Основы актерского мастерства

Содержание:

 

1.Пояснительная записка ——стр.3

2.Цели и задачи программы —- -стр.5

3.Содержание программы ——стр.6

4.Планируемые результаты ———-стр.18

5.Организационно — педагогические условия реализации программы ——стр.20

6.Список литературы ——стр.23

 

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная –дополнительная общеразвивающая  программа «Основы актерского мастерства» имеет художественную направленность — направлена на ценностную ориентацию воспитанников к миру театрального искусства, владению навыками исполнительской  и творческой деятельности.

Данная программа является модифицированной — разработана на основе предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра» утв. Приказ Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 157., в программу вошли материалыс авторской комплексной дополнительной общеразвивающей программы театральной студии «Камертон». Программа адаптирована для работы в МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты педагогами дополнительного образования Гаммершмидт Н.В., Сизовой В.И. для работы в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты.

В программе учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

приобретение детьми знаний, умений и навыков в области театрального искусства;

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  «Основы актерского мастерства» ориентирована:

воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области театрального искусства;

выработку у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

           Актуальность программы по предмету Основы актерского мастерства обусловлена тем, что  особенностью программы является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию учащегося средствами интеграции, т.е. воспитанник в течение   обучения остается вовлеченным в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой – автора-творца. Это требует от учащегося самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления.

Отличительные особенности и новизна: предмет состоит из разделов: Сценическое движение, сценическая речь, актерское мастерство, постановочная работа, грим.  Использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения программы; включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат учащегося.

Адресат программы . Программа Основы актерского мастерства рассчитана на обучение детей среднего и старшего школьного возраста, проявляющих интерес к театральной деятельности.

Объем программы:

При реализации настоящей программы Основы актерского мастерства  общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет  676 часа;

Виды и формы занятий  по программе:

Основной формой учебной работы  по программе является мелкогрупповое  занятие. В программе предусмотрена индивидуальная работа: подготовка учащихся к конкурсам,  публичным выступлениям и проведения консультаций по темам программы, на занятиях по разделу «Постановочная работа» предусматривается проведение занятий с группами переменного состава.

Виды занятий:

Аудиторные  практические   занятия (мелкогрупповые – от 4 до 10 человек). Индивидуальные занятия и  теоретические, тренинги, репетиции, конкурсные события, упражнения. Воспитательные занятия, концерты, творческие отчеты, викторины, коллоквиумы, проекты,   контрольные уроки и др.

Срок реализации программы:

 

Год обучения, возраст Кол-во часов в неделю Число занятий в неделю Всего часов в год Продолжительность занятий Наполняемость
1 класс

10-14 лет

4 2 132 2 x 40 мин от 4 до 10 чел.
2 класс

11-15 лет

4 2 136 2 x 40 мин  от 4 до 10 чел.
3 класс

12-16 лет

6 3 204 2 x 40 мин от 4 до 10 чел.
4 класс

13-17 лет

6 3 204 2 x 40 мин от 4 до 10 чел.

 

Режим занятий

 

Продолжительность учебных занятий в году: первый год обучения —  33 недели (занятия начинаются со второй учебной недели), со 2 года обучения — 34 недели. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.

Аудиторная учебная нагрузка по программе  составляет 1, 2 годы обучения – 4 часа в неделю, 3 и 4 год обучения 6 часов в неделю.

Продолжительность занятия- 40 минут, занятия могут проводиться парами с перерывом.

 

2.Цели и задачи программы

Цель программы: художественно-эстетическое развитие личности учащегося  на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

Задачи программы:

  Обучающие: 

-приобретение знаний о теоретических понятиях: о  сценическом этюде и о его драматургическом построении; о создании сценария этюда и форме его написания;  о выразительных средствах сценического действия и их разновидностях, о событии и событийном ряде,  о втором плане роли и внутреннем монологе, о сюжете и его структуре, о роли жанра и стиля в драматургии (уметь пользоваться профессиональной лексикой);

-приобретение навыков  технике самостоятельной подготовки психофизического аппарата к сценическому действию;

-получение первичного личного опыта в области актерского мастерства: владеть всеми видами сценического внимания, снимать индивидуальные зажимы, видеть, слышать, понимать; владение ассоциативным и образным мышлением, ориентироваться и действовать в сценическом пространстве,  отрабатывать правдивость и точность простейших физических действий, выполнять сценическую задачу,  оправдать заданную ситуацию, импровизировать, мыслить и действовать на сцене и тд;

-формирование умений  к взаимодействию  и работе в театральном коллективе, приобретение опыта в творческой коллективной деятельности.

 

Воспитательные:

-выработать  фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности и  позитивное отношение  к миру, к личности;

-формирование устойчивого интереса к театральному искусству;

-воспитание уважения к существующим системам сценического искусства, через которое происходит практическое усвоение и применение работающих методик актерского мастерства;

-развитие  в процессе занятий и работы на сцене: наблюдательности, творческой фантазии и воображения,  внимания и памяти,  ассоциативного и образного мышления, чувство ритма,  логического мышления,  способности выстраивать событийного ряда,  способности анализировать предлагаемый     материал   и формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя;

-развитие в процессе постановочной работы: самодисциплину, умение организовать себя и свое время;  чувство ответственности; организаторские способности;

-формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом.

