Содержание:
1.Пояснительная записка
2.Цели и задачи программы
- Содержание программы
- Планируемые результаты
5.Организационно- педагогические условия реализации программы.
6.Список литературы
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Классический танец является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программой.
Программа имеет художественную направленность – направлена на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.
По степени авторства программа является модифицированной – разработана на основе Примерной программы Классический танец для Детских хореографических школ и хореографических отделений Детских школ искусств ( сост. Е.А.Пинаева, Москва.2006г.; рек. Научно- методическим центром по художественному образованию).
Программа адаптирована для реализации в МУДО « Детский центр искусств» г. Ухты.
По уровню освоения программа является общекультурной, доступной для освоения каждым ребенком.
По форме организации программа является одной из составляющих программ содержания Комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ансамбль народного танца Морозко». Программа предмета Классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирована на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Освоение программы предмета Классический танец способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. Помимо этого программа направлена на укрепление здоровья учащихся, на исправление физических недостатков, деформаций, таких, как: сколиоз, плоскостопие, слабый мышечный тонус и т.д.
Актуальность , педагогическая целесообразность программы
Известно, что все жанры хореографии и даже некоторые виды спорта (художественная гимнастика, фигурное катание) пользуются техникой классического танца. Именно она помогает обрести более высокий исполнительский уровень, так как классический танец обладает наиболее совершенной системой обучения и тренировки ребенка, основанной на глубоких анатомических и физиологических закономерностях. Требования в обучении классическому танцу, к художественной форме, технике исполнения, законченности, стилю, манере танца очень велики, и снижение уровня этих требований недопустимо, так как лишает классический танец значения в качестве средства эстетического воспитания. Классический танец — фундамент всей танцевальной подготовки и высокой исполнительской культуры, в том числе и для исполнителей неклассического профиля. Всё это определяет актуальность данной программы .
Новизна и отличительные особенности программы
Данная программа не предполагает отбора детей для обучения. Материал программы отобран и систематизирован педагогом таким образом, чтобы каждый участник ансамбля освоил в должной степени основы классической хореографии и тем самым способствовал повышению уровня мастерства всего коллектива.
Концепция программы основывается на следующих принципах:
- выявление и развитие творческих задатков детей;
- создание условий для проявления и самовыражения полученных знаний;
- выявление одаренных детей;
- расширение кругозора посредством посещения театров, музеев, выставок, а также чтением популярной хореографической литературы.
- включение хореографии в общую систему гармонического воспитания личности;
- обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению инновационных технологий на материале современных учебно-методических пособий;
- сотрудничество с родителями для достижения устойчивых положительных результатов обучения;
- создание комфортной среды для воспитания ребенка;
- интенсификация педагогического процесса;
- бережное отношение к традициям преподавания хореографии.
Адресат программы. Программа предназначена для работы с детьми
( мальчики и девочки) в возрасте от 7 до 11 лет . Предварительной подготовки не требуется. Приветствуется желание заниматься хореографией и активность.
Количественный состав групп :12-14 человек.
Группы формируются по возрастному принципу: в одну группу могут быть объединены дети, примерно, одного возраста (с разницей в один – два года), с равной степенью природных данных, и, примерно, одинаковым чувством ритма.
Объем программы. При реализации программы Классический танец со сроком обучения 4 года общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 336 часов.
Недельная нагрузка: 1 год обучения (1класс) – 4 часа в неделю; 2-4 год обучения (2-4 классы) — 2 часа в неделю.
Продолжительность занятия – 40 минут. Занятия могут проводиться парами — по 2 урока с перерывом. Музыкальное оформление урока осуществляется концертмейстером и соответствует 100% учебного плана.
Форма организации образовательного процесса – очная.
Продолжительность учебных занятий: первый год обучения -33 недели, со 2 по 4 – 34 учебные недели. Занятия групп первого года обучения начинаются со второй учебной недели.
В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.
Реализация программы в каникулярные периоды осуществляется в форме внеаудиторных мероприятий: воспитательных занятий, посещений концертов, музеев, участия в конкурсах, фестивалях и др.
Аудиторная учебная нагрузка составляет не более 4 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия учащихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях учреждения).
Формы организации учебного процесса:
-индивидуальные (занятия с солистами и учащимися, требующими коррекции);
-мелкогрупповые ( до 14 человек);
Виды занятий:
— аудиторные практические занятия;
— самостоятельные занятия;
-воспитательные занятия;
-викторины, коллоквиумы и др.
