Соловушка

%d1%81%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b2%d1%83%d1%88%d0%ba%d0%b0

  1. Пояснительная записка

В музыкальном воспитании учащихся — дошкольников , важное место занимает хоровое пение, в основе которого лежит творческий процесс коллективного музицирования. Хоровое пение – наиболее доступная дошкольникам исполнительская деятельность, подразумевающая выразительное исполнение произведений, а также понимание музыкальных образов. Такое исполнение требует овладения учащимися вокально–хоровыми навыками, как средствами выразительности. Формирование этих навыков и умений не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки.

Хоровое пение всегда имело позитивный характер в музыкально-эстетическом воспитании школьников, свидетельством чему является история музыкального воспитания в России. Теория вокально-хорового исполнительского искусства как научная система знаний появилась во второй половине ХХ столетия на базе хороведения, став естественным продолжением развития общей вокально-хоровой проблематики.

Рабочая программа  учебного  предмета «Соловушка» является  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  образовательной программой.

 По степени авторства программа является модифицированной – разработана на основе программ:

-Примерной программы для детских музыкальных школ музыкальных отделений детских школ искусств «Хор» Федерального агентства по кинематографии , научно-методического центра по художественному образованию.2006г.

-«Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет» И.Е. Домогацкой (Москва, 2004).  Составлена для реализации в условиях Муниципального учреждения дополнительного образования «Детский центр искусств» г.Ухты и направлена на гармоничное формирование личности,  ее духовно-нравственное воспитание посредством  приобщения  к систематическим занятиям музыкой.

Программа  «Соловушка» имеет социально-педагогическую  направленность. Рассматривается как начальный этап освоения ребенком социального опыта и перевода его в личный   жизненный опыт, механизм вхождения ребенка в мир человеческих отношений в доступных сферах и формах реального социума.

Составлена для реализации в условиях Муниципального учреждения дополнительного образования «Детский центр искусств» г.Ухты.

Концепция программы основывается на следующих принципах:

-выявление и развитие творческих задатков детей;

-создание условий для проявления и самовыражения полученных знаний;

-выявление одаренных детей;

-включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности;

-обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению инновационных технологий на материале современных учебно-методических пособий;

-сотрудничество с родителями для достижения устойчивых положительных результатов обучения;

-создание музыкальной среды для воспитания ребенка;

-интенсификация педагогического процесса;

-бережное отношение к традициям преподавания музыки.

Новизна программы и отличительные особенности программы

заключаются в обосновании содержания обучения детей пению, отработан репертуар, подобран с учетом способностей и возможностей ребенка, отсутствуют жесткие регламентации по уровню трудности произведений.

Программа «Соловушка» составлена на основе обобщения опыта музыкальных руководителей в детском саду, учителей музыки в школе, программы хорового сольфеджио Т. Куриной, а также обобщения опыта педагогов хоровых студий и сольфеджио в музыкальной школе (Ж. Металлиди, А. Перцовская).

Педагогической целесообразностью данной  программы  является формирование личности ребенка посредством музыкального искусства в ходе систематического музыкального воспитания и обучения.

Актуальность программы. Программа соответствует современным требованиям, предъявляемым  к образовательной программе, так как:

  1. Она имеет развивающий характер, ориентирована на музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью.
  2. В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной работы с детьми.
  3. В ней учтены идеи развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.
  4. Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка.

Актуальностью данной программы является развитие музыкальных задатков, способностей, заложенных в каждом ребенке, составляющие необходимое условие его полноценного умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 5 до 7 лет, проявляющими интерес к музыке и желающими научиться петь.

Срок реализации программы:

Год обучения, возраст Кол-во часов в неделю Число занятий в неделю Всего часов в год Продолжительность занятий Наполняемость
1год

5-7лет

2 2 66 30мин до 10 чел.

Формы проведения учебных занятий по программе «Соловушка»:

— мелкгрупповая ( до 10 чел.);

— индивидуальная форма работы (подготовка сольных партий).

Виды занятий  по программе: аудиторные практические занятия, воспитательные занятия,  концерты, творческие отчеты.

Продолжительность учебного года   — 38 недель..

Продолжительность учебных занятий составляет 33 недели. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней .  Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.

Объем программы:

При реализации настоящей программы «Соловушка» со сроком обучения 1 год общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 66 часов.

Режим занятий.  Учебные занятия  по 30 минут 2 раза в неделю.

В каникулярные периоды реализация программы осуществляется во внеурочной  форме : воспитательные мероприятия, посещения концертов, спектаклей,  участия в проектах и др.

  1. Цели и задачи программы

Цели:

-Эмоциональное развитие ребенка через песню.

-Расширение представлений об окружающем мире.

-Развитие способности к самовыражению, самореализации.

Задачи:                                  

Образовательные:

-Обучение восприятию и воспроизведению мелодий.

-Формирование «ростков» музыкальной культуры.

-Формирование умения ребенка рассказывать о музыке с использованием простейшей музыкальной терминологии, вызывая эмоциональный отклик.

Развивающие:

-Развитие творческих способностей детей посредством музыкального искусства.

-Активизация деятельности воображения под влиянием музыкальных впечатлений.

-Интеллектуальное развитие учащихся через музыкальные занятия.

Воспитательные:

-Воспитание устойчивого интереса к вокальной музыке, хоровому пению.

-Осмысление понятия хорового коллектива как единого целого, в котором важен каждый и все вместе.

-Воспитание чувства ответственности учебной и концертной дисциплины.

  1. Содержание программы
Задачи Результаты по задаче Промежуточный контроль по задаче
1. Обучающие:

1. Учить петь естественным голосом, без  напряжения, постепенно расширять диапазон.

2. Учить петь выразительно, исполнять вокальное произведение, передавая характер песни.

3. Учить чисто интонировать, правильно брать дыхание.

— певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, дикция и т.д.;

— работа над интонацией, над частным ансамблем – ансамблем партии.

Контрольный урок текущая оценка ; участие хориста в концертах, фестивалях ,конкурсах ,диагностика.

 

2. Воспитательные:

1.Формировать навыки работы в коллективе, коммуникативные умения.

