ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2014-2019 годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МУДО «ДЦИ»
на 2014-2019 годы.
Наименование программы |
Программа воспитания на 2014-2019 годы. |
Исполнитель программы |
Администрация ДЦИ |
Руководитель программы |
И.С.Лочмелис |
Цель и задачи программы |
Цель- обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательной системы в ДЦИ; упорядочение её деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме.
Задачи: 1.Формирование культуры личности учащихся: внутренней (духовной), внешней (общение, поведение, внешний вид), способности учащихся к самоопределению, самореализации, формирование навыков позитивного общения, развитие коммуникативных способностей; 2.Воспитание культуры умственного труда, познавательной активности, формирование ценности образования, интеллектуального развития личности 3.Воспитание готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни.
|
Объемы финансирования (с расшиф-ровкой по годам и источникам) |
По смете местного бюджетов. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
-обеспечение повышения статуса воспитания в центре,
-создание условий приоритетности воспитания в процессе образования; — единство обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования; |
1. Основные положения
1.1 Объект, предмет регулирования и сфера деятельности программы.
Объект – дети в возрасте до 18 лет, проживающие на территории г. Ухта; педагоги, работающие с детьми, занимающиеся вопросами организации воспитательной деятельности.
Предмет регулирования – организация вопросов воспитания в центре, принятие первоочередных мер, связанных с развитием воспитательной практики центра.
Программа реализуется за счет средств текущего финансирования центра в пределах бюджета соответствующего уровня.
1.2 Нормативно-правовая база.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конвенция ООН о правах ребёнка. Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
- Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120-ФЗ;
- Программа развития воспитания в системе образования России. Приказ Минобразования России «О реализации решения коллегии от 28.09.99 № 19 «Об основных направлениях развития воспитания в системе образования» от 18.10.1999 г. № 574;
- Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 122;
- Основные направления и план действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 2002 — 2004 годы. Приказ Минобразования России «О реализации решения коллегии от 25.12.2001 № 19/2 «Об итогах реализации программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы и об основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы» от 25.01.2002 г. № 193;
- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации». Письмо Минобразования России от 01.03.2002 г. № 30-51-131/16;
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй. Письмо Минобразования России от 31.01.2001 г. № 90/30-16;
- Закон Новосибирской области «О защите прав детей в Новосибирской области» от 12.05.2003 г. № 111;
2. Основные тенденции и проблемы воспитания.
Детский центр искусств, как учреждение дополнительного образования гарантирует:
— направленность усилий педагогов на реализацию воспитательного потенциала образовательной программы
— целенаправленный отбор учебных пособий и дидактических материалов, представляемой детям информации в процессе обучения, направленные не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но на их духовно- нравственное становление, осознание и принятие общечеловеческих ценностей;
— представление учащимся возможности выбора видов и форм творческих деятельностей, самореализации личности в различных мероприятиях с целью воспитания как в учебное, так и в каникулярное время.
Программа воспитания Центра разработана на основе анализа проблем, существующих в процессе деятельности педагогического коллектива. Это проблемы новых условий развития общества. Они связаны с :
-техногенностью среды, повышением информационной плотности;
-объективной потребностью общества в гораздо более раннем сомаоопределении личности ребенка, что требует ранней профилизации;
-социальным заказом семьи обеспечить детям стартовое преимущество в выборе рабочего места и тем самым избежать кризисных ситуаций в их самореализации;
-необходимостью включения детей в темп и ритм современной жизни, воспитания в них качеств цивилизованного потребителя и производителя услуг, способности быстро менять динамические стереотипы ;
-потребностью и необходимостью развивать здоровый образ жизни в связи с катастрофическим падением числа здоровых детей, приобретением детьми опыта самоосознания о своем ментальном и физическом здоровье
— общественным заказом на воспитание патриотизма, любви к родине, уважению к истории, социальным обязанностям;
-новыми подходами к социальному воспитанию детей, связанных с их «научению» своим гражданским правам.
Существенно ослабляют воспитательную деятельность центра хроническое отставание её материально-технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности.
В результате, несмотря на отдельные улучшения, в развитии воспитания в центре сделаны лишь первые шаги. В дальнейшем необходимо продолжить работу по совершенствованию системы воспитательной работы.
3. Цель и задачи программы
Воспитание — целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, который способствуют становлению человека, как субъекта культуры, жизни в целом.
