Подготовка концертных номеров

%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b3%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%ba%d0%b0-%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%86%d0%b5%d1%80%d1%82%d0%bd%d1%8b%d1%85-%d0%bd%d0%be%d0%bc%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b2-%d0%bc%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b7

Содержание:

1.Пояснительная записка

2.Цели и задачи программы

3. Содержание программы

4. Планируемые результаты

5.Организационно- педагогические условия реализации программы.

6.Список литературы

 

  1. Пояснительная записка

Хореографическая деятельность является хорошей школой общения. Здесь закладываются основы дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость от коллективного труда.

Процесс воспитания детей средствами  танцевального искусства д осуществляется на основе специально разработанной программы, которая опирается на принципы системности, целеполагания, динамики развития, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также учёта специфики танцевальной деятельности.

На занятиях по данной программе применяются знания, умения, навыки, приобретенные учащимися на уроках классического, народно-сценического танцев.

Участие детей в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования элементов этнического самосознания и национальной культуры детей.

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Сценическая практика учащихся организуется и планируется на основании плана работы учебного заведения.

По уровню освоения  программа является  общекультурной,  доступной  для освоения каждым ребенком.

По форме организации  программа является одним из предметов составляющих  содержание  Комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ансамбль народного танца Морозко». Учебный предмет направлен на приобретение учащимися первичных умений исполнения сценического репертуара на сцене концертного зала учебного учреждения, в выступлениях в рамках культурных мероприятий города, на участие в фестивалях, смотрах и конкурсах.

 

Направленность программы

Программа предмета «Подготовка концертных номеров» составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми  к дополнительным общеобразовательным – дополнительным общеразвивающим  программам и  имеет художественную направленность.

Направлена на:

-выявление одаренных детей в области хореографического  искусства в раннем детском возрасте;

-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

-приобретение учащимися знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства;

-приобретение детьми опыта творческой деятельности;

-овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.

Программа адаптирована для реализации в условиях Муниципального учреждения дополнительного образования «Детский центр искусств» г.Ухты с учетом специфики учреждения и многолетней практики работы совместно с общеобразовательной школой.

Актуальность программы

Программа удовлетворяет социальный заказ, запросы родителей микрорайона на получение детьми дополнительного образования в области хореографического искусства. Ежегодно пользуется большим спросом, реализуется в учреждении на протяжении 27 лет. Продукт творческой работы коллектива, создаваемый в процессе реализации программы – концертные номера – неизменно пользуется большим спросом в концертных мероприятиях различного уровня.

Педагогическая целесообразность. В основу программы  заложены следующие принципы:

-Систематичность и последовательность. Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.

-Оздоровительная направленность. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку

-Доступность и индивидуализация. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.

-Гуманизация. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с педагогом и сверстниками.

-Творческая направленность, результатом, которого является самостоятельное создание обучающимися новых движений, основанных на использовании их двигательного опыта.

-Наглядность. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

Отличительные особенности программы

Данная программа разработана для ансамбля народного танца «Морозко» МУ ДО «ДЦИ».

Основным направлением в творческой постановочной работе образовательной программы «Ансамбль народного танца «Морозко» является стилизация региональнеого (Коми) народного танца. В современных условиях это направление позволяет более полно показать возможности танцевальной лексики коми танца, привить детям понимание национального искусства через эстетику стилизованного коми танца и костюма.

Особенности предмета Подготовка концертных номеров — в организации и методическом осмыслении самых разнообразных элементов народных танцев и в их использовании в формировании исполнителя при обучении. Предмет этот раскрывает широкие возможности и для освоения техники, и для эмоционального развития актерских данных и широко образовывает, знакомя с национальной пластической и музыкальной культурой народов мира.

Изучение народно-сценических танцев, с различными по характеру ритмами и манерой исполнения народных танцев дает будущим исполнителям возможность приобрести нужную технику исполнения, обогатить творческую фантазию, развить координацию движений, музыкальность и чувство ритма, проявить свой актерский темᴨȇрамент, органично чувствовать себя на сцене.

Адресат программы

Учащиеся, осваивающие Комплексную программу Ансамбль танца Морозко – дети 7-12 лет, желающие применить полученные в процессе освоения программ Народно-сценический  и Классический танец навыки и умения в концертной практике.

Объем программы

При реализации программы   Подготовка концертных номеров  со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 508 часов.

Недельная нагрузка:  1-2 год обучения –2 часа в неделю;  3 год обучения  — 4 часа в неделю,  4 год обучения – 3 часа в неделю, 5 год обучения  — 4 часа в неделю.

Продолжительность занятия – 40 минут. Занятия могут проводиться парами – по 2 урока. Музыкальное оформление урока осуществляется концертмейстером и соответствует 100% учебного плана.