2.Познакомить с основами этикета и правилами поведения в обществе.

3.Формировать навыки  культурно-эстетического образа жизни.

— положительное отношение к занятиям музыкой;

-эмоциональное реагирование на прослушанную мелодию;

— умение свободно общаться на уроке с педагогом;

-желание общаться со сверстниками;

педагогические наблюдения
3. Развивающие:

1.Развивать  вокальные способности.

2.Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.

 

-развитие ритма, слуха;

-развитие образного мышления;

-развитие самостоятельности;

-практическое использование приобретенных знаний.

работа в классе, на уроке;

диагностика

 Учебно-тематический план 

п/п

 

                 Название темы

Общее

количество

часов

Теория Практика
    1 Знакомство. Правила поведения на занятии. Приветствие. 1 1
    2 Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха. Значение упражнений в пении. Знакомство и последующее их разучивание на занятиях. 4 0.5 3.5
    3 Пение и речь. 4 0.5 3.5
    4 Звуки. Слушание звуков, их классификация (шумовые и музыкальные). Свойства музыкального звука – высота. 3 0.5 2.5
    5 Жанры в музыке. 3 1 2
    6 Песня как один из музыкальных жанров. Классификация песен. Знакомство и последующее их разучивание на занятиях. 15 2 13
    7 Тембр голоса. Тембр инструментов. 1 0.2 0.8
    8 Темп. Его значение для песни. 2 0.5 1.5
    9 Динамические оттенки. Их значение в певческой деятельности. 1 0.2 0.8
   10 Настроение в песне. 2 0.2 1.8
   11 Характер песен. 2 0.2 1.8
   12 Минор и мажор в песнях. 2 0.1 1.9
   13 Мелодия. Поступенное движение мелодии вверх и вниз. Импровизация окончания мелодии. 3 0.5 2.5
   14 Название звуков. Звукоряд. 2 0.2 1.8
   15 Длительность звука. 2 0.2 1.8
   16 Ритм. Чувство ритма. Ритмическое творчество. 1 0.2 0.8
   17 Слушатель и зритель. 2 0.2 1.8
   18 Музыка. Виды искусства. 2 0.2 1.8
   19 Игротека. 8 3 5
   20 Концертная деятельность (в т.ч. контрольные и открытые занятия) 2 0.1 0.9
   21 Методическая работа. 1
Всего часов в год 66

 Содержание                                                               

  1. Знакомство. Правила поведения на занятии. Приветствие.

Теория.

Знакомство с учениками. Рассказ о правилах поведения на занятии. Музыкальное приветствие.

Практика.

Разучивание музыкального приветствия.

  1. Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха. Значение упражнений в пении. Знакомство и последующее их разучивание на занятиях.

Теория.

Знакомство с понятием – упражнение, объяснение, для чего оно нужно певцу. Беседа о голосовом аппарате человека, его охране. Знакомство с упражнениями.

Практика.

Разучивание упражнений и последующее их исполнение на занятиях.

  1. Пение и речь.

Теория.

Рассказ о том, как возникла песня, чем отличается речь от пения. Чтение стихов, последующее их протяжное произношение и пение на одном звуке (на примере потешки «Андрей – воробей). Просмотр пособия «Правильное пение», где на картинках нарисовано лицо девочки, которая произносит гласные – а, о, у для практического применения в пении.

Практика.

Протяжное произношение выученных стишков и последующее пение их на одном звуке, заданном педагогом.

  1. Звуки. Слушание звуков, их классификация (шумовые и музыкальные). Свойства музыкального звука – высота.

Теория.

Экспериментальным путем выяснить, как рождается звук у предметов (на примере колокольчика и струны). Познакомить с понятием – вибрация, вибрация голосовых связок. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»

(в сокращении). Беседа о видах звука, их классификация – шумовые и музыкальные звуки. Чтение рассказа В. Бианки «Музыкальная канарейка». Рассказ об особенностях музыкального звука, понятие – высокие и низкие звуки. Просмотр пособия «Музыкальные и шумовые звуки». Чтение стихотворения «По клавишам кошечка наша гуляла» для знакомства с регистрами на фортепиано.

Практика.

Слушание звуков, издаваемых разными предметами. Игра: «Музыкальные и шумовые звуки». Слушание музыкальных произведений для определения высоты звука, пение упражнений. Игры: «Послушаем звуки», «Птичка и птенчики», «Лилипуты и великан», «Ученый кузнечик» на закрепления понятий – высокие и низкие звуки.

  1. Жанры в музыке.

Теория.

Знакомство с понятием – жанры в музыке, выделение трех основных жанров – песня, танец и марш. Чтение сказки «На чем музыка держится или «три кита»».

Практика.

Слушание музыкальных произведений разного жанра, определение жанра при помощи пособия «Музыкальные часы». Игры: «Что звучит?», «Кому играть?» — на закрепление пройденного материала.

  1. Песня как один из музыкальных жанров. Классификация песен. Знакомство и последующее их разучивание на занятиях.

Теория.

Беседа о песне, из чего она состоит (мелодия и слова), для чего служит. Классификация песен – народные, классические и современные.

Практика.

Знакомство и последующее разучивание песен на занятиях. Работа над чистотой интонации, дикцией, правильным дыханием, одновременным началом и окончанием песни, выразительным исполнением и последующее самостоятельное исполнение песен на занятиях, в концертной деятельности, в повседневной жизни.

  1. Тембр голоса. Тембр инструментов.

Теория.

Познакомить с  понятием  — тембр. Беседа о тембре голоса. Чтение стихотворения «Собственный голос». Рассматривание детских музыкальных инструментах, выявление их отличий друг от друга, слушание звучания.

Практика.

Игра на детских музыкальных инструментах. Игры: «Что звучит?», «Кто позвал?» — на закрепление понятий —  тембр инструментов, тембр голоса.

  1. Темп. Его значение для песни.

Теория.

Познакомить с  понятием —  темп. Беседа о значении темпа в песне.

Практика.

Слушание музыкальных произведений в разном темпе, пение упражнений, песен. Игры: «Карусель», «Кто быстрей?» — на закрепление понятий быстрого, умеренного и медленного темпа.

