Противодействие коррупции

Памятка по противодействию коррупции

Памятка «Мы коррупции в образовании»

Памятка «Мы против коррупции в ЖКХ»

Отчет по противодействию коррупции 2018

антикоррупционная политика

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Предупреждение коррупции – деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Организация – юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Комплаенс – обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации.

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является.

Личная заинтересованность работника (представителя организации) — заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

  1. Основные принципы антикоррупционной деятельности организации

При создании системы мер противодействия коррупции в организации рекомендуется основываться на следующих ключевых принципах:

1).Принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам.

Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к организации.

2).Принцип личного примера руководства.

Ключевая роль руководства организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.

3).Принцип вовлеченности работников.

Информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

4).Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.

Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.

5).Принцип эффективности  антикоррупционных процедур.

Применение в организации таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.

6).Принцип ответственности и неотвратимости наказания.

Неотвратимость наказания для работников организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства организации за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.

7).Принцип открытости бизнеса.

Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах ведения бизнеса.

8).Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

  1. Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие

Работники МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты, лица, получающие муниципальные услуги МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты могут использовать Политику в целях получения сведений о нормативно-правовом регулировании в сфере противодействия коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; об обязанностях, которые возложены на работников организации в связи с реализацией антикоррупционных мер.

  1. Определение должностных лиц организации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики

Приказом по МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты назначаются ответственные лица за предупреждение коррупционных правонарушений (рабочая  группа).

 

  1. Определение и закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции

Обязанности работников МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех сотрудников Учреждения или специальными, то есть устанавливаться для отдельных категорий работников.

Общие обязанности работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции следующие:

— воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты;

— воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты;

— незамедлительно информировать непосредственного руководителя или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

— незамедлительно информировать непосредственного начальника или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты или иными лицами;

— сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты: руководства МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты; лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д.

Общие, так и специальные обязанности включаются в должностные инструкции работников. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в должностной инструкции работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания за их неисполнение.

В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей регламентируется процедуры их соблюдения. Порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений закрепляется в локальном нормативном акте МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты.

  1. Установление перечня реализуемых организацией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения)

Реализуемые мероприятия предусмотрены Планом по противодействию коррупции в МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты на 2017 — 2020 годы. Мероприятия предусмотрены по следующим направлениям:

  • повышение эффективности деятельности учреждения власти в сфере образования,
  • обеспечение повышения уровня правовой грамотности,
  • совершенствование деятельности в сфере закупок,
  • установление обратной связи с потребителями услуг, предоставляемых МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты,
  • контроль деятельности сотрудников МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты,
  • контроль хода реализации Плана по противодействию коррупции в МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты на 2017- 2020 годы,
  • совершенствование деятельности кадровой службы МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты по профилактике коррупционных правонарушений.

План по противодействию коррупции в МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты на 2017 — 2020 годы утверждается директором МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты, содержит информацию о порядке выполнения (сроки, ответственные лица), подлежит опубликованию на сайте МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты.

 

  1. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики

Настоящая политика обязательная для исполнения всеми работниками. Все работники учреждения, независимо от занимаемой должности, несут личную ответственность  за соблюдение принципов и требований настоящей политики.

Лица, виновные в нарушении требований настоящей  политики могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности по инициативе и правоохранительных органов, в порядке и основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

 Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона «О противодействии коррупции». В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, данные нормы распространяются на иностранные юридические лица.

За незаконное вознаграждение от имени юридического лица статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает меры ответственности (незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением), влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа.

Статья 19.28 КоАП РФ не устанавливает перечень лиц, чьи неправомерные действия могут привести к наложению на организацию административной ответственности, предусмотренной данной статьей. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций.

Незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного (муниципального) служащего.

Организации должны учитывать положения статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

В частности, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Порядок представления работодателями указанной информации закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010г. №700.

Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010г. №925).

Неисполнение работодателем обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», является правонарушением и влечет в соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа.

Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена статьей 13 Федерального закона «О противодействии коррупции». Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.

Тем не менее, в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ) существует возможность привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности.

