1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа Общий курс фортепиано является одним из предметов, составляющих содержание Комплексной дополнительной общеобразовательной программы — дополнительной общеразвивающей программы «Музыкальный инструмент Скрипка».
Трудно представить себе музыканта- профессионала любого профиля, становление которого прошло бы без практической опоры на фортепиано. Равно как и сама профессиональная деятельность музыкантов многих направлений предполагает убедительный уровень культуры владения этим предметом. Не менее существенную роль играет фортепиано в жизни активного любителя музыки. Последовательное освоение курса общего фортепиано является практической основой для успешного освоения курса музыкально теоретических дисциплин — сольфеджио, музыкальной литературы, а для будущих профессионалов в дальнейшем- теории музыки, гармонии и полифонии.
Программа имеет художественную направленность. Составлена для реализации в условиях Муниципального учреждения дополнительного образования «Детский центр искусств» г.Ухты и направлена на гармоничное формирование личности, ее духовно-нравственное воспитание посредством приобщения к систематическим занятиям музыкой.
Данная программа опирается на традиционные и новые методики преподавания и ориентирована на индивидуально-личностный подход в обучении. Разработка новых подходов к обучению связана с необходимостью развития у учащихся навыков эстетической оценки художественной образности музыкального искусства, восприимчивости к языку музыки, активизации потребности слушать и воспроизводить музыку, эмоционально откликаться на нее.
По степени авторства программа является модифицированной. Создана на основе «Программы для детских музыкальных школ», утвержденная Комитетом по культуре в 1975 году; приложение к «Сборнику примерных программ для детских музыкальных школ и детских школ искусств» Министерства Культуры РФ Научно- методического центра по художественному образованию (г. Москва 2004 г.).
Отличительные особенности — конкретизированы и уточнены позиции всех разделов программы. Внесено: учебно-тематический план, ожидаемые результаты, механизм реализации; частично обновлены и дополнены репертуарные списки в сторону более ярких и востребованных современными детьми произведений.
Актуальность изменений, внесенных в уже существующую программу обусловлена, главным образом, изменением восприятия художественных образов детьми в связи с особенностями информационно-образовательного процесса, ухудшением состояния здоровья и увеличением учебной нагрузки у детей. Неоднородность контингента по уровню способностей, значительные социально-культурные различия требуют более дифференцированного подхода к обучению и вызывают необходимость составления более гибких программ обучения.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы от 10 до 14 лет. Реализация программы осуществляется с 3-го по 6-й год обучения при 7ми- летнем курсе ( 4года) и с 3по 5год обучения (3 года) при 5-летнем курсе обучения по Комплексной программе. ,
Продолжительность учебных занятий составляет 34 недели. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.
В каникулярные периоды реализация программы осуществляется во внеурочной форме: проведение воспитательных мероприятий, посещение культурных мероприятий, участие в конкурсах, фестивалях, подготовка и презентация творческих проектов и др.
Аудиторная учебная нагрузка по учебному предмету Общий курс фортепиано составляет 0,5 часа в неделю.
Основной формой учебной работы в классе ОКФ является индивидуальное занятие. Индивидуальная форма позволяет педагогу лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально- психологические особенности.
Продолжительность занятия- 20 минут.
Объем программы. Объем программы составляет — 68 часов по 4-х летней программе обучения по данному предмету, либо – 51 час по 3-х летней программе обучения по данному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания учащимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности.
Виды занятий по программе: аудиторные практические занятия, самостоятельные занятия, воспитательные занятия, концерты, творческие отчеты, викторины.
Выполнение учащимся домашнего задания контролируется педагогом и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с требованиями по программе Общий курс фортепиано.
Контроль усвоения учебной программы ведется на протяжении всего учебного года. Установлены следующие формы контроля отчётности учащихся:
— промежуточная аттестация: контрольный урок (1 раз в полугодие – декабрь, май)
— итоговая аттестация: контрольный урок (1 раз в год — май)
Контрольные уроки проводятся в форме прослушивания выученных произведений, технических упражнений (гаммы, арпеджио, аккорды), а так же тестировании на знание теоретического материала программы и личностных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями программы.
Срок реализации программы:
Распределение по годам обучения | ||||
Год обучения | 1 | 2 | 3 | 4 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 34 | 34 | 34 | 34 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 |
Общее количество часов на аудиторные занятия по 3-х/ 4-х летнему курсу освоения учебной программы | 17 | 17 | 17 | 17 |
51 | 68 |
2.Цели и задачи
Цель:
-формирование развитой , творчески мыслящей личности ребенка путем приобщения к занятиям на фортепиано.
