Музыкальная литература

%d0%bc%d1%83%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d0%bb%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b0%d1%82%d1%83%d1%80%d0%b0

Пояснительная записка

Рабочая программа   предмета  Музыкальная литература  является  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  образовательной программой.

По степени авторства программа является модифицированной – разработана на основе Примерной программы и методических рекомендаций по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств» Министерства культуры РФ. (Москва, 2002г.) автор А.Н. Лагутин.

Новизна программы. Многолетняя практика работы, изучение авторских пособий заслуженного учителя Российской Федерации Лисянской Е. Б. (Москва 1997), методические разработки  Акимовой Л.Ю. (Москва РОСМЕН 2002г.) и Шорниковой М.И. (Ростов-на-Дону Феникс 2014г.) позволили  изменить содержание учебного материала, значительно расширить раздел посвященный русской музыки, скомпоновать его и адаптировать к условиям работы в данном центре.

 

В программе разработана собственная система контроля и оценки уровня образования, а также методы, позволяющие сделать это дифференцированно, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

К программе разработан учебно-методический комплекс, необходимый для осуществления образовательного процесса. Материалы  УМК предоставлены как в традиционном  печатном виде — таблицы, плакаты, картины, фотографии, так и на современных носителях информации -видеоматериалы, презентации, интерактивные игры, тесты, викторины.

 

По уровню освоения программа является :

2-летний курс  — общекультурный, доступный для освоения каждым ребенком,  4-летний  — углубленной , т.к.  предполагает развитие компетентности учащихся в данной образовательной области, формирование на­выков на уровне практического применения.

По форме организации  программа является одной из составляющих частей  содержания  комплексных программ Музыкальный инструмент фортепиано, аккордеон, скрипка. В учебном плане Комплексных образовательных программ фортепиано, аккордеон, скрипка предмет Музыкальная литература занимает одно из важных мест .

Это один из самых доступных и интересных предметов. Ни один другой музыкальный предмет не даёт такой полноты и фундаментальности знаний о музыке, её истории, стилях, эпохах и композиторах, жанрах и формах, о музыкальных инструментах и певческих голосах, способах исполнения и сочинения, выразительных средствах и возможностях музыки и т.д.

Как сходить на оперу и получить от этого одно лишь удовольствие, а не разочарование? Как не засыпать во время симфонических концертов, а после сожалеть лишь о том, что всё это быстро закончилось? Как вообще понимать музыку, которая, на первый взгляд, кажется совсем старомодной? Всему этому можно научиться на уроке музыкальной литературы. Программа удовлетворяет потребности учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, формирует  общую культуру  учащихся, способствует возвращению слушателей в залы филармонии, на концерты классической музыки, о чем  говорится в Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Россииот 11.12.2006 №06-1844.

Программа  содержит большой раздел, посвященный русской музыкальной культуре, её истокам и развитию.

 

Программа  имеет художественную  направленность  – направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способ­ностей и склонностей к музыке как виду искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, под­готовки личности к постижению великого мира искусства, форми­рованию стремления к воссозданию чувственного образа воспри­нимаемого мира.

 

Концепция программы основывается на следующих принципах:

выявление и развитие творческих задатков детей;

создание условий для проявления и самовыражения полученных знаний;

выявление одаренных детей;

расширение музыкального кругозора;

формирование музыкального и художественного вкуса;

привлечение инновационных технологий в виде современных учебно-методических пособий; а так же в проектной деятельности учащихся;

сотрудничество с родителями для достижения устойчивых положительных результатов обучения.

 

Актуальность программы   заключается:

-в выработке и систематизации разнонаправленных требований для различных категорий учащихся таким образом, чтобы предмет музыкальная литература способствовал воспитанию креативной личности, нового активного слушателя.

-в форме творческого сотрудничества педагога и учащихся, направленного на:

— развитие исполнительских профессионально-музыкальных навыков и ученических компетенций,

—  в формировании  у учащихся целостного восприятия и систематичности изложения изучаемого материала;

-в  формировании социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

 

Актуальность  Программы так же в ее соответствии требованиям социального заказа жителей микрорайона на получение дополнительного образования в области музыкального развития и воспитания детей.  Ежегодно востребована. Реализуется  в учреждении на протяжении 27 лет.

Отличительными особенностями данной программы являются:                                                                                                                                    1.  Ориентация на индивидуальное развитие учащихся.                                                                     2.  Опора на принципы творческой педагогики.                                                                                    3.  Реальность выполнения заданий, исключающая формальный подход к результатам.                                                                                                                                                                                         4.  Доступность музыкального образования и направление на успех в
обучении.                                                                                                                                          На первый план выдвигаются творческие формы работы: игровые, импровизационные, тестовые. Большое внимание уделяется развитию практических навыков.                                                                                                                     Данная  программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом внутрипредметных  и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа создана с учетом современных тенденций в воспитании детей, инновационных процессов и направлений в образователь­ной системе.

 

Адресат программы — учащиеся  10- 11 лет. Это ребята уже отучившиеся 3 года в Детском центре искусств по программе «Музыкальный инструмент фортепиано ( скрипка, аккордеон) », обладающие определенными знаниями в области теории музыки, игре на музыкальном инструменте  и заинтересованные в продолжение занятий музыкой.

Объем программы:

Настоящая программа рассчитана на четыре учебных года. Она реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Предусматриваются как аудиторные, так и  внеаудиторные занятия, которые проводятся по группам.

Аудиторные занятия проводятся по утверждённому расписанию в соответствии с Годовым календарным графиком.

Реализация программы в каникулярные периоды осуществляется в форме внеаудиторных  мероприятий: воспитательных занятий, посещений концертов, музеев, участия в конкурсах, фестивалях и др.

 

Продолжительность учебных занятий  составляет 34 учебные недели. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.

Аудиторная учебная нагрузка по  предмету  — 1 час в неделю. Продолжительность  занятия — 40 минут.

 

Основной формой организации образовательного процесса является групповой урок. Программой предусматривается  как традиционные уроки:                                                                     — урок изучения нового материала                                                                                                           — урок совершенствования знаний, умений и навыков                                                                            — урок обобщения и систематизации                                                                                                         — комбинированные уроки                                                                                                                          — уроки  контроля и коррекции знаний, умений, навыков

так и новые  виды занятий:

урок – воспоминание                                                                                                                                    урок – посещение концерта                                                                                                            урок – игра                                                                                                                                                 урок – проект

урок – путешествие

урок – лекция (в старших классах)

урок – конференция.

Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков проходят в форме традиционных контрольных уроков (письменных и устных), музыкальных викторин. А также игр с использованием  ИКТ, аналогов телевизионных игр таких как «Угадай мелодию», «Что? Где? Когда?», «Своя игра».

Количество детей в каждой группе до 12 человек.

Методы, используемые на занятиях:

-словесный;

— наглядный; •

-проблемно-поисковый;

— метод игровой мотивации ( использование дидактических игр); •

-научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса).

Программой предусматривается домашняя самостоятельная работа учащихся.

Выполнение учащимся домашнего задания контролируется педагогом и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с требованиями   программы «Музыкальная литература».

 

  1. Цели и задачи программы

 

Цель:

-способствовать формированию личности с широким эстетическим кругозором, воспитанию общей культуры и любви к классической музыке.

Воспитание, обучение, развитие — это основные принципы общей педагогики и педагогики музыкального образования в частности.