  1. Динамические оттенки. Их значение в певческой деятельности.

Теория.

Дать представление о понятии – динамические оттенки. Беседа о громких и тихих звуках, о значении динамических оттенков в пении.

Практика.

Слушание музыкальных произведений, определение динамических оттенков при помощи двух карточек разного оттенка – голубого и синего. Пение упражнений, песен. Игры: «Пальчики – ручки», «Что как звучит?» — на закрепление понятий – громкая, тихая музыка.

  1. Настроение в песне.

Теория.

Беседа о настроении человека, каким оно бывает в разных жизненных ситуациях. Дать представление о понятии – настроение в музыке.

Практика.

Слушание песен, определение их настроения. Чтение стихотворений А. Л. Батро «Игрушки» в разном настроении – печально, весело. Пение песен. Игра: «Песенка для игрушки» — на закрепление понятий – веселая и грустная по настроению музыка.

  1. Характер песни.

Теория.

Беседа о характере человека, понятие – характер в музыке, в песне.

Практика.

Слушание музыкальных произведений для определения характера. Пение упражнений, песен. Игра: «Определи характер» — на закрепление понятия о веселой, спокойной и грустной по характеру музыке.

  1. Мажор и минор в песнях.

Теория.

Беседа о минорном и мажорном ладе в песне, о том , как лад влияет на настроение и характер песни.Чтение стихотворения «Сеньор Мажор и сеньор Минор».

Практика.

Слушание музыкальных произведений, определение лада. Пение упражнений, песен. Игра: «Какой клоун поет?» — на определение лада.

  1. Мелодия. Поступенное движение мелодии вверх и вниз. Импровизация окончания мелодии.

Теория.

Познакомитьс понятием – мелодия. Рассказ о их разнообразии. Понятие – поступенное движение мелодии вверх и вниз. Знакомство с пособием «Музыкальная лесенка».

Практика.

Слушание музыкального произведения, выделение мелодии в пьесе, песне. П Импровизация окончания песенки, данной педагогом. Игра: «Куда движется мелодия?» — на закрепление пройденного материала.

  1. Название звуков. Звукоряд.

Теория.

Познакомить с понятием – звукоряд. Чтение сказки «Музыкальные ступеньки». Знакомство с названиями ступеней звукоряда. Показ игры звукоряда на детских музыкальных инструментах — металлофоне, ксилофоне.

Практика.

Разучивание поговорки о звукоряде. Пение упражнений. Игра звукоряда на металлофоне, ксилофоне. Игра: «Музыкальные звуки» — на закрепление названий ступеней звукоряда.

  1. Длительность звука.

Теория.

Познакомить с  понятием – длительность звука. Слушание длинных и коротких звуков. Знакомство с пособием «Длинные и короткие звуки».

Практика.

Пение упражнений. При помощи пособия «Длинные и короткие звуки» — кружочков разной формы обозначать длительность услышанных звуков.

  1. Ритм. Чувство ритма. Ритмическое творчество.

Теория.

Познакомить с  понятиями – ритм, ритмический рисунок.

Практика.

Хлопанье в ладоши ритмического рисунка знакомых упражнений, игра на детских музыкальных инструментах ритмических рисунков, выложенных на доске при помощи пособия «Длинные и короткие звуки». Ритмичное проговаривание стишков, потешек. Ритмическая импровизация окончаний мелодий, данных педагогом на детских музыкальных инструментах. Игры : «Ритмическое эхо», «Повторяйка» — на закрепление пройденного материала.

  1. Слушатель и зритель.

Теория.

Познакомить с  понятиями– слушатель, зритель. Беседа о том, что любит артист, что любит зритель. Чтение стихотворения «Сегодня с утра мы в театр собрались».

Практика.

Слушание музыки в роли слушателя, просмотр концерта в роли зрителя, организованного силами учащихся школы искусств, для учащихся дошкольного отделения. Пение и инсценировка песен, где одна половина группы  выступает в роли артистов, другая —  в роли зрителей.

  1. Музыка. Виды искусства.

Теория.

Рассказ о классических видах искусства – опере и балете, чем эти виды искусства отличаются друг от друга.

Практика.

Слушание отрывка из оперы ( на усмотрение педагога), просмотр отрывка из балета (на усмотрение педагога). Игра: «Музыкальное лото» — на закрепление пройденной темы.

  1. Игротека.

Практика.

Инсценировка и самостоятельное исполнение песен, музыкально-дидактические игры на пройденные темы, просмотр видеофильмов, художественная деятельность, игра на детских музыкальных инструментах.

  1. Концертная деятельность.

Практика.

Проведение контрольных занятий в конце каждой четверти, а так же класс – концертов на праздничные даты – Новый год, 8 матра и 23 февраля.

  1. Методическая работа.

Практика.

Изучение методической литературы, ознакомление с новыми изданиями, посещение лекций, семинаров.

Этапы педагогического контроля

Вид контроля Цели и задачи Содержание Формы
Входящий

(сентябрь)

Проверка навыков учащихся, распределение по голосам. -знакомство с репертуаром;

-индивидуальная, фронтальная работа.

диагностика
Промежуточный

 

(Октябрь, декабрь, март)

Освоение хорового репертуара. . — по заданной теме, с показом ступеней;

 

 

зачет
Тематический

( по прохождению темы)

Контроль освоения навыков учащихся Практическая работа:

-исполнение вокальной партии с показом ступеней;

-исполнение дуэтом вокальной партии;

Зачет,

контрольный урок

Итоговый

(май,декабрь)

Итог четверти, полугодия, учебного года. Индивидуальный опрос:

-знание вокальной партии

-художественное исполнение репертуара

Контрольный урок

Диагностика

Отчетный концерт

Примерный репертуар

Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха.

На одном звуке:

«Андрей – воробей» русская народная потешка

«Барашеньки – крутороженьки» русская народная потешка

Два соседних звука:

«Дождик» русская народная песня в обр. Т. Попатенко

«Сорока-сорока» русская народная песня в обр. Т. Попатенко

В объёме терции:

«Лиса» русская народная мелодия в обр. В. Попова

«Бай – бай» русская народная мелодия в обр. Л. Абелян

В объёме кварты:

«Петушок» русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова

«Дождик» русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова

«Идет коза» русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова

Песни.

