Театральная студия

%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d1%81%d1%82%d1%83%d0%b4%d0%b8%d1%8f

Содержание:

 

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Цели и задачи программы………………………………………………….6
  3. Содержание программы……………………………………………………7
  4. Планируемые результаты…………………………………………………..7
  5. Комплекс организационно-педагогических условий…………………….9
  6. Приложение рекомендаций диагностических методик, анкет.……….11

 

 

  1. Пояснительная записка

 

«Театр – это такая кафедра,

с которой можно сказать

миру много добра»

Н.В. Гоголь

Дополнительная общеобразовательная –дополнительная общеразвивающая  программа «Театральная студия» имеет художественную направленность — направлена на ценностную ориентацию воспитанников к миру театрального искусства, владению навыками исполнительской  и творческой деятельности.

Данная программа является модифицированной — разработана на основе предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра» утв. Приказ Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 157., в программу вошли материалыс авторской комплексной дополнительной общеразвивающей программатеатральной студии«Камертон». Программаи адаптирована для работы в МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты педагогами дополнительного образования Гаммершмидт Н.В., Сизовой В.И. Беляевской А.А. для работы в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты.

В программе учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков в области театрального искусства;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

Комплексная дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  «Театральная студия» ориентированана:

  • воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области театрального искусства;
  • выработку у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации.умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Актуальность программы: Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б. В.Теплов).

Новизна программы заключается в том, что Комплексная дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа «Театральная студия» реализуется на основе синтеза театральной и хореографической деятельности позволяет детям наиболее полно выразить себя, свои чувства, переживания. Ребенок учится выражать их мимикой, жестами, пластическим движениеми, конечно же, голосом.

Педагогическую целесообразность. В основе данной программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей грамотно регулировать процесс развития речи, голоса, музыкального слуха, чувства ритма, пластики движений, внимания, памяти, воображения, ассоциативного и образного мышления. В комплексную программу входят следующие предметы: «Основа актерского мастерства», «Танец».

Постановочная деятельность в театральной студии предусматривает использование выразительных средств драматического и хореографического искусства. Их сочетание и взаимосвязь придают традиционному театру особую динамичность. Таким образом, деятельность студии — это стремление к синтетичности зрелища. Она способствует выявлению и развитию синтетических навыков юных актеров.

Актер в театре и есть главный художник, который создает то, что носит название сценического образа. Точнее сказать, актер в театре одновременно и художник-творец, и материал творчества, и его результат — образ. Искусство актера позволяет нам воочию увидеть не только образ в конечном выражении, но и самый процесс его созидания, становления. Актер создает образ из самого себя, и при этом создает его в присутствии зрителя, на его глазах. В этом едва ли не главная специфика сценического, театрального образа — и здесь же источник особенного и неповторимого художественного наслаждения, которое он доставляет зрителю. Зритель в театре больше, чем где-нибудь в ином искусстве, непосредственно приобщается к чуду творения.

Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременном эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Нет этого контакта — значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля.

Конечно, когда мы думаем и говорим об актере, то понимаем, как важен для театра не просто актер, а актерский ансамбль, единство, творческое взаимодействие актеров. «Настоящий театр, — писал Шаляпин, — не только индивидуальное творчество, а и коллективное действие, требующее полной гармонии всех частей».

Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления ребенка к окружающей среде. На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.

Отличительные особенности программы от программы, вошедших в основу:

— срок реализации;- количество часов;- возраст обучающихся;- количество часов определенных на освоение разделов изучения темам;

— список литературы.

 

Адресат программы

Программа предназначена для  детей и подростков  в возрасте от 9 до 16 лет, учащиеся должны иметь заинтересованность в  занятиях театральным творчеством. Набор учащихся для обученияосуществляется на основе заявленияродителей (законных представителей), желания самого ребенка

 

Программа является комплексной. Решает задачи комплексного развития юного актера, предусматривает изучение ряда предметов, являющихся основополагающими в  обучении   по программе «Театральная студия».