 

Материал программы решает следующие задачи:

 

Образовательные:

Овладение знаниями о музыке:

— О  специфике музыки как вида искусства, её значении в художественной культуре, её возможностях в отражении вечных проблем человечества, и связи её с другими видами искусства.

— Её интонационно – образной  природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального я зыка, формах строения;

— О классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, их биографических данных;

— приобретение слушательского навыка, лежащего в основе всех других способов музыкальной деятельности, а также умения анализировать прослушанные произведения и умения рассказывать о музыке, грамотно выражать свои мысли.

 

Развивающие:

— Развитие мышления: образного, ассоциативного, эвристического;

— Развитие художественного и эстетического вкуса;

— Развитие способности к самоконтролю;

— Развитие музыкальности: музыкального слуха, памяти, способности к сопереживанию;

 

Воспитательные:

— Формирование мировоззрения и моральных качеств;

— Формирование гражданской позиции и национального самосознания и

толерантности.

— эстетическое воспитание;                                                                                                 — Воспитать  любовь к народной и классической музыке;

— Сформировать навыки культуры поведения речи

— Воспитать чувство коллективизма и личной ответственности;

— Формирование  основ  здорового образа жизни;

 

  1. Содержание программы
Содержание Колличество   часов
всего теория практика
1 Вводноезанятие 1 1
2 Выразительные средства музыки 3 1,5 1,5
3 Возникновение муз.инструментов 8 4 4
4 Певческие голоса 1 0,5 0,5
5 Музыкальные жанры 7 3 4
6 Музыкальные формы 5 2 3
7 Музыкальный образ 5 1 4
8 Барокко 1 1
9 Вивальди 3 1 2
10 Бах 3 1 2
11 Классицизм 1 1
12 Гайдн. 3 1 2
13 Моцарт 3 1 2
14 Бетховен 3 1 2
15 Романтизм 1 1
16 Шуберт 3 1 2
17 Шопен 3 1 2
18 Шуман 3 1 2
19 Импрессионизм 1 1
20 Дебюсси и Равеля 2 1 1
21 Древнерусская музыка 2 1 1
22 Русская музыка 18 века 1 1
23 Доглинкинский период 2 1 1
24 Глинка 5 2 3
25 Даргомыжский 4 1 3
26 Рус.музыка второй половины19 века 1 1
27 Мусоргский 5 2 3
28 Бородин 5 2 3
29 Римский-Корсаков 5 2 3
30 Чайковский 5 1 4
31 Русская музыкальная культура 19в. – 20в. 1 0,5 0,5
32 Третье поколение русских классиков 1 0,5 0,5
33 Рахманинов 3 1 2
34 Скрябин 3 1 2
35 Прокофьев 4 1 3
36 Шостакович 3 1 2
37 Хачатурян 3 1 2
38 Свиридов 3 1 2
39 Российский музыкальный авангард 4 2 2
40 Контрольные уроки 16 8 8
  Всего 136 57 79

 

1 год обучения

  Задачи Результаты по задаче    Промежуточный

контроль

Обучающие        познакомить с

— музыкальной терминологией              — музыкальным языком

— формой и жанрами музыки

— историей создания инструментов

Умения: слушать музыку, следить по нотному тексту, узнавать прослушанные произведения, излагать свои мысли о музыке.

-уметь дать характеристику прослушанным произведениям

— знание основных музыкальных терминов и понятий.

— осознанное слушание музыки, понимание её выразительных средств, узнавание тембров инструментов, формы, жанра.

-Умение говорить о прослушанных произведениях с использованием полученных знаний и простейших приёмов анализа.

 

— контрольные

уроки

 

— тесты

 

— опросы

 

— викторины

Воспитательные

 

-вызвать интерес к занятиям музыкой;

-познакомить с правилами поведения на уроке;

-воспитание уважения к старшим, сверстникам;

— положительное отношение к занятиям музыкой;

-эмоциональное реагирование на прослушанную мелодию;

— умение свободно общаться на уроке с педагогом;

-желание общаться со сверстниками

педагогические наблюдения
Развивающие

 

-развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления;

-овладение простыми приемами анализа небольших произведений.

 

-развитие ритма, слуха;

-развитие образного мышления;

-развития самостоятельности;

-практическое использование приобретённых  знаний.

— опрос устный индивидуальный

 

— проверка домашних заданий

 

Учебно-тематический план 1 год обучения

№ п/п Содержание Колличество часов
всего теория практика
1. Вводноезанятие 1 1
2. Выразительные средства музыки 3 1,5 1,5
3. Возникновение муз.инструментов 8 4 4
4. Певческие голоса 1 0,5 0,5
5. Музыкальные жанры 7 3 4
6. Музыкальные формы 5 2 3
7. Музыкальный образ 5 1 4
8. Контрольные уроки 4 2 2
  Итого: 34 15 19

 

Содержание

Выразительные средства музыки.   Музыкальный язык: лад, ритм, динамика, темп, регистр, диапазон. Контраст в музыке. Тембр.  Мелодия, её роль. Гармония. Фактура, её типы: полифоническая, аккордовая, гомофонно-гармоническая. Развитие темы: повторность, секвентность,вариантность.

Музыкальный материал  А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская», часть 1, М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», Р. Вагнер. «Полет валькирий», С. Прокофьев. Симфония №7, часть 1, Н. Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада», часть 1, П. Чайковский Симфония №4.

Возникновение музыкальных инструментов. История развития клавишных инструментов. Клавесин, клавикорд, рояль. Орган, его история, выразительные возможности. Партитура симфонического оркестра. Состав групп инструментов симфонического оркестра: деревянные духовые, медные духовые, струнные, ударные. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов, его состав, история создания. Другие разновидности оркестров.Музыкальный материал И.С. Бах Токката ре минор, Г. Перселл «Канарейка», А. Скрябин Прелюдия №5, И.С. Бах Сицилиана из  Сонаты для флейты и клавесина, Б. Марчелло Концерт для гобоя с оркестром  до минор, В.А. Моцарт Концерт для кларнета с оркестром, С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк», И. Бибер Сарабанда из сонаты ре минор для двух скрипок, тромбонаи цифрованного баса, Н. Паганини Кампанелла», П. Чайковский Вариации на тему рококо, К. Дебюсси Прелюдия №8 «Девушка с волосами цвета льна», Н. Ризоль, В. Городовская «Русские напевы», Дж. Россини Тарантелла, Ф. Шуберт «В путь», Русская народная песня «Ой да ты, калинушка», С. Чернецкий «Салют Москвы», В. Андреев Вальс «Фавн», Р. Щедрин Концерт для оркестра «Озорные частушки».

