Программа развития

 

1-%d0%bb%d0%b8%d1%81%d1%82-%d0%bf%d1%80

ПАСПОРТ

программы развития

Муниципального  учреждения дополнительного образования    

«Детский центр искусств» г.Ухты

на 2015-2018 годы

 

Наименование программы Программа развития Муниципального учреждения дополнительного образования  «Детский центр искусств» г.Ухты
Администратор программы Управление  администрации МОГО «Ухта»
Дата утверждения программы Приказ   №         от «____» ______ 2014 года
Цель программы Обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций  дополнительного образования, создание условий для самореализации детей и подростков, развития их творческих способностей, профессионального самоопределения

 

Задачи программы  

·         Реализация целей и задач дополнительного образования в соответствии с Федеральным законом ФЗ-273 от 12.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий учебно-воспитательного процесса

·         Совершенствование системы развития и поддержки кадрового потенциала ДЦИ

 

·         Развитие информационных и коммуникативных технологий в системе учреждения;

·         Расширение диапазона образовательных услуг в соответствии с запросами детей и родителей;

·         Совершенствование материально-технической базы.

 

 

 

Сроки реализации программы     2015-2018 год
Ожидаемые результаты реализации программы  -Приведение нормативной базы МУДО «ДЦИ» в соответствие с нормами  действующего законодательства об образовании  в РФ.

-Повышение качества образовательных услуг МУДО «ДЦИ» до 97% успеваемости

-Рост охвата детей услугами МУДО «ДЦИ» за счет открытия новых программ — до 7%

-Обновление кадрового состава ДЦИ за счет привлечения молодых специалистов — до 10%

-Охват курсовой подготовкой педагогических работников —  100 %

-Увеличение числа лауреатов и дипломантов конкурсов и фестивалей от общего количества участников — до 12%

-Увеличение мероприятий  концертно-лекционной направленности — до 20%

-Разработка и внедрение в учебный план МУДО ДЦИ комплексных  авторских программ — до 5%;

-Укрепление и совершенствование материально-технической базы ДЦИ и ТСО, создание условий для осуществления образовательной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному учебному процессу

 

 

Объемы и источники финансирования программы Финансирование мероприятий программы осуществляется в рамках муниципального задания, за счет средств муниципального бюджета (целевых субсидий) и  спонсорских средств.

Общие объемы финансирования:  2015 год —

2016 год —

2017 год —

Основные механизмы реализации программы Управление реализацией программы осуществляется МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» в пределах полномочий, установленным законодательством и настоящей программой. Основным исполнителем программы является МУДО «ДЦИ»

 

Основные механизмы мониторинга реализации программы МУДО «ДЦИ» представляет в МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» ежегодный отчет о выполнении мероприятий программы и плана работы центра по основным направлениям деятельности. Результаты исполнения программы и анализ работы центра за отчетный период отражаются в самообследовании, составляемом по состоянию на 30 марта ежегодно, а также в  Годовом отчете о работе МУДО «ДЦИ» за учебный год, составляемом по состоянию на 01 июня  ежегодно. Отчет о реализации программы размещается на официальном сайте центра сevd.ukoz.ru
Оценка эффективности программы Оценка эффективности работы по выполнению мероприятий программы может производиться исходя из:

количественных показателей эффективности (кол-во мероприятий, число учащихся и др.)

качественных показателей эффективности (отзывы, статьи в СМИ о проведенных в рамках программы мероприятиях и др.)

финансовых  показателей эффективности (целевое использование выделенных средств, количество  денежных средств, привлеченных из иных источников финансирования, использование спонсорских средств и средств от приносящей доход деятельности учреждения).

 

 

Введение

 

Программа развития Муниципального учреждения дополнительного образования  «Детский центр искусств» на 2015-2018 годы разработана в целях реализации основных направлений развития центра в соответствии со сформировавшимися общественными потребностями, современными требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу, целями и задачами дополнительного образования,  декларируемыми ФЗ-273 от 29.12 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

Программа развития – это стратегический план МУДО «ДЦИ» по развитию, совершенствованию и модернизации образовательного,  воспитательного и творческого процесса в период с 2015 по 2018 годы. Развитие центра в соответствии с Программой предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащихся в центре, развития их творческих способностей, выработке необходимых профессиональных навыков и компетенции в области дополнительного образования. В соответствии с обновленным законодательством в сфере образования  в РФ краткое содержание концепции образовательной деятельности МУДО ДЦИ на период с 2015 по 2018 год определяется как  «Обновление. Профессионализм. Качество», в котором каждая составляющая играет решающую роль в успешном осуществлении процесса развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Программа развития на 2015-2018 годы  представляет  этап  реализации осуществляемой в ДЦИ модели комплексного нравственного и эстетического воспитания и образования детей и юношества, при которой выполнение образовательных программ стимулирует развитие творческих способностей учащихся.   Практические навыки, полученные в процессе обучения, побуждают  воспитанников  центра к решению художественных задач на более высоком уровне и повышают мотивацию к дальнейшему профессиональному образованию, а    нравственное совершенствование личности способствует ее успешной адаптации в современной социальной среде.

 

Программа развития состоит из следующих разделов:

1.Краткая историческая справка,  общие сведения о деятельности МУДО  «ДЦИ» и основные показатели работы центра на момент составления Программы.

2.Цели и задачи программы развития на перспективный период;

3.Характеристика проблем, на решение которых направлена программа развития, перечень ключевых действий  и  результаты их решения.

  1. Определение критериев оценки качества работы ЦЭВД и мониторинг выполнения мероприятий Программы.

5.Ожидаемые результаты реализации Программы и дальнейшие перспективы развития центра.

 

  1. Общие сведения о центре

 

  Учреждение является организацией дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, разработанные педагогическими работниками центра (авторские, комплексные, модифицированные и другие).

 

  Целью деятельности Учреждения является  создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение дополнительного образования по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам.

 

 

 

 

Краткая информационная справка

 

Детский центр искусств, как самостоятельное учреждение  открыт 1 сентября  2008 года с  наименованием Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» МОГО «Ухта». С 1989 года педагогический коллектив и учащиеся центра входили в состав МОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов» в качестве отделения дополнительного образования. Образовательные программы, творческие коллективы, педагогический состав  были  сформированы за время 20-летней работы в структуре  школы. Они сохранены  и развиваются по настоящий  день.

В 2014году учреждение переименовано в Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детский центр искусств» г.Ухты. Новое наименование наиболее точно отражает основную направленность образовательных программ центра.

 

За время работы  центр сформировался в самостоятельное учреждение с контингентом в 390-400 учащихся. C каждым годом совершенствуется и расширяется перечень реализуемых образовательных программ: на сегодняшний день обучение ведется по 19 образовательным программам различной направленности.

 

Различные образовательные программы структурированы в отделения (музыкально-хоровое, хореографическое, изобразительного искусства, театральное, дошкольное), что дает возможность учащимся получить целостное  начальное образование по выбранному профилю.

Центр расположен в густонаселенном районе г. Ухта.

Основной охват  учащихся –  СОШ№20 – 85% контингента, СОШ»16,  СОШ»21,  УТЛ.  ДОУ –  д/с № 21, 55, 66, 5.

Центр существует  4 года , имеет государственную  лицензию на образовательную деятельность. В каждом выпуске прошлых лет есть выпускники, поступившие в ССУЗы и ВУЗы, среди которых Республиканский колледж искусств, Республиканский колледж культуры,  СПБ университет культуры и искусства, Московское военно-музыкальное училище, Вологодский педагогический университет, Тюменский Государственный Институт Искусств.

с 2008 года Центр реализует самостоятельно разработанную Программу  Воспитания . Идеи, заложенные в программу,  проходили проверку в практической деятельности центра. Структура и содержание программы воспитания  полностью соответствуют тем практическим видам и формам деятельности , которые многие годы отрабатывались и требовали систематизации и организации в  программу.

Остаются приоритетными  в работе центра:

— организация и содержание образовательного процесса,

— возникновение альтернативных форм образовательной деятельности,

-ориентация на формирование  творческих способностей, способности к самообразованию,

— творческие проекты, связанные с развитием индивидуальности участников образовательного процесса

Основные данные учреждения:

Название ОУ (в соответствии с лицензией) Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» МОГО «Ухта»
Тип учреждения Образовательное учреждение дополнительного образования детей
Организационно-правовая форма учреждения Бюджетное учреждение
Учредитель  Администрация МОГО «Ухта»
Юридический и фактический адрес 169319, Республика Коми, г. Ухта, Набережная нефтяников, д.18.