Мир ребенка:

«Песенка друзей» В. Герчик

«Мы дружные ребята» С. Разоренов

«Здравствуй, родина моя!» Ю. Чичвов

«Всадник (буденовец)» Я. Дубровин

«Прекрасен мир поющих» Л. Абелян

«Потанцуй со мной, дружок» немецкая народная песня в обр. В. Федорова

Мир взрослых:

«Мамочке любимой» Е. Гомоногова

«Мам поздравляем» Н. Топтыгина

«Мы запели песенку» Р. Рустамов

«Бабушка моя» Е. Гомоногова

«Про бабушку» Н. Топтыгина

Мир природы:

Зима

«Зимняя песенка»  М. Красева

«Зима» В. Карасева

«Будет горка во дворе» Т. Попатенко

«К нам приходит Новый год» В. Герчик

«Дед Мороз» Н. Топтыгина

«Здравствуй, зимушка-зима!» С. Подшибякина

«Белый снег пушистый» С. Подшибякина

«Вот она, елочка наша!»  С. Подшибякина

«Здравствуй, елочка» С. Насауленко

Весна

«Кончается зима» С. Подшибякина

«Пришла весна» Е. Тиличеева

«Весенняя песенка» С. Полонский

«Веснянка» украинская народная песня в обр. Г. Лобачева

«Возвращаются птицы» С. Подшибякина

«Песенка о весне» Г. Фрид

Лето

«Мы на луг ходили» А. Филиппенко

«Солнышко» З. Компанейц

«Пришло лето» О. Юдахина

«Веселый танец» Г. Левкодимов

Осень

«Осень в гости к нам идет» Е. Гомоногова

«Листики» Е. Гомоногова

«Осень» Ю. Чичков

«Осень» Е. Тиличеева

Животные. Птицы.

«Цыплята» А. Филиппенко

«Игра с лошадкой» И. Кошко

«Песенка Ежика» Е. Гомоногова

«Птичка на ветке» Р. Паулс

«Кошка» Ан. Александров

«Зайчики и лисичка»  Г. Финаровский

«Серенькая кошечка» В. Витлин

Предметный мир:

«Поезд» Н. Метлов

«Веселятся все игрушки» В. Витлин

«Мишка с куклой пляшут  полечку» М. Качурбина

Песни из мультфильмов:

«Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Лето кота Леопольда» Б. Савельев

«Антошка» из мультфильма «Веселая карусель» В. Шаинский

«Песенка про кузнечика» из мультфильма «Приключения Незнайки» В. Шаинский

«Песенка Львенка и Черепахи» из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню» Г. Гладков

«Песенка Чебурашки» из мультфильма «Чебурашка» В. Шаинский

«Колыбельная Медведицы»  из мультфильма «Умка» Е. Крвлатов

Песенное творчество.

«Поезд» Т. Бырченко

«Снежок» Т. Бырченко»

«Колыбельная» В. Карасева

«Машина» А. Попатенко

4.Планируемые результаты

Общие ожидаемые результаты освоения программы:

Предметными результатами по программе  «Соловушка»  являются:

—  формирование вокально-интонационных навыков: чистого унисона, высокой певческой позиции, вокального дыхания, единой тембральной окраски, использования мягкой атаки звука- без форсирования, четкой дикции и ртикуляции;

— воспитание чувства метроритма;

— формирование музыкально-слуховых  и музыкально-образных представлений;

— формирование первоначальных знаний в области музыкальной грамоты, музыкальных жанров.

Результаты освоения программы должны отражать:

-наличие у дошкольников интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному творчеству;

-сформированный комплекс первоначальных теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Метапредметные  результаты отражают умения:

— развитие памяти, внимания, образного и логического мышления, творческих способностей учащихся;

— развитие мелкой моторики рук;

— развитие координации движений, ловкости, быстроты. выносливости;

— овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности и выполнять задания по инструкции педагога;

— развитие устойчивого интереса к пению и музыкальному творчеству.

Личностные результаты:

воспитание целеустремленной личности, умеющей доводить начатое дело до конца;

— формирование умения оценивать достоинства и недостатки своей работы;

— формирование личностных качеств учащегося: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, честности, справедливости.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

— научатся различным приемам работы;

— научатся следовать устным инструкциям;

— разовьют внимание, мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, творческие способности и фантазию;

— овладеют трудовыми навыками;

— улучшат коммуникативные способности и приобретут навыки общения и работы в коллективе.

В результате обучения по программе учащиеся:

-освоят теоретические знания  : понятия тембра, темпа , звукоряда, ритма ,2 основных лада (мажор ,минор);

-овладеют специальными умениями  и навыками:  пение  естественным голосом, без  напряжения,  исполнение  вокального  произведения , передавая характер , чистота  интонирования, правильная  организация  дыхания.

-разовьют музыкально-слуховые представления: определение эмоционального характера музыкального произведения, анализ музыкальных жанров (песня, танец, марш, вальс, полька и т.д.), словесное определение характера произведения и его выразительных средств.

-обогатят свой словарно-понятийный запас.

-разовьют такие качества, как память и слух: выучивание стихов и песен, запоминание и угадывание ранее выученных попевок, осознание восприятия строения мелодии в изучаемых музыкальных примерах, упражнениях, попевках и песнях.

-овладеют видами деятельности:

Учебно-исполнительской

-пение песен с гармоническим сопровождением педагога;

-исполнение ритмических аккомпанементов к прослушанному музыкальному произведению;

игра на фортепианной клавиатуре с одновременным пением текста несложных попевок, интервалов.

Учебно-теоретической:

знание правил и умение рассказывать их с пониманием, использовать, выполняя практические задания;

Творческой:

импровизация окончаний фраз;

досочинение мелодии по заданным словам и ритму, устойчивых фраз с окончанием на тонике;

импровизация на фортепиано мелодий, выражающих определенные образы;

Культурно-просветительской:

демонстрация своих умений и навыков перед родителями и другими педагогами на открытых занятиях.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

Условия реализации программы:

Требования к условиям реализации программы «Соловушка» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.

