Содержание:
Пояснительная записка ……………………………………….. 3
Цели и задачи программы………………………………………5
Содержание программы……………………………………….11
Комплекс организационно – педагогических условий ……..17
Список литературы…………………………………………….22
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Танец» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программой.
По степени авторства программа является модифицированной – разработана на основе Примерной программы по учебному предмету Танец ПО.01.УП.06., ПО.01.УП.05 (ПО.01.Театральное исполнительское искусство), утв. приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. N 157.
По форме организации программа является одной из составляющих программ содержания комплексной программы «Театральная студия».
Программа по предмету Танец занимает значительное место в комплексной дополнительной общеобразовательной – дополнительной общеразвевающей программы художественной направленности «Театральная студия». Учебный предмет «Танец» направлен на формирование у учащихся необходимых знаний в области объективных законов танца знаний и умения их использовать.
Актуальность
В театре существует свой определенный строй и порядок, правила изаконы, следуя которым природные способности человека гармонизируются исовершенствуются.Учебный предмет «Танец» относится к обязательной части Комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная студия»и изучается во взаимосвязи с такими предметам «Основы актерского мастерства».
Основу практической части предмета составляют классический, народно-сценический и историко-бытовой танцы. Современный театр — искусство синтетическое, требующее от юного артиста разнообразных умений и навыков. Хореография раздвигает рамки актерских возможностей учащихся, дает возможность погрузиться в эпоху, «вжиться» в сценический материал.
В итоге обучения происходит накопление знаний, умений, навыков, необходимых для следующих этапов освоения программы «Искусство театра».
Новизна программы заключается в том, что в ходит в комплекс предметов дополнительной общеобразовательной общеразвивающаей программы «Театральная студия».Реализуется на основе синтеза театральной деятельности, позволяет детям наиболее полно выразить себя, свои чувства, переживания. Ребенок учится выражать их мимикой, жестами, пластическим движением. В танце, как и в спектакле необходимо чувствовать образ, следя за координацией и пластичностью необходимо перевоплощаться в различные образы по характеру и темпераменту. Поэтому владеть техникой танца должен каждый учащийся театральной студии
Концепция программыосновывается на следующих принципах:
- выявление и развитие творческих задатков детей;
- создание условий для проявления и самовыражения полученных знаний;
- выявление одаренных детей;
- расширение кругозора посредством посещения театров, музеев, выставок, а также чтением популярной хореографической литературы.
- включение хореографии в общую систему гармонического воспитания личности;
- обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению инновационных технологий на материале современных учебно-методических пособий;
- сотрудничество с родителями для достижения устойчивых положительных результатов обучения;
- создание комфортной среды для воспитания ребенка;
- интенсификация педагогического процесса;
- бережное отношение к традициям преподавания хореографии.
Наряду с этим появляется возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, хореографическим способностям и другим индивидуальным данным.
Адресатом программы являются учащиеся МУДО «ДЦИ» г. Ухты по комплексной дополнительной общеобразовательной – дополнительной общеразвивающей программе «Театральная студия»
Возраст:9-16лет,
Степень предварительной подготовки:набор учащихся для обученияосуществляется на основе заявленияродителей (законных представителей), желания самого ребенка и хореографической подготовки не требует.
Предполагаемый состав групп: количественный состав малокомплектная группа 4-10 человек.
Группы формируются по возрастному принципу: в одну группу могут быть объединены дети, примерно, одного возраста (с разницей в один – два года), с равной степенью природных данных, и, примерно, одинаковым чувством ритма.
Степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области:
на формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности влияют следующие педагогические факторы:
-содержание учебного материала;
-организация учебной деятельности;
-стиль педагогической деятельности;
-сравнение сегодняшних собственных результатов ребёнка с предыдущими и только затем с общими нормами.
Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формирование мотивации к занятиям хореографией, несомненно, особо значимым является интерес. Он служит необходимой предпосылкой обучения.
Объем программы:
При реализации программы «Танец»» со сроком обучения 4 года общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 237часов.
Недельная нагрузка: 1 год обучения– 1 час в неделю, 2-4 год обучения – 2 часа
Продолжительность урока – 40 минут.
Форма организации образовательного процесса – очная.
Занятия в первом классе начинаются со второй учебной недели.
Продолжительность учебных занятий в первом году обучения составляет 33 недели, со 2 по 4 год обучения – 34 учебные недели. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.