 

Телефон/факс 8(8216)75-04-03
Адрес электронной почты Cevd_ukhta@mail.ru
Адрес сайта Cevd.ucoz.ru
ФИО директора Лочмелис Ирина Станиславовна
Заместители директора Гаммершмидт Наталья Валерьевна зам.директора по УВР
Свидетельство о регистрации 11№001865087 от 11сентября 2008г.
Лицензия 11ЛО1 № 0001028 от 25 февраля 2015 года
Язык, на котором осуществляется образование русский
Вид образования Дополнительное
Виды реализуемых образовательных программ Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

 

Формы получения образования и формы обучения В образовательной организации МУДО «ДЦИ»

форма обучения — очная (индивидуальные и групповые занятия)

Структура образовательного учреждения Отделения (программы)

Музыкальное ( музыкальный инструмент фортепиано, скрипка,  аккордеон, хор);

Хореографическое  (народный танец, современный танец Хип хоп, школьный вальс );

Общеэстетическое

Изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество;

Основы театрального мастерства, Театральная полянка,

Конферанс. Основы ведения массовых мероприятий.

Я- целый мир;

Дошкольное.

Тоника, Азбука танца, Мир в красках.

Структура управления Администрация, Совет центра, Методический совет,Педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива, родительский комитет
Ресурсная база образовательного учреждения
Помещения в здании МОУ СОШ №20 Центр расположен в здании  МОУ «СОШ №20», занимает помещения на разных этажах общей площадью  858 кв. м.

Учебных кабинетов -12. Из них:

-для  индивидуальных занятий  (предмет «муз. инструмент») — 6;

— кабинет хора – 1;

-кабинет хореографии – 2;

-кабинет теоретических дисциплин – 1;

— кабинет  ИЗО и прикладного творчества – 1;

— малый зал -1;

Вспомогательных – 7. Из них :

— приемная;  кабинет директора; костюмерные -2,  раздевалки – 1, подсобное помещение – 2.

 

   
Тип помещения

 

Благоустроенное,  приспособленное
Техническая оснащенность

  • Количество персональных компьютеров
  • количество принтеров, сканеров, ксероксов;
  • информация о наличии видео- радио- и телеаппаратуры
 

Персональных компьютеров – 4;

 

Принтеров, сканеров и МФУ – 3;

2 ЖК телевизора, мультимедийная аппаратура, звукоусилительная техника, цифровое пианино, клавишные синтезаторы -4, аудиотехника

количество и качество ТСО — соответствует требованиям

Характеристика педагогических кадров
Общее количество педагогических работников 24
Из них совместителей 2
Квалификация кадров
Имеют ученую степень, ученое звание нет
Имеют высшую квалификационную категорию 3
Имеют первую квалификационную категорию 11
Образовательный уровень
высшее 8
Среднее специальное 14
Характеристика учащихся
Общее количество учащихся по реализуемым образовательным программам  за счет бюджета МОГО «Ухта» 430
Количество учащихся за счет иных бюджетных источников или за счет средств физических и (или)  юридических лиц нет
Достижения учащихся за последние три года
Победители и призеры региональных, всероссийских и международных конкурсов, фестивалей, выставок и.т.д. 2012/13  —

2013/14  —

2014/2015-

Взаимодействие с другими образовательными учреждениями
• дошкольными МДОУ «Детский сад №21» «Детский сад №55» «Детский сад №66» «Детский сад №5»
• другими МОУДОД МОУДОД «ДМШ№1». «ДМШ№2», «Центр детского и юношеского творчества», «Центр юных техников»
• общеобразовательными МОУ СОШ№20, МОУ СОШ№16, УТЛ, ГПЛ

 

• среднего профессионального образования Республиканский колледж искусств (получение консультативной помощи специалистов по вопросам организации и содержания учебного процесса и проблемам методики дополнительного образования)
·         Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования Республиканский центр дополнительного образования (получение консультативной помощи специалистов по вопросам организации и содержания учебного процесса и проблемам методики дополнительного образования, участие в реализации региональных и международных проектов)
КРИРО (Сыктывкар)  — повышение квалификации педагогов

 

АПКиППРО  (Млосква)–повышение квалификации педагогов

 

 

 

 

 

 

Основные направления, содержание и формы деятельности педагогического коллектива регламентируются нормативными документами:

-Законом РФ «Об образовании в РФ,

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008),

-Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств,

-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

 

-Письмом  МО и ВШРК № 07-18/94 от 12.08.2003г. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»,

— приложением  к письму Департамента  молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки  России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»,

-Уставом МОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей» МОГО Ухта.

-Нормативными документами органов управления образованием;

-Учебным планом центра  на 2012/2013 учебный год;

-Локальными актами центра;

-Внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

 

 

Условия осуществления основной деятельности ДЦИ и ее результаты

 

Условия, в которых работает центр, определяют основную задачу его образовательной и воспитательной деятельности, как создание системы комплексного развития личности ребенка: эстетического,   нравственного воспитания через освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. При этом выполнение учебной задачи не превращается в самоцель, а становится одним из средств мотивации у детей, обучающихся в центре, осознанной потребности в творчестве и формирует на основе базовых программ , изучаемых в центре, систему правильных эстетических приоритетов, и способствует нравственному воспитанию не только подрастающего поколения, но и всего социума в целом.

Основу образовательной деятельности центра составляет Образовательная программа. От ее реализации в целом зависит качество образования и успешное решение контекстных задач по различным видам учебной деятельности:

  • учебно-исполнительской (музыкальное исполнительство, художественно-изобразительное, хореографическое, театральное);
  • учебно-теоретической (освоение теоретических знаний, необходимых для осознанного восприятия искусства, творчества и художественного исполнительства);
  • творческой (креативной) деятельности и культурно-просветительской работы.

Содержание образования в центре, как учреждения дополнительного образования, в соответствии со ст.12 ч.1 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», составляют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие  программы.

Целью общеразвивающих образовательных программ является художественное образование  и эстетическое воспитание детей, развитие их творческих способностей, формирование профессиональных навыков, усвоение знаний и компетенций в области искусства, необходимых для успешного выполнения программных требований.

Общеразвивающие  образовательные программы рассчитаны на различные  сроки освоения: от одного до семи лет. Их уровень и содержание  соответствуют виду учреждения, как образовательной организации дополнительного образования детей, реализующей дополнительные общеобразовательные общеразвивающие  программы. Освоение  общеразвивающих образовательных программ осуществляется в соответствии с утвержденным Годовым учебным планом.

Общее количество реализуемых программ – 15.

В том числе: комплексных – 4.

 

В период с 2009 по 2014 год  в ДЦИ были разработаны и введены в учебный процесс новые образовательные программы:

  • Музыкальный инструмент. Фортепиано ( комплексная)
  • Музыкальный инструмент. Аккордеон ( комплексная)
  • Музыкальный инструмент. Скрипка (комплексная)
  • Тоника (комплексная)
  • Конферанс. Основы ведения массовых мероприятий
  • Основы театрального мастерства
  • Театральная полянка
  • Я- целый мир
  • Школьный вальс

Общеразвивающие образовательные программы по каждому предмету учебного цикла составлены с учетом особенностей контингента учащихся и имеющимся кадровым потенциалом.  Целью рабочих программ является установление соответствия учебных целей и задач потребностям и профессиональному уровню учащихся, в зависимости от которых формируется модель образовательного процесса, предполагающая качественное освоение учащимися общеразвивающих образовательных программ независимо от уровня их профессиональных данных.

Индивидуальный подход к реализации общеразвивающих программ   способствовал гибкой  организации образовательного процесса на всех отделениях центра, помог педагогам  выбрать оптимальную методику работы с каждым учащимся и добиться качественных результатов обучения на разных стадиях освоения учебной программы.