Задачи:
Обучающие:
— формирование уровня музыкально- исполнительских навыков игры на фортепиано, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
— формирование технических навыков в неразрывной связи с художественным замыслом;
-освоение теоретических знаний в области музыкального исполнительства;
-получение представлений о различных жанрах и видах музыки;
-формирование художественно-эстетических вкусов на лучших образцах классической и современной музыки;
— формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
Воспитательные:
-формирование мировоззрения и моральных качеств;
-формирование гражданской позиции и национального самосознания;
-эстетическое воспитание;
-вырабатывание позитивного отношения к окружающему миру;
-воспитание уважения к старшим, своим товарищам;
-воспитание грамотного музыканта- любителя;
-развитие личностных качеств: самостоятельности, инициативности;
-воспитание культуры сольного и ансамблевого музицирования;
-организация просветительской работы по пропаганде музыкальной культуры среди населения общеобразовательных школ и родителей, прививая таким образом общественную и гражданскую активность;
Развивающие:
-развитие творческого мышления и воображения;
-развитие мотивации к самостоятельному творчеству и музицированию;
-развитие навыков практического использования полученных знаний и умений;
-развитие познавательного интереса к изучаемому предмету;
-формирование способностей ставить задачи, находить наиболее эффективные варианты решения, контролировать свою деятельность;
-формировать умение оценивать результаты своей работы;
-формировать умение сотрудничать;
-развитие творческой активности.
3.Содержание программы
Год обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | Итог. | |
Содержание и вид занятий | Работа над муз. произведениями
-кантилена -подвижный характер |
10 | 10 | 10 | 10 | 40 |
Работа над инструктивно-техническим материалом
-гаммы, упражнения -этюды
|
5.5 | 5.5 | 5.5 | 5.5 | 22 | |
Воспитательная работа
|
1.5 | 1.5 | 1.5 | 1.5 | 6 | |
Итого
|
17 | 17 | 17 | 17 | 68 |
1 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задаче | Промежуточный контроль |
1 | Обучающие.
-посадка, постановка рук, развитие координаций правой и левой руки; -освоение нотной грамоты; -организация целесообразных игровых движений; -знакомство с музыкальной терминологией. |
— правильная посадка за инструментом;
-правильная постановка рук; -знание основ музыкальной грамоты; -умение извлекать звук, исполнять маленькие попевки, упражнения и легкие песенки одной или двумя руками вместе. |
Контрольный урок.
Контрольный зачет |
2 | Воспитательные
-вызвать интерес к занятиям музыкой; -познакомить с правилами поведения на уроке; -воспитание уважения к старшим, сверстникам. |
— положительное отношение к занятиям музыкой;
-эмоциональное реагирование на прослушанную мелодию; — умение свободно общаться на уроке с педагогом; -желание общаться со сверстниками. |
Педагогические наблюдения |
3 | Развивающие.
-развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления; -развитие первоначальных навыков игры на фортепиано.
|
-развитие образного мышления;
-развития самостоятельности; -практическое использование приобретенных знаний. |
работа в классе, на уроке;
-домашние занятия, исполнение перед родителями. |
Этапы педагогического контроля
Сроки | Промежуточный, итоговый контроль
|
Формы контроля |
декабрь | Исполнение:
2 разнохарактерные пьесы
|
Контрольный урок. Тестирование. |
Апрель-май | Исполнение:
2 разнохарактерные пьесы с использованием различных штрихов
|
Контрольный зачет. Тестирование. |
Примерный репертуар промежуточной аттестации
Контрольный урок (декабрь) | |
1 вариант: Сборник «В музыку с радостью», сост. О. Геталова, И.Визная
-М.Красев «Гуси» Сборник «Школа игры на фортепиано», сост. А.Николаев 1964 г.: -Т.Салютринская «Пастух играет» |
2 вариант: Сборник «Первая встреча с музыкой», сост. А.Артоболевская
-«Вальс собачек» ансамбль Сборник «В музыку с радостью», сост. О. Геталова, И.Визная -Витлин «Серенькая кошечка» |
Контрольный урок ( май) | |
1 вариант: Сборник Барсуковой С.А. «Волшебные звуки фортепиано»
-Д. Эберхард «Пять ноток» Сборник Головановой «Первые шаги» -Л. Книппер «Степная Ковалерийская» |
2 вариант: Сборник Головановой «Первые шаги»
-П. Берлин «Пони Звездочка» Сборник Барсуковой С.А. «Волшебные звуки фортепиано» -А. Андреэ «Легкая пьеска» |
Содержание:
В течение учебного года учащийся должен выучить 2-3 пьесы, 1-2 ансамбля с педагогом.