При реализации настоящей программы «Театральная студия» со сроком обучения 4 года общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 778 часов, в том числе по  учебным предметам:

Основы актерского мастерства  – 541 час, Танец – 237 часов.

Учебный материал соответствует рациональному распределению нагрузки в МУДО «ДЦИ» г. Ухты.

          Основная форма работы по программе– мелкогрупповое занятие.

Виды занятий: тренинг, беседа, практическое занятие, мастер – классы, концерты, творческие отчеты, конкурсы, самостоятельная работа, репетиции и др.

Группы формируются по возрастному принципу: в одну группу могут быть объединены дети, примерно, одного возраста (с разницей в один – два года), с учётом возраста, психологических особенностей и их физических данных.

Виды занятий: теоретические, практические, воспитательные, концертная деятельность, творческие показы, конкурсы  и др.

Количественный состав групп: 4-10 человек. (мелкогрупповая)

Недельная нагрузка: 1 год обучения 4 часа, 2 и 3 годы обучения 6 часов, 4 год обучения 7 часов, продолжительность учебного часа – 40 минут.

Срок освоения программы:продолжительность учебного года 39 недель, продолжительность учебных занятий: 1 год обучения —  33 недели (занятия начинаются со второй учебной недели), С 2 по 4 год обучения 34 недели. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.

Реализация настоящей программы обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

Срок реализации программы:

 

№ п\п

 

Наименование  учебных предметов

 

 

Распределение по годам обучения

1 –й 2-й 3-й 4-й
1 Основы актерского мастерства 3 4 4 5
99 136 136 170
2 Танец 1 2 2 2
33 68 68 68
Максимальная нагрузка: 4 6 6 7
132 204 204 238

 

 

Режим занятий

предмет продолжительность периодичность Количество в неделю
Основы актерского мастерства 40 минут 2, 3 раза в неделю 1 час (40 минут)

2 часа(1час 20 мин)

1,5 часа(1 час)

Танец 40 минут 1 раза в неделю

2 раза в неделю

1час (40 минут)

2 час  (2 х40 мин.)

 

  1. Цели и задачи программы

 

Цель программы —обучить учащихся актерскому мастерству,  музыкальному слуху и танцу.

Задачи:

обучающие

  • познакомить учащихся с основами сценической речи, актерского мастерства, режиссуры, сценического движения и хореографии.
  • формировать и совершенствовать навыки актерского мастерства, сценического движения, хореографии.
  • знание элементов и основных комбинаций классического, народно-сценического, историко-бытового танцев;
  • знание средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре;
  • научить учащихся грамотно владеть специальной терминологией.
  • изучить специфику драматургических произведений.
  • формировать способность к рефлексии.
  • Формирование умений к взаимодействию  и работе в театральном коллективе, приобретение опыта в творческой коллективной деятельности.

Воспитательные:

  • выработать фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности и  позитивное отношение  к миру, к личности;
  • формирование устойчивого интереса к театральному искусству;
  • воспитание уважения к существующим системам сценического искусства, через которое происходит практическое усвоение и применение работающих методик актерского мастерства;
  • развитие в процессе занятий и работы на сцене: наблюдательности, творческой фантазии и воображения,  внимания и памяти,  ассоциативного и образного мышления, чувство ритма,  логического мышления,  способности выстраивать событийного ряда,  способности анализировать предлагаемый           материал        иформулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя;
  • развитие в процессе постановочной работы: самодисциплину, умение организовать себя и свое время; чувство ответственности; организаторские способности;
  • Формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом.

 

Развивающие:

  • приобретение опыта и мастерства сценического искусства.
  • развитие личностных и творческих способностей учащегося;
  • развитие артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения;
  • развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности
  • развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми; коммуникативные способности;
  • Освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия
  • Развить художественный вкус.