 

 

Структура контингента

 

отделения

2011-2012уч. г. 2012-2013уч.г. 2013-2014уч.г.
389 394 385
Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся %
Дошкольное 68 17% 93 24% 86 23.3%
Музыкально-хоровое 105 27% 105 27% 101 26.1%
Хореографическое 114 29% 101 26% 84 21.8%
Обще-эстетическое 102 26% 95 24% 114 29%

 

Обучение в  центре  ведется по 15-и дополнительным общеобразовательным программам (ОП) различных по срокам реализации:

Динамика обученности выпускников

Год 2011-2012 2012-2013 2013-2014
Кол-во выпускников 130 162 156
Качество знаний 96% 98% 97.6%

 

Мониторинг отсева учащихся по отделениям

учебный год отсев (%) Средний %
хореографическое музыкально-хоровое обще-эстетическое дошкольное
2011-2012 10% 9,5% 5% 0% 8.1%
2012-2013 11% 10% 3% 0% 8%
2013-2014 17% 4.7% 4% +2% 6.5%

 

 

Донные , представленные в таблицах показывают:

1.контингент учащихся остается стабильным в пределах заданных муниципальным заданием – до 400 человек;

  1. состав учащиеся по отделениям распределяется равномерно, с небольшими изменениями по годам;

3.несмотря на длительные сроки освоения наибольшее количество учащихся обучается по программам 4-7 лет освоения, что свидетельствует об устойчивости  привитого учащимся интереса и желании дальнейшего совершенствования;

4.качество знаний выпускников остается стабильно высоким;

5.отсев учащихся в среднем составляет 7.5 % от общего числа учащихся, что является допустимым показателем и свидетельствует о заинтересованности в обучении учащихся и родителей.

 

Новый ФЗ №273 от 29.12.2013 года «Об образовании в РФ», принятые в последние годы нормативные документы в области образования и культуры, социальная политика Правительства РФ направлены на повышение качества образования и удовлетворения запросов общества в получении качественных образовательных услуг.

В условиях реформирования общей системы образования  инновационная деятельность педагогического коллектива МУДО «ДЦИ»,  направленная на   обновление традиционных форм и методов   образования детей,  становится главной составляющей успешной работы центра.

Достижению поставленной цели в 2013-2014 учебном году способствовало внедрение в практику работы педагогов, реализующих программы Музыкальный инструмент, технологии учебного творческого проекта. Данная технология позволила включить в творческую деятельность всех учащихся класса: исполнительскую, лекторскую, исследовательскую, технологическую. Каждый ребенок смог  реализовать свой потенциал в различных видах творчества и повысить уровень своей самооценки и значимости  приобретенных навыков.

 

Проведена большая работа по совершенствованию содержания  образовательных программ и разработке новых программ. Это  позволит решить стоящие  задачи по привлечению  подростков и старшеклассников к обучению в центре и повысить качество  образования в целом.

Совершенствование  образовательного процесса связано с внедрением развивающих методик и технологий обучения в преподавание  всех  предметов  учебного плана.. Продолжая  работу по освоению проектной технологии (учебный творческий проект), педагогами подготовлены и реализованы творческие проекты:

«Великие педагоги-пианисты»  автор В.Е.Клюева — о  творчестве К.Черни, Е. Гнесиной, Д.Кабалевского.

«История скрипки и великие скрипачи» — автор Д.Федореев, Т.В.Шихова

«Времена года в искусстве»- автор У.А.Тармакова

«Мир музыкальный- мир добра и света» — автор Е.Н. Артеева

 

 В настоящее время центр полностью укомплектован квалифицированными кадрами.

Из 24 педагогов центра высшее образование имеют 8 человек, среднее специальное — 14.  Более 50% педагогических работников имеют стаж работы свыше 25 лет. Количество педагогов и концертмейстеров, аттестованных на высшую и первую квалификационную категорию составляет 14 человек (64% от общего числа).  Остается серьезной проблемой привлечение молодых специалистов для работы в центр: ухтинская молодежь не выбирает педагогические специальности в области дополнительного образования при поступления в учебные заведения, а иногородних выпускников невозможно обеспечить жильем.

 

Воспитательная работа центра сложилась на основе принципов:

 

Принцип Показатель
Гуманизма Признание личности ребенка высшей ценностью воспитания, насыщение содержания воспитания проблемами человека, его духовности,  гражданственности
Индивидуализации воспитания Учет индивидуальных особенностей каждого ученика при включении его в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе
Сотрудничества Определение общих целей педагогов и учащихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи
Мотивации Доверие к ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели
Принципа необходимости Социальная защита и подготовка детей к социальной самозащите, поиск выхода из сложных ситуаций, с  опорой на советы взрослых

Все это в целом направлено на формирование единого воспитательного пространства.

Основная цель воспитательной системы и работы – создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности, с учетом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества.

 

К основным задачам воспитательной работы  центра   относятся следующие:

  • раскрытие творческих способностей детей и подростков;
  • организация активного, интересного, познавательного досуга;
  • создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом ее возможностей, развитие уважительных отношений;
  • дальнейшее развитие национального самосознания на основе расширения патриотической, художественно-эстетической деятельности;
  • развитие физических, психологических и волевых качеств;
  • воспитание ответственности и укрепление моральных устоев;
  • создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

 

Поставленные задачи реализуются через Программу воспитания,  разработанную в центре, определяющую  направления воспитательной работы.Программа воспитания Центра включает в себя 5 подпрограмм

 

Название подпрограммы Содержание
1. Воспитание культурой Создание условий для формирования у учащихся гуманистического мировоззрения, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу, формирование норм нравственного поведения, духовной культуры личности. Воспитание учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры
2. Творчество  юных.

Детская  филармония

Создание условий для получения знаний,  умений, навыков, позволяющих учащимся накапливать творческую энергию и использовать ее для развития своих творческих способностей, самовыражения в различных сферах жизни общества.

Создание условий для выражения творчества детей, организация и проведение концертов, конкурсов, фестивалей

3. Милосердие Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, создание условий для передачи опыта поколений, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
4. Талант Создание условий для выявления и раскрытия творческих  возможностей каждого ребенка через различные виды деятельности
5.Мы вместе Создание условий для реального взаимодействия  ребенка, родителей и педагогов, организация психолого- педагогического просвещения родителей, создание системы работы по организации совместной общественнозначимой  деятельности, досуга родителей и учащихся. Использование позитивного опыта семейного воспитания

 

Как показывают результаты мониторинга, реализация Программы воспитания, направленной на развитие индивидуальности участников образовательного процесса, создает условия для самореализации ученика, способствует личностному росту, формирует коммуникативные умения, которые являются инструментом, обеспечивающим личности возможности реализации собственных интересов, склонностей и способностей.

 

В ДЦИ сложилась и успешно действует  эффективная модель методической работы.

 

1.Целью методической работы центра на 2013-2014год являлось приведение в соответствие   с требованиями ФЗ-273 «Об образовании в РФ» ресурсного обеспечения образовательного процесса (кадровый потенциал, образовательные программы, методическая составляющая).

2.Основные задачи

  • повышение уровня квалификации и работа по совершенствованию профессионального мастерства педагогического коллектива;
  • совершенствование содержания образовательных программ  с учетом требований ФЗ -273 «Об образовании в РФ», запросов  современных детей;
  • разработка новых образовательных программ для детей старше 12 лет;
  • совершенствование мониторинга качества знаний;
  • активное участие педагогов и учащихся в проектной деятельности;
  • повышение роли воспитательной составляющей образовательного процесса в центре;
  • разработка и внедрение системы мониторинга воспитанности учащихся.

Методическая работа центра  ведется в следующей логике:

-анализ работы за предыдущий учебный год (качество выполнения образовательных программ, сохранность контингента, посещаемость занятий по педагогам)

-выявление проблем (причины снижения контингента, плохой посещаемости, низких показателей успеваемости учащихся, затруднений педагогов, потребностей в методической помощи)

-планирование решения проблем, постановка задач (по каждому педагогу, учреждению в целом)

— планирование  работы администрации по контролю каждого показателя

— реализация плана

Методическая работа центра ведется в разнообразных направлениях и формах:

  • проведение тематических педагогических советов
  • повышение качественного уровня методической грамотности педагогов через: выпуск методической продукции (методические пособия, рекомендации, разработка уроков, мероприятий, сценариев праздников), подготовку и презентацию теоретических докладов, реализацию тем по самообразованию , проведение консультационной работы с молодыми педагогами, педагогами , участвующими в профессиональных конкурсах,
  • распространение педагогического опыта через проведение открытых уроков, мастер-классов, взаимопосещений уроков, участие в конкурсах педагогического мастерства;
  • внедрение в практику работы современных педагогических технологий;

 

Все большую актуальность приобретают современные формы и методы обмена творческим опытом —  публикации научно-методических материалов в системе Интернет, участие в заочных научно-практических конференциях и научно-методических и научно-творческих лабораториях на базе научно-методических центров, творческих организаций .

