Танец

%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b5%d1%86

Содержание:

 

Пояснительная записка ……………………………………….. 3

Цели и задачи программы………………………………………5

Содержание программы……………………………………….11

Комплекс организационно – педагогических условий ……..17

Список литературы…………………………………………….22

Пояснительная записка

Рабочая программа  по предмету  «Танец»   является  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  образовательной программой.

По степени авторства программа является модифицированной – разработана на основе  Примерной программы по учебному предмету Танец ПО.01.УП.06., ПО.01.УП.05 (ПО.01.Театральное исполнительское искусство), утв. приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. N 157.

По форме организации  программа является одной из составляющих программ содержания  комплексной программы «Театральная студия».

Программа по предмету Танец    занимает значительное место  в комплексной дополнительной общеобразовательной – дополнительной общеразвевающей программы художественной направленности «Театральная студия». Учебный предмет «Танец» направлен на формирование у учащихся необходимых знаний в области объективных законов танца знаний и умения их использовать.

Актуальность

В театре существует свой определенный строй и порядок, правила изаконы, следуя которым природные способности человека гармонизируются исовершенствуются.Учебный предмет «Танец» относится к обязательной части Комплексная дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа «Театральная студия»и изучается во взаимосвязи с такими предметам  «Основы актерского мастерства».

Основу практической части предмета составляют классический, народно-сценический и историко-бытовой танцы. Современный театр  — искусство синтетическое, требующее от юного артиста разнообразных умений и навыков. Хореография раздвигает рамки актерских возможностей учащихся, дает возможность погрузиться в эпоху, «вжиться» в сценический материал.

В итоге обучения происходит накопление знаний, умений, навыков, необходимых для следующих этапов освоения программы «Искусство театра».

Новизна программы заключается в том, что в ходит в комплекс предметов  дополнительной общеобразовательной  общеразвивающаей программы «Театральная студия».Реализуется на основе синтеза театральной деятельности, позволяет детям наиболее полно выразить себя, свои чувства, переживания. Ребенок учится выражать их мимикой, жестами, пластическим движением. В танце, как и в спектакле необходимо чувствовать образ, следя за координацией и пластичностью необходимо перевоплощаться в различные образы по характеру и темпераменту. Поэтому владеть техникой танца должен каждый учащийся театральной студии

Концепция программыосновывается на следующих принципах:

  • выявление и развитие творческих задатков детей;
  • создание условий для проявления и самовыражения полученных знаний;
  • выявление одаренных детей;
  • расширение кругозора посредством посещения театров, музеев, выставок, а также чтением популярной хореографической литературы.
  • включение хореографии в общую систему гармонического воспитания личности;
  • обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению инновационных технологий на материале современных учебно-методических пособий;
  • сотрудничество с родителями для достижения устойчивых положительных результатов обучения;
  • создание комфортной среды для воспитания ребенка;
  • интенсификация педагогического процесса;
  • бережное отношение к традициям преподавания хореографии.

Наряду с этим появляется возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, хореографическим способностям и другим индивидуальным данным.

Адресатом программы являются учащиеся МУДО «ДЦИ» г. Ухты по  комплексной дополнительной общеобразовательной – дополнительной общеразвивающей программе «Театральная студия»

Возраст:9-16лет,

Степень предварительной подготовки:набор учащихся для обученияосуществляется на основе заявленияродителей (законных представителей), желания самого ребенка и хореографической подготовки не требует.

Предполагаемый состав групп: количественный состав малокомплектная группа 4-10 человек.

Группы формируются по возрастному принципу: в одну группу могут быть объединены дети, примерно, одного возраста (с разницей в один – два года), с равной степенью природных данных, и, примерно, одинаковым чувством ритма.

Степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области:

на формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности влияют следующие педагогические факторы:

-содержание учебного материала;

-организация учебной деятельности;

-стиль педагогической деятельности;

-сравнение сегодняшних собственных результатов ребёнка с предыдущими и только затем с общими нормами.

Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формирование мотивации к занятиям хореографией, несомненно, особо значимым является интерес. Он служит необходимой предпосылкой обучения.

Объем программы:

При реализации программы «Танец»» со сроком обучения 4 года общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 237часов.

Недельная нагрузка: 1 год обучения– 1 час в неделю, 2-4 год обучения – 2 часа

Продолжительность урока – 40 минут.

Форма организации образовательного процесса – очная.

Занятия в первом классе начинаются со второй учебной недели.

Продолжительность учебных занятий в первом году обучения составляет 33 недели, со 2 по 4 год обучения – 34 учебные недели. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.