Форма организации образовательного процесса – очная.

 

Продолжительность учебных занятий : группы первого года обучения – 33 недели, со 2по 5 год обучения  -34 учебные недели. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.

Реализация настоящей программы обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

В каникулярные периоды  реализация программы осуществляется во внеурочной форме ( внеаудиторная нагрузка): воспитательные мероприятия, посещения концертов, участие в конкурсах и др.

Аудиторная учебная нагрузка по предмету  составляет не более 3 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия учащихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях.

Формы организации образовательного процесса

-индивидуальные (занятия с солистами и детьми, требующими коррекции);

-мелкогрупповые (12-14 человек);

-ансамблевые (коллективные репетиции двух или трех групп).

Виды занятий:

— аудиторные практические занятия;

— самостоятельные занятия;

— воспитательные занятия;

— викторины, коллоквиумы и др.

 

Срок освоения программы и режим занятий

Этапы реализации образовательной программы Подготовка концертных номеров

 

Год обучения Кол-во часов в неделю Число занятийв неделю Всего часов

в год

Продолжительность занятий Наполняемость

группы

1 год 2 1 66 2х40 мин. 12-14 чел.
2 год 2 1 68 2х40 мин. 12-14 чел.
3 год 4 2 136 2х40 мин. 12-14 чел.
4 год 3 2 102 1.5х40 мин.-20 мин 10-12 чел.
5 год 4 2 136 2х40 мин. до 10 чел.

 

 

2.Цель  и задачи  программы

Цель программы :

Развитие танцевально-исполнительских способностей учащихся, приобщение  к различным видам танцевального творчества  через пластическое и музыкальное многообразие, приобретение  сценических навыков и формирование актерского мастерства.

 

Задачи программы:

1.Физическое воспитание:

    — развитие координации;

— выработка выносливости, подвижности, активности;

— обогащение двигательного опыта к исполнению танцевального материала различного характера и степени технической трудности.

2.Музыкальное воспитание:

— развитие чувства темпа, ритма, тембра;

— развитие способности эмоционально реагировать на выразительные средства музыки;

— формирование способности выражать характер музыки через движения;

— формирование ценностного отношения к музыке, как к виду искусства;

— формирование понятия динамических оттенков, мелодии, структуры музыкального произведения.

3.Художественно-эстетическое воспитание:

    — формирование чувства прекрасного;

— знакомство с образцами художественной культуры;

— открытие красоты и гармонии окружающего мира;

— формирование чувства красоты движения, мелодии;

— формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

4.Нравственное воспитание:

    — развитие навыков коллективной деятельности;

— формирование чувства ответственности, дисциплины, поддержки, сопереживания;

— знакомство с правилами поведения на уроках, концертах, конкурсах (в общении с педагогом, детьми).

5.Творческое воспитание:

    — развитие фантазии, воображения;

— активизация деятельности детей через систему творческих заданий;

— развитие навыков импровизации.

6.Интеллектуальное воспитание:

    — формирование понятийного аппарата;

— знакомство с историей танца;

— развитие способности рассуждать о музыке, танце, приводить примеры.

 

1 год обучения

 

Задачи Результаты по задачам Промежуточный контроль по задачам
1. Обучающие:

-освоить план балетного зала;

-изучить правила поведения на уроке;

-освоить движения по площадке в различных рисунках и ракурсах; 

-изучить движения в их разнообразных  вариациях;

-обучить приемам музыкально-двигательной выразительности;

— обучить двигаться в соответствии с характером и темпом музыки.

 

 

 

 

Знать:

-правила поведения на уроке;

-приемы музыкально-двигательной выразительности;

-технику исполнения танцев для 1-го года обучения.

 

 

 

открытые уроки для родителей;

контрольные уроки.

2. Развивающие:

-способствовать формированию музыкального восприятия;

-развивать чувство координации движения и ритма;

-способствовать формированию технических навыков;

-способствовать развитию общей культуры;

-развивать умения выразить образ в разном эмоциональном состоянии;

-развивать навыки культуры общения с партнером, работы в ансамбле.

 

 

Уметь:

-двигаться в соответствии с характером музыки;

-согласовывать музыку и движение;

-сосредотачиваться при изучении движений и их разнообразных вариаций;

-воспринимать музыкальный материал;

-координировать движения;

-различать музыкальный размер 2\4,3\4,4\4;

-координировать движение рук с движением ног;

-чувствовать и различать эмоциональное состояния образа в движении.

 

работа в классе, на уроке;

исполнение перед родителями.

3. Воспитательные:

-воспитать уважительное отношение друг к другу;

-сформировать навыки коллективного общения;

-воспитать уважительное и толерантное отношение к различным хореографическим и

музыкальным жанрам.