 

Развивающие:

-приобретение опыта и мастерства сценического искусства.

-развитие личностных и творческих способностей учащегося;

-развитие артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения;

-развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности

-развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми; коммуникативные способности;

-освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия

-Развить художественный вкус.

 

  1. Содержание программы

 

1год обучения

Наименование раздела, темы

 

Общий объем времени

(в часах)

Всего

часов

Теория Практика
1. Вводное занятие. 2 1 1
2. Актерские тренинги и упражнения 32 6 26
2.1. Мускульная свобода.

Освобождение мышц

6 1 5
2.2. Развитие актерского внимания 7 1 6
2.3. Фантазия и воображение 7 1 6
2.4 Атмосфера 4 1 3
2.5 Ощущение пространства 4 1 3
2.6 Импровизация 4 1 3
3. Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства 53 8 45
3.1. Сценическое действие 13 2 11
3.2. Предлагаемые обстоятельства 11 1 9
3.3. Темпо-ритм 9 1 8
3.4. Действенная задача.

Этюды на достижение цели

8 2 6
3.5. Оценка факта.

Этюды на событие

12 2 10
4. Художественное слово 13 4 9
4.1. Техника речи. 5 1 4
4.2. Логический анализ текста. 4 2 2
4.3. Культура речевого общения. 4 1 3
5. Сценическое движение 11   11
5.1. Тренинг пластический 2 2
5.2. Тренинг специальный 2 2
5.3. Сценические падения 2 2
6. Индивидуальные занятия 5 5
7.Постановочная работа 14   14
8. Контрольный урок 2 1 1
ИТОГО 132 20 112

 

 

Главным направлением первого года обучения по программе Основы актерского мастерства  является приобщение  детей к театральному искусству, что  способствует воспитанию у ребенка личностных убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Необходимы посещения театров, музеев, концертов и т.д., что предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания художественного языка и его специфики.

Учащиеся должны не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и проработать, оценить, выразить свое отношение к ней.

Основная задача первого этапа – увлечь детей театральным искусством, привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе.

Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Поэтому на первых занятиях преобладают игровые формы актерского тренинга и упражнений, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, адаптироваться в коллективе, приступить к новым видам деятельности для  приобретения навыков сценических действий.

Создание нравственного, дружелюбного климата и радостной, творческой  атмосферы, получение детьми удовольствия от занятий являются основными задачами для преподавателя.

Итогом творческой работы группы 1 года обучения являются:

1 полугодие:

выполнение актерского тренинга в присутствии зрителя.

небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера.

2 полугодие:  Публичный показ этюдов

этюды на достижение цели, этюды на органическое молчание, «этюды-наблюдения» за животными.

 

Задачи 1 год обучения Результат по задачам Промежуточный контроль
1. Образовательные:

 

—  знакомство с терминологией актерского мастерства

 

—  приобретения знании о правилах гигиенического дыхания, понимание необходимости проведения разминок – речевой и физической.

 

— формирование первичных умений  к взаимодействию  и работе в театральном коллективе.

— получение первичного личного опыта в области актерского мастерства: знания о понятиях сценическое действие, темпо – ритм, действенная задача, оценка фактов.

 

 

— знание некоторых театральных терминов и понятий.

 

— выполнение комплекса упражнений на снятия зажима, дыхательные упражнения, речевая разминка

 

 

— групповая работа на занятиях

 

 

 

 

 

— выполнение этюдов на поставленные темы

 

 

— Опрос, наблюдение

 

 

 

— Контрольный урок

 

 

 

 

 

 

— наблюдение на репетициях

— открытый творческий зачет

 

 

 

— опрос, наблюдение за работой на занятиях.

2. Воспитательные:

— формирование устойчивого интереса к театральному искусству;

 

— воспитание уважения к существующим системам сценического искусства, через которое происходит практическое усвоение и применение работающих методик актерского мастерства;

— развитие  в процессе занятий и работы на сцене: наблюдательности, творческой фантазии и воображения;

 

— развитие в процессе постановочной работы: самодисциплину, умение организовать себя и свое время;  чувство ответственности; организаторские способности;

 

 

— регулярное посещение занятий, проявление активного интереса.

 

 

— четкое выполнение заданий, концентрация при выполнении упражнений и тренингов;

 

— активное участие при выполнении заданий, проявление творческой инициативы;

 

 

— проявление само- организованности, ответственности в совместной творческой работе, принятия на себя обязательств и своевременное их выполнение.

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

 

3. Развивающие:

— иметь представления о  сценическом искусстве;

 

— развитие личностных и творческих способностей учащегося;

 

— развитие артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения;

 

— развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности

 

 

 

 

— Освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия

 

 

— знание правил поведения на сцене и за кулисами

 

— выполнение творческих заданий, участие в конкурсах

 

— выполнение упражнений по сценической речи (техника речи)

 

— активное участие в творческом процессе, взаимодействие среди учащимися, доброжелательная и вдохновляющая атмосфера в коллективе;

 

-создание созидательной творческой среды в студии;

 

— Опрос, наблюдение во время публичных выступлений

 

— итоги конкурса и творческого зачета

 

 

— педагогические наблюдения

на занятиях

 

— педагогические наблюдения

на занятиях постановочной работе

 

 

— педагогические наблюдения

 

 

2 год обучения

 

 

 

Наименование раздела, темы

 

Общий объем времени

(в часах)

Всего

часов

теория практика
1.      Актерские тренинги и упражнения. 24 3 21
1.1. Мизансцена 4 1 3
1.2. Внутренний монолог.