Исходя из этого основными воспитательными задачами деятельности Центра являются:
- Развитие у учащихся способности к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
- Формирование культуры личности: внутренней (духовной), внешней (общение, поведение, внешний вид), способности учащихся к самоопределению, самореализации, формирование навыков позитивного общения, развитие коммуникативных способностей
- Социализация личностей учащихся путем активного включения их в жизнь общества на демократических принципах совместной деятельности, приобретение собственного опыта позитивных действий, самоорганизации в социальном окружении, в культурной жизни.
- Воспитание культуры умственного труда, познавательной активности, формирование ценности образования, интеллектуального развития личности
- Воспитание готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни.
Содержание воспитания в Центре рассматривается как совокупность:
-информации, представляемой учащимся в процессе воспитания;
-различных видов, форм, методов деятельности по освоению окружающего пространства;
-социальных ролей проигрываемых ребенком в педагогически модулируемых ситуациях;
-личностных позиций, реализуемых ребенком в коллективной деятельности;
Повышение воспитательного потенциала учебного процесса осуществляется по основным направлениям:
-отбор содержания учебного материала для образовательных программ и каждого урока с целью усиления его воспитательного значения;
— развитие творческой познавательной активности детей, организация учебного процесса на основе принципов сотрудничества, творческого диалога, сотворчества, игры, сочетания коллективных интересов и индивидуализации обучения посредством его дифференциации, профильности, позволяющих создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Формирование воспитывающей среды рассматривается в аспектах:
— формирование информационного пространства Центра;
-обеспечение эстетики помещений, в которых осуществляется образовательный процесс;
-осуществление психологического сопровождения ребенка в процессе обучения и воспитания;
-формирование воспитательной системы открытого характера, обеспечение тесного контакта с семьей, другими учреждениями.
Цель Программы — обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательной системы в ДЦИ; упорядочение её деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме.
Задачи Программы:
— привлечение максимального числа детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
— утверждение здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, правонарушений, воспитание морально-этических качеств учащихся;
— ознакомление с историей, традициями избранного вида спорта, школы, поселка, страны, воспитание патриотизма, чувства ответственности за свои поступки.
Программа воспитания Центра включает в себя 5 подпрограмм
Название подпрограммы | Содержание |
1. Воспитание культурой | Создание условий для формирования у учащихся гуманистического мировоззрения, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу, формирование норм нравственного поведения, духовной культуры личности. Воспитание учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры |
2. Творчество юных.
Детская филармония |
Создание условий для получения знаний, умений, навыков, позволяющих учащимся накапливать творческую энергию и использовать ее для развития своих творческих способностей, самовыражения в различных сферах жизни общества.
Создание условий для выражения творчества детей, организация участия детей в концертах, конкурсах, фестивалях. |
3. Милосердие | Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, создание условий для передачи опыта поколений, воспитание доброты, чуткости, сострадания. |
4. Талант | Создание условий для выявления и раскрытия творческих возможностей каждого ребенка через различные виды деятельности и участие в профессиональных конкурсах. |
5.Мы вместе | Создание условий для реального взаимодействия ребенка, родителей и педагогов, организация психолого- педагогического просвещения родителей, создание системы работы по организации совместной общественнозначимой деятельности, досуга родителей и учащихся. Использование позитивного опыта семейного воспитания. |
4. Обеспечение реализации программы
4.1. Программно-методическое и информационное обеспечение
Для повышения качества воспитательной деятельности и целенаправленного ее развития в ДЦИ необходима работа по реализации конкретных мер развития воспитания, их информационному и методическому обеспечению. Основными направлениями этой работы выделяются:
регулярное проведение методических объединений, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам воспитания учащихся всех уровней системы образования;
4.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами.
Организация работы с педагогическими кадрами, направленная на реализацию программы воспитания
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки проведения | Ответственные |
1. | Организация и проведение педагогических советов | Ежеквартально | Администрация |
2. | Создание методических, информационных, организационных ресурсов для обеспечения повышения профессионального мастерства педагогов. | Ежегодно.
|
Администрация |
3.
|
Осуществление непрерывного педагогического образования через курсы повышения квалификации, конференции, семинары, практические занятия, мастер-классы
|
Ежегодно | Администрация, педагоги. |
4. | Обучение педагогов ДЦИ на компьютерных курсах . | В соответствии с графиком. | Администрация |
5. | Проведение мониторинга профессионального мастерства педагогических работников центра. | Ежегодно
|
Администрация |
6. | Накопление и распространение методической и программной литературы. | Ежегодно | Администрация, педагоги. |
7. | Создание условий пед. кадрам для своевременного и объективного прохождения аттестации | Постоянно | Администрация |
8. | Организация и проведение родительских собраний по вопросам воспитания и обучения воспитанников. | общие – 2 раза в год.
