Изобразительное искусство

%d0%b8%d0%b7%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b5-%d0%b8%d1%81%d0%ba%d1%83%d1%81%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be

1.Пояснительная записка

 

Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись.

Дополнительная образовательная программа «Изобразительное искусство» открывает ребенку широкое поле, раскрывает перед ним огромный и увлекательный мир творчества.

Программа «Изобразительное искусство» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.

По степени освоения программа общекультурная — носит общеразвивающий характер с элементами предпрофильной ориентации учащихся и является метапредметной дисциплиной области искусства и гуманитарных наук.

Данная программа не предполагает отбора детей для обучения.

Программа реализует право каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности.  Программа предоставляет всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.

Программа имеет художественную направленность — направлена на гармоничное формирование личности, ее духовно-нравственное воспитание посредством   приобщения к систематическим занятиям изобразительным искусством.

Составлена для реализации в условиях Муниципального учреждения дополнительного образования «Детский центр искусств» г.Ухты .

По степени авторства программа является модифицированной. Составлена на основе

-примерных Программ по изобразительному искусству для детских художественных школ, художественных отделений школ искусств,

-образовательной программы дополнительного образования детей «Основы изобразительного искусства» Волобуевой И.И. (2008г) .

Обучение изобразительному искусству занимает особое место в художественном образовании ребенка. Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области изобразительного искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение азов изобразительного искусства не требует от начинающего художника значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра.

Данная программа опирается на традиционные и новые методики преподавания и ориентирована на индивидуально-личностный подход в обучении. Разработка новых подходов к обучению связана с необходимостью развития у учащихся навыков эстетической оценки изобразительного искусства, восприимчивости к языку рисунка, живописи, активизации потребности заниматься изобразительным творчеством, эмоционально откликаться на него.

Педагогическая целесообразность: обучение построено «от простого к сложному». Постепенно, «по ступенькам» ребенок повышает свой уровень знаний и совершенствует мастерство. Он самостоятельно может организовать свой досуг, помочь маме, занявшись с младшим братом или сестрой, изготовить самостоятельно подарки для близких, родных и друзей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

 Актуальность изучаемой  деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного  общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные учащиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство  и художественно-творческая деятельность занимают   одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение  технологических приемов  в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

— патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

— ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство учащихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда);

— ценностного отношения к здоровью (организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

— интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

— формирование информационной грамотности современного школьника;

— развитие коммуникативной компетентности;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся.

Актуальность программы состоит а том, что она удовлетворяет социальный заказ, запросы родителей   микрорайона на получение детьми дополнительного образования в области изобразительного искусства. Ежегодно пользуется большим спросом, реализуется в учреждении на протяжении 27 лет.

Отличительные особенности и новизна программы состоит в том, что обучение детей изобразительным навыкам происходит с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. При этом нетрадиционные техники не подменяют традиционные, а дополняют их. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология даёт ребёнку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 7 до 11 лет, проявляющими  интерес к  занятиям  изобразительным искусством.

Объем программы. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.

При реализации настоящей программы «Изобразительное искусство» общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 338 часов.

Обучение  осуществляются в форме мелкогрупповых занятий ( до 15 человек).

Виды занятий по программе:

-аудиторные практические занятия,

-самостоятельные занятия,

-воспитательные занятия;

— творческое задание;

— упражнения по усвоению техники на развитие творческого воображения;

— проблемные ситуации;

— коллективное творчество.

Продолжительность учебного года со второго по четвёртый год обучения составляет 39 недель, для классов/групп первого года обучения — 38 недель.

Занятия в группах первого года обучения  начинаются со второй учебной недели.

Продолжительность учебных занятий. Первый год обучения — 33 недели, со 2 по 4 год обучения  – 34 учебные недели.  В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.

В каникулярные периоды реализация программы осуществляется во внеурочной форме: проведение воспитательных мероприятий, подготовка творческих проектов, посещение различных  культурных мероприятий и др.).

 Аудиторная учебная нагрузка по учебному плану составляет не более 3 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на участия учащихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях учреждения).

При изучении программы  предусматривается объем времени на самостоятельную (внеаудиторную) работу учащихся. Объём времени на самостоятельную работу учащихся по программе определён с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания учащимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности.

Выполнение учащимся домашнего задания контролируется педагогом.

 

 

Срок реализации программы:

   

Наименование программы

   

Распределение по годам обучения

№ п\п  

 

Мелкогруппо­вые занятия     1 –й 2-й 3-й 4-й
1 Изобразительное искусство  

338

  в неделю 2

 

2 3 3
в год 66 68 102 102
Максимальная нагрузка

 

 

 

338

 

 

в неделю  

2

 

2

 

 

3

 

3

 

в год

 

66

 

68

 

102

 

102

 

 

Режим занятий

  продолжительность периодичность количество в неделю
1-2

год обучения

40 минут

 

2 раза

 

2

(1час 20 минут)

3-4

год    обучения

60 минут

 

 

2 раза

 

2

(2 часа)

 

 

 

Цели и задачи программы

Цель программы:

-целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения программы  практических и теоретических знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

 

Задачи:

Обучающие :

-знакомство с основными жанрами изобразительного искусства;

-знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

— овладение основами перспективного построения;

-приобретение умения грамотно строить композицию;

— получение представлений о различных жанрах и видах изобразительного искусства;

— формирование художественно-эстетических вкусов и потребностей на лучших образцах классического и современного изобразительного искусства;

— профориентация и подготовка наиболее способных учащихся к поступлению в профильные  учебные заведения.