 

-положительно относиться к занятиям хореографией;

-умение свободно общаться на уроке с педагогом и в коллективе;

-уважительно относиться друг к другу.

 

педагогические

наблюдения.

 

2 год обучения

Задачи Результаты по задачам Промежуточный контроль по задачам
1. Обучающие:

-усложнять движения, и их соединения между собой;

-отрабатывать исполнение небольших вариаций из танцев народов мира и русских народных постановок;

-обучить терминологии используемой для названий элементов танцев;

-сценически выражать характер и характерную мимику;

-обучить движениям эмоционально-динамического характера;

-обучить различать особенности медленных и быстрых танцев.

 

Знать:

-терминологию, используемую для названий элементов движений;

-различия между особенностями медленных и быстрых танцев;

— вступительные и заключительные аккорды музыкального сопровождения.

 

открытые уроки для родителей;

контрольные уроки.

2. Воспитательные:

-способствовать воспитанию таких нравственных качеств как

настойчивость, трудолюбие, выдержка;

-привить учащимся культуру общения между собой в паре, в ансамбле, с окружающими;

-воспитать доброжелательность, чуткость и внимательное отношение

друг к другу;

-воспитать аккуратность и самостоятельность;

-воспитать ответственность за общее дело.

 

Быть:

-ответственным в подготовке к уроку;

-активным на уроке, в контакте с педагогом;

-доброжелательным, чутким и внимательным по отношению друг к другу;

-аккуратным;

-самостоятельным;

-настойчивым;

-трудолюбивым и выдержанным.

 

педагогические наблюдения
3. Развивающие:

-уметь переходить от одного движения к другому;

-развивать легкость и чувство позы при исполнении движений танца;

-развить способность к самостоятельной и коллективной работе;

-развивать мотивацию на творческую, художественно-эстетическую и

культурную деятельность.

 

Уметь:

-практически использовать приобретенные знания;

-сценически выражать характер и характерную мимику;

-правильно общаться между собой в паре, в ансамбле, с окружающими;

-сознательно понимать каждое движение танца в его простейших элементах-(модуль-блок);

-исполнять простые танцевальные движения в комбинациях;

-самостоятельно и коллективно работать.

 

работа в классе,

на уроке;

исполнение перед родителями.

 

3 год обучения

Задачи Результаты по задачам Промежуточный контроль по задачам
1. Обучающие:

-знать и понимание образного содержания исполняемой композиции;

-знать, понимать и уметь объяснить смысл    изучаемых номеров;

-сформировать навыки, помогающие созданию танцевальных образов;

-ознакомить с историческими, географическими,

экономическими и социальными условиями жизни народа, влияющими на формирование русского танца;

-ознакомить с творческими принципами художественного подхода при сценической обработке фольклорных танцев;

-ознакомить с различными формами построения русского народного танца и различной манере исполнения;

-сформировать музыкальный вкус на примере народных образцов

танцевально-песенного материала.

-сформировать и развить представление о танцевальной культуре.

 

Знать:

-правила исполнения более сложных ритмических рисунков;

-анализ произведения;

-творческие принципы художественного подхода при сценической обработке фольклорных танцев;

-формы построения русского народного танца и различной манере исполнения;

-факторы, повлиявшие на формирование русского танца;

-культуру поведения на сцене.

 

контрольные уроки.
2. Воспитательные:

-воспитать духовную культуру и нравственность;

-воспитать корректное поведение со старшими и сверстниками;

-воспитать патриотическое отношение к Родине;

-способствовать воспитанию таких нравственно-этических качеств как

целеустремленность, дисциплинированность, способствовать раскрытию индивидуальности учащихся.

 

-умение доводить начатое дело до конца;

-умение работать в коллективе, учитывая интересы сверстников;

-умение адекватно реагировать на предложения педагога;

-умение быть дисциплинированным, целеустремленным, проявлять лидерские качества;

-проявлять индивидуальность.

 

 

педагогические наблюдения
3. Развивающие:

-развивать исполнительские навыки;

-развивать чувство ритма, памяти;

-сформировать навыки творческой инициативы;

-сформировать навыки постановки перед собой задачи и нахождения способов ее решения;

-продолжать развивать координацию движений;

-развивать характер и манеру исполнения русских народных танцев;

-продолжать формировать свободу движения;

-развивать способность к коллективной работе;

 

Уметь:

-образно мыслить;

-творчески работать в коллективе;

-принимать решения, давать оценку своим действиям;

-исполнять элементы танца в заданном характере;

-передать характер и манеру исполнения русских народных танцев;

-свободно владеть сценической площадкой.

работа в классе, на уроке;

исполнение перед родителями.

 

4 года обучения

Задачи Результаты по задачам Промежуточный контроль по задачам
1. Обучающие:

-тренировать навык музыкально-пластического интонирования.