Нормативно — правовое обеспечение программы

— Закон РФ «Об образовании в РФ»;

— Порядок  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008);

— Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств;

— САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

— Приложение к письму Департамента  молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки  России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

— Устав МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты;

— Лицензия на право осуществления образовательной деятельности.

Локальные акты центра:

— Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;

— Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;

— Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;

— Порядок перевода, выпуска и отчисления  учащихся в МУДО  «ДЦИ» г.Ухты;

— Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации  учащихся.

Годовой календарный график.

Программно- методическое обеспечение программы

Реализация образовательной программы обеспечивается учебно- методической  литературой

-методические иллюстрации;

-нотные издания;

-хрестоматии;

-официальные и справочно-библиографические издания;

-аудио и видеоматериалы;

-электронные издания;

-мультимедийные ресурсы;

— образовательные ресурсы сети Интернет.

Кадровое обеспечение программы

Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 3года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности

Научно – методическое обеспечениепрограммы осуществляется:

— внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс: приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;

— учебно- методическим  комплексом предмета: рабочей программой ,  методическими рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств).

-методическим обеспечением воспитательной работы: Программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;

-исследовательской и методической работой педагогов.

Материально-технические условия реализации программы

-учебный класс: 6×9 кв.м.;

-фортепиано — 1 шт.;

-звуковая аппаратура;

-стенд с наглядным материалом;

-методическая литература;

-хоровые подставки;

Формы аттестации и контроля

Основной формой учебной и воспитательной работы по программе «Соловушка» является групповое учебное занятие, проводимое педагогом. На занятии учащиеся приобретают основные навыки и знания.

Система контроля представляет собой  различные формы диагностического тестирования учащихся и позволяет оценить знания, умения и навыки комплексно по следующим компонентам: система теоретических знаний, специальные умения и навыки, исполнительский и общий творческий потенциал.

Формы контроля :

— тестирование;

— устный опрос;

-беглый текущий опрос;

-проверка домашнего задания;

-контрольные уроки в конце каждого полугодия.

Опрос учеников проводится фронтально и индивидуально.

Все виды контроля позволяют оценивать знания, умения и навыки учащихся на каждом этапе обучения и дают возможность учащемуся находиться в привычных для него условиях, что способствует раскрытию в полной мере своих способностей, а также позволяет продемонстрировать навыки, приобретенные им в процессе обучения.

Главный результат деятельности педагога- это личность ребенка, динамика и результат ее развития в процессе музыкальных занятий.

Критерии оценок

Оценка Критерии оценивания исполнения
5 («отлично») -уверенное знание основных теоретических понятий;

-уверенное знание текста песен;

-осознанное и эмоциональное исполнение репертуара;

 

4 («хорошо») -неуверенное знание теоретических понятий;

-в основном усвоен хоровой репертуар;

-неточное интонирование мелодии;

-осознанное, неэмоциональное исполнение репертуара;

3 («удовлетворительно»)  

-неуверенное знание  хорового репертуара;

-допускает ошибки в тексте исполняемых произведений;

-осознанное, неэмоциональное исполнение хорового репертуара;

Зачет (без оценки) Достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе  обучения.

                                              Методические материалы

Основной формой учебной и воспитательной работы в хоровом классе является учебное занятие, включающее следующие разделы:

  1. Приветствие.
  2. Учебно-тренировочный материал.
  3. Работа с репертуаром – центральная часть занятия.
  4. Игры. Прощание.

Упражнения, предлагаемые детям в разделе 2, содействует освоению основных вокально-хоровых навыков.

Раздел 3 подразумевает знакомство с музыкальным произведением, слушание и анализ, разучивание (в том числе работа над метроритмом) и повторение ранее изученных музыкальных произведений.

Заключительная часть урока – момент психологической разрядки. Он включает в себя игры-инсценировки песен, музыкально-ритмические игры.

Учитывая  специфические особенности восприятия и работоспособности учащихся подготовительного отделения, каждое занятие включает различные виды певческой деятельности:

-пение с музыкальным сопровождением и без него

-пение с движениями

—  пение с ритмическим аккомпанементом (возможно использование детских шумовых инструментов для ритмического сопровождения)

— пение с названием звуков

— пение с показом рукой движения мелодии

— пение с дирижированием

— инсценирование песен

-пение упражнений для приобретения певческих навыков

— слушание и анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер и т.д.).

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние. Разнообразны также формы их организации: групповое пение, пение по подгруппам, индивидуальное пение (занятия с солистами; прослушивания учащихся с целью наблюдения индивидуального развития).

На занятиях преобладает пение по слуху, так как программа почти полностью исключает на начальном этапе знание нотной грамоты. Элементы теории музыки вводятся лишь после того, как в ребятах вызван интерес и любовь к музыке, выработаны первоначальные навыки слухового восприятия и исполнения музыки, накоплен некоторый слуховой опыт.

Песенный репертуар включает в себя: упражнения для развития голоса и формирования вокально-хоровых навыков; песни для различных видов певческой деятельности. Репертуар подбирается в соответствии с физическими и психическими особенностями детей дошкольного возраста.

Основные методы воспитания и обучения в хоровом классе:

наглядно-слуховой метод;

словесный метод;

наглядно-зрительный метод;

практический метод.

Наглядно-слуховой метод подразумевает исполнение музыкальных произведений педагогом или использование фонограмм, аудиоматериалов. Без него неосуществимо восприятие музыки. Педагог должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие.

Словесный метод заключается в том, что педагог организует внимание детей, передает им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях; поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные умения и навыки на практике.

Так как в дошкольном возрасте дети еще не имеют разнообразного музыкального опыта, и их образная речь еще не достаточно развита, роль педагога в этой области значительно возрастает. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение – таковы разновидности этого метода.

Наглядно-зрительный метод состоит в том, что в процессе разучивания   произведения педагог использует наглядные материалы (карточки с названиями музыкальных темпов, динамических оттенков, штрихов, длительностей, отдельных речевых слогов, репродукции картин, карточки в виде увеличенного нотного стана с простейшими мелодическими оборотами в тональности До мажор и др.).