 

 

3.Содержание программы

 

Учебный план

 

№ п\п

 

Наименование  учебных предметов

 

 

 

Распределение по годам обучения

1 –й 2-й 3-й 4-й
1 Школа актера 3

 

4 4 5
99 136 136 170
2 Танец 1

 

2 2 2
33 68

 

68 68
Максимальная нагрузка:

 

4 6

 

6 7
 

132

 

204

 

204

 

238

 

Содержание учебного плана

Содержание учебного плана представлено  в Программах учебных предметов:

1.Школа актера

2.Танец

4.Планируемые результаты

Минимум содержания программы «Театральная студия» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ театральное творчество и теоретических знаний, умений и навыков.

Результатом освоения программы «Основы актерского мастерства» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 

Предметные результаты:

Предмет Школа актера

Знания:

— о театре как о виде искусств;

— теоретические основы актёрского мастерства;

— этапы работы над спектаклем;

— законы сценического действия;

— историю и виды грима;

— основные приёмы гримирования;

— теоретические основы сценической речи;

— принципы построения литературной композиции;

— приёмы сценического боя.

Умения:

— воспроизводить свои действия в заданной ситуации;

— представлять движения в воображении и мыслить образами;

— находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;

— самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;

— создавать точные и убедительные образы;

— самостоятельно накладывать грим согласно образу;

— выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;

— осуществлять сценические падения.

Навыки:

— элементами внутренней и внешней техники актёра;

— приёмы снятия зажимов;

— словесным действием в спектакле;

— сценической пластикой;

— речевым общением;

— приёмами гримирования.

Предмет Танец

Знать:

— жанровые особенности хореографических произведений

Уметь:

— красиво и органично двигаться на сцене;

— проводить пластический тренинг актера с учащимися студии;

— подготовить танцевально-пластический этюд с учащимися студии;

— подготовить танцевальные партии для собственной постановки.

 

Личностные результаты:

— познавательный интерес к театральной деятельности

— активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в

различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении

поставленных целей;

-социализация обучаемых, их готовность и способность к практической деятельности в

интересах устойчивого развития;

Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и

является средством формирования у обучающихся универсальных способностей

(компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах

образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности

(культуры), выходящих за рамки предмета «Искусство сцены».

 

 

Метапредметные результаты:

— общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,

дружбы и толерантности;

— организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности,

сохранности оборудования, организации места занятий;

-планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в

процессе ее выполнения;

— самооценка результата собственного труда и умение находить возможности и способы их

улучшения;

— управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;

-умение осмысливать учебный материал, формулировать выводы, применять полу-

ченные знания на практике;

— самостоятельно выполнять индивидуальный маршрут;

— выступать на публике;

Универсальными компетенциями учащихся являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства

для достижения её цели;

-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со

сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе

общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

 

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

 

Требования к условиям реализации программы «Театральная студия» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.

 

Нормативно- правовое обеспечение программы

-ЗаконРФ «Об образовании в РФ,

-Порядок  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008),

-рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств,

-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,

— Приложение к письму Департамента  молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки  России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»,

-Устав МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты

-Лицензия на право осуществления образовательной деятельности;

Локальные акты центра:

— Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;

-Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;

-Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;

-Порядок перевода, выпуска и отчисления  учащихся в МУДО  «ДЦИ» г.Ухты;

-Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации  учащихся;

Годовой календарный график;

 

Программно- методическое обеспечение программы

Реализация образовательной программы обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. В образовательном процессе используются учебники, учебно-методические пособия,  аудио-, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы.

Рабочие программы предметов УП:

— Рабочая программа по предмету Основы актерского мастерства;

-Рабочая программа по предмету Танец;

-Рабочая программа по предмету Вокал;

Методические пособия, учебники:

-представлены в соотв. разделах Рабочих программ по предметам

Кадровое обеспечение

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к должности.  Педагоги имеют педагогическое образование по профилю предмета: высшее или  среднее специальное.