Реализация настоящей программы обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
В каникулярные периоды реализация программы осуществляется во внеурочной форме:
Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана составляет не более 1 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях учреждения).
Внеаудиторная работа можетбыть использована на, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности.
Формы организации образовательного процесса программы
Методика преподавания предметов образовательной программы «Танец» полностью соответствует всем требованиям, связанным с закономерностями психологии восприятия и воспроизведения.
Формы организации учебно-воспитательного процесса:
-мелкогрупповая, которая позволяет педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Видызанятий:
— аудиторные практические занятия;
— самостоятельные занятия;
-воспитательные занятия.
— викторины, коллоквиумы и др.
Структура урока:
-вводная часть — постановка целей и задач;
-основная часть –слушание музыки и ее анализ, разучивание движений, комбинаций, этюдов, работа над танцевальным образом;
-заключительная часть — рефлексия, домашнее задание.
Срок освоения программы и режим занятий
Этапы реализации образовательной программы «Танец»
Год обучения, | Кол-во часов в неделю | Число занятийв неделю | Всего часов
в год |
Продолжительность занятия | Наполняемость
группы |
1 год | 1 | 1 | 33 | 40 мин. | 4-10 чел. |
2 год | 1 | 1 | 68 | 2 х 40 мин. | 4-10 чел. |
3 год | 1 | 1 | 68 | 2 х 40 мин. | 4-10 чел. |
4 год | 1 | 1 | 68 | 2 х 40 мин. | до 10 чел. |
- Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы
Развитие танцевально-исполнительских, пластических и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенных знаний, умений, навыков в области классического, народно-сценического, историко-бытового танцев.
Задачи программы:
Обучающие:
- знание основной терминологии в области хореографического искусства;
- знание элементов и основных комбинаций классического, народно-сценического, историко-бытового танцев;
- знание средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств;
- умение исполнять элементы и основные комбинации классического, народно-сценического и историко-бытового танцев;
- умение запоминать и воспроизводить танцевальный текст;
- навыки по применению упражнений с целью преодоления технических трудностей.
Развивающие:
- развивать эмоциональную сферу личности воспитанников.
- развивать память, внимание, воображение, музыкальный слух и пластику движений.
- развивать ассоциативное и образное мышление.
- развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций;
Воспитательные:
- формировать понятие об этических нормах поведения в социуме и ответственности за свои поступки,
- воспитывать дикционную, интонационно-мелодическую и орфоэпическую речевую культуру,
- воспитывать художественный вкус.;
- воспитать духовную культуру и нравственность;
1 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
-постановка корпуса, ног, рук и головы; -изучение основных движений классического танца в чистом виде и в медленном темпе; -выработкой первичных навыков правильности и чистоты исполнения; -приобретением первичных навыков точной согласованности движений; -освоением простейших танцевальных элементов; -развитием артистичности.
|
Знать:
-анализировать танцевальную музыку; -координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном темпе; -оценивать выразительность исполнения. — правила личной гигиены; — основы физической и пластической культуры актера; уметь: — выполнять упражнения для расслабления мышц и снятия сценического зажима; — выполнять упражнения для укрепления и развития мышц шеи, спины, груди, живота, таза, ног; |
открытые уроки для родителей; танцевальные этюдные зарисовки контрольные уроки.
Участие в театрализованной постановке |
2. | Развивающие:
-развивать эмоциональную сферу личности воспитанников. -развивать память, внимание, воображение, музыкальный слух и пластику движений. -развивать ассоциативное и образное мышление. -развивать навыки культуры общения с партнером, работы в ансамбле.
|
Уметь:
-чувствовать и различать эмоциональное состояния образа в движении. -воспринимать музыкальный материал; -согласовывать музыку и движение; -сосредотачиваться при изучении движений и их разнообразных вариаций; -различать музыкальный размер 2\4,3\4,4\4; -координировать движение рук с движением ног; |
работа в классе, на уроке; танцевальных зарисовок
исполнение перед родителями.
|
3. | Воспитательные:
-формировать понятие об этических нормах поведения в социуме и ответственности за свои поступки. -воспитание чувство партнера -воспитывать художественный вкус.
|
-положительно относиться к занятиям хореографией;
-умение свободно общаться на уроке с педагогом и в коллективе; -уважительно относиться друг к другу.