-усложнять технику танцевальных движений;

-знать манеру исполнения разучиваемых танцев;

-знать и понимать образное содержание исполняемой композиции.

 

 

— навык музыкально-пластического интонирования освоен в пределах программы;

— при исполнении видны результаты работы над техникой танцевальных движений;

-исполнение разучивыемых танцев в правильной манере;

— исполнение образное, эмоциональное;

контрольные уроки.
2. Воспитательные:

-воспитать культуру поведения на сцене;

-воспитать понимание необходимости совершенствования танцевального мастерства;

-воспитать самостоятельность и самоконтроль в работе над этюдами,  постановками;

-воспитать духовную культуру и нравственность;

-воспитать интерес к творческой работе;

-сформировать художественно-эстетического вкус;

-воспитать гармоничное сочетание подчинения и руководства в коллективе;

-воспитать взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности;

-воспитать качества активно выступающего исполнителя: ответственного,

дисциплинированного, умеющего поддержать друг друга, быстро перестроиться, заменить,

то есть воспитать мобильные качества личности;

 

-эмоционально-положительное отношение к занятиям;

-высокая концентрация внимания;

-высокая познавательная активность;

— навыки культуры поведения, общения, чувство ответственности при выступлении на любой сценической площадке.

-умение работать в коллективе, учитывая интересы других;

-восприятие педагога как наставника;

-стремление преодолевать трудности, доводить дело до получения результата.

Быть:

развитым физически,

аккуратным, опрятным,

дисциплинированным.

 

педагогические наблюдения
3. Развивающие:

-развивать импровизацию, воображение, фантазию;

-расширять музыкально –художественный кругозор;

-способствовать творческому развитию, активизации мышления;

-способствовать развитию хореографической памяти, внимания;

-способствовать формированию умений и навыков выполнения сложных трюковых и силовых элементов;

-способствовать раскрытию индивидуальности;

-развивать физическую силу и выносливость, укреплять нервную систему, способствовать дальнейшему развитию физических данных;

-развивать актёрское, мастерство, выразительность, музыкальность через прослушивание и разбор музыкального материала и постановку хореографических

номеров.

 

Уметь:

— импровизировать в быстром и медленном темпе;

-эмоционально реагировать на музыкальные произведения;

-представлять картину, исполняемого сюжета и уметь его анализировать;

-музыкально — пластически интонировать;

-раскрывать

свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле.

работа в классе, на уроке;

исполнение перед родителями.

 

5 год обучения

Задачи Результаты по задачам Промежуточный

контроль по задачам

1. Обучающие:

— совершенствовать координацию, танцевальность при отработке техники движений;

-сформировать знания о танцевальных ритмах и мелодиях;

-сформирование знания о выразительных средствах музыки и танца;

-обеспечить практическое применение теоретических знаний в области различных танцевальных техник.

 

-владеть навыками исполнения более сложных хореографических постановок;

-знание теоретического материала;

-творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом теоретические знания, практический опыт.

 

контрольные уроки.
2. Воспитательные:

-воспитать уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре;

-воспитать умения видеть и понимать прекрасное;

-сформировать патриотическое отношение к Родине;

-воспитать самостоятельность и самоконтроль в работе;

-воспитать грамотного танцора, подготовленного исполнителя;

-воспитать умения сотрудничать, находить нужное решение, компромисс в сложных ситуациях;

-ориентирование обучающихся на успех;

-воспитать стремления к саморазвитию и самосовершенствованию через концертную деятельность;

-помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-сформировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению;

-привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде.

 

-эмоционально-положительное отношение к занятиям;

-высокая концентрация внимания;

-высокая познавательная активность;

-умение работать в коллективе, учитывая

интересы других;

-восприятие педагога как наставника;

-стремление преодолевать трудности, доводить дело до получения результата.

 

педагогические наблюдения
3. Развивающие:

-развивать устойчивые навыки культуры поведения, общения, стремления совершенствовать танцевальное мастерство и через танец постигать культуру народов мира;

-развивать  свою индивидуальность при исполнении сольных партий, умения работать в ансамбле с другими исполнителями;

-сформировать навыки сотворчества с педагогом при постановке новых танцев;

-развивать музыкально-художественное мышление;

-развивать воображение, фантазию;

-расширять художественный кругозор;

-развивать музыкально-пластическую выразительность;

-развивать активизацию специфических видов памяти: моторную, слуховую и образную.

 

 

Уметь:

-точно передать и технически свободно исполнять пластический текст, содержание, форму исполняемого танца;

-представлять картину исполняемого сюжета;

-анализировать;

— исполнять на сцене различные виды танца, произведения учебного хореографического репертуара;

-понимать и исполнять указания преподавателя;

-распределять сценическую площадку, сохранять рисунок при исполнении танца.