Освоить игру отдельно каждой рукой, штрихи nonlegato, staccato.
Освоить 2 мажорные гаммы Cdur, Gdur на одну октаву отдельно каждой рукой.
Освоить игру с Кадансовым оборотом (можно использовать бурдон): подбор попевок и игра с кадансом.
Контрольный урок (2 раза в учебном году):
— исполнить 2 произведения разного характера.
2 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задаче | Промежуточный контроль по задаче |
1. | Обучающие:
— работа над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением, ритмом; -освоение основных приемов игры; -знание нот в 1 и 2 октаве; -знание басового ключа; -уверенная игра двумя руками;
|
-знание системы игровых навыков и умение применять ее самостоятельно;
-правильно исполнять мелодию; — уметь играть легкие пьесы в характере; -уметь читать нотный текст; -знание основных средств музыкальной выразительности;
|
контрольные уроки. |
2. | Воспитательные:
-воспитывать музыкально-эстетический вкус; -воспитывать навыки самостоятельного мышления; -воспитание ответственности,желания трудиться;
|
— присутствие желания заниматься музыкой;
— ответственность в подготовке к уроку; -умение дать характеристику прослушанным или исполняемым произведениям; -активно работать на уроке в контакте с педагогом;
|
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развитие исполнительских навыков; -развитие ритма,памяти; -развитие внимательности;
|
-развитие ритма, слуха;
-развитие образного мышления; -развития самостоятельности; -практическое использование приобретенных знаний. |
работа в классе, на уроке;
-домашние занятия, исполнение перед родителями. |
Этапы педагогического контроля
Сроки | Промежуточный, итоговый контроль
|
Формы контроля |
декабрь | Исполнение:
2 разнохарактерные пьесы
|
Контрольный урок. Тестирование. |
Апрель-май | Исполнение:
-1 произведение кантиленного характера; -1 русская народная песня
|
Контрольный урок. Тестирование. |
Примерный репертуар промежуточной, итоговой аттестации
Контрольный урок (декабрь) | |
1 вариант: Дварионас Прелюдия
Майкапар «В садике»
|
2 вариант:Фортепиано 1 класс ред.Милича (по выбору)
Л.Моцарт 12 пьес под ред.Кувшинникова: сарабанда Ре маж.
|
Контрольный урок (май) | |
1 вариант:Педагогический репертуар 1 класс (по выбору)
Бетховен Афинские развалины (ансамбль)
|
2 вариант: Л.Моцарт 12 пьес под ред.Кувшинникова:
менуэты Ре маж. Шмиц «Весёлый разговор»(анс)
|
Содержание:
В течение учебного года ученик должен выучить 2-4 музыкальных произведения, из которых 1 этюд, 1 ансамбль с педагогом; освоение штриха legato в пьесах;
Освоить 1 мажорную гамму (C,Gdur) на 2 октавы отдельно каждой рукой,
1 минорную гамму (ля минор) 3 вида на 2 октавы отдельно каждой рукой,
Трезвучия с обращениями в этих тональностях отдельно каждой рукой,
Подбор 1 -2 попевок и подбор к ним каданса (по возможности аккордами)
Контрольный урок (2 раза в учебном году):
— исполнение 2 произведений разного характера (одно из которых может быть ансамблем с педагогом) по выбору;
3 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задаче | Промежуточный контроль по задаче |
1. | Обучающие:
-формирование исполнительских навыков; -практическое применение знаний и навыков; -развитие технических возможностей; — работа над гаммами; — работа над разнохарактерными произведениями; |
— владеть навыками исполнения более сложных ритмических рисунков;
-умение анализировать произведения; — исполнение произведений разных по характеру, темпу;
|
академические концерты, контрольные уроки. |
2. | Воспитательные:
-воспитание духовной культуры; -воспитание корректного поведения со старшими и сверстниками; -формирование патриотического отношения к Родине; -воспитание духовной культуры и нравственности;
|
— умение доводить начатое дело до конца;
— умение работать в коллективе, учитывая интересы сверстников; -умение адекватно реагировать на предложения педагога; -умение быть целеустремленным, проявлять лидерские качества; |
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развитие исполнительских навыков; -развитие ритма, памяти; -формирование навыка творческой инициативы; — формирование навыка ставить перед собой задачу и находить способы решения;
|
-развитие ритма, слуха;
-развитие образного мышления; -развитие навыка творческой работы в коллективе, умение принимать решения, давать оценку своим действиям. |
работа в классе, на уроке;
-домашние занятия, исполнение перед родителями. |
Этапы педагогического контроля
Сроки | Промежуточный, итоговый контроль
|
Формы контроля |
декабрь | Исполнение:
-1 полифоническое произведение -1 пьеса |
Контрольный урок. Тестирование. |
Апрель-май | Исполнение:
-1 произведение крупной формы -1 пьеса |
Контрольный зачет. Тестирование. |
Примерный репертуар промежуточной, итоговой аттестации
Контрольный урок (декабрь) | |
1 вариант: Педагогический репертуар 2 класс (по выбору)
Беркович 25 лёгких пьес: Сказка, «Осенью в лесу»
|
2 вариант:Фортепиано 2 класс ред.Милича( по выбору)
Глинка Хор «Славься» (анс.)
