Содержание:
1.Пояснительная записка ——стр.3
2.Цели и задачи программы —- -стр.5
3.Содержание программы ——стр.6
4.Планируемые результаты ———-стр.18
5.Организационно — педагогические условия реализации программы ——стр.20
6.Список литературы ——стр.23
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная –дополнительная общеразвивающая программа «Основы актерского мастерства» имеет художественную направленность — направлена на ценностную ориентацию воспитанников к миру театрального искусства, владению навыками исполнительской и творческой деятельности.
Данная программа является модифицированной — разработана на основе предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра» утв. Приказ Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 157., в программу вошли материалыс авторской комплексной дополнительной общеразвивающей программы театральной студии «Камертон». Программа адаптирована для работы в МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты педагогами дополнительного образования Гаммершмидт Н.В., Сизовой В.И. для работы в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты.
В программе учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков в области театрального искусства;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы актерского мастерства» ориентирована:
воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области театрального искусства;
выработку у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Актуальность программы по предмету Основы актерского мастерства обусловлена тем, что особенностью программы является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию учащегося средствами интеграции, т.е. воспитанник в течение обучения остается вовлеченным в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой – автора-творца. Это требует от учащегося самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления.
Отличительные особенности и новизна: предмет состоит из разделов: Сценическое движение, сценическая речь, актерское мастерство, постановочная работа, грим. Использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения программы; включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат учащегося.
Адресат программы . Программа Основы актерского мастерства рассчитана на обучение детей среднего и старшего школьного возраста, проявляющих интерес к театральной деятельности.
Объем программы:
При реализации настоящей программы Основы актерского мастерства общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 676 часа;
Виды и формы занятий по программе:
Основной формой учебной работы по программе является мелкогрупповое занятие. В программе предусмотрена индивидуальная работа: подготовка учащихся к конкурсам, публичным выступлениям и проведения консультаций по темам программы, на занятиях по разделу «Постановочная работа» предусматривается проведение занятий с группами переменного состава.
Виды занятий:
Аудиторные практические занятия (мелкогрупповые – от 4 до 10 человек). Индивидуальные занятия и теоретические, тренинги, репетиции, конкурсные события, упражнения. Воспитательные занятия, концерты, творческие отчеты, викторины, коллоквиумы, проекты, контрольные уроки и др.
Срок реализации программы:
Год обучения, возраст | Кол-во часов в неделю | Число занятий в неделю | Всего часов в год | Продолжительность занятий | Наполняемость |
1 класс
10-14 лет |
4 | 2 | 132 | 2 x 40 мин | от 4 до 10 чел. |
2 класс
11-15 лет |
4 | 2 | 136 | 2 x 40 мин | от 4 до 10 чел. |
3 класс
12-16 лет |
6 | 3 | 204 | 2 x 40 мин | от 4 до 10 чел. |
4 класс
13-17 лет |
6 | 3 | 204 | 2 x 40 мин | от 4 до 10 чел. |
Режим занятий
Продолжительность учебных занятий в году: первый год обучения — 33 недели (занятия начинаются со второй учебной недели), со 2 года обучения — 34 недели. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.
Аудиторная учебная нагрузка по программе составляет 1, 2 годы обучения – 4 часа в неделю, 3 и 4 год обучения 6 часов в неделю.
Продолжительность занятия- 40 минут, занятия могут проводиться парами с перерывом.
2.Цели и задачи программы
Цель программы: художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
Задачи программы:
Обучающие:
-приобретение знаний о теоретических понятиях: о сценическом этюде и о его драматургическом построении; о создании сценария этюда и форме его написания; о выразительных средствах сценического действия и их разновидностях, о событии и событийном ряде, о втором плане роли и внутреннем монологе, о сюжете и его структуре, о роли жанра и стиля в драматургии (уметь пользоваться профессиональной лексикой);
-приобретение навыков технике самостоятельной подготовки психофизического аппарата к сценическому действию;
-получение первичного личного опыта в области актерского мастерства: владеть всеми видами сценического внимания, снимать индивидуальные зажимы, видеть, слышать, понимать; владение ассоциативным и образным мышлением, ориентироваться и действовать в сценическом пространстве, отрабатывать правдивость и точность простейших физических действий, выполнять сценическую задачу, оправдать заданную ситуацию, импровизировать, мыслить и действовать на сцене и тд;
-формирование умений к взаимодействию и работе в театральном коллективе, приобретение опыта в творческой коллективной деятельности.
Воспитательные:
-выработать фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности и позитивное отношение к миру, к личности;
-формирование устойчивого интереса к театральному искусству;
-воспитание уважения к существующим системам сценического искусства, через которое происходит практическое усвоение и применение работающих методик актерского мастерства;
-развитие в процессе занятий и работы на сцене: наблюдательности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, ассоциативного и образного мышления, чувство ритма, логического мышления, способности выстраивать событийного ряда, способности анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя;
-развитие в процессе постановочной работы: самодисциплину, умение организовать себя и свое время; чувство ответственности; организаторские способности;
-формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом.
Развивающие:
-приобретение опыта и мастерства сценического искусства.
-развитие личностных и творческих способностей учащегося;
-развитие артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения;
-развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности
-развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми; коммуникативные способности;
-освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия
-Развить художественный вкус.