Певческие голоса.   Человеческий голос, как музыкальный инструмент. Деление голосов в зависимости от тембра и диапазона.                                                                                      Музыкальные жанры.  Определение жанра как вида музыкального искусства. Жанры вокальные, инструментальные. Вокально — хоровой жанр.Песня: русская народная, композиторская. Романс (серенада, баллада). Соотношение музыки и текста. Вокальный цикл. Хор, виды хоров, хоровые партии, капелла. Кантата, оратория.Инструментальные жанры. Пьесы: вальс, мазурка, полонез, ноктюрн, элегия, песни без слов, прелюдии, экспромты, этюды, токкаты, скерцо, юморески. Круг образов, особенности строения. Инструментальные циклы, характеристика циклических форм, их разнообразие. Соната. Концерт. Симфония.Строение, смысловые нагрузки каждой части. Разновидности симфонии. Программная симфония.                                                                                             Музыкальный материалМ. Глинка: «Ах ты, ночь ли», «Я помню чудное мгновение», Варламов «Красный сарафан». Рахманинов: «Островок», «Здесь хорошо», «Весенние воды».  Чайковский: «Средь шумного бала»;  Шуберт «Лесной царь», «Серенада». Мусоргский «Блоха».  П.Чесноков «Теплится зорька».  С. Прокофьев кантата «Александр Невский».  Шопен: «Вальс до# минор», «мазурка до мажор», «Ноктюрн си-бемоль минор», «Этюд до минор»; Рахманинов «прелюдия до# минор», Чайковский «Времена года»;  Бах «ХТК» том 1;  Рахманинов «Концерт №2». Гайдн «Симфония №104»; Моцарт «Симфония№40»; Бетховен «Симфония №5»; Прокофьев «Симфония №7»; Шостакович «Симфония №7»; Чайковский «Симфония №1».

Музыкальные формы.   Интонация, каденция, период, предложение. Одночастная форма, двухчастная форма. Двухчастная репризная. Простая трехчастная. Форма рондо. Форма вариаций, типы вариаций: строгие, сопрано остинато,  бассо остинато, свободные вариации. Сложная трехчастная форма, особенности строения. Сонатная форма, её строение, области применения. Сонатно — симфонический цикл. Соната. Симфония.                                         Музыкальный материалП. Чайковский «Детский альбом» а) «Марш деревянных солдатиков», б) «Болезнь куклы». Э. Григ «Шествие гномов».  М. Глинка  Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»,  В.А. Моцарт Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро», С.

Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», Н. Паганини Каприс ля минор, Л. Бетховен Симфония№5, часть2, П.И. Чайковский Вальс из «Детского альбома», П.И. Чайковский «Времена года», Л.В. Бетховен Соната №5, В.А. Моцарт Симфония №40, Ф. Шуберт Симфония №8 «Неоконченная», С. Прокофьев Симфония №1 «Классическая».

Музыкальный образ.     Содержание музыкальных произведений. Музыкальный пейзаж, пастораль. Звукоизобразительные возможности музыки (шелест листьев, пение птиц, восход солнца, и т.п.). Настроения, чувства, мысли в музыке(радость, скорбь, героизм, нежность и т.п.) Сказочные образы.  Музыкальные портреты людей и животных.                                         Музыкальный материалЭ. Григ музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»:  «Утро»,  «Танец Анитры»,  «В пещере горного короля», К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», М. Мусоргский Сюита «Картинки с выставки»:  «Балет невылупившихся птенцов»,  «Избушка на куриных ножках». П. Дюка Скерцо «Ученик чародея», К. Сен-Санс Фантазия «Карнавал животных»:  «Королевский марш льва»,  «Лебедь». В.А. Моцарт «Реквием», Л. Бетховен Симфония №5

 

2 год обучения

  Задачи Результаты по задаче    Промежуточный

контроль

Обучающие — получение представлений о муз.стилях и направлениях                                  — изучение  биографий зарубежных композиторов            — получение знаний о муз. произведениях композиторов                                 — приобретение умения рассказать о композиторах и их музыке                                      — умение узнавать прослушанные произведения — освоены информативные и понятийные знания, есть представление о муз.стилях, фактах биографии композиторов и их творчества

— осознанное слушание музыки, узнавание её стиля и жанра.

-Умение грамотно выразить свои мысли о музыке                         — узнавание муз.произведений

— контрольные

уроки

 

— тесты

 

— опросы

 

— викторины

Воспитательные

 

-выработать позитивное отношение к зарубежной музыкальной культуре

— эстетическое воспитание

— воспитание уважения к старшим и чувства товарищества;

— воспитание культуры речи

— формирование  основ  здорового образа жизни

— позитивное  отношение к классической зарубежной музыке                                                — умение свободно общаться на уроке с педагогом,  адекватно реагировать                                       — желание общаться со сверстниками, умение работать в коллективе                                    — сформировано понятие о здоровом образе жизни

 

 

 

педагогические наблюдения

Развивающие

 

— развитие познавательного интереса к творчеству зарубежных композиторов и их жизни.

— развитие творческого мышления, воображения.

— развитие внимания, памяти, слуха                                                — развитие устной речи

— развит устойчивый интерес

— развито творческое мышление, воображение, внимание, память, слух                                                — развита правильная  устная речь

— опрос устный индивидуальный

 

— проверка домашних заданий

 

Учебно-тематический план 2 год обучения

№ п/п Содержание Колличествочасов
всего теория практика
1 Барокко 1 1
2 Вивальди 3 1 2
3 Бах 3 1 2
4 Классицизм 1 1
5 Гайдн 3 1 2
6 Моцарт 3 1 2
7 Бетховен 3 1 2
8 Романтизм 1 1
9 Шуберт 3 1 2
10 Шопен 3 1 2
11 Шуман 3 1 2
12 Импрессионизм 1 1
13 Дебюсси и Равель 2 1 1
14 Контрольные уроки 4 2 2
  Итого 34 15 19

 

Содержание

БароккоПонятие стиля эпохи. Общие черты барокко во всех видах искусства (архитектура, скульптура, живопись). Барокко в музыке. Основные жанры: оратория, кантата, сюита, концерт. Рождение оперы. Особенности музыкального языка. Композиторы эпохи барокко: И.С. Бах, Г. Гендель,  А.Вивальди,  А. Скарлатти.        Вивальди Биография, характеристика творчества: скрипичное, оперное, кончерто гроссо.  Концерты «Времена Года»Бах– исключительное явление в мировом музыкальном искусстве. Биография.  Творческий облик, характер, религия. Связь духовного и светского. Бах – педагог. Творчество Баха – завершение полифонической эпохи. Наследие. Триумфальное возвращение музыки Баха в  XIX веке. Значение музыки    композитора в современном мире.

Клавирные произведения: полифония, инвенции, сюиты, ХТК. Органные произведения: прелюдии, фантазии, токкаты. Оркестровые произведения: концерты. Вокальные произведения: массы, страсти, пассионы. Классицизм  Век просвещения. Вена — музыкальная столица Европы. Новые

музыкальные жанры — требование эпохи.  Господство гомофонного стиля.  Преобразование всех элементов музыкального языка,  новые  жанры, формы, инструменты.  Венская классическая школа: Гайдн, Моцарт, Бетховен.  Гайдн  Биография, характеристика творчества. Один из основоположников Венской классической школы. Обращение ко всем жанрам своего времени. Связь музыки Гайдна с природой и народным бытом, фольклором разных народов. Роль музыканта в создании  классических образцов симфонии, сонаты и квартета.                                                                                                    МоцартБиография, характеристика творчества. Светлый гений венской классической школы. Цельность и гармония, универсальность музыкального дарования.  Переосмысление и обогащение всех жанров его времени.Симфонии Моцарта – вершина симфонизма его времени.Опера в творчестве Моцарта. Реформа жанра. Музыкальная драматургия, либретто,  жанр и идея, композиция, роль хора и оркестра в опере «Свадьба Фигаро» Фортепианное наследие.