В установленном порядке педагогам обеспечивается курсовая подготовка с целью обеспечения систематического повышения квалификации. Достижения поставленной цели программы возможно при четко согласованной и взаимодополняющей работе высококвалифицированного педагогического состава.

Научно – методическое обеспечение программы осуществляется:

— внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс: приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;

— учебно- методическими комплексами предметов: рабочими программами предметов, календарно- тематическими планами, планами занятий, методическими рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными заданиями;

-методическим обеспечением воспитательной работы: Программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;

-исследовательской и методической работой педагогов;

Материально-техническое обеспечение

— представлено в соответствующих разделах Рабочих программ по предмету

 

Формы аттестации и контроля

 

Педагогический мониторинг (оценка качества реализации программы)  позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности воспитанника. Приложения. Основными формами подведения итогов по программе является участие учащихся  театральной студии в открытых показах, театрализованных постановках,  конкурсах, смотрах, фестивалях местного, регионального, российского уровня.

В качестве средств текущего контроля успеваемости  могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания,  зачеты.

Текущий контроль успеваемости учащегося проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, творческих показах, театрализованных постановках, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

По завершении изучения учебных предметов, после прохождения итоговой  аттестации учащимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разработаны   образовательным учреждением  самостоятельно. Образовательным учреждением  разработаны критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости учащегося.

Для аттестации учащегося  созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков .

Методами мониторинга являются анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия. Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности учащегося, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики Рекомендации по использованию диагностических методик, анкет даны в Приложении. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогам театральной студии лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива учащихся, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу. На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся, уровень мотивации, а также уровень творческой активности. В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности учащихся. Формы фиксации результатов:  подборки материалов (папки),  фото- и видеоматериалы.

Итоговая аттестация проводится   в форме спектакля.

По итогам аттестации  выставляется оценка 5(«отлично»), 4(«хорошо»), 3(«удовлетворительно»), 2(«неудовлетворительно»). Критерии оценок итоговой аттестации прописаны в программах учебных предметов.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

 

  1. Список литературы

Список литературы представлен в программах отдельных предметов образовательной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Рекомендации по использованию

диагностических методик, анкет.

 

Приложение №1.

Диагностика результативности воспитательно-образовательного процесса по программе театральной студии.

В воспитание художественной культуры ребенка выделяются в качестве основных пять показателей:

  1. Качество знаний, умений, навыков.
  2. Особенности мотивации к занятиям.
  3. Творческая активность.
  4. Эмоционально-художественная настроенность.
  5. Достижения.

Педагог может дополнять список показателей.

Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырем уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью: первый уровень — подготовительный; второй уровень — начальный; третий уровень — освоения; четвертый уровень — совершенствования.

Критерии оценки.

  Подготовительный уровень(1) Начальный уровень(2) Уровень освоения(3) Уровень

совершенствования

(4)

Качество

знаний,

умений,

Навыков

Ознакомление с

образовательной

областью

Владение

основами

знаний

Овладение

специальными

знаниями,

умениями,

навыками.

Допрофессиональная подготовка
Особенности мотивации к занятиям Неосознанный

интерес

(навязанный извне или на уровне любопытства). Мотив случайный или

кратковременный.

Интерес

поддерживается

Самостоятельно. Мотивация неустойчивая. Связанная с результативно й стороной процесса.

Интерес на

уровне

увлечения.

Поддерживается

самостоятельно. Устойчивая

мотивация.

Ведущие

мотивы:

познавательный интерес к

общению,

стремление

добиться

высоких

результатов.

Четко выраженные

потребности.

Стремление

глубоко изучать

предмет как

будущую

профессию.

Творческая

активность

Интерес к

творчеству

отсутствует.

Инициативу

проявляет

редко.

Есть

положительный

Вносит

предложения по развитию

  Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Производит операции по заранее данному плану. Нет навыков

самостоятельного решения проблем.