 

 

Внутренние ресурсы  центра многосторонни. Действуют несколько стабильных творческих коллективов. В таблице 2 приведен их перечень, отражающий творческий потенциал педагогического коллектива и учащихся:

Творческие коллективы центра

п/п Название коллектива Кол-во участников Специализация Ф.И.О. руководителя/

Концертмейстера

1 Анс. нар. танца «Морозко» 38 хореография Сизова В.И.

Харенков В.И.

Илатовская С.В.

2 Анс.современного танца  «Paradise» 31 хореография Дьякова К.С.
3 Хор «Кантилена» 38 Хор Беляевская А.А.

Тармакова У.А.

4 Хор мл. кл. «Весна» 52 Хор Беляевская А.А.

Тармакова У,А.

5 Вок. анс. мальчиков «Камертон» 14 вокал Беляевская А.А.

Лочмелис И.С.

Вок. анс. девочек 12 вокал Беляевская А.А.

Лочмелис И.с.

6 ИЗО студия 78 рисунок Шорохова
7 Студия прикл. тв-ва 36   Бабикова е.А.

 

 

2.Цели и задачи совершенствования образовательной деятельности ДЦИ

 

Основными целями  образовательной деятельности  МУДО «ДЦИ» является реализация основополагающих принципов государственной политики в сфере образования в РФ, к которым относятся:  предоставление возможности свободного выбора образования согласно склонностям и потребностям человека,  создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора получения образования, форм обучения, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.   Дополнительное образование, в систему которого входит ДЦИ, основанное на непрерывности и преемственности художественного обучения,   является первичным звеном образовательной системы РФ, обеспечивающей право на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями  личности и адаптированной к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека (ст.3 п.7 ФЗ №273 от 12 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ»). В соответствии с новым «Законом об образовании в РФ»  ДЦИ несет ответственность за реализацию в полном объеме образовательных программ, соблюдение соответствия качества подготовки обучающихся установленным требованиям, использование применяемых форм, средств и методов обучения и воспитания соответственно возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям и потребностям обучающихся   ( ст.6 п.1 ФЗ №273 «Об образовании в РФ»).   Современные требования законодательства в сфере образования и запросы общества, предъявляемые к образовательному процессу предполагают совершенствование всех элементов,  непосредственно влияющих на его эффективность и качество,  — системы управления образовательным учреждением, отношений в сфере образования, соблюдения обязанностей участников образовательных отношений, защиты их прав и свобод, создания безопасных условий обучения и воспитания, информационной открытости ДЦИ, как образовательной организации.

Основным потребителем образовательных услуг ДЦИ является учащийся (ребенок, подросток) и задачей центра в современных условиях является не только предоставление ему самых широких возможностей для успешного освоения образовательных программ, но и определение принципиально новых компетенций и творческих навыков, необходимых для решения встающих перед ним жизненных задач

Целью перспективной Программы развития ДЦИ   является  удовлетворение потребностей личности ребенка в интеллектуальном и культурном развитии,  воспитание подготовленного и активного потребителя художественных ценностей, подготовка учащихся к продолжению обучения в средних специальных учебных заведениях культуры и искусства. Модернизация системы образования предполагает сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария посредством реализации дополнительных образовательных общеразвивающих и предпрофессиональных программ .   Необходимым условием  достижения  цели Программы  на  период с 2015 по 2018 годы  является решение задач, связанных с   практической реализацией положений Федерального закона «ФЗ №273  «Об образовании в Российской Федерации». Нормы и принципы современной образовательной системы, изложенные в «Законе об образовании» и примененные в повседневной    деятельности центра, должны обеспечить эффективное выполнение Программы развития и способствовать  модернизации    образовательного процесса ДЦИ,  особенно актуальной в условиях глубинных реформ Российского образования.

 

 

 

III. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы

 

3.1. Анализ социокультурной ситуации

 

Анализ социокультурной ситуации за период 2009-2013 г. показал, что центр в своем развитии прошел сложнейший этап своей жизни, который потребовал колоссальных усилий в стабилизации учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, это связано с кардинальным решением таких насущных проблем, как:

      становление административно-руководящего персонала ДЦИ (директор, введение должности заместителя директора);

      внесение изменений в  Устав центра;

      получение лицензии на образовательную деятельность;

      обновление нормативной базы ДЦИ;

      изменение кадровой политики;

      наращивание материальных ресурсов;

      оборудование кабинетов согласно СанПину.

 

 

 

 

3.2. Анализ внешних и внутренних факторов

 

Оценка педагогической деятельности коллектива в целом говорит о достаточно высоком профессиональном мастерстве педагогов, которые добиваются высоких результатов по различным  направлениям. Однако более тщательный анализ ситуации свидетельствует о наличии проблем и противоречий, требующих пристального внимания и решения со стороны всего педагогического коллектива.

Контингент учащихся разнолик и предполагает разноуровневую подготовку, как узкопрофессиональную, так и общехудожественную.

Критерии и требования, обозначенные в образовательных программах для ДМШ и ДШИ (по видам искусства), которые являются основой образовательных программ центра, нацелены на однородный контингент учеников, оставляя за «бортом» большой процент детей, которые не пополнят списки профессиональных музыкантов, художников, танцоров, певцов и пр.

Установка большинства учащихся на дальнейшую профессиональную деятельность зачастую не соответствует уровню и возможностям детей.

Искусство необходимо для каждого человека в образовательной системе. Оно выполняет различные функции в качестве участника и организатора процессов социального общения, оно передает эмоциональный, духовный опыт людей, диалог эпох и культур в пространстве и во времени.

Вопрос лишь заключается в следующем, в какой мере и на каком уровне нужно владеть основами художественной культуры каждому человеку? Здесь необходимо выделить 2 стороны:

      искусство как механизм развития духовной культуры (это функция, как общеобразовательных школ, так и учреждений дополнительного образования);

      искусство как профессия (реализация предпрофессиональных программ).

В свете этого и меняются задачи на каждой ступени обучения.

На стадии раннего обучения это:

      накопление опыта общения с искусством;

      ознакомление с семантикой языка искусства и базовыми культурными практиками;

      выявление природных задатков и сферы интересов детей;

      воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры чувств.

В рамках основной школы:

      формирование художественной культуры через самостоятельные суждения, размышления, исполнительский опыт;

      повышение художественной грамотности через освоение языка искусства в процессе сотворческого восприятия и практического музицирования;

      развитие универсальных (интеллекта, фантазии, художественного мышления) и специальных способностей (исполнительского и практического опыта);

В рамках предпрофильной и профильной подготовки:

      на осмысление места искусства в жизни каждого учащегося;

      на самоактуализацию и самоопределение своей культурной и социальной ниши, на овладение основами профессии;

      накопление полученных знаний в области искусств.

Процесс личностного, общекультурного и профессионального развития ребенка осуществляется через поиск новых моделей учебных заведений и новых педагогических технологий. В настоящее время общеобразовательная школа, взяв курс на профильность, способна обеспечить подготовку детей к дальнейшему продолжению обучения в области точных, естественных, гуманитарных наук.

В то же время учреждения дополнительного образования, в союзе с общеобразовательной школой могут обеспечить условия для удовлетворения многообразных и разноуровневых потребностей и возможностей детей общения с творчеством.

Образовательная политика ДЦИ направлена на наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей детей школьного возраста, выполнение социального заказа на образовательные услуги со стороны их родителей с целью формирования социально- активного, культурного, конкурентоспособного человека, который не только может жить в условиях рыночной экономики и правового государства, но и формировать эти условия, создавать и изменять их.

Российское государство также заинтересовано в формировании именно такого человека. Разносторонне образованных людей, которые не только владеют достаточно большим объемом информации, но и умеют ее использовать на производстве и в повседневной жизни, которые ориентированы на непрерывное самообразование, самосовершенствование, требуют современные работодатели.