- Содержание программы
1год обучения
№ | Наименование раздела, темы
|
Общий объем времени
(в часах) |
|||
Всего
часов |
Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | |
2. Актерские тренинги и упражнения | 32 | 6 | 26 | ||
2.1. | Мускульная свобода.
Освобождение мышц |
6 | 1 | 5 | |
2.2. | Развитие актерского внимания | 7 | 1 | 6 | |
2.3. | Фантазия и воображение | 7 | 1 | 6 | |
2.4 | Атмосфера | 4 | 1 | 3 | |
2.5 | Ощущение пространства | 4 | 1 | 3 | |
2.6 | Импровизация | 4 | 1 | 3 | |
3. Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства | 53 | 8 | 45 | ||
3.1. | Сценическое действие | 13 | 2 | 11 | |
3.2. | Предлагаемые обстоятельства | 11 | 1 | 9 | |
3.3. | Темпо-ритм | 9 | 1 | 8 | |
3.4. | Действенная задача.
Этюды на достижение цели |
8 | 2 | 6 | |
3.5. | Оценка факта.
Этюды на событие |
12 | 2 | 10 | |
4. Художественное слово | 13 | 4 | 9 | ||
4.1. | Техника речи. | 5 | 1 | 4 | |
4.2. | Логический анализ текста. | 4 | 2 | 2 | |
4.3. | Культура речевого общения. | 4 | 1 | 3 | |
5. Сценическое движение | 11 | 11 | |||
5.1. | Тренинг пластический | 2 | — | 2 | |
5.2. | Тренинг специальный | 2 | — | 2 | |
5.3. | Сценические падения | 2 | — | 2 | |
6. Индивидуальные занятия | 5 | — | 5 | ||
7.Постановочная работа | 14 | 14 | |||
8. Контрольный урок | 2 | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 132 | 20 | 112 | ||
Главным направлением первого года обучения по программе Основы актерского мастерства является приобщение детей к театральному искусству, что способствует воспитанию у ребенка личностных убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Необходимы посещения театров, музеев, концертов и т.д., что предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания художественного языка и его специфики.
Учащиеся должны не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и проработать, оценить, выразить свое отношение к ней.
Основная задача первого этапа – увлечь детей театральным искусством, привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе.
Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Поэтому на первых занятиях преобладают игровые формы актерского тренинга и упражнений, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, адаптироваться в коллективе, приступить к новым видам деятельности для приобретения навыков сценических действий.
Создание нравственного, дружелюбного климата и радостной, творческой атмосферы, получение детьми удовольствия от занятий являются основными задачами для преподавателя.
Итогом творческой работы группы 1 года обучения являются:
1 полугодие:
выполнение актерского тренинга в присутствии зрителя.
небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера.
2 полугодие: Публичный показ этюдов
этюды на достижение цели, этюды на органическое молчание, «этюды-наблюдения» за животными.
№ | Задачи 1 год обучения | Результат по задачам | Промежуточный контроль |
1. | Образовательные:
— знакомство с терминологией актерского мастерства
— приобретения знании о правилах гигиенического дыхания, понимание необходимости проведения разминок – речевой и физической.
— формирование первичных умений к взаимодействию и работе в театральном коллективе. — получение первичного личного опыта в области актерского мастерства: знания о понятиях сценическое действие, темпо – ритм, действенная задача, оценка фактов. |
— знание некоторых театральных терминов и понятий.
— выполнение комплекса упражнений на снятия зажима, дыхательные упражнения, речевая разминка
— групповая работа на занятиях
— выполнение этюдов на поставленные темы |
— Опрос, наблюдение
— Контрольный урок
— наблюдение на репетициях — открытый творческий зачет
— опрос, наблюдение за работой на занятиях. |
2. | Воспитательные:
— формирование устойчивого интереса к театральному искусству;
— воспитание уважения к существующим системам сценического искусства, через которое происходит практическое усвоение и применение работающих методик актерского мастерства; — развитие в процессе занятий и работы на сцене: наблюдательности, творческой фантазии и воображения;
— развитие в процессе постановочной работы: самодисциплину, умение организовать себя и свое время; чувство ответственности; организаторские способности;
|
— регулярное посещение занятий, проявление активного интереса.
— четкое выполнение заданий, концентрация при выполнении упражнений и тренингов;
— активное участие при выполнении заданий, проявление творческой инициативы;
— проявление само- организованности, ответственности в совместной творческой работе, принятия на себя обязательств и своевременное их выполнение. |
— педагогическое наблюдение;
— педагогическое наблюдение;
— педагогическое наблюдение;
— педагогическое наблюдение;
|
3. | Развивающие:
— иметь представления о сценическом искусстве;
— развитие личностных и творческих способностей учащегося;
— развитие артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения;
— развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности
— Освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия
|
— знание правил поведения на сцене и за кулисами
— выполнение творческих заданий, участие в конкурсах
— выполнение упражнений по сценической речи (техника речи)
— активное участие в творческом процессе, взаимодействие среди учащимися, доброжелательная и вдохновляющая атмосфера в коллективе;
-создание созидательной творческой среды в студии;
|
— Опрос, наблюдение во время публичных выступлений
— итоги конкурса и творческого зачета
— педагогические наблюдения на занятиях
— педагогические наблюдения на занятиях постановочной работе
— педагогические наблюдения
|
2 год обучения
№ | Наименование раздела, темы
|
Общий объем времени
(в часах) |
||
Всего
часов |
теория | практика | ||
1. Актерские тренинги и упражнения. | 24 | 3 | 21 | |
1.1. | Мизансцена | 4 | 1 | 3 |
1.2. | Внутренний монолог.