Воспитательные :

— формирование мировоззрения и моральных качеств;

— формирование гражданской позиции и национального самосознания;

— эстетическое воспитание;

— воспитание уважения к старшим и чувства товарищества;

— воспитание открытости, правдивости, приветливости;

— воспитание культуры речи;

— формирование основ здорового образа жизни;

Развивающие :

-формирование  умения самостоятельно ставить учебные задачи, планировать, контролировать и корректировать свою деятельность относительно конечного результата;

-формирование умения оценивать степень и уровень освоения содержания образовательной программы;

-формирование умения выбора наиболее эффективных способов решения учебных задач, проявлять инициативу и самостоятельность;

— воспитание навыков практического использования полученных знаний, открывающих путь к дальнейшему самостоятельному развитию;

— развитие навыков самостоятельного творчества;

— воспитание интереса к творческому труду;

— формирование  умения интегрироваться с группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

  1. Содержание программы

 

 

1 год обучения

 

Задачи Результаты по задаче Промежуточный контроль по задаче
1. Обучающие:

-знать свойства художественных инструментов и материалов;

-знать основные и дополнительные цвета;

-знать азы линейной перспективы;

-знать азы симметрии;

-знать разнообразные мазки;

-умение правильно использовать художественные материалы и инструменты в соответствии со своим замыслом;

-умение смешивать краски на палитре, получая нужные оттенки;

-умение располагать объекты на листе в зависимости от линии горизонта;

-умение пользоваться линией симметрии;

-умение манипулировать различными мазками;

 

Контрольный просмотр работ.
2. Развивающие:

-развитие первоначальных навыков работы с художественными инструментами и материалами;

-развитие художественно-зрительных представлений и художественно-образного мышления;

-развитие образного мышления;

-развития самостоятельности;

-практическое использование приобретенных знаний.

Педагогические наблюдения
3. Воспитательные:

-вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством;

-познакомить с правилами поведения на уроке;

-воспитание уважения к старшим, сверстникам;

— положительное отношение к занятиям изобразительным искусством;

— умение свободно и вежливо общаться на уроке с педагогом;

-желание доброжелательно общаться со сверстниками;

Педагогические наблюдения

 

Учебно — тематический план 1 года обучении

Задачи:

1.Дать понятие основных и дополнительных цветов.

2.Дать понятие о симметрии.

3.Дать понятие о свойствах красок и графических материалов.

4.Научить смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки.

5.Научить правильно использовать художественные материалы и инструменты в                   соответствии со своим замыслом.

 

                          

Наименование разделов и тем Кол-во часов

 

теор практ всего
1 Введение в программу      
1.1. Особенности первого года обучения 1 1
1.2. Правила техники безопасности в изостудии 1 1
2. Рисунок      
2.1. Волшебная линия 1 2 3
2.2. Форма 1 3 4
3. Живопись      
3.1 Свойства красок 1 1
3.2. Королева кисточек 1 3 4
3.3. Волшебные превращения красок 1 4 5
4. Азы композиции      
4.1. Линия горизонта 1 8 9
4.2. Композиционный центр 2 15 17
5. Декоративное рисование      
5.1. Симметрия 1 8 9
5.2. Дымковская игрушка 1 5 6
6. Техники и приемы рисования      
6.1. Техника: по сырому 1 2 3
6.2. Техника: пальцевая живопись 1 2 3
7. Итоговый просмотр 2 2
  ИТОГО 14 52 66

 

Содержание учебно-тематического плана

Раздел 1. Введение в программу

Тема 1.1. Особенности первого года обучения.

Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Тема 1.2. Правила техники безопасности в изостудии.

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Раздел 2. Рисунок.

Рисунок, как непосредственный вид искусства.

Тема 2.1. Волшебная линия.

Линии — начало всех начал. Классификация линии: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие.

Практическое занятие. Примерные задания: «Линейная фантазия», «Лохматый пес» и др.

Тема 2.2. Форма.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными)

Практическое занятие. Примерные задания: «Солнышко», «Кораблик» и др.

Раздел 3. Живопись

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира.

Тема 3.1. Свойства красок

Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания. Особенности акварели: прозрачность, «нежность».

Тема 3.2. Королева кисточка.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различны типы кистей: жесткие мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных мазков: длинные, короткие, «волна», круговые.

Практическое занятие. Примерные задания: Задание «Разнообразные мазки», «Лодочка в море»

Тема 3.3. Волшебные превращения красок.

Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок

Практическое занятие. Примерные задания. «Яркие цвета», «Нежные цвета», «Тучка» и др.

Раздел 4. Азы композиции

Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа)

Тема 4.1. Линия горизонта.

Линия горизонта — граница между небом и землей.

Практическое занятие. Примерные задания: «Ветка за окном», «Осеннее дерево» и др.