|
педагогические
наблюдения. анкетирование |
2 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
-воспитание умения гармонично сочетать движения ног, корпуса, рук и головы для достижения выразительности и осмысленности танца; -формирование точности и чистоты исполнения пройденных движений; -выработка устойчивости на середине зала; -освоение более сложных танцевальных элементов; -совершенствование техники, усложнение координации; -развитие артистичности, чувства позы; -различать танцевальные жанры, их специфические особенности; -анализировать танцевальную музыку; -грамотно исполнять программные движения; -координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном и быстром темпе. |
Знать:
-грамотно и выразительно исполнять программные движения и элементарные комбинации; -сочетать пройденные упражнения в несложные комбинации; -анализировать и исправлять допущенные ошибки; -воспринимать разнообразие музыкально-ритмических рисунков; -знать о танцевальных средствах выразительности; -знать термины изученных движений;
|
открытые уроки для родителей;
контрольные уроки. |
2. | Воспитательные:
-способствовать воспитанию таких нравственных качеств как настойчивость, трудолюбие, выдержка; -привить учащимся культуру общения между собой в паре, в ансамбле, с окружающими; -воспитать доброжелательность, чуткость и внимательное отношение друг к другу; -воспитать аккуратность и самостоятельность; -воспитать ответственность за общее дело. |
Быть:
-ответственным в подготовке к уроку; -активным на уроке, в контакте с педагогом; -доброжелательным, чутким и внимательным по отношению друг к другу; -аккуратным; -самостоятельным; -настойчивым; -трудолюбивым и выдержанным.
|
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций; -дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и увеличения нагрузки в упражнениях; -уметь танцевать в ансамбле, оценивать выразительность исполнения; -развивать легкость и чувство позы при исполнении движений танца; -развить способность к самостоятельной и коллективной работе; -развивать мотивацию на творческую, художественно-эстетическую и культурную деятельность.
|
Уметь:
-уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений; -замечать ошибки в исполнении других и уметь предложить способы их исправления; -практически использовать приобретенные знания; -правильно общаться между собой в паре, в ансамбле, с окружающими; -сознательно понимать каждое движение танца в его простейших элементах-(модуль-блок); -самостоятельно и коллективно работать. |
работа в классе,
на уроке; исполнение перед родителями. |
3 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
-усложнением техники исполнения ранее пройденных движений; -изучением новых более сложных движений, расширение их комбинирования в упражнениях; -различать танцевальные жанры, их специфические особенности; -анализировать танцевальную музыку; -грамотно исполнять программные движения; -знать правила выполнения движений, структуру и ритмическую раскладку; -координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном и быстром темпе. |
Знать:
— основные направления, жанры и стили хореографического искусства; — специальную терминологию; уметь: -выполнять пластический тренинг актера; — выполнять упражнения на развитие отдельных частей тела и их соединения в различном ритмическом рисунке; -танцевать сольно или в группе ритмические танцы; — выполнять этюды на поиск пластического решения роли. |
контрольные уроки.
Опрос, Танцевальные этюды, Участие в театрализованной постановке |
2. | Воспитательные:
-воспитать духовную культуру и нравственность; -воспитать корректное поведение со старшими и сверстниками; -воспитать патриотическое отношение к Родине; -способствовать воспитанию таких нравственно-этических качеств как целеустремленность, дисциплинированность, способствовать раскрытию индивидуальности учащихся.
|
-умение доводить начатое дело до конца;
-умение работать в коллективе, учитывая интересы сверстников; -умение адекватно реагировать на предложения педагога; -умение быть дисциплинированным, целеустремленным, проявлять лидерские качества; -проявлять индивидуальность. |
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развитие силы и выносливости ног; -развивать исполнительские навыки; -развивать чувство ритма, памяти; -сформировать навыки творческой инициативы; -сформировать навыки постановки перед собой задачи и нахождения способов ее решения; -продолжать развивать координацию движений; -продолжать формировать свободу движения; -развивать способность к коллективной работе; |
Уметь:
-образно мыслить; -творчески работать в коллективе; -принимать решения, давать оценку своим действиям; -исполнять элементы танца в заданном характере; -свободно владеть сценической площадкой. |
работа в классе, на уроке;
исполнение перед родителями. |
4 года обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
— развитие силы и выносливости ног за счет ускорения темпа исполнения, увеличения количества каждого тренируемого движения; -усложнение сочетаний движений, необходимое для воплощения образа; -работа над выразительностью и артистизмом исполнениядвижений; -различать танцевальные жанры, их специфические особенности; -анализировать танцевальную музыку; -тренировать навык музыкально-пластического интонирования.