Реализация настоящей программы обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

В каникулярные периоды  реализация программы осуществляется во внеурочной форме:

Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана составляет не более 1 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях учреждения).

Внеаудиторная работа можетбыть использована на, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности.

 

 

 

Формы организации образовательного процесса программы

Методика преподавания предметов образовательной программы «Танец» полностью соответствует всем требованиям, связанным с закономерностями психологии восприятия и воспроизведения.

Формы организации учебно-воспитательного процесса:

-мелкогрупповая, которая позволяет педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Видызанятий:

— аудиторные практические занятия;

— самостоятельные занятия;

-воспитательные занятия.

— викторины, коллоквиумы и др.

Структура урока:

-вводная часть — постановка целей и задач;

-основная часть –слушание музыки и ее анализ, разучивание движений, комбинаций,    этюдов, работа над танцевальным образом;

-заключительная часть — рефлексия, домашнее задание.

 

Срок освоения программы и режим занятий

Этапы реализации образовательной программы «Танец»

Год обучения, Кол-во часов в неделю Число занятийв неделю Всего часов

в год

Продолжительность занятия Наполняемость

группы

1 год 1 1 33 40 мин. 4-10 чел.
2 год 1 1 68 2 х 40 мин. 4-10 чел.
3 год 1 1 68 2 х 40 мин. 4-10 чел.
4 год 1 1 68 2 х 40 мин. до 10 чел.

 

  1. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы

Развитие танцевально-исполнительских, пластических и художественно-эстетических способностей учащихся на основе  приобретенных знаний, умений, навыков в области классического, народно-сценического, историко-бытового танцев.

 

Задачи программы:

Обучающие:

  • знание основной терминологии в области хореографического искусства;
  • знание элементов и основных комбинаций классического, народно-сценического, историко-бытового танцев;
  • знание средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре;
  • знание принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств;
  • умение исполнять элементы и основные комбинации классического, народно-сценического и историко-бытового танцев;
  • умение запоминать и воспроизводить танцевальный текст;
  • навыки по применению упражнений с целью преодоления технических трудностей.

Развивающие:

  • развивать эмоциональную сферу личности воспитанников.
  • развивать память, внимание, воображение, музыкальный слух и пластику движений.
  • развивать ассоциативное и образное мышление.
  • развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций;

 

Воспитательные:

  • формировать понятие об этических нормах поведения в социуме и ответственности за свои поступки,
  • воспитывать дикционную, интонационно-мелодическую и орфоэпическую речевую культуру,
  • воспитывать художественный вкус.;
  • воспитать духовную культуру и нравственность;

1 год обучения

Задачи Результаты по задачам Промежуточный контроль по задачам
1. Обучающие:

-постановка корпуса, ног, рук и головы;

-изучение основных движений классического танца в чистом виде и в медленном темпе;

-выработкой первичных навыков правильности и чистоты исполнения;

-приобретением первичных навыков точной согласованности движений;

-освоением простейших танцевальных элементов;

-развитием артистичности.

 

 

Знать:

-анализировать танцевальную музыку;

-координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном темпе;

-оценивать выразительность исполнения.

— правила личной гигиены;

— основы физической и пластической культуры актера;

уметь:

— выполнять упражнения для расслабления мышц и снятия сценического зажима;

— выполнять упражнения для укрепления и развития мышц шеи, спины, груди, живота, таза, ног;

 

открытые уроки для родителей;

танцевальные этюдные зарисовки

контрольные уроки.

 

Участие в театрализованной постановке

2. Развивающие:

-развивать эмоциональную сферу личности воспитанников.

-развивать память, внимание, воображение, музыкальный слух и пластику движений.

-развивать ассоциативное и образное мышление.

-развивать навыки культуры общения с партнером, работы в ансамбле.

 

 

Уметь:

-чувствовать и различать эмоциональное состояния образа в движении.

-воспринимать музыкальный материал;

-согласовывать музыку и движение;

-сосредотачиваться при изучении движений и их разнообразных вариаций;

-различать музыкальный размер 2\4,3\4,4\4;

-координировать движение рук с движением ног;

работа в классе, на уроке; танцевальных зарисовок

исполнение перед родителями.

 

3. Воспитательные:

-формировать понятие об этических нормах поведения в социуме и ответственности за свои поступки.

-воспитание чувство партнера

-воспитывать художественный вкус.

 

-положительно относиться к занятиям хореографией;

-умение свободно общаться на уроке с педагогом и в коллективе;

-уважительно относиться друг к другу.