Второй план

5 1 4
1.3. Овладение словесным действием 5 1 4
1.4. Сценическое общение.

Коллективная согласованность

4 4
1.5. Взаимодействие с партнером.  Контакт 2 2
1.6. Импровизация с партнером  на музыку 2 2
1.7. Импровизация с партнером на заданную тему 2 2
2.      Основы исполнительского мастерства. Этюды 34 9 29
2.1. Этюды на столкновение контрастных атмосфер 4 1 3
2.2. Этюды — наблюдения 8 1 7
2.3. Одиночные этюды на зону молчания 8 1 7
2.4. Этюды на рождение слова 4   4
2.5. Парные этюды на зону молчания 2 1 1
2.6. Парные этюда на рождение фразы 4   4
2.7. Парные этюды на наблюдения 4 1 4
3. Художественное слово 16 2 14
3.1. Техника речи.

— Дыхательная гимнастика.

— Дикционные комплексы.

— Развитие полётности  голоса.

— Скороговорки

8   4
3.2. Логический анализ текста.

— Логические ударения. Главные слова. Паузы.

— Тема. Идея.

— Событийный ряд.

— Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов, остросюжетного   характера

6 2 3
3.3. Культура речевого общения.

— Слушаем и отвечаем

2   2
4. Сценическое движение 13 1 12
4.1. Тренинг по сценическому движению 4   4
4.2. Взаимодействие с партнером 4   4
4.3. Специальные навыки сценического движения 5 1 4
5.Индивидуальные занятия 10   10
6.Постановочная работа 37   37
7.Контрольный урок 2   2
Итого: 136 11 125

 

Самым важным направлением этого года обучения является достижение естественного и раскованного самочувствия учащихся на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в учениках их природной органики, развитие актёрских данных. Элементы психофизической техники вводятся постепенно от простого к сложному, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволит закрепить учащимся полученные навыки и  освоить новый материал. В ходе занятий определяется, какие элементы актерского тренинга учащимися осваиваются легче, а какие вызывают трудности. Исходя из этого, учитывая задачи предстоящего занятия, подбираются те или иные упражнения и тренинги.

Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволит удержать активный темп работы и избежать переутомления учащихся.

Не мене важным направлением на этом этапе обучения является достижение осмысленного существования учащихся  на сценической площадке. И в тренингах и в этюдах необходимо добиваться непрерывного мыслительного процесса. Центральной темой этого года обучения является формирование навыков взаимодействия с партнером. Овладение навыками общения, умения менять пристройки, использовать разные тактики по отношению к партнерам, видеть, слышать, понимать, предугадывать дальнейшее действие друг друга. Четко знать действенную задачу – что я хочу получить (добиться, узнать и т.д.) от партнера. Здесь помимо осознания того: «Что делаю я? Что происходит со мной? Чего я хочу?» идет непрерывное внимание к тому: «Что делает он? Что с ним происходит? Чего он добивается?». Использовать все виды сценического воздействия. Вводятся новые понятия —  психологического жеста и актерской интонации. Конфликт как  основа драматургического построения этюда. Борьба, столкновение интересов — основной двигатель действенного процесса.

В тренингах продолжать использовать импровизационный метод работы. Умение существовать и взаимодействовать на площадке вдвоем, втроем и в группе. Отработать эти навыки различными способами – импровизации на музыкальный материал, на заданную тему, на заданный пластический рисунок и т.д.

Итогом творческой работы группы 2 года обучения

1 полугодие: парные этюды на достижение цели, этюды на органическое молчание,

2 полугодие: «этюды – наблюдения» за людьми, этюды на событие, этюды на рождение слова.

 

 

 

Задачи 2 год обучения Результат по задачам Промежуточный контроль
1. Образовательные:

—  Знакомство с терминологией актерского мастерства

 

 

—  приобретения навыков проведения разминок – речевой и физической.

 

 

 

— получение первичного личного опыта в области актерского мастерства: достижение цели, этюды на органическое молчание, «этюды – наблюдения».

 

— Формирование  умений  к взаимодействию  и работе в театральном коллективе, приобретение опыта в творческой коллективной деятельности.

 

 

— знание некоторых театральных терминов и понятий.

 

— Выполнение комплекса упражнений: дикционный комплекс, скороговорки тренинг по сценическому движению.

 

— выполнение этюдов на поставленные темы

 

 

 

 

 

— групповая работа на занятиях «Постановочная работа»

 

 

— устный опрос

 

 

 

— Педагогическое наблюдение

 

 

 

 

-Контрольный урок

 

 

 

 

 

 

— наблюдение на репетициях

— открытый творческий зачет

 

2. Воспитательные:

— формирование устойчивого интереса к театральному искусству;

—   Выработать фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности и позитивное отношение к миру, личности

 

 

— воспитание уважения к существующим системам сценического искусства, через которое происходит практическое усвоение и применение работающих методик актерского мастерства;

 

— развитие  в процессе занятий и работы на сцене: наблюдательности, творческой фантазии и воображения;

 

— развитие в процессе постановочной работы: самодисциплину, умение организовать себя и свое время;  чувство ответственности; организаторские способности;

 

 

— регулярное посещение занятий, проявление активного интереса.