|
Знать:
-грамотное исполнение, выразительно и свободно освоенный программный материал; -уровень исполнительской техники и артистичности в соответствии с программными требованиями; Уметь: красиво и органично двигаться на сцене; проводить пластический тренинг актера с учащимися студии; подготовить танцевально-пластический этюд с учащимися студии; подготовить танцевальные партии для собственной постановки |
контрольные уроки.
Театральная постановка |
2. | Воспитательные:
-воспитать культуру поведения на сцене; -воспитать понимание необходимости совершенствования танцевального мастерства; -воспитать самостоятельность и самоконтроль в работе над этюдами, постановками; -воспитать духовную культуру и нравственность; -воспитать интерес к творческой работе; -сформировать художественно-эстетического вкус; -воспитать взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности; -воспитать качества активно выступающего исполнителя: ответственного,умеющего поддержать друг друга, быстро перестроиться, заменить, то есть воспитать мобильные качества личности; |
-эмоционально-положительное отношение к занятиям;
-высокая концентрация внимания; -высокая познавательная активность; — навыки культуры поведения, общения, чувство ответственности при выступлении на любой сценической площадке. -умение работать в коллективе, учитывая интересы других; -восприятие педагога как наставника; -стремление преодолевать трудности, доводить дело до получения результата. Быть: развитым физически, аккуратным, опрятным, дисциплинированным.
|
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развивать импровизацию, воображение, фантазию; -расширять музыкально –художественный кругозор; -способствовать творческому развитию, активизации мышления; -способствовать развитию хореографической памяти, внимания; -способствовать раскрытию индивидуальности; -развивать физическую силу и выносливость, укреплять нервную систему, способствовать дальнейшему развитию физических данных; -развивать актёрское, мастерство, выразительность, музыкальность через прослушивание и разбор музыкального материала и постановку хореографических номеров.
|
Уметь:
— находить ошибки, как у себя, так и в исполнении других; -обоснованно анализировать свое исполнение и анализировать исполнение движений друг друга; -владение осознанным, правильным выполнением движений;-самоконтроль над мышечным напряжением, координацией движений; — импровизировать в быстром и медленном темпе; -музыкально — пластически интонировать; -раскрывать свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле. |
работа в классе, на уроке;
исполнение перед родителями. |
- Содержание дополнительной образовательной программы
Содержание программы изложено поэтапно, в развитии — от простого к сложному.
Изложение материала носит рекомендательный характер, что дает педагогу возможность применить творческий подход в обучении детей танцу с учетом особенностей психологического и физического развития детей 9 — 16 лет, их природных способностей.
1 год обучения
К основной задаче первого года обучения относится воспитание основ танцевальной культуры на образцах классического, народно-сценического и историко-бытового танцев; развитие координации движений, умение слушать музыку, согласовывая движения и отражая ее характер.
На первом этапе обучения происходит формирование знаний о графическом рисунке танца, по линии танца, против линии танца, о роли центра, об интервалах в рисунке танца, а также формирование умения ориентироваться в пространстве.
№ | Наименование разделов тем | Всего
часов |
Теория | Практика |
1. | Основы танцевальной культуры классического танца | 11 | 5 | 6 |
2. | Основы танцевальной культуры народно-сценического танца | 10 | 5 | 5 |
3. | Основы танцевальной культуры историко-бытового танца | 10 | 5 | 5 |
5. | Контрольные уроки, зачеты | 2
|
— | 2
|
Итого: | 33
|
15
|
18
|
- Шаги:
- бытовой,
- легкий шаг с подскока,
- боковой подскок,
- русский простой шаг,
- русский переменный шаг,
- боковой подскок (галоп).
- Позиции ног:
- I, II, III (свободные), VI.
- Позиции рук:
- I, II, III,
- положение рук за платье, за спину, опущенные вниз с отведенными от корпуса кистями.
- Поклоны и реверансы:
- в ритме полонеза,
- в ритме вальса,
- в ритме польки.
- Полуприседания по I, II, III, VI позициям.