Второй план |
5 | 1 | 4 |
1.3. | Овладение словесным действием | 5 | 1 | 4 |
1.4. | Сценическое общение.
Коллективная согласованность |
4 | — | 4 |
1.5. | Взаимодействие с партнером. Контакт | 2 | — | 2 |
1.6. | Импровизация с партнером на музыку | 2 | — | 2 |
1.7. | Импровизация с партнером на заданную тему | 2 | — | 2 |
2. Основы исполнительского мастерства. Этюды | 34 | 9 | 29 | |
2.1. | Этюды на столкновение контрастных атмосфер | 4 | 1 | 3 |
2.2. | Этюды — наблюдения | 8 | 1 | 7 |
2.3. | Одиночные этюды на зону молчания | 8 | 1 | 7 |
2.4. | Этюды на рождение слова | 4 | 4 | |
2.5. | Парные этюды на зону молчания | 2 | 1 | 1 |
2.6. | Парные этюда на рождение фразы | 4 | 4 | |
2.7. | Парные этюды на наблюдения | 4 | 1 | 4 |
3. Художественное слово | 16 | 2 | 14 | |
3.1. | Техника речи.
— Дыхательная гимнастика. — Дикционные комплексы. — Развитие полётности голоса. — Скороговорки |
8 | 4 | |
3.2. | Логический анализ текста.
— Логические ударения. Главные слова. Паузы. — Тема. Идея. — Событийный ряд. — Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов, остросюжетного характера |
6 | 2 | 3 |
3.3. | Культура речевого общения.
— Слушаем и отвечаем |
2 | 2 | |
4. Сценическое движение | 13 | 1 | 12 | |
4.1. | Тренинг по сценическому движению | 4 | 4 | |
4.2. | Взаимодействие с партнером | 4 | 4 | |
4.3. | Специальные навыки сценического движения | 5 | 1 | 4 |
5.Индивидуальные занятия | 10 | 10 | ||
6.Постановочная работа | 37 | 37 | ||
7.Контрольный урок | 2 | 2 | ||
Итого: | 136 | 11 | 125 |
Самым важным направлением этого года обучения является достижение естественного и раскованного самочувствия учащихся на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в учениках их природной органики, развитие актёрских данных. Элементы психофизической техники вводятся постепенно от простого к сложному, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволит закрепить учащимся полученные навыки и освоить новый материал. В ходе занятий определяется, какие элементы актерского тренинга учащимися осваиваются легче, а какие вызывают трудности. Исходя из этого, учитывая задачи предстоящего занятия, подбираются те или иные упражнения и тренинги.
Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволит удержать активный темп работы и избежать переутомления учащихся.
Не мене важным направлением на этом этапе обучения является достижение осмысленного существования учащихся на сценической площадке. И в тренингах и в этюдах необходимо добиваться непрерывного мыслительного процесса. Центральной темой этого года обучения является формирование навыков взаимодействия с партнером. Овладение навыками общения, умения менять пристройки, использовать разные тактики по отношению к партнерам, видеть, слышать, понимать, предугадывать дальнейшее действие друг друга. Четко знать действенную задачу – что я хочу получить (добиться, узнать и т.д.) от партнера. Здесь помимо осознания того: «Что делаю я? Что происходит со мной? Чего я хочу?» идет непрерывное внимание к тому: «Что делает он? Что с ним происходит? Чего он добивается?». Использовать все виды сценического воздействия. Вводятся новые понятия — психологического жеста и актерской интонации. Конфликт как основа драматургического построения этюда. Борьба, столкновение интересов — основной двигатель действенного процесса.
В тренингах продолжать использовать импровизационный метод работы. Умение существовать и взаимодействовать на площадке вдвоем, втроем и в группе. Отработать эти навыки различными способами – импровизации на музыкальный материал, на заданную тему, на заданный пластический рисунок и т.д.
Итогом творческой работы группы 2 года обучения
1 полугодие: парные этюды на достижение цели, этюды на органическое молчание,
2 полугодие: «этюды – наблюдения» за людьми, этюды на событие, этюды на рождение слова.
№ | Задачи 2 год обучения | Результат по задачам | Промежуточный контроль |
1. | Образовательные:
— Знакомство с терминологией актерского мастерства
— приобретения навыков проведения разминок – речевой и физической.
— получение первичного личного опыта в области актерского мастерства: достижение цели, этюды на органическое молчание, «этюды – наблюдения».
— Формирование умений к взаимодействию и работе в театральном коллективе, приобретение опыта в творческой коллективной деятельности.
|
— знание некоторых театральных терминов и понятий.
— Выполнение комплекса упражнений: дикционный комплекс, скороговорки тренинг по сценическому движению.