 

работа в классе, на уроке;

исполнение перед родителями.

 

 

3.Содержание программы

 

Содержанием занятий по предмету Подготовка концертных номеров является разучивание хореографических композиций на основе освоенных движений на уроках классического и народного — сценического танцев.

 

п\п

Срок обучения  

Наименование   разделов

Всего

часов

1 1

год

хореографические композиции, построенные на рисунках  и простейших элементах  детского и русского (национального) танца. 66
2 2

год

хореографические композиции в характере польки и галопа на основе материала регионального (коми), русского (национального) и белорусского  танцев. 68
3 3

год

хореографические постановки на материале  регионального (коми), русского, белорусского, украинского танцев. 136
4 4

год

хореографические постановки на материале регионального (коми), русского, белорусского, украинского, танцев народов Прибалтики. 102

 

5 5

год

хореографические композиции на материале  регионального (коми), русского, белорусского, украинского, молдавского танцев и танцев народов Прибалтики и Поволжья.

 

136
  Всего   508

 

 

Содержание Учебно-тематического плана по предмету «Подготовка концертных номеров» — Приложение № 8.

Содержание Календарно-тематического плана по предмету «Подготовка концертных номеров» — Приложение № 9.

 

 

 

5.Планируемые результаты

Содержание программы по учебному предмету Подготовка концертных номеров ориентировано на:

-выработку у учащихся личностных качеств, способствующих восприятию в    достаточном объеме учебной информации;

-приобретение навыков творческой деятельности;

-формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

-осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;

-умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;

-уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;

-определение наиболее эффективных способов достижения результат.

 

 Предметные результаты:  

 

Минимум содержания программы «Ансамбль народного танца «Морозко» должен обеспечивать целостное художественно -эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ  исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков:

-знание выразительных средств музыки и танца;

— знание названия балетов, ансамблей народного танца, авторов, композиторов;

— знание особенностей фольклорных и стилизованных танцев;

-знание истории костюма;

-умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством педагога;

-умение работы в хореографическом коллективе;

-умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;

-знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

-умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над хореографическими произведениями на репетиции;

-навыки участия в репетиционной работе, концертах, конкурсах;

— выполнение правил гигиены;

— теоретическое знание валеологических ценностей;

— элементарные медицинские знания.

 

Уровневая таблица планируемых результатов

 

Уровни результатов Метапредметные результаты Личностные результаты
1 уровень Регулятивных:

— сформированное умение ставить простую учебную задачу;

— сформированное умение составлять простейшие планы;

— сформированное умение видеть результат планируемых действий;

— сформированное умение оценивать свою деятельность, соотнося её с образцом.

Познавательных:

— сформированное умение учащегося принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативных:

— сформированное умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач.

— сформированные теоретические социальные знания учащихся об общественных нормах, об устройстве общества, о социально-одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе.

 

2 уровень Регулятивных:

— сформированное умение ставить сложную учебную задачу из того что известно и усвоено учащимся при помощи педагога;

— сформированное умение составлять план и видеть последовательность действий;

— сформированное умение видеть отделенный результат действий;

— сформированное умение контролировать свою деятельность;

— сформированное умение оценивать свою деятельность соотнося её с самим собой;

— сформированная способность к саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии.

Познавательных:

— сформированное умение самостоятельно формулировать познавательную цель, преобразовывать практическую задачу в зависимости от сложившихся условий.

Коммуникативных:

— сформированное умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

-сформированное умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

— сформированное действие нравственно-этического оценивания  содержания.

3 уровень Регулятивных:

— сформированное умение самостоятельно ставить учебную задачу любой сложности;

— сформированное умение строить сложные планы, определять промежуточные цели с учетом конечного результата;

— сформированное умение видеть отдаленный результат и выстраивать свою деятельность согласно достижения этого результата;

— сформированное умение контролировать и корректировать свою деятельность;

— сформированное умение выявления и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень своего освоения;

— сформированная способность к саморегуляции как к волевому усилию для достижения цели.

Познавательных:

— сформированное умение выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— сформированное умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Коммуникативных:

— сформированное умение интегрироваться с группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

— сформированное действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью и учебной деятельности и её мотивом;

— сформированное умение самостоятельного общественного действия.

 

 

5.Комплекс организационно-педагогических условий

 

Требования к условиям реализации программы Подготовка концертных номеров»представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.

 

Нормативно — правовое обеспечение программы

-Закон РФ «Об образовании в РФ;

-Порядок  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008);

-рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств;

-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

-Приложение к письму Департамента  молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

-Устав МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты;

-Лицензия на право осуществления образовательной деятельности;

Локальные акты центра:

-Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;

-Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;

-Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;

-Порядок перевода, выпуска и отчисления  учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;

-Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации  учащихся;

-Годовой календарный график.

