Содержание:
1.Пояснительная записка
2.Цели и задачи программы
- Содержание программы
- Планируемые результаты
5.Организационно- педагогические условия реализации программы.
6.Список литературы
1.Пояснительная записка
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, возрождение народного творчества приобретает все более важное значение. Отточенный веками, сохранившийся в сотнях поколений народно-сценический танец является одной из высших духовных ценностей русского народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры народов России.
Программа Народно-сценический танец является одним из предметов, составляющих содержания Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ансамбль танца Морозко».
Содержание учебного предмета Народно-сценический танец тесно связано с содержанием учебных предметов Подготовка концертных номеров, Классический танец.
Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобретенные музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала.
Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического экзерсиса. Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.
Направленность программы
Программа предмета Народно-сценический танец имеет художественную направленность. Составлена для реализации в условиях Муниципального учреждения дополнительного образования «Детский центр искусств» г.Ухты и направлена на формирование общей культуры учащихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Актуальность данного направления в преподавании хореографии диктует реальность – налицо нежелание детей и молодёжи сохранять и утверждать исконные культурные народные традиции, наблюдается отрыв юного поколения от культурных корней. Изучение традиционной культуры способствует развитию духовного мира человека, формирует его художественный вкус.
Обучение народно-сценическому танцу есть фактор сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является то, что помимо основных задач обучения хореографии в учебном процессе решаются различные частные задачи, которые определяются особенностями танца, комплекса упражнений, уровнем подготовленности, необходимыми условиями.
На каждый год обучения предлагается определённый минимум умений, навыков, сведений по хореографии. Педагог строит работу таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива. Программа даёт возможность педагогу-хореографу использовать танцевальные движения при минимуме тренировочных упражнений. Вместе с тем в основе преподавания народного танца лежит профессиональная методика, без которой учащиеся не смогут получить необходимые навыки. Особенностью обучения ребёнка по данной программе является максимально возможное знакомство его со сценой. То есть ученик уже на первом году обучения может выйти на сцену и участвовать в концерте в меру своих сил.
Данная программа не предполагает отбора детей для обучения. Программа является разноуровневой.
Разноуровневость при проектировании программы реализует право каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности. Программа предоставляет всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.
Концепция программы основывается на следующих принципах:
-выявление и развитие творческих задатков детей;
-создание условий для проявления и самовыражения полученных знаний;
-выявление одаренных детей;
-расширение кругозора посредством посещения театров, музеев, выставок, а также чтением популярной хореографической литературы.
-включение хореографии в общую систему гармонического воспитания личности;
-обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению инновационных технологий на материале современных учебно-методических пособий;
-сотрудничество с родителями для достижения устойчивых положительных результатов обучения;
-создание комфортной среды для воспитания ребенка;
-интенсификация педагогического процесса;
-бережное отношение к традициям преподавания хореографии.
Наряду с этим появляется возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, хореографическим способностям и другим индивидуальным данным. Это находит выражение в реализации разноуровневого подхода к освоению программы.
Адресат программы. Возрастная категория детей, участвующих в реализации программы: мальчики и девочки — на начало обучения 8-9лет, завершение обучения 11-12лет.
Степень предварительной подготовки: учащиеся, освоившие первый класс программы Классический танец.
Предполагаемый состав групп: количественный состав групп 12-14 человек.
Группы формируются по возрастному принципу: в одну группу могут быть объединены дети, примерно, одного возраста (с разницей в один – два года), с равной степенью природных данных, и, примерно, одинаковым чувством ритма.
Наличие способностей в обучении хореографией имеют очень важное значение, но по статистике ребенок с хорошими природными данными один на тысячу. Программа предусмотрена практически для всех детей, кто проявил желание заниматься хореографией.
Объем программы
При реализации программы Народно-сценический танец со сроком обучения 4 года общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 336 часов.
Недельная нагрузка: 1-2 год обучения (2-3 класс)–2 часа в неделю; 3 год обучения (4 класс) — 3 часа в неделю, 4 год обучения (5 класс) — 4 часа в неделю.