Срок освоения программы и режим занятий
Этапы реализации образовательной программы Классический танец
Год обучения, | Кол-во часов в неделю | Число занятий в неделю | Всего часов
в год |
Продолжительность занятия | Наполняемость
группы |
1 год | 4 | 2 | 132 | 2х40 мин. | 12-14 чел. |
2 год | 2 | 1 | 68 | 2х40 мин. | 12-14 чел. |
3 год | 2 | 1 | 68 | 2х40 мин. | 10-12 чел. |
4 год | 2 | 1 | 68 | 2х40 мин. | до 10 чел. |
- Цель и задачи программы
Цель программы
Раскрытие творческого потенциала учащихся на основе приобретенного комплекса знаний, умений, навыков в области классического танца.
Задачи программы:
- знание балетной терминологии;
- знание элементов и основных комбинаций классического танца;
- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы в танцевальных комбинациях;
- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок этюда;
- развитие детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к танцу и классической музыке, желания слушать и исполнять ее;
- укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащегося;
- воспитание чувства позы и музыкальности как первоосновы исполнительского мастерства, без которой невозможно самоопределение в выбранном виде искусства;
- приобретение учащимися опорных знаний, умений и способов хореографической деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с хореографией, самообразования и самовоспитания;
- развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства метроритма, музыкальной памяти;
- развитие музыкального восприятия как универсальной музыкальной способности ребенка;
- развитие внимания, воли и памяти ученика, выработка твердости характера, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения выдерживать высокую степень физического и нервного напряжения;
- умение планировать свою домашнюю работу;
- умение осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
- умение давать объективную оценку своему труду;
- формирование навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и участниками образовательного процесса;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
-постановка корпуса, ног, рук и головы; -изучение основных движений классического танца в чистом виде и в медленном темпе; -выработкой навыков правильности и чистоты исполнения; -приобретением навыков точной согласованности движений; -освоением простейших танцевальных элементов; -развитием артистичности.
|
Знать:
-различать танцевальные жанры, их специфические особенности; -анализировать танцевальную музыку; -грамотно исполнять программные движения, знать их структуру и ритмическую раскладку; -координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном темпе; -оценивать выразительность исполнения.
|
открытые уроки для родителей;
контрольные уроки. |
2. | Развивающие:
-способствовать формированию музыкального восприятия; -развивать чувство координации движения и ритма; -способствовать формированию технических навыков; -способствовать развитию общей культуры; -развивать умения выразить образ в разном эмоциональном состоянии; -развивать навыки культуры общения с партнером, работы в ансамбле.
|
Уметь:
-двигаться в соответствии с характером музыки; -согласовывать музыку и движение; -сосредотачиваться при изучении движений и их разнообразных вариаций; -воспринимать музыкальный материал; -координировать движения; -различать музыкальный размер 2\4,3\4,4\4; -координировать движение рук с движением ног; -чувствовать и различать эмоциональное состояния образа в движении.
|
работа в классе, на уроке;
исполнение перед родителями. |
3. | Воспитательные:
-воспитанием силы и выносливости; -воспитать уважительное отношение друг к другу; -сформировать навыки коллективного общения; -воспитать уважительное и толерантное отношение к различным хореографическим и музыкальным жанрам.
|
-положительно относиться к занятиям хореографией;
-умение свободно общаться на уроке с педагогом и в коллективе; -уважительно относиться друг к другу.
|
педагогические
наблюдения. |
2 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
-воспитание умения гармонично сочетать движения ног, корпуса, рук и головы для достижения выразительности и осмысленности танца; -формирование точности и чистоты исполнения пройденных движений; -выработка устойчивости на середине зала; -освоение более сложных танцевальных элементов; -совершенствование техники, усложнение координации; -развитие артистичности, чувства позы; -различать танцевальные жанры, их специфические особенности; -анализировать танцевальную музыку; -грамотно исполнять программные движения; -координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном и быстром темпе.
|
Знать:
-грамотно, музыкально- выразительно исполнять программные движения; -владеть сценической площадкой; -анализировать исполнение движений; -знать об исполнительских средствах выразительности танца (выразительности рук, лица, позы); -определять по звучанию музыки характер танца; -термины и методику изученных программных движений.