|
Контрольный урок (май) | |
1 вариант: Фортепиано 2 класс ред.Милича( по выбору)
Майкапар Этюд ля минор
|
2 вариант: Фортепиано 2 класс ред.Милича( по выбору)
Металлиди «Дом с колокольчиками» (анс.)
|
Содержание:
В течение учебного года учащийся должен пройти 2-4 муз. произведения (из которых 1 этюд,1 пьеса с элементами танца: полька, менуэт, сарабанда, вальс, 1 ансамбль)
Пройти 2 гаммы (мажорная и минорная по выбору педагога) на 2 октавы отдельно каждой рукой (продвинутые уч-ся-двумя руками), трезвучия с обращениями двумя руками, хроматическую гамму от «ре» двумя руками в противоположном движении
Разучить 1 партию аккомпанемента к скрипичной пьесе (простейшего нотного текста)
Подбор 1-2 песен, подбор к ним простейшего аккомпанемента
Контрольный урок (2 раза в учебном году).
4 год обучения
Задачи | Результаты по задаче | Промежуточный контроль по задаче |
Обучающие:
-освоение крупной техники(аккорды, октавы, скачки); обучение технически грамотному исполнению произведений; — формирование системы теоретических и практических знаний; — обучение учащихся мыслить, слушать и слышать педагога; уметь исправлять неточности в исполнении; -продолжение знакомства с различными формами музыкальных произведений;
|
— владеть навыками исполнения более сложных музыкальных произведений;
— умение исполнять пассажи, аккордовую фактуру; -умение анализировать произведения; — знание теоретического материала; — исполнение произведений разных по характеру, темпу;
|
академические концерты, контрольные уроки. |
Воспитательные:
-воспитание духовной культуры; -воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе над произведениями; -воспитание духовной культуры и нравственности; -воспитание дисциплинированности,трудолюбия, интереса к творческой работе;
|
— эмоционально-положительное отношение к занятиям;
— высокая концентрация внимания; -высокая познавательная активность; -умение работать в коллективе, учитывая интересы других, восприятие педагога как наставника; -стремление преодолевать трудности, доводить дело до получения результата;
|
педагогические наблюдения |
Развивающие:
-развитие воображения, фантазии; -расширение музыкального –художественного кругозора;
|
-умение эмоционально реагировать на музыкальные произведения;
-умение представить картину,исполняемого произведения, умение анализировать; -слушание произведений. |
работа в классе, на уроке;
-домашние занятия, исполнение перед родителями. |
Этапы педагогического контроля
Сроки | Промежуточный, итоговый контроль
|
Формы контроля |
декабрь | Исполнение:
-1 полифоническое произведение -1 пьеса |
Контрольный урок. Тестирование. |
Апрель-май | Исполнение:
-1 произведение крупной формы -1 пьеса |
Контрольный урок. Тестирование. |
Примерный репертуар промежуточной, итоговой аттестации
Контрольный урок (декабрь) | |
1 вариант: Юный пианист ред.Ройзмана,Натансона 1,2 вып. (по выбору)
Чайковский Танец феи Драже (анс.)