Тема 4.2. Композиционный центр

Композиционный центр- это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.

Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый сказочный герой», «Сказка Колобок» и др.

Раздел 5. Декоративное рисование

Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребенка.

Тема 5.1. Симметрия.

Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры.

Практическое занятие Примерные задания: «Снеговик», «Новогодняя елка» и др.

Тема 5.2. Дымковская игрушка

История дымковской игрушки, изучение основных элементов узора дымки.

Практическое занятие. Примерные задания:

«Барышня», «Лошадка», «Пасхальное яичко» и др.

Раздел 6. Техники и прием рисования

Знакомство с необычными способами рисования.

Тема 6.1. Техника: по- сырому.

Особенности рисования по сухой и влажной бумаге.

Практическое занятие. Примерные задания: «Танец снежинок», «Морозные узоры» и др.

Тема 6.2. Техника: пальцевая живопись

Особенности рисования пальчиками и ладошками, соблюдение особой гигиены.

Практическое занятие: Примерные задания: «Букет для мамы», «Цветы в вазе» и др.

Раздел 7. Итоговое занятие

Просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение.

 

Воспитательная работа:

Воспитательные задачи первого года обучения:

— воспитывать аккуратность, вежливость;

— развивать художественное мышление, творческое воображение;

— приучать к самостоятельности в классной работе;

— воспитывать трудолюбие.

 

Этапы педагогического контроля

 

Сроки Промежуточный, итоговый контроль

 

Формы контроля
декабрь Наличие работ по пройденным темам полугодия. Промежуточный просмотр работ, тестирование
Май Наличие работ по пройденным темам года. Итоговый просмотр работ, тестирование


 

 

2 год  обучения

 

Задачи Результаты по задаче Промежуточный контроль по задаче
1. Обучающие:

-знать азы композиции;

-знать пропорции фигур рисуемых объектов;

-знать что такое «эскиз» и для чего он нужен;

-знать, как передавать в рисунке движение фигур;

 

-умение выделять главное в композиции;

-умение пропорционально изображать рисуемые объекты;

-умение последовательно вести работу от эскиза до финальной композиции;

-умение передавать движение фигур в рисунке;

Контрольный просмотр работ.
2. Развивающие:

-развитие внимательности;

-развитие зрительной памяти;

 

-развитие внимательности к окружающему миру;

-развитие наблюдательности и зрительной памяти;

-практическое использование приобретённых знаний;

Педагогические наблюдения
3. Воспитательные:

-воспитать умение видеть и понимать прекрасное;

-воспитать корректное поведение со старшими и сверстниками;

-воспитать навыки самостоятельного мышления;

 

-присутствие желания заниматься изобразительным искусством;

-умение видеть и понимать прекрасное в окружающем мире;

-активно работать на уроке в контакте с педагогом;

-умение работать в коллективе, учитывая интересы сверстников;

-умение доводить начатое дело до конца;

Педагогические наблюдения

 

Учебно- тематический план 2 года обучения

Задачи:

1.Дать понятия о цветовых контрастах, о пропорции фигуры человека.

2.Научитьвыбирать формат и расположение листа в зависимости                                                                  от    задуманной   композиции, доводить работу от эскиза до композиции; использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, цвет).

3.Научить соблюдать последовательность в работе.

 

Наименование разделов и тем Кол-во часов

 

теор практ всего
1 Введение в программу      
1.1. Правила техники безопасности в изостудии 1 1
1.2. Особенности второго года обучения 1 1
2. Королева живопись      
2.1. Гармония цвета 1 6 7
2.2 Контраст цвета 1 7 8
3. Азбука рисования      
3.1 Пропорции 1 4 5
3.2 Рисование с натуры и по памяти 1 4 5
4. Фигура человека      
4.1. Пропорции фигуры человека 1 5 6
4.2. Фигура человека в движении 1 8 9
5 Азы пейзажа      
5.1. Образ дерева 1 4 5
5.2. Времена года 1 8 9
6. Декоративное рисование      
6.1. Стилизация 1 7 8
6.2. Декоративные узоры 1 3 4
7. Итоговый просмотр:

 

2 2
  ИТОГО 12 56 68

 

Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения

Раздел1.Введение в программу

Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.

Тема 2.1. Особенности второго года обучения.

Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Раздел 2. Королева живопись

Основы цветоведения

Тема 2.1. Гармония цвета

Различные сочетания одного и того же цвета

Практическое занятие. Примерные задания: «Осеннее дерево», «Домик лесника» и др.

Тема 2.2.Контраст цвета

Использование контраста цвета для выделения главного.

Практическое занятие. Примерные задания: «Цирк», «перо Жар-Птицы» и др.

Раздел 3. Азбука рисования

Тема 3.1. Пропорции

Пропорции- соотношение частей по величине.

Практическое занятие. Примерные задания: рисование различных несложных предметов с учетом пропорций.

Тема 3.2. Рисование с натуры и по памяти.

Изучение натуры Рисование с натуры. Рисование по памяти.

Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта» и др.

Раздел 4. Фигура человека

Образ человека- главная тема в изобразительном искусстве.

Тема 4.1.Пропорции фигуры человека

Знакомство с основными пропорциями фигуры.