Современная жизнь уже не может не использовать информационных технологий, поэтому каждый молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, обязан владеть компьютером, ориентироваться в сети Интернет, уметь найти необходимую информацию. Поэтому процесс внедрения информационных технологий в образование будет расширяться. Учреждения дополнительного образования  не могут оставаться в стороне от этого процесса. Время требует от нас преподавания детям компьютерной графики, умения владеть современными электронными инструментами, компьютерными программами нотной записи и т. д.

В настоящее время изучаемые предметы играют для учащихся ДЦИ разное значение: одним  они необходимы для получения будущей профессии, другим позволяют приобрести базовые знания, третьим дают возможность овладеть инструментом познания смежных учебных дисциплин и, наконец, четвертым могут быть помощниками в общеразвивающем, общекультурном плане развития личности.

Наиболее востребованы со стороны детей и их родителей такие образовательные услуги ДЦИ, как обучение изобразительному искусству, музыке и хореографии.

 

3.3. Анализ состояния и проблем учреждения.

Положительным в работе центра является следующее :

      достаточно стабильный кадровый потенциал;

      65% педагогов  имеют высшую и первую квалификационную категории;

      100 % педагогов систематически обучаются на курсах повышения квалификации;

      педагогический состав имеет высшее и среднее специальное образование;

      двусменность режима работы, шестидневка;

      повышение творческой активности учащихся;

      система и координация деятельности всех структур коллектива администрацией центра;

      соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;

      гражданско – нравственная направленность воспитательной системы.

Эти факторы позволяют выйти центру на более высокую ступень – создание модели учреждения, где в основе лежит личностно – ориентированный подход к ребенку.

 

Анализ состава контингента центра показывает, что, к сожалению, на данный момент учащиеся старших классов и мальчики среди общего числа учащихся в ДЦИ составляют всего 12-15%. Эта проблема решается через  разработку и внедрение в образовательный процесс новых  программ,  ориентированных на старших школьников и мальчиков в частности, но остается актуальной по настоящее время.

Анализ программно-методического обеспечения центра показал, что в основном все педагоги работают по адаптированным   программам  предложенным Министерством культуры Российской Федерации, не всегда имея возможность учесть специфические особенности, потребности и ожидания каждого конкретного ребенка. В связи с этим обстоятельством, особенностью разработки концепции деятельности центра является учет «особого» результата ее педагогической работы, который выражается не столько в усвоении художественных знаний, умений и навыков, сколько в освоении системы ценностей мира через приобщение к эмоционально-ценностному опыту поколений, в основу чего лягут индивидуальные достижения каждого ребенка и показатели личностного роста.

Анализ деятельности центра позволяет выявить и другие существующие     проблемы :

      показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны;

      объективное смещение социальных приоритетов в современном обществе — снижение мотивации к обучению;

      проблемы современного социума — невозможность полноценного семейного воспитания;

      недостаточный опыт коллектива быстрого педагогического реагирования и умения функционировать на основе научного внедрения современных педагогических технологий;

      недостаточная практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;

  не полностью отработаны показатели результативности деятельности педагогов  центра;

  перечень образовательных программ требует пересмотра;

 в образовательном процессе используются технологии, не соответствующие современным образовательным методикам и не отвечающие требованиям, предъявляемым к современному процессу обучения;

 недостаточно используется теоретический и практический опыт специалистов СПО и высшего профессионального образования;

 недостаточное использование современных средств популяризации деятельности центра;

 

В связи с необходимостью повышения качества  образования значительно возрастают необходимость обновления содержания образовательных программ, повышение профессиональной компетентности педагогических  кадров.    Абсолютное большинство педагогов центра имеют солидный педагогический стаж, но с другой стороны, проблемой остается старение коллектива и сравнительно небольшой процент молодых педагогов.

Анализ состояния воспитательной работы, складывающейся в ДЦИ, показал наличие существующих предпосылок для обеспечения развития и стабильного функционирования учреждения. Вместе с тем, обнаружились ряд проблем, препятствующих ее развитию:

      несмотря на сложившиеся традиции в воспитательной работе в последние годы, эта работа осложняется в силу неготовности ДЦИ финансировать все образовательно-культурные и творческие мероприятия;

      необходимо обновление и развитие учебно-материальной и материально-технической базы учреждения.

Анализ состояния финансово-экономической системы, складывающейся в ДЦИ, показал наличие существенных предпосылок для обеспечения развития и стабильного функционирования учреждения. Вместе с тем, обнаружилось ряд проблем, препятствующих ее развитию:

      недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, регламентирующей организации дополнительных платных образовательных услуг и привлечение дополнительных источников финансирования.

Анализ методического и дидактического обеспечения выявил ряд серьезных недостатков:

      Отсутствие в центре библиотечного фонда;

      Аудио материал представлен в недостаточном количестве;

Таким образом, перевод учебного процесса на использование современного технического оснащения, обновления методической и дидактической базы являются приоритетными задачами, стоящими перед коллективом центра на ближайший период.

Анализ внутренних факторов позволяет выявить недостатки в работе коллектива и их причины:

— недостаточная готовность  педколлектива к инновационным процессам;

— недостаточная мотивация педагогов к повышению уровня образования и профессиональной компетенции

— недостаточная материально-техническая база;

— неумение или нежелание ряда педагогов видеть учащихся и родителей равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним;

— снижение творческой активности учащихся;

— низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учиться,

— самоустранение родителей от воспитания своих детей;

В числе основных проблем развития ДЦИ является ветхость материально-технической базы учреждения.

Материально – техническая база учреждения нуждается в срочном обновлении.  Устаревший фонд музыкальных инструментов требует замены более чем на 90 процентов. К сожалению, на оснащение материально – технической базы выделяется катастрофически мало средств из городского  бюджета, учреждение может рассчитывать только на благотворительные взносы.

Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования в центре.

 

 

  1. Концептуальный проект желаемого будущего состояния центра

 

4.1. Миссия, приоритетные направления, цели и задачи ДЦИ на 2015-2018г.г.

 

В основе концепции развития ДЦИ является создание целостного, разноуровневого, многоступенчатого, в определенной логической последовательности выстроенного образовательного пространства, обеспечивающего «сквозное» решение педагогических задач и индивидуализирующее образовательный путь ребенка в условиях свободы выбора.

Главная задача центра на современном этапе – вырастить не просто грамотного человека, а интеллектуально – творческую личность, свободно ориентирующуюся в различных сферах знания и культуры, социально ответственную и глубоко духовную.

 

В соответствии с этим поставлены задачи центра на 2015-2018 гг.:

      предоставить каждому учащемуся центра право выбора вида творческой деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы;

      гармонизировать образовательный процесс с природой ребенка, его интересами, потребностями и творческими способностями;

      расширить число предметных областей от раннего развития до допрофессиональной подготовки, создать возможность смены типов деятельности для того, чтобы каждый ребенок мог оценить свои интересы, свои возможности в различных видах творчества, сделать более осознанный профессиональный выбор;

      дать возможность ребенку выбирать тог круг общения, который соответствует их интересам и творческому развитию.

 

Исходя из анализа  факторов, считаем необходимым:

      выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающе ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка;

      создание условий и механизмов внутри центра для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления;

      создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории.

Необходимо сохранить и увеличить количество  учащихся, а значит найти центру свою «привлекательность» для родителей и  учащихся.

Необходимо привлечь для обучения детей  с ограниченными возможностями.

Миссия центра:  духовно-нравственное развитие подрастающего поколения средствами художественного — эстетического творчества.

Приоритетными направлениями деятельности являются:

      Создание благоприятных условий для личностно-творческой самореализации и ранней профессиональной ориентации учащихся в различных направлениях.

      Создание условий для удовлетворения духовных потребностей жителей города  через организацию концертной деятельности учащихся, педагогов центра.

      Приобщение учащихся центра к мировой и национальной культуре.

      Содействие и поддержка творчества и профессионального развития творчески одаренных  детей и подростков.

      Повышение качества организации культурного досуга жителей города.

Достижение цели Программы развития ДЦИ осуществляется при решении следующих задач:

      Содействие развитию общей и художественной культуры учащихся.

      Создание условия для личностно-творческой самореализации учащихся в различных сферах художественной деятельности.