|
2 вариант: Фортепиано 3 класс ред.Милича (по выбору)
ALLEGROред.Смирновой 1-2 вып. (по выбору)
|
Контрольный урок ( май) | |
1 вариант: Юный пианист ред.Ройзмана, Натансона 1,2 вып. (по выбору)
Бизе Хор мальчиков из оперы «Кармен» (анс.)
|
2 вариант:
Фортепиано 3 класс ред.Милича (по выбору) Юный скрипач 1-2 кл. (аккомпанементы по выбору и по возможностям уч-ся)
|
Содержание:
В течение учебного года учащийся должен пройти 2-4-произведения (из них 1-2 аккомпанемента или ансамбля по выбору)
Повторение пройденных гамм в предыдущие годы (по выбору)
Подбор знакомых песен,мелодий с аккомпанементом
Учащимся, полностью освоившим образовательную программу Общий курс фортепиано и учпешно прошедшим итоговый контроль (6 класс обучения комплексной программы «Музыкальный инструмент скрипка») оценка вносится в Свидетельство об окончании обучения .
- Планируемые результаты
Минимум содержания программы «Общий курс фортепиано» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения данной программы является приобретение учащимися художественно-музыкальных знаний, исполнительских навыков игры на фортепиано.
Предметные результаты
-овладение практическими умениями и навыками игры на фортепиано;
— знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
— знания музыкальной терминологии;
— умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
— умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
— умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
— навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
— навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
— навыков публичных выступлений;
— знания музыкальной грамоты;
— первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
-умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
— навыков восприятия элементов музыкального языка;
— навыков анализа музыкального произведения;
— навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
Результаты освоения программы «Общий курс фортепиано» должны отражать:
-наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
-сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для максимально грамотного исполнения авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
-знание в соответствии с программными требованиями музыкального репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, произведения крупной формы, русские народные песни, пьесы, этюды);
-знание профессиональной терминологии;
-навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
-навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
-наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
-наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
Метапредметные
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:
-самостоятельно ставить новые учебные, художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
— творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом теоретические знания и практический опыт в освоении музыкальных средств выразительности;
— планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, находить способы решения, контролировать свои действия;
-адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-осуществлять контроль по результатам и способам действий и вносить необходимые коррективы;
-устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение;
-пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ — компетенции);
-эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения);
-самостоятельно организовывать свой культурный досуг.
Личностные
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретут в процессе освоения образовательной программы:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание соей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов русской народной музыки, фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
— умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в музыкальной жизни учреждения, города и др.;
— уважительное отношение к культуре других народов;
— сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
-овладение навыками сотрудничества с педагогами и сверстниками;
— формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие музыкально-эстетического чувства и хорошего музыкального вкуса,эмоционального восприятия и богатого воображения.
Таблица планируемых результатов
|
Регулятивные | -сформированное умение ставить учебную задачу;
-сформированное умение составлять план и видеть последовательность действий; -сформированное умение контролировать свою деятельность; -сформированное умение адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, сверстников, родителей;
|
||
Познавательные |
— сформированное умение самостоятельно формулировать познавательную цель, преобразовывать практическую задачу в зависимости от сложившихся условий;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
|
|||
Коммуникативные |
-сформированное умение слушать и вступать в диалог;
-сформированное умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы; — владение навыками коллективного творчества; -умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию; |
|||
Личностные |
-умение использовать знания для решения познавательных и практических задач;
-сформированное умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами;
|
|||
5.Комплекс организационно-педагогических условий
Требования к условиям реализации программы «Музыкальный инструмент аккордеон» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.
Нормативно- правовое обеспечение программы
-Закон РФ «Об образовании в РФ,
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008),
-рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств,
-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
— Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей МинобрнаукиРоссии от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»,
-Устав МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты
-Лицензия на право осуществления образовательной деятельности;
Локальные акты центра:
— Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;
-Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;
-Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;
-Порядок перевода, выпуска и отчисления учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;
-Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
Годовой календарный график;
Программно- методическое обеспечение программы.
Реализация образовательной программы обеспечивается учебно- методической литературой:
-учебники (основные, дополнительные);
-нотные издания;
-хрестоматии; партитуры;
— конспекты лекций;
-официальные и справочно-библиографические издания;
-аудио и видеоматериалы;
-электронные издания;
-мультимедийные ресурсы;
— образовательные ресурсы сети Интернет
Методические пособия, учебники:
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1979
- Гат И. Техника фортепианной игры.Л..1979
3.Ляховицкая Л., БаренбоймЛ.А.Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть 1.М,1976 г.