 

Программно — методическое обеспечение программы

—  методическая и специальная литература  по хореографии;

— видео- материалы: хореографические  номера профессиональных коллективов;

— интернет- ресурсы;

Литература, используемая при создании программы

1.И.Э.Бриске Основы детской хореографии. Педагогическая работа в детском коллективе. – Челябинск 2013г.

2.Белозерова В.В. Традиционная культура Орловского края. Орел, 2005

3.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб, 2000

4.Захаров Р. Сочинение танца. – М., 1989.

5.Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. Часть I, Орел, 1999

6.Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. Часть II. Орел, 2004

7.Климов А.А. Основы русского народного танца. М. «Искусство», 1981

8.Музыка для детских танцев. Нотное приложение к хрестоматии детских танцев из классических балетов. СПб, Издательство СПбГУП, 2000

9.Ткаченко Т.С. Народный танец. М. «Искусство», 1954

10.Ткаченко Т.С. Народные танцы. М. «Искусство», 1975

 

Кадровое обеспечение

Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 5 лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.

 

Научно – методическое обеспечение программы осуществляется:

-внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс:

приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;

-учебно-методическим комплексом:

рабочей программой  предмета, календарно- тематическими планами, планами занятий, методическими рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными заданиями;

-методическим обеспечением воспитательной работы:

программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;

-исследовательской и методической работой педагогов.

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

-балетный  зал  54 кв.м (на 12-14 учащихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие , балетные станки (палки) , вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;

-наличие музыкального инструмента (фортепиано) в балетном классе;

-костюмерная, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

-раздевалки  для учащихся и педагогов.

 

Формы аттестации и контроля

 

Оценка качества реализации программы Подготовка концертный номеров включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.

Уровень освоения программы проверяется на контрольных уроках и зачетах.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов.

При выведении итоговой (переводной) оценки за год учитывается следующее:

— оценка годовой работы ученика;

— оценка на переводном экзамене (зачете);

— другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и в конце учебного года.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускного отчетного концерта.  По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Требования к содержанию итоговой аттестации учащихся определяются образовательной организацией. Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Уровень личностных и метапредметных результатов оценивается методом тестирования учащихся и методом наблюдения на всех этапах освоения программы.

По итогам выполнения практической части программы на контрольном уроке, зачете и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

 

Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически    качественное и          художественно

осмысленное исполнение,  отвечающее   всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо») отметка          отражает        грамотное      исполнение   с

небольшими  недочетами    (как     в          техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)   исполнение с большим количеством недочетов,

а именно: недоученные движения, слабая

техническая подготовка, невыразительное

исполнение, отсутствие свободы в хореографических          постановках и т.д.

2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков,  являющийся следствием

плохой   посещаемости   аудиторных   занятий  и   нежеланием работать над собой

«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения

 

 

 

График промежуточной и итоговой аттестации

Год обучения Срок проведения Вид контрольного мероприятия
1 год конец четверти

 

конец года

контрольный урок  (общение в паре, ориентирование в пространстве)

академический концерт.

2 год конец четверти

 

конец года

контрольный урок  (умение работы в танцевальном коллективе)

академический концерт.

3 год конец четверти

конец года

контрольный урок (работа в ансамбле)

академический концерт.

 

4 год конец четверти

 

конец года

контрольный урок (умение сольного исполнения, работа в ансамбле)

академический концерт.

5

год

конец четверти

конец года

Контрольный урок,  отчетный концерт

Экзамен, выпускной  концерт (эмоциональное исполнение, точная передача характера музыкального и танцевального произведения, навыки сочинительской деятельности)

 

 

 

Работа с родителями

Работа с родителями имеет большое значение – это 50% успеха работы с детьми. Система родитель-ребенок и его увлечения – важный элемент в воспитании, как родителя, так и ребенка.

Большое значение при организации работы придается включению родителей в ту атмосферу деловитости и серьезности, создать которую считается необходимой в занятиях искусством. Для того, чтобы создать у родителей желаемый психологический настрой, вызвать у них нужное отношение и понимание целей занятий, родители приглашаются на концерты, открытые занятия, проводятся беседы о том, что может дать ребенку искусство танца, раскрытие значение объективного, беспристрастного подхода к своим детям, необходимости учета их индивидуальных склонностей, способностей. Особенно подчеркивается роль прилежания; прилежный, работоспособный, даже менее одаренный ребенок может достичь хороших результатов, если он находится в атмосфере доброжелательности, интереса и уважения к своим достижениям.

