Содержание:
- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Цели и задачи программы…………………………………………………7
- Содержание программы………………………………………………….10
- Планируемые результаты…………………………………………………25
- Комплекс организационно-педагогических условий…………………..27
- Список литературы……………………………………………………….44
Пояснительная записка
Программа «Современный танец Хип-хоп» является программой дополнительного образования художественной направленности — направлена на развитие художественно — эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к танцу как виду искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
По степени авторства данная программа является модифицированной — разработана на основе методических рекомендаций (Основы методики преподавания танца в стиле «Хип-хоп» (на примере творческого объединения «Dance Future») / Сост. А.А. Киреев, педагог дополнительного образованияГАОУДОД РК «РЦДО», С.Я. Фирсова, методист ГАОУДОД РК «РЦДО». – Сыктывкар, ГАОУДОД РК «РЦДО», 2012. – 20 с.) и адаптирована для работы в МУДО «Детский центр искусств» г. Ухты с учетом:
-особенностей образовательного процесса в МУ ДО «ДЦИ»;
-обновления и разнообразия форм работы с учебным материалом;
-необходимости комплексного обучения танцу;
-современных требований к подготовке танцоров-любителей, способных к элементарному импровизированию после окончания обучения;
— возраста и уровня подготовки детей,
-режима и временных параметров осуществления хореографической деятельности.
По степени освоения программа общекультурная — носит общеразвивающий характер с элементами предпрофильной ориентации учащихся и является метапредметной дисциплиной области искусства и гуманитарных наук.
Концепция программы основывается на следующих принципах:
-выявление и развитие творческих задатков детей;
-создание условий для проявления и самовыражения полученных знаний;
-выявление одаренных детей;
-расширение кругозора посредством посещения театров, музеев, выставок, а также просмотром популярной танцевальной видео-литературы;
-включение танцев в общую систему гармонического воспитания личности;
-обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению инновационных технологий на материале современных учебно-методических пособий;
-сотрудничество с родителями для достижения устойчивых положительных результатов обучения;
-создание танцевальной среды для воспитания ребенка;
-интенсификация педагогического процесса;
-бережное отношение к традициям преподавания танцев.
Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения, предлагают проект образовательного процесса, который определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, а также способы, методы и средства обучающей деятельности педагога. В условиях танцевально-образовательного процесса концептуальной основой педагогической технологии является личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы к обучению; содержательной частью выступает конкретная образовательная программа; процессуальную основу составляют средства, методы, формы деятельности педагога и ученика, отражающие специфику организации хореографического обучения.
Программа соответствует современным требованиям, предъявляемым к образовательной программе, так как:
- Она имеет развивающий характер, ориентирована на художественное развитие ребёнка в процессе овладения им танцевальной деятельностью.
- В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной работы с детьми.
- В ней учтены идеи развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.
- Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
5.Программа оснащена практическими материалами и пособиями.
Новизна и актуальность программы заключаются в том, что применяемые технологии дают возможность учитывать индивидуальные способности и возможности каждого учащегося: хореографические данные, состояние здоровья, уровень мотивации к обучению, степень загруженности каждого ребёнка, профориентацию.
Актуальность программы так же в ее соответствии требованиям социального заказа жителей микрорайона на получение дополнительного образования в области хореографического развития и воспитания детей. Ежегодно востребована, реализуется в учреждении на протяжении 3 лет.
Педагогическая целесообразность программы в том, что в процессе ее освоения у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности. Это достигается за счет развития танцевальных навыков, внимания, памяти, координации движения, развития чувства ритма, основ сценического мастерства.
Кроме того, программа позволяет познакомить детей с хореографическим искусством мирового уровня, лучшими образцами современного танца, постановками зарубежной хореографии.
В ходе реализации программы у детей воспитывается художественный вкус, трудолюбие, желание постигать азы мастерства. Программа предполагает применение эмоционально позитивных приемов и методов: применение эмоциональных разрядок на занятиях;
проявление уважительного отношения к индивидуальным особенностям личности ребенка; помощь в разработке режима дня.
Одна из функций педагога дополнительного образования, психотерапевтическая, состоит в снятии неблагоприятных факторов, характеризующих состояние ребенка, таких как раздражительность, апатия и т.д. Достижение психологического равновесия во имя личности развития ребенка является одной из важных задач хореографической педагогики.
Адресат программы
Для обучения по программе принимаются дети в возрасте 6-9 лет проявляющие желание изучать танцы современного направления.
Объем программы. Срок освоения
Настоящая Программа рассчитана на 5-летний срок обучения.
Общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 1212 часов.
Основные формы работы по программе «Танец в стиле хип-хоп» – групповое занятие, индивидуальное занятие. Группы формируются по возрастному принципу: в одну группу могут быть объединены дети, примерно, одного возраста (с разницей в один – два года), с учётом возраста, психологических особенностей и их физических данных. Отбор в группу первого года обучения по определенным критериям в хореографии не ведется, в целях оптимального выявления способностей ребенка в течение учебного процесса и реализации возможности каждого ребенка проявить себя в хореографии.
Виды занятий: теоретические, практические, воспитательные, концерты, соревнования и др.
Количественный состав групп: на 1-ом году обучения: до 15 человек; на 4-5 годах обучения — от 8 человек.
Недельная нагрузка: 1-2 год обучения – 6 часов в неделю , 3-5 год обучения – 8 часов в неделю.
Продолжительность учебного года:
1 год обучения – 38 недель (занятия на первом году обучения начинаются со второй учебной недели);
2-5 года обучения – 39 недель.
Продолжительность учебных занятий:
1 год обучения – 33 недели (занятия на первом году обучения начинаются со второй учебной недели);
2-5 года обучения – 34 недели.
С 1 по 5 годы обучения в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.
В каникулярные периоды работа по программе осуществляется в форме воспитательных мероприятий, посещения концертов, участия в конкурсах, фестивалях и др.
Срок реализации программы. Режим занятий.
Год обучения, возраст | Кол-во часов в неделю | Число занятий в неделю | Всего часов в год | Продолжительность занятий | Наполняемость |
1 год об.
6-8 лет |
6 | 3 | 198 | 40 мин/40 мин | 12-15 чел. |
2 год об.
8-9 лет |
6 | 3 | 198 | 40 мин/40 мин | 12-15 чел. |
3 год об.
9-10 лет |
8 | 4 | 272 | 40 мин/40 мин | 12-15 чел. |
4 год об.
10-11 лет |
8 | 4 | 272 | 40 мин/40 мин | до 12 чел. |
5 год об.
11-12 лет |
8 | 4 | 272 | 40 мин/40 мин | до 12 чел. |
Всего | 1212 часов |
- Цели и задачи программы
Цель – способствовать формированию личности ребенка с развитым художественным вкусом и системой ценностей в восприятии современной культуры, способного к творческой самореализации посредством современного искусства хореографии
Воспитание, обучение, развитие-это основные принципы общей педагогики.
