Музыкальный инструмент фортепиано

%d0%bc%d1%83%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%b8%d0%bd%d1%81%d1%82%d1%80%d1%83%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82-%d1%84%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b5%d0%bf%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d0%be

  1. Пояснительная записка

 

           Музыка — неотъемлемая составляющая человеческой жизни. Она, по выражению Стендаля, «…единственный вид искусства, проникающий в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум».

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного.

Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познаёт окружающую действительность, но и осознает и, утверждает себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом.

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальный инструмент фортепиано» имеет художественную направленность. Составлена для реализации в условиях Муниципального учреждения дополнительного образования «Детский центр искусств» г.Ухты и направлена на гармоничное формирование личности,  ее духовно-нравственное воспитание посредством  приобщения  к систематическим занятиям музыкой.

Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано — движение пальцев; исполнение на фортепиано — движение души. Обычно мы слышим только первое» (А. Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Данная программа опирается на традиционные и новые методики преподавания и ориентирована на индивидуально-личностный подход в обучении. Разработка новых подходов к обучению связана с  необходимостью развития у учащихся навыков эстетической оценки художественной образности музыкального искусства, восприимчивости к языку музыки, активизации потребности слушать и воспроизводить музыку, эмоционально откликаться на нее.

По степени авторства данная образовательная программа

«Музыкальный инструмент Фортепиано»  является модифицированной.  Основой программы явились :

-Примерная программа по классу специального фортепиано для детских музыкальных школ. – М.: Министерство культуры СССР, 1988г.

-Вариативная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музыкальный инструмент фортепиано. – М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2006г.

-Вариативная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музицирование для учащихся фортепианного отделения. – М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2006г.

-Примерная программа для детских музыкальных школ музыкальных отделений детских школ искусств «Сольфеджио» Москва -1984г.  сост. Т.А.Калужская.

-Примерная  программа по ритмике для ДШИ. – Министерство культуры РФ 2013 г. (составитель Н.А.Москвичева);

-Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств» Министерства культуры РФ. (Москва, 2002г.) автор А.Н. Лагутин.

Отличительной особенностью программы является ее общедоступность и в этой связи :

-расширен репертуар за счет произведений современных авторов, обработок популярной музыки, ансамблевых аранжировок произведений;

— дифференцированы  требования к результатам освоения программы по уровням;

— разработаны  формы мероприятий итогового контроля, позволяющие дифференцированно оценить результаты освоения программы по уровням.

 

Программа соответствует современным требованиям, предъявляемым  к образовательной программе, так как:

  1. Она имеет развивающий характер, ориентирована на комплексное музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью.
  2. В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной работы с детьми.
  3. Программа является разноуровневой — учитывает разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми.
  4. В ней учтены идеи развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.
  5. Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка.

6.Программа оснащена практическими материалами и пособиями .

Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения,  предлагают проект образовательного процесса, который определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, а также способы, методы и средства обучающей  деятельности педагога. В условиях музыкально-образовательного процесса концептуальной основой педагогической технологии является  личностно — ориентированный,  деятельностный и компетентностный подходы к обучению; содержательной частью выступает конкретная образовательная программа; процессуальную основу составляют средства, методы, формы деятельности педагога и ученика, отражающие специфику организации музыкального обучения.

Концепция программы основывается на следующих принципах:

  • выявление и развитие творческих задатков детей;
  • создание условий для проявления и самовыражения полученных знаний;
  • выявление одаренных детей;
  • расширение кругозора посредством посещения театров, музеев, выставок, а также чтением популярной музыкальной литературы.
  • включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности;
  • обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению инновационных технологий на материале современных учебно-методических пособий;
  • сотрудничество с родителями для достижения устойчивых положительных результатов обучения;
  • создание музыкальной среды для воспитания ребенка;
  • интенсификация педагогического процесса;
  • бережное отношение к традициям преподавания музыки.

 

Наряду с этим появляется возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным. Это находит выражение в реализации разноуровневого подхода к освоению программы.

 

Программа удовлетворяет социальный заказ, запросы родителей   микрорайона на получение детьми дополнительного образования в области музыкального искусства. Ежегодно пользуется большим спросом, реализуется в учреждении на протяжении 27 лет.

Данная программа не предполагает отбора детей для обучения. Программа является разноуровневой. Актуальность разработки программы, как разноуровневой обусловлена Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р, в том числе в части принципов государственной политики развития дополнительного образования детей.

Разноуровневость при проектировании программы реализует право каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности.  Программа предоставляет всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. При реализации программы  предусматриваются  такие принципы, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми, исходя из диагностики и комплекса стартовых возможностей каждого из участников  программы.

По уровню освоения программа является :

5-летний курс  — общекультурный, доступный для освоения каждым ребенком,  7-летний  — углубленной , т.к.  предполагает развитие компетентности учащихся в данной образовательной области, формирование на­выков на уровне практического применения.