- Вытягивание ног:
- вперед и в сторону позициям,
- в сочетании с полуприседанием.
- Подъем на невысокие полупальцы по I, II, VI позициям.
- Подъем на полупальцы в сочетании с полуприседанием.
- Прыжки на двух ногах по VI позиции.
- Движения для головы:
- повороты вправо-влево,
- наклоны корпуса вперед – назад,
- повороты корпуса.
- Движения для плеч и корпуса:
- подъем и опускание плеч,
- наклоны и повороты корпуса вперед и в сторону,
- повороты корпуса.
- Упражнения на ориентировку в пространстве:
- повороты вправо и влево,
- движения по линии танца и против линии танца,
- движение по диагонали.
- Построения и перестроения:
- в колонну по одному,
- в пары и обратно,
- из колонны по два — в колонну по четыре,
- из колонны в шеренгу,
- в круг.
- Положения рук, характерные для русского танца:
- свободно опущенные вниз,
- руки в бок.
- Шаги:
- простой русский шаг,
- переменный.
- Русский поклон.
2 год обучения
Закрепляются знания и навыки, полученные на первом году обучения. Идет дальнейшее развитие координации, выразительности исполнения. Развивается умение танцевать в ансамбле, воспитание дисциплинированности, манеры исполнения.
№ | Наименование разделов тем | Всего
часов |
Теория | Практика
|
1. | Элементы классического танца | 24 | 4 | 20 |
2. | Элементы народно-сценического танца | 24 | 4 | 20 |
Элементы историко-бытового танца | 18 | 4 | 14 | |
4. | Контрольные уроки, зачеты | 2 | — | 2 |
Итого: | 68 | 12 | 56 |
Середина
Элементы классического, народно-сценического и историко-бытового танцев:
- Танцевальные шаги:
- назад в медленном темпе,
- шаг на полупальцах назад,
- шаг с согнутым коленом на целой стопе и полупальцах,
- бег с согнутыми ногами сзади.
- бег с вынесением ног вперед.
- Полуприседания по I, II, III позициям.
- Вытягивание ног:
- в сторону, вперед по III позиции,
- в сторону, вперед в сочетании с полуприседанием.
- Подъем на полупальцы по III позиции.
- Прыжки на двух ногах по I свободной позиции.
- Положение en face и epaulеmant.
- Открывания и закрывания рук из подготовительного положения в IV позицию (через I, II позиции):
положение кисти:
- ладонь на талии,
- кулачок на талии.
- Русский переменный ход в сочетании с руками.
- Припадание в сторону из III свободной позиции.
- Подскоки.
- Русский бег.
- Перескоки с ноги на ногу (подготовка к дробям).
- «Гармошка» из стороны в сторону:
- С demi-plie и без pliе.
- «Елочка».
- «Ковырялочка»:
- с двойным притопом,
- с тройным притопом.
- Поясной русский поклон.
- Маленькие этюды на материале русского танца («Веночки» З.Бархатовой).
- «Падеграс» в редакции Е.Ивановой.
3год обучения
Основной задачей третьего класса является изучение позиций рук, ног, головы и основных элементов экзерсиса у станка и на середине зала. Развитие координации движений, танцевальных элементов для сценической практики.
№ | Наименование разделов тем | Всего
часов |
Теория | Практика
|
1. | Классический танец | 22 | 4 | 18 |
2. | Народно-сценический танец | 22 | 4 | 18 |
3. | Историко-бытовой танец | 22 | 4 | 18 |
4. | Контрольные уроки, зачеты | 2 | — | 2 |
Итого: | 68 | 12 | 56 |
Станок
- Позиции ног – I, II, III.
- Позиции рук – подготовительное положение I, III, II (изучается на середине зала в I свободной позиции).
- Demi-pliés– по I, II, III позиции.
- Battements tendus по I позиции:
— в сторону, вперед, назад;
— с demi-pliés по I позиции в сторону, вперед, назад,
— с passé par terre по I позиции.
— в сторону, вперед, назад;
— с demi-pliés по I позиции в сторону, вперед, назад;
- 5. Demi-rond de jambe par terre — en dehors и en dedans.
- Battements tendus jetés:
— по I позиции в сторону, вперед, назад,
— pigué в сторону.
Середина
- Позиции рук – I, II, III.
- Demi-pliés– по I, II, en face.
- Battements tendus по I позиции en face:
- в сторону, вперед, назад, enface.