Материал программы — это целостная система обучения детей учит основам современного танца, освоения разнообразных стилей (hip-hop, house, popping, waacking, и т.д.) и предлагает решение следующих задач:
№ | Задачи | Результат по задаче (критерии оценивания) | Промежуточный контроль по задаче |
1 |
Образовательные:
— обучение технически грамотному исполнению движений — формирование системы теоретических и практических знаний — обучение детей мыслить, слушать и слышать педагога, уметь исправлять неточности в исполнении — привитие детям любви к танцу и музыке, формирование их танцевальных способностей (музыкально-двигательные, художественно-творческие). |
— знание техники грамотного исполнения движений
— знания теоретических и практических основ танца — умение видеть и исправлять свои технические ошибки, развитие ориентировочных основ учебных действий и поведения. — развитие танцевальных способностей и нравственных норм. |
Контрольные урокиоткрытые уроки
|
2 |
Воспитательные:
— активизация интереса воспитанников к «хип-хоп» — искусству — воспитание уважения к результатам личного и коллективного труда — воспитание нравственных и волевых качеств. |
— эмоционально-положительное отношение к занятиям, высокая концентрация внимания, познавательная активность
— умение работать в коллективе, учитывая интересы других, восприятие педагога как наставника, адекватное осознание своего положения в группе сверстников; — способен проявлять целеустремленность, мужество; проявление лидерских качеств, а также умение поддерживать и уважать других участников творческого объединения; стремление преодолевать трудности, доводить дело до получения результата, даже при наличии препятствий. |
педагогическое наблюдение |
3 |
Развивающие:
— развитие танцевальной выразительности, координации движений, ориентировки в пространстве — физическое развитие подростков посредством танца — развитие сценической техники и актерского мастерства |
— развитые музыкально-ритмические навыки
— развитая мышечная масса — развитые актерская и сценическая техника поведения на сцене |
концерты
групповые выступления
сольная импровизация |
- Содержание программы
№ | Наименование разделов | Кол-во часов по годам обучения | |||||
1год | 2год | 3год | 4год | 5год | всего | ||
1 | Ритмика, или элементы музыкальной грамоты | 48 | 22 | 21 | — | — | 91 |
2 | Танцевальная азбука | 31 | 21 | — | — | — | 52 |
3 | Hip-hop Old school (Party dance) | 54 | 40 | 28 | 35 | 36 | 193 |
4 | Танец (репетиционно-постановочная работа) | 56 | 46 | 92 | 92 | 92 | 378 |
5 | Контрольный урок | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
6 | Popping | — | 11 | 28 | 31 | 28 | 98 |
7 | Waacking | — | 13 | 31 | 31 | 31 | 106 |
8 | Locking | — | 20 | 28 | 38 | 36 | 122 |
9 | House | — | 14 | 31 | 30 | 32 | 107 |
10 | Воспитательная работа | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
11 | Концертная работа | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 30 |
Итого | 198
|
198 | 272 | 272 | 272 | 1212 |
Учебно-тематический план — 1 год обучения
Задачи:
Выявить общепсихологические особенности ребенка, их проявления.
Выявить индивидуальные танцевальные способности ребенка и развить их.
Вызвать интерес и желание общаться с миром танца.
Сформировать начальные навыки, обучить элементарным движениям и шагам.
Развить элементарные слуховые, ритмические представления.
№ | Тема | Всего | Практика | Теория | |
I. | Ритмика, или элементы музыкальной грамоты | 48 | 47 | 1 | |
П. | Танцевальная азбука
|
31 | 30 | 1 | |
III | Hip-hop Old school (Party dance) | 54 | 52 | 2 | |
IV | Танец (репетиционно-постановочная работа)
|
56 | 52 | 4 | |
V | Контрольный урок | 4 | 4 | — | |
VI | Воспитательная работа | 3 | 3 | — | |
VII | Концертная работа | 2 | 2 | — | |
ИТОГО часов: | 198 | 190 | 8 | ||
Содержание
- Ритмика, или элементы музыкальной грамоты:
Теория (1 ч.)Основы приемов музыкально-двигательной выразительности.
Практика (47 ч.)Ритмические упражнения с музыкальными заданиями. Приемы музыкально-двигательной выразительности (движения в различных музыкальных темпах, пластика движений, упражнения на развитие гибкости суставов, упражнения, развивающие координацию движений, упражнения, развивающие скорость движений).
II.Танцевальная азбука:
Теория(1ч.) Основы техники исполнения и правила безопасности при выполнении упражнений.
Практика (30 ч.)
— Упражнения для головы, шеи и плечевого пояса
— Упражнения для рук
— Для кистей рук
— Упражнения для корпуса
— Упражнения для ног
— Для ступней ног
— Прыжки
— Партерная гимнастика
III. Hip—hopOldschool (Partydance)
Теория (2 ч.)История возникновения, теоретические основы техники исполнения.
Практика (52 ч.)
— «groove»(перев. — «кач»): вертикальный, горизонтальный, диагональный
— база рук
— баз ног: шаги, прыжки, пружина
— база головы
— база плеча
— база грудной клетки
— база бедер
— база колен
— база стоп
— навыки импровизации
— владение навыками ориентирования в пространстве
- IV. Танец (репетиционно-постановочная работа)
Теория (4 ч.) Теория движений
Практика (52 ч.)
— постановка, изучение танца
— отработка движений танца
— отработка рисунков танца
— обучение актерскому мастерству
- V. Контрольный урок
Практика (4 ч.) Практические задания: выполнение упражнений, базовых элементов — выученных в течение четверти, умение импровизировать, участие в постановочной деятельности, участие в концертной деятельности.
VI.Воспитательная работа
Практика (3ч.) Формирование личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, информационных УУД посредством участия в мероприятиях Программы воспитания центра (внеаудиторные мероприятия) и освоения содержания программы в урочной деятельности.
VII. Концертная работа
Практика (2ч.) Подготовка концертных выступлений на мероприятиях городского и регионального уровня, концертах центра.
Этапы педагогического контроля:
Сроки | Промежуточный, итоговый контроль | Формы контроля |
Октябрь | Умение воспроизводить ритмичные шаги, прыжки под любую музыку. Физическая подготовка (растяжка, силовая подготовка),умение держать рисунок (круг, квадрат, линию, т. д), чувство такта. | Контрольный урок |
Декабрь | Показательное выступление в группе — выразительно исполненные движения под музыку, а также умение показать любой из элементов танцевальной азбуки. Участие в постановке. | Контрольный урок |
Март | Показ изученных баз partydance, умение вести счет, умение двигаться в такт с музыкой, ориентирование в танце,на сцене,участие в постановке. Умение держать синхрон с командой. | Контрольный урок |
Май |
Показательное выступление для административной комиссии «ДЦИ», всего изученного материала за год. Участие в концертной деятельности. Профессиональный рост, умение свободно держаться на публике чувствовать себя раскрепощенно, не зажато. Самореализация, выявление стимула для упорной работы. Достижения запланированных результатов- победы в конкурсных программах, желание развиваться. | Контрольный урок |
Ожидаемые результаты первого года обучения
Задачи
|
Формы контроля | Результаты |
1. Выявить общепсихологические особенности ребенка, их проявления.
2. Выявить индивидуальные танцевальные способности ребенка и развить их. 3. Вызвать интерес и желание общаться с миром танца. 4.Сформировать начальные навыки. 5.Развить элементарные слуховые, ритмические представления.
|
1.Наблюдение
2. Наблюдение 3. Занятия 4. Занятия
|
1.Выявление особенностей ребенка, их проявления.
2.Выявлениеиндивидуальных танцевальных способностей ребенка. Развитие индивидуальных танцевальных способностей ребенка 3.Проявление интереса и желания у ребенка к обучаемому предмету. 4.Сформированность начальных навыков. 5.Развитие элементарных слуховых, ритмических представлений.
|
Учебно-тематический план 2 года обучения
Задачи:
Поддерживать интерес к занятиям по танцам.
Воспитывать художественно – эстетический вкус.
Развивать танцевальные способности ученика.
Воспитывать и развивать навыки самостоятельного мышления и памяти.
Продолжить работу по воспитанию танцевальных навыков.
№ | Тема | Всего | Практика | Теория |
I. | Ритмика, или элементы музыкальной грамоты
|
22 | 22 | — |
П. | Танцевальная азбука | 21 | 21 | — |
III. | Hip-hop Old school (Party dance) | 40 | 40 | — |
IV. | Popping | 11 | 10 | 1 |
V | Waacking | 13 | 12 | 1 |
VI. | Locking | 20 | 19 | 1 |
VII. | House | 14 | 13 | 1 |
VIII. | Танец (репетиционно-постановочнаяработа) | 46 | 45 | 1 |
IX. | Контрольный урок | 4 | 4 | |
X | Воспитательная работа | 3 | 3 | |
XI | Концертная работа | 4 | 4 | |
ИТОГО часов: | 198 | 193 | 5 |
Содержание
- Ритмика, или элементы музыкальной грамоты:
Практика (22 ч.) Ритмические упражнения с музыкальными заданиями. Приемы музыкально-двигательной выразительности (движения в различных музыкальных темпах, пластика движений, упражнения на развитие гибкости суставов, упражнения, развивающие координацию движений, упражнения, развивающие скорость движений).
II.Танцевальная азбука:
Практика (21ч.)
— Упражнения для головы, шеи и плечевого пояса
— Упражнения для рук
— Для кистей рук
— Упражнения для корпуса
— Упражнения для ног
— Для ступней ног
— Прыжки
Партерная гимнастика
III. Hip-hop Old school (Party dance)
Практика (40 ч.)
— «groove»(перев. — «кач»)
— база рук
— баз ног: шаги, прыжки, пружина
— база головы
— база плеча
— база грудной клетки
— база бедер
— база колен
— база стоп
— импровизация
— владение навыками ориентирования в пространстве
— практика вариаций изученных баз
- IV. Popping
Теория (1 ч.) История возникновения, техники popping, теоретические основы техники исполнения движение.