 

 

БетховенБиография, характеристика творчества. Свобода,  целеустремленность,  гражданственность мировоззрения. Преддверие романтизма. Симфонизм эпохи революций XVIII  века. Идеалы гуманизма, свободы,  общественного долга. Создание героического симфонизма. Завершение классической эпохи в развитии фортепианной сонаты.  Пианизм нового времени. «Патетическая соната» – одна из вершин мировой фортепианной музыки.

Романтизм  Музыкальная культура Европы 19 века.Романтизм, истоки возникновения, круг образов. Романтизм в живописи и литературе. Музыкальный романтизм: новые темы, программность многих сочинений. Рождение новых жанров. Обновление и обогащение музыкального языка. Огромный интерес к национальной культуре. Расцвет национальных композиторских школ. Шуберт Биография,  характеристика творчества. Первый композитор –  романтик. Связь с музыкальной жизнью и бытом. Песенное творчество.Песенность – основа фортепианного стиля. Шуберт – основатель жанра  романтической фортепианной миниатюры (музыкальные моменты, экспромты, вальсы). Судьба симфонических произведений Шуберта. «Неоконченная симфония», как вершина симфонизма Шуберта.  История создания и исполнения.ШопенБиография, характеристика творчества. Основоположник и гений польского музыкального искусства. Шопен – поэт фортепиано. Изящество, психологическая глубина, техническое совершенство пианизма. История, культура, быт, язык Польши в полонезах и мазурках Шопена. Романтические прелюдии и этюды как самостоятельные, новаторски смелые, художественно завершенные пьесы. Краткая история, содержание, черты музыкального языка фортепианных миниатюр. Шуман Биография, характеристика творчества. Композитор, музыкальный критик, один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. Музыкальное творчество Шумана охватывает все жанры, за исключением балета. Новаторство Шумана, оригинальность его музыки, свобода творческих замыслов.  «Карнавал» — цикл из 20 контрастных программных фортепианных миниатюр.Импрессионизм  Музыкальная культура Франции 19в. Импрессионизм в живописи,  Новые взгляды, идеи, мироощущение. Основные принципы импрессионизма. Музыкальный импрессионизм: причины возникновения, музыкальный язык, ведущее положение одночастных симфонических пьес и циклов, колористические находки. Общее с романтизмом. Дебюсси. Равель. Творчество двух крупнейших французских композиторов – самое значительное явление во французской музыке на рубеже XIX и XX столетий. Краткие биографии, характеристика творчества.Музыкальный материал Вивальди «Времена года». Гендель Кончерто гроссо №2 фа мажор, Бах «Токката и фура ре минор», ХТК 1 том «Прелюдия и фуга доминор», «Французская сюита №4 ми бемоль мажор (Куранта, сарабанда, жига). Гайдн «Сюита «34 ми минор», «Симфония №45 фа диез минор», «Прощальная» часть 5, «Симфония №104 ре мажор». Моцарт Концерт для фортепьяно с оркестром ля мажор, Опера «Свадьба Фигаро», Симфония №40. Бетховен Симфонии №5, соната №8, №14, соната для фортепиано и скрипки №9 «Крейцеров» часть 1.  Шуберт «Вальс си минор», «Экспромт си бемоль мажор», «Музыкальный момент фа минор», Симфония №8 си минор, «Серенада». Шопен Фантазия — экспромт, Полонез ля бемоль мажор, Мазурки, Этюд доминор, Прелюдии ми минор, ля мажор, Соната №2. 2 часть, ноктюрн. Шуман «Карнавал», «Фантастические пьесы», вокальный цикл «Любовь поэта». Дебюсси: «Облака», «Шаги на снегу», «Что видел западный ветер», «Прелюдия №8», «Лунный свет». Равель «Болеро»

 

 

3 год обучения

  Задачи Результаты по задаче    Промежуточный

контроль

Обучающие — получение представлений о развитии русской муз.культуры с 9по 19века                               — изучение  биографий русских композиторов            — получение знаний о муз. произведениях                                 — приобретение умения рассказать о композиторах и их музыке                                      — умение осознанно слушать и узнавать прослушанные произведения — освоены информативные и понятийные знания, есть представление о развитии русской музыки  фактах биографии русских композиторов и их творчества

— осознанное слушание музыки, узнавание её стиля и жанра.

-Умение грамотно выразить свои мысли о музыке                         — узнавание муз.произведений

— контрольные

уроки

 

— тесты

 

— опросы

 

— викторины

Воспитательные

 

— воспитание любви и уважения к истории и культуре русского народа                                                        — воспитание патриотизма

— воспитание дружелюбия и толерантности

— культуры общения и поведения в социуме

— формирование  основ  здорового образа жизни

— привиты  любовь и уважение к истории и культуре русского народа,чувство патриотизма

 

— достигнуты  добрые отношение между детьми, доверительные с педагогом

 

— сформировано понятие о здоровом образе жизни

 

педагогические наблюдения

Развивающие

 

— развитие познавательного интереса к творчеству русских композиторов и их жизни.

— развитие творческого мышления, воображения.

— развитие внимания, памяти, слуха

— развитие навыкованализа: наблюдения, сравнения, сопоставленияразвитие устной речи

-заинтересованность историей и творчеством рус.композиторов

— интонационно, образно воспринимают произведения  в единстве его содержания и формы                                                                                — грамотно и аргументированно излагают свои чувства, мысли, рожденные музыкой

-дифференцированно слышат отдельные компоненты музыкальной ткани: ладовые, метроритмические особенности, гармонию, фактуру)

— овладели методами анализа музыкальных произведений

 

— опрос устный индивидуальный

 

— проверка домашних заданий

 

Учебно-тематический план 3 год обучения

№ п/п Содержание Кол-вочасов
всего теория практика
1 Древнерусская музыка 2 1 1
2 Русская музыка 18 века 1 1
3 Доглинкинский период 2 1 1
4 Глинка 5 2 3
5 Даргомыжский 4 1 3
6 Рус.музыка второй половины19 века 1 1
7 Мусоргский 5 2 3
8 Бородин 5 2 3
9 Римский-Корсаков 5 2 3
10 Контрольные уроки 4 2 2
  Итого 34 14 20

 

Содержание

 

Древнерусская музыка. Русская музыка  9-17 в.в.. Истоки русской музыки. Музыка народная и церковная. Скоморохи. Хоровое пение, знаменный распев, партесное пение, канты, колокола, духовный концерт. Зарождение театра.

Русская музыка 18 века. Реформы Петра 1.Роговые оркестры.  Крепостные   театры, их репертуар, положение артистов. Интерес к фольклору. Комическая опера.

Доглинкинский период.   Появление русской национальной композиторской школы.  Краткая характеристика  творчества композиторов: Е.И. Фомин — оперное искусство, Д.С. Бортнянский — хоровая музыка, И.Е. Хандошкин – основоположник русской скрипичной школы. Песня и романс. Романсовая лирика А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева, А. Верстовского.