Продолжительность занятия – 40 минут. Занятия могут проводиться парами – по 2 урока с перерывом. Музыкальное оформление урока осуществляется концертмейстером и соответствует 100% учебного плана.
Форма организации образовательного процесса – очная.
Продолжительность учебных занятий 34 учебные недели. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.
Реализация настоящей программы обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
В каникулярные периоды реализация программы осуществляется во внеурочной форме ( внеаудиторная нагрузка): воспитательные мероприятия, посещения концертов, участие в конкурсах и др.
Аудиторная учебная нагрузка по предмету составляет не более 4 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия учащихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях.
Формы организации образовательного процесса :
-индивидуальные (занятия с солистами и детьми, требующими коррекции);
-мелкогрупповые (12-14 человек);
-ансамблевые (коллективные репетиции двух или трех групп).
Виды занятий:
— аудиторные практические занятия;
— самостоятельные занятия;
— воспитательные занятия;
— викторины, коллоквиумы и др.
Срок освоения программы и режим занятий
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Число занятий в неделю | Всего часов
в год |
Продолжительность
занятий |
Наполняемость
группы |
1 год | 2 | 1 | 68 | 2х40 мин. | 12-14 чел. |
32год | 2 | 1 | 68 | 2х40 мин. | 12-14 чел. |
3год | 3 | 1,5 | 102 | 2х40 мин. |
10-12 чел. |
4 год | 4 | 2 | 136 | 2х40 мин. |
от 8 чел. |
2.Цели и задачи
Цель программы
—развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народно-сценических танцев, танцевальных композиций народов мира.
Задачи программы:
Обучающие:
-ознакомить учащихся с основами хореографии и элементарной теории музыки;
-формировать и совершенствовать исполнительские навыки;
-обучить выразительному и техничному исполнению движений;
-сформировать навык исполнения экзерсиса у станка и на середине;
-сформировать навыки ансамблевого исполнительства;
-сформировать навыки публичного выступления, умения держаться на сцене;
-научить анализировать свою работу на занятии;
-познакомить учащихся с разными видами и стилями хореографии через учебную и художественно-творческую деятельность.
Развивающие:
-ознакомить с историей возникновения народно-сценического танца;
-развить эмоциональную отзывчивость на музыку;
-развить музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальную память, мышление, чувство ритма;
-развить координацию;
-развить навыки и умения анализировать содержание музыкальных фраз, предложений, применяя эти знания при разучивании и исполнении танцевальных;
-ознакомить с основами музыкальных жанров и стилей;
-ознакомить учащихся с лучшими образцами народной хореографии, с творчеством ведущих хореографических ансамблей.
Воспитательные:
-воспитать трудолюбие и дисциплинированность;
-сформировать навыки самостоятельной работы над танцевальным номером;
-сформировать художественный музыкальный вкус, развить интерес к исполнению народных танцев и посещению концертов;
-воспитать культуру общения в творческом коллективе;
-воспитать чувство ответственности перед самим собой и коллективом
-воспитывать интерес к танцевальной культуре своего народа и народов других национальностей
Здоровьесберегающие:
-формировать мотивацию на ведение здорового образа жизни;
1 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
-освоение простейших элементов и движений народно-сценического танца у станка и на середине зала; -выработка первоначального представления о характере исполнения изучаемых движений; -освоение элементарных навыков танцевальной координации движений.
|
Знать:
-основные положения позиций рук и ног в народно-сценическом танце; -положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов русского танца, освоение данных элементов на середине; -владеть приемами: «сокращенная стопа», «скошенный подъем»; -уметь ориентироваться в пространстве: у станка и на середине зала; -знать движения в различных ракурсах и рисунках; -уметь исполнять движения в характере русского танца; -первоначальные навыки при исполнении вращений и подготовок к ним.
|
открытые уроки для родителей;
контрольные уроки. |
2. | Развивающие:
-способствовать формированию музыкального восприятия; -развивать чувство координации движения и ритма; -способствовать формированию технических навыков; -способствовать развитию общей культуры; -развивать умения выразить образ в разном эмоциональном состоянии; -развивать навыки культуры общения с партнером, работы в ансамбле.