Практика (10 ч.)
— «pop» (перев. -«кач»)
— перемещения
Базы техник:
— «Waving» (перев. – «волна») – волна рук, волна тела
— «Gliding» (перев. – «скольжение») – ноги
— «King Tut» (перев. — «позы с четко выраженными прямыми углами, исполненные руками и ногами») – ноги, руки, корпус
— «Strobbing» (перев. – «мерцание») – руки, ноги
— «Puppet» (перев. – «марионетка») – голова, руки, ноги, корпус
- V. Waacking
Теория (1 ч.) История возникновения, теоретические основы техники исполнения движение.
Практика (12 ч.)
— позировки
— петли – кисти, локти, руки
— проходки
— вариации петли
— импровизация
- VI. Locking
Теория (1 ч.) История возникновения, теоретические основы техники исполнения движение.
Практика (19 ч.)
— «groove»(перев. — «кач»)
— база рук – мачо мэн, ристрол, лок, дабллок, клэп, гивенфайф, поинт.
— база ног – шаги
— проходки
— базовые движения – скубиду, кэмбэллок, и т.д.
— вариации базовых движений
VII. House
Теория (1 ч.) История возникновения, теоретические основы техники исполнения движение.
Практика (13 ч.)
— база шагов
— волна тела
— импровизация
— «groove»(перев. — «кач»)
VIII. Танец (репетиционно-постановочная работа)
Теория (1 ч.) Теория движений
Практика (45 ч.)
— постановка, изучение танца
— отработка движений танца
— отработка рисунков танца
— обучение актерскому мастерству
IX.Контрольный урок
Практика (4 ч.)Практические задания: выполнение упражнений, базовых элементов — выученных в течение четверти, умение импровизировать, участие в постановочной деятельности, участие в концертной деятельности.
X.Воспитательная работа
Практика (3ч.) Формирование личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, информационных УУД посредством участия в мероприятиях Программы воспитания центра (внеаудиторные мероприятия) и освоения содержания программы в урочной деятельности.
- Концертная работа
Практика (4ч.) Подготовка концертных выступлений на мероприятиях городского, регионального, всероссийского, международного уровня, концертах центра.
Этапы педагогического контроля:
Сроки | Промежуточный, итоговый контроль | Формы контроля |
Октябрь | Показ усовершенствованных элементов музыкальной грамоты, а также танцевальной азбуки. Участие в групповых постановках. Подготовка сольной импровизации. | Контрольный урок |
декабрь | Изучениебазы: Hip-Hop Party Dance, House, Locking, Waacking. Popping. Участие в концертной деятельно | Контрольный урок |
Март | Самостоятельная вариация изученных баз: Hip-HopPartyDance, House, Locking, Waacking. Popping. Участие в групповых соревнованиях, а также в сольных. | Контрольный урок |
Май | Показательное выступление для административной комиссии всего изученного материала за год. Профессиональный рост, умение свободно держаться на публике чувствовать себя раскрепощенно, не зажато. Самореализация, выявление стимула для упорной работы. Достижения запланированных результатов- победы в конкурсных программах, желание развиваться. | Контрольный урок |
Ожидаемые результаты второго года обучения
Задачи
|
Формы контроля | Результат
|
1. Поддерживать интерес к занятиям по танцам.
2. Воспитывать художественно – эстетический вкус. 3. Развивать танцевальные способности ученика. 4. Воспитывать и развивать навыки самостоятельного мышления и памяти. 5. Продолжить работу по воспитанию танцевальных навыков. |
1.Наблюдение, занятия.
2. Наблюдение 3. Занятия 4. Занятия, наблюдения 5. Занятия
|
1. Проявление интереса и желания у ребенка к обучаемому предмету.
2. Воспитание художественно – эстетического вкуса. 3. Развитие танцевальных способностей ребенка 4. Воспитание и развитие навыков самостоятельного мышления и памяти. 5. Воспитание танцевальных навыков. |
Учебно-тематический план 3 года обучения
Задачи:
Развивать танцевальные, слуховые навыки и умения учащегося.
Воспитывать и развивать навыки самостоятельного мышления.
Расширять практическую область применения умений и навыков.
Развивать умение импровизировать в любом стиле под любую музыку.
№ | Тема | Всего | Практика | Теория |
I. | Ритмика, или элементы музыкальной грамоты
|
21 | 21 | — |
II. | Hip-hop Old school (Party dance) | 28 | 28 | — |
Ш. | Popping | 28 | 28 | — |
IV. | Waacking | 31 | 31 | — |
V. | Locking | 28 | 28 | — |
VI. | House | 31 | 31 | — |
VII. | Танец (репетиционно-постановочнаяработа) | 92 | 91 | 1 |
VIII. | Контрольный урок | 4 | 4 | — |
IX | Воспитательная работа | 3 | — | — |
X | Концертная работа | 6 | — | — |
ИТОГО часов: | 272 | 271 | 1 |
Содержание
- Ритмика, или элементы музыкальной грамоты:
Практика (21ч.)Ритмические упражнения с музыкальными заданиями. Приемы музыкально-двигательной выразительности (движения в различных музыкальных темпах, пластика движений, упражнения на развитие гибкости суставов, упражнения, развивающие координацию движений, упражнения, развивающие скорость движений).
II.Hip-hop Old school (Party dance)
Практика (28 ч.)
— «groove»(перев. — «кач»)
— база рук
— баз ног: шаги, прыжки, пружина
— база головы
— база плеча
— база грудной клетки
— база бедер
— база колен
— база стоп
— импровизация
— владение навыками ориентирования в пространстве
— практика вариаций изученных баз
III. Popping.
Практика (28 ч.)
— «pop» (перев. — «кач»)
— перемещения
Базы техник:
— «Waving» (перев. – «волна») – волна рук, волна тела
— «Gliding» (перев. – «скольжение») – ноги
— «King Tut» (перев. — «позы с четко выраженными прямыми углами, исполненные руками и ногами») – ноги, руки, корпус
— «Strobbing» (перев. – «мерцание») – руки, ноги
— «Puppet» (перев. – «марионетка») – голова, руки, ноги, корпус
- IV. Waacking
Практика (31 ч.)
— позировки
— петли – кисти, локти, руки
— проходки
— вариации петли
— импровизация
- V. Locking
Практика (28 ч.)
— «groove»(перев. — «кач»)
— база рук – мачо мэн, ристрол, лок, дабллок, клэп, гивенфайф, поинт и т.д.
— база ног – шаги
— проходки
— базовые движения – скубиду, кэмбэллок, и т.д.
— вариации базовых движений
- VI. House
Практика (31 ч.)
— база шагов
— вариации базовых шагов
— лофтинг (хаус партер)
— импровизация
— «groove»(перев. — «кач»)
— работа с разными ритмами
VII. Танец (репетиционно-постановочная работа)
Теория (1 ч.) Теория движения
Практика (91 ч.)
— постановка, изучение танца
— отработка движений танца
— отработка рисунков танца
— обучение актерскому мастерству
VIII. Контрольный урок
Практика (4 ч.) Практические задания: выполнение упражнений, базовых элементов — выученных в течение четверти, умение импровизировать, участие в постановочной деятельности, участие в концертной деятельности.
IX.Воспитательная работа
Практика (3ч.) Формирование личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, информационных УУД посредством участия в мероприятиях Программы воспитания центра (внеаудиторные мероприятия) и освоения содержания программы в урочной деятельности.
- Концертная работа
Практика (6 ч.) Подготовка концертных выступлений на мероприятиях городского, регионального, всероссийского, международного уровня, концертах центра.
Этапы педагогического контроля:
Сроки | Промежуточный, итоговый контроль | Формы контроля |
октябрь | Самостоятельнаявариацияизученныхбаз: Hip-HopPartyDance, House, Locking, Waacking. Popping. Показ импровизаций с использованием вариаций по пройденным базам. Участие в групповой постановке. | Контрольный урок |
декабрь | Участие постановочных работах. Выезд на соревнования разного уровня. Участие на местных соревнованиях как с группой, так и сольно | Контрольный урок |
март | Саморазвитие – желание самостоятельно изучать наиболее понравившиеся стили, пробовать делать собственные вариации. Участие в групповой постановке. Подготовка сольной импровизации. | Контрольный урок |
май | Показательное выступление для административной комиссии всего изученного материала за год. Профессиональный рост, умение свободно держаться на публике чувствовать себя раскрепощенно, не зажато. Самореализация, выявление стимула для упорной работы. Достижения запланированных результатов- победы в конкурсных программах, желание развиваться. | Контрольный урок |
Ожидаемые результаты третьего года обучения
Задачи
|
Формы контроля | Результат
|
1. Развивать танцевальные, слуховые навыки и умения учащегося.