— выполнение этюдов на поставленные темы
— групповая работа на занятиях «Постановочная работа»
|
— устный опрос
— Педагогическое наблюдение
-Контрольный урок
— наблюдение на репетициях — открытый творческий зачет
|
2. | Воспитательные:
— формирование устойчивого интереса к театральному искусству; — Выработать фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности и позитивное отношение к миру, личности
— воспитание уважения к существующим системам сценического искусства, через которое происходит практическое усвоение и применение работающих методик актерского мастерства;
— развитие в процессе занятий и работы на сцене: наблюдательности, творческой фантазии и воображения;
— развитие в процессе постановочной работы: самодисциплину, умение организовать себя и свое время; чувство ответственности; организаторские способности;
|
— регулярное посещение занятий, проявление активного интереса. — уважительное отношение к членам коллектива. Умения слушать и слышать мнение других, самоконтроль и проявление личной ответственности, толерантности — четкое выполнение заданий, концентрация при выполнении упражнений и тренингов;
— активное участие при выполнении заданий, проявление творческой инициативы;
— проявление само- организованности, ответственности в совместной творческой работе, принятия на себя обязательств и своевременное их выполнение. |
— педагогическое наблюдение;
— педагогическое наблюдение;
— педагогическое наблюдение;
— педагогическое наблюдение;
|
3. | Развивающие:
— иметь представления о сценическом искусстве;
— развитие личностных и творческих способностей учащегося;
— развитие артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения;
— развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности
— Освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия |
— знание правил поведения на сцене и за кулисами
— выполнение творческих заданий, участие в конкурсах
— выполнение упражнений по сценической речи (техника речи)
— активное участие в творческом процессе, взаимодействие среди учащимися,
-создание созидательной творческой среды в студии;
|
— Опрос, наблюдение во время публичных выступлений
— итоги конкурса и творческого зачета
— педагогические наблюдения на занятиях
— педагогические наблюдения на занятиях постановочной работе
— педагогические наблюдения
|
3 год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Общий объем времени
(в часах) |
||
Всего | теория | практика | ||
1. Актерские тренинги и упражнения. | 34 | 3 | 31 | |
1.1. | Психологический жест | 4 | 1 | 3 |
1.2. | Конфликт. Приспособления. Тактика | 6 | 1 | 5 |
1.3. | Сценический образ | 4 | 1 | 3 |
1.4. | Характер и характерность | 6 | — | 6 |
1.5. | Пластическая выразительность | 8 | — | 8 |
1.6. | Создание сказочно- фантастического образа | 6 | — | 6 |
2. Основы исполнительского мастерства. Этюды | 30 | 4 | 26 | |
2.1. | Этюды на картину | 6 | — | 6 |
2.2. | Законы построения драматургического произведения | 6 | 3 | 3 |
2.3. | Этюды на сюжет сказки | 6 | 6 | |
2.4. | Этюды – инсценировки басен | 6 | 1 | 5 |
2.5. | Этюды на сюжет небольшого рассказа | 6 | — | 6 |
3. Художественное слово | 22 | 5 | 14 | |
3.1 | Техника речи.
— Дыхательно- артикуляционные комплексы. — Дикционные комплексы — Развитие силы голоса. — Скороговорки |
10 | 1 | 9 |
3.2 | Логический анализ текста.
— Словесное действие. — Объект внимания. — Конфликт. — Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов от первого лица |
8 | 4 | 4 |
3.3. | Культура речевого общения.
— Речевые игры |
4 | 4 | |
4. Сценическое движение | 14 | 2 | 12 | |
4.1. | Сценический бой без оружия | 4 | 4 | |
4.2. | Тема 11. Время, пространство, темпо-ритм | 6 | 1 | 3 |
4.3. | Тема 12. Движение и речь | 4 | 1 | 3 |
5. Основы театрального грима | 10 | 4 | 6 | |
5.1. | «Введение»
— Из истории грима и косметики — Технические средства грима — Гигиена гримирования |
2 | 2 | — |
5.2. | «Техника гримирования»
— Анатомические особенности лица — Техника нанесения грима |
2 | 1 | 1 |
5.3. | Грим с дефектами на коже: рубцы, шрамы, ссадины, синяки | 4 | 1 | 3 |
5.4. | Грим веселого и грустного лица
|
2 | — | 2 |
6.Индивидуальные занятия | 10 | — | 10 | |
7.Постановочная работа | 82 | — | 82 | |
8.Контрольный урок | 2 | 2 | ||
Всего | 204 | 18 | 186 |
На 3 году обучения предполагается работа в разных жанрах и стилях. Ведется активный репетиционный процесс, производится разбор пьес и любого другого драматургического материала, планируемого для постановки (театральных миниатюр, инсценировок и т.д.). Работа над отрывками различными по жанру и стилю драматургии, включающими в себя более сложные события и предлагаемые обстоятельства, в том числе исторического, социального характера. Изучение содержания постановочного материала в его мировоззренческих, исторических, национальных и иных аспектах. Действенный анализ сцен и проработка роли с каждым учащимся. Поиск современной, качественной драматургии, ориентированной на детский и юношеский возраст. Творческое взаимодействие педагога и учащихся в процессе создания спектакля.
Итогом творческой работы группы на третьем году обучения является публичный показ этюдов, инсценировок, отрывков из пьес, учебного спектакля.