4.Николаева А.Школа игры на фортепиано. М., 1976 г.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961
- Пимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., 1984
- Ройзман Л, Натансон В Юный пианист. Вып. 1.. М., 1975 г.
- Шапов А. Фортепианная педагогика. Л..1999
- Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978
- Музыкальное воспитание в Венгрии. М., 1983
11.Элементарное музыкальное воспитание по системе Орфа. М., 1978.
для детей:
1.Школа игры на фортепиано
/под общей редакцией А.Николаева ч.1. ч.2 изд. Москва 1974 г./
2.Школа игры на фортепиано
/составитель и редактор Н.Кувшинников и М.Соколов для 1-го года обучения
и для 2-го года обучения изд. Москва, 1963 г./
3.Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих ч.ч.1 и 2
переработанные
/составители С.Ляховицкая и Л Баренбоймизд.Ленинград, Музыка 1990 г./
4.Учебный репертуар для учеников 1,2,3,4 классов ДМШ
/редактор-составитель Б.Милич изд. Киев, 1970 г./
5.Юный пианист вып.1,2
/под редакцией Л.Ройзмана, В.Натансона изд. Москва, 1973 г./
6.Педагогический репертуар ДМШ, младшие классы
/ред.-составители Н.Любомудрова, К.Сорокин Москва, Музыка 1987 г.
7.Фортепианная музыка для ДМШ. Сонатины, Вариации, Рондо для
фортепиано. Пособие по общему фортепиано.
/составители Коломина Н., Легкова Н./
8.Малыш за роялем – учебное пособие
/авторы-составителии: И.Лещинская, В.Пороцкий изд. «Советский
композитор» Москва, 1992 г./
9.Хрестоматия педагогического репертуара «Новая школа игры на
фортепиано»
/Издание седьмое Ростов–на–Дону «Феникс» 2010 г./
19
10.О.Геталова, И.Визная «В музыку с радостью»
/Изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2005 г./
Кадровое обеспечение программы.
Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 5 лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности
Научно – методическое обеспечение программы осуществляется:
— внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс: приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;
— учебно- методическим комплексом : рабочей программой , индивидуальными репертуарными планами, планами занятий, методическими рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными заданиями;
-методическим обеспечением воспитательной работы: Программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;
-исследовательской и методической работой педагогов;
Материально-техническое обеспечение
Кабинет для индивидуальных занятий по предмету «Музыкальный инструмент фортепиано» соответствует санитарным и противопожарным нормам, площадь-17кв.м.,имеются пюпитр, стол учительский, шкаф книжный, тумба для нот и хранения инструментов, фортепиано.
Формы аттестации и контроля
Оценка качества реализации программы Общий курс фортепиано включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Контроль усвоения учебной программы ведется на протяжении всего учебного года. Оценка качества знаний по предмету Общий курс фортепиано охватывает такие виды контроля: зачеты, контрольные уроки, тестирования. Контрольный урок- 1 полугодие (декабрь), контрольный урок ( переводной , итоговый) -2 полугодие (май).
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков, учащихся в освоении инструмента- фортепиано, они не требуют публичного исполнения. Это проверка навыков самостоятельной работы учащегося, технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтения с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащегося к контрольному уроку.
Критерии оценок
Оценка | Критерии оценивания исполнения |
5 («отлично») | Хорошее, уверенное исполнение произведений: ритм, штрихи, динамика, темп. Исполнение достаточно яркое, образное. Ученик проявляет добросовестность, интерес к занятиям музыкой. |
4 («хорошо») | Уверенное исполнение менее сложных произведений с выполнением требований педаога: точный темп, характер, но допущена одна- две неточности в тексте, неточное выполнение штрихов, незначительное отклонение от темпа, недостаточный слуховой контроль.