2. Воспитывать и развивать навыки самостоятельного мышления. 3. Расширять практическую область применения умений и навыков. 4. Развивать умение импровизировать в любом стиле под любую музыку. |
1.Занятия
2. Наблюдение 3. Занятия 4. Занятия
|
1. Развитие танцевальных, слуховых навыков и умений учащегося.
2. Воспитание и развитие навыков самостоятельного мышления 3. Расширение практической области применения умений и навыков. 4. Развитие умений импровизировать в любом стиле под любую музыку.
|
Учебно-тематический план 4 года обучения
Задачи:
- Формировать навык осознанного применения знаний в творческих формах работы.
- Закреплять танцевальные, навыки и умения учащегося.
- Закреплять теоретические, практические навыки в импровизации и сольном исполнении.
№ | Тема | Всего | Практика | Теория |
I. | Hip-hop Old school (Party dance) | 35 | 35 | — |
II. | Popping | 31 | 31 | — |
III. | Waacking | 31 | 31 | — |
IV. | Locking | 38 | 38 | — |
V. | House | 30 | 30 | — |
VI. | Танец (репетиционно-постановочнаяработа):
|
92 | 91 | 1 |
VII. | Контрольный урок | 4 | 4 | — |
Воспитательная работа | 3 | 3 | — | |
Концертная работа | 8 | 8 | — | |
ИТОГО часов: | 272 | 271 | 1 |
Содержание
I.Hip-hop Old school (Party dance)
Практика (35ч.)
— «groove»(перев. — «кач»)
— база рук
— баз ног: шаги, прыжки, пружина
— база головы
— база плеча
— база грудной клетки
— база бедер
— база колен
— база стоп
— импровизация
— владение навыками ориентирования в пространстве
— практика вариаций изученных баз
- II. Popping.
Практика (31ч.)
— «pop» (перев. — «кач»)
— перемещения
Базы техник:
— «Waving» (перев. – «волна») – волна рук, волна тела
— «Gliding» (перев. – «скольжение») – ноги
— «King Tut» (перев. — «позы с четко выраженными прямыми углами, исполненные руками и ногами») – ноги, руки, корпус
— «Strobbing» (перев. – «мерцание») – руки, ноги
— «Puppet» (перев. – «марионетка») – голова, руки, ноги, корпус
III. Waacking
Практика (31ч.)
— позировки
— петли – кисти, локти, руки
— проходки
— вариации петли
— импровизация
- IV. Locking
Практика (38ч.)
— «groove»(перев. — «кач»)
— база рук – мачо мэн, ристрол, лок, дабллок, клэп, гивенфайф, поинт и т.д.
— база ног – шаги
— проходки
— базовые движения – скубиду, кэмбэллок, и т.д.
— вариации базовых движений
- V. House
Практика (30ч.)
— база шагов
— вариации базовых шагов
— лофтинг (хаус партер)
— импровизация
— «groove»(перев. — «кач»)
— работа с разными ритмами
- VI. Танец (репетиционно-постановочная работа)
Теория (1 ч.) Теория движения
Практика (91 ч.)
— постановка, изучение танца
— отработка движений танца
— отработка рисунков танца
— обучение актерскому мастерству
VII. Контрольный урок
Практика (4 ч.) Практические задания: выполнение упражнений, базовых элементов — выученных в течение четверти, умение импровизировать, участие в постановочной деятельности, участие в концертной деятельности.
VIII.Воспитательная работа
Практика (3ч.) Формирование личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, информационных УУД посредством участия в мероприятиях Программы воспитания центра (внеаудиторные мероприятия) и освоения содержания программы в урочной деятельности.
- I Концертная работа
Практика (8 ч.) Подготовка концертных выступлений на мероприятиях городского, регионального, всероссийского, международного уровня, концертах центра.
Этапы педагогического контроля:
Сроки | Промежуточный, итоговый контроль
|
Формы контроля |
Октябрь | Показсобственныхвариаций: PartyDance, House, Locking, Waacking. Popping. Участие в групповой постановке. | Контрольный урок |
Декабрь | Участие в групповых и сольных соревнованиях, выезд с группой на соревнования в др. окрестности. | Контрольный урок |
март | Самостоятельное изучение и умение воспроизводить импровизированные вариации изученных стилей. Участие в групповых и сольных соревнованиях, выезд с группой на соревнования в др. окрестности. | Контрольный урок |
май | Показательное выступление для административной комиссии всего изученного материала за год. Профессиональный рост, умение свободно держаться на публике чувствовать себя раскрепощенно, не зажато. Самореализация, выявление стимула для упорной работы. Достижения запланированных результатов- победы в конкурсных программах, желание развиваться. | Контрольный урок |
Ожидаемые результаты четвертого года обучения
Задачи
|
Формы контроля | Результат
|
1. Формировать навык осознанного применения знаний в творческих формах работы.
2. Закреплять танцевальные, навыки и умения учащегося. 3. Закреплять теоретические, практические навыки в импровизации и сольном исполнении. |
1.Занятия, наблюдения
2. Занятия 3. Занятия
|
1. Сформированность навыков осознания применения знаний в творческих формах работы.
2. Усвоение танцевальных, навыков и умений учащегося. 3. Усвоение теоретических, практические навыков в импровизации и сольном исполнении. |
Учебно-тематический план 5 года обучения
Задачи:
- Закреплять навык осознанного применения знаний в творческих формах работы.
- Развивать навыкисамостоятельного мышления
- Закреплять теоретические, практические навыки в импровизации и сольном исполнении.
- Поддерживать интерес к занятиям по изучаемой программе.
- Развивать навыки самостоятельной работы по постановке номера.
№ | Тема | Всего | Практика | Теория |
I. | Hip-hop Old school (Party dance) | 36 | 36 | — |
II. | Popping | 28 | 28 | — |
III. | Waacking | 31 | 31 | — |
IV. | Locking | 36 | 36 | — |
V. | House | 32 | 32 | |
VI. | Танец (репетиционно-постановочнаяработа):
|
92 | 91 | 1 |
VII. | Контрольный урок | 4 | 4 | — |
VIII. | Воспитательная работа | 3 | 3 | — |
IX. | Концертная работа | 10 | 10 | — |
ИТОГО часов: | 272 | 271 | 1 |
Содержание
I.Hip-hop Old school (Party dance)
Практика (36 ч.)
— «groove»(перев. — «кач»)
— база рук
— баз ног: шаги, прыжки, пружина
— база головы
— база плеча
— база грудной клетки
— база бедер
— база колен
— база стоп
— импровизация
— владение навыками ориентирования в пространстве
— практика вариаций изученных баз
- II. Popping.
Практика (28 ч.)
— «pop» (перев. — «кач»)
— перемещения
Базы техник:
— «Waving» (перев. – «волна») – волна рук, волна тела
— «Gliding» (перев. – «скольжение») – ноги
— «King Tut» (перев. — «позы с четко выраженными прямыми углами, исполненные руками и ногами») – ноги, руки, корпус
— «Strobbing» (перев. – «мерцание») – руки, ноги
— «Puppet» (перев. – «марионетка») – голова, руки, ноги, корпус
III. Waacking
Практика (31 ч.)
— позировки
— петли – кисти, локти, руки
— проходки
— вариации петли
— импровизация
- IV. Locking
Практика (36 ч.)
— «groove»(перев. — «кач»)
— база рук – мачо мэн, ристрол, лок, дабллок, клэп, гивенфайф, поинт и т.д.
— база ног – шаги
— проходки
— базовые движения – скубиду, кэмбэллок, и т.д.
— вариации базовых движений
- V. House
Практика (32 ч.)
— база шагов
— вариации базовых шагов
— лофтинг (хаус партер)
— импровизация
— «groove»(перев. — «кач»)
— работа с разными ритмами
- VI. Танец (репетиционно-постановочная работа)
Теория (1 ч.) Теория движения
Практика (91 ч.)