Испытывает

потребность в

получении

новых знаний,

в открытии

для себя

новых

способов

деятельности.

Добросовестно выполняет

поручения.

Способен

разрешить

проблемную

ситуацию, но

при помощи

педагога.

эмоциональны й отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может предложить интересные идеи, но часто не способен оценить их и выполнить. деятельности

студии.

Легко, быстро

увлекается

творческим делом.

Обладает

оригинальностью

гибкостью

мышления.

Богатым

воображением,

развитой

интуицией.

Способностью к

созданию новых

идей.

Эмоционально

художественная

настроенность

Подавленный, напряженный. Бедные и маловыразительные мимика, жесты, речь, голос. Не может четко выразить своё эмоциональное состояние. Нет устойчивой потребности воспринимать или исполнять произведения искусства. Замечает различные эмоциональны е состояния. Пытается выразить своё состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность воспринимать или исполнять произведения искусства, но не всегда. Распознаёт свои эмоции и эмоции других людей. Выражает своё

эмоционально е состояние при помощи мимики, жестов, речи, голоса,

включаясь в художественный образ. Есть устойчивая потребность в восприятии и исполнении произведений искусства.

Распознаёт и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по жестам, мимике, речи и интонации. Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Развита эмоциональная выразительность жестов, мимики, голоса. Высокий уровень

включенности в

художественный

образ.

Ненасыщаемая потребность в восприятии и исполнении произведений искусства.

Достижения Пассивное участие в делах объединения. Активное участие в делах

студии

Значительные результаты на уровне города. На уровне  Республики, России

 

 

Таблица результатов итоговой диагностики учащихся программы Театральная студия

Ф. И. О. Педагога

Дата проведения диагностики

п/п

Фамилия,

имя

учащегося

Качество

знаний,

умений,

навыков

Особенности мотивации к занятиям Творческая

активность

Эмоционально художественная настроенность Достижения
             
             
             
             

 

 

Приложение № 2.

Методика изучения мотивов участия  в театральной деятельности.

Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности.

Ход проведения:

Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа на вопрос используется следующая шкала:

3 — привлекает очень сильно;

2 — привлекает в значительной степени;

1 — привлекает слабо;

0 — не привлекает совсем.

Что тебя привлекает в театральной деятельности?

  1. Интересное дело.
  2. Общение.
  3. Помочь товарищам.
  4. Возможность показать свои способности.
  5. Творчество.
  6. Приобретение новых знаний, умений.
  7. Возможность проявить организаторские качества.
  8. Участие в делах своего коллектива.
  9. Вероятность заслужить уважение.
  10. Сделать доброе дело для других.
  11. Выделиться среди других.
  12. Выработать у себя определенные черты характера.

Обработка и интерпретация результатов:

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);

в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы учащихся в театральной деятельности.

 

Приложение № 3.

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция:                                              «Вам

необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «-«.

Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы:

  1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
  5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
  7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
  10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое

дело?

  1. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  2. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  3. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
  4. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
  5. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  6. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  7. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  8. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  9. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

 

 

 

Лист ответов:

1                                                                       6                                                  11                                               16

  • 7 12                                               17
  • 8 13                                               18
  • 9 14                                               19
  • 10 15                                               20

 

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

— Низкий уровень — 0,1 — 0,45;

— Ниже среднего — 0,46 — 0,55;

— Средний уровень — 0,56 — 0,65;

— Выше среднего — 0,66 — 0,75;

— Высокий уровень — 0,76 — 1.

 

Приложение № 4.

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (подготовлена М.И, Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б.С. Алишевым, Л.А. Воловичем)

Цель: на основе выявления критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.

Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.

Предусмотрен также контрольный опрос, предлагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41-44; по критерию «критичность» — на вопросы 45-48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49-52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53-56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой. Можно выделить три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.