|
открытые уроки для родителей;
контрольные уроки. |
2. | Воспитательные:
-способствовать воспитанию таких нравственных качеств как настойчивость, трудолюбие, выдержка; -привить учащимся культуру общения между собой в паре, в ансамбле, с окружающими; -воспитать доброжелательность, чуткость и внимательное отношение друг к другу; -воспитать аккуратность и самостоятельность; -воспитать ответственность за общее дело.
|
Быть:
-ответственным в подготовке к уроку; -активным на уроке, в контакте с педагогом; -доброжелательным, чутким и внимательным по отношению друг к другу; -аккуратным; -самостоятельным; -настойчивым; -трудолюбивым и выдержанным.
|
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций; -дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и увеличения нагрузки в упражнениях; -уметь танцевать в ансамбле, оценивать выразительность исполнения; -развивать легкость и чувство позы при исполнении движений танца; -развить способность к самостоятельной и коллективной работе; -развивать мотивацию на творческую, художественно-эстетическую и культурную деятельность.
|
Уметь:
-уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений; -замечать ошибки в исполнении других и уметь предложить способы их исправления; -практически использовать приобретенные знания; -сценически выражать характер и характерную мимику; -правильно общаться между собой в паре, в ансамбле, с окружающими; -сознательно понимать каждое движение танца в его простейших элементах-(модуль-блок); -исполнять простые танцевальные движения в комбинациях; -самостоятельно и коллективно работать. |
работа в классе,
на уроке; исполнение перед родителями. |
3 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
-усложнением техники исполнения ранее пройденных движений; -изучением новых более сложных движений, расширение их комбинирования в упражнениях; -исполнением отдельных движений на полупальцах (у станка); -развитием выразительности: ввод в тренировочные упражнения 3-его port de bras у станка и на середине зала, использование epaulement и поз на середине зала; -изучением прыжков с окончанием на одну ногу. -различать танцевальные жанры, их специфические особенности; -анализировать танцевальную музыку; -грамотно исполнять программные движения; -знать правила выполнения движений, структуру и ритмическую раскладку; -координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном и быстром темпе. |
Знать:
-грамотно и выразительно исполнять программные движения и элементарные комбинации; -сочетать пройденные упражнения в несложные комбинации; -анализировать выполнение заданной комбинации; -анализировать и исправлять допущенные ошибки; -воспринимать разнообразие музыкально-ритмических рисунков; -анализировать исполнение движений; -знать о танцевальных средствах выразительности; -знать термины изученных движений; -знать методику изученных программных движений; -различать танцевальные жанры, их специфические особенности.
|
контрольные уроки. |
2. | Воспитательные:
-воспитать духовную культуру и нравственность; -воспитать корректное поведение со старшими и сверстниками; -воспитать патриотическое отношение к Родине; -способствовать воспитанию таких нравственно-этических качеств как целеустремленность, дисциплинированность, способствовать раскрытию индивидуальности учащихся.
|
-умение доводить начатое дело до конца;
-умение работать в коллективе, учитывая интересы сверстников; -умение адекватно реагировать на предложения педагога; -умение быть дисциплинированным, целеустремленным, проявлять лидерские качества; -проявлять индивидуальность.