— постановка, изучение танца
— отработка движений танца
— отработка рисунков танца
— обучение актерскому мастерству
VII. Контрольный урок
Практика (4 ч.) Практические задания: выполнение упражнений, базовых элементов — выученных в течение четверти, умение импровизировать, участие в постановочной деятельности, участие в концертной деятельности.
VIII.Воспитательная работа
Практика (3ч.) Формирование личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, информационных УУД посредством участия в мероприятиях Программы воспитания центра (внеаудиторные мероприятия) и освоения содержания программы в урочной деятельности.
- I Концертная работа
Практика (10 ч.) Подготовка концертных выступлений на мероприятиях городского, регионального, всероссийского, международного уровня, концертах центра.
Этапы педагогического контроля:
Сроки | Промежуточный, итоговый контроль | Формы контроля |
октябрь | Участие в групповых постановках, участие в конкурсах, соревнованиях, концертах. Самоизучение уже известных стилей. | Контрольный урок |
декабрь | Проба собственной групповой постановки, Участие в групповых постановках, участие в конкурсах, соревнованиях, концертах. Самоизучение уже известных стилей. | Контрольный урок |
Март | Показ в группе собственной групповой постановки, Участие в групповых постановках, участие в конкурсах, соревнованиях, концертах. Самоизучение уже известных стилей. | Контрольный урок |
Май | Показательное выступление для административной комиссии всего изученного материала за год. Профессиональный рост, умение свободно держаться на публике чувствовать себя раскрепощенно, не зажато. Самореализация, выявление стимула для упорной работы. Достижения запланированных результатов- победы в конкурсных программах, желание развиваться. | Контрольный урок |
Итоговые ожидаемые результаты по программе
Задачи
|
Формы контроля | Результат
|
1. Закреплять навык осознанного применения знаний в творческих формах работы.
2. Развивать навыкисамостоятельного мышления 3. Закреплять теоретические, практические навыки в импровизации и сольном исполнении. 4. Поддерживать интерес к занятиям по изучаемой программе. 5. Развивать навыки самостоятельной работы по постановке номера. |
1.Занятия
2. Занятия 3. Занятия 4. Занятия 5. Занятия
Итоговый контроль – отчетный концерт
|
1. Закрепление навыков осознанного применения знаний в творческих формах работы.
2. Развитие навыков самостоятельного мышления 3. Усвоение теоретических, практических навыков в импровизации и сольном исполнении. 4. Проявление интереса к занятиям по изучаемой программе. 5. Развитие навыков самостоятельной работы по постановке номера. |
Планируемые результаты
Предметные:
1) воспринимать и понимать музыку стилей хип-хопа;
2) понимать возможности стилей, передавать чувства и мысли танца;
— слушать музыкальные произведения, выделять в них выразительные и изобразительные интонации;
3) наблюдать за развитием танцевальных образов;
4) участвовать в коллективном воплощении танцевальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
— передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
— понимать термины, связанные с различными перестроениями;
— выполнять различные танцевальные шаги;
— начать и закончить движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы;
— передавать движением на сильную и слабые доли такта;
— владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга;
— проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе занятий, движения под музыку;
— свободно двигаться под музыку различного характера;
— использовать в повседневной жизни элементы дыхательной гимнастики;
Личностные:
1) Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности танцевальной деятельности.
2) Иметь свой целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления русских танцев и танцев других стран, народов, национальных стилей;
3) Уметь наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
4) Уметь ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в танцевальной жизни учреждения, города и др.;
5) Иметь уважительное отношение к культуре других народов;
Метапредметные:
1) регулятивные УУД
— понимать смысл заданий;
— выполнять хореографические действия.
2) коммуникативные УУД
— понимать значение танца и музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
— контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности;
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на занятиях;
— формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
— стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
— проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.
3) познавательные УУД
осуществлять поиск нужной информации в интернете и дополнительных источниках,
— соотносить различные произведения по настроению и форме;
— строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки и танца;
— устанавливать аналогии;
— сравнивать средства художественной выразительности в разных стилях
5.Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Требования к условиям реализации программы «Танец в стиле хип-хоп» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.
Нормативно — правовое обеспечение программы
- ФЗ -273 «Об образовании в РФ» 2013г.
- Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008);
- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств;
- Письмо МО и ВШРК № 07-18/94 от 12.08.2003г. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
- Приложениек письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобр. науки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»,
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Письмо Министерства культуры от 13 декабря 2011г. № 101-01-39/06-ГИ;
- САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Локальные акты центра:
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;
- Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;
- Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;
- Порядок перевода, выпуска и отчисления учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;
- Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
- Годовой календарный график.
Программно- методическое обеспечение программы
При реализации образовательной программы на учебных занятиях используется:
- Методические разработки: «Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания.» [1.], «Художественное творчество и ребенок» [2.], «Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста» [3.],«Основы современного танца» [4.], «Телесно – ориентированная терапия и психотехника. Телесность человека.» [5], «Технология актёрского искусства» [6.] и т.д.
- Видеоматериалы
- Тесты на развитие физических качеств:гибкость, координация, выносливость, ориентирование, и т.д.
- Портфолио объединения (фотографии детей с выступлений, соревнований, фестивалей, видеоматериалы, грамоты, дипломы).
- Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения образовательной программы «Танец в стиле хип-хоп».
- Результативность образовательной деятельности
Кадровое обеспечение программы
Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 3 года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Научно – методическое обеспечение
Научно – методическое обеспечениепрограммы осуществляется:
- внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс: приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;
- учебно- методическими комплексами предметов: рабочими программами предметов, методическими рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными заданиями;
- методическим обеспечением воспитательной работы: Программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;
- исследовательской и методической работой педагогов.
Материально-техническое обеспечение
- учебный класс, размером 54 кв.м.
- музыкальный центр;
- зеркала;
- станок;
- телевизор;
- видеопособия;
- скамейки 3шт;
Формы аттестации/контроля
Система показателей эффективности. Промежуточный контроль.
Год обучения | Октябрь | Декабрь | Март | Май |
1 год | Умение воспроизводить ритмичные шаги, прыжки под любую музыку. Физическая подготовка (растяжка, силовая подготовка), умениедержать рисунок (круг, квадрат, линию, т. д), чувство такта. | Умение выразительно исполнить движения под музыку, а также умение показать любой из элементов танцевальной азбуки. Участие в постановке. | Умение показать изученные базы partydance, умение вести счет, умение двигаться в такт с музыкой, ориентирование в танце,на сцене, участие в постановке. Умение держать синхрон с командой. | Умение показать свои знания, полученные за весь год на открытом уроке для административной комиссии «ДЦИ». Участие в концертной деятельности, умение свободно держаться на публике чувствовать себя раскрепощенно, не зажато. Самореализация, выявление стимула для упорной работы. Достижения запланированных результатов- победы в конкурсных программах, желание развиваться. |
2 год | Показ усовершенствованных элементов музыкальной грамоты, а также танцевальной азбуки. Участие в групповых постановках. Подготовка сольной импровизации. | Изучениебазы: Hip-HopParty Dance, House, Locking, Waacking. Popping. Участие в концертной деятельности. | Самостоятельнаявариацияизученныхбаз: Hip-HopPartyDance, House, Locking, Waacking. Popping. Участие в групповых соревнованиях, а также в сольных. | Умение показать свои знания, полученные за весь год на открытом уроке для административной комиссии «ДЦИ». Участие в концертной деятельности, умение свободно держаться на публике чувствовать себя раскрепощенно, не зажато. Самореализация, выявление стимула для упорной работы. Достижения запланированных результатов- победы в конкурсных программах, желание развиваться. |
3 год | Самостоятельнаявариацияизученныхбаз: Hip-HopPartyDance, House, Locking, Waacking. Popping. Показ импровизаций с использованием вариаций по пройденным базам. Участие в групповой постановке. | Участие постановочных работах. Выезд на соревнования разного уровня. Участие на местных соревнованиях как с группой, так и сольно. | Саморазвитие – желание самостоятельно изучать наиболее понравившиеся стили, пробовать делать собственные вариации. Участие в групповой постановке. Подготовка сольной импровизации. | Умение показать свои знания, полученные за весь год на открытом уроке для административной комиссии «ДЦИ». Участие в концертной деятельности, умение свободно держаться на публике чувствовать себя раскрепощенно, не зажато. Самореализация, выявление стимула для упорной работы. Достижения запланированных результатов- победы в конкурсных программах, желание развиваться. |
4 год | Умение самостоятельно придуматьвариаций: PartyDance, House, Locking, Waacking. Popping. Участие в групповой постановке. | Участие в групповых и сольных соревнованиях, выезд с группой на соревнования в др. окрестности. | Умение самостоятельно изучить и воспроизводить импровизированные вариации изученных стилей. Участие в групповых и сольных соревнованиях, выезд с группой на соревнования в др. окрестности. | Умение показать свои знания, полученные за весь год на открытом уроке для административной комиссии «ДЦИ». Участие в концертной деятельности, умение свободно держаться на публике чувствовать себя раскрепощенно, не зажато. Самореализация, выявление стимула для упорной работы. Достижения запланированных результатов- победы в конкурсных программах, желание развиваться. |
5 год | Участие в групповых постановках, участие в конкурсах, соревнованиях, концертах. Умение самостоятельно изучить и продемонстрировать уже известные стили. | Умение самостоятельно провести собственную групповую постановку, Участие в групповых постановках, участие в конкурсах, соревнованиях, концертах. | Участие в групповых постановках, участие в конкурсах, соревнованиях, концертах. | Показательное выступление для административной комиссии всего изученного материала за год. Профессиональный рост, умение свободно держаться на публике чувствовать себя раскрепощенно, не зажато. Самореализация, выявление стимула для упорной работы. Достижения запланированных результатов- победы в конкурсных программах, желание развиваться. |
Контроль за усвоением учебной программы ведется на протяжении всего срока обучения в виде промежуточной и итоговой аттестации:
Аттестация осуществляется через систему:
анализа успеваемости, отслеживания результатов (наблюдение, диагностика, тесты);
контрольных уроков;
концертов — отчётных и классных;
конкурсов, фестивалей различного уровня;
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков (по окончании каждой четверти), включающих практические задания по выполнению упражнений, базовых элементов, выученных в течение четверти постановок, импровизаций, тестов на освоение теоретической части программы, а так же наличия динамики в формировании личностных и метапредметных результатах. При оценивании результатов учащихся учитываются участие в постановочной деятельности и участие в концертной деятельности коллектива.