Практическое занятие. Примерные задания: «Дед Мороз», «Баба-яга» и др.

Тема 4.2. Фигура человека в движении.

Выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции.

Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание», «Лыжник» и др.

Раздел 5.Азы пейзажа

Пейзаж- изображение природы. Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть ее красоту в разные времена года.

Тема 5.1. Образ дерева.

Понятие о пластическом характере деревьев. Возможность с помощью силуэтов сравнить формы различных деревьев.

Практическое занятие. Примерные задания: «Молодая березка», «Старый дуб» и др.

Тема 5.2. Времена года

Формирование видения особенностей пейзажа в разное время года.

Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима» и др.

Раздел 6. Декоративное рисование.

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста

Тема 6.1. Стилизация

Стилизация как упрощение и обобщение природных форм.

Практическое занятие. Примерные задания: «Сказочная птица», «Дерево жизни» и др.

Тема 6.2. Декоративные узоры

Узоры как средство украшения. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практическое занятие. Примерные задания: «Узорчатые змейки», «Пасхальное яичко» и др.

Раздел 7. Итоговое занятие.

Просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение.

 

Воспитательная работа:

— установить направленность художественных интересов учащихся и в процессе обучения влиять на формирование у них хорошего художественного вкуса;

— воспитывать навыки самостоятельности в классной работе и домашней подготовке;

— развивать художественное мышление, творческое воображение;

— формировать культуру поведения и общения.

 

 

Этапы педагогического контроля

 

Сроки Промежуточный, итоговый контроль

 

Формы контроля
декабрь Наличие работ по пройденным темам полугодия. Промежуточный просмотр работ, тестирование
Май Наличие работ по пройденным темам года. Итоговый просмотр работ, тестирование

 

                         

                                            3 год обучения

 

Задачи Результаты по задаче Промежуточный контроль по задаче
1. Обучающие:

-знать отличие между традиционными и нетрадиционными техниками рисования;

— знать что такое пейзаж, натюрморт, портрет;

-знать основные законы композиции;

-знать законы построения орнамента в полосе;

-уметь работать в традиционной и нетрадиционной техниках;

-уметь работать в основных жанрах изобразительного искусства;

-искать наилучшее композиционное решение в эскизах;

-правильно определять размер, форму, конструкцию, пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;

-передавать в работе пространственное положение предметов посредством перспективы;

-умение грамотно строить орнамент в полосе;

Контрольный просмотр работ.
2. Развивающие:

-формирование навыка творческой инициативы;

-развитие воображения, фантазии;

-формирование навыка ставить перед собой задачу и находить способы её решения;

-проявлять творческую инициативу;

-создавать фантазийные образы;

-развитие самостоятельности;

-умение принимать решения;

-умение давать оценку своим действиям;

-практическое использование приобретённых знаний;

 

Педагогические наблюдения
3. Воспитательные:

-воспитать художественно-эстетический вкус;

-воспитание ответственности, желание трудиться;

-воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе;

-формирование патриотического отношения к Родине;

-эмоционально-положительное отношение к занятиям   изобразительным искусством;

-уметь находить прекрасное в окружающем мире;

-проявлять ответственность в подготовке к уроку;

-умение адекватно реагировать на предложения педагога;

-умение быть целеустремлённым;

-ценить и любить страну, в которой родился;

 

Педагогические наблюдения

 

 

 

Учебно — тематический план 3 года обучения

Задачи:

1.Дать понятие об основных законах композиции; основах цветоведения;                                                     свойствах различных художественных материалов.

2.Научить выделять главное в композиции.

3.Научить передавать движение фигуры человека и животных в рисунках.

4.Научить грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки.

 

 

Наименование разделов и тем Кол-во часов

 

теор практ всего
1 Введение в программу      
1.1. Правила техники безопасности в изостудии 1 1
1.2. Особенности третьего года обучения 1 1
2. Азы натюрморта 1 7 8
3. Азы перспективы      
3.1. Линейная перспектива 2 10 12
3.2. Воздушная цветоперспектива 1 5 6
4. Дизайн      
4.1. Дизайн аксессуаров одежды 1 5 6
4.2. Карнавальная маска 1 7 8
5. Декоративно- прикладное рисование      
5.1. Декор в русско-народном костюме 2 8 10
5.2. Ритм и движение 2 8 10
6. Пейзаж      
6.1. Живописная связь неба и земли 2 14 16
6.2. Сказочный пейзаж 2 10 12
7. Техники и приемы рисования      
7.1. Техника: точечная живопись (пуантилизм) 1 4 5
7.2. Техника: перелив цвета в цвет 1 4 5
8. Итоговый просмотр 2 2
  ИТОГО 20 82 102

 

Содержание учебно-тематического плана 3 года обучения

Раздел 1. Введение в программу

Тема 1.1. Правила безопасности в изостудии

Повторение правил безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Тема 1.2. Особенности третьего года обучения.

Обсуждение плана работы текущего года. Просмотр летних работ.

Раздел 2. Азы натюрморта.

Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве. Основные правила расположения предметов (ближе, дальше, за, перед)

Практическое занятие: Примерные задания: «Грибочки», «Яблочки» и др.