      Воспитание ценностного, бережного отношения учащихся к культурным традициям через приобщение к лучшим образцам национального и мирового художественного наследия.

      Активное участие творческих коллективов ДЦИ в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных культурных проектах, конкурсах и фестивалях.

      Создание условия для повышения профессиональной компетенции педагогов ДЦИ через организацию, проведение и участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях в различных областях , проведение мастер-классов и семинаров на базе ДЦИ.

      Координация концертной деятельности творческих коллективов через осуществление совместных творческих проектов, организацию и проведение концертов для различных групп населения.

      Улучшение материально-технической базы.

 

 

4.2. Обоснование целесообразности программы и необходимости решения проблем программными методами

 

К 2014 году в целом  завершен один из сложных этапов жизни ДЦИ, связанный со становлением центра , как самостоятельного учреждения.

Оценка деятельности коллектива, в целом, свидетельствует о профессиональном мастерстве педагогов, добивающихся высоких результатов.

В решении задачи по предоставлению качественного дополнительного образования всем детям (центр не производит отбора детей по профессиональным признакам) , педагогический коллектив ДЦИ ставит перед собой цель дать каждому учащемуся разносторонние знания художественно – эстетической направленности. Для этого педагогами центра были разработаны адаптированные программы обучения, которые  значительно расширяют спектр образовательных услуг центра,  представляют учащимся возможность выбрать различный срок освоения программ, полнее привлечь к обучению в центре детей подросткового и старшего школьного возраста.

Для этого необходимо:

      провести мониторинг индивидуальных  и календарно-тематических планов работы с учащимися,

      совершенствовать систему учебно-воспитательного процесса, направленную на предоставление учащимся разнообразных вариативных программ,

      определить оптимальную модель выпускника центра в соответствии  с уровнем освоения образовательных программ:

— уровень общего художественно-эстетического образования;

— повышенный уровень;

— уровень допрофессиональной подготовки (ранней профессиональной ориентации)

      обеспечить  условия для продолжения профессионального обучения творчески- одаренных  учащихся,

      обеспечить стабильность контингента учащихся ДЦИ через воспитание устойчивого интереса к занятиям и создание благоприятной образовательной среды для успешного формирования личности учащегося,

      создать условия для профессионального роста педагогических кадров и успешного внедрения и распространения педагогического опыта,

      обеспечить укрепление материально-технической базы центра.

 

Концепция развития ДЦИ строится на следующих принципах:

      Принцип целостности способствует организации собственно образовательного процесса и его содержания как непрерывно развивающейся деятельности учащегося по освоению определенной области художественной культуры.

      Принцип комплексности способствует проявлению интегративных качеств образовательного процесса и раскрывается в особой организации деятельности на основе интегрирования содержания и форм образовательного процесса, взаимосвязи предметных областей.

      Принцип многоуровневости способствует выстраиванию логики, образовательного пространства по этапам (ступеням) с учетом целесообразных функций каждой ступени и с прогнозированием результатов.

      Принцип вариативности обеспечивает свободу выбора индивидуальной траектории образования на основе разработки различных вариантов образовательных программ, модулей, технологий, дифференцированных по содержанию в зависимости от возраста, исходного уровня развития, индивидуальных особенностей, специальных способностей, интересов и потребностей детей и подростков.

      Принцип раннего вхождения в художественно-эстетическую деятельность способствует раннему эстетическому развитию, социальной адаптации детей, активизации познавательной и творческой активности.

      Принцип ранней профессиональной ориентации способствует ускорению процесса адаптации детей и юношества, самопознания и самореализации.

      Принцип открытости, с одной стороны, способствует приему в центр всех детей, с  другой, расширяет возможности поступления, выхода и перехода на различные ступени дополнительного образования детей.

 

 

4.3. Пути решения проблем, выявленных в ходе анализа

Анализ проблем определил предстоящие пути их решения на заданный период. В круг внимания войдут следующие мероприятия:

— Корректировка Устава и локальных актов ДЦИ с учетом требований ФЗ-273 «Об образовании в РФ» и иных нормативных законодательных актов в сфере образования;

 

-Продление лицензии на право ведения образовательной деятельности»

— Разработка и реализация Перспективного плана реализации положений ФЗ-273 «Об образовании в РФ» на 2015-16 годы в МУДО «ДЦИ»

 

—  Ревизия учебных программ, реализуемых в ДЦИ, с целью их коррекции в соответствии с качественным уровнем программ дополнительного образования;

-Проведение активных мероприятий по повышению профессионального мастерства педагогов на основе действующих методических объединений города и республики, использование для освоения учебных программ учащихся современных ТСО и мультимедийных программ.

-Приоритетное внимание к разработке и применению инновационных образовательных программ и методик.

-Увеличение количества научно-методических публикаций собственных методических разработок в интернет и специальных научно-методических изданиях, активизация участия педагогов и концертмейстеров в различных формах работы ГМО , результативное участие в конкурсах методических работ педагогов учреждений дополнительного образования различного уровня.

-Привлечение дополнительных финансовых средств за счет участия в ведомственных целевых программах и проектах, предполагающих бюджетное и (или) целевой финансирование участия одаренных детей в фестивальных, конкурсных и просветительских мероприятиях,

— Внесение предложений по участию учащихся и творческих коллективов центра в ответственных мероприятиях и концертных программах, организаторами которых является городская администрация

-Активная работа по привлечению спонсорской поддержки.

-Проведение мероприятий по соблюдению требований СанПиН, правил противопожарной, антиторриристической безопасности,

-Разработка локальных актов, регламентирующих режим доступа и пребывания в учреждении, проведения учебных и внеклассных мероприятий.

-Формирование заявок на выделении субсидии на иные цели в рамках Муниципальных заданий на 2015 — 18 годы, предусматривающих финансирование расходов на развитие основных фондов, приобретение товаров и услуг для нужд образовательного процесса ДЦИ в соответствии с повышенными требованиями, связанными с реализацией дополнительных общеразвивающих  программ.

-Привлечение дополнительных финансовых   источников — добровольных благотворительных пожертвований физических и юридических лиц.

 

 

-Размещение на сайте справочной  информации о деятельности ДЦИ в соответствии с требованиями, прописанными в ст. 29 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», обеспечивающей полную открытость образовательной организации;

-Подготовка и публикация в печатных изданиях (справочниках, энциклопедиях)и размещение в СМИ и на информационных стендах ЦЭВД сведений о центре, достижениях ведущих педагогов, лучших учащихся и  творческих коллективов. Создание буклетов и фильмов, популяризирующих  результаты  деятельности ДЦИ.

 

Основными направлениями  совершенствования образовательного процесса на 2015 – 2018 год станут:

      совершенствование учебных планов и  содержания образовательных программ , поэтапное введение в образовательный процесс новых программ,

      внедрение в образовательный процесс новых прогрессивных образовательных технологий

      разработка и введение в учебный план новых комплексных, авторских  программ,

      введение платных образовательных услуг;

 

Развитие творческих способностей учащихся

      привлечение учащихся к творческим конкурсам в центре и вне;

      модулирование учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию, самоопределению личности;

      организация публикаций творческих работ педагогов и учащихся в методических изданиях и в местной прессе.

 

Развитие самоуправления учащихся

 

      разработка локальных актов по ученическому самоуправлению;

      выявление реальных потребностей учащихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности;

      организация деятельности органов ученического самоуправления;

      подведение итогов работы, анализ ее результатов.

 

 

 

С  2015 года  учреждение   Центр эстетического воспитания детей переименовано в Детский центр искусств, что обозначает основную направленность образовательных  программ, как программ художественного образования области искусства.

 

Изменения в культурно-досуговой деятельности центра.

 

Одной из составляющих культурно-досуговой деятельности, кроме создания условий для развития общей культуры и раскрытия творческого потенциала детей, является систематическая работа по созданию положительного имиджа ДЦИ, осознания статуса центра как части социокультурного пространства города.

За годы существования в центре сложились свои традиции, касающиеся и культурно-досуговой деятельности. Сложились устойчивые творческие связи с различными учреждениями образования и культуры.