Так, согласно статье 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336, а также пунктами 7 или 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе в следующих случаях:

— однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ);

— совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (пункт 7 части первой статьи 81 ТК РФ);

— принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (пункт 9 части первой статьи 81 ТК РФ);

— однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (пункт 10 части первой статьи 81 ТК РФ).

  1. Порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации

Рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг хода и эффективности реализации антикоррупционной политики. В частности, должностные лица, на которые возложены функции по предупреждению и противодействию коррупции, может ежегодно представлять руководству МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты соответствующий отчет. Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых антикоррупционных мероприятий, необходимо внести в антикоррупционную политику изменения и дополнения.

Настоящая Политика является локальным нормативным документом постоянного действия. Политика утверждается директором Учреждения.

Изменения в Политику вносятся на основании решения Совета МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты.

Изменения в Политику вносятся в случаях: изменения законодательства в области антикоррупционной политики, выявления недостаточной эффективности существующих процедур по противодействию вовлечению в коррупционную деятельность и т.п.

Контроль за соблюдение требований Политики возлагается на рабочую группу МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты.

план

III. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПЛАНА

№ п/п Мероприятия Ответственные

 

исполнители

Срок выполнения Примечание
1.      Повышение эффективности деятельности исполнительного органа власти в сфере образования
1.1. Назначение приказом по Центру ответственных лиц за предупреждение коррупционных правонарушений (рабочая группа):

 

Гаммершмидт Н.В., заместитель директора,

Серова Е.И., заместитель директора,

Илатовская С.В., ПДО

Лочмелис И.С., директор Постоянно  
1.2. Разработка проектов документов антикоррупционной направленности и процедуры их согласования (принятия):

 

— Антикоррупционная политика Центра,

— Кодекс этики и служебного поведения работников Центра

— Положение Центра о конфликте интересов,

— Положение о подарках и знаках делового гостеприимства в Центре,

— Порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений.

Рабочая группа При необходимости Включить в повестку заседания пед.совета.
1.3. Проведение первичного анализа норм на коррупциогенность проектов нормативных правовых документов Центра, проектов постановлений администрации МОГО «Ухта»,
Правовое управление администрации МОГО «Ухта» (по согласованию).

Рабочая группа

При необходимости В соответствии со ст. 8 Порядка проведения антикоррупцион-ной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации МОГО «Ухта», утв.

 

Постановлением

администрации МОГО «Ухта»

от 29 января 2010 г. № 153.

1.4. Оказание помощи в разработке документов по противодействию коррупции в подведомственных организациях. Рабочая группа При необходимости  
1.5. Разработка и организация проведения комплекса мероприятий по формированию у учащихся антикоррупционных взглядов, по повышению уровня правосознания и правовой культуры. Рабочая группа По учебным годам  
2.      Обеспечение повышения уровня правовой грамотности
2.1. Проведение разъяснительной работы по предупреждению «бытовой» коррупции со всеми сотрудниками Центра.
Рабочая группа
2017-2020гг. Включить в повестку собрания трудового коллектива, .
2.2. Информирование работников центра об изменениях в действующем законодательстве Российской Федерации, Республики Коми в сфере муниципальной службы, в сфере образования, в сфере ответственности должностных лиц за коррупционные преступления. Рабочая группа По мере поступления новых НПА, ме6тодических рекомендаций Через размещение на сайте, стенде, рассылку по электронной почте, вручение материалов на бумажном носителе под подпись.
2.3. Доведение до сведения сотрудников Центра нормативных документов антикоррупционной направленности, принятых в Управлении образования. Рабочая группа По мере принятия документов Через размещение на сайте, стенде, рассылку по электронной почте, вручение материалов на бумажном носителе под подпись.
2.4. Обеспечение наличия и обновления в помещении Центра стенда антикоррупционной направленности. Серова Е.И., заместитель директора Ежеквартально В том числе к 9 декабря – Международному Дню борьбы с коррупцией.
3.      Совершенствование деятельности в сфере закупок
3.1. Осуществление контроля за соблюдением в Центре  Федерального закона от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Лочмелис И.С., директор;