Раздел 3. Азы перспективы

Знакомство с основными правилами перспективного изображения

Темы 3.1. Линейная перспектива

Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта. Практическое занятие: Примерные задания: «Тропинка в лесу», «Лыжня» и др.

Тема 3.2. Воздушная цветоперспектива

Соотношение переднего и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета)

Практическое занятие. Примерные задания: «Осенний лес вдалеке», «Зимний лес вдалеке» и др.

Раздел 4. Дизайн

Понятие о дизайне, о сферах его применения.

Тема 4.1. Дизайн аксессуаров одежды

Немного о художниках -дизайнерах и модельерах и предметах повседневной одежды.

Практическое занятие: Примерное задание: «Варежка»

Тема 4.2. Карнавальная маска

О вещах, создаваемых специально к определенным праздникам.

Практическое занятие. Примерное задание: «Новогодняя полумаска»

Раздел 5. Декоративно- прикладное рисование.

Особенности старинных русских народных промыслов и современные тенденции.

Тема 5.1. Декор в русском народном костюме

История народного костюма, его форм и украшений

Практическое занятие. Примерные задания: «Иванушка- дурачок», «Василиса- Премудрая», «Машенька» и др.

Тема 5.2. Ритм и движение

Современный взгляд на узор.

Практическое занятие. Примерные задания: «Орнамент в полосе», «Пасха» и др.

Раздел 6. Пейзаж

Красота природы в разное время года и ее изображение в разных состояниях.

Тема 6.1. Живописная связь неба и земли.

Колористские особенности пейзажа при разных состояниях погоды и освещения. Практическое занятие. Примерные задания: «Солнечный денек», «Бабочки в полете» и др.

Тема 6.2. Сказочный пейзаж

Пейзаж как одна из важнейших составляющих сказки. Роль пейзажа в детской иллюстрации.

Практическое занятие. Примерные задания: русские народные сказки «Репка», «Царевна- лягушка» и др.

Раздел 7. Техники и приемы рисования

Продолжение знакомства с необычными способами рисования.

Тема 7.1. Техника: точечная живопись (пуантелизм)- создание изображения при помощи одних лишь точек.

Практическое занятие: Примерные задания: «Овощи», «Фрукты», «Осенние листья» и др.

Тема 7.2. Техника: перелив цвета в цвет

Использование дружественных цветов (чтобы на границах не получалось грязи)

Практическое занятие: Примерные задания: «Рыбка», «Инопланетянин» и др.

Раздел 8. Итоговое занятие

Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы.

 

Воспитательная работа:

— воспитать осознанное отношение к занятиям изобразительного искусства, целеустремленность;

— воспитывать навыки самостоятельности и трудолюбия;

— формировать навыки творческого мышления и инициативы;

— воспитать способность к адекватной самооценке; уверенность в своих силах.

 

 

Этапы педагогического контроля

 

Сроки Промежуточный, итоговый контроль

 

Формы контроля
декабрь Наличие работ по пройденным темам полугодия. Промежуточный просмотр работ ,тестирование
Май Наличие работ по пройденным темам года. Итоговый просмотр работ, тестирование

 

                   

                                            4 год обучения

 

Задачи Результаты по задаче Промежуточный контроль по задаче
1. Обучающие:

-знать отличительные особенности основных жанров изобразительного искусства;

-знать основные законы воздушной перспективы;

-знать основные пропорции головы человека;

-знать основные законы построения орнамента в круге, квадрате;

-знать исторические особенности различных эпох;

Умение работать в различных жанрах изобразительного искусства;

-умение наблюдать в природе и передавать в работах влияние воздушной перспективы;

-умение при изображении головы человека передавать пропорции, характер черт, выражение лица;

-создавать декоративные орнаменты в квадрате, круге;

-соблюдать в работах историческую достоверность;

Контрольный просмотр работ.
2. Развивающие:

-расширение художественного кругозора;

-развитие навыка ставить перед собой задачу и находить способы её решения;

-развитие творческого подхода к работе;

-умение эмоционально реагировать на произведения искусства;

-умение анализировать произведения искусства;

-умение делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;

-практическое использование приобретённых знаний;

Педагогические наблюдения
3. Воспитательные:

-воспитать художественно-эстетический вкус;

-воспитание дисциплинированности, трудолюбия, интереса к творческой работе;

-воспитание стремления преодолевать трудности, доводить дело до получения результата;

-воспитание уважения к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре;

-воспитание уважения к результатам личного и коллективного труда;

-более серьёзное отношение к занятиям;

-умение откликаться на красоту времён года, явления окружающей жизни, видеть неповторимость мира;

-высокая концентрация внимания и познавательная активность;

-восприятие педагога, как наставника;

-умение доводить начатое дело до конца;

-любить, ценить и знать страну, в которой родился;

-умение уважать не только свой труд, но и труд других людей;

 

Педагогические наблюдения

 

 

Учебно- тематический план 4 года обучения

Задачи:

  1. Сформировать понятие линейной перспективы, пропорции головы человека.
  2. Дать понятие о различных видах графики; основных жанрах изобразительного искусства.
  3. Научить строить орнаменты из различных геометрических фигур.

4.Научить работать в различных жанрах.