1 полугодие – этюды на сюжет сказки, инсценировка басни, этюды на сюжет небольшого рассказа, инсценировка фрагмента из классических произведений.
2 полугодие — показ учебного театрализованного представления (праздника) или отрывков из литературных произведений.
№ | Задачи 3 год обучения | Результат по задачам | Промежуточный контроль |
1. | Образовательные:
— Знакомство с терминологией актерского мастерства
— приобретения навыков технике самостоятельной подготовки психофизического аппарата к сценическому действию.
— получение первичного личного опыта в области актерского мастерства: работа с литературным произведением, выполнение этюдов по литературным произведениям;
— Формирование умений к взаимодействию и работе в театральном коллективе, приобретение опыта в творческой коллективной деятельности.
|
— знание некоторых театральных терминов и понятий.
— Самостоятельное выполнение комплекса упражнений: снятие психологического зажима, тренинги по сценической речи и движению
— Исполнение литературных произведений различного жанра.
— групповая работа на занятиях «Постановочная работа» — участие коллектива в мероприятиях, фестивалях и тд. |
— устный опрос
— Педагогическое наблюдение
-Контрольный урок -участие в конкурсах
— наблюдение на репетициях
— открытый творческий зачет
|
2. | Воспитательные:
— формирование устойчивого интереса к театральному искусству; — Выработать фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности и позитивное отношение к миру, личности
— воспитание уважения к существующим системам сценического искусства, через которое происходит практическое усвоение и применение работающих методик актерского мастерства;
— развитие в процессе занятий и работы на сцене: наблюдательности, творческой фантазии и воображения;
— развитие в процессе постановочной работы: самодисциплину, умение организовать себя и свое время; чувство ответственности; организаторские способности;
|
— регулярное посещение занятий, проявление активного интереса. — уважительное отношение к членам коллектива. Умения слушать и слышать мнение других, самоконтроль и проявление личной ответственности, толерантности — четкое выполнение заданий, концентрация при выполнении упражнений и тренингов;
— активное участие при выполнении заданий, проявление творческой инициативы;
— проявление само- организованности, ответственности в совместной творческой работе, принятия на себя обязательств и своевременное их выполнение. |
— педагогическое наблюдение;
— педагогическое наблюдение;
— педагогическое наблюдение;
— педагогическое наблюдение;
|
3. | Развивающие:
— иметь представления о сценическом искусстве;
— развитие личностных и творческих способностей учащегося;
— развитие артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения;
— развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности
— Освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия |
— знание правил поведения на сцене и за кулисами
— выполнение творческих заданий, участие в конкурсах
— выполнение упражнений по сценической речи (техника речи)
— активное участие в творческом процессе, взаимодействие среди учащимися,
-создание созидательной творческой среды в студии;
|
— Опрос, наблюдение во время публичных выступлений
— итоги конкурса и творческого зачета
— педагогические наблюдения на занятиях
— педагогические наблюдения на занятиях постановочной работе
— педагогические наблюдения
|
4 год обучения
№№ | Наименование раздела, темы | Общий объем времени
(в часах) |
||||
Всего | теория | практика | ||||
1. Актерские тренинги и упражнения. | 12 | 6 | 6 | |||
1.1. | Словесное действие. Подтекст.
Второй план |
6 | 3 | 3 | ||
1.2. | Жанры. Стиль. Стилизация | 6 | 3 | 3 | ||
2. Разбор драматургического материала | 12 | 7 | 5 | |||
2.1. | Сквозное действие. Сверхзадача.
Контрдействие |
6 | 4 | 2 | ||
2.2. | Метод действенного анализа | 6 | 3 | 3 | ||
3. Основы исполнительского мастерства. Этюды | 48 | 6 | 42 | |||
3.1. | Инсценировка небольших фрагментов
из классических литературных произведений. |
12 | 1 | 11 | ||
3.2. | Работа над отрывками из драматургических произведений. | 12 | 1 | 11 | ||
3.3. | Работа над ролью в учебном спектакле. | 24 | 4 | 20 | ||
4. Художественное слово | 66 | 7 | 59 | |||
4.1 | Техника речи.
— Дыхательно- артикуляционные комплексы с движением. — Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом. — Развитие силы голоса. — Скороговорки с сюжетно — ролевым компонентом |
12 | 2 | 10 | ||
4.2 | Логический анализ текста.
— Логика словесного действия и композиционный анализ произведения. — Разбор произведений. Тема. Идея. Сверхзадача. — Исполнение отрывков из сюжетных произведений крупных эпических форм (повесть, роман). |
24 | 3 | 21 | ||
4.3. | Культура речевого общения.
-Этюды «Культура Диалога». |
6 | 6 | |||
4.4. | Сценическая речь
— Исполнение монологов из пьес различных жанров. Характерность. Приспособления. -Внутренний монолог. Второй план. — Объекты сценического внимания |
24 | 2 | 22 | ||
5.Основы театрального грима | 10 | 2 | 8 | |||
5.1. | Грим, как компонент сценического образа | 2 | 2 | — | ||
5.2. | Характерный грим | 2 | — | 2 | ||
Возрастной грим
|
2 | — | 2 | |||
5.3. | Пейзажи | 2 | — | 2 | ||
5.4. | Грим животных | 2 | — | 2 | ||
6.Индивидуальные занятия | 10 | — | 10 | |||
7.Постановочная работа | 44 | — | 44 | |||
8.Контрольный урок | 2 | 2 | ||||
Всего | 204 | 28 | 176 | |||
Итогом творческой работы 4-го года обучения является публичный показ отрывков из пьес и учебного спектакля. В конце этого года проводится экзамен.