Ученик проявляет старательность, ответственность. |
3 («удовлетворительно») | Неустойчивое психологическое состояние на сцене, исполнение малоэмоциональное, неаккуратное, темпо- ритмическая неорганизованность. Формальное прочтение авторского нотного текста без осмысления музыки, допущены 4-5 ошибок, учащийся играет неверной аппликатурой, есть существенные недочеты и ошибки в исполнении штрихов, оттенков, отсутствие слухового контроля, но видно желание ученика трудиться.
|
2 «неудовлетворительно» | . систематическое невыполнение указаний преподавателя, полное незнание текста, штрихов, ритма, аппликатуры; неготовность учащегося к показу произведения публично. Слабый уровень владения навыками игры на аккордеоне. |
Зачет (без оценки) | . Достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Методические материалы
Основная задача педагога-пианиста – научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы. Пение, подбор мелодии по слуху, транспонирование способствуют возникновению чётких музыкальных представлений и предшествуют началу обучения игре на фортепиано. Первичные навыки оказывают огромное влияние на всё последующее развитие ученика. Поэтому педагог должен выработать у каждого ученика естественные и целесообразные приёмы звукоизвлечения на основе активного слухового контроля. Также необходимо регулярное выполнение различных упражнений по развитию основных музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти.
Одна из основных задач в обучении игре на фортепиано — формирование музыкально — исполнительского аппарата учащегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.
Непринужденная прямая посадка, активный музыкальный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, четкое ощущение клавиатуры – залог успехов ученика в овладении фортепиано. Для этого необходимо применять упражнения по подготовке и организации пианистического аппарата, развитию координации движений, формированию игровых навыков, воспитанию активных, точных, извлекающих звук пальцев и опирающихся на них свободных от спины, гибких рук. Тщательная работа в этом направлении и повседневный контроль как педагога, так и самого обучающегося предотвратит излишнее мышечное напряжение, тормозящее развитие обучающегося и вызывающего иногда профессиональное заболевание рук.
Основная форма учебной и воспитательной работы — урок в классе , обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
В работе с учащимися педагог должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, педагог в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.
Простейшая мелодия была и остаётся основой музыкального воспитания и обучения на любом музыкальном инструменте (следует использовать народные и современные массовые, а также детские песни). Необходимо научить детей слышать и вести мелодическую линию, исполняемую вначале несвязно (non legato), а затем связно (legato), прислушиваться к протяжённости фортепианного звука, стремиться к выразительной фразировке, передавать характер каждой мелодии песенного или танцевального склада.
С первых же уроков необходимо приучать ученика вслушиваться в свое исполнение, добиваясь выразительного звучания инструмента, внимательно и точно прочитывать авторский текст, работать над преодолением технических трудностей. Педагог должен неуклонно вырабатывать у обучающегося сознательное отношение к работе над музыкальным произведением, не допуская механического проигрывания, которое неизбежно приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие учащегося. При разучивании произведений педагогу следует выбирать аппликатуру в наиболее удобной последовательности. В старших классах эту работу могут выполнять сами учащиеся.
Необходимо знакомить ученика с музыкальными терминами, поясняя их значение при исполнении. Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством и разнообразием звучания, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом пристального внимания педагога.
Одна из самых главных методических задач педагога состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
Организация самостоятельной работы учащихся
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.
Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать крайне ограниченное время, отведенное на домашнюю подготовку к урокам.
Развитие технических навыков
В процессе обучения педагог должен добиваться гармоничного развития художественных и технических навыков. Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется в процессе работы над всеми изучаемыми учеником произведениями; развитию техники в узком смысле (пальцевой беглости, четкости и т.д.) способствует регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями.
Основным условием продуктивности работы ученика над упражнениями является чёткое осознание из назначения для преодоления технических трудностей: стройность аккордов, плавность и ровность гаммы, незаметное подкладывание первого пальца в гаммах и арпеджио и др. В старших классах, наряду с увеличением темпа, постоянно возрастают и требования к качеству исполнения. Так, например, в гаммах перед учеником ставятся различные задания по динамике, артикуляции, группировке. Одновременно изучение гамм и аккордов способствует закреплению теоретических знаний ученика и выработке первичных аппликатурных навыков.
Педагог-пианист имеет полную возможность выбрать для каждого ученика разнообразные по стилю, по музыкально-пианистическим задачам, лаконичные, легко запоминающиеся этюды. Ученик извлечёт из каждого этюда наибольшую пользу в том случае, если доведёт исполнение его до законченности и блеска в подвижном темпе. Необходимо развивать в ученике сознательное отношение к освоению различных технических приёмов, помогающих осуществлять художественный замысел произведения.
