславский, Б. Щукин, В. Качалов, Н. Черкасов, М. Ульянов, И. Смоктуновский, А. Миронов, А. Райкин.
- Перечислите театры прошлого и настоящего с мировой известностью? «Глобус» — театр Шекспира, «Комедии Франсез» — Франция, МХАТ, театр им. Вахтангова и т.д.
Знание основной театральной терминологии
КРОССВОРД «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ…» |
По горизонтали: 1. Один из персонажей итальянской комедии, первоначально простак, увалень, позднее — слуга, хитрец в костюме из разноцветных треугольников. 2. Осветительный прибор с оптическим устройством, концентрирующим световые лучи от источника света в направленный пучок. 3. Архитектурно выделенный на фасаде вход в здание на сцене — вырез в передней стене сцены, отделяющей ее от зрительного зала. 4. Плоские части театральной декорации, расположенные по бокам сцены параллельно или под углом к рампе. 5. Расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в те или иные моменты спектакля.
По вертикали: 6. Театральная осветительная аппаратура, установленная на полу сцены вдоль ее переднего края, предназначенная для освещения сцены спереди и сзади.
- Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал (перед занавесом). 8. Возражение, ответ, замечание на слова говорящего собеседника. Фраза, которую актер произносит в ответ на слова партнера.
Ответы:
по горизонтали: 1. Арлекин. 2. Прожектор. 3. Портал. 4. Кулисы. 5. Мизансцена.
По вертикали: 6. Рампа. 7. Авансцена. 8. Реплика.
Постижение основ актерского мастерства
Вопросы к устному опросу.
- Что такое этюд?
Этюд — это упражнение, в котором есть содержание жизни, отрезок жизненного процесса.
- Какие качества необходимы актеру, чтобы быть на сцене выразительным?
Воля, активность, внимание, память, ловкость, ритмичность, координация, подвижность.
- Перечислите этюды, которые помогают в совершенствовании актерского мастерства.
Тест «Определение коммуникативных и организаторских способностей» Цель: Изменение выраженности коммуникативных и организаторских способностей.
Инструкция: За положительные ответы ставьте «+», за отрицательные «-».
- Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
- Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию вашего решения?
- Долго ли вас беспокоит чувство обиды?
- Всегда ли вам трудно ориентироваться в критической ситуации?
- Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств?
- Нравится ли вам заниматься общественной работой?
- Верно ли, что вам приятно проводить время за книгами, чем с людьми?
- Если возникли помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
- Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?
- Любите ли вы придумывать или организовывать игры и развлечения?
- Трудно ли вам входить в новые компании?
- Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно сделать сегодня?
- Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
- Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
- Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
- Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с друзьями из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
- Стремитесь ли вы познакомиться и побеседовать с новым человеком?
- Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
- Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
- Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой остановке?
- Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
- Раздражаетесь вы, если вам не удается закончить начатое дело?
- Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомится с новым человеком?
- Утомляетесь ли вы от частого общения с друзьями?
- Любите ли вы участвовать в коллективных развлечениях?
- Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших друзей?
- Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
- Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
- Считаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
- Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?
- Ограничиваете ли вы круг своих знакомых?
- Отстаиваете ли вы свое мнение или решение, ели оно не была сразу принята
вашими товарищами?
- Попав в чужую компанию, чувствуете ли вы себя непринужденно?
- Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно, когда приходится говорить, что-либо большой группе людей?
- Часто ли вы опаздываете в школу?
- У вас много друзей?
- Часто ли вы оказываетесь в центре внимания?
- Вы смущаетесь в разговоре с незнакомыми людьми?
- Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих друзей?
Результаты:
Сравните ваши ответы со значениями дешифраторов №1, №2. Количество совпавших ответов позволит найти коэффициент организаторских или коммуникативных склонностей.
1 | + | 11 | — | 21 | + | 31 | — |
3 | — | 13 | + | 23 | — | 33 | + |
5 | + | 15 | — | 25 | + | 35 | — |
7 | — | 17 | + | 27 | — | 37 | + |
9 | + | 19 | — | 29 | + | 39 | — |
Коэффициент
коммуникативных склонностей |
Оценка | Уровень проявления коммуникативных склонностей |
0,1-0,45 | 1 | низкий |
0,46-0,55 | 2 | Ниже среднего |
0,56-0,65 | 3 | Средний |
0,66-0,75 | 4 | Высокий |
0,76-1,0 | 5 | Очень высокий |
2 | + | 12 | — | 22 | + | 32 | — |
4 | — | 14 | + | 24 | — | 34 | + |
6 | + | 16 | — | 26 | + | 36 | — |
8 | — | 18 | + | 28 | — | 38 | + |
10 | + | 20 | — | 30 | + | 40 | — |
Коэффициент
коммуникативных склонностей |
Оценка | Уровень проявления организаторскихсклонностей |
0,2-0,55 | 1 | низкий |
0,56-0,65 | 2 | Ниже среднего |
0,66-0,7 | 3 | Средний |
0,71-0,8 | 4 | Высокий |
0,81-1,0 | 5 | Очень высокий |