 

педагогические

наблюдения.

анкетирование

2 год обучения

Задачи Результаты по задачам Промежуточный контроль по задачам
1. Обучающие:

-воспитание умения гармонично сочетать движения ног, корпуса, рук и головы для достижения выразительности и осмысленности танца;

-формирование точности и чистоты исполнения пройденных движений;

-выработка устойчивости на середине зала;

-освоение более сложных танцевальных элементов;

-совершенствование техники, усложнение координации;

-развитие артистичности, чувства позы;

-различать танцевальные жанры, их специфические особенности;

-анализировать танцевальную музыку;

-грамотно исполнять программные движения;

-координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном и быстром темпе.

Знать:

-грамотно и выразительно исполнять программные движения и элементарные комбинации;

-сочетать пройденные упражнения в несложные комбинации;

-анализировать и исправлять допущенные ошибки;

-воспринимать разнообразие музыкально-ритмических рисунков;

-знать о танцевальных средствах выразительности;

-знать термины изученных движений;

 

открытые уроки для родителей;

контрольные уроки.

2. Воспитательные:

-способствовать воспитанию таких нравственных качеств как

настойчивость, трудолюбие, выдержка;

-привить учащимся культуру общения между собой в паре, в ансамбле, с окружающими;

-воспитать доброжелательность, чуткость и внимательное отношение

друг к другу;

-воспитать аккуратность и самостоятельность;

-воспитать ответственность за общее дело.

Быть:

-ответственным в подготовке к уроку;

-активным на уроке, в контакте с педагогом;

-доброжелательным, чутким и внимательным по отношению друг к другу;

-аккуратным;

-самостоятельным;

-настойчивым;

-трудолюбивым и выдержанным.

 

педагогические наблюдения
3. Развивающие:

-развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций;

-дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и увеличения нагрузки в упражнениях;

-уметь танцевать в ансамбле, оценивать выразительность исполнения;

-развивать легкость и чувство позы при исполнении движений танца;

-развить способность к самостоятельной и коллективной работе;

-развивать мотивацию на творческую, художественно-эстетическую и

культурную деятельность.

 

Уметь:

-уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений;

-замечать ошибки в исполнении других и уметь предложить способы их исправления;

-практически использовать приобретенные знания;

-правильно общаться между собой в паре, в ансамбле, с окружающими;

-сознательно понимать каждое движение танца в его простейших элементах-(модуль-блок);

-самостоятельно и коллективно работать.

работа в классе,

на уроке;

исполнение перед родителями.

3 год обучения

Задачи Результаты по задачам Промежуточный контроль по задачам
1. Обучающие:

-усложнением техники исполнения ранее пройденных движений;

-изучением новых более сложных движений, расширение их комбинирования в упражнениях;

-различать танцевальные жанры, их специфические особенности;

-анализировать танцевальную музыку;

-грамотно исполнять программные движения;

-знать правила выполнения движений, структуру и ритмическую раскладку;

-координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном и быстром темпе.

Знать:

— основные направления, жанры и стили хореографического искусства;

— специальную терминологию;

уметь:

-выполнять пластический тренинг актера;

— выполнять упражнения на развитие отдельных частей тела и их соединения в различном ритмическом рисунке;

-танцевать сольно или в группе ритмические танцы;

— выполнять этюды на поиск пластического решения роли.

контрольные уроки.

Опрос, Танцевальные этюды,

Участие в театрализованной постановке

2. Воспитательные:

-воспитать духовную культуру и нравственность;

-воспитать корректное поведение со старшими и сверстниками;

-воспитать патриотическое отношение к Родине;

-способствовать воспитанию таких нравственно-этических качеств как

целеустремленность, дисциплинированность, способствовать раскрытию индивидуальности учащихся.

 

-умение доводить начатое дело до конца;

-умение работать в коллективе, учитывая интересы сверстников;

-умение адекватно реагировать на предложения педагога;

-умение быть дисциплинированным, целеустремленным, проявлять лидерские качества;

-проявлять индивидуальность.

педагогические наблюдения
3. Развивающие:

-развитие силы и выносливости ног;

-развивать исполнительские навыки;

-развивать чувство ритма, памяти;

-сформировать навыки творческой инициативы;

-сформировать навыки постановки перед собой задачи и нахождения способов ее решения;

-продолжать развивать координацию движений;

-продолжать формировать свободу движения;

-развивать способность к коллективной работе;

Уметь:

-образно мыслить;

-творчески работать в коллективе;

-принимать решения, давать оценку своим действиям;

-исполнять элементы танца в заданном характере;

-свободно владеть сценической площадкой.