|
Уметь:
-двигаться в соответствии с характером музыки; -согласовывать музыку и движение; -сосредотачиваться при изучении движений и их разнообразных вариаций; -воспринимать музыкальный материал; -координировать движения; -различать музыкальный размер 2\4,3\4,4\4; -координировать движение рук с движением ног; -чувствовать и различать эмоциональное состояния образа в движении.
|
работа в классе, на уроке;
исполнение перед родителями. |
3. | Воспитательные:
-воспитать уважительное отношение друг к другу; -сформировать навыки коллективного общения; -воспитать уважительное и толерантное отношение к различным хореографическим и музыкальным жанрам.
|
-положительно относиться к занятиям хореографией;
-умение свободно общаться на уроке с педагогом и в коллективе; -уважительно относиться друг к другу.
|
педагогические
наблюдения. |
2 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
-изучение движений у станка (кроме ronddejambeparterre и battementfondu); -развитие элементарных навыков танцевальной координации движений; -освоение основных первоначальных понятий о характере, манере и стиле исполнения изучаемых движений; -разучивание несложных танцевальных связок или этюдов (1-2) из 2-3-х ранее пройденных движений на 8-16 тактов (второе полугодие); -совершенствование техники исполнения движений, развитие силы и выносливости; -усложнение музыкального оформления урока; -усиление динамики исполнения за счёт небольшого ускорения темпа во всех движениях.
|
Знать:
-грамотно исполнять программные движения у станка и на середине зала; -ориентироваться в пространстве, на сценической площадке; -работать в паре и танцевальными группами; -знать основные движения русского, коми, белорусского танцев; -знать манеру исполнения упражнений и характер русского, коми, белорусского танцев; -знать технику исполнения вращений на середине зала и по диагонали.
|
открытые уроки для родителей;
контрольные уроки. |
2. | Воспитательные:
-способствовать воспитанию таких нравственных качеств как настойчивость, трудолюбие, выдержка; -привить учащимся культуру общения между собой в паре, в ансамбле, с окружающими; -воспитать доброжелательность, чуткость и внимательное отношение друг к другу; -воспитать аккуратность и самостоятельность; -воспитать ответственность за общее дело.
|
Быть:
-ответственным в подготовке к уроку; -активным на уроке, в контакте с педагогом; -доброжелательным, чутким и внимательным по отношению друг к другу; -аккуратным; -самостоятельным; -настойчивым; -трудолюбивым и выдержанным.
|
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-уметь переходить от одного движения к другому; -развивать легкость и чувство позы при исполнении движений танца; -развить способность к самостоятельной и коллективной работе; -развивать мотивацию на творческую, художественно-эстетическую и культурную деятельность.
|
Уметь:
-практически использовать приобретенные знания; -сценически выражать характер и характерную мимику; -правильно общаться между собой в паре, в ансамбле, с окружающими; -сознательно понимать каждое движение танца в его простейших элементах-(модуль-блок); -исполнять простые танцевальные движения в комбинациях; -самостоятельно и коллективно работать.
|
работа в классе,
на уроке; исполнение перед родителями. |
3 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
-повторение и закрепление пройденного материала в более сложных сочетаниях с широким использованием ракурсов; -соединение движений в более объемные (16-32 тактов) комбинации с достаточно сложным композиционным рисунком; -изучение новых элементов и движений; -выработка навыков правильности и чистоты исполнения движений; -формирование навыков выразительного исполнения движений.
|
Знать:
-методику исполнения технически сложных движения у станка и на середине зала; — раскладку ритмических рисунков русского, коми, украинского, танцев народов Прибалтики; -усвоить и развивать ансамблевое исполнение; -ориентироваться в пространстве во время исполнения танцевальных комбинаций и этюдных форм; -правильно пользоваться деталями костюма, атрибутикой: ленточками, веночками, платочками, шапками, корзинками, бубнами и т.д.; -продолжать добиваться в ансамбле выразительности и виртуозности исполнения движений; -умение запоминать и воспроизводить «текст» народно-сценических этюдов; -знание и владение навыками коллективного исполнительского творчества; -правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, продолжать -знание основных анатомо-физиологических особенностей человека.