класса – в соответствии с планами педагогов. |
Администрация, педагоги |
9. | Привлечение родительского актива для организации и проведения мероприятий. | Постоянно | Администрация, педагоги |
10 | Внедрение и развитие новых направлений деятельности. | В соответствии с планом | Администрация. |
11 | Создание и обновление сайта учреждения. | В соответствии с планом | Администрация. |
12 | Внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс. | В соответствии с планом | Администрация. |
4.3. Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями
Обеспечение взаимодействия с заинтересованными ведомствами и общественными организациями по вопросам воспитания и развития воспитанников — одно из условий выполнения Программы, повышения эффективности воспитательной практики ДЦИ.
5. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация Программы развития воспитания в центре на 2014-19гг. предполагает
— обеспечение повышения статуса воспитания в системе дополнительного образования;
-единство воспитания и учебных занятий как двух взаимосвязанных компонентов;
-увеличение числа призеров конкурсов различного статуса;
-повышение качества учебных занятий в соответствии с современными требованиями.
6. Контроль хода реализации программы
Координация исполнения программы возлагается на администрацию ДЦИ, которая взаимодействует с исполнителями мероприятий программы, оказывает помощь организаторам-исполнителям отдельных мероприятий программы.
Основной механизм выполнения программы – ежегодное утверждение планов и конкретных исполнителей программных мероприятий.
Программа рассчитана на весь период обучения учащихся в центре – с дошкольного отделения по 7 класс. Предусматривает включение учащихся в мероприятия программы на любом из этапов обучения.
Мониторинг эффективности работы программы воспитания осуществляется по следующим показателям:
— сохранность контингента учащихся (как показатель формирования устойчивого интереса учащихся к выбранному виду творчества);
-доля учащихся, охваченных мероприятиями программы;
-качество участия в конкурсах (достижения);
-% мероприятий , подготовленных совместно с родителями;
Перечень мероприятий,
направленных на реализацию Программы воспитания
МУ ДО «ДЦИ»
на 2015-2016уч. год
Мероприятие | Срок поведения | ответственные |
Учебно-творческие проекты |
||
1.Праздник «Посвящение в юные музыканты»
|
декабрь
|
Беляевская А.А.
|
Культурно-познавательная деятельность
|
||
Милосердие
|
||
Организация концертов в «Центр социальной помощи семье и детям»
|
В течение года |
Беляевская А. А. |
Организация концертов в Центре дневного пребывания пенсионеров и инвалидов
|
в течение года «День матери» |
|
Участие в концерте «День людей с ограниченными возможностями»
|
декабрь |
Сизова В.И.
Беляевская А. А. |
Участие в концерте «День пожилого человека»
|
октябрь |
Беляевская А. А. |
Организация и проведение концертов в ДС №5,55,66,21
|
В течение года
|
Администрация |
Мы вместе (семейное воспитание) |
||
Родительские собрание
Общие для родителей 1 классов: «Адаптация ребенка к условиям образовательного процесса»
По отделениям : -«Система подготовки к итоговой аттестации»
По классам:
|
сентябрь
Сентябрь, декабрь,
|
Лочмелис И.С. Шихова Т.В.
Шихова Т.В.
|
Организация концертов для родителей по классам
|
Декабрь, май | ПДО |
Организация совместной работы с родителями по подготовке творческих проектов, творческих поездок
|
По утвержденному плану мероприятий | Администрация |
Организация педагогической поддержки учащихся с проблемами в обучении
|
По необходимости | Администрация
ПДО |
Организация психологической помощи опекаемым учащимся
|
По необходимости | Администрация
ПДО |
Организация выпускных вечеров | май | ПДО |
Талант (работа с одаренными детьми)
|
||
Подготовка учащихся к конкурсам и фестивалям
|
в течение года | ПДО |
Профессиональная подготовка учащихся для поступления в профильные учебные заведения |
в течение года |
Шихова Т.В. Ерохона О.Э. |
Подготовка учащихся к конкурсам исследовательских работ | В течение года | ПДО |