 

Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 7 до 15 лет. Учащиеся должны иметь заинтересованность в занятиях музыкой.

Программа рассчитана на 5 и  7 летний  обучения:

5-летний срок обучения предлагается, как базовый и доступный для освоения каждым ребенком,

7 –летний срок  обучения предполагает наличие творческих, музыкальных способностей для глубокого освоения содержания программы, способствующего ,в том числе , предпрофессиональному самоопределению учащихся.

Программа является комплексной. Решая задачи комплексного воспитания юного музыканта программа предусматривает изучение ряда предметов, являющихся основополагающими в  обучении   основам музыки.

При реализации настоящей программы «Музыкальный инструмент Фортепиано» со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 757,5 часов, в том числе по  учебным предметам :

Фортепиано – 321.5 часа,

Сольфеджио и элементарная теория музыки — 338 часов,

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) — 68 часов.

 

При реализации настоящей программы «Музыкальный инструмент Фортепиано» со сроком обучения 7 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 1067.5 часов, в том числе по учебным предметам :

Фортепиано – 457.5 часов,

Сольфеджио и элементарная теория музыки — 474 часа,

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) — 136 часов.

 

Изучение учебных предметов учебного плана  осуществляются в форме индивидуальных занятий (фортепиано), мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 12 человек, (сольфеджио, музыкальная литература, ритмика).

Виды занятий  по программе: аудиторные практические занятия, самостоятельные занятия, воспитательные занятия, концерты, творческие отчеты, викторины, коллоквиумы  и др.

Продолжительность учебного года со второго по седьмой год обучения  составляет 39 недель, для групп первого года обучения  — 38 недель.

Занятия групп первого года обучения  начинаются со второй учебной недели.

Продолжительность учебных занятий : первый год обучения  — 33 недели, со 2 по 7  – 34 учебные недели. С первого по седьмой год обучения  в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней . Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.

Реализация программы в каникулярные периоды осуществляется в форме внеаудиторных  мероприятий: воспитательных занятий, посещений концертов, музеев, участия в конкурсах, фестивалях и др.

 

Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана составляет не более 5 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на  на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия учащихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях учреждения).

 

При изучении учебных предметов предусматривается объем времени на самостоятельную (внеаудиторную) работу учащихся. Объём времени на самостоятельную работу учащихся по каждому учебному предмету определён с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания учащимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности.

Выполнение учащимся домашнего задания контролируется педагогом и обеспечивается  учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

 

 

 

 

 

Реализация настоящей программы обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

 

Срок реализации программы:

   

Наименование  учебных предметов

   

Распределение по годам обучения

№ п\п  

 

Мелкогруппо­вые занятия Индивидуаль­ные занятия   1 –й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й
1 Фортепиано   457.5 в неделю 1.5

 

2 2 2 2 2 2
в год 49.5 68 68 68 68 68 68
2 Сольфеджио и элементарная теория музыки 474   в неделю 2

 

2 2 2 2 2 2
в год 66 68

 

68 68 68 68 68
3 Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

 

136

 

  в неделю  

 

 

 

   

1

 

1

 

1

 

1

в год       34

 

34 34 34
Максимальная нагрузка

 

 

 

1067.5

 

 

в неделю  

4.5

 

4

 

 

4

 

5

 

5

 

5

 

5

 

в  год

 

115.5

 

136

 

136

 

170

 

170

 

170

 

170

 

 

Режим занятий

Год обучения предмет продолжительность периодичность Количество в неделю
1-3год обучения

 

1.Фортепиано —

 

 

 1 год -30 минут

2-3 год обучения  – 40 минут

2 раза

 

 1год -1.5 часа

(60 мин)

2-3год- 2 часа

(1час 20 мин)

2.Сольфеджио и элементарная теория музыки 40 минут

 

 

2 раза

 

2 часа

(1ч 20 мин)

4-7год обучения 1.Фортепиано 40 минут

 

2 раза

 

2 часа

(1час 20 минут)

  2.Сольфеджио и элементарная теория музыки 40 минут

 

 

2 раза

 

2 часа

(1ч20 мин)

 

  3. Музыкальная литература 40 минут 1 раз 1 час (40 мин)

 

 

  1. Цели и задачи программы

Цель программы:

 

-целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения содержания программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

 

Задачи:

Обучающие задачи:

-формирование навыков игры на фортепиано (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху, основы аккомпанемента);

-овладение основными пианистическими приемами игры на инструменте;

— овладение навыками концертного выступления;

-приобретение знаний основ музыкальной грамоты;

— получение представлений о различных жанрах и видах музыки;

— формирование художественно-эстетических вкусов и потребностей на лучших образцах классической и современной музыки;

— профориентация и подготовка наиболее способных учащихся к поступлению в средние и высшие специальные учебные заведения.