При оценивании текущей успеваемости учащихся учитывается работа на занятии — точное выполнение упражнений, связок, импровизаций как в сольном, так и в групповом исполнении, а также самостоятельность и проявление инициативы в творческих заданиях.
Итоговая отметка за год выставляется по результатам всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных требованиями программы и итогового контрольного урока;
Выпускной экзамен (5 год обучения) проводится в форме отчетного концерта.
Оценивание производится по пятибалльной системе исходя из следующих принципов:
5 баллов – отличные знания технических правил исполнения базовых элементов изучаемых стилей, уверенное исполнение постановочных номеров, участие в групповых выступлениях на соревнованиях, участие в выездных соревнованиях, а также умение поставить сольную импровизацию под любую музыку и в разных стилях, владение навыками поведения на сцене, высокая результативность.
4 балла – отличные знания технических правил исполнения базовых элементов изучаемых стилей, уверенное исполнение постановочных номеров, участие в групповых выступлениях на соревнованиях, участие в выездных соревнованиях, владение навыками поведения на сцене, средняя результативность.
3 балла– удовлетворительные знания технических правил исполнения базовых элементов изучаемых стилей, активное участие в постановочной деятельности, участие в концертной деятельности в стенах «ДЦИ», удовлетворительное исполнение базовых элементов изучаемых стилей, а также удовлетворительное исполнение одной из известных связок.
2 балла– незнание технических правил исполнения базовых элементов изучаемых стилей, неуверенное участие в постановочной деятельности, неуверенное исполнение базовых элементов изучаемых стилей, незнание ни одной из изучаемых связок.
Зачет (без оценки) – достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
На основании оценки итоговой аттестации и годовой оценки за последний год обучения по программе выводится итоговая оценка: 5(«отлично»), 4(«хорошо»), 3(«удовлетворительно»), 2(«неудовлетворительно»).
При прохождении итоговой аттестации учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Учащийся, прошедший итоговую аттестацию с положительными оценками, считается окончившим полный курс обучения по программе «Танец в стиле Хип-хоп» и получает Сертификат об освоении данной программы.
Методические материалы
Организация учебно-вспомогательного процесса построена на комбинированной форме сочетания теории и практики.
Принципы методического обеспечения программы:
- единая педагогическая система в организации образовательного процесса
- составление календарно-тематических планов, поурочных планов на основе рабочей программы «Танец в стиле хип-хоп»
- последовательное изучение материала, постепенное нарастание трудностей при его освоении и постоянном закреплении изучаемого материала
Формы организации учебно-воспитательного процесса: групповое занятие, состоящее из теоретических и практических приёмов. В ходе занятия применяются индивидуальные и групповые методы обучения. Методы обучения: словесный, игровой, наглядный (метод-показ).
Общеразвивающие упражнения:
Музыкальное движение
Характерная выразительность каждого движения зависит от того, как и в каком соотношении в нем используются приемы. Поэтому параллельно с изучаемым материалом одной темы дается материал и других тем в которых приходится пользоваться тем или иным приемом движения. Так развивается умение детей естественно пользоваться приемами, работая над изменением характера движения.
Для того чтобы разучивать разнообразные виды движения нужно воспитать у детей основные технические навыки:
Первый — умение начинать двигаться с началом музыки.
Второй — умение придавать движению нужную динамическую выразительность.
Третий — умение заканчивать движение точно с окончанием музыкального произведения (или его части) — технически связан со вторым: дети должны уменьшить (тормозить) устремленность своего движения при приближении заключения музыкальной мысли.
Приемы музыкально-двигательной выразительности
Дети овладевают тремя приемами движения — пружинным, маховым н плавным, дающими им в дальнейшем возможность сообщить движению характер и выразительность, свойственные разнообразным музыкально-двигательным образам.
Освоение пружинных движений.
Прием пружинного движения осваивается в движениях ног, рук и корпуса. Дети должны научиться различать сильную и слабую фазу движения.
«Пружинки» — основное упражнение для ног. Развивает пружинное движение ног, как в коленном суставе, так и в ступне; усиливает и закрепляет эмоционально-двигательную реакцию на изменение силы звучания музыки.
Освоение маховыхдвижении.
Прием махового движения используется при работе над музыкой с широкой, ярко акцентированной мелодией, построенной на больших интервалах. Имеет две фазы — слабую и сильную.
Для корпуса используется упражнение «Кожа дров». Упражнение требует полного напряжения мышц.
Освоение главных движений.
Используются упражнения «Тугая резинка ‘ (плавное полуприседание), ‘’Поющие руки” (плавное движение рук). Движения исполнятся слитно, то есть между движением вниз и вверх или вперед и назад остановок не делается.
Приёмы пластических движений
Дети выполняют специальное разогревающее позвоночник упражнение «Ролик”. Знакомятся с такими понятиями и упражнениями, как: «Ось” (ось позвоночника — один конец уходит в небо, другой в землю), «Цветок” (образ распускающегося цветка — раскрытие и закрытие грудной клетки).
Основным приемом пластического движения является пластическая «волна» всем телом.
После изучения тем этого раздела (1-го года обучения), дети приобретают навык пластической «волны». Успешность выполнения этого движения зависит от хорошо развитой координации движения н гибкости и упругости позвоночника. Эти свойства позвоночника развивались в специальных упражнениях, работа над которыми продолжается и на втором году обучения.
Танцевальная азбука
Упражнения направлены на:
- Улучшение подвижности в суставах.
- Развитие гибкости.
- Развитие эластичности мышц и связок.
- Развитие подъема стопы, прыгучести.
- Развитие выворотности, шага вперед, в сторону, назад (шпагаты).
- Упражнения на развитие спины мышц спины и пресса.