Опросник. «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

  1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту                         0

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино                                  1

в) построил бы такой, которого нет ни у кого 2

  1. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми 0

б) сочиняю сам сюрприз для гостей                            2

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино                                      1

  1. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную                                    2

б) трудную                                         1

в) простую                                         0

  1. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое                                        1

б) точное                                       0

в) необычное                                     2

  1. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще                          0

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли                                                                   1

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова                                             2

  1. Мне хочется, чтобы на уроках:

а)    все работали                                    1

б) было весело                                      0

в) было много нового                                 2

  1. Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей                      0

б) возможность узнать новое («родство душ») 2

в) взаимопомощь                                 1

  1. Если бы я был актером, то:

а) стремился бы к тому, чтобы всем нравился мой герой                                      0

б) придумал бы новые черты характера герою 2

в) старался бы мастерски сыграть роль 1

  1. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программ, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство»                                   0

б) «Поле чудес»                                     1

в) «Очевидное — невероятное»                             2

  1. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут                            0

б) неизведанный маршрут                              2

в) маршрут, который хвалили мои друзья 1

  1. Опросник «Критичность»

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

а) полностью согласен — 0;

б) не согласен — 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.

11. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И.
Писарев).  
12. Лицо — зеркало души (М. Горький).
13. Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс).
14. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
15. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
16. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
17. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
18. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние(Блез Паскаль).

 

  1. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
  2. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).
  3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21-23 (для старшеклассников)

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некоторая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

  1. ИЗГНАНИЕ — ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) вор

б) обвиняемый

в) судья

г) адвокат

  1. ОЗЕРО — ВАННА

а) лужа

б) труба

в) вода

г) душ

  1. ВУЛКАН — ЛАВА
  • источник — родник
  • глаз — слеза
  • огонь — костер
  • шторм — наводнение 21-23 (для среднего возраста)

Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).

  1. ШКОЛА — ОБУЧЕНИЕ

а) доктор

б) ученик

в) учреждение

г) лечение

д) больной

  1. ПЕСНЯ — ГЛУХОЙ

а) хромой

б)слепой Картина

в) художник

г) рисунок

д) больной

  1. РЫБА — СЕТЬ

а) решето

б) комар Муха

в) комната

г) жужжать

д) паутина

24-27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

  1. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
  2. В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?
  3. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
  4. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа — 0; тривиальный ответ — 1; оригинальный ответ — 2.

28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

 

  1. Консервная банка.
  2. Металлическая линейка.
  3. Велосипедное колесо.
  4. «Направленность на творчество»

31-40. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

31.

А) читать книгу;                                          0

б) сочинять книгу;                                       2

в) пересказывать содержание книги друзьям                           1

32.

А) выступать в роли актера                                     2

б) выступать в роли зрителя                                    0

в) выступать в роли критика                                   1

33.

А) рассказывать всем местные новости                                0

б) не пересказывать услышанное                                   1

в) прокомментировать то, что услышали                             2

34.

А) придумывать новые способы выполнения работ                        2

б) работать, используя испытанные приемы                        0

в) искать в опыте других лучший способ работы 1

35.

А) исполнять указания                                       0

б) организовывать людей                                   2

в) быть помощником руководителя                                 1

36.

А) играть в игры, где каждый действует сам за себя                       2

б) играть в игры, где можно проявить себя                          1

в) играть в команде                                     0

37.

А) смотреть интересный фильм дома                            1

б) читать книгу                                            2

в) проводить время в компании друзей                                0

38.

А) размышлять, как улучшить мир                                2

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир                        1

в) смотреть спектакль о красивой жизни                              0

39.

А) петь в хоре                                          0

б) петь песню соло или дуэтом                               1

в) петь свою песню                                     2

40.