1 полугодие – отрывки из драматургических произведений.
2 полугодие экзамен – учебный спектакль.
Планируемый результат
Личностные результаты:
- познавательный интерес к театральной деятельности
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей;
- социализация обучаемых, их готовность и способность к практической деятельности в
интересах устойчивого развития;
Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и
является средством формирования у обучающихся универсальных способностей
(компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах
образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности
(культуры), выходящих за рамки предмета «Искусство сцены».
Метапредметные результаты:
- общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,
дружбы и толерантности;
- организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности,
сохранности оборудования, организации места занятий;
- планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в
процессе ее выполнения;
- самооценка результата собственного труда и умение находить возможности и способы их
улучшения;
- управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
- умение осмысливать учебный материал, формулировать выводы, применять полу-
ченные знания на практике;
- самостоятельно выполнять индивидуальный маршрут;
- выступать на публике;
Универсальными компетенциями учащихся являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
Знания:
— о театре как о виде искусств;
— теоретические основы актёрского мастерства;
— этапы работы над спектаклем;
— законы сценического действия;
— историю и виды грима;
— основные приёмы гримирования;
— теоретические основы сценической речи;
— принципы построения литературной композиции;
— приёмы сценического боя.
Умения:
— воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
— представлять движения в воображении и мыслить образами;
— находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
— самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
— создавать точные и убедительные образы;
— самостоятельно накладывать грим согласно образа;
— выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
— осуществлять сценические падения.
Навыки:
— элементами внутренней и внешней техники актёра;
— приёмы снятия зажимов;
— словесным действием в спектакле;
— сценической пластикой;
— речевым общением;
— приёмами гримирования.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Требования к условиям реализации программы по предмету «Основы актерского мастерства» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.
Материально-техническое обеспечение
учебная аудитория, размером 34-36 кв., соответствующая требованиям санитарных норм
и правил, желательно с ковровым покрытием;
15 стульев
стол
компьютер
звуковая аппаратура (активные колонки, микрофон, стойка)
зеркала
аудио и видеоматериалы
сценическая площадка для репетиции
использование сети Интернет;
грим;
материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;
сценическая площадка.
учащиеся должны иметь спортивную форму; удобную, нескользкую обувь.
Кадровое обеспечение программы
Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 3 года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Нормативно — правовое обеспечение программы
ФЗ -273 «Об образовании в РФ» 2013г.
Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008);
Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств;
Письмо МО и ВШРК № 07-18/94 от 12.08.2003г. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобр. науки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»,
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Письмо Министерства культуры от 13 декабря 2011г. № 101-01-39/06-ГИ;
САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Локальные акты Центра:
Положение о дополнительной общеобразовательной программе — дополнительной общеразвивающей программе;
Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;
Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;
Порядок перевода, выпуска и отчисления учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;
Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Годовой календарный график.
Программно — методическое обеспечение программы
В реализация программы по предмету «Основы актёрского мастерства» используются методологические разработки
Вербовая П.Н, Головина О.М., Урнова В.В. Учебное пособие «Искусство речи»
Гааз Э., .Левицкий А Театр. Сценография или Как мы играем. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2002, — 160 с.: илл.
Ершов П.М. — Технология актерского искусства.doc
Збруева Н. Ритмическое воспитание актера: Методическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2003. – 144 с.: нот.
Панфилов В.В. Учебно-методическое пособие «Игровое действо в драматургии праздника». Панфилов В.В. Методический материал «Режиссура игровых программ»
Сарабьян Э. Пособие «Научитесь так, чтобы Вас услышали. 245 простых упражнений по системе Станиславского».
Сергеева И.С., Гайнуллова Ф.С. Теория игры и игровые технологии
Соловьев В.В. Азбука актера, режиссера и педагога любительского театра,1994
Шубина И.Б. Пособие «Организация досуга и шоу программ»
Попов П Режиссура. О методе.
Формы аттестации/контроля
Достижения результатов обучения проводится в форме творческих зачётов по разделам и выступлениями на публике с последующим обсуждением. Формами проверки также являются: участие обучающихся в ведении концертов, конкурсов, фестивалей.
Контроль за усвоением учебной программы ведется на протяжении всего учебного года. Устанавливаются следующие формы контроля успеваемости учащихся:
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Виды аттестации по предмету «Основы актерского мастерства»:
— Текущий контроль /аттестация/ — проводится с целью контроля за качеством
освоения какого-либо раздела учебного материала, может проводится в форме открытых уроков, творческих отчетов, показов с приглашением зрителей, конкурсах, викторин, опросов, участие в концертах и тд.
— Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года (по решению образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности учащихся может осуществляться и по окончании четверти). Промежуточная аттестация по предмету «Основы актерского мастерства» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:- качества реализации образовательного процесса; — степени теоретической и практической подготовки по текущим разделам учебно-тематического плана;- контроля сформированных у учащихся умений и навыков на
определенном этапе обучения. Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольный урок, зачеты или открытые показы. Промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на программу Основы актерского мастерства.
— Итоговая аттестация /Экзамен/ по предмету проводится в форме театрализованной постановки, учебного спектакля, где учащиеся смогут применить на практике приобретенный комплекс знаний, умений и навыков соответственно году обучения и индивидуальным творческим способностям. Проводится за пределами аудиторных учебных занятий, в форме: учебного спектакля, концертные выступления, показ самостоятельных работ, участие в мероприятиях. В период экзаменационной аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое директором МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты, расписание экзаменов, которое доводится до сведения учащихся и педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала проведения экзаменационной аттестации.
При оценивании успеваемости учащихся в процессе обучения по следующим видам деятельности: — работа на занятиях точное, аккуратное выполнение домашних заданий, а так же самостоятельность и проявление инициативы в творческих заданиях; при прохождении итоговой аттестации — обязательное прохождение всех форм промежуточной аттестации в
течение учебного года; — овладение практическими навыками, теоретическими основами, заложенными в требования рабочей учебной программы.
Критерии оценок
5
(«отлично») |
стремление и трудоспособность ученика, направленные к достижению профессиональных навыков, полная самоотдача на занятиях в классе и сценической площадке, грамотное выполнение домашних заданий, работа над собой |
4
(«хорошо») |
чёткое понимание развития ученика в том или ином направлении, видимый прогресс в достижении поставленных задач, но пока не реализованных в полной мере |
3
(«удовлетворительно») |
ученик недостаточно работает над собой, пропускает занятия, не выполняет домашнюю работу. В результате чего видны значительные недочёты и неточности в работе на сценической площадке |
2 («неудовлетворительно») | случай, связанный либо с отсутствием возможности развития актёрской природы, либо с постоянными пропусками занятий и игнорированием выполнения домашней работы |
«зачет» (без отметки) | промежуточная оценка работы ученика, отражающая, полученные на определённом этапе навыки и умения |
Краткое описание используемых методик и технологий
Методика образовательной деятельности по учебному предмету «Основы актерского мастерства» основана на практических и теоретических наработках лучших российских театральных школ, взявших в основу своей работы систему К.С. Станиславского, теоретические и практические разработки его учеников и последователей (Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова, А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда и др.).
В программе по предмету используются следующие технологии:
— по подходу к ребёнку мы используем личностно-ориентированные технологии.
— по преобладающему методу: Репродуктивные технологии: объяснительно – иллюстративные; технологии проблемного обучения: исследовательский; игровые технологии; технология коллективного творческого воспитания посредствам коллективных
творческих дел
— по организационным формам: групповые технологии, которые предполагают: групповую (одно задание на разные группы); технология дифференцированного обучения; технология коллективного способа обучения
На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Воспитание творческой личности — процесс очень сложный и ответственный, дети имеют различные уровни психофизического развития, у каждого свои пределы и возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому учащемуся поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе.
Метод эмоционального стимулирования — создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.
После каждого занятия необходимо руководствоваться педагогической оценкой, а именно: что занятие дало каждому ребенку в его творческом развитии? Соответствовали ли задачи, поставленные на уроке, с возможностями учащихся? Что получилось, а что удалось с трудом?
Очень аккуратно надо относиться к методу показа педагогом того или иного задания. Некоторые дети привыкают к обязательному показу, ждут его и не решаются проявить свою инициативу. Активность и творческие способности в таком случае не только не развиваются, но иногда даже подавляются. Безусловно, показывать надо. Во-первых, использовать метод режиссерского показа. Исходить не из своего собственного актерского материала, а из материала учащихся. Показывать не то, как вы бы сами сыграли, а то, как следует сыграть конкретному ребенку. Еще существует метод, так называемого «Играющего тренера», т.е. педагог является непосредственным участником тренингов и упражнений, это позволяет как бы «изнутри» контролировать точность исполнения заданий, помогает не допускать приблизительности, поверхностного освоения материала.
Использование метода беседы позволяет выбрать правильную тактику в работе с каждым ребенком. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать, мыслить в определенной логической последовательности. Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы — побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, действенному анализу, к точному личностному разбору этюда или отрывка, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, ощущений и т.д. При проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся учатся формулировать свои мысли, понимать и познавать свои эмоциональные ощущения.
Метод сравнения эффективен, о нем говорил ещё Гельвеций: «Всякое сравнение предметов между собой, — писал он, — предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие — побуждение, заставляющее сделать это». Этот метод помогает педагогу и учащимся отслеживать рабочий процесс. «У тебя сегодня получилось хуже (лучше), чем вчера, потому, что…..» или «Эти предлагаемые обстоятельства выбраны более точно, чем в прошлый раз потому, что…».
В активном восприятии учащимися процесса обучения весьма существенное значение имеет умение преподавателя придавать своему объяснению увлекательный характер, делать его живым и интересным, использовать множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся. Необходимо соблюдать определенную педагогическую логику, определенную последовательность учебного и воспитательного процесса, в котором постепенно формируются умения и навыки актерского искусства.