|
контрольные уроки. |
2. | Воспитательные:
-воспитать духовную культуру и нравственность; -воспитать корректное поведение со старшими и сверстниками; -воспитать патриотическое отношение к Родине; -способствовать воспитанию таких нравственно-этических качеств как целеустремленность, дисциплинированность, способствовать раскрытию индивидуальности учащихся.
|
-умение доводить начатое дело до конца;
-умение работать в коллективе, учитывая интересы сверстников; -умение адекватно реагировать на предложения педагога; -умение быть дисциплинированным, целеустремленным, проявлять лидерские качества; -проявлять индивидуальность.
|
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развивать исполнительские навыки; -развивать чувство ритма, памяти; -сформировать навыки творческой инициативы; -сформировать навыки постановки перед собой задачи и нахождения способов ее решения; -продолжать развивать координацию движений; -развивать характер и манеру исполнения русских народных танцев; -продолжать формировать свободу движения; -развивать способность к коллективной работе;
|
Уметь:
-образно мыслить; -творчески работать в коллективе; -принимать решения, давать оценку своим действиям; -исполнять элементы танца в заданном характере; -передать характер и манеру исполнения русских народных танцев; -свободно владеть сценической площадкой; -продолжать развивать физическую выносливость;
|
работа в классе, на уроке;
исполнение перед родителями. |
4 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
-дальнейшее изучение элементов у станка более сложных, требующих соответствующей координации в исполнении и силовой нагрузки; -введение, активной работы рук, перегибов и поворотов корпуса; -подробное изучение положений в парном танце и выработка навыков общения партнеров; -продолжение работы над выразительностью и выявлением творческой индивидуальности обучающихся; -дальнейшее усложнение танцевальных этюдов на 32-64 такта;
|
Знать:
-исполнять грамотно выразительно и технично экзерсис у станка и на середине зала; -передавать национальный характер русского, коми, молдавского танца, танцев народов Поволжья; -ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и этюдных форм; -исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращение, дроби — для девочек; различные виды присядок, «хлопушек» — для мальчиков; -правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций.
|
контрольные уроки. |
2. | Воспитательные:
-воспитать культуру поведения на сцене; -воспитать понимание необходимости совершенствования танцевального мастерства; -воспитать самостоятельность и самоконтроль в работе над этюдами, постановками; -воспитать духовную культуру и нравственность; -воспитать интерес к творческой работе; -сформировать художественно-эстетического вкус; -воспитать гармоничное сочетание подчинения и руководства в коллективе; -воспитать взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности; -воспитать качества активно выступающего исполнителя: ответственного, дисциплинированного, умеющего поддержать друг друга, быстро перестроиться, заменить, то есть воспитать мобильные качества личности;
|
-эмоционально-положительное отношение к занятиям;
-высокая концентрация внимания; -высокая познавательная активность; — навыки культуры поведения, общения, чувство ответственности при выступлении на любой сценической площадке. -умение работать в коллективе, учитывая интересы других; -восприятие педагога как наставника; -стремление преодолевать трудности, доводить дело до получения результата. Быть: развитым физически, аккуратным, опрятным, дисциплинированным.
|
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развивать импровизацию, воображение, фантазию; -расширять музыкально –художественный кругозор; -способствовать творческому развитию, активизации мышления; -способствовать развитию хореографической памяти, внимания; -способствовать формированию умений и навыков выполнения сложных трюковых и силовых элементов; -способствовать раскрытию индивидуальности; -развивать физическую силу и выносливость, укреплять нервную систему, способствовать дальнейшему развитию физических данных; -развивать актёрское, мастерство, выразительность, музыкальность через прослушивание и разбор музыкального материала и постановку хореографических номеров.
|
Уметь:
— импровизировать в быстром и медленном темпе; -эмоционально реагировать на музыкальные произведения; -представлять картину, исполняемого сюжета и уметь его анализировать; -музыкально — пластически интонировать; -раскрывать свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле. |
работа в классе, на уроке;
исполнение перед родителями. |
3.Содержание программы
Содержание программы изложено поэтапно, в развитии — от простого к сложному.