|
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развитие силы и выносливости ног; -развивать исполнительские навыки; -развивать чувство ритма, памяти; -сформировать навыки творческой инициативы; -сформировать навыки постановки перед собой задачи и нахождения способов ее решения; -продолжать развивать координацию движений; -продолжать формировать свободу движения; -развивать способность к коллективной работе;
|
Уметь:
-образно мыслить; -творчески работать в коллективе; -принимать решения, давать оценку своим действиям; -исполнять элементы танца в заданном характере; -свободно владеть сценической площадкой. |
работа в классе, на уроке;
исполнение перед родителями. |
4 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
— развитие силы и выносливости ног за счет ускорения темпа исполнения, увеличения количества каждого тренируемого движения; -активно вводятся полупальцы в упражнениях у станка; -изучение полуповоротов на одной ноге у станка; -начало изучения pirouette на середине зала; -усложнение сочетаний движений, необходимое для дальнейшего развития координации; -работа над выразительностью и музыкальностью исполнения движений; -различать танцевальные жанры, их специфические особенности; -анализировать танцевальную музыку; -тренировать навык музыкально-пластического интонирования. |
Знать:
-грамотное исполнение, выразительно и свободно освоенный программный материал; -уровень исполнительской техники и артистичности в соответствии с программными требованиями; -освоение законченной танцевальной формы; -использование методики исполнения изученных движений; -терминологии движений и основных поз; -об исполнительских средствах выразительности танца; -анализ музыки с точки зрения темпа, характера, музыкального жанра;
|
контрольные уроки. |
2. | Воспитательные:
-воспитать культуру поведения на сцене; -воспитать понимание необходимости совершенствования танцевального мастерства; -воспитать самостоятельность и самоконтроль в работе над этюдами, постановками; -воспитать духовную культуру и нравственность; -воспитать интерес к творческой работе; -сформировать художественно-эстетического вкус; -воспитать гармоничное сочетание подчинения и руководства в коллективе; -воспитать взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности; -воспитать качества активно выступающего исполнителя: ответственного, дисциплинированного, умеющего поддержать друг друга, быстро перестроиться, заменить, то есть воспитать мобильные качества личности;
|
-эмоционально-положительное отношение к занятиям;
-высокая концентрация внимания; -высокая познавательная активность; — навыки культуры поведения, общения, чувство ответственности при выступлении на любой сценической площадке. -умение работать в коллективе, учитывая интересы других; -восприятие педагога как наставника; -стремление преодолевать трудности, доводить дело до получения результата. Быть: развитым физически, аккуратным, опрятным, дисциплинированным.
|
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развивать импровизацию, воображение, фантазию; -расширять музыкально –художественный кругозор; -способствовать творческому развитию, активизации мышления; -способствовать развитию хореографической памяти, внимания; -способствовать раскрытию индивидуальности; -развивать физическую силу и выносливость, укреплять нервную систему, способствовать дальнейшему развитию физических данных; -развивать актёрское, мастерство, выразительность, музыкальность через прослушивание и разбор музыкального материала и постановку хореографических номеров.
|
Уметь:
— находить ошибки, как у себя, так и в исполнении других; -обоснованно анализировать свое исполнение и анализировать исполнение движений друг друга; -владение осознанным, правильным выполнением движений;-самоконтроль над мышечным напряжением, координацией движений; — импровизировать в быстром и медленном темпе; -эмоционально реагировать на музыкальные произведения; -музыкально — пластически интонировать; -раскрывать свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле. |
работа в классе, на уроке;
исполнение перед родителями. |
- Содержание программы
Содержание программы изложено поэтапно, в развитии — от простого к сложному.
Изложение материала носит рекомендательный характер, что дает педагогу возможность применить творческий подход в обучении детей классическому танцу с учетом особенностей психологического и физического развития детей 7-11 лет, их природных способностей.
1 год обучения
№ | Наименование разделов тем | Всего
часов |
Теория | Практика |
1. | Партер.
Движения исполняются сидя и лежа на спине и на животе. |
30 |
5 |
25 |
2. | Экзерсис у станка.
Все движения исполняются лицом к станку. Основные движения у станка и на середине зала начинаются с III четверти. |
36 |
6 |
30 |
3. | Экзерсис на середине зала. | 3 | 7
|
25
|
4. | Прыжки (Аллегро). | 30
|
5
|
25
|
5. | Контрольные уроки, зачеты | 4
|
— | 4
|
Итого: | 132
|
23
|
109
|
2 год обучения
№ | Наименование разделов тем | Всего
часов |
Теория | Практика
|
1. | Экзерсис у станка
Все движения первоначально проучиваются лицом к станку, а затем исполняются, держась одной рукой за станок. |
37 | 7 | 30 |
2. | Экзерсис на середине зала | 20 | 6 | 14 |
3. | Прыжки (Аллегро) | 7 | 2 | 5 |
4. | Контрольные уроки, зачеты | 4 | — | 4 |
Итого: | 68 | 15 | 53 |
3год обучения
№ | Наименование разделов тем | Всего
часов |
Теория | Практика
|
1. | Экзерсис у станка | 27 | 7 | 20 |
2. | Экзерсис на середине зала | 30 | 8 | 22 |
3. | Прыжки (Аллегро) | 7 | 2 | 5 |
4. | Контрольные уроки, зачеты | 4 | — | 4 |
Итого: | 68 | 19 | 49 |
4 год обучения
№ | Наименование разделов тем | Всего
часов |
Теория | Практика
|
1. | Экзерсис у станка | 27 | 7 | 20 |
2. | Экзерсис на середине зала | 30 | 7 | 23 |
3. | Прыжки (Аллегро) | 7 | 2 | 5 |
4. | Контрольные уроки, зачеты | 4 | — | 4 |
Итого: | 68 | 19 | 49 |
Учебно –тематический план по предмету «Классический танец» – Приложение № 4.