Проверку навыков чтения с листа, знание терминологии, исполнение самостоятельно разученного произведения целесообразно проводить на техническом зачёте или контрольном уроке по гаммам. В течение всего периода обучения учащийся должен показать на зачетах гаммы из всех групп, учитывая классификацию гамм по тональностям (мажорные, минорные, диезные, бемольные). Организовать изучение гамм, аккордов, арпеджио рациональнее по группам, согласно аппликатурному принципу.
Организация воспитывающей деятельности
Основной задачей каждого занятия является создание интереса к музыке и обучение пианистическим навыкам, для выполнения чего необходимо изучение реальных музыкальных способностей детей, подбор репертуара и выбор методов и приемов обучения таким образом, чтобы развитие и совершенствование у детей музыкального слуха, голоса, исполнительских способностей и т.д. стало не целью, а средством воспитания интереса, а впоследствии – любви к музыке.
Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие ученика. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать. Воспитательная работа не рассматривается как дополнение к учебному процессу, а составляет с ним органическое единство. Особое внимание нужно уделять воспитанию любви к народной музыке и понимания роли народного начала в искусстве, приводя в пример крупнейших композиторов прошлого и современности, видевших в народной музыке образец высших художественных ценностей. Особая форма воспитательной работы – просветительская – организация и проведение концертов силами учеников и их родителей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-словесный (рассказ, беседа, объяснение);
-метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
-метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
-объяснительно-иллюстративный (исполнение педагогом произведения ученика с методическими комментариями);
-репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
-метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
-частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
Применяются следующие педагогические образовательные технологии:
-классно-урочная технология;
— игровая технология (дидактическая игра);
-технология проблемного обучения;
-технология перспективно-опережающего обучения;
-технология критического мышления;
-исследовательская технология; информационная технология;
— педагогика сотрудничества и другие.
Обучение ученика игре на фортепиано в комплексе предметов начинается с 3-годла обучения. Фортепиано для скрипачей является дополнительным инструментом, позволяющим расширить рамки практических компетенций.
На данном этапе учеником уже освоены азы теории музыки – нотная грамота, элементарная терминология. Поэтому педагог фортепиано начинает работу непосредственно с практических занятий на инструменте: учитывая основной принцип – от простого к сложному , педагог начинает работу с формирования навыка игры на фортепиано, подготовительных упражнений. Это поможет ученику приспособиться к инструменту, правильно подготовить аппарат к более сложным задачам исполнения.
7.Список рекомендуемой нотной литературы
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1979
- Гат И. Техника фортепианной игры.Л..1979
3.Ляховицкая Л., БаренбоймЛ.А.Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть 1.М,1976 г.
4.Николаева А.Школа игры на фортепиано. М., 1976 г.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961
- Пимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., 1984
- Ройзман Л, Натансон В Юный пианист. Вып. 1.. М., 1975 г.
- Шапов А. Фортепианная педагогика. Л..1999
- Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978
- Музыкальное воспитание в Венгрии. М., 1983
11.Элементарное музыкальное воспитание по системе Орфа. М., 1978.
для детей:
1.Школа игры на фортепиано
/под общей редакцией А.Николаева ч.1. ч.2 изд. Москва 1974 г./
2.Школа игры на фортепиано
/составитель и редактор Н.Кувшинников и М.Соколов для 1-го года обучения
и для 2-го года обучения изд. Москва, 1963 г./
3.Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих ч.ч.1 и 2
переработанные
/составители С.Ляховицкая и Л Баренбоймизд.Ленинград, Музыка 1990 г./
4.Учебный репертуар для учеников 1,2,3,4 классов ДМШ
/редактор-составитель Б.Милич изд. Киев, 1970 г./
5.Юный пианист вып.1,2
/под редакцией Л.Ройзмана, В.Натансона изд. Москва, 1973 г./
6.Педагогический репертуар ДМШ, младшие классы
/ред.-составители Н.Любомудрова, К.Сорокин Москва, Музыка 1987 г.
7.Фортепианная музыка для ДМШ. Сонатины, Вариации, Рондо для
фортепиано. Пособие по общему фортепиано.
/составители Коломина Н., Легкова Н./
8.Малыш за роялем – учебное пособие
/авторы-составителии: И.Лещинская, В.Пороцкий изд. «Советский
композитор» Москва, 1992 г./
9.Хрестоматия педагогического репертуара «Новая школа игры на
фортепиано»
/Издание седьмое Ростов–на–Дону «Феникс» 2010 г./19
10.О.Геталова, И.Визная «В музыку с радостью»
/Изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2005 г./