Практический метод облегчает детям усвоение музыкальных знаний, помогает закрепить их на собственном опыте. Практические приемы в пении (приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования и др.) позволяют детям глубже прочувствовать и осознать значения средств музыкальной выразительности. Хороший результат дают приемы относительной методики с использованием ручных знаков и постепенным введением в интонирование ступеней лада. Система ступенек-символов позволяет в «донотный» период заниматься элементами музыкальной грамоты, включать элементы игры в трудный процесс ладоинтонирования.

Методы музыкального воспитания и обучения в хоровом классе дополняют друг друга. Выбор методов определяют задачи музыкального воспитания, проявление интереса детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необходимость индивидуально-дифференцированного подхода, учет возрастных особенностей детей. Как показали исследования последних лет, физиологические особенности деятельности мозга детей 5-7 – летнего возраста требуют максимального использования наглядного метода обучения. При сочетании наглядного показа со словесной инструкцией условные рефлексы у дошкольников формируются наиболее эффективно.

Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. На первом этапе ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (исполнение произведения преподавателем и беседа о характере музыки). На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнения, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с другими методами – наглядным, словесным. На третьем этапе (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества.

    Виды занятий

Занятие – закрепление

Приветствие.

Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха.

Повторение пройденного материала через:

а) беседу,

б) вопросы к детям,

в) выполнение детьми заданий педагога при помощи пособий,

г) слушание музыкальных произведений.

  1. Пение.
  2. Музыкально-дидактические игры (1 – 2 игры) – на закрепление пройденного материала.

Занятие – эксперимент

Приветствие.

Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха.

Знакомство с новым материалом через:

а) рассказ педагога,

б) опыты со звуком.

  1. Пение.
  2. Музыкально-дидактические игры (1 – 2 игры) – на закрепление нового материала.

Занятие – слушание

Приветствие.

Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха.

Знакомство с новым материалом через:

а) беседу,

б) чтение литературных произведений (стихи, загадки, рассказ, сказка, легенда и т.д.)

в) слушание музыкальных произведений (классическое произведение, либо песня)

г) художественное творчество.

  1. Выставка детских работ.

Занятие – творчество

Приветствие.

Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха.

Самовыражение детей через:

а) самостоятельное исполнение песен,

б) инсценировка,

в) песенное творчество,

г) ритмическое творчество (на детских музыкальных инструментах),

д) слушание музыкальных произведений  и последующее художественное творчество.

  1. Музыкально-дидактические игры (1 – 2 игры) – на закрепление пройденного материала.

Игротека

Приветствие.

Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха.

Пение:

а) самостоятельное исполнение песен,

б) инсценировка.

  1. Музыкально-дидактические игры (2 – 3 игры) – на закрепление пройденного материала.
  2. Просмотр мультфильмов, телепередач; слушание музыкальных произведений и последующее художественное творчество.

В образовательной программе используются элементы следующих педагогических технологий:

-Развивающего обучения, направленного на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей; развитию координации движений, интонационно-слуховых и мыслительных процессов; развитию образно-эмоциональной сферы;

-Личностно-ориентированного обучения – при составлении репертуарного  плана педагог учитывает способности каждого воспитанника, его физические и психологические особенности. Умело подобранный репертуар в сочетании с приемами и методамипомогает успешно решать педагогические задачи.

-Педагогической поддержки, направленной на воспитание творческой  личности, способной к саморазвитию и самообразованию; воспитание коммуникативных способностей.

-Информационно-коммуникационные технологии – анимация, фрагменты мультипликации, звуковые фонограммы, электронные музыкальные презентации и клипы, музыкальные физминутки, дикторский текст;

-Технология образовательного проектирования – программирование планируемого результата по системе: целевой компонент, содержательный компонент, операционно-технологический компонент, диагностико-результативный;

-Игровая технология;

-Проблемно-поисковая технология — самостоятельность музыкального мышления учащихся в процессе активного познания музыкального искусства;открытие неизвестного нового.

— Элементы здоровьесберегающей технологии — под здоровьесберегающей образовательной технологией следует понимать систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья воспитанников:

-создание благоприятного эмоционально-психологического климата.

-учёт психофизиологических и возрастных особенностей детей.

-регламент учебных занятий по времени.

-частая смена видов деятельности на учебном занятии.

-специальные упражнения для рук и ног,  дыхательные упражнения для развития мимических  мыщц.

-контроль вокольно-певческой позиции;

-контроль за освещением в кабинете.

-проведение бесед с воспитанниками по технике пожарной безопасности и правилам поведения во время массовых мероприятий.

-отслеживание самочувствия ребенка, опрятности его внешнего вида и чистоты рук.

-пропаганда здорового образа жизни.

Диагностика

Первое выявление музыкальных данных во время приема. Прослушивание проводится по плану. Полученные данные записываю в схему. Данные детей делят на три уровня развития:

низкий (          ),   средний (            ),   высокий (            ).

Примерный план прослушивания детей

Прослушивание начинается со знакомства. Спрашиваю, как зовут его, где он живет, в какой садик ходит. Прошу назвать его любимые песни. Простые вопросы помогают ребенку справиться с волнением и страхом. Затем следуют задания:

Пение

Задание 1 .

Спой любимую твою песню или песню, которую ты знаешь –самостоятельное пение без сопровождения.

Задание 2.

Спой вместе со мной песенку кукушки (песенка построена на большой терции « ку-ку», «ку-ку») — пение со взрослым под сопровождение.

Пояснение

Задание 1.

Низкий уровень: ребенок долго не решается петь, поет тихо, певческие интонации эпизодические, пение монотонное, речитативное.

Средний уровень: ребенок проявляет интерес, певческие интонации постоянные, в пении прослеживается мелодия, существует ощущение низких и высоких звуков.

Высокий уровень: ребенок поет легко, с интересом, внятно и правильно передает слова и мелодию песни.

Задание 2.

Низкий уровень: ребенок не активен, долго готовится, поет только окончания слов без ощущения высоты звука.

Средний уровень: ребенок внимательно слушает, поет вместе с педагогом, но отсутствует звуковысотность в исполнении.

Высокий уровень: ребенок внимательно слушает, поет вместе с педагогом, правильно пропевает мелодию песенки.