1 год обучения
№ | Наименование разделов тем | Всего
часов |
Теория | Практика
|
1. | Партер | 20 | 5 | 15 |
2. | Основные положения рук и ног | 5 | 1 | 4 |
3. | Элементы русского танца | 27 | 7 | 20 |
4. | Мужские движения | 12 | 3 | 9 |
5. | Контрольные уроки, экзамен | 4 | — | 4 |
Итого: | 68 | 16 | 52 |
2 год обучения
№ | Наименование разделов тем | Всего
часов |
Теория | Практика
|
1. | Экзерсис у станка | 25 | 5 | 20 |
2. | Элементы русского танца | 20 | 5 | 15 |
3. | Мужские движения | 8 | 2 | 6 |
4. | Элементы регионального (коми) танца | 6 | 2 | 4 |
5. | Элементы белорусского танца | 5 | 2 | 3 |
6. | Контрольные уроки,экзамен | 4 | — | 4 |
Итого: | 68 | 16 | 52 |
3год обучения
№ | Наименование разделов тем | Всего
часов |
Теория | Практика
|
1. | Экзерсис у станка | 42 | 12 | 30 |
2. | Русский танец. | 21 | 6 | 15 |
3. | Мужские движения | 8 | 2 | 6 |
4. | Коми танец | 7 | 2 | 5 |
5. | Украинский танец | 13 | 3 | 10 |
6. | Прибалтийский танец (эстонский, литовский, латышский –по выбору) | 7 | 3 | 4 |
7. | Контрольные уроки, экзамен | 4 | — | 4 |
Итого: | 102 | 28 | 74 |
4 год обучения
№ | Наименование разделов тем | Всего
часов |
Теория | Практика
|
1. | Экзерсис у станка | 40 | 10 | 30 |
2. | Русский танец | 38 | 8 | 30 |
3. | Мужские движения | 20 | 8 | 12 |
4. | Коми танец | 14 | 3 | 11 |
5 | Молдавский танец | 12 | 2 | 10 |
6. | Танцы Поволжья (татарский, марийский, башкирский –по выбору) | 8 | 2 | 6 |
7. | Контрольные уроки, экзамен | 4 | — | 4 |
Итого: | 136 | 33 | 103 |
Учебно – тематический план по предмету «Народно-сценический танец» – Приложение №6.
Календарно – тематический план по предмету «Народно-сценический танец» – Приложение №7.
4.Планируемые результаты
Содержание программы учебного предмета Народно-сценический танец ориентированно на:
- выработку у учащихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации;
- приобретение навыков творческой деятельности;
- формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;
- умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с педагогами и учащимися в образовательном процессе;
- уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;
- определение наиболее эффективных способов достижения результата.
Предметные результаты:
Предметным результатом учащихся является освоенный в ходе изучения программы опыт специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению.
Минимум содержания программы должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков:
Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета Народно-сценический танец, который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
-знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
-знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
-знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
-знание средств создания образа в хореографии;
-знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
-умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
-умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
-умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
-умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
-умение понимать и исполнять указания преподавателя;
-умение запоминать и воспроизводить «текст» народно-сценических танцев;
-навыки музыкально-пластического интонирования;
А также:
-знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев нашей страны и народов мира;
-знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений народно-сценического танца в соответствии с учебной программой;
-владение техникой исполнения программных движений как в экзерсисах, так и в танцевально-сценической практике;
-использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества;
-знание основных анатомо-физиологических особенностей человека;
-применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.
По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:
— выполнять, не теряя методически грамотного и технически виртуозного исполнения, экзерсис у станка и на середине зала, в соответствии с программными требованиями;
— предельно достоверно и образно передавать национальный характер русских, коми, белорусских, украинских, молдавских танцев, танцев народов Прибалтики и Поволжья, используя артистические и эмоциональные приемы и навыки в парных танцах, сольных партиях, в массовых (построенных на рисунках) этюдах;
— используя технически сложные движения народно — сценического танца, не теряя артистического исполнения, достоверно и грамотно передавать национальный колорит изучаемого хореографического материала;
— учитывая степень повышенной сложности изучаемого материала, правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, продолжать развивать физическую выносливость.