работа в классе, на уроке;

исполнение перед родителями.

4 года обучения

Задачи Результаты по задачам Промежуточный контроль по задачам
1. Обучающие:

— развитие силы и выносливости ног за счет ускорения темпа исполнения, увеличения количества каждого тренируемого движения;

-усложнение сочетаний дви­жений, необходимое для воплощения образа;

-работа над выразительностью и артистизмом исполнениядвижений;

-различать танцевальные жанры, их специфические особенности;

-анализировать танцевальную музыку;

-тренировать навык музыкально-пластического интонирования.

 

 

Знать:

-грамотное исполнение, выразительно и свободно освоенный программный материал;

-уровень исполнительской техники и артистичности в соответствии с программными требованиями;

Уметь: красиво и органично двигаться на сцене;

проводить пластический тренинг актера с учащимися студии;

подготовить танцевально-пластический этюд с учащимися студии;

подготовить танцевальные партии для собственной постановки

контрольные уроки.

 

Театральная постановка

2. Воспитательные:

-воспитать культуру поведения на сцене;

-воспитать понимание необходимости совершенствования танцевального мастерства;

-воспитать самостоятельность и самоконтроль в работе над этюдами,  постановками;

-воспитать духовную культуру и нравственность;

-воспитать интерес к творческой работе;

-сформировать художественно-эстетического вкус;

-воспитать взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности;

-воспитать качества активно выступающего исполнителя: ответственного,умеющего поддержать друг друга, быстро перестроиться, заменить,

то есть воспитать мобильные качества личности;

-эмоционально-положительное отношение к занятиям;

-высокая концентрация внимания;

-высокая познавательная активность;

— навыки культуры поведения, общения, чувство ответственности при выступлении на любой сценической площадке.

-умение работать в коллективе, учитывая интересы других;

-восприятие педагога как наставника;

-стремление преодолевать трудности, доводить дело до получения результата.

Быть:

развитым физически,

аккуратным, опрятным,

дисциплинированным.

 

педагогические наблюдения
3. Развивающие:

-развивать импровизацию, воображение, фантазию;

-расширять музыкально –художественный кругозор;

-способствовать творческому развитию, активизации мышления;

-способствовать развитию хореографической памяти, внимания;

-способствовать раскрытию индивидуальности;

-развивать физическую силу и выносливость, укреплять нервную систему, способствовать дальнейшему развитию физических данных;

-развивать актёрское, мастерство, выразительность, музыкальность через прослушивание и разбор музыкального материала и постановку хореографических

номеров.

 

Уметь:

— находить ошибки, как у себя, так и в исполнении других;

-обоснованно анализировать свое исполнение и анализировать исполнение движений друг друга;

-владение осознанным, правильным выполнением движений;-самоконтроль над мышечным напряжением, координацией движений;

— импровизировать в быстром и медленном темпе;

-музыкально — пластически интонировать;

-раскрывать

свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле.

работа в классе, на уроке;

исполнение перед родителями.

 

 

  1. Содержание дополнительной образовательной программы

Содержание программы изложено поэтапно, в развитии — от простого к сложному.

Изложение материала носит рекомендательный характер, что дает педагогу возможность применить творческий подход в обучении детей танцу с учетом особенностей психологического и физического развития детей 9 — 16 лет, их природных способностей.

 

1 год обучения

К основной задаче первого года обучения относится воспитание основ танцевальной культуры на образцах классического, народно-сценического и историко-бытового танцев; развитие координации движений, умение слушать музыку,  согласовывая движения и отражая ее характер.

На первом этапе обучения происходит формирование знаний о графическом рисунке танца, по линии танца, против линии танца, о роли центра, об интервалах в рисунке танца, а также формирование умения ориентироваться в пространстве.

 

 

Наименование разделов тем Всего

часов

Теория Практика
1. Основы танцевальной культуры классического танца 11 5 6
2. Основы танцевальной культуры народно-сценического танца 10 5 5
3. Основы танцевальной культуры историко-бытового танца 10 5 5
5. Контрольные уроки, зачеты 2

 

2

 

  Итого: 33

 

15

 

18

 

 