А) отдыхать на самом лучшем курорте                                 0

б) отправиться в путешествие на корабле                            1

в) отправиться в экспедицию с учеными                             2

  1. Самооценка (контрольный опрос) Да — 2; трудно сказать — 1; нет — 0
  2. Мне нравится создавать фантастические проекты.
  3. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

 

  1. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
  2. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
  3. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
  4. Мне удается находить причины своих неудач.
  5. Старюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  6. Могу обосновать, почему мне что-то нравится или не нравится.
  7. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  8. Убедительно могу доказать свою правоту.
  9. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  10. У меня часто рождаются интересные идеи.
  11. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  12. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  13. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
  14. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

Карта ответов на вопросы анкеты

Фамилия,                                                                        имя_____________________________

Дата                                                                                            заполнения______________________

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

 

* В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный вами ответ.

 

 

 

Приложение №5

Диагностическое обеспечение        базовогообразовательного минимума

Элементарные знания о природе театра

Вопросы:

  1. Что означает слово «Театр»?

Слово «театр» переводится с греческого как «место для зрелища». «Театр» означает:

  • род искусства;
  • представление, спектакль;
  • здание, где происходит театральное представление.
  1. Что такое коллективность?

С одной стороны, коллективность — это ответственность каждого за работу всего коллектива, уважение к партнерам, зависимость друг от друга. С другой стороны, театр по своей природе искусство общественное, требующее коллективного восприятия. Театр не может существовать без зрителей, которые создают вокруг спектакля определенную общественную среду.

  1. Что такое синтетичность?

Синтетичность — это взаимодействие театрального искусства с другими видами искусства (музыка, танец, живопись). Основоположники синтетического театра — В.И. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Б.Брехт.

  1. Что такое актуальность?

Актуальность, с одной стороны, — это востребованность спектакля в определенное время в определенном месте. С другой стороны, — это сиюминутность. Театр воздействует на зрителя путем приобщения его к тому, сто происходит на сцене и чему зритель становится непосредственным свидетелем.

  1. Какие вы знаете виды искусства?

Музыка, живопись, скульптура, архитектура, танец, кино, театр.

  1. Какие типы театров вы знаете:

Драматические, оперные, балетные, театры промежуточными формами.

Представление об истории театра Вопросы к устному опросу.

  1. Когда возник театр в Древней Греции и в Древнем Риме? Греческий театр достиг своего расцвета в V в. До н.э., римский — со второй половины III

в.   И во II в. Н.э..

  1. Каких греческих драматургов вы знаете? Что они написали? Эсхил — «Персы», «Орестея»; Софокл — «Антигона»; Еврипид — «Медея»; Аристофан — «Всадники»; Аристотель — «Поэтика».
  2. Назовите римских              драматургов           и                         их произведения.

Плавт «Близнецы», «Клад»; Теренций «Братья».

  1. Назовите всемирно известных драматургов, писавших в эпоху Возрождения, Классицизма, Просвещения.

Эпоха Возрождения XV — XVII вв.: Лопе де Вега «Собака на сене» (Испания); Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» (Англия).

Классицизм (XVIIв): Корнель «Сид», Расин «Фреда», Мольер «Мещанин во дворянстве» (Франция).

Эпоха Просвещения (XVIII в): Вольтер «Заира», Бомарше «Женитьба Фигаро» (Франция); Гольдони «Слуга двух господ» (Италия); Шиллер «Разбойники», Гете «Фауст» (Германия).

  1. Когда и где в России возник первый профессиональный театр? Кто его создатель?

XVIII в., г.Ярославль, Федор Волков.

  1. Назовите выдающихся актеров прошлого и современности. К.С. Станиславский, Б. Щукин, В. Качалов, Н. Черкасов, М. Ульянов, И. Смоктуновский, А. Миронов, А. Райкин.
  2. Перечислите театры прошлого и настоящего с мировой известностью? «Глобус» — театр Шекспира, «Комедии Франсез» — Франция, МХАТ, театр им. Вахтангова и т.д.