- I port de bra
- Притопы:
— одинарные,
— двойные,
— тройные.
- «Гармошка» в повороте.
- «Веревочка»:
— простая,
— двойная,
— с переступанием.
- «Моталочка» в прямом положении.
Allegro
- Tampssaut é — по I, II, III позициям.
- Pas èchapp é – по I, II, III позиции.
- Pas balancé.
- Pas chassé en face.
- Pas de basgue — вперед (сценический).
- Pas gliss é.
- Pas elevés.
- Вальсовая дорожка вперед и назад.
4 год обучения
Продолжение изучения движений калассического танца у станка и на середине, расширение материала народно-сценического танца. Изучение историко-бытовых танцев XIX века.Упражнения у станка изучаются вначале за две руки, затем по мере усвоения – за одну руку. Дальнейшее формирование навыков грамотно исполнять программные движения и танцы.
№ | Наименование разделов тем | Всего
часов |
Теория | Практика
|
1. | Классический танец | 22 | 2 | 20 |
2. | Народно-сценический танец | 22 | 2 | 20 |
3. | Историко-бытовой танец | 22 | 4 | 20 |
4. | Контрольные уроки, зачеты | 2 | — | 2 |
Итого: | 68 | 8 | 68 |
Станок
- Ronddejambeparterreendehorsиendedans.
- Battementstendusjetés:
— по I позиции в сторону, вперед, назад,
— pigué в сторону.
- Положение sur le cou de pied – условное спереди, сзади и обхватное.
4.Battements frappés – в сторону носком в пол.
- Подготовка к battements fondus – в сторону, вперед, назад.
- Relevés на полупальцы – по I, II, III позициям.
Середина
- Battements tendus по I позиции:
— в сторону, вперед, назад;
— с demi-pliés по I позиции в сторону, вперед, назад;
— double battement tendu всторону I позиции.
- Русские шаги:
— переменный с притопом,
— переменный с каблука,
— шаг с приставкой (два небольших последующих шага с последующей мягкой приставкой в I прямую позицию в полуприседание).
- Поклон:
— с простыми шагами вперед и назад.
- Дроби:
— дробная дорожка – непрерывная мелкая дробь с каблука (на месте, с продвижением вперед).
- «Веревочка» — двойная.
- «Хлопушки»:
— одинарные и двойные, удары фиксирующие и скользящие (мужские):
— по бедру,
— в ладоши.
- Шаг полонеза сценический (на полупальцах) вперед и назад:
— обвод дамы (совместный поворот влево).
- Галоп в паре: —
— по линии танца,
— против линии танца,
— к центру и от центра.
- Комбинированная полька с различными положениями рук (свободная композиция).
- Pas elevés вперед и назад.
- Полонез — маленькие композиции с различными перестроениями и комбинациями.
Планируемые результаты и способы определения результативности дополнительной образовательной программы
Содержание программы по учебному предмету «Танец» ориентировано на:
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации;
- приобретение навыков творческой деятельности;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;
- умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
- уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;
- определение наиболее эффективных способов достижения результата.
В области предметных результатов:
- знать грамотное исполнение, выразительно и свободно освоенный программный материал;
- знать уровень исполнительской техники и артистичности в соответствии с программными требованиями;
- знать терминологию в области хореографического искусства;
- знать элементы основных комбинаций классического, народного сценического и историко-бытового танцев;
- знать средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре;
- знать принципы взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств;
- знать о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;
- уметь красиво и органично двигаться на сцене;
- уметь проводить пластический тренинг актера с учащимися студии;
- уметь подготовить танцевально-пластический этюд с учащимися студии;
- уметь подготовить танцевальные партии для собственной постановки
- уметь исполнять элементы и основные комбинации классического, народного сценического и историко-бытового танцев;
- запоминать и воспроизводить танцевальный текст;
- иметь навыки по применению упражнений с целью преодоления технических трудностей;
- иметь навыки исполнения элементов классического и народного сценического танцев,
- а также:-
- иметь навыки ориентироваться на сценической площадке;
- владение различными танцевальными движениями, упражнениямина развитие физических данных;
- иметь навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
- владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук,головы;
- иметь навыки комбинирования движений;
- иметь навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
Личностные результаты:
- познавательный интерес к театральной деятельности
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
- различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
- поставленных целей;
- социализация обучаемых, их готовность и способность к практической деятельности в
- интересах устойчивого развития;
- Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и
- является средством формирования у обучающихся универсальных способностей
- (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах
- образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности
- (культуры), выходящих за рамки предмета «Искусство сцены».