Упражнения для головы, шеи и плечевого пояса:
- наклоны головы вперёд, назад и в стороны
- повороты головы вправо и влево
- круговые движения головой по полукругу и по целому кругу
- вытягивание шеи вперёд и в стороны
- подъём и опускание шеи вверх, вниз, вместе и поочерёдно
- круговые движения течами вперёд и назад, двумя вместе и поочерёдно
Упражнения для рук:
- подъём и опускание вверх-вниз
- разведение в стороны
- сгибание рук в локтях
- круговые движения «мельница»
- круговые махи одной рукой и двумя вместе
- отведение согнутых в локтях рук в стороны
Для кистей рук:
- сгибание кистей вниз, вверх
- отведение вправо, влево
- вращение кистей наружу, внутрь
Упражнения для корпуса:
- наклоны вперёд, в стороны
- перегибы назад; повороты корпуса
- круговые движения в поясе
- смещение корпуса от талии в стороны
- расслабление и напряжение мышц корпуса
Упражнения для ног:
- полуприседания;
- подъём на полупальцы
- подъём согнутой в колене ноги
- разгибание и сгибание ноги в коленном суставе вперёд, в сторону, то же с приседанием
- отведение ноги, выпады вперёд и в стороны: разворот согнутой в колене ноги
Для ступней ног:
- сгибание и разгибание ноги в голеностопном суставе
- отведение стопы наружу и внутрь
- круговые движения стопой
Прыжки:
- на обеих ногах
- на одной (по два, четыре, восемь на каждой)
- прыжок с просветом
- перескоки с одной ноги на другую с отведением работающей ноги на носок или пятку вперёд и в стороны
- подскоки
- лёгкий бег
Партерная гимнастика
- Партерная гимнастика для детей– это прекрасный способ улучшить гибкость, обрести грацию, красивую осанку и здоровые суставы. Комплекс проводится в партере – сидя на полу, что позволяет снять нагрузку с позвоночника и более эффективно воздействовать на него, мышцы и связки.
- Исходное положение: лежа на спине. Поднимайте прямые ноги на выдох до прямого угла 20 раз, при этом, не касаясь пола на протяжении всего упражнения.
- Исходное положение: сидя на полу, руками упираясь за собой. На выдохе выполняйте «ножницы» — сначала 20 махов вертикально, затем столько же – горизонтально.
- Исходное положение: сидя на полу, руками упираясь за собой. Согните ноги, подтяните к груди и выпрямите. Повторите 20 раз, не касаясь пола ногами по ходу выполнения.
- Исходное положение: лежа на спине, руки за головой. Привставая, тянитесь правым локтем к левому колену, а затем – левым локтем к правому колену. Повторите 20 раз в каждую сторону.
- Исходное положение: лежа на животе, руки вытянуты вверх. Из этого положения выполняйте ногами ножницы – всего 20 махов.
Hip-Hop Old School [Party Dance]
Самый ранний жанр хип-хопа. Социальные танцы, разновидностью которых является partydance- одна из форм социализации, предполагающая танец с партнером (синхрон) или в группе. Эго фундамент американской танцевальной культуры, откуда берут начало все современные танцевальные направления. Танцевальные движения, зародившиеся на вечерниках и в клубах, исполняемые коллективно, они вошли в хип-хоп танец как базовая «растанцовка» на которой строится умение импровизировать. Знание основных движений partydance- прародителей стилей хип-хопа — это танцевальная грамотность современного танцпола.
Popping
Cтиль танца, основанный на сокращении мышц, создающий эффект резкого вздрагивания в теле танцора — пап. Это делается непрерывно в ритме музыки в сочетании с различными движениями и позами. Танцор, исполняющий паппинг, называется паппером. Паппинг в России долгое время неверно назывался «верхний брейк-данс». Паппинг также используется как общий термин для группы родственных стилей, которые часто объединяются с паппингом, чтобы создать большее разнообразие в исполнении.
Паппинг включает в себя множество техник, некоторые из которых существует как отдельный танцевальный стиль:
Waving — основан на создания эффекта прохождения волны по телу: рукам, ногам, шее, корпусу. Концепция стиля заключается в ощущении того, что тело становится водой. Это ощущение является ключом к импровизации в стиле waving, представляя себя водой и двигаясь под музыку легко создать свои собственные движения и свой индивидуальный стиль.
Gliding — скольжение стопами по полу, создающее эффект скольжения по воздуху, за счёт перекатывания стопы с носка на пятку. Самое знаменитое движение в стиле glide — «back glide» или же «лунная походка».
King Tut — танец, в котором копируются движения с древних египетских рисунков, изображающих людей в различных позах. Как правило это позы с четко выраженными прямыми углами, исполненные руками и ногами. Толчком к развитию во многом послужил мультик Bugs Bunny. В одной из серий главный персонаж выдал множество движений с использованием прямых углов, изображаемых руками Finger Tut — это уже техника самогоKing Tut, заключается в построении геометрических фигур при помощи пальцев рук.Strobbing — стиль, движения которого происходят будто в свете стробоскопа: непрекращающиеся резкие остановки на долю секунды в конце каждого движения.SlowMotion — стиль основан на замедленном, плавном, непрерывном движении.Puppet — в этом танце движения представляют собой имитацию кукол на верёвках. Прототипом для движений послужили герои старых мультиков, в которых персонажи — марионеточные куклы.Animation — общий термин для стилей с использованием иллюзий: slowmotion, strobbing, vibration и т. п.
Locking
Является стильфанк танца , который сегодня также ассоциируется с хип — хоп . Название основано на концепции фиксирующих движений, которые в основном означает замораживание от быстрого движения и «замок» в определенном положении, занимающих эту позицию за короткое время, а затем продолжается в той же скоростью, как и раньше. Он опирается на быстрые и различные руки и движения рук в сочетании с более расслабленными бедер и ног. Движения, как правило, крупные и преувеличены, и часто очень ритмичные и тесно синхронизирован с музыкой. Блокировка вполне производительность ориентированных, часто взаимодействуя с аудиторией с помощью улыбаясь или давая им высокие пять , а некоторые шаги являются весьма комичным в природе. Танцор, который выполняет запирание называется шкафчик. Шкафчики обычно используют особый стиль одежды, такие как красочные одежды с полосками и подтяжками. Замок включает в себя довольно много акробатики и физически сложных движений, таких как посадка на колени. Эти движения часто требуют защиты колена.
Базовые элементы:
Альфа
Создатель -Альфа Андерсон. Одна нога ногами вперед из положения на корточках в то время как верхняя часть тела наклонена назад. Верхняя часть тела может поддерживаться обеими руками или без рук на всех.
Сломать / Rocksteady
В положении на корточках , переложить таз в сторону, а затем обратно к центру. Встаньте, а затем вернуться к корточкам и повторите движение для другой стороны.
Джаз раскол
Полуправильного разделение сделано с одной ноги согнуты, позволяя танцору встать снова в одном быстром движении.
Whichaway
Изменяя закрутить удары ногами по бокам, во-первых, начиная одной ногой и используя импульс «удар» другой, словно маятник. Верхняя часть тела остается неподвижной с оружием фронт.
Удар
Единый мощный и высокий ноги удар, стоя на другой.
Колено падения
Падение на колени с коленями, указывающими внутрь (в положение ноги формы W).
Лео Прогулка
Два шага, где первый шаг является преувеличенным шагом в определенном направлении. Другая нога затем скользил по полу, чтобы встретиться с первым.
Блокировка / Двойной замок
Изгиб немного вперед с оружием образуя круг вниз, как будто поднимая тяжелый предмет.
Up Блокировка (Мышцы человека)
Мачо поза, где руки нарисованы выше плеча. Поза, как правило, проводятся на мгновение или два.
стимуляция
Быстрый удар в сторону.
Запястья должны быть свободными в то время как рука плотно. Рука опущена между уколов.
Сутенер прогулка
Два шага с участием небольшого удара одной ноги прежде, чем принести другую ногу рядом с ним. По мере того как другая нога достигает первого, есть колено раскол в форме «V», не наступив снова.
Остановись и иди
Создано Джимми «Scoo B-Ду» Фостер; начиная с замком человека мышцы, шаг назад одной ногой и удар, сделать четверть оборота в направлении пробоя задней ноги один раз, а затем вернуть досягаемость вокруг одной и той же позиции.
Stomp таракана
Методика включает в себя движение, падение на одно колено и хлопает землю рукой, показывая, как будто вы кого-то рукой прихлопнули.
Scoo B-Ду
Создано Джимми «Scoo B-Ду» Фостер; делает мышцы человека блокировку затем делает два отдельных пинки в то время как шагает одной рукой в такт с ногами
Scoo B — Ду ходьбы
Создано Джимми «Scoo B-Ду» Фостер; Ходьба вперед, поднимая ноги вверх и сгибая спину в сторону коленного сустава
Scoobot
Создано Джимми «Scoo B-Ду» Фостер; Одна рука и нога вне — после переключения на другой ноге. Ногу и скрестив руки на груди, то запястье вертеть andclap позади
Пол стреловидности
Используя свою руку, чтобы быстро двигаться слева направо на полу, как при использовании ткани для протирки.