— уважительное отношение к членам коллектива. Умения слушать и слышать мнение других, самоконтроль и проявление личной ответственности,  толерантности

— четкое выполнение заданий, концентрация при выполнении упражнений и тренингов;

 

 

 

— активное участие при выполнении заданий, проявление творческой инициативы;

 

 

— проявление само- организованности, ответственности в совместной творческой работе, принятия на себя обязательств и своевременное их выполнение.

 

— педагогическое наблюдение;

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

 

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

 

3. Развивающие:

— иметь представления о  сценическом искусстве;

 

— развитие личностных и творческих способностей учащегося;

 

— развитие артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения;

 

— развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности

 

 

 

— Освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия

 

— знание правил поведения на сцене и за кулисами

 

— выполнение творческих заданий, участие в конкурсах

 

— выполнение упражнений по сценической речи (техника речи)

 

— активное участие в творческом процессе, взаимодействие среди учащимися,

 

 

-создание созидательной творческой среды в студии;

 

— Опрос, наблюдение во время публичных выступлений

 

— итоги конкурса и творческого зачета

 

 

— педагогические наблюдения

на занятиях

 

— педагогические наблюдения

на занятиях постановочной работе

 

— педагогические наблюдения

 

 

3 год обучения

Наименование раздела, темы Общий объем времени

(в часах)

Всего теория практика
1.      Актерские тренинги и упражнения. 34 3 31
1.1. Психологический жест 4 1 3
1.2. Конфликт. Приспособления. Тактика 6 1 5
1.3. Сценический образ 4 1 3
1.4. Характер и характерность 6 6
1.5. Пластическая выразительность 8 8
1.6. Создание сказочно- фантастического образа 6 6
2.      Основы исполнительского мастерства. Этюды 30 4 26
2.1. Этюды на картину 6 6
2.2. Законы построения драматургического произведения 6 3 3
2.3. Этюды на сюжет сказки 6   6
2.4. Этюды – инсценировки басен 6 1 5
2.5. Этюды на сюжет небольшого рассказа 6 6
3.      Художественное слово 22 5 14
3.1 Техника речи.

— Дыхательно- артикуляционные комплексы.

— Дикционные комплексы

— Развитие силы голоса.

— Скороговорки

10 1 9
3.2 Логический анализ текста.

— Словесное действие.

— Объект внимания.

— Конфликт.

— Разбор  произведений.  Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов от первого лица

8 4 4
3.3. Культура речевого общения.

Речевые игры

4   4
4.      Сценическое движение 14 2 12
4.1. Сценический бой без оружия 4   4
4.2. Тема 11. Время, пространство, темпо-ритм 6 1 3
4.3. Тема 12. Движение и речь 4 1 3
5.      Основы театрального грима 10 4 6
5.1. «Введение»

— Из истории грима и косметики

— Технические средства грима

— Гигиена гримирования

2 2
5.2. «Техника гримирования»

— Анатомические особенности лица

— Техника нанесения грима

2 1 1
5.3. Грим с дефектами на коже: рубцы, шрамы, ссадины, синяки 4 1 3
5.4. Грим веселого и грустного лица

 

2 2
6.Индивидуальные занятия 10 10
7.Постановочная работа 82 82
8.Контрольный урок 2   2
Всего 204 18 186

 

На 3 году обучения  предполагается работа в разных жанрах и стилях. Ведется активный репетиционный процесс, производится разбор пьес и любого другого драматургического материала, планируемого для постановки (театральных миниатюр, инсценировок и т.д.). Работа над отрывками  различными по жанру и стилю драматургии, включающими в себя  более сложные  события и предлагаемые обстоятельства, в том числе исторического, социального характера. Изучение содержания постановочного материала в его мировоззренческих, исторических, национальных и иных аспектах. Действенный анализ сцен и проработка роли с каждым учащимся. Поиск современной, качественной драматургии, ориентированной на детский и юношеский возраст. Творческое взаимодействие педагога и учащихся в процессе создания спектакля.

Итогом творческой работы группы на третьем году обучения является публичный показ этюдов, инсценировок, отрывков из пьес, учебного спектакля.

1 полугодие – этюды на сюжет сказки, инсценировка басни, этюды на сюжет небольшого рассказа, инсценировка фрагмента из классических произведений.

2 полугодие —   показ учебного  театрализованного представления (праздника) или отрывков из литературных произведений.

 

Задачи 3 год обучения Результат по задачам Промежуточный контроль
1. Образовательные:

—  Знакомство с терминологией актерского мастерства

 

 

—  приобретения навыков технике самостоятельной подготовки психофизического аппарата к сценическому действию.

 

 

— получение первичного личного опыта в области актерского мастерства: работа с литературным произведением, выполнение этюдов по литературным произведениям;

 

— Формирование  умений  к взаимодействию  и работе в театральном коллективе, приобретение опыта в творческой коллективной деятельности.