Метапредметные результаты:
- общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,
- дружбы и толерантности;
- организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности,
- сохранности оборудования, организации места занятий;
- планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в
- процессе ее выполнения;
- самооценка результата собственного труда и умение находить возможности и способы их
- улучшения;
- управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
- умение осмысливать учебный материал, формулировать выводы, применять полу-
- ченные знания на практике;
- самостоятельно выполнять индивидуальный маршрут;
- выступать на публике;
- Универсальными компетенциями учащихся являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
- для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать с
- сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
- общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
- Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной образовательной программы
Требования к условиям реализации программы «Танец» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.
Нормативно — правовое обеспечение программы
-Закон РФ «Об образовании в РФ;
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008);
-рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств;
-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
-Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
-Устав МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты;
-Лицензия на право осуществления образовательной деятельности;
Локальные акты центра:
-Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;
-Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;
-Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;
-Порядок перевода, выпуска и отчисления учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;
-Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
-Годовой календарный график.
Программно — методическое обеспечение программы
— изучение методической и специальной литературы по хореографии;
— просмотр хореографических номеров профессиональных коллективов;
— обмен опытом работы посредством открытых уроков и отчётных концертов;
— знакомство с методикой работы аналогичных учебных заведений;
— поиск необходимого материала в интернете, участие в форумах на интересующую тему;
— просмотр видеоматериалов открытых уроков и концертных номеров аналогичных и специальных учебных заведений.
Кадровое обеспечение
Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 5 лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Научно – методическое обеспечение программы осуществляется:
-внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс:
приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;
-учебно-методическими комплексами предметов:
рабочими программами предметов, календарно- тематическими планами, планами занятий, методическими рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными заданиями;
-методическим обеспечением воспитательной работы:
программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;
-исследовательской и методической работой педагогов.
Материально-техническое обеспечение программы
Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Минимально необходимый для реализации программы «Танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
Учебные аудитории (балетные залы), предназначенные для реализации учебного предмета «Танец», оснащаются пианино/роялями. Площадь балетных залов должна быть не менее 40 кв.м, иметь пригодное для занятий напольное покрытие (деревянный пол или специализированное (линолеумное) покрытие), зеркала размером 7м х 2м на одной стене. Школа должна иметь театрально-концертный зал с пианино или роялем, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием; костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для сценических выступлений, репетиционного процесса и учебных занятий.
Также необходимо наличие раздевалок для переодевания и душевых для учащихся и педагогов.
Формы подведения итогов реализации программы (формы аттестации/контроля)
Оценка качества реализации программы «Танец» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию учащихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, которые могут проходить в виде просмотра концертных номеров.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По итогам промежуточной аттестации выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | Учащийся усваивает материал на высоком уровне. Инициативен, сценически выразителен. Пластичен, хорошо запоминает учебный материал. |
4 («хорошо») | Материал усваивает, но есть недочеты в работе. Необходимо развивать сценическую выразительность, пластичность, внимание. Но учащийся трудоспособен, виден прогресс в развитии. |
3 («удовлетворительно») | Материал усваивает частично, недостаточно пластичен. Часто не внимателен, но просматривается желание и стремление развиваться. |
2 («неудовлетворительно») | Недисциплинирован. Не может учиться в коллективе, не усваивает учебный материал. |
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
— оценка годовой работы ученика;
— оценка на зачете;
— другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и в конце учебного года.
График промежуточной и итоговой аттестации
Год обучения | Срок проведения | Вид контрольного мероприятия |
1 год | конец полугодия
конец год |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за полгода
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за год |
2 год | конец полугодия
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за полгода
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за год |
3 год | конец полугодия
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за полгода
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за год |
4 год | конец полугодия
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за полгода
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за год |
Работа с родителями
Работа с родителями имеет большое значение – это 50% успеха работы с детьми. Система родитель-ребенок и его увлечения – важный элемент в воспитании, как родителя, так и ребенка.