  1. Шаги:
  • бытовой,
  • легкий шаг с подскока,
  • боковой подскок,
  • русский простой шаг,
  • русский переменный шаг,
  • боковой подскок (галоп).
  1. Позиции ног:
  • I, II, III (свободные), VI.
  1. Позиции рук:
  • I, II, III,
  • положение рук за платье, за спину, опущенные вниз с отведенными от корпуса кистями.
  1. Поклоны и реверансы:
  • в ритме полонеза,
  • в ритме вальса,
  • в ритме польки.
  1. Полуприседания по I, II, III, VI позициям.
  2. Вытягивание ног:
  • вперед и в сторону позициям,
  • в сочетании с полуприседанием.
  1. Подъем на невысокие полупальцы по I, II, VI позициям.
  2. Подъем на полупальцы в сочетании с полуприседанием.
  3. Прыжки на двух ногах по VI позиции.
  4. Движения для головы:
  • повороты вправо-влево,
  • наклоны корпуса вперед – назад,
  • повороты корпуса.
  1. Движения для плеч и корпуса:
  • подъем и опускание плеч,
  • наклоны и повороты корпуса вперед и в сторону,
  • повороты корпуса.
  1. Упражнения на ориентировку в пространстве:
  • повороты вправо и влево,
  • движения по линии танца и против линии танца,
  • движение по диагонали.
  1. Построения и перестроения:
  • в колонну по одному,
  • в пары и обратно,
  • из колонны по два — в колонну по четыре,
  • из колонны в шеренгу,
  • в круг.
  1. Положения рук, характерные для русского танца:
  • свободно опущенные вниз,
  • руки в бок.
  1. Шаги:
  • простой русский шаг,
  • переменный.
  1. Русский поклон.

 

2 год обучения

Закрепляются знания и навыки, полученные на первом году обучения. Идет дальнейшее развитие координации, выразительности исполнения. Развивается умение танцевать в ансамбле, воспитание дисциплинированности, манеры исполнения.

 

Наименование разделов тем Всего

часов

Теория Практика

 

1. Элементы классического танца 24 4 20
2. Элементы народно-сценического танца 24 4 20
  Элементы историко-бытового танца 18 4 14
4. Контрольные уроки, зачеты 2 2
  Итого: 68 12  56

 

Середина

Элементы классического, народно-сценического и историко-бытового танцев:

  1. Танцевальные шаги:
  • назад в медленном темпе,
  • шаг на полупальцах назад,
  • шаг с согнутым коленом на целой стопе и полупальцах,
  • бег с согнутыми ногами сзади.
  • бег с вынесением ног вперед.
  1. Полуприседания по I, II, III позициям.
  2. Вытягивание ног:
  • в сторону, вперед по III позиции,
  • в сторону, вперед в сочетании с полуприседанием.
  1. Подъем на полупальцы по III позиции.
  2. Прыжки на двух ногах по I свободной позиции.
  3. Положение en face и epaulеmant.
  4. Открывания и закрывания рук из подготовительного положения в IV позицию (через I, II позиции):

положение кисти:

  • ладонь на талии,
  • кулачок на талии.
  1. Русский переменный ход в сочетании с руками.
  2. Припадание в сторону из III свободной позиции.
  3. Подскоки.
  4. Русский бег.
  5. Перескоки с ноги на ногу (подготовка к дробям).
  6. «Гармошка» из стороны в сторону:
  • С demi-plie и без pliе.
  1. «Елочка».
  2. «Ковырялочка»:
  • с двойным притопом,
  • с тройным притопом.
  1. Поясной русский поклон.
  2. Маленькие этюды на материале русского танца («Веночки» З.Бархатовой).
  3. «Падеграс» в редакции Е.Ивановой.

 

 

3год обучения

Основной задачей третьего класса является изучение позиций рук, ног, головы и основных элементов экзерсиса у станка и на середине зала. Развитие координации движений, танцевальных элементов для сценической практики.

 

 

Наименование разделов тем Всего

часов

Теория Практика

 

1. Классический танец 22 4 18
2. Народно-сценический танец 22 4 18
3. Историко-бытовой танец 22 4 18
4. Контрольные уроки, зачеты 2 2
  Итого: 68  12 56

 

Станок

  1. Позиции ног – I, II, III.
  2. Позиции рук – подготовительное положение I, III, II (изучается на        середине зала в I свободной позиции).
  3. Demi-pliés– по I, II, III позиции.
  4. Battements tendus по I позиции:

— в сторону, вперед, назад;

— с demi-pliés по I позиции в сторону, вперед, назад,

—  с passé par terre по I позиции.

— в сторону, вперед, назад;

— с demi-pliés по I позиции в сторону, вперед, назад;

  1. 5. Demi-rond de jambe par terre — en dehors и en dedans.
  2. Battements tendus jetés:

— по I позиции в сторону, вперед, назад,

— pigué в сторону.