Ритм

Задание 1.

Похлопай под музыку. (Педагог играет «Марш» Л. Шульгина, ребенок хлопает в ладоши ритм.)

Задание 2.

Игра «Эхо». ( Педагог прохлопывает ритмический эпизод и просит ребенка повторить его.Эпизодов не должно быть больше пяти.)

Пояснение

Задание 1 и 2.

Низкий уровень: ребенок не активен, хлопки вялые, произвольные. Во время игры не повторил ни одного эпизода.

Средний уровень: хлопки уверенные, но не ритмичные. Во время игры повторил 1-2 эпизода.

Высокий уровень: хлопки уверенные, ритмичные, ребенок легко передает ритмический рисунок мелодии. Во время игры повторил все эпизоды.

                                            Слух

Задание 1.

Игра «Угадай-ка». ( Педагог играет поочередно один или два звука, а ребенок отгадывает.)

Пояснение

Задание 1.

Низкий уровень: во время игры не угадал ни одного задания.

Средний уровень: активен, пытается угадывать, но не всегда правильно.

Высокий уровень: ребенок активен, есть живой интерес к игре, угадывает все задания педагога.

Таблица

Ф. И   ребёнка

возраст

           пение             ритм    слух

задание1

      дата

 

задание1 задание2 задание1 задание2
1 Соловьёв Саша

4,5 года

30 августа

Диагностические задания для определения уровня музыкального  развития детей

Тест на звуковысотный слух (определить высокие, низкие звуки).

Тест на ладо-тональный слух (грустная – веселая музыка).

Беседа (вопрос – ответ).

Предлагала карточки с тремя рисунками, указывающими на высокие, средние, низкие звуки.

Использовала игровые приемы.

Для индивидуальной характеристики развития  так же определяются три уровня развития: высокий, средний, низкий.

-Высокий уровень – 7 отгаданных отрывков музыкальных произведений.

-Средний уровень – 5-6 отгаданных  отрывков музыкальных произведение.

-Низкий уровень – 3 и ниже отгаданных отрывков музыкальных произведений.

Примерный план разучивания песни

Количество занятий для разучивания каждой песни индивидуально, это зависит и от степени ее трудности, и от уровня музыкального развития детей, и от наличия у них устойчивых песенных навыков. В качестве примера приводя тся этапы работы над песней «Скворушка прощается», музыка Т.Попатенко, слова М.Ивенсен.

                       1-е занятие

Развитие музыкального слуха. Формировать у детей устойчивый ладотональный слух в тональности ми мажор и ми минор. Предложить поиграть в игру «Эхо». Упражнять в пропевании упражнения на слог «ля», повторяя мелодию за педагогом; точно выполнять ритмический рисунок.

Упражнения для развития певческого голоса. Для последовательного расширения диапазона, напевности, протяжности звука, для ощущения минорной тональности предложить детям спеть знакомую р.н. песню «Не летай, соловей»; чисто интонировать мелодию, петь в умеренном темпе, напевно.

Разучивание песни. Провести беседу об осени, о птицах, улетающих в теплые края. Объяснить выражение «Где ты, солнце вешнее, ясный небосвод?», слово  «непогодушка». Определить грустный характер песни. При повторном исполнении отметить структуру (форму) песни – музыкальное вступление. Заключение, запев и припев песни. Разучить первый куплет, правильно передовая мелодию.

                                           2-е занятие

Развитие музыкального слуха. Продолжить формировать у детей устойчивый ладотональный слух в тональности ми мажор и ми минор. Ввести элемент соревнования в игру «Эхо», предложить чисто интонирующим детям начать упражнение, а остальным повторить его. Следить за сохранением чистотой интонации, учить исправлять нечистое пение.

Упражнения для развития певческого голоса.  Для точного пропевания скачка мелодии на сексту вверх предложить детям песенку «Эхо»  Е.Тиличеевой. Послушать песню, определить высокий и низкий звуки. Пропевать «ау», показывая рукой высоту звуков. Предложить исполнить песню «Не летай, соловей», чисто интонируя секунды. Добиваться, чтобы все дети правильно произносили слова, одновременно начинали каждую музыкальную фразу, брали дыхание. Транспонировать песню по полутонам вверх.

Разучивание песни. Предложить детям узнать песню по музыкальному вступлению; высказываться о ней, определять характер, различать музыкальное вступление и заключение, запев и припев. Продолжить разучивать песню, добиться, чтобы дети начинали петь точно после вступления. Обратить внимание на различие мелодии во второй и четвертой фразе. Упражнять в чистом интонировании скачка на сексту вверх (ми-до2) и квинту вниз (си-ми); в умении выдержать четверти, слигованные с восьмой; правильно произносить гласные в словах; «пожелтел», «скворушка», «вешнее», «старый», « прощается» и т. д.

                                           3-е занятие

Развитие музыкального слуха. Учить детей графически передавать ритмический рисунок песни  « Не летай, соловей», предложить выложить его на фланелеграфе короткими и длинными полосками. Учить исполнять песню напевно, выразительно, в разных тональностях  (тон дает преподаватель), выполняя логические ударения в словах; пропевать каждую фразу, удерживая дыхание до ее окончания; сохранять умеренный темп.

Упражнения для развития певческого голоса.  Спеть песню «Эхо» Е. Тиличеевой, предложить детям сравнить звуки по высоте, определяя на слух высокий и низкий; графически передавать их высотное положение на фланелеграфе. Учить детей исполнять мелодию, точно интонируя скачок на сексту вверх; брать дыхание по фразам.

Разучивание песни. Учить детей узнавать песню в инструментальном исполнении, продолжить разучивать ее, добиваясь чистого интонирования, ясного произношения слов. Работать над напевностью звука. Над умением удерживать чистоту интонации на повторяющихся звуках фа# и ля. Учить брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; выполнять смысловые ударения в соответствии с текстом произведения.

                                     4-е занятие

Развитие музыкального слуха. Учить детей графически представлять движение мелодии песни «Не летай, соловей». Предложить выложить на фланелеграфе  короткими и длинными полосками ритмический рисунок песни, учитывая движение мелодии. Песню петь без напряжения, напевно, не спеша, без музыкального сопровождения, с помощью педагога в разных тональностях. Обращать внимание на четкое произношение слов. Исправлять нечистую интонацию в пении.