Изменения в культурно-досуговой деятельности, осуществляемой  ДЦИ направлены на:

      расширение связей с учреждениями образования и культуры;

      поиск и освоение новых сценических площадок;

      разработку и осуществление новых творческих проектов, объединяющих отделения центра;

      реализацию творческих проектов в рамках партнерства с другими учреждениями;

      создание концертных программ, ориентированных на разные возрастные группы;

      разработку культурно-просветительских циклов для детей дошкольного и школьного возраста.

 

 

Обновление методической работы

 

Основным направлением методической работы в центре является анализ форм и методов образовательного процесса с целью выявления наиболее эффективных в условиях конкретного учреждения, педагогического коллектива и сложившегося контингента учащихся.

Среди приоритетных направлений  необходимо выделить обеспечение учебно-воспитательного процесса методическими и дидактическими материалами.

Для достижения поставленных целей на период развития ДЦИ  необходима творческая переработка накопленного педагогического опыта и его обогащение, что требует решения следующих задач:

      систематизация работы методической службы, знакомство педагогов с новейшей литературой, методическими пособиями, разработками, обучение новым технологиям;

      разработка и внедрение аналитико-диагностического обеспечения образовательного процесса;

      разработка новых дополнительных образовательных программ;

      совершенствование информационного пространства Центра;

      обновление и совершенствование работы с педагогическими кадрами;

      создание рабочих групп для разработки творческих проектов.

 

Кадровый состав и развитие материально – технической базы

 

Достаточно высокий уровень профессиональной компетенции педагогов  центра позволяет результаты методической деятельности педагогов  представлять на городском уровне. В связи с этим необходимо инициировать проведение городских мероприятий на базе  ДЦИ.

Необходимо  дальнейшее обобщение накопленного педагогического опыта и представления его на различных публичных мероприятиях.

Большинство педагогического состава – лица пенсионного возраста. Для возможности дальнейшего развития учреждения необходимо обновление кадров. Планируется привлечение для работы в центре бывших выпускников, заканчивающих обучение в СУЗах и ВУЗах музыкальной и художественной  направленности.

Основные направления работы с педагогическими кадрами:

      изучение и обобщение педагогического опыта;

      помощь в подготовке к участию в профессиональных конкурсах;

      работа в рамках методических объединений;

      повышение профессиональной компетентности и правовой грамотности;

      оказание помощи в подготовке к аттестации;

      своевременное информирование о новых нормативных документах.

Задачи:

      создание условий для творческой работы и для роста профессионального мастерства педагогов через повышение уровня квалификации;

      совершенствование системы поощрения творчески активно работающих педагогов;

      создание комфортных здоровьесберегающих условий для повышения профессионального мастерства, через обеспечение оптимальной нагрузки;

      совершенствование методической работы;

      создание психологических комфортных условий;

      формирование нового профессионального мышления.

 

Материально – техническая база учреждения нуждается в  обновлении. К сожаление, на оснащение материально – технической базы выделяется катастрофически мало средств из городского  бюджета, учреждение может рассчитывать только на благотворительные и спонсорские взносы. В решении этой проблемы центру предстоит организация платных дополнительных образовательных услуг.

Задачи:

      совершенствование качества системы образования, оснащая кабинеты наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами;

      оснащение кабинетов современной аппаратурой.

 

 

 

 

 

  1. Определение критериев оценки качества работы ДЦИ, сроков реализации и мониторинг выполнения мероприятий Программы

 

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  установивший общие правила функционирования системы  образования и   осуществления образовательной деятельности,   существенно дополнил и детально конкретизировал  цели, задачи и требования, предъявляемые к  деятельности образовательной организации дополнительного образования. В соответствии с нормами, прописанными  в ФЗ №273, качество образовательной деятельности МУДО «ДЦИ» должно оцениваться по  критериям, в которые входят:

  • осуществление образовательного процесса ДЦИ в соответствии с требованиями, установленными  законодательством об образовании, целями и задачами дополнительного образования  с учетом особенностей реализации дополнительных общеразвивающих программ  ;
  • соблюдение демократических принципов управления образовательной организацией;
  • соблюдение государственных гарантий реализации права на образование;
  • обеспечение доступа обучающихся к образовательным и информационным ресурсам, находящимся в распоряжении центра;
  • достижение высокого уровня научно-методического и ресурсного обеспечения образовательного процесса;
  • результативность осуществления образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в пределах компетенции образовательной организации, установленной ч.3 ст.28 ФЗ №273 «Об образовании в РФ».
  • Соблюдение прав, свобод, гарантий и обязанностей участников образовательных отношений;
  • соблюдение норм, регламентирующих возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений в ДЦИ;
  • информационная открытость образовательной организации.

Учитывая, что достижение целей, обозначенных в Программе развития представляет собой сложный и многоэтапный процесс, охватывающий все направления деятельности МУДО «ДЦИ»,   график исполнения  мероприятий Программы имеет перспективный характер и является составной частью  общих Планов работы центра на каждый учебный год на период с    2015 по 2018 годы. Оценка результатов реализации Программы проводится на основании ежегодного мониторинга, основными формами которого являются «Отчет о работе центра за учебный год» и проведение процедуры самообследования деятельности образовательной организации, результаты которого отражаются в письменном отчете. Указанные отчетные документы являются основными источниками статистической информации, предоставляемой учредителю и в органы управления образованием, размещаются на сайте центра и предоставляют всем заинтересованным лицам подробную и исчерпывающую информацию о выполнении мероприятий Программы, соответствующих конкретному этапу ее реализации.

 

 

 

Этапы реализации Программы:

 

      Подготовительный этап (2015-2016)

      Основной этап (2017-2018)

 

I этап. Подготовительный: 2015-2016 годы

 

На первом этапе  (2015-2016 годы) ставятся задачи:

      анализ деятельности ЦЭВД на начало действия Программы за предыдущие три года,

      разработка структуры единого информационного образовательного пространства ДЦИ,

      обучение педагогов ДЦИ новым технологиям,

      создание необходимых условий для образования и повышения эффективности обучения учащихся,

      выявление социального заказа на дополнительные образовательные услуги в современных условиях,

      поиск новых форм работы с учащимися, родителями

      обеспечение высокого уровня доступности информации (в рамках организации учебно-воспитательного процесса) для каждого члена коллектива: педагогов, учащихся и родителей.

      обновление материально-технической базы.

 

 

Развитие предполагается по трем направлениям:

      Дальнейшее развитие образовательного процесса

      Развитие методического и информационного обеспечения.

      Развитие материально-технической базы.

 

II этап. Основной: 2017-2018 годы

На втором этапе (2017-2018 годы) ставятся следующие задачи:

 

      реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

      практическая реализация приоритетных направлений, расширение дополнительных образовательных услуг .

 

План мероприятий по реализации Программы развития

Направления                                                                  Сроки     реализации

Подготовка нормативно-правовой основы

Переоформление лицензии                                             Директор, 2015 год

Утверждение Устава                                                          Директор, 2015 год

Укрепление материального обеспечения                       Директор

 

Разработка плана мероприятий по

-техническому обеспечению образовательного

процесса

Система управления

Организация информационного обеспечения    Директор, Зам директора ,

ежегодно

Образовательная деятельность

Мониторинг востребованности дополнительных

образовательных услуг,

анкетирование участников

образовательного процесса                                Зам директора ,  ежегодно

Реструктуризация учебных планов                               Зам директора

Контроль над осуществлением

образовательной деятельности                             Зам директора, в течение

учебного года

Разработка и внедрение новых

дополнительных образовательных программ                     Зам директора

Дальнейшая работа по структурированию

программно-методического и дидактического

обеспечения содержания деятельности

центра, обеспечивающих приоритет

образовательной деятельности детей                                Зам директора,

методический совет ежегодно

Разработка системы диагностики

успешности освоения образовательных

программ, индивидуального развития детей               Зам директора

Организация совместных мероприятий

по изучению и трансляции педагогического

опыта с ОУ города                                                          Директор,

Зам директора ежегодно

Консультационная помощь родителям                Администрация, педагоги в

течение учебного года

Социокультурная и досуговая деятельность

Разработка и осуществление плана

концертных

и выставочных мероприятий                                  Администрация,

педагоги ежегодно

Проведение родительских собраний,

классных концертов                                      Администрация,

педагоги ежегодно

Участие в фестивалях и

творческих конкурсах                                               педагоги,

в течение учебного года

Повышение профессиональной

компетенции педагогических работников

Обучение на курсах повышения

квалификации                                               Директор, ежегодно

Сопровождение аттестации

педагогических работников                                   Зам директора ежегодно

Работа предметно-методических

объединений и творческих групп               Зам директора  ежегодно

Проведение открытых занятий,

мастер-классов                                             Зам директора в течение года

Участие педагогических работников

в профессиональных творческих конкурсах

Администрация, ежегодно

 

 

Сроки и этапы реализации Программы развития .