Скитер Кролик / Кролик Скитер Вокруг света
Создано Джеймс «Скитер Кролик» Хиггинс; пинок и перетасовать хоп движение, либо по бокам и / или спереди и сзади.
Напуганная гитара
Руки позиционируется, как будто держит гитару, и начать ходьбу в обратном направлении.
Точка
Быстрый, расширенный указательный жест идет от противоположного плеча, как правило, проводятся в течение нескольких секунд для акцента.
Воронка наручные
Вертеть запястьями при перемещении руки вверх
Seek
Делая разбивку в то время прокатки руки перед вами, а затем подняв руку вверх над вашими глазами, как будто вы ищете что-то.
HitchHike
Руки вверх, а затем пересек перед вами, а затем три автостопом пальца вверх вправо, а затем влево.
Waacking
Танцевальное направление, зародившееся в 70-е годы XX века как часть клубной культуры США. В основном вакинг танцуют под диско. Изначально вакинг исполнялся в стиле locking-культуры: сначала был стилизован под фанк, потом под диско, затем – под хаус, что и отразилось на современном вакинге, который сейчас является частью хаус-культуры. В конечном счете, из-за непрерывного кочевания между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком вакинг слился с другим стилем – Vogueing (вог). Поэтому образовалось два направления вокинга: NYC Style и LA Style, которые значительно различаются между собой. Для Лос-Анджелеса характерна четкость движений руками, а для Нью-Йорка – прыжки и выбросы. Но Waacking – это не только движения руками, это еще и умение делать резко очерченные движения, линии и позировки, а также искусство прохождения по подиуму (onewaywalking). В наше время вaкинг танцуют для создания зрелищных шоу. Чтобы правильно танцевать вакинг, нужно почувствовать себя знаменитостью, популярным киноактером. Надо двигаться как по подиуму, держать себя, как кинозвезда. И самое главное – в этом танце нет определенной роли, каждый выбирает ее сам: вы можете быть брутальным киногероем или грациозной пантерой, а можете играть в своем танце разные роли.
House
Стиль и движение в электронной музыке, созданные танцевальными диск-джокеями в начале 1980-хгодов в Чикаго и Детройте. Хаус является потомком танцевальных стилей ранней эры пост-диско (электро, хай-энерджи, соул,фанк и т. п.) конца 1970-х годов, тем не менее достигнув собственной популярности лишь в начале 1990-х. Основным отличием музыки хаус является повторяемый ритм-бит, обычно в размере 4/4, и семплинг — работа со звуковыми вставками, которые повторяются время от времени в музыке, частично совпадая с её ритмом. Одним из самых важных современных подстилей Хауса является прогрессив-хаус.Танец House в начале своего развития был жестким и резким, движения исполнялись напряжёнными руками и чётко фиксировались, корпус должен был быть жестким, а поступь – твёрдой. Постепенно движения танца ставали более пластичными, свободными, расслабленными. Появились мягкие, пружинистые движения ног, отталкивающаяся от пола походка. Сохранился своеобразный кач и широкие амплитудные движения корпуса и рук. Вместе с изменениями техники, росла популярность стиля House – он не только завладел Америкой, но и многими станами Европы.
Танец House привлекает своей энергичностью и позитивностью. Музыка этого стиля мажорная, мелодия простая и незамысловатая, но вместе с движениями танца она поднимает настроение, дарует море веселья и заряд бодрости. Недаром танец буквально заводит как исполнителей, так и зрителей. Эти особенности стиля делают его королем дискотек и клубных вечеринок.
Обучение танцевальным движениям House основывается на трёх базовых элементах. Первое – это кач (House jacking), то есть раскачивание тела в ритме музыки. Движения должны быть плавными и быстрыми, в них задействованы таз, спина, шея. Второй обязательный элемент стиля House – акробатическая волна (House lofting). Особенность этой техники в том, что волны проходят сквозь бит музыки, будто, не обращая внимания на её ритм. Третий элемент – работа ног (House footwork): шаги, толчки, «пружинки», вращения, которые пришли в House из африканских танцев и джаза. Эти и другие движения (например, джеккинг) вы изучите в нашей студии под руководством опытных педагогов.
Как и во всех современных танцах, в «хаусе» есть место и для импровизации. Индивидуальные импровизации вместе с базовыми техниками дают возможность каждому танцору проявить себя с лучшей стороны, создавая неповторимые танцевальные комбинации в стиле House.
Репетиционно-постановочная работа
Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления, обучающиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются.
Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. Также проводится мониторинг обучающихся в начале года по принципу «нравится — не нравится», «интересно — не очень интересно». Результаты анализа и мониторинга помогают подобрать правильно не только репертуар танцевальных постановок, но и музыкальный репертуар и темы бесед.Вынашивая ту или иную тему, обдумывая хореографические средства, какими будет решаться номер, всегда необходимо помнить: для кого именно предназначена постановка.
Дело в том, что для того чтобы поставить танец, необходимо учитывать физические данные, возраст ребенка, тип характера. Так, например, если занятие проводится с «меланхоликом», то танец будет выбран на медленную музыку, которая будет являться отражением лирического образа, но такой танец противопоказан «холерикам»
Воспитательная работа
Воспитательная деятельность основывается на планировании, которое является итогом аналитической работы коллектива, осуществляются — мониторинг, рефлексия, диагностика, прогнозирование и т.п. где приоритетными становятся запросы детей, родителей, педагога.
Воспитательная работа освоена на следующих ценностных ориентациях:
— нравственно — гуманитарные ценности (красота, добро, патриотизм, любовь, дружба, культурное наследие);
— рационально — познавательные ценности (знание, разум, наука);
— социально — значимые ценности (свобода, достоинство, уникальность, творчество).
Программа художественной направленности воспитывает потребность творческого созидания, бережное отношение к труду собственного или окружающих, понимание различных морально-эстетических категорий. Так же, поддерживающими активную воспитательную деятельность являются массовые планируемые мероприятия, через которые доступны, в ненавязчивой форме до воспитанников доносятся нравственно-эстетические категории и нормы поведения в обществе. Кроме того, предусматривается возможность активного включения для участия в акциях, запланированных вне учреждения другими организациями, направленная на профилактику преступности, наркозависимости, алкоголизма, табакокурения, суицида, воспитывающих толерантность, заставляющих задуматься об экологических проблемах, дорожной и пожарной безопасности.
6.Список использованной литературы
1.Баскаков В.Ю. Телесно – ориентированная терапия и психотехника. Телесность человека. М., Философское общество СССР,1993
2.Барышникова Т. Азбука хореографии: Методические указания. / Т. Барышникова. –СПб.Респекс, Люкси, 1996. – 252 с.
3.Буренина А. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб. 1997
4.Вавиленко Л.И. «Методическая разработка «Импровизация, как средство развития лексики при постановке танца в современной хореографии» (http://ru.calameo.com/read/001920720334de0e75e7a)
5.Ветлугина Н.А., Художественное творчество и ребенок / –М., 1972
6.Киреев А.А., Основы методики преподавания танца в стиле «Хип-хоп» (на примере творческого объединения «Dance Future») / С.Я. Фирсова, методистГАОУДОД РК «РЦДО». – Сыктывкар, ГАОУДОД РК «РЦДО», 2012. – 20 с.
7.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. / Б.Т. Лихачев – М.:Педагогика, 1999.
8.Матвеева Р.А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. //Музыкальный руководитель. 2009, №2,3,4.
Минобрнауки России, ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
9.Наборщикова С. «Видеть музыку, слышать танец. Стравинский и Баланчин. К проблеме музыкально-хореографического синтеза», Московская государственная консерватория им. Чайковского, 2010г.
10.Паничева Е.Г., Мехедовой С.В., Методическое пособие «Программа педагога дополнительного образования детей: этапы создания, основные разделы, рекомендации». – Ростов-на-Дону, — 2014г.
11.Полятков С.С. «Основы современного танца» Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
12.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я.А. Пономарев – М.:Педагогика, 1976.
13.Попова И.Н. – зам. руководителя центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ ФИРО, к.п.н., доцент; Славин С.С. – старший научный сотрудник ФГАУ ФИРО. Методические рекомендации Минобрнауки России по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, Москва, 2015г.;