Упражнения для развития певческого голоса. Учить детей исполнять песенку «Эхо», чисто интонируя мелодию. Петь напевно, выразительно. Использовать игровой прием, предложив детям поочередно пропевать  «ау» по подгруппам: в первой фразе одна группа поет «ау» умеренно громко, во второй фразе одна группа поет «ау» тихо.

Разучивание песни. Предложить разучивать песню. Учить детей начинать петь сразу после вступления; исполнять ласково,  напевно, в умеренном темпе, выразительно; выполнять динамические оттенки: запев петь умеренно громко, усиливая звучание с третьей музыкальной фразы, припев петь более громко, но, не форсируя звук.

                                        5-е занятие

Развитие музыкального слуха.  Закреплять умение детей графически передавать и чисто интонировать звуки определенной высоты. Повторить упражнение «Ученый кузнечик». Предложить детям кружочками выложить на фланелеграфе «прыжки кузнечика» и пропевать их без музыкального сопровождения (тон дает педагог).

Упражнения для развития певческого голоса.  Для точного интонирование большой секунды и скачка мелодии на квинту вверх предложить детям р.н. прибаутку «Лиса по лесу ходила». Учить петь не спеша, напевно, выпевая каждый звук. Для напевного, кантиленного звучания голоса, правильного формирования дыхания, точного пропевания кварты использовать р.н. песню «Соловей, соловеюшка». Упражнять детей в умении чисто интонировать мелодию, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы.

Разучивание песни. Русская народная песня «Ходила младешенька по борочку» обработка Н. Римского-Корсакова. Познакомить детей с песней, с ее содержанием.. Объяснить смысл слов: «младешенька», «по борочку», «былинку», «свет батюшка», «родимая матушка». Определить характер песни. При повторном исполнении определить структуру песни – музыкальное вступление, заключение, куплетная форма. Разучить первый куплет, правильно передовая мелодию.

Закрепление песни  «Скворушка прощается». Провести беседу, обобщающую представление о песне. Учить детей петь с музыкальным сопровождением без помощи педагога; начинать петь сразу после вступления, чисто интонировать, четко произносить слова, передавать динамические оттенки, предложить спеть всем вместе без музыкального сопровождения.

                                          6-е занятие

Развитие музыкального слуха. Используя игровой прием, образное сравнение, закрепить представление детей о возможности графически  передать движение мелодии. Развивать активность слухового внимания, музыкальную память. Предложить детям музыкально- дидактическую игру «Птичка на проводе».

Упражнения для развития певческого голоса.  Повторить р.н. прибаутку «Лиса по лесу ходила». Добиваться чистого интонирования мелодии, умения брать дыхание между музыкальными фразами, четко выговаривать слова, выполняя логические ударения, транспонировать мелодию по полутонам вверх. При исполнении песни «Соловей. Соловеюшка» обращать внимание на правильное произношение  гласных в словах; учить выполнять логические ударения в словах, чисто выпевать кварты, точно попадать на звук  «до»; петь напевно, протяжно.

Разучивание песни «Ходила младешенька по борочку». Учить детей узнавать песню по музыкальному вступлению, самостоятельно высказываться о ее характере, содержании. Предложить разучить песню, добиваясь чистоты интонирования большой секунды, квинты. Учить пропевать окончания фраз, плавно переходить от ноты ля к ноте си с протягиванием  последнего слога в слове. Правильно произносить гласные в словах: «хадила», «младешенька», «па барочку», «ягатку», «земляничку». Разучивать песню по музыкальным фразам в сопровождении одной мелодии.

Закрепление песни «Скворушка прощается». Побеседовать с детьми о песне. Предложить спеть по фразам, затем всем вместе стоя, добиваясь выразительного исполнения, использовать такой прием, как оценка детей собственного пения и пения товарищей.

6.Список литературы:

1.Альбрехт Ю.Б. «О рациональном преподавании пения и музыки в школах». 2.Педагогический сборник. СПБ 1970 г. кн. Х.

3.Асафьев Б.В. «О народной музыке». Л. 1987 г.

4.Де Арисменди «Дошкольное музыкальное воспитание»

5.Бехтерев В.М. «О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства». М. 19/6.

6.Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М. 1967 г.

7.Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». М. 1981 г.

8.Ватнова А.Д. «Развитие частоты интонации в пении дошкольников». М. 1960 г.

9.Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца». М. 1954 г.

10.Кутузова И. А. ,Кудрявцева А. А. «Музыкальные праздники в детском саду». М. 2005г.

11.КэмпбеллД.Дж. «Эффект Моцарта», Минск. 1999 г.

12.Метлов Н.А. «Песни для сада». М. 1958 г.

13.Михайлова М.А. «Поем, играем, танцуем в доме и в саду». М. 1997 г.

14.Орлова Т.М. «Учите детей петь». М. 1988 г.

15.Подшибякина С. Ю. «Хоровод круглый год». Волгоград: ИТД «Учитель»2007 г.

16.Светличная  Т. А. «Праздники без проблем». М. 2006г.

17.Улашенко  Н. Б. «Музыка.  Старшая группа. Нестандартные занятия». Волгоград: ИТД «Корифей» 2006 г.

18.Улашенко  Н. Б. «Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной групп». Волгоград: ИТД «Корифей» 2006 г.

19.Улашенко  Н. Б. «Музыка. Нестандартные занятия. Подготовительная группа». Волгоград: ИТД «Корифей» 2006 г.

20.Улашенко  Н. Б. «Музыка. Младшая группа. Разработки занятий». Волгоград: ИТД «Корифей» 2006

21.Улашенко  Н. Б. «Музыка. Средняя группа. Разработки занятий». Волгоград: ИТД «Корифей» 2006

22.Улашенко  Н. Б. «Музыка. Средняя группа. Нестандартные занятия». Волгоград: ИТД «Корифей» 2006 г.

23.Улашенко  Н. Б. «Музыка. Вторая младшая группа. Нестандартные занятия». Волгоград: ИТД «Корифей» 2006 г.