Большое значение при организации работы придается включению родителей в ту атмосферу деловитости и серьезности, создать которую считается необходимой в занятиях искусством. Для того чтобы создать у родителей желаемый психологический настрой, вызвать у них нужное отношение и понимание целей занятий, родители приглашаются на концерты, открытые занятия, проводятся беседы о том, что может дать ребенку искусство танца, раскрытие значение объективного, беспристрастного подхода к своим детям, необходимости учета их индивидуальных склонностей, способностей. Особенно подчеркивается роль прилежания; прилежный, работоспособный, даже менее одаренный ребенок может достичь хороших результатов, если он находится в атмосфере доброжелательности, интереса и уважения к своим достижениям.
Требования к внешнему виду детей:
Обувь должна быть мягкой для занятий классическим экзерсисом (специальные мягкие балетные туфли). Форма одежды должна быть обтягивающей (купальники, трико), чтобы педагог мог видеть недостатки в осанке ребенка во время исполнения упражнений. Волосы должны быть гладко зачесаны, не спадать на лицо.
Методическое обеспечение образовательной программы
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, разбор, анализ);
-наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащегося);
-практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
-индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
-репродуктивный – неоднократное воспроизведение полученных знаний, а также двигательных умений и навыков.
Методы воспитания
-традиционно принятый: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;
-инновационно-деятельностный (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий): модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;
-неформально-межличностный (осуществляются через личностно значимых авторитетных людей, из числа друзей и близких);
-тренингово-игровой (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях): социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;
-рефлексивный (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).
Средства воспитания — это все то, с помощью чего педагог воздействует на учащихся. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино- и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, театральные спектакли, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.
Методические рекомендации для педагогов
Необходимым условием подготовки актера всегда было всестороннее пластическое и двигательное развитие. Занятия танцем не только формируют специальные знания, умения и навыки, но и развивают физически, способствуют преодолению скованности движения, мышечных зажимов, неверной осанки или походки.
В работе с учащимися педагог должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен по принципу «от простого к сложному» и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
При работе над программным материалом педагог должен опираться на следующие основные принципы:
— целенаправленность учебного процесса;
— систематичность и регулярность занятий;
— постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
— строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.
С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на середине класса, по диагонали и по кругу класса.
- Список литературы:
— Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца». Учебно-методическое пособие. Л.-М, Искусство, 1983
— Базарова Н. «Классический танец». Методика 4-го и 5-го годов обучения. Учебник. Л., Искусство, 1984
— Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Учебник. – СПб, «Искусство», 2000
— Васильева, Н. Танец [Текст] / Н. Васильева. — Москва, 2007. — 105 С.
— Вислова, А. В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-XXI веков [Текст] / — Москва: Университетская книга, 2009. — 288 С.
— Валукин Е. «Мужской танец». М., ГИТИС, 1987
— Гальцова Е. А. Детско — юношеский театр мюзикла — Волгоград: Изд.-во «Учитель», 2009. — 265 С.
— Голейзовский К. «Образы русской народной хореографии». М., Искусство, 1964
— Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах». Учебно-методическое пособие. М., Искусство, 1989
— Зацепина К. и другие. Народно-сценический танец. М., Искусство, 1976
— Иванов И.С. 250 гимнастических упражнений: индивидуальная гимнастика для актера. — М.; ВЦХТ, (Я вхожу в мир искусств) 2005.
— Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца». Издание 3-е, дополненное. Учебник. Л., Искусство,1986
— Костровицкая В. «100 уроков классического танца» (1-8 классы). Методическое пособие. – М., Искусство, 1981
— Климов А. «Основы русского народного танца». М., Изд. Московского государственного института культуры, 1984
— Лапкина, Г. А. Современные концепции сценического пространства [Текст] // Театрон. — 2010. — № 1. — С. 66-69.
— Мессерер А.М., «Танец. Мысль. Время» 2 е изд. доп. М., Искусство, 2010. — 76 с.
— Мессерер А. «Уроки классического танца». – М., Искусство, 1967
— Сафронова Л. «Уроки классического танца». СПб, Академия русского балета имени А.Я.Вагановой, 2003
— Танец. Танец. Хореография: краткий словарь танцевальных терминов и понятий [Текст] / сост. Н. А. Александрова. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2008. — 416 С.
— Тарасов Н. «Уроки классического танца». Школа мужского исполнительства. М., Искусство, 1981
— Устинова Т. «Избранные русские народные танцы». М., Искусство, 1996