 

 

— знание некоторых театральных терминов и понятий.

 

— Самостоятельное выполнение комплекса упражнений: снятие психологического зажима, тренинги по сценической речи и движению

 

— Исполнение литературных произведений различного жанра.

 

 

 

 

— групповая работа на занятиях «Постановочная работа»

— участие коллектива в мероприятиях, фестивалях и тд.

 

— устный опрос

 

 

 

— Педагогическое наблюдение

 

 

 

 

 

-Контрольный урок

-участие в конкурсах

 

 

 

 

 

 

— наблюдение на репетициях

 

— открытый творческий зачет

 

2. Воспитательные:

— формирование устойчивого интереса к театральному искусству;

—   Выработать фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности и позитивное отношение к миру, личности

 

 

— воспитание уважения к существующим системам сценического искусства, через которое происходит практическое усвоение и применение работающих методик актерского мастерства;

 

— развитие  в процессе занятий и работы на сцене: наблюдательности, творческой фантазии и воображения;

 

— развитие в процессе постановочной работы: самодисциплину, умение организовать себя и свое время;  чувство ответственности; организаторские способности;

 

 

— регулярное посещение занятий, проявление активного интереса.

— уважительное отношение к членам коллектива. Умения слушать и слышать мнение других, самоконтроль и проявление личной ответственности,  толерантности

— четкое выполнение заданий, концентрация при выполнении упражнений и тренингов;

 

 

 

— активное участие при выполнении заданий, проявление творческой инициативы;

 

 

— проявление само- организованности, ответственности в совместной творческой работе, принятия на себя обязательств и своевременное их выполнение.

 

— педагогическое наблюдение;

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

 

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

 

— педагогическое наблюдение;

 

 

 

 

 

3. Развивающие:

— иметь представления о  сценическом искусстве;

 

— развитие личностных и творческих способностей учащегося;

 

— развитие артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения;

 

— развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности

 

 

 

— Освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия

 

— знание правил поведения на сцене и за кулисами

 

— выполнение творческих заданий, участие в конкурсах

 

— выполнение упражнений по сценической речи (техника речи)

 

— активное участие в творческом процессе, взаимодействие среди учащимися,

 

 

-создание созидательной творческой среды в студии;

 

— Опрос, наблюдение во время публичных выступлений

 

— итоги конкурса и творческого зачета

 

 

— педагогические наблюдения

на занятиях

 

— педагогические наблюдения

на занятиях постановочной работе

 

— педагогические наблюдения

 

 

4 год обучения

№№ Наименование раздела, темы Общий объем времени

(в часах)

Всего теория практика
1. Актерские тренинги и упражнения. 12 6 6
1.1. Словесное действие. Подтекст.

Второй план

6 3 3
1.2. Жанры. Стиль. Стилизация 6 3 3
2. Разбор драматургического материала 12 7 5
2.1. Сквозное действие. Сверхзадача.

Контрдействие

6 4 2
2.2. Метод действенного анализа 6 3 3
3. Основы исполнительского мастерства. Этюды 48 6 42
3.1. Инсценировка небольших фрагментов

из классических литературных произведений.

12 1 11
3.2. Работа над отрывками из драматургических произведений. 12 1 11
3.3. Работа над ролью в учебном спектакле. 24 4 20
4. Художественное слово 66 7 59
4.1 Техника речи.

— Дыхательно- артикуляционные комплексы с движением.

— Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом.

— Развитие силы голоса.

— Скороговорки с сюжетно —  ролевым компонентом

12 2 10
4.2 Логический анализ текста.

— Логика словесного действия и композиционный анализ произведения.

— Разбор произведений. Тема. Идея. Сверхзадача.

— Исполнение отрывков из сюжетных произведений крупных эпических форм (повесть, роман).

24 3 21
4.3. Культура речевого общения.

-Этюды  «Культура Диалога».

6   6
4.4. Сценическая  речь  

— Исполнение монологов  из пьес различных  жанров. Характерность. Приспособления.

-Внутренний монолог. Второй план.

— Объекты сценического внимания

24 2 22
5.Основы театрального грима 10 2 8
5.1. Грим, как компонент сценического образа 2 2
5.2. Характерный грим 2 2
  Возрастной грим

 

2 2
5.3. Пейзажи 2 2
5.4. Грим животных 2 2
6.Индивидуальные занятия 10 10
7.Постановочная работа 44 44
8.Контрольный урок 2   2
Всего 204 28 176

 

Итогом творческой работы  4-го года обучения является публичный показ отрывков из пьес и  учебного спектакля. В конце этого года проводится экзамен.

1 полугодие – отрывки из драматургических произведений.

2 полугодие  экзамен – учебный спектакль.

 

 

 

 

 

Планируемый результат

 

Личностные результаты:

 

  • познавательный интерес к театральной деятельности
  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в

различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении

поставленных целей;

  • социализация обучаемых, их готовность и способность к практической деятельности в

интересах устойчивого развития;

Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и

является средством формирования у обучающихся универсальных способностей

(компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах

образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности

(культуры), выходящих за рамки предмета «Искусство сцены».