 

 

Наименование разделов и тем Кол-во часов

 

теор практ всего
1 Введение в программу      
1.1. Правила техники безопасности в изостудии 1 1
1.2. Особенности четвертого года обучения 1 1
2. Натюрморт и его изобразительные возможности      
2.1. Натюрморт в теплой гамме 2 8 10
2.2. Натюрморт в холодной гамме 1 7 8
3. Портрет человека      
3.1 Фас 2 6 8
3.2. Профиль 2 6 8
4. Юный модельер 2 6 8
5. Такой разный пейзаж      
5.1. Природный пейзаж 2 16 18
5.2. Фантазийный пейзаж 2 16 18
6. Декоративно-прикладное рисование      
6.1. Русский интерьер 2 8 10
6.2. Орнамент и геометрия 2 8 10
7. Итоговый просмотр 2 2
  ИТОГО 21 81 102

 

 

Содержание учебно-тематического плана 4 года обучения

 

Раздел 1. Введение в программу

Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.

Повторение правил безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Тема 1.2. Особенности четвертого года обучения.

Обсуждение плана работы текущего года. Просмотр летних работ. Отбор лучших рисунков для выставки.

Раздел 2. Натюрморт и его изобразительные возможности.

Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать вещи.

Тема 2.1. Натюрморт в теплой гамме.

Создание живописного натюрморта в теплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.

Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Осенний букет» и др.

 

Тема 2.2. Натюрморт в холодной гамме

Использование предметов холодных цветов (синий, голубой, фиолетовый)

Практическое занятие. Примерные задания: «Синяя сказка», «Зимний подарок» и др.

Раздел 3. Портрет человека.

Многообразие портрета. Цвет как выражение характера человека, его настроения.

Тема 3.1. Фас.

Знакомство с основными пропорциями головы человека в положении «Фас», Понятие о мимике.

Практическое занятие. Примерные задания: «Дед Мороз», «Снегурочка», «Автопортрет» и др.

Тема 3.2. Профиль

Знакомство с основными пропорциями головы человека в положении «профиль»

Практическое занятие Примерные задания: «Буратино», «Баба-яга», «Пират» и др.

Раздел 4. Юный модельер

Понятие о работе художников-модельеров.  Повседневность и праздничность.

Практическое занятие. Примерные задания: Создание карнавальных костюмов «Снежинка», «Бабочка», «Королева осень» и др.

Раздел 5. Такой разный пейзаж

Пейзаж может подразделяться на типы не только по временам года и времени суток, но и по типам изображаемых видов.

Тема 5.1. Природный пейзаж

Изображение лесного, городского, сельского вида.

Практическое занятие: Примерные задания: «Золотая осень», «Улицы города», «Парк», «Деревенька» и др.

Тема 5.2. Фантазийный пейзаж

Изображение космического, подводного, сказочного мира.

Практическое занятие. Примерные задания: «Морское царство», «Братья по разуму», «Сказочный цветок» и др.

Раздел 6. Декоративно-прикладное рисование.

Трудовой образ вещи и образ художественный. Преображение мотивов и цветового решения от старины до наших дней.

Тема 6.1. Русский интерьер.

Народные промыслы как часть старинного интерьера.

Практическое занятие. Примерные задания: «Избушка трех медведей», «Избушка Бабы-Яги», «Царские палаты» и др.

Тема 6.2. Орнамент и геометрия.

Старинный и современный геометрический орнамент.

Практическое занятие. Примерные задания: «Орнамент в квадрате», «Орнамент в круге» и др.

Раздел 7. Итоговое занятие.

Проведение итогового опроса для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме выставки, обсуждение результатов работы.

 

Воспитательная работа:

 

— развивать художественный вкус учащегося;

— расширять общий кругозор;

— прививать стремление постоянно обогащать свои знания;

— воспитывать умение воспринимать конструктивную критику; радоваться своим успехам и успехам товарищей;

— воспитывать трудолюбие и целеустремленность.

 

 

Этапы педагогического контроля:

 

Сроки Промежуточный, итоговый контроль

 

Формы контроля
декабрь Наличие работ по пройденным темам полугодия. Промежуточный просмотр работ ,тестирование
Май Наличие работ по пройденным темам года. Итоговый просмотр работ, тестирование

 

 

 

 

  1. Планируемые результаты

Предметные

Минимум содержания программы Изобразительное искусство должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы художественных практических и теоретических знаний, умений и навыков.

Результатом освоения программы «Изобразительное искусство» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

 

— знание художественной терминологии;

— знание основных жанров изобразительного искусства;

— знание свойств красок и графических материалов;

— умение правильно выбирать художественные материалы и инструменты в соответствии с замыслом;

— знание основных и дополнительных цветов;

— умение подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;

— умение использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно и т.п.);

— умение применять нетрадиционные техники рисования;

— умение выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

— знание основных законов композиции;

— знание основных законов симметрии;

— знание основных законов линейной и воздушной перспектив;

— знание пропорций изображаемых фигур и предметов;

— умение передавать движение фигур в рисунке;

— умение передавать особенности внешнего вида конкретного объекта рисования;

— умение передавать в рисунке характер и настроение героя;

— умение гармонично сочетать элементы декора по форме и цвету;

— умение творчески отражать явления природы;

— умение проявлять фантазию;

— умение доводить работу от эскиза до финальной композиции;

— умение соблюдать последовательность при раскраске в работе;

— умение соблюдать историческую достоверность;

— развитие своей зрительной памяти;

— умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;                                        

 

 

Метапредметные 

Метапредметные результаты  характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:

-самостоятельно ставить новые учебные, художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

-адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-осуществлять контроль по результатам и способам действий и вносить необходимые коррективы;

-устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение;

-пользоваться информационно-коммуникативными технологиями;

-эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения);

-самостоятельно организовывать свой культурный досуг.