 

Борисова Е.А., главный бухгалтер

Постоянно  
3.2. Подготовка и обновление приказа о назначении членов комиссии для проведения процедуры определения поставщика в Центре в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Лочмелис И.С

 

.директор

Октябрь 2014г., по мере необходимости  
4.      Установление обратной связи с потребителями услуг, предоставляемых Центром
4.1. Проведение анализа сроков и качества рассмотрения заявлений и обращений граждан, предприятий и организаций в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке обращений граждан Российской Федерации» по вопросам, находящимся в компетенции центра, в том числе с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции, организации их проверки. Лочмелис И.С.,

 

директор

1 раз в полугодие Ежедневный контроль ведет секретарь.
4.2. Ведение на сайте Центра постоянно действующей рубрики по вопросам предупреждения коррупции в Центре, в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Рабочая группа Постоянно  
4.3. Информирование граждан МОГО «Ухта» о правах на получение образования в центре и обязанностях родителей в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании», об изменениях в действующем законодательстве в сфере образования через средства массовой информации и сайт Центра. Лочмелис И.С.,

 

директор

По мере необходимости  
4.4. Обеспечить на сайте учреждения возможность получения информации от граждан, предприятий и организаций об удовлетворённости деятельностью Центра, фактах коррумпированности должностных лиц учреждения (адрес электронной почты, номер «телефона доверия»). Рабочая группа Постоянно Ежедневно направляется сводка начальнику о фактах коррупционных правонарушений, полученных по электронной почте и «телефону доверия»
4.5. Оказание содействия аккредитованным средствам массовой информации в широком освещении мер по предупреждению коррупции, принимаемых Центром.
Рабочая группа
Постоянно  
4.6. Организация личного приёма директора Центра в присутствии работников центра, с протоколированием. Лочмелис И.С., директор По расписанию приёма  
4.7. Анализ заявлений и обращений граждан, поступающих в почту с пометкой «лично» для руководства. делопроизводитель Ежемесячно  
5.      Контроль за деятельностью сотрудников Центра
5.1. Проведение оценки должностных обязанностей сотрудников Центра, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений. Рабочая группа До 01 декабря ежегодно  
5.2. Контроль за персональной ответственностью работников центра за неправомерно принятые решения в рамках служебных полномочий. Лочмелис И.С., директор По мере необходимости  
5.3. Контроль размещения на сайте Центра публичного отчета об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности Лочмелис И.С., директор Ежегодно  
5.4. Проведение анализа нарушений сотрудниками Центра правил внутреннего трудового распорядка. Рабочая группа Ежемесячно Результаты рассматривать на оперативных совещаниях при директоре.
5.5. В случае выявления в ходе повседневной работы деяний коррупционной направленности со стороны сотрудников Управления образования проводить служебные проверки, по результатам которых материалы при необходимости направлять в правоохранительные органы. Рабочая группа По мере выявления фактов  
6.      Контроль за ходом реализации Плана
6.1. Подготовка информации о ходе выполнения мероприятий настоящего Плана Рабочая группа Ежегодно до 30 марта Рассматривать на заседании Комиссии по противодействию коррупции с протоколирова-нием
6.2. Подготовка информации о ходе выполнения мероприятий настоящего Плана по запросам вышестоящих организаций. Рабочая группа По мере необходимости  
7.      Совершенствование деятельности кадровой службы Центра по профилактике коррупционных правонарушений
7.1. Контроль исполнения работниками Центра должностных инструкций и их соответствием объему фактически реализуемых полномочий. Лочмелис И.С., директор Постоянно  
7.2. Обеспечение прохождения курсов повышения квалификации работников центра, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции
администрация
При наличии финансовой возможности  
7.3. Обеспечение наличия резерва кадров на замещение должностей Центра и его обновление. Лочмелис И.С., директор Ежегодно на начало календарного года  
7.4. Обеспечение наличия в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) положений, содержащихся в НПА и нормативных документах антикоррупционной направленности. Лочмелис И.С., директор Постоянно  
7.5. Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур. Лочмелис И.С., директор Постоянно