Воспитательные задачи:

— формирование мировоззрения и моральных качеств;

— формирование гражданской позиции и национального самосознания;

— эстетическое воспитание;

— воспитание уважения к старшим и чувства товарищества;

— воспитание открытости, правдивости, приветливости;

— воспитание культуры речи;

— формирование  основ  здорового образа жизни;

Развивающие задачи:

-формирование  умения самостоятельно ставить учебные задачи, планировать, контролировать и корректировать свою деятельность относительно конечного результата;

— формирование  умения  оценивать степень  и уровень освоения содержания образовательной программы;

-формирование  умения выбора наиболее эффективных способов решения учебных задач, проявлять инициативу и самостоятельность;

— воспитание навыков практического использования полученных знаний, открывающих путь к дальнейшему самостоятельному развитию;

— развитие навыков самостоятельного творчества и музицирования;

— воспитание интереса к творческому труду;

— формирование умения  интегрироваться с группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

 

 

3.Содержание программы

 

Учебный план

 

   

Наименование  учебных предметов

 

Аудиторные за­нятия

(в часах)

 

Распределение по годам обучения

№ п\п  

 

Мелкогруппо­вые занятия Индивидуаль­ные занятия  

1 -й

 

2-й

 

3-й

 

4-й

 

5-й

 

6-й

 

7-й

1 Фортепиано   457.5 1.5

 

2 2 2 2 2 2
49.5 68 68 68 68 68 68
2 Сольфеджио и элементарная теория музыки 474   2

 

2 2 2 2 2 2
66 68

 

68 68 68 68 68
3 Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

 

136

 

   

 

 

 

   

1

 

1

 

1

 

1

      34

 

34 34 34
Максимальная нагрузка :

 

1067.5 115.5 136 136

 

170 170 170 170
5-срок освоения 727.5

 

7-срок освоения 1067.5

 

 

 

Содержание учебного плана

Содержание учебного плана представлено в Программах учебных предметов

1.Фортепиано

2.Сольфеджио и элементарная теория музыки

3.Музыкальная литература

 

 

 

 

4.Планируемые результаты

 

Предметные

 

Минимум содержания программы « Музыкальный инструмент фортепиано» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Результатом освоения программы «Музыкальный инструмент фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 

 в области музыкального исполнительства:

— знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

— знания музыкальной терминологии;

— умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

— умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;

— умения создавать  художественный образ при исполнении музыкального произведения;

— навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

— навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

— навыков публичных выступлений;

 

в области теории и истории музыки:

— знания музыкальной грамоты;

— знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

— первичные знания в области строения классических  музыкальных форм;

— умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

— умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

— навыков восприятия элементов музыкального языка;

— сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

— навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

— навыков анализа музыкального произведения;

— навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

— навыков записи музыкального текста по слуху;

— первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Результаты освоения программы « Музыкальный инструмент фортепиано» по учебным предметам  должны отражать:

Фортепиано

-наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

-сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  использовать многообразные возможности фортепиано для максимально грамотного исполнения авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

-знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

-знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

-знание профессиональной терминологии;

-навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;

-навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

-наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

-наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

-наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

Сольфеджио:

-сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

-первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

-умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

-умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

-умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

-навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

-наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

-способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

-умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

-первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

-знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

-навыки теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

-знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительным, театральным, киноискусством, литературой), основных стилистических направлений, жанров;

-знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

-знание профессиональной музыкальной терминологии;

-сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

-умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

-навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

Элементарная теория музыки:

-знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

-первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

-умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с  объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

-наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

 

 

-Метапредметные

 

Метапредметные  результаты  характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают сформированные умения:

-самостоятельно ставить новые учебные, художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

-адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-осуществлять контроль по результатам и способам действий и вносить необходимые коррективы;

-устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение;

-пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ — компетенции);

-эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения);

-самостоятельно организовывать свой культурный досуг.

 

-Личностные

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они  приобретут в процессе освоения образовательной программы :

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание соей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

— умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать  в музыкальной жизни   учреждения, города и др.;

— уважительное отношение к культуре других народов;

— сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

-овладение навыками сотрудничества с педагогами и сверстниками;

— формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

 

 

 

 

Уровневая таблица планируемых результатов

 

Уровни результатов Метапредметные результаты Личностные результаты
1 уровень Регулятивных:

— сформированное умение ставить простую учебную задачу;

— сформированное умение составлять простейшие планы;

— сформированное умение видеть результат планируемых действий;

— сформированное умение оценивать свою деятельность, соотнося её с образцом.

Познавательных:

— сформированное умение учащегося принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативных:

— сформированное умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач.

— сформированные теоретические социальные знания учащихся об общественных нормах, об устройстве общества, о социально-одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе.