Уровневая таблица планируемых результатов
Уровни результатов | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
1 уровень | Регулятивных:
— сформированное умение ставить простую учебную задачу; — сформированное умение составлять простейшие планы; — сформированное умение видеть результат планируемых действий; — сформированное умение оценивать свою деятельность, соотнося её с образцом. Познавательных: — сформированное умение учащегося принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативных: — сформированное умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач. |
— сформированные теоретические социальные знания учащихся об общественных нормах, об устройстве общества, о социально-одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе.
|
2 уровень | Регулятивных:
— сформированное умение ставить сложную учебную задачу из того что известно и усвоено учащимся при помощи педагога; — сформированное умение составлять план и видеть последовательность действий; — сформированное умение видеть отделенный результат действий; — сформированное умение контролировать свою деятельность; — сформированное умение оценивать свою деятельность соотнося её с самим собой; — сформированная способность к саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии. Познавательных: — сформированное умение самостоятельно формулировать познавательную цель, преобразовывать практическую задачу в зависимости от сложившихся условий. Коммуникативных: — сформированное умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
-сформированное умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
— сформированное действие нравственно-этического оценивания усваимого содержания. |
3 уровень | Регулятивных:
— сформированное умение самостоятельно ставить учебную задачу любой сложности; — сформированное умение строить сложные планы, определять промежуточные цели с учетом конечного результата; — сформированное умение видеть отдаленный результат и выстраивать свою деятельность согласно достижения этого результата; — сформированное умение контролировать и корректировать свою деятельность; — сформированное умение выявления и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень своего освоения; — сформированная способность к саморегуляции как к волевому усилию для достижения цели. Познавательных: — сформированное умение выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; — сформированное умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Коммуникативных: — сформированное умение интегрироваться с группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
— сформированное действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью и учебной деятельности и её мотивом;
— сформированное умение самостоятельного общественного действия. |
- Комплекс организационно-педагогических условий
Требования к условиям реализации программы Народно-сценический танец представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.
Нормативно — правовое обеспечение программы
-Закон РФ «Об образовании в РФ;
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008);
-рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств;
-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
-Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
-Устав МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты;
-Лицензия на право осуществления образовательной деятельности;
Локальные акты центра:
-Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;
-Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;
-Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;
-Порядок перевода, выпуска и отчисления учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;
-Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
-Годовой календарный график.
Программно — методическое обеспечение программы
— методическая и специальная литература по хореографии;
— видео- материалы: хореографические номера профессиональных коллективов;
— интернет- ресурсы;
Методические пособия, учебники , литература, используемая при создании программы
1.Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка. — Орел, Труд, 1999
2.Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. – Орел, «Труд», 1999,1 том; 2 том — 2004
Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец. — М., 1976
3.Климов А. Основы русского народного танца. — М.: Искусство, 1981
4.Ткаченко Т. Народный танец. — М.: Искусство, 1967
5.Ткаченко Т. Народные танцы. — М.: Искусство, 1974
Кадровое обеспечение
Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 5 лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Научно – методическое обеспечение программы осуществляется:
-внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс:
приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;
-учебно-методическим комплексом:
рабочей программой предмета, календарно- тематическими планами, планами занятий, методическими рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными заданиями;
-методическим обеспечением воспитательной работы:
программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;
-исследовательской и методической работой педагогов.
Материально-техническое обеспечение программы
-балетный зал 54 кв.м (на 12-14 учащихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие , балетные станки (палки) , вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
-наличие музыкального инструмента (фортепиано) в балетном классе;
-костюмерная, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
-раздевалки для учащихся и педагогов.
Формы аттестации и контроля
Оценка качества реализации программы Народно-сценический танец включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Уровень освоения программы проверяется на контрольных уроках и зачетах.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов.
При выведении итоговой (переводной) оценки за год учитывается следующее:
— оценка годовой работы ученика;
— оценка на переводном экзамене (зачете);
— другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и в конце учебного года.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Требования к содержанию итоговой аттестации учащихся определяются образовательной организацией. Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Уровень личностных и метапредметных результатов оценивается методом тестирования учащихся и методом наблюдения на всех этапах освоения программы.