Середина

  1. Позиции рук – I, II, III.
  2. Demi-pliés– по I, II, en face.
  3. Battements tendus по I позиции en face:
  • в сторону, вперед, назад, enface.
  1. I port de bra
  2. Притопы:

— одинарные,

— двойные,

— тройные.

  1. «Гармошка» в повороте.
  2. «Веревочка»:

— простая,

— двойная,

— с переступанием.

  1. «Моталочка» в прямом положении.

Allegro

  1. Tampssaut é — по I, II, III позициям.
  2. Pas èchapp é – по I, II, III позиции.
  3. Pas balancé.
  4. Pas chassé en face.
  5. Pas de basgue — вперед (сценический).
  6. Pas gliss é.
  7. Pas elevés.
  8. Вальсовая дорожка вперед и назад.

 

4 год обучения

Продолжение изучения движений калассического танца  у станка и на середине, расширение материала народно-сценического танца. Изучение историко-бытовых танцев XIX века.Упражнения у станка изучаются вначале за две руки, затем по мере усвоения – за одну руку. Дальнейшее формирование навыков грамотно исполнять программные движения и танцы.

 

Наименование разделов тем Всего

часов

Теория Практика

 

1. Классический танец 22 2 20
2. Народно-сценический танец 22 2 20
3. Историко-бытовой танец 22 4 20
4. Контрольные уроки, зачеты 2 2
  Итого: 68 8 68

 

Станок

  1. Ronddejambeparterreendehorsиendedans.
  2. Battementstendusjetés:

— по I позиции в сторону, вперед, назад,

— pigué в сторону.

  1. Положение sur le cou de pied – условное спереди, сзади и обхватное.

4.Battements frappés – в сторону носком в пол.

  1. Подготовка к battements fondus – в сторону, вперед, назад.
  2. Relevés на полупальцы – по I, II, III позициям.

Середина

  1. Battements tendus по I позиции:

— в сторону, вперед, назад;

— с demi-pliés по I позиции в сторону, вперед, назад;

— double battement tendu всторону I позиции.

  1. Русские шаги:

— переменный с притопом,

— переменный с каблука,

— шаг с приставкой (два небольших последующих шага с последующей мягкой приставкой в I прямую позицию в полуприседание).

  1. Поклон:

— с простыми шагами вперед и назад.

  1. Дроби:

— дробная дорожка – непрерывная мелкая дробь с каблука (на месте, с продвижением вперед).

  1. «Веревочка» — двойная.
  2. «Хлопушки»:

— одинарные и двойные, удары фиксирующие и скользящие (мужские):

— по бедру,

— в ладоши.

  1. Шаг полонеза сценический (на полупальцах) вперед и назад:

— обвод дамы (совместный поворот влево).

  1. Галоп в паре: —

— по линии танца,

— против линии танца,

— к центру и от центра.

  1. Комбинированная полька с различными положениями рук (свободная композиция).
  2. Pas elevés вперед и назад.
  3. Полонез — маленькие композиции с различными перестроениями и комбинациями.

 

Планируемые результаты и способы определения результативности дополнительной образовательной программы

Содержание программы по учебному предмету «Танец» ориентировано на:

  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в    достаточном объеме учебной информации;
  • приобретение навыков творческой деятельности;
  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;
  • умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
  • уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;
  • определение наиболее эффективных способов достижения результата.

 

В области предметных результатов:

  • знать грамотное исполнение, выразительно и свободно освоенный программный материал;
  • знать уровень исполнительской техники и артистичности в соответствии с программными требованиями;
  • знать терминологию в области хореографического искусства;
  • знать элементы основных комбинаций классического, народного сценического и историко-бытового танцев;
  • знать средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре;
  • знать принципы взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств;
  • знать о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;
  • уметь красиво и органично двигаться на сцене;
  • уметь проводить пластический тренинг актера с учащимися студии;
  • уметь подготовить танцевально-пластический этюд с учащимися студии;
  • уметь подготовить танцевальные партии для собственной постановки
  • уметь исполнять элементы и основные комбинации классического, народного сценического и историко-бытового танцев;
  • запоминать и воспроизводить танцевальный текст;
  • иметь навыки по применению упражнений с целью преодоления технических трудностей;
  • иметь навыки исполнения элементов классического и народного сценического танцев,
  • а также:-
  • иметь навыки ориентироваться на сценической площадке;
  • владение различными танцевальными движениями, упражнениямина развитие физических данных;
  • иметь навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
  • владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук,головы;
  • иметь навыки комбинирования движений;
  • иметь навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.