I этап

2015-2016 учебный год

 

 

Реализация Программы развития

1.Создать условия для развития образовательной среды ДЦИ: эстетический образ центра, техническое обеспечение, комфортный психологический микроклимат, активизация использования здоровьесберегающих технологий, профессиональное развитие педагогических кадров, связь с внешней средой

2.Анализ работы педагогического коллектива в соответствии с целью дальнейшего развития центра;

 

 

Содержание деятельности педагогического коллектива

1.Проведение  методических советов, семинаров – практикумов, открытых уроков, педагогических  чтений, педагогических советов с целью изучения педагогического опыта работы педагогов;

2.Продолжение изучения передового педагогического опыта;

3.Проведение аттестации педагогических кадров;

4.Обсуждение проблем реализации Программы на заседаниях методических объединений всех отделений центра;

Создание условий для профессионального роста педагогических кадров и успешного внедрения распространения педагогического опыта;

1.Повышение квалификации педагогов, участие в мастер – классах и семинарах,  стажировки;

2.Участие педагогов в городском конкурсе педагогического мастерства;

3.Повышение квалификации педагогов согласно графику;

Работа с родителями

1.Проведение родительских собраний с целью анализа и выявления недостатков работы центра в условиях реализации Программы;

2.Привлечение родителей к совместной работе по решению вопросов, связанных с учебной, воспитательной, концертной, конкурсной деятельности ДЦИ;

Работа с учащимися  1.Индивидуальная работа с группой выявленных одарённых детей. Создание условий работы по индивидуальным планам.

2.Осуществление профориентационной работы на музыкальные, художественные, хореографические отделения профильных ОУ.

Выявление одаренных детей в сфере музыкального, хореографического, художественного  искусства и обеспечение условий для их дальнейшего образование и творческого развития

1.Участие учащихся в общецентровых, муниципальных, региональных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, выставках

2.Выдвижение одаренных детей на гранты и стипендии главы администрации города

3.Выдвижение одаренных детей на гранты и стипендии Министерства образования и Министерства культуры

Развитие материально-технической базы

1.Приобретение музыкальных инструментов

  1. Пошив костюмов для хореографического отделения

3.Косметический ремонт в помещениях

4.Приобретение компьютерной и множительной техники,аудио

аппаратуры

Комплекс организационных мероприятий

1.Доработка учебных планов, составление модифицированных программ по новым видам учебной деятельности.

2.Оснащение кабинетов техническими средствами обучения.

3.Создание эстетической среды в центре.

4.Создание психологически комфортного микроклимата в педагогическом коллективе.

Контроль хода выполнения Программы

1.Систематическое подведение итогов работы центра по проблемам выполнения Программы, совещания при директоре, завуче, на педагогическом совете.

2.Проведение контрольных срезов, тестов, итоговых контрольных работ, академических концертов, с целью выявления творческой активности учащихся.

 

Анализ и регулирование выполнения Программы

1.Анализ итогов работы по выполнению плана реализации Программы, оценка деятельности педагогического коллектива и учащихся.

2.Анализ итогов работы по первому этапу Программы.

 

II этап

2017 – 2018 учебный год

 

Реализация Программы развития

1.Внедрение обновленных учебных планов, программ.

2.Анализ содержания преподавания образовательных программ.

Содержание деятельности педагогического коллектива

1.Внедрение новых программ.

2.Корректировка содержания обучения.

3.Совершенствование методической работы.

4.Обмен опытом педагогической работы: семинары, конференции.

5.Проведение аттестации педагогических работников с целью присуждения им квалификационной категории.

  1. Курсы повышения квалификации педагогических работников

Создание условий для профессионального роста педагогических кадров и успешного внедрения распространения педагогического опыта        1.Повышение квалификации педагогов, участие в мастер – классах и семинарах.

2.Участие педагогов в городских семинарах и круглых столах;

3.Повышение квалификации педагогов согласно графику;

4.Участие педагогов центра в республиканском конкурсе — в номинации «Сердце отдаю детям»;

5.Участие педагогов в конкурсах исполнительского мастерства;

Работа с родителями

1.Привлечение родителей для решения учебно-воспитательных задач;

2.Проведение родительских собраний;

3.Анкетирование родителей учащихся для исследования проблем организации обучения;

4.Систематические творческие отчеты учащихся и педагогов перед родителями;

Работа с учащимися

1.Создание творческих детских коллективов;

2.Систематическое выявление одаренных детей;

3.Создание условий творческого развития для всех учащихся;

4.Организация и проведение конкурсов, олимпиад, фестивалей, выставок для развития творческого потенциала учащихся;

5.Работа по подготовке к участию учащихся и творческих коллективов центра к конкурсам разных уровней (городских, районных, региональных и Всероссийских);

Выявление одаренных детей в сфере музыкального, хореографического, художественного  искусства и обеспечение условий для их дальнейшего образование и творческого развития

1.Участие учащихся в общешкольных, муниципальных, региональных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, выставках;

2.Выдвижение одаренных детей на гранты и стипендии главы администрации города;

3.Выдвижение одаренных детей на гранты и стипендии Министерства образования и Министерства культуры;

Развитие материально-технической базы

1.Организация библиотеки;

2.Приобретение музыкальных инструментов;

3.Приобретение сценических костюмов;

4.Создание фонотеки;

 

Комплекс организационных мероприятий

1.Проведение тематических педсоветов с целью проведения анализа выполнения этапов Программы развития;

2.Оснащение учебных кабинетов необходимыми техническими и учебными средствами обучения для реализации программных требований;

3.Дальнейшее совершенствование исполнительского мастерства творческих коллективов педагогов и учащихся ДЦИ;

Контроль за ходом выполнения Программы

1.Контроль и рефлексивная оценка результатов педагогической и методической деятельности, ее коррекция;

2.Подведение результатов учебной работы по различным показателям; 3.Результативность участия  в  конкурсах, олимпиадах, фестивалях разного уровня;

4.Определение эффективности использования инновационной педагогической деятельности в условиях модернизации образования;

Анализ и регулирование выполнения Программы

1.Анализ итогов работы и оценка деятельности педагогического коллектива, коллектива учащихся и родителей;

2.Выявление основных проблем на перспективу и планирование путей их решения;

 

Выводы о деятельности и перспективы развития

 

Данная Программа развития МУДО «ДЦИ» задает перспективы развития и инновационного обновления центра в соответствии с приоритетными направлениями модернизации дополнительного образования.

В представленной программе проведен  проблемно-ориентированный анализ состояния учреждения, выявлены проблемы и перспективы развития, что делает программу обоснованной и целенаправленной.

 

Анализ результативности Программы развития центра показал следующие тенденции:

      стабильные положительные показатели результатов обучения,

      забота о сохранении здоровья учащихся,

      положительная динамика количества участников конкурсных выступлений,

      укрепление материально-технической базы центра,

      программно-методическое обеспечение учебного процесса находится на оптимальном уровне.

Задачи:

      формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования.

      разработка новых программ, методических пособий нового поколения с применением ИКТ (м/литература, сольфеджио).

      обеспечение учебных кабинетов новейшим оборудованием, новыми цифровыми инструментами (фортепиано), народными инструментами (аккордеон).

 

Заключение

Принятый в 2012 году новый Закон об образовании в РФ стал поворотной вехой в развитии образования нового времени.  На ближайший перспективный период общей задачей всех сотрудников МУДО «ДЦИ» является планомерная работа по  претворению норм закона в конкретные результаты, ориентация на позитивный опыт использования инновационных методик, формирование нового отношения к образовательному и воспитательному процессу. Профессиональная ориентированность, присущая отечественной системе образования, призвана стать основной составляющей всех направлений  работы   ДЦИ, как образовательной организации, а чувство ответственности за будущее Российского образования и гордости за  профессию педагога, должно стать для педагогических работников центра самым главным стимулом выполнения намеченной Программы.