По итогам выполнения практической части программы на контрольном уроке, зачете и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном); |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.; |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета; |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества освоения содержания программы.
График промежуточной и итоговой аттестации
Год обучения | Срок проведения | Вид контрольного мероприятия |
1год | конец четверти
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
переводной экзамен (зачет). |
2 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
переводной экзамен (зачет). |
3 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
переводной экзамен (зачет).
|
4год | конец четверти
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
выпускной экзамен. |
Работа с родителями
Работа с родителями имеет большое значение – это 50% успеха работы с детьми. Система родитель-ребенок и его увлечения – важный элемент в воспитании, как родителя, так и ребенка.
Большое значение при организации работы придается включению родителей в ту атмосферу деловитости и серьезности, создать которую считается необходимой в занятиях искусством. Для того, чтобы создать у родителей желаемый психологический настрой, вызвать у них нужное отношение и понимание целей занятий, родители приглашаются на концерты, открытые занятия, проводятся беседы о том, что может дать ребенку искусство танца, раскрытие значение объективного, беспристрастного подхода к своим детям, необходимости учета их индивидуальных склонностей, способностей. Особенно подчеркивается роль прилежания; прилежный, работоспособный, даже менее одаренный ребенок может достичь хороших результатов, если он находится в атмосфере доброжелательности, интереса и уважения к своим достижениям.
Требования к внешнему виду детей:
Обувь должна быть мягкой для занятий классическим экзерсисом (специальные тапочки, носки, чешки) и туфли для исполнения народных танцев. Форма одежды должна быть обтягивающей (купальники, трико), чтобы педагог мог видеть недостатки в осанке ребенка во время исполнения упражнений. Волосы должны быть гладко зачесаны, не спадать на лицо.
Методические материалы
Методы обучения
Под методами обучения народно-сценического танца понимаются способы применения танцевальных упражнений, движений народно-сценического танца и учебных танцевальных этюдов.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, разбор, анализ);
-наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащегося);
-практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
-индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Методы воспитания
-традиционно принятый: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;
-инновационно-деятельностный (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий): модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;
-неформально-межличностный (осуществляются через личностно значимых авторитетных людей, из числа друзей и близких);
-тренингово-игровой (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в сᴨȇциально заданных условиях): социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;
-рефлексивный (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).
Средства воспитания — это все то, с помощью чего преподаватель воздействует на учащихся. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино- и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, балетные сᴨȇктакли, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.
Методические рекомендации для педагогов
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
При работе над программным материалом педагог должен опираться на следующие основные принципы:
— целенаправленность учебного процесса;
— систематичность и регулярность занятий;
— постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
— строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.
С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на середине класса, по диагонали и по кругу класса.
Урок по народно-сценическому танцу состоит из трех частей:
1.Экзерсис у станка.
- Экзерсис на середине класса.
3.Работа над этюдами, построенными на материале русского танца и танцев народов мира.
Преподавание народно-сценического танца заключается в его поэтапном освоении, которое включает ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники народно-сценического танца, практической работой у станка и на середине зала, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений.
Музыкальное оформление урока народно-сценического танца
Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные, так и тренажные упражнения. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Правильно подобранный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его национальности, характеру, рисунку, темпу. Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, чтобы основное внимание учащихся было бы направлено на движение. На первоначальном этапе обучения необходимо использовать музыкальное сопровождение с простым ритмическим рисунком, позднее его можно разнообразить.
В каждом классе в зависимости от возрастной категории и подготовленности группы музыкальное сопровождение урока различно: по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.
Музыкальный материал на уроке по народному танцу является носителем национальной принадлежности данного конкретного лексического материала; соответственно музыки учащиеся учатся правильно исполнять характер и манеру движения. С помощью музыки движения приобретают художественную окраску, а исполнение наполняется эмоциональным содержанием.
- Список литературы:
методической
- Акопян-Шупп, Р. Глобальный танец: творческий процесс, развитие новой сферы танца / Р. Акопян-Шупп. В сб. Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии. Материалы международной конференции. — Волгоград, 1999. — С.41-50.
- Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. — М., 1995. — С.23.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Проблема формирования личности. — М.: Москва-Воронеж, 1997. — С. 135-172.
- Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. — М.: Прикосновение, 2005. — С. 127.
- Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. — М.: Искусство, 1963.
- Васильев О.С. Семиотика этнокультуры/ О.С.Васильев // Современные эстрадные танцы, № 2 (14), 2003. — С. 30-31
- Васильцова В.Н. Народная педагогика / В.Н. Васильцова — М.: Школа-Пресс, 1996.
- Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. — М.: Знание, 1989. — 84с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
- Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. — М.: Искусство, 1964. — 326 с.
- Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды/Г.С. Гороина. — М.: Просвещение, 1974.
- Государев А.А. Духовное и художественное: иерархия ценностей в культуре личности/ А.А. Государев // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой — № 6, 1997. — С. 180-183.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: учеб. пособие для вузов искусств и культуры / Г.П. Гусев. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.
- Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. — М., 1976. — 364 с.
- Леднев В.С. Содержание образования: Сущность, структура, перспектива / В.С. Леднев. — М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников./ Б.Т. Лихачев — М.: Педагогика, 1999.
- Кон И.С. Ребенок и общество/И.С. Кон.
— М., 1988. — С. 133-166. - Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / М.Н. Мельников — Новосибирск, Просвещение 1987.
- Месерер А. Танец. Мысль. Время / А. Месерер. — М.: Искусство, 1979.
- Методология ᴨȇдагогики: сб. ст. / под ред. В.В. Краевского. — М.: Педагогика, 1997. — 104 с.
- Народно-сценический танец. Ч. 1.: учеб.-метод. пособие для средн. спец. и высш. учеб. заведений искусств и культуры. — М.: Искусство, 1976. — 224 с.
- Неменский Б.М. Дидактика глазами художника / Б.М. Неменский // Педагогика. — 1996. — № 3. — С.19-24.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. — М.: Наука, 1986. — 256 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я.А. Пономарев — М.: Педагогика, 1976.
- Проблемы наследия в хореографическом искусстве: сб. ст. — М.: ГИТИС, 1992. — 63 с.
- Смоляр А.И. Личность учителя и реализация функций художественного образования и эстетического воспитания / А.И. Смоляр // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности. — Самара: Изд-во СГПУ, 2003. — С. 23-32.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения ᴨȇдагогических задач / Л.Ф. Спирин. — М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 174 с.
- Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. — СПб.: ИГПУ, 1996. — 264 с.
- Телегин А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств/ А.А. Телегин. — Самара, 2005. — 229 с.
- Телегина Л.А. Народно-сценический танец: учеб.-метод. пособие / Л.А. Телегина. — Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. — 96 с.
- Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. — М., 1967. — Ч.1.
- Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская.
— М.: Совет. Россия, 1981. - Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская.
— М.: Совет. Россия, 1982. — 144 с. - Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. — М., 1996. — 478 с.
- Философский эстетический словарь — М.: ИНФРА — М, 2002. — 576 с.
для детей:
1.Барышникова А. Азбука хореографии. – М.,1999.
2.Балет: пер. с англ. – М: ООО «Изд. Астрель», 2003. – 64 с.: ил.
3.Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л., 1980.
4.Вечеслова Т. Я – балерина. – Л. – М. «Искусство», 1966. – 272с.
5.Детская энциклопедия. Балет. – М., 2001.
6.Дешкова П. Загадки Терпсихоры. — М., 1989.
7.Носова В.В. Балерины. – М., 1983.
8.Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М., 1985.
9.Прокопов К. Клубные танцы: ОНА. – М.: АСТ. Астрель: Хранитель, 2007. – 119с.
10.Смит Люси. Танцы. Начальный курс. – М., 2001.
11.Тимофеева Н. Мир балета. – М., 1993.
12.Уральская В.С. Природа танца. – М.,1981.
13.Уральская В.С. Рождение танца. – М.,1982.
14.Хочу танцевать. Под ред. Г.Филатовой. – М., 1998.
15.Чижова А.Э. Танцует «Березка». – М., 1967.