Знание основной театральной терминологии

КРОССВОРД «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ…»

 

По горизонтали: 1. Один из персонажей итальянской комедии, первоначально простак, увалень, позднее — слуга, хитрец в костюме из разноцветных треугольников. 2. Осветительный прибор с оптическим устройством, концентрирующим световые лучи от источника света в направленный пучок. 3. Архитектурно выделенный на фасаде вход в здание на сцене — вырез в передней стене сцены, отделяющей ее от зрительного зала. 4. Плоские части театральной декорации, расположенные по бокам сцены параллельно или под углом к рампе. 5. Расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в те или иные моменты спектакля.

По вертикали: 6. Театральная осветительная аппаратура, установленная на полу сцены вдоль ее переднего края, предназначенная для освещения сцены спереди и сзади.

  1. Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал (перед занавесом). 8. Возражение, ответ, замечание на слова говорящего собеседника. Фраза, которую актер произносит в ответ на слова партнера.

Ответы:

по горизонтали: 1. Арлекин. 2. Прожектор. 3. Портал. 4. Кулисы. 5. Мизансцена.

По вертикали: 6. Рампа. 7. Авансцена. 8. Реплика.

Постижение основ актерского мастерства

Вопросы к устному опросу.

  1. Что такое этюд?

Этюд — это упражнение, в котором есть содержание жизни, отрезок жизненного процесса.

  1. Какие качества необходимы актеру, чтобы быть на сцене выразительным?

Воля, активность, внимание, память, ловкость, ритмичность, координация, подвижность.

  1. Перечислите этюды, которые помогают в совершенствовании актерского мастерства.

Тест «Определение коммуникативных и организаторских способностей» Цель: Изменение выраженности коммуникативных и организаторских способностей.

Инструкция: За положительные ответы ставьте «+», за отрицательные «-».

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию вашего решения?
  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды?
  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в критической ситуации?
  5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств?
  6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что вам приятно проводить время за книгами, чем с людьми?
  8. Если возникли помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?
  10. Любите ли вы придумывать или организовывать игры и развлечения?
  11. Трудно ли вам входить в новые компании?
  12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно сделать сегодня?
  13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с друзьями из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  17. Стремитесь ли вы познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
  20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой остановке?
  21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  22. Раздражаетесь вы, если вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомится с новым человеком?
  24. Утомляетесь ли вы от частого общения с друзьями?
  25. Любите ли вы участвовать в коллективных развлечениях?
  26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших друзей?
  27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
  28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Считаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
  30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?
  31. Ограничиваете ли вы круг своих знакомых?
  32. Отстаиваете ли вы свое мнение или решение, ели    оно не        была сразу принята

вашими товарищами?

  1. Попав в чужую компанию, чувствуете ли вы себя непринужденно?
  2. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  3. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно, когда приходится говорить, что-либо большой группе людей?
  4. Часто ли вы опаздываете в школу?
  5. У вас много друзей?
  6. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания?
  7. Вы смущаетесь в разговоре с незнакомыми людьми?
  8. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих друзей?

Результаты:

Сравните ваши ответы со значениями дешифраторов №1, №2. Количество совпавших ответов позволит найти коэффициент организаторских или коммуникативных склонностей.

 

1 + 11 21 + 31
3 13 + 23 33 +
5 + 15 25 + 35
7 17 + 27 37 +
9 + 19 29 + 39

 

Коэффициент

коммуникативных

склонностей

Оценка Уровень проявления коммуникативных склонностей
0,1-0,45 1 низкий
0,46-0,55 2 Ниже среднего
0,56-0,65 3 Средний
0,66-0,75 4 Высокий
0,76-1,0 5 Очень высокий

 

2 + 12 22 + 32
4 14 + 24 34 +
6 + 16 26 + 36
8 18 + 28 38 +
10 + 20 30 + 40

 

Коэффициент

коммуникативных

склонностей

Оценка Уровень проявления организаторскихсклонностей
0,2-0,55 1 низкий
0,56-0,65 2 Ниже среднего
0,66-0,7 3 Средний
0,71-0,8 4 Высокий
0,81-1,0 5 Очень высокий