 

Метапредметные результаты:

  • общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,

дружбы и толерантности;

  • организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности,

сохранности оборудования, организации места занятий;

  • планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в

процессе ее выполнения;

  • самооценка результата собственного труда и умение находить возможности и способы их

улучшения;

  • управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
  • умение осмысливать учебный материал, формулировать выводы, применять полу-

ченные знания на практике;

  • самостоятельно выполнять индивидуальный маршрут;
  • выступать на публике;

Универсальными компетенциями учащихся являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства

для достижения её цели;

  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со

сверстниками в достижении общих целей;

  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе

общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

 

Предметные результаты:

Знания:

— о театре как о виде искусств;

— теоретические основы актёрского мастерства;

— этапы работы над спектаклем;

— законы сценического действия;

— историю и виды грима;

— основные приёмы гримирования;

— теоретические основы сценической речи;

— принципы построения литературной композиции;

— приёмы сценического боя.

Умения:

— воспроизводить свои действия в заданной ситуации;

— представлять движения в воображении и мыслить образами;

— находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;

— самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;

— создавать точные и убедительные образы;

— самостоятельно накладывать грим согласно образа;

— выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;

— осуществлять сценические падения.

Навыки:

— элементами внутренней и внешней техники актёра;

— приёмы снятия зажимов;

— словесным действием в спектакле;

— сценической пластикой;

— речевым общением;

— приёмами гримирования.

 

 

Комплекс организационно-педагогических условий

 

Условия реализации программы

Требования к условиям реализации программы по предмету «Основы актерского мастерства»  представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.

 

Материально-техническое обеспечение

 

учебная аудитория, размером 34-36 кв., соответствующая требованиям санитарных норм
и правил, желательно с ковровым покрытием;

15 стульев

стол

компьютер

звуковая аппаратура (активные колонки, микрофон, стойка)

зеркала

аудио и видеоматериалы

сценическая площадка для репетиции

использование сети Интернет;

грим;

материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;

сценическая площадка.

учащиеся должны иметь спортивную форму; удобную, нескользкую обувь.

 

Кадровое обеспечение программы

Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 3 года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.

 

Нормативно — правовое обеспечение программы

ФЗ -273 «Об образовании в РФ» 2013г.

Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008);

Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств;

Письмо МО и ВШРК № 07-18/94 от 12.08.2003г. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобр. науки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»,

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

Письмо Министерства культуры от 13 декабря 2011г. № 101-01-39/06-ГИ;

САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Локальные акты Центра:

Положение о дополнительной общеобразовательной программе — дополнительной общеразвивающей программе;

Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;

Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;

Порядок перевода, выпуска и отчисления учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;

Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Годовой календарный график.

 

Программно — методическое обеспечение программы

В реализация программы по предмету «Основы актёрского мастерства» используются  методологические разработки

Вербовая П.Н, Головина О.М., Урнова В.В.  Учебное пособие «Искусство речи»

Гааз Э., .Левицкий А Театр. Сценография или Как мы играем. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2002, — 160 с.: илл.

Ершов П.М.  — Технология актерского искусства.doc

Збруева Н. Ритмическое воспитание актера: Методическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2003. – 144 с.: нот.

Панфилов В.В.  Учебно-методическое пособие «Игровое действо в драматургии праздника». Панфилов В.В.  Методический материал «Режиссура игровых программ»

Сарабьян Э. Пособие «Научитесь так, чтобы Вас услышали. 245 простых упражнений по системе Станиславского».

Сергеева И.С., Гайнуллова Ф.С. Теория игры и игровые технологии

Соловьев В.В. Азбука актера, режиссера и педагога любительского театра,1994

Шубина И.Б. Пособие «Организация досуга и шоу программ»

Попов П Режиссура. О методе.

 

 

Формы аттестации/контроля

Достижения результатов обучения проводится в форме творческих зачётов по разделам и выступлениями на публике с последующим обсуждением. Формами проверки также являются: участие обучающихся в ведении концертов, конкурсов, фестивалей.

Контроль  за усвоением учебной программы ведется на протяжении всего учебного года. Устанавливаются следующие формы контроля успеваемости учащихся:

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Виды аттестации по предмету «Основы актерского мастерства»:

—  Текущий контроль /аттестация/  —  проводится с целью контроля за качеством

освоения какого-либо раздела учебного материала, может проводится в форме открытых уроков, творческих отчетов, показов с приглашением зрителей, конкурсах, викторин, опросов, участие в  концертах и тд.

—  Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года (по решению образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности учащихся может осуществляться и по окончании четверти). Промежуточная аттестация по предмету «Основы актерского мастерства» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:-  качества реализации образовательного процесса; —  степени теоретической и практической подготовки по текущим разделам учебно-тематического плана;- контроля сформированных у учащихся умений и навыков на

определенном этапе обучения. Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольный урок,  зачеты или открытые показы. Промежуточная  аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на программу Основы актерского мастерства.

— Итоговая аттестация /Экзамен/ по предмету проводится в форме театрализованной постановки, учебного спектакля,  где учащиеся смогут применить на практике приобретенный комплекс знаний, умений и навыков соответственно году обучения и индивидуальным творческим способностям. Проводится за пределами аудиторных учебных занятий, в форме: учебного спектакля, концертные выступления, показ самостоятельных работ, участие в мероприятиях. В период экзаменационной аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое директором МУ ДО «ДЦИ» г.Ухты,  расписание экзаменов, которое доводится до сведения учащихся и педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала проведения экзаменационной аттестации.