 Глинка – основоположник русской классической музыки, биография, характеристика творчества. Народные истоки музыки. Симфоническое творчество: «Вальс-фантазия», «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Образное и мелодическое богатство музыки. Лирическое содержание. Оперное творчество. Два типа опер. Оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила». История создания. Сюжет и композиция. Реализм, народность и национальный характер музыки. Значение народных сцен в опере. Роль оркестра.  Характеристика основных тем. Разнообразие жанров камерной музыки: вокальная лирика, пьесы для фортепиано, инструментальные ансамбли.Даргомыжский – последователь Глинки, смелый новатор.  Биография, характеристика творчества. Оперная реформа. Опера «Русалка» — бытовая психологическая драма. Связь с народной музыкой. Ведущая роль речитатива и диалоговых сцен.Русская  музыкальная культура 2-ой половины 19века   Расцвет общественно – политической жизни. Значение создания Русского Музыкального Общества (1859) и Петербургской консерватории (1862) Антоном Рубинштейном, Московской консерватории (1866) – Николаем Рубинштейном. Бесплатная музыкальная школа и значение её просветительской деятельности. Музыкальная критика (Серов, Стасов). Передовые идейно-творческие установки «Могучей кучки». Краткая характеристика деятельности Балакирева, его выдающаяся роль в развитии русской музыкальной культуры. Бородин. Биография, характеристика творчества. Вклад в развитие русской культуры и науки. Своеобразие музыки композитора, её эпический склад; развитие традиций Глинки. Опера «Князь Игорь». Эпический жанр оперы. Патриотическая идея. Народно-песенная основа музыки. Русский и восточный элементы в музыке оперы. Музыкальная характеристика действующих лиц. Народные сцены в опере. Симфония №2. «Богатырская» (1 часть). Характеристика основных разделов и тем. Камерная музыка: романсы, квартеты, фортепианная музыка.Мусоргский. Биография, характеристика творчества. Социально – обличительная направленность творчества, смелое новаторство, развитие традиций Даргомыжского.Опера «Борис Годунов». История создания. Основная идея. Смелость и новаторство музыкального языка. Народные сцены в опере и их значение. Музыкальные характеристики действующих лиц. Песни и романсы, их основная тематика.

Фортепианное творчество. «Картинки с выставки». Мировое значение творчества М. П. Мусоргского.Римский-Корсаков.  Многогранность творческой и общественной деятельности. Биография, характеристика творчества. Опера «Снегурочка». История создания. Сказочный сюжет оперы. Поэтичность и красота музыки. Роль народной песни и народно-песенных интонаций. Музыкальная характеристика Снегурочки и других действующих лиц оперы. Народно-обрядовые сцены в опере. Роль оркестра в опере. Симфоническая сюита «Шехеразада». Строение цикла. Характер программности произведения. Восточный колорит музыки. Яркость оркестровки; выразительная роль отдельных инструментов оркестра.

Музыкальный материалПартесные концерты.  Бортнянский «Концерт для хора №1 си-бемоль мажор, романсы. Фомин: опера «Орфей» фрагменты. Глинка:  оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»,  Вальс – фантазия, «Камаринская», «Воспоминание о летней ночи в Мадриде»,  романсы. Даргомыжский: опера «Русалочка», романсы. Бородин: опера,  «Князь Игорь», Симфония №2 « Богатырская», Квартет №2, Мусоргский: опера «Борис Годунов», «Рассвет на Москве – реке», «Картинки с выставки», романсы. Римский – Корсаков: опера «Снегурочка», симфоническая сюита «Шахерезада».

 

 

4 год обучения

  Задачи Результаты по задаче    Промежуточный

контроль

Обучающие — углубление представлений о развитии русской культуры с 9по 20 вв.                                           — получение знаний о муз.произведениях                                 — приобретение умения аргументированно и  образно рассказать о композиторах и их музыке                                      — умение осознанно слушать и узнавать прослушанные произведения — освоены информативные и понятийные знания, сформировано представление о художественной картине мира.

— эмоционально – образно

воспринимают музыку                     — самостоятельно анализируют, вычленяют особенности стиля, муз.языка, структуры, фактуры, состава исполнителей

— узнавание муз.произведений

— контрольные

уроки

 

— тесты

 

— опросы

 

— викторины

Воспитательные

 

— воспитание любви и уважения к истории и культуре русского народа                                                        — воспитание патриотизма

— культуры общения и поведения в социуме

— формирование  основ  здорового образа жизни

— привиты  любовь и уважение к истории и культуре русского народа, чувство патриотизма

 

— усвоены нормы общественной морали, культуры общения.

— сформирована потребность  в здоровом образе жизни

 

педагогические наблюдения

Развивающие

 

— развитие познавательного интереса к творчеству русских композиторов и мировой культуре

 

— продолжение самообразования:  поиск  новой информации о музыке, посещение концертов, сбор собственной коллекции музыки на разных носителях.

 

— опрос устный индивидуальный

 

— проверка домашних заданий

 

 

Учебно-тематический план 4 года обучения

п/п

Содержание Кол-вочасов
Всего Теория Практика
1 Чайковский 5 1 4
2 Русская музыкальная культура 19в. – 20в. 1 0,5 0,5
3 Третье поколение русских классиков 1 0,5 0,5
4 Рахманинов 3 1 2
5 Скрябин 3 1 2
6 Прокофьев 4 1 3
7 Шостакович 3 1 2
8 Хачатурян 3 1 2
9 Свиридов 3 1 2
10 Российский музыкальный авангард 4 2 2
11 Контрольный урок 4 2 2
  Всего: 34 12 22

 

Содержание

Чайковский. Биография, характеристика творчества.Композиторская, педагогическая, музыкально-критическая и общественная деятельность. Симфония №1 «Зимние грёзы». Программность. Круг художественных образов. Её лирико-драматический характер. Национальный характер музыки. Песенность тем в симфонии. Опера «Евгений Онегин». Лирические сцены по роману Пушкина. Правдивое и глубокое отражение душевной драмы основных действующих лиц (Татьяны, Ленского, Онегина). Реализм  характеристик, показ образов в развитии. Картины русской жизни в жанрово-бытовых сценах оперы. Композиция оперы. Некоторые особенности драматургии. Богатство, красота и разнообразие мелодий вокальных партий. Балеты. Романсы. Инструментальный цикл «Времена года». Широкая популярность во всем мире. Русская музыкальная культура конца 19в. – начало 20в.                                                    Музыкальная жизнь на рубеже столетий — в один из сложнейших периодов в истории России.  Русские меценаты и музыкально-общественные деятели. Музыкальное творчество.  Рост популярности русской музыки и авторитет за рубежом. Достижение отечественной исполнительской культуры и её великие представители (инструменталисты, певцы, дирижеры). Третье поколение русских композиторов – классиков                                                     Начало плодотворной творческой, исполнительской и педагогической деятельности третьего поколения русских композиторов – учеников и последователей Чайковского и Римского-Корсакова: Лядова, Глазунова, Танеева, Аренского, Калинникова,  Ипполитова – Иванова. Краткая характеристика их творчества. Развитие национальных традиций, поиски новых путей в искусстве. Связь с литературой, поэзией, живописью, театром, хореографией.Скрябин.   Биография. Характеристика творчества. Своеобразие творческого и духовного облика композитора. Смелый новатор, яркий пианист. Концертная деятельность в России и за рубежом. Малые формы фортепианной музыки: прелюдии, этюды, ноктюрны, а также фантазии, поэмы и сонаты. Грандиозность симфонических замыслов. Эволюция музыкального языка.