Требования к внешнему виду детей

Обувь должна быть мягкой для занятий классическим экзерсисом (специальные мягкие балетные туфли) и жесткие танцевальные туфли. Форма одежды должна быть обтягивающей (купальники, трико), чтобы педагог мог видеть недостатки в осанке ребенка во время исполнения упражнений. Волосы должны быть гладко зачесаны, не спадать на лицо.

 

Методические материалы

Методы обучения

Для достижения  поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-метод организации учебной         деятельности (словесный, наглядный, практический);

-репродуктивный метод (неоднократное         воспроизведение полученных знаний);

-метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);

-метод активного обучения (самоанализ ребенка);

-аналитический  (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов).

Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

Методы воспитания 

-традиционно принятый: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

-инновационно-деятельностный (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий): модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

-неформально-межличностный (осуществляются через личностно значимых авторитетных людей, из числа друзей и близких);

-тренингово-игровой (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в сᴨȇциально заданных условиях): социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;

-рефлексивный (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).

Средства воспитания — это все то, с помощью чего преподаватель воздействует на учащихся. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино- и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, балетные сᴨȇктакли, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.

 

Предмет Подготовка концертных номеров вводится с первого класса обучения не случайно. Он играет значительную роль в формировании навыков публичных выступлений. На основе пройденного учебного материала всего комплекса учебных предметов образовательной программы «Ансамбль народного танца «Морозко»» подготавливаются концертные номера

Каждый педагог,  выбирая танцевальный репертуар для своего коллектива, должен соблюдать принципы доступности, постепенного усложнения материала. Замыслу отбираемого для сценического воплощения произведения должны соответствовать исполнительские, возрастные, художественные возможности учащихся.

Содержание учебного предмета определяется в соответствии с учебным планом  образовательного учреждения. Изучение учебного материала данного предмета рекомендуется проводить по возрастным категориям:

младшие классы (1 год обучения по 5-летнему учебному плану);

средние классы (2-3 год обучения по 5-летнему учебному плану);

старшие классы (4-5 год обучения по 5-летнему учебному плану).

Исполнительские возможности детей ограничены. Так, в младших классах, хореографические постановки должны состоять из небольшого количества элементов и движений, соединённых в интересных сочетаниях и перестроениях (рисунках) танца. Хореографические этюды и небольшие танцевальные композиции являются теми  простейшими концертными номерами, которые доступны для репетиционной деятельности учащихся младших классов. Не менее важную роль в создании детского танца играет правильный выбор музыкального произведения, которое должно быть образным, с ясной мелодией  и чётким  ритмическим рисунком. Музыка должна являться средством воспитания музыкальной культуры учащихся.

Одним из основополагающих предметов в хореографическом образовании является народно-сценический танец. Его обязательно нужно включать в репертуар по предмету «Подготовка концертных номеров».  В средних классах закладываются основы предмета «Народно-сценический танец».  Разнообразие  изученного материала на этом предмете даёт широкие возможности для балетмейстерской деятельности преподавателя.

Концертные номера старших классов должны отличаться своей многожанровостью. Изучение классического и народно-сценического танца   предполагают подготовку и исполнение концертных номеров на основе всего пройденного материала. Но вместе с тем, подготовка концертных номеров не является самоцелью в хореографическом образовании — это результат длительной учебной работы.

В процессе подготовки концертных номеров должны участвовать все учащиеся класса. Участие каждого в массовом номере, в составе небольшого ансамбля или в сольном репертуаре зависит от уровня его способностей, достигнутых результатов изучения программ специальных предметов. Особо одарённые дети могут участвовать в сольных номерах.

При изучении предмета необходимо активно использовать современные технические средства для  прослушивания музыки, просмотра видеоматериала.

Необходимо приводить примеры из творческой деятельности ведущих мастеров хореографического искусства, знакомить обучающихся с лучшими балетными спектаклями, концертными программами и отдельными  хореографическими номерами  танцевальных  коллективов.

Для более качественного изучения предмета «Подготовка концертных номеров» необходимо посещение концертов профессиональных и любительских музыкальных и хореографических коллективов, выставок, музеев с последующим  их анализом и обсуждением.

Репетиционная работа с учащимися проводится педагогом и концертмейстером.

Огромную роль играет музыкальное оформление урока. Подобранная музыка должна помочь раскрыть характер и стиль каждого танца, подсказать исполнителю его содержание. Педагог должен любить и изучать музыку, уметь раскрыть ее средством хореографии.

Выбирая музыкальное произведение для своей постановки, педагогу необходимо  учитывать следующие качества танцевальной музыки для детей: ясная выразительная  мелодия, четкий ритмический рисунок, яркие гармонии, образность.