Календарно – тематический план по предмету «Классический танец» – Приложение № 5.
4.Планируемые результаты
Содержание программы по учебному предмету Классический танец ориентировано на:
-выработку у учащихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации;
-приобретение навыков творческой деятельности;
-формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
-осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;
-умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
-уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;
-определение наиболее эффективных способов достижения результата.
Предметные результаты:
Предметным результатом учащихся является освоенный в ходе изучения программы опыт специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению.
— грамотно и выразительно исполнять программные движения и элементарные комбинации;
— сочетать пройденные упражнения в несложные комбинации;
— анализировать выполнение заданной комбинации;
— анализировать и исправлять допущенные ошибки;
— воспринимать разнообразие музыкально-ритмических рисунков;
— анализировать исполнение движений;
— знать о танцевальных средствах выразительности;
— знать термины изученных движений;
— знать методику изученных программных движений;
— знать выразительные средства музыки и танца;
-уметь видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
— выполнять правила гигиены;
— теоретическое знание валеологических ценностей;
— элементарные медицинские знания.
Уровневая таблица планируемых результатов
Уровни результатов | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
1 уровень | Регулятивных:
— сформированное умение ставить простую учебную задачу; — сформированное умение составлять простейшие планы; — сформированное умение видеть результат планируемых действий; — сформированное умение оценивать свою деятельность, соотнося её с образцом. Познавательных: — сформированное умение учащегося принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативных: — сформированное умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач. |
— сформированные теоретические социальные знания учащихся об общественных нормах, об устройстве общества, о социально-одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе.
|
2 уровень | Регулятивных:
— сформированное умение ставить сложную учебную задачу из того что известно и усвоено учащимся при помощи педагога; — сформированное умение составлять план и видеть последовательность действий; — сформированное умение видеть отделенный результат действий; — сформированное умение контролировать свою деятельность; — сформированное умение оценивать свою деятельность соотнося её с самим собой; — сформированная способность к саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии. Познавательных: — сформированное умение самостоятельно формулировать познавательную цель, преобразовывать практическую задачу в зависимости от сложившихся условий. Коммуникативных: — сформированное умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
-сформированное умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
— сформированное действие нравственно-этического оценивания содержания программы. |
3 уровень | Регулятивных:
— сформированное умение самостоятельно ставить учебную задачу любой сложности; — сформированное умение строить сложные планы, определять промежуточные цели с учетом конечного результата; — сформированное умение видеть отдаленный результат и выстраивать свою деятельность согласно достижения этого результата; — сформированное умение контролировать и корректировать свою деятельность; — сформированное умение выявления и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень своего освоения; — сформированная способность к саморегуляции как к волевому усилию для достижения цели. Познавательных: — сформированное умение выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; — сформированное умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Коммуникативных: — сформированное умение интегрироваться с группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
— сформированное действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью и учебной деятельности и её мотивом;
— сформированное умение самостоятельного общественного действия. |
- Комплекс организационно-педагогических условий
Требования к условиям реализации программы Классический танец представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.
Нормативно — правовое обеспечение программы
-Закон РФ «Об образовании в РФ;
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008);
-рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств;
-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
-Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
-Устав МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты;
-Лицензия на право осуществления образовательной деятельности;
Локальные акты центра:
-Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;
-Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;
-Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;
-Порядок перевода, выпуска и отчисления учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;
-Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
-Годовой календарный график.