 

 

Рахманинов.  Биография. Характеристика творчества. Многогранность деятельности: композитор, пианист, дирижер. Яркий мелодический дар. Богатство и разнообразие творческого наследия: оперы, хоры, кантаты, романсы. Сочинения для фортепиано. Симфонические произведения. Концерты для фортепиано с оркестром – одна из вершин творчества.Прокофьев.  Биография. Характеристика творчества. Связь творчества с эпохой, с условиями советского периода. Самобытность музыки. Сочетание традиций русской классики с новизной выразительных средств. Прокофьев – пианист. Произведения для фортепиано: пьесы, циклы, сонаты, концерты. Кантата «Александр Невский». Происхождения кантаты, её композиция, состав исполнителей. Балет «Ромео и Джульетта». Традиции и новаторство в балете. Балет «Золушка». Краткое содержание балета, связь с традициями классического балета. Симфония №7. Общая характеристика, разбор 1 части. Лирический характер музыки.                                                                         Шостакович.   Биография. Характеристика творчества. Продолжатель традиций и смелый новатор, отражение в музыке сознательных конфликтов, трагедия сатира и лирика в музыке.  Активная жизненная позиция, многогранность творческой и общественной деятельности. Ведущее значение крупных инструментальных произведений: симфоний. Концертов, ансамблей (квартеты, трио, квинтеты). Театральные жанры. Вокальная музыка. Музыка к кинофильмам. Симфония №7 (1 часть). Средства выразительности. Особенность композиции и музыкального языка. Основные темы, их развитие.                  Хачатурян.  Биография.  Характеристика творчества.Многогранность творческой и общественной деятельности.  Яркий национальный колорит, ритмическое богатство, своеобразие гармонии и оркестровки. Демократичность музыкального языка основанного на народной песенности.  Жанровое разнообразие. Круг типичных образов. Музыка к кинофильмам и театральным постановкам.Свиридов. Биография.  Характеристика творчества. «Новая фольклорная волна.  Развитие опыта русских классиков, обогащение его достижениями XX столетия. Основа творчества – вокальная музыка: хоровая и сольная. Использование традиций старинного канта, обрядовых попевок, знаменного распева и современной городской массовой песни. Новизна, самобытность музыкального языка. Музыка к кинофильмам.Российский музыкальный авангард.   Понятие авангардизма. Серийная музыка. Сонорная техника. Конкретная музыка. Додекафония. Краткая характеристика творчества Гаврилина, Щедрина, Денисова, Губайдулиной, Шнитке.

Музыкальный материал Чайковский: опера «Евгений Онегин», фортепианный цикл «Времена года», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик»;  симфония №1, романсы.Лядов: «Кикимора». Скрябин: прелюдия  до# минор, симфония №3 «Божественная». Рахманинов: прелюдия до# минор, концерт №2, этюд картина ми бемоль минор. Калинников: Симфония №1 соль минор. Прокофьев: кантата «Александр Невский», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», Симфония №7, Шостакович: Симфония №1, №7.  Хачатурян «Гаянэ» балет, Концерт для скрипки с оркестром. Свиридов: «Пушкинский венок» концерт для хора, «Метель», увертюра  «Время, вперед». Щедрин: «Кармен-сюита». Шнитке: «Сказка странствий», Реквием.

 

 

  1. Планируемые результаты

 

Общие ожидаемые результаты освоения программы:

Предметные:

— выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Предметными результатами по программе  «Музыкальная литература» являются:

-наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

-способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

-умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

-первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

-знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

-навыки теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

-знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительным, театральным, киноискусством, литературой), основных стилистических направлений, жанров;

-знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

-знание профессиональной музыкальной терминологии;

-сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

-умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

-навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

 

Метапредметные:

—  характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся.

Метапредметные результаты отражают умения:

-самостоятельно ставить новые учебные, художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

— творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом теоретические знания и практический опыт в освоении музыкальных средств выразительности;

— планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, находить способы решения, контролировать свои действия;

-адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-осуществлять контроль по результатам и способам действий и вносить необходимые коррективы;

-устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение;

-пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ — компетенции);

-эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения);

-самостоятельно организовывать свой культурный досуг.

 

Личностные:

— это  сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Линия личностного развития движется по пути:

— осознания роли учения в собственной жизни и жизни общества;

— формирования системы нравственно-этических качеств;

— выхода за рамки среднего уровня музыкальной образованности;

— формирование умения адекватно оценивать собственные достижения;

— развития умения рационально строить самостоятельную деятельность;

— расширения музыкального и общего кругозора;

— воспитания художественного вкуса;

— осознания необходимости в коллективе взаимоподдержки и взаимовыручки;

— формирования стремления к здоровой конкуренции;

— обретения способности к анализу и оценке как собственной учебной и творческой деятельности, так и деятельности окружающих;

— формирования потребности в освоении нового, стремления к познанию,

— обретения творческого мышления, ответственности, самостоятельности,

инициативности;

— обретения чувства собственного достоинства;

— формирования конструктивности поведения;

— формирования психологической и интеллектуальной готовности к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, самореализации;

— признания приоритетов здорового образа жизни;

— развития чувства социальной ответственности.

 

Уровневая таблица планируемых результатов

Стартовый уровень

 

 

 

 

 

     Регулятивные -сформированное умение ставить простую  учебную задачу;

-сформированное умение составлять простейшие планы;

-сформированное умение оценивать свою деятельность, находить наиболее простые решения задачи;

 

Познавательные

— сформированное умение учащихся принимать и сохранять учебную задачу;

-сформированное умение использовать полученные знания  в практической деятельности;

 

 

Коммуникативные

-умение  использовать свои знания в жизни, уметь общаться, обладать внутренней культурой;

-сформированное умение сотрудничать с педагогом и сверстниками;

-сформированное владение навыками  коллективного музицирования,

-сформированное умение выполнять творческую работу в коллективе;

-умение отстаивать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

 

Личностные

 — осознание роли учения в собственной жизни и жизни общества;

— сформированность системы нравственно-этических качеств;

— сформированные умения адекватно оценивать собственные достижения;

— осознание необходимости в коллективе взаимоподдержки и взаимовыручки;

— признание приоритетов здорового образа жизни;

-сформированные теоретические знания учащихся об общественных нормах, об устройстве общества.

 

 

Базовый уровень

 

 

 

 

 

     Регулятивные -сформированное умение ставить сложную  учебную задачу;

-сформированное умение составлять план и видеть   последовательность действий;

-сформированное умение контролировать свою деятельность;

-сформированное умение адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, сверстников, родителей;

 

Познавательные

— сформированное умение самостоятельно формулировать познавательную цель, преобразовывать практическую задачу в зависимости от сложившихся условий;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

 

Коммуникативные

-сформированное умение слушать и вступать в диалог;

-сформированное умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

— владение навыками коллективного творчества;

-умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию;

 

Личностные

 -сформированные умения адекватно оценивать собственные достижения;

— сформированное умение  рационально строить самостоятельную деятельность;

— сформированное стремление к здоровой конкуренции;

— обретение способности к анализу и оценке как собственной учебной и творческой деятельности, так и деятельности окружающих;

-сформированное умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами.

 

 

 

Продвинутый уровень

 

 

 

 

 

 Регулятивные -сформированное умение ставить  учебную задачу любой сложности;

-сформированное умение строить сложные планы, определять  промежуточные  цели с учетом конечного результата;

-сформированное умение контролировать   свою деятельность;

-умение вносить необходимые коррективы в действие, после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения для создания нового, более совершенного результата;

-умение  адекватно оценить уровень своих знаний и умений;

— сформированное умение выявления и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению , оценивать качество и уровень своего усвоения;

 

 

Познавательные

—  умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от  конкретных условий;

-сформированное умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

— умение осуществлять поиск информации для выполнения учебной задачи с использованием литературы, энциклопедий, в Интеренете;

-умение строить общение в устной и письменной форме;

 

Коммуникативные

-сформированное умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

— сформированное владение навыками коллективного творчества;

 

Личностные

— сформированные потребности в освоении нового, стремления к познанию,

— сформированная конструктивность поведения;

— сформированная психологическая и интеллектуальная готовность к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, самореализации;

— развитое чувство социальной ответственности;

-сформированное действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью и её мотивом.