 

Личностные результаты:

  • познавательный интерес к театральной деятельности
  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
  • различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
  • поставленных целей;
  • социализация обучаемых, их готовность и способность к практической деятельности в
  • интересах устойчивого развития;
  • Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и
  • является средством формирования у обучающихся универсальных способностей
  • (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах
  • образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности
  • (культуры), выходящих за рамки предмета «Искусство сцены».

 

 

Метапредметные результаты:

  • общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,
  • дружбы и толерантности;
  • организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности,
  • сохранности оборудования, организации места занятий;
  • планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в
  • процессе ее выполнения;
  • самооценка результата собственного труда и умение находить возможности и способы их
  • улучшения;
  • управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
  • умение осмысливать учебный материал, формулировать выводы, применять полу-
  • ченные знания на практике;
  • самостоятельно выполнять индивидуальный маршрут;
  • выступать на публике;
  • Универсальными компетенциями учащихся являются:
  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
  • для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать с
  • сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
  • общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

 

  1. Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной образовательной программы

Требования к условиям реализации программы «Танец» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.

 

Нормативно — правовое обеспечение программы

-Закон РФ «Об образовании в РФ;

-Порядок  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008);

-рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств;

-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

-Приложение к письму Департамента  молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

-Устав МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты;

-Лицензия на право осуществления образовательной деятельности;

Локальные акты центра:

-Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;

-Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;

-Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;

-Порядок перевода, выпуска и отчисления  учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;

-Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации  учащихся;

-Годовой календарный график.

 

Программно — методическое обеспечение программы

 

— изучение методической и специальной литературы по хореографии;

— просмотр хореографических номеров профессиональных коллективов;

— обмен опытом работы посредством открытых уроков и отчётных концертов;

— знакомство с методикой работы аналогичных учебных заведений;

— поиск необходимого материала в интернете, участие в форумах на интересующую тему;

— просмотр видеоматериалов открытых уроков и концертных номеров аналогичных  и специальных учебных заведений.

 

Кадровое обеспечение

 

Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 5 лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.

 

Научно – методическое обеспечение программы осуществляется:

 

-внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс:

приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;

-учебно-методическими комплексами предметов:

рабочими программами предметов, календарно- тематическими планами, планами занятий, методическими рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными заданиями;

-методическим обеспечением воспитательной работы:

программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;

-исследовательской и методической работой педагогов.

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Минимально необходимый для реализации программы «Танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

Учебные аудитории (балетные залы), предназначенные для реализации учебного предмета «Танец», оснащаются пианино/роялями. Площадь балетных залов должна быть не менее 40 кв.м, иметь пригодное для занятий напольное покрытие (деревянный пол или специализированное (линолеумное) покрытие), зеркала размером 7м х 2м на одной стене. Школа должна иметь театрально-концертный зал с пианино или роялем, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием; костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для сценических выступлений, репетиционного процесса и учебных занятий.

Также необходимо наличие раздевалок для переодевания и душевых для учащихся и педагогов.

 

Формы подведения итогов реализации программы (формы аттестации/контроля)

 

Оценка качества реализации программы «Танец» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию учащихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:  контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, которые могут проходить в виде просмотра концертных номеров.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По итогам промежуточной аттестации  выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») Учащийся усваивает материал на высоком уровне. Инициативен, сценически выразителен. Пластичен, хорошо запоминает учебный материал.
4 («хорошо») Материал усваивает, но есть недочеты в работе. Необходимо развивать сценическую выразительность, пластичность, внимание. Но учащийся трудоспособен, виден прогресс в развитии.
3 («удовлетворительно») Материал усваивает частично, недостаточно пластичен. Часто не внимателен, но просматривается желание и стремление развиваться.
2 («неудовлетворительно») Недисциплинирован. Не может учиться в коллективе, не усваивает учебный материал.

 

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

— оценка годовой работы ученика;

— оценка на зачете;

— другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и в конце учебного года.

 

График промежуточной и итоговой аттестации

Год обучения Срок проведения Вид контрольного мероприятия
1 год конец полугодия

 

конец год

контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за полгода

контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за год

2 год конец полугодия

 

конец года

контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за полгода

контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за год

3 год конец полугодия

 

конец года

контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за полгода

контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за год

4 год конец полугодия

 

конец года

контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за полгода

контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за год

 

 

Работа с родителями

Работа с родителями имеет большое значение – это 50% успеха работы с детьми. Система родитель-ребенок и его увлечения – важный элемент в воспитании, как родителя, так и ребенка.