При оценивании успеваемости учащихся в процессе обучения  по следующим видам деятельности: — работа на занятиях  точное, аккуратное выполнение домашних заданий, а так же самостоятельность и  проявление инициативы в творческих заданиях; при прохождении итоговой аттестации — обязательное прохождение всех форм промежуточной аттестации   в

течение учебного года; — овладение практическими навыками, теоретическими основами, заложенными в требования рабочей учебной программы.

 

Критерии оценок

 

5

(«отлично»)

стремление и трудоспособность ученика, направленные к достижению профессиональных навыков, полная самоотдача на занятиях в классе и сценической площадке, грамотное выполнение домашних заданий, работа над собой
4

(«хорошо»)

чёткое понимание развития ученика в том или  ином направлении, видимый прогресс в достижении поставленных задач, но пока не реализованных в полной мере
3

(«удовлетворительно»)

ученик недостаточно работает над собой, пропускает занятия, не выполняет домашнюю работу. В результате чего видны значительные недочёты и неточности в работе на сценической площадке
2 («неудовлетворительно») случай, связанный либо с отсутствием возможности развития актёрской природы, либо с постоянными пропусками занятий и игнорированием выполнения домашней работы
«зачет» (без отметки) промежуточная оценка работы ученика, отражающая, полученные на определённом этапе навыки и умения

Краткое описание используемых методик и технологий

Методика образовательной деятельности по учебному предмету «Основы актерского мастерства» основана на практических и теоретических наработках лучших российских театральных школ, взявших в основу своей работы систему К.С. Станиславского, теоретические и практические разработки его учеников и последователей (Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова, А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда и др.).

В программе по предмету используются следующие технологии:

— по подходу к ребёнку мы используем личностно-ориентированные технологии.

—  по преобладающему методу: Репродуктивные технологии: объяснительно – иллюстративные; технологии проблемного обучения: исследовательский; игровые технологии; технология коллективного творческого воспитания посредствам коллективных

творческих дел

— по организационным формам: групповые технологии, которые предполагают: групповую (одно задание на разные группы); технология дифференцированного обучения; технология коллективного способа обучения

На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Воспитание творческой личности — процесс очень сложный и ответственный, дети имеют различные уровни психофизического развития, у каждого свои пределы и возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому учащемуся поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе.

Метод эмоционального стимулирования — создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.

После каждого занятия необходимо руководствоваться педагогической оценкой, а именно: что занятие дало каждому ребенку в его творческом развитии? Соответствовали ли задачи, поставленные на уроке, с возможностями учащихся? Что получилось, а что удалось с трудом?

Очень аккуратно надо относиться к методу показа педагогом того или иного задания. Некоторые дети привыкают к обязательному показу, ждут его и не решаются проявить свою инициативу. Активность и творческие способности в таком случае не только не развиваются, но иногда даже подавляются. Безусловно, показывать надо. Во-первых, использовать метод режиссерского показа. Исходить не из своего собственного актерского материала, а из материала учащихся. Показывать не то, как вы бы сами сыграли, а то, как следует сыграть конкретному ребенку. Еще существует метод, так называемого «Играющего тренера», т.е. педагог является непосредственным участником тренингов и упражнений, это позволяет как бы «изнутри» контролировать точность исполнения заданий, помогает не допускать приблизительности, поверхностного освоения материала.

Использование метода беседы позволяет выбрать правильную тактику в работе с каждым ребенком. Сущность бе­седы заключается в том, что учитель путем умело постав­ленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализи­ровать, мыслить в определенной логической последовательности. Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы — по­буждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, действенному анализу, к точному личностному разбору этюда или отрывка, к самостоятельному «откры­тию» новых для них выводов, идей, ощущений и т.д. При проведении беседы по осмыслению нового материала необходи­мо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся учатся формулировать свои мысли, понимать и познавать свои эмоциональные ощущения.

Метод сравнения эффективен, о нем говорил ещё Гельвеций: «Всякое сравнение предметов между собой, — писал он, — предполагает внимание; всякое внима­ние предполагает усилие, а всякое усилие — побуждение, за­ставляющее сделать это». Этот метод помогает педагогу и учащимся отслеживать рабочий процесс. «У тебя сегодня получилось хуже (лучше), чем вчера, потому, что…..» или «Эти предлагаемые обстоятельства выбраны более точно, чем в прошлый раз потому, что…».

В активном восприятии учащимися процесса обучения весьма существенное значение имеет умение преподавателя придавать своему объяснению увлекательный характер, де­лать его живым и интересным, использовать множест­во стимулов, возбуждающих любознательность и мыслитель­ную активность учащихся. Необходимо соблюдать определенную педагогическую логику, определенную последовательность учебного и воспитательного процесса, в котором постепенно формируются умения и навыки актерского искусства.

Основным методом формирования качества исполнительского мастерства является метод актерского тренинга, упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в выполнении того или иного задания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Следовательно — «…необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры» — К.С. Станиславский. Начинать тренинг следует с формирования готовности у учащихся восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения.