 

 

 

5.Комплекс организационно – педагогических условий

Данная программа   составлена с учётом следующих законодательных и нормативных документов:

— Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2013 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

— Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р,

— Письмо  Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242

— «Методические рекомендации  по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

— САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»                                                     — Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств» Министерства культуры РФ. (Москва, 2002г.)                автор А.Н. Лагутин.                                                                                                               Локальные акты центра:                                                                                                                        — Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе                                                                                                                                                 — Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации  учащихся                                                                                                                                   — Годовой календарный график

Одним из условий реализации  программы является наличие материально- технического обеспечения процесса обучения:

— учебный класс размером 36  кв.м.

— парты – 6 штук

— стулья – 13 штук

— полу кресло – 1 штука                                                                                                                  —   скамейки – 4 штуки

— фортепиано – 1 штука

— шкаф для книг – 2 штуки

— тумбочка – 1 штука

— музыкальный центр

— телевизор

— компьютер

— школьная доска

А также наглядные пособия, таблицы, портреты композиторов, ноты, оперные клавиры, иллюстративный материал, фонотека (аудиокассеты, СD – диски), презентации.

 

 

  Формы аттестации и контроля

 

Контроль  освоения программы Музыкальная литература ведется на протяжении всего учебного года. Установились следующие формы контроля успеваемости учащихся:

текущий контроль — осуществляется на каждом занятии в форме устного опроса  (индивидуального или фронтального) или письменного теста.

 

При индивидуальном опросе педагог имеет возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися биографического и музыкального материала посредством его пересказа, ответов на вопросы, определения музыки на слух.

Фронтальный опрос, сопровождаемый обычно более высокой активностью учащихся, позволяет в течение ограниченного времени осуществить проверку знаний большинства учеников. Такой  опрос предполагает постановку вопросов перед всей группой с целью воспроизведения фактов, объяснений понятий, терминов, названий, приведения доказательств характеристики содержания и выразительных средств музыки, сравнения  отдельных музыкальных фрагментов.

промежуточная аттестация осуществляется после освоения отдельной темы программы и в конце каждой четверти в виде контрольных уроков, которые могут проходить в различных формах:

викторина используется для проверки музыкальной памяти и знания пройденных музыкальных произведений, проводится после изучения какой-либо темы, в конце четверти, года. В связи с этим существует несколько видов викторин: по произведениям, по жанрам, по стилю музыки, по творчеству композитора.

тест: развёрнутый письменный или устный интерактивный. Это наиболее интересные для детей формы проверки, позволяют  быстро определить усвоение материала, могут применяться как поурочно, так и в конце темы, четверти.

письменная работа

интерактивная игра: «Своя игра», «Угадай мелодию», «Что? Где? Когда?»

конкурсы

итоговая аттестация — итоговый контрольный урок (1 раз в год)

итоговая отметка за год выставляется по результатам всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных требованиями программы  и итогового контрольного урока.

 

  Критерии оценивания

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков по музыкальной литературе является установление уровня подготовки учащихся по предмету и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

Оценка знаний проводится через следующие виды деятельности:

— устный ответ по заданной теме;

— работа с музыкальными терминами;

— слушание музыки;

— написание викторины;

— письменные проверочные работы,

— тесты: письменные и устные

— ведение музыкального словаря;

— ведение тетрадей

— написание докладов, рефератов

 

При оценке устных ответов учитываются следующие критерии:

— Знание и понимание содержания излагаемой темы                                                      — Знание музыкальных терминов, специальных понятий, умение использовать их при ответе

— Умение анализировать содержание, форму, средства музыкальной выразительности в соответствии с ведущими идеями данной исторической эпохи и музыкального стиля                                                                                                  — Умение владеть монологической литературной речью, разнообразие словаря, логичность и последовательность ответа.

Оценивание производится по пятибалльной системе.

 

5 («отлично») — прочное знание и достаточно глубокое понимание изучаемой темы, умение пользоваться музыкальными терминами и понятиями, хорошая литературная речь. Точное определение на слух тематического материала  пройденных музыкальных произведений.

4 («хорошо») — хорошее знание материала, но изложение недостаточно последовательное, применяются не все требуемые знания и умения, в изложении допущены 2-3 неточности или 1 ошибка, речь не выразительная. Определение на слух музыкального материала содержит 2-3  неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1 незначительную.

3 («удовлетворительно») — в главном и основном тема раскрыта, но ответ недостаточно полный, непоследовательный, допущены существенные ошибки в изложении материала, речь путанная, с остановками. В определении на слух музыкального материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительные.

2 («неудовлетворительно») — тема не раскрыта. В определении на слух музыкального материала более 70%  ответов ошибочны.

1 – материал не усвоен, пренебрежение общепринятыми нормами поведения.

 

                                         Методические материалы

Предмет «Музыкальная литература» синтезирующий по своей природе, объединяет в себе элементы музыкально-исторических, музыкально-теоретических, эстетических и общегуманитарных знаний. Эти знания необходимы для формирования как музыканта-любителя, так и музыканта-профессионала. Они связаны в первую очередь с воспитанием единства слухового, эмоционального восприятия и логического мышления.

Поэтому урок музыкальной литературы включает в себя следующие моменты:

а) освоение знаний предусмотренных программой б) прослушивание и анализ музыкальных произведений

 

а) В содержании предмета следует различать знания информативные и понятийные.

К информативным относятся все имена, названия, факты, события, то есть те, что несут конкретную информацию. Такие знания составляют значительную часть учебного материала. Цель – воссоздать облик композитора как человека, художника, увидеть разносторонние связи искусства с жизнью, положение музыканта в обществе, его окружение, современники, сходства и различия с другими выдающимися композиторами, определить круг музыкальных жанров, попытаться найти взаимосвязь между музыкальными пристрастиями композитора и эпохой, музыкальным стилем того времени. Понятийные знания – это ключевые слова, словосочетания, термины, которые в обобщённом виде отражают существенные признаки явлений художественного творчества и общественно-музыкальной практики вне их индивидуального проявления.

 

Понятийные знания могут относиться как к области теории, так и к области истории музыки. Все понятия оформлены в конспекты-методички для учащихся, цель которых — освобождение ребенка от затрат большого количества времени на запись необходимой информации под диктовку преподавателя, что позволяет увеличить время для разговора о музыке. (см. Приложения)

Необходимость разделения этих знаниям обуславливается различиями в способах и уровне их освоения учащимися. Если информативные знания должны быть верно  поняты и лишь частично сохранены в долговременной памяти учащихся, то знания понятийные – осмысленные и длительно сохраняемые в памяти – во многом определяют качество усвоения предмета в целом.