Большое значение при организации работы придается включению родителей в ту атмосферу деловитости и серьезности, создать которую считается необходимой в занятиях искусством. Для того чтобы создать у родителей желаемый психологический настрой, вызвать у них нужное отношение и понимание целей занятий, родители приглашаются на концерты, открытые занятия, проводятся беседы о том, что может дать ребенку искусство танца, раскрытие значение объективного, беспристрастного подхода к своим детям, необходимости учета их индивидуальных склонностей, способностей. Особенно подчеркивается роль прилежания; прилежный, работоспособный, даже менее одаренный ребенок может достичь хороших результатов, если он находится в атмосфере доброжелательности, интереса и уважения к своим достижениям.

Требования к внешнему виду детей:

Обувь должна быть мягкой для занятий классическим экзерсисом (специальные мягкие балетные туфли). Форма одежды должна быть обтягивающей (купальники, трико), чтобы педагог мог видеть недостатки в осанке ребенка во время исполнения упражнений. Волосы должны быть гладко зачесаны, не спадать на лицо.

 

Методическое обеспечение образовательной программы

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-словесный (объяснение, разбор, анализ);

-наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащегося);

-практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

-индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

-репродуктивный – неоднократное воспроизведение полученных знаний, а также двигательных умений и навыков.

 

Методы воспитания 

-традиционно принятый: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

-инновационно-деятельностный (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий): модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

-неформально-межличностный (осуществляются через личностно значимых авторитетных людей, из числа друзей и близких);

-тренингово-игровой (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях): социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;

-рефлексивный (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).

Средства воспитания — это все то, с помощью чего педагог воздействует на учащихся. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино- и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, театральные спектакли, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.

 

Методические рекомендации для педагогов

Необходимым условием подготовки актера всегда было всестороннее пластическое и двигательное развитие. Занятия танцем не только формируют специальные знания, умения и навыки, но и развивают физически, способствуют преодолению скованности движения, мышечных зажимов, неверной осанки или походки.

В работе с учащимися педагог должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен по принципу «от простого к сложному» и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

При работе над программным материалом педагог должен опираться на следующие основные принципы:

—  целенаправленность учебного процесса;

—  систематичность и регулярность занятий;

—  постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;

— строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.

С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на середине класса, по диагонали и по кругу класса.

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы:

— Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца». Учебно-методическое пособие. Л.-М, Искусство, 1983

— Базарова Н. «Классический танец». Методика 4-го и 5-го годов обучения. Учебник. Л., Искусство, 1984

— Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Учебник.  – СПб, «Искусство», 2000

— Васильева, Н. Танец [Текст] / Н. Васильева. — Москва, 2007. — 105 С.

— Вислова, А. В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-XXI веков [Текст] / — Москва: Университетская книга, 2009. — 288 С.

— Валукин Е. «Мужской танец».  М., ГИТИС, 1987

— Гальцова Е. А. Детско — юношеский театр мюзикла — Волгоград: Изд.-во «Учитель», 2009. — 265 С.

— Голейзовский К. «Образы русской народной хореографии». М., Искусство, 1964

— Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах». Учебно-методическое пособие. М., Искусство, 1989

— Зацепина К. и другие. Народно-сценический танец. М., Искусство, 1976

— Иванов И.С. 250 гимнастических упражнений: индивидуальная гимнастика для актера. — М.; ВЦХТ, (Я вхожу в мир искусств) 2005.

— Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца». Издание 3-е, дополненное. Учебник. Л., Искусство,1986

— Костровицкая В. «100 уроков классического танца» (1-8 классы). Методическое пособие.  – М., Искусство, 1981

— Климов А. «Основы русского народного танца». М., Изд. Московского государственного института культуры, 1984

— Лапкина, Г. А. Современные концепции сценического пространства [Текст] // Театрон. — 2010. — № 1. — С. 66-69.

— Мессерер А.М., «Танец. Мысль. Время» 2 е изд. доп. М., Искусство, 2010. — 76 с.

— Мессерер А. «Уроки классического танца». – М., Искусство, 1967

— Сафронова Л. «Уроки классического танца». СПб, Академия русского балета имени А.Я.Вагановой, 2003

— Танец. Танец. Хореография: краткий словарь танцевальных терминов и понятий [Текст] / сост. Н. А. Александрова. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2008. — 416 С.

— Тарасов Н. «Уроки классического танца». Школа мужского исполнительства. М., Искусство, 1981

— Устинова Т. «Избранные русские народные танцы».  М., Искусство, 1996