 

Личностные

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретут в процессе освоения образовательной программы;

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров наследия русских художников, Русской православной церкви, различных направлений современного изобразительного искусства России;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русского изобразительного искусства и изобразительного искусства других стран, народов, национальных стилей;

— умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, учавствовать в художественной жизни учреждения, города и др.;

— уважительное отношение к культуре других народов;

— сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

-овладение навыками сотрудничества с педагогами и сверстниками;

— формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие художественно-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально         ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

 

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

 

Требования к условиям реализации программы «Изобразительное искусство» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов.

Нормативно- правовое обеспечение программы

-Закон РФ «Об образовании в РФ,

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008),

-рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств,

-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,

— Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»,

-Устав МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты

-Лицензия на право осуществления образовательной деятельности;

Локальные акты центра:

— Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;

-Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;

-Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;

-Порядок перевода, выпуска и отчисления учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;

-Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся;

Годовой календарный график;

 

Программно- методическое обеспечение программы

Реализация образовательной программы обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. В образовательном процессе используются  учебно-методические пособия, аудио-, видеоматериалы и др.

—  Программа « Изобразительное искусство»

Кадровое обеспечение

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к должности. Педагог имеет педагогическое образование по профилю предмета:  среднее специальное.

В установленном порядке  педагог обеспечивается курсовой подготовкой с целью обеспечения систематического повышения квалификации.

  Научно – методическое обеспечение программы осуществляется:

— внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс: приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;

— учебно- методическим комплексом : рабочей программой, календарно- тематическими планами, планами занятий, методическими рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными заданиями;

-методическим обеспечением воспитательной работы: Программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;

-исследовательской и методической работой педагогов;

Материально-техническое обеспечение

Учебный  кабинет:

-кабинет для занятий изобразительным искусством – 1 шт.  – 36 кв.м, – оснащен – 8 парт ученических, 17 стульев, 1 стол учительский, доска, шкафы для хранения методических материалов и расходного материала -5 шт., тумба для хранения расходного материала -1 шт., наглядные методические пособия, расходный материал, натюрмортный фонд;

          Дидактические материалы:

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме проверочных занятий.

 

Формы аттестации и контроля

 

Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, тестовые работы, письменные работы, участие в проектной и выставочной деятельности.

 

Формы контроля уровня освоения программы:

  • Викторины;
  • Кроссворды;
  • Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ ;
  • Тестирование;

Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на освоение программы

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков , контрольных просмотров законченных работ, тестирования на знание теоретической части программы,  формирования УУД и личностных качеств учащихся. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации  проводятся на завершающих учебное полугодие занятиях в счет аудиторного времени. По итогам промежуточной аттестации учащимся выставляется оценка по пятибалльной системе в классных журналах учета успеваемости и посещаемости занятий. Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные тесты,  позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  Фонды оценочных средств призваны обеспечить оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков.

 

Итоговая аттестация проводится по окончании срока освоения программы «Изобразительное искусство»  в форме итогового просмотра выполненных работ и итогового тестирования (май). По результатам итоговой аттестации выставляется оценка по пятибалльной системе. На основании оценки итоговой аттестации и годовой оценки за последний год обучения по программе выводится итоговая оценка: 5(«отлично»), 4(«хорошо»), 3(«удовлетворительно»), 2(«неудовлетворительно»).

При прохождении итоговой аттестации учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.  Учащийся, прошедший итоговую аттестацию с положительными оценками, считается окончившим полный курс обучения по программе «Изобразительное искусство» и получает Сертификат об освоении данной программы.

Учащийся, прошедший итоговую аттестацию с положительными оценками, считается окончившим полный курс обучения по программе и получает Сертификат об освоении данной программы.

 

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов :

-Активность участия.

-Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

-Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. Самостоятельность. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы :

Композиционноерешение: правильное решение композиции, предмета (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой:

-Умение пользоваться  художественными материалами,

-Умение  использовать  выразительные художественные средства в выполнении задания. Общее впечатление от работы.

Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.

Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося.

 

                              Критерии оценок

Оценка Критерии оценивания исполнения
5 («отлично») Хорошее  исполнение работы.

Проявлены внимательность, творческий подход, аккуратность.  Использованы собственные идеи решения задачи. Если есть незначительные погрешности, то они носят случайный характер. Ученик проявляет добросовестность, интерес к занятиям изобразительного искусства.