б)  Усвоение музыкального материала осуществляется при её прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании, как в классе, так и в процессе самостоятельной работы учащихся. В основе умения слушать серьёзную музыку, лежит формирование слухового внимания. Управление этим процессом – необходимая, но сложная задача для преподавателя, так как он не может показать, как именно нужно слушать музыку, а так же проверить, насколько учащиеся овладели слушательским навыком. Прослушивание музыки во многих случаях проводится с нотным текстом, используются специальные хрестоматии, клавиры опер. Сочетание слуховой и зрительной наглядности концентрирует внимание учащихся и развивает полезные музыкальные навыки: ноты помогают полнее воспринимать музыку.

На занятиях по программе  «Музыкальная литература» используются следующие методы организации учебно-воспитательного процесса:- словесный  (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)                                                               — наглядный  (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом)                                                                                                      — практический (слушание музыки)                                                                                   — объяснительно-иллюстративный — дети воспринимают и усваивают готовую информацию                                                                                                                        — репродуктивный — учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности                                                                                                         — частично-поисковый — участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом- исследовательский — самостоятельная творческая работа учащихся                                     — научный метод  (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса)

Методы организации деятельности учащихся:

фронтальный — одновременная работа со всеми учащимися                                                          — коллективный — организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми                                                                                   — индивидуально-фронтальный — чередование индивидуальных и фронтальных форм работы                                                                                                          — групповой — организация работы по малым группам (от 3 до 6 человек)                                       — в парах — организация работы по парам                                                                                  — индивидуальный — индивидуальное выполнение заданий

 

Педагогические технологии

 

ТехнологиякритическогомышленияКритическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы. Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения. На занятии технология критическогомышлениячаще используется не «чистом виде», а лишь её приёмы, которые очень эффективны на всех этапах урока, особенно при прослушивании и разборе музыкальных произведений.                                          Это приёмы:  — интеллектуальная разминка                                                                                     — составление сиквейнов — взаимоопрос — перепутанные логические цепочки                                                                                                                     — приём  «Да – нет»

Проектная технология Эта  технология на уроке «Музыкальная литература» призвана  создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников,  приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах,  развивают у себя исследовательские умения  (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, анализа, обобщения),  развивают системное мышление. Продуктом проектной деятельности могут быть доклады, ребусы, презентации на темы «Жизнь и творчество композиторов», «Музыкальные эпохи и направления», «Инструменты симфонического оркестра» и т.д.

Игровая технология                                                                                                              Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.  Игровые технологии на уроке «Музыкальная литература» используются для осуществления контроля за качеством знаний по предмету. Для этого разработаны несколько вариантов интерактивных игр: «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию». Такая  форма делает проверку знаний более комфортной для учащихся. Исчезает болезненная реакция на неудачные ответы,подход к обучающимся  становится более деликатным и дифференцированным.  В результате    стимулируется познавательная, мыслительная деятельность,  самопроизвольно запоминаются сведения,  формируется ассоциативное запоминание,  усиливается мотивация к изучению предмета.

Компьютерные технологии                                                                                                                           Компьютерные технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хра­нения и передачи информации посредством компьютера. Эта технология используется на всех этапах процесса обучения:- при объяснении нового материала                                                                                                                  — при закреплении знаний                                                                                                                                      — при повторении                                                                                                                                          — при контроле ЗУН

 

 

Такая технология позволяет дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить, формировать умения работать с информацией,  развивать коммуникативные способности обучающегося, подготовить личность «информационного общества».  Компьютерные технологии – это и  наглядное пособие качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций — презентации, видеофрагменты опер и балетов, интерактивные игры, кроссворды, ребусы.

 Здоровьесберегающие технологии                                                                                              Основная цель — обеспечение учащемуся возможности сохранения здоровья за период обучения, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.                                                         Поэтому занятия строятся с учётом следующих требований:- соблюдение санитарно — гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота) и правил техники безопасности                                                                                                                  — рациональная плотность урока                                                                                                                                  — строгая дозировка учебной нагрузки                                                                     — смена видов деятельности                                                                                               — место и длительность применения КТ                                                                                                                                      — построение урока с учетом работоспособности учащихся                                                                                                        — благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки                                                                                              — проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках                                                                    — целенаправленная рефлексия в течение всего урока.

На уроке так же используется  музыкотерапия, ритмотерапия,

терапия творчеством, улыбкотерапия. Восприятие музыки, ее исполнение являются основными формами не только музыкального воспитания, но и музыкальной психотерапии, способной  изменять при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение учеников.

Применение таких технологий помогает сохранению и укреплению здоровья  учащихся:  предупреждению переутомления, улучшению психологического климата в детских коллективах, повышению концентрации внимания, уровню тревожности.

 

Учебно-методический комплекс

Программа оснащена методическими материалами необходимыми для успешного освоения программы,  которые  постоянно пополняется.

УМК к программе «Музыкальная литература» – это совокупность учебно-методических материалов, в который входят:                                                                                                                                        -словарь музыкальных терминов                                                                                                — нотные сборники, клавиры опер и балетов

— либретто опер                                                                                                                                   — музыкальный материал  на МР3 дисках

— презентации к каждой теме урока                                                                                 — конспекты-методички для учащихся

— таблицы, плакаты, картины, фотографии  в печатном виде и на современных носителях информации

-видеоматериалы

— интерактивные игры

— тесты, ребусы

— музыкальные  викторины по творчеству каждого композитора

— методическая  литература

— информационные  ресурсы интернета

 

6.Список литературы

 

Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Четвертый год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. М., 2004.

Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. М. 1999. 2000

Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература. Для 4-го класса детской музыкальной школы М., 1992, 1993.                                                                                    Господникова М.К. «Проектная деятельность в начальной школе 2-е издание  Волгоград 2012

Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла: Книга для чтения. – М., ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»., 2005г.

КабалевскийДм. Как рассказывать детям о музыке. М.. 1977г.

КабалевскийДм. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.//Дм.Кабалевский. Воспитание ума и сердца. М. 1984г.

КабалевскийДм. Про трех китов и про многое другое. М., 1972г.

КабалевскийДм. Цели и задачи музыкально-эстетического воспитания детей и юношества. // Дм. Кабалевский. Воспитание ума и сердца. М.. 1984г.                                                 Кайгородцева М.В.   «Методическая работа в системе дополнительного образования» Волгоград Учитель 2009                                                                                                                     Кочнева С.В. «Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей Москва 2012

Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Третий год обучения.

Учебник для детских музыкальных школ. М.,2003 г.

Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., 1982г.

Лагутин А. Музыкальная литература как предмет школьного преподавания. //Вопросы методики начального музыкального образования. М. 1981 г

Лагутин А. Подготовка учащихся к педагогической работе по музыкальной ли туре.// Вопросы музыкальной педагогики… Вып. З. М.. 1981г.

Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса детских музыкальных школ и школ искусств. М. 1999,2000г.

Осовицкая З.Е., Казаринова А. С. Музыкальная литература. Первый год обучения. Учебник для Детских музыкальных школ. М., 2000г.

Осовицкая З.Е., Казаринова А. С. В мире музыки. М., «Музыка» 1996г.

Португалов К. П. Серьёзная музыка в школе. М., 1980г.

Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Для 5 класса детской музыкальной школы. М., 2001 г.

Прохорова И., Скудина Г. Музыкальная литература советского периода. Для 7 класса детской музыкальной школы. М., 2001.                                                                                         Сергеев И.С. «Как организовать проектнуюдеятельность учащихся2 М., 2009

Фомина А.Б. «Дополнительное образование детей в условиях нового законодательства» М., УЦ Перспектива 2014