Программно — методическое обеспечение программы
— методическая и специальная литература по хореографии;
— видео- материалы: хореографические номера профессиональных коллективов;
— интернет- ресурсы;
Литература, используемая при создании программы
1.Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца». СПб: «Планета музыки», 2010
3.Барышникова Т. «Азбука хореографии». СПб: «Люкси» и «Респекс»,1996
4.Блок Л.Д. «Классический танец». М.: «Искусство», 1987
5.Ваганова А.Я. «Основы классического танца». СПб: «Лань», 2007
6.Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993
7.Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца». Л.: «АРТ». 1992
10.Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011
11.Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца». Л.: Искусство, 1981
16.Мессерер А. «Уроки классического танца». М.: «Искусство»,1967
17.Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки по классическому танцу» / Методическое пособие для преподавателей. Харьков, 2010
18.Тарасов Н. «Классический танец». М.: Искусство, 1981
19.Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства». М.: Искусство,1987
20.Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа». СПб: «Лань», 2009
21.Ярмолович Л. «Классический танец». Л.: «Музыка», 1986
Кадровое обеспечение
Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 5 лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Научно – методическое обеспечение программы осуществляется:
-внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс:
приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;
-учебно-методическим комплексом:
рабочей программой , календарно- тематическими планами, планами занятий, методическими рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными заданиями;
-методическим обеспечением воспитательной работы:
программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;
-исследовательской и методической работой педагогов.
Материально-техническое обеспечение программы
-балетный зал 54 кв.м (на 12-14 учащихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие , балетные станки (палки) , вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
-наличие музыкального инструмента (фортепиано) в балетном классе;
-костюмерная, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
-раздевалки для учащихся и педагогов.
Формы аттестации и контроля
Оценка качества реализации программы Классический танец включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Уровень освоения программы проверяется на контрольных уроках и зачетах.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов.
При выведении итоговой (переводной) оценки за год учитывается следующее:
— оценка работы ученика за год;
— оценка на переводном экзамене (зачете);
— другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и в конце учебного года.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Требования к содержанию итоговой аттестации учащихся определяются образовательной организацией. Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Уровень личностных и метапредметных результатов оценивается методом тестирования учащихся и методом наблюдения на всех этапах освоения программы.
По итогам выполнения практической части программы на контрольном уроке, зачете и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном); |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.; |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета; |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества освоения содержания программы.
График промежуточной и итоговой аттестации
Год обучения | Срок проведения | Вид контрольного мероприятия |
1 год | конец четверти
конец год |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
переводной экзамен (зачет). |
2 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
переводной экзамен (зачет). |
3 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
переводной экзамен (зачет).
|
4 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
выпускной экзамен. |
Работа с родителями
Работа с родителями имеет большое значение – это 50% успеха работы с детьми. Система родитель-ребенок и его увлечения – важный элемент в воспитании, как родителя, так и ребенка.
Большое значение при организации работы придается включению родителей в ту атмосферу деловитости и серьезности, создать которую считается необходимой в занятиях искусством. Для того, чтобы создать у родителей желаемый психологический настрой, вызвать у них нужное отношение и понимание целей занятий, родители приглашаются на концерты, открытые занятия, проводятся беседы о том, что может дать ребенку искусство танца, раскрытие значение объективного, беспристрастного подхода к своим детям, необходимости учета их индивидуальных склонностей, способностей. Особенно подчеркивается роль прилежания; прилежный, работоспособный, даже менее одаренный ребенок может достичь хороших результатов, если он находится в атмосфере доброжелательности, интереса и уважения к своим достижениям.
Требования к внешнему виду детей:
Обувь должна быть мягкой для занятий классическим экзерсисом (специальные мягкие балетные туфли). Форма одежды должна быть обтягивающей (купальники, трико), чтобы педагог мог видеть недостатки в осанке ребенка во время исполнения упражнений. Волосы должны быть гладко зачесаны, не спадать на лицо.
Методические материалы
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, разбор, анализ);
-наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащегося);
-практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
-индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Методы воспитания
-традиционно принятый: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;
-инновационно-деятельностный (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий): модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;
-неформально-межличностный (осуществляются через личностно значимых авторитетных людей, из числа друзей и близких);
-тренингово-игровой (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в сᴨȇциально заданных условиях): социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;
-рефлексивный (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).
Средства воспитания — это все то, с помощью чего педагог воздействует на учащихся. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино- и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, балетные сᴨȇктакли, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.
Обучение классическому танцу должно быть поэтапным, весь курс должен быть разделен на периоды по рациональному принципу не следует спешить, не надо давать ученикам непосильные физические нагрузки. Особо пристальное внимание следует уделить подготовке на первом году обучения. От этого во многом зависит будущее учеников, это этап их формирования.