Важнейшие принципы, применяемые на занятиях по основам актерского мастерства, это:

— контрастность в подборе упражнений;

— прием усложнения заданий;

— комплексность задач на уроке и в каждом упражнении;

— выполнение упражнений и этюдов по словесно­му заданию педагога.

Работа над отрывками и учебным спектаклем через творческое взаимодействие учащегося и педагога, этюдный метод репетиционной работы, как и метод действенного анализа произведения, позволят педагогу максимально раскрыть индивидуальность учащегося.

Обязательным фактором в обучении детей, а по данному предмету особенно, является дисциплина. Необходимо воспитывать у учащихся чувство ответственности и способность доводить начатое дело до логического итога вопреки перемене своих интересов или влиянию внешних факторов.

Метод исследовательской деятельности выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе, создаёт возможность поиска различных способов выполнения поставленных задач, новых художественных средств воплощения сценического образа. Необходимо стремление педагога предлагать такие задания, которые включали бы детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск для развития креативного мышления.

Для быстрого включения учащегося в творческий процесс подходит метод создания проблемных ситуаций — представление материала занятия в виде доступной, образной и яркой  проблемы. Это очень сближает коллектив, выявляет характер и личностные качества учащихся.

В методическую работу педагога также входит посещение с учениками учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев, филармоний и др.), просмотр видеозаписей спектаклей, мастер-классов известных актеров и режиссеров. Воспитание зрительской культуры формирует устойчивый интерес к театру, как к виду искусства.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся: самостоятельная работа учащихся заключается в посещении театров и других учреждений культуры, выполнении домашних заданий, сочинении этюдов, работе над индивидуальными заданиями и самостоятельными отрывками, работе над ролью, работе над совершенствованием и закреплением профессиональных навыков.

 

Сцена – это самый сильный педагог, а зритель — самый строгий экзаменатор. Максимальное участие в творческих мероприятиях, тематических концертах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения, позволит учащимся на практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского мастерства.

 

6.Список литературы

 

Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. — Москва АСТ, 2010. —    Альшиц Ю. Л. Тренинг forever! / Ю. Л. Альшиц. — Москва: РАТИ-ГИТИС, 2009

Венецианова М. А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М. А. Венецианова. — Москва: АСТ, 2010. — (Золотой фонд актерского мастерства).

Владимиров С.В. Действие в драме. — 2 изд.,доп. — Санкт-Петербург: Изд- во СПб, 2007

Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. — Москва АСТ, 2010. Жабровец М. В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие / — Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008

Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б. Е. Захава. — 5-е изд. — Москва: РАТИ-ГИТИС, 2008

Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ — ГИТИС, 2008

Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. — Москва: АСТ, 2009. — (Золотой фонд актерского мастерства)

Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. — Москва: ГИТИС, 2005

Кнебель М. О. Слово в творчестве актера / М. О. Кнебель. — Москва: РАТИ-ГИТИС, 2009

Кокорин А. Вам привет от Станиславского: учебное пособие / А. Кокорин. — 2002

Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / О. Лоза. — Москва: АСТ, 2009. — (Золотой фонд актерского мастерства)

Новарина, Валер. Жертвующий актер / пер. с фр. Екатерины Дмитриевой // Новое литературное обозрение. — 2005. — № 73. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/no31 -pr.html

Павис П. Словарь театра / П. Павис; пер. с фр. ; под ред. Л. Баженовой. — Москва: ГИТИС, 2003

Полищук Вера. Актерский тренинг. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд / Райан П. Актерский тренинг искусства быть смешным и мастерства импровизации / П. Райан; пер. с англ. — Москва: АСТ, 2010. — (Золотой фонд актерского мастерства)

Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос / Эльвира Сарабьян. — Москва: АСТ, 2010. — (Золотой фонд актерского мастерства)

Создание актерского образа: теоретические основы / сост. и отв. ред. Н. А. Зверева Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ-ГИТИС, 2008

46.Чехов. М. А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М. А. Чехов. — Москва: АСТ, 2009. — (Золотой фонд актерского мастерства)

Список рекомендуемых Интернет-ресурсов

Актерское мастерство. — Режим доступа: http://acterprofi.ru.

Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». — Режим доступа:

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino. Античный театр. — Режим доступа : http://anti4teatr.ucoz.ru.

Каталог: Театр и театральное искусство. — Режим доступа: http://www.art- world-theatre.ru. Энциклопедия : Музыка. Театр. Кино. — Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm

Театральная Энциклопедия. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php

Планета театра: [новости театральной жизни России]. — Режим доступа: http ://www.theatreplanet.ru/ articles

Средневековый театр Западной Европы. — Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm

Средневековый театр. — Режим доступа: http://art. 1 september.ru/index.php?year=2008&num=06

Западноевропейский театр. — Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru

Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. — Режим доступа : http://biblioteka.teatr-obraz.ru

Театральная энциклопедия. — Режим доступа : http://www.theatre-enc.ru.

История: Кино. Театр. — Режим доступа : http://kinohistory.com/index.php

Театры мира. — Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat

Театры народов мира. — Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/

Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. — Режим доступа http://biblioteka.teatr-obraz.ru