4 («хорошо») Хорошее исполнение работы с выполнением требований преподавателя, но допущены одна-две неточности. Ученик проявляет старательность, ответственность.
3 («удовлетворительно»)  Неорганизованность. Формальное отношение к работе, без осмысления, допущены 4-5 ошибок, желание ученика трудиться неустойчиво.
2 «неудовлетворительно»  Систематическое невыполнение указаний преподавателя, неготовность учащегося работать самостоятельно. Слабый уровень владения навыками изобразительного искусства и отсутствие желания их развивать.
Зачет (без оценки) Достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

Методические материалы

 

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:

Системно-деятельностный подход. Деятельность в данной программе представлена включением учащихся в активную художественно – творческую деятельность, которая обязательно завершается наглядным результатом . Это развивает интерес к различным пространственным, пластическим, декоративным и другим видам деятельности, и ориентирует ее на положительный результат;

Личностно – ориентированный подход. Изобразительное искусство – культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов учащихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства;

Региональный подход. Учитываются художественные традиции историко–культурные связи, сложившиеся в данном регионе России – Республике Коми, что создает возможности для участия в создании эстетического и этнохудожественного пространства и развития самосознания ребенка как носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.

Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям (особенностям культуры народов Крайнего Севера).

 

В программу включены следующие виды художественно – творческой деятельности:

Ценностно-ориентированная и коммуникативная деятельность. Способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. В процессе эстетического восприятия мира и искусства осуществляется присвоение детьми высших духовно – нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры; дети приобретают компетентность активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения;

Изобразительная деятельность. Включает практическую деятельность детей заданного и творческого характера в области графики, живописи, скульптуры. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвета, линии, пятна, композиции, формы, пропорций, объема, пространства и т.д.);

 

Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов, материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и сопровождаться показом иллюстраций, методов и приемов работы.

 

Педагогические условия и средства реализации программы

 (формы, типы занятий и методы обучения)

Формы: учебное занятие, воспитательное занятие.

Типы:

— теоретические занятия;

— практические занятия;

— рефлексия (повторения, закрепления знаний и выработки умений)

— комбинированное занятие;

— мастер-классы для детей;

— контроль умений и навыков.

 

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

-Словесные, наглядные, практические.

-Индуктивные, дедуктивные.

-Репродуктивные, проблемно-поисковые.

-Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

-Стимулирование и мотивация интереса к учению.

-Стимулирование долга и ответственности в учении.

 

 

 

6.Список методической литературы

 

1.Алёхин А. «Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа» Москва

«Просвещение» 1994г.

2.Вислоушкин В. «Детское творчество» Ленинград «Учпедгиз» 1985г.

3.Диккенс Р., Маккафферти Я. «Лицо – основа портрета» Москва 2007г.

4.Жегалова С. «Русская народная живопись» Москва «Просвещение» 1994г.                                             5.Компанцева Л. «Поэтический образ природы в детском рисунке» Москва «Просвещение» 2003г.6.Коротаева Е. «Графика, первые шаги» Москва «Олма-Пресс» 2006г.                   7.Кузин В., Кубышкина Э. «Изобразительное искусство» 1 кл. Москва «Дрофа» 2004г.

8.Кузин В., Кубышкина Э. «Изобразительное искусство» 2 кл. Москва «Дрофа» 2004г.

9.Кузин В., Кубышкина Э. «Изобразительное искусство» 3 кл. Москва «Дрофа» 2004г.

10.Кузин В., Кубышкина Э. «Изобразительное искусство» 4 кл. Москва «Дрофа» 2004г.

11.Курчевский В. «Быль-сказка о карандашах и красках» Москва «Педагогика» 2004г.

12.Марысаев В. «Учебное пособие по изобразительному искусству» Москва «Аквариум» 2004г.

13.Михейшина М. «Уроки рисования» Минск «Литература» 2004г.

14.Мильборн А. «Причудливый мир животных» Москва «Росмэн» 2007г.

15.Неменский Б. «Распахни окно» Москва «Молодая гвардия» 1994г.

16.Ростовцев Н. «Учебный рисунок» Москва «Просвещение» 2001г.

17.Субачёва Е. «Дымка» Москва «Околица» 2004г.

18.Уотт Ф. «Как научиться рисовать» Москва «Росмэн» 2001г.

19.Уотт Ф. «От части к целому» Москва «Росмэн» 2007г.

 

 

Список литературы для учащихся

 

  1. Лыкова И. «Вот моя деревня. Рисуем красками» Москва «Карапуз» 2007г.
  2. Порте Пьер «Учимся рисовать человека» Москва «Мир книги» 2005г.
  3. Порте Пьер «Учимся рисовать диких животных» Москва «Мир книги» 2005г.
  4. Порте Пьер «Учимся рисовать природу» Москва «Мир книги» 2005г.
  5. Порте Пьер «Учимся рисовать окружающий мир» Москва «Мир книги» 2005г.
  6. Порте Пьер «Учимся рисовать зверей, рыб, птиц» Москва «Мир книги» 2005г.
  7. Порте Пьер «Учимся рисовать от А до Я» Москва «Мир книги» 2005г.
  8. Шалаева Г. «Хочу стать художником» Москва «Аст» 2009г.
  9. Подборка журналов «Юный художник»
  10. Подборка журналов «Весёлый художник»
  11. Подборка журналов «Художественная галерея»