 

2 уровень Регулятивных:

— сформированное умение ставить сложную учебную задачу из того что известно и усвоено учащимся при помощи педагога;

— сформированное умение составлять план и видеть последовательность действий;

— сформированное умение видеть отделенный результат действий;

— сформированное умение контролировать свою деятельность;

— сформированное умение оценивать свою деятельность соотнося её с самим собой;

— сформированная способность к саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии.

Познавательных:

— сформированное умение самостоятельно формулировать познавательную цель, преобразовывать практическую задачу в зависимости от сложившихся условий.

Коммуникативных:

— сформированное умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

— сформированное умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

— сформированное действие нравственно-этического оценивания усваимого содержания.

3 уровень Регулятивных:

— сформированное умение самостоятельно ставить учебную задачу любой сложности;

— сформированное умение строить сложные планы, определять промежуточные цели с учетом конечного результата;

— сформированное умение видеть отдаленный результат и выстраивать свою деятельность согласно достижения этого результата;

— сформированное умение контролировать и корректировать свою деятельность;

— сформированное умение выявления и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень своего освоения;

— сформированная способность к саморегуляции как к волевому усилию для достижения цели.

Познавательных:

— сформированное умение выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— сформированное умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Коммуникативных:

— сформированное умение интегрироваться с группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

— сформированное действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью и учебной деятельности и её мотивом;

— сформированное умение самостоятельного общественного действия.

 

 

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

 

Требования к условиям реализации программы «Музыкальный инструмент фортепиано» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.

 

Нормативно- правовое обеспечение программы

-Закон РФ «Об образовании в РФ,

-Порядок  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008),

-рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств,

-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,

— Приложение к письму Департамента  молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки  России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»,

-Устав МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты

-Лицензия на право осуществления образовательной деятельности;

Локальные акты центра:

— Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;

-Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;

-Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;

-Порядок перевода, выпуска и отчисления  учащихся в МУДО  «ДЦИ» г.Ухты;

-Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации  учащихся;

Годовой календарный график;

 

Программно- методическое обеспечение программы

Реализация образовательной программы  обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. В образовательном процессе используются учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио-, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы.

Рабочие программы предметов УП:

—  Рабочая программа по предмету фортепиано;

— Рабочая программа по предмету сольфеджио и элементарная теория музыки;

— Рабочая программа по предмету музыкальная литература;

Методические пособия, учебники:

-представлены в соотв. разделах Рабочих программ по предметам

Кадровое обеспечение

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к должности.  Педагоги имеют педагогическое образование по профилю предмета: высшее или  среднее специальное.

В установленном порядке педагогам обеспечивается курсовая подготовка с целью  обеспечения систематического повышения квалификации.

Научно – методическое обеспечение программы осуществляется:

— внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс: приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;

— учебно- методическими комплексами предметов: рабочими программами предметов, календарно- тематическими планами, планами занятий, методическими рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными заданиями;

-методическим обеспечением воспитательной работы: Программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;

-исследовательской и методической работой педагогов;

Материально-техническое обеспечение

Учебные кабинеты:

-кабинеты для индивидуальных занятий фортепиано – 5 шт. , 17 кв.м, — оснащены :

2 пианино, стол учительский , 4 стула, шкаф книжный, тумба для нот, подставка для ног, наглядные методические пособия;

-кабинет сольфеджио и элементарной теории музыки и музыкальной литературы – 1 шт.  – 36 кв.м,  – оснащен – 6 парт ученических, 14 стульев, 1 стол учительский, доска, телевизор, ноутбук, звуковоспроизводящая техника,  доступ в интернет, шкаф книжный  -2, тумба для нот -1, полка для аппаратуры -1, наглядные методические пособия;

 

 

Формы аттестации и контроля

 

Оценка качества реализации программы « Музыкальный инструмент фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости  могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания,  зачеты.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

По окончании каждой четверти  учебного года оценки выставляются по каждому учебному предмету в журналы и дневники учащихся.

По завершении изучения учебных предметов, после прохождения  итоговой  аттестации учащимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разработаны   образовательным учреждением  самостоятельно. Образовательным учреждением  разработаны критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости учащихся.

Для аттестации учащихся созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки по предметам программы.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков .

Итоговая аттестация проводится   в форме

— выпускных экзаменов:

1) Фортепиано;

2) Сольфеджио;

-контрольного урока:

3) Музыкальная литература:

 

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка 5(«отлично»), 4(«хорошо»), 3(«удовлетворительно»), 2(«неудовлетворительно»). Критерии оценок итоговой аттестации прописаны в программах учебных предметов.

Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

-знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

-знание профессиональной терминологии,  фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого;

-достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;

-умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом   аккордовые, интервальные и мелодические построения;

-наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

Фонд оценочных средств (Приложение1)

Фонд методических материалов ( Приложение2)

 

  1. Список литературы

Список литературы представлен в программах отдельных предметов образовательной программы.