Занятия строятся по следующему плану:

Вводное слово педагога

Перед разучиванием нового танца педагог сообщает о нем такие сведения, как история возникновения, характерные особенности музыки и хореографии. Если танец построен на элементах народной пляски, необходимо рассказать о характерных чертах данного народа, при разучивании фрагмента из балета – дается информация о времени его создания, о стиле исполнения, характерном для той эпохи.

Слушание музыки и ее анализ

Педагог предлагает прослушать музыку хореографического номера, определить ее характер, темп, музыкальный размер и т.д.

Разучивание движений и элементов танца, поз и основных рисунков

При разучивании движений с детьми хорошие результаты дает метод, при котором ученики повторяют движения вместе с объяснением и показом педагога, а затем исполняют их самостоятельно. При изучении особенно сложных движений может быть применено временное упрощение. Затем танцевальная лексика постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме. Когда все элементы проучены, необходимо приступать к соединению их в танцевальные комбинации.

Работа над танцевальным образом

Словесное объяснение педагога используется на занятиях и включает в себя основные рабочие и профессиональные термины, точные определения.

Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений. Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.

Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца используется прием выполнения упражнений детьми по очереди с последующим анализом результатов педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), показ элементов движений педагогом или детьми, усвоившими разучиваемое движение.

Все замечания по ходу урока  делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося.

Важной частью урока является танцевальная импровизация. Это  творческая часть урока, роль которой многозначна: развивается фантазия у обучающихся, чувство формы танца,  импровизационность исполнительства. На втором-третьем году обучения ученики  сочиняют  комбинации, которые затем  исполняют  в паре или по одному. Конечно, на пути сочинительства не каждого обучающегося ждет успех. Да и задача этой части урока шире – она, скорее, воспитательная: расширение хореографического кругозора, образного мышления и видения, а также творческой фантазии и актерского мастерства. В сочинительской работе проверяется не только обучающийся, но и педагог – его методические способности, изобретательность, знания, культура, умение индивидуально подойти к каждому ученику. Достичь хорошего качества возможно только при сознательной работе, при постоянном самоконтроле. Учащиеся должны знать, как правильно исполнять каждое движение, а также уметь анализировать возможные ошибки при исполнении. Если обучающиеся приучены к такой вдумчивой и внимательной работе, к самоконтролю, педагогу не приходится много говорить, достаточно коротких корректирующих указаний.

Педагог является создателем хореографического произведения, поэтому он должен обладать широким кругозором, находиться в постоянном творческом поиске. Источником сюжетов для своих сочинений могут быть герои любимых детьми песен, сказок, мультфильмов, игр, событий школьной жизни, палитра народных танцев. Танцы игрового плана прекрасно исполняются и воспринимаются детьми. Именно игровая деятельность, требуя активности и вызывая широкий диапазон переживания, создает особо благоприятные условия для разностороннего развития ребенка. Игровая основа танца увлекает его, завораживает возможностью сказочных превращений в кого угодно, эмоционально интригует.

Наряду с сочинительской деятельностью преподаватель может использовать образцы танцев «по записи», (специальная литература, методические рекомендации,  видеоматериалы). Допускается использование образцов хореографического наследия государственных ансамблей танца.

Важное значение отводится репетиции концертного номера в костюмах на сценической площадке. Здесь проверяется зрительное восприятие пластического образа танца,  соотношение цветовой гаммы при движениях и переходах исполнителей, устанавливается свет.

В расписании деятельности хореографического коллектива самое ответственное место занимают концерты. Концерт – это то, ради чего ведется вся работа. Концертная деятельность дает возможности подвести итоги определенному этапу работы, получить общественную оценку, познать радость творческой деятельности.

 

6.Список литературы:

 

1.Акулова Н.М. Несколько сюжетов для детских хореографических коллективов Барнаул, 1992г.

  1. Виппер Б.Р., Статьи об искусстве, М., 1970.

3.В.А.Власова Танцуют дети  Сыктывкар: Коми кн. изд-во,1992.

5.Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов: Хрестоматия.  СПб, Издательство СПбГУП, 2000

  1. Гольденберг Р. Л. Исполнительское искусство: от футуризма до наших дней. — Сингапур, 2000. — Р. 156-157.2.

2.Коми-пермяцкие танцы. Этнографический ракурс на коми-перм. и русском языках: Научно-популярное издание. – Кудымкар: Коми-пермяцкий этно-культурный центр, 2011. – 248 с.

  1. Кряж В.Н. Гимнастика, ритм, пластика В.Н. Кряж, Э.В. Ветошкина. — Минск; Полымя, 1987. — 87с
  2. Скляр И. Г. Коми народные танцы И. Г. Скляр, П. И. Чисталев. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1990. – 151 с.

13.Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. М., «Искусство», 1996

  1. Челышева Т.В., Ламыкина Л.В. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2004