Основным методом формирования качества исполнительского мастерства является метод актерского тренинга, упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в выполнении того или иного задания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Следовательно — «…необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры» — К.С. Станиславский. Начинать тренинг следует с формирования готовности у учащихся восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения.
Важнейшие принципы, применяемые на занятиях по основам актерского мастерства, это:
— контрастность в подборе упражнений;
— прием усложнения заданий;
— комплексность задач на уроке и в каждом упражнении;
— выполнение упражнений и этюдов по словесному заданию педагога.
Работа над отрывками и учебным спектаклем через творческое взаимодействие учащегося и педагога, этюдный метод репетиционной работы, как и метод действенного анализа произведения, позволят педагогу максимально раскрыть индивидуальность учащегося.
Обязательным фактором в обучении детей, а по данному предмету особенно, является дисциплина. Необходимо воспитывать у учащихся чувство ответственности и способность доводить начатое дело до логического итога вопреки перемене своих интересов или влиянию внешних факторов.
Метод исследовательской деятельности выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе, создаёт возможность поиска различных способов выполнения поставленных задач, новых художественных средств воплощения сценического образа. Необходимо стремление педагога предлагать такие задания, которые включали бы детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск для развития креативного мышления.
Для быстрого включения учащегося в творческий процесс подходит метод создания проблемных ситуаций — представление материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Это очень сближает коллектив, выявляет характер и личностные качества учащихся.
В методическую работу педагога также входит посещение с учениками учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев, филармоний и др.), просмотр видеозаписей спектаклей, мастер-классов известных актеров и режиссеров. Воспитание зрительской культуры формирует устойчивый интерес к театру, как к виду искусства.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся: самостоятельная работа учащихся заключается в посещении театров и других учреждений культуры, выполнении домашних заданий, сочинении этюдов, работе над индивидуальными заданиями и самостоятельными отрывками, работе над ролью, работе над совершенствованием и закреплением профессиональных навыков.
Сцена – это самый сильный педагог, а зритель — самый строгий экзаменатор. Максимальное участие в творческих мероприятиях, тематических концертах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения, позволит учащимся на практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского мастерства.
6.Список литературы
Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. — Москва АСТ, 2010. — Альшиц Ю. Л. Тренинг forever! / Ю. Л. Альшиц. — Москва: РАТИ-ГИТИС, 2009
Венецианова М. А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М. А. Венецианова. — Москва: АСТ, 2010. — (Золотой фонд актерского мастерства).
Владимиров С.В. Действие в драме. — 2 изд.,доп. — Санкт-Петербург: Изд- во СПб, 2007
Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. — Москва АСТ, 2010. Жабровец М. В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие / — Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б. Е. Захава. — 5-е изд. — Москва: РАТИ-ГИТИС, 2008
Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ — ГИТИС, 2008
Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. — Москва: АСТ, 2009. — (Золотой фонд актерского мастерства)
Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. — Москва: ГИТИС, 2005
Кнебель М. О. Слово в творчестве актера / М. О. Кнебель. — Москва: РАТИ-ГИТИС, 2009
Кокорин А. Вам привет от Станиславского: учебное пособие / А. Кокорин. — 2002
Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / О. Лоза. — Москва: АСТ, 2009. — (Золотой фонд актерского мастерства)
Новарина, Валер. Жертвующий актер / пер. с фр. Екатерины Дмитриевой // Новое литературное обозрение. — 2005. — № 73. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/no31 -pr.html
Павис П. Словарь театра / П. Павис; пер. с фр. ; под ред. Л. Баженовой. — Москва: ГИТИС, 2003
Полищук Вера. Актерский тренинг. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд / Райан П. Актерский тренинг искусства быть смешным и мастерства импровизации / П. Райан; пер. с англ. — Москва: АСТ, 2010. — (Золотой фонд актерского мастерства)
Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос / Эльвира Сарабьян. — Москва: АСТ, 2010. — (Золотой фонд актерского мастерства)
Создание актерского образа: теоретические основы / сост. и отв. ред. Н. А. Зверева Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ-ГИТИС, 2008
46.Чехов. М. А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М. А. Чехов. — Москва: АСТ, 2009. — (Золотой фонд актерского мастерства)
Список рекомендуемых Интернет-ресурсов
Актерское мастерство. — Режим доступа: http://acterprofi.ru.
Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». — Режим доступа:
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino. Античный театр. — Режим доступа : http://anti4teatr.ucoz.ru.
Каталог: Театр и театральное искусство. — Режим доступа: http://www.art- world-theatre.ru. Энциклопедия : Музыка. Театр. Кино. — Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm
Театральная Энциклопедия. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
Планета театра: [новости театральной жизни России]. — Режим доступа: http ://www.theatreplanet.ru/ articles
Средневековый театр Западной Европы. — Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm
Средневековый театр. — Режим доступа: http://art. 1 september.ru/index.php?year=2008&num=06
Западноевропейский театр. — Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru
Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. — Режим доступа : http://biblioteka.teatr-obraz.ru
Театральная энциклопедия. — Режим доступа : http://www.theatre-enc.ru.
История: Кино. Театр. — Режим доступа : http://kinohistory.com/index.php
Театры мира. — Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat
Театры народов мира. — Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/
Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. — Режим доступа http://biblioteka.teatr-obraz.ru