При подготовке к уроку необходимо:
-наметить новые примеры (упражнения) в соответствии с задачами каждой части урока для дальнейшего укрепления и совершенствования накопленных знаний и навыков учащихся;
-определить новый материал (предусмотренный программой, в том числе, танцевальный) для изучения;
-водить новый материал в различные комбинированные задания;
-определить совместно с концертмейстером соответствующий характер музыкального сопровождения каждой части урока.
Готовясь к очередному уроку, надо также предусматривать, логику и форму подачи материала, при этом, затрагивая не только вопросы исполнительской техники, но и темы творчества, искусства танца, музыки и т.д.
Залогом успеха любого творческого коллектива является хорошо поставленная и правильно проводимая учебная работа. Данная программа предназначена для обучения детей основам классического танца и направлена на совершенствование физического и личностного развития ребенка. При этом всех детей необходимо учить в равной мере, разделение на более или менее способных может быть только на индивидуальных занятиях или в процессе работы над концертным репертуаром.
Основными принципами обучения являются:
— последовательное и постепенное развитие — весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному: при переходе из класса в класс происходит последовательное усложнение упражнений экзерсиса. Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Классический танец»;
— постепенное увеличение физической нагрузки происходит с учетом психологических, физических и возрастных особенностей детей;
— целенаправленность — строгое следование поставленным целям и задачам, непрерывное повышение уровня исполнения и целенаправленной умственной деятельности учащегося, устремляющего свою волю, внимание, память на выполнение поставленной перед ним конкретной задачи;
— гибкость – возможность изменений (уменьшения или увеличения количества упражнений), предусмотренных программой комплексов упражнений на основе анализа возможностей данных учеников;
— учет индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня его подготовки;
— укрепление здоровья учащихся, исправление физических недостатков, таких, как: сколиоз, плоскостопие, «завернутость» стоп, вальгус, слабый мышечный тонус и т.д., создание прекрасной физической формы тела учащегося, поддержание и совершенствование ее; создание условий для исправления физических недостатков и укрепления здоровья — важнейшего качества танцевального экзерсиса.
С первых занятий ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры, видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения и интереса к занятиям играют значительную роль посещение балетных спектаклей, просмотр видео материалов.
Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения. Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых занятий необходимо развивать умение слышать музыку и на этой основе развивать творческое воображение у учащихся.
Значительную роль в данном процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, которое помогает раскрывать характер, стиль, содержание. Работа над качеством исполняемого движения в танце, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой — важнейшими средствами хореографической выразительности — должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя. В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман план урока. В начале каждого полугодия педагог составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается администрацией центра. В конце учебного года педагог представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данной группы.
При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень подготовки учащихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших учащихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.
6.Список литературы
- Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» — СПб: «Планета музыки», 2010
- Базарова Н.П. «Классический танец» — СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009
- Барышникова Т. «Азбука хореографии» — СПб: «Люкси» и «Респекс»,1996
- Блок Л.Д. «Классический танец» — М.: «Искусство», 1987
- Ваганова А.Я. «Основы классического танца» — СПб: «Лань», 2007
- Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для
преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993
- Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца» — Л.: «АРТ», 1992
- Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах» — М., Искусство, 1989
- Громов Ю.И. «Основы подготовки специалистов-хореографов» / учебное пособие. СПб: Типография Наука, 2006
- Звездочкин В.А. «Классический танец». СПб: «Планета музыки», 2011
- Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011
- Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца» — Л.: Искусство, 1981
- Костровицкая В.С., Писарев А. «Школа классического танца» — Л.: Искусство, 1986
- Красовская В.М. История русского балета. — Л., 1978
- Красовская В.М. Агриппина Яковлевна Ваганова. — Л.: «Искусство», 1989
- Красовская В.М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести. — М.: «Аграф», 1999
- Мессерер А. «Уроки классического танца» — М.: «Искусство»,1967
- Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки по классическому танцу» / Методическое пособие для преподавателей. Харьков, 2010
- Русский балет: энциклопедия. М: Согласие , 1997
- Тарасов Н. «Классический танец». М.: Искусство, 1981
- Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства». М.: Искусство,1987
- Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа». СПб: «Лань», 2009
- Ярмолович Л. «Классический танец». Л.: «Музыка», 1986