Занимательное сольфеджио

%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b5-%d1%81%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be

  1. Пояснительная записка

Рабочая  программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» является одной из подпрограмм  Комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Тоника». Рабочая программа  «Занимательное сольфеджио» составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.

Программа по предмету Занимательное сольфеджио  играет важную роль в освоении содержания Комплексной образовательной программе Тоника т.к. содержание программы направлено на освоение теоретических основ музыкальной грамотности,  что является важнейшим составляющим результатов освоения комплексной программы.

По степени авторства Программа является модифицированной   — разработана на основе программ:

-Примерная программа по сольфеджио для детских музыкальных школ, рекомендованной  Научно — методическим центром  по художественному образованию Федерального агентства по культуре и кинематографии 2006 г. (составитель Т.Калужская);

— Авторская программа Деркач Л.А. «Сольфеджио для малышей»;

— Авторская программа Хохлова Г.Ю, «Капельки», г.Новомичуринск,  2010г.

Программа  «Занимательное сольфеджио» имеет социально-педагогическую  направленность. Рассматривается как начальный этап освоения ребенком социального опыта и перевода его в личный   жизненный опыт, механизм вхождения ребенка в мир человеческих отношений в доступных сферах и формах реального социума.

Составлена для реализации в условиях Муниципального учреждения дополнительного образования «Детский центр искусств» г.Ухты.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Программа предусматривает развивающее обучение для познания музыкального искусства. В процессе учебной, игровой, практической деятельности происходит развитие внимания, воображения, логического мышления, что является высшей целью образования дошкольника и подготовки его к школе.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и требованиям современного обучения. В ходе учебного процесса используются: обучение в игровой форме, физкультминутки, пальчиковые игры, подвижные и музыкальные игры, песни, танцы.

Новизна программы

В программе  проектируется  новая модель музыкального образования, соединение современных методик (Ж. Металлиди и А. Перцовская «Сольфеджио для дошкольной группы», 1998 г; М. Котляревская-Крафт, И. Москалькова, Л. Бахтан «Сольфеджио для подготовительных  отделений ДМШ»; В.Кирюшина, Е.Сапетиной, Е.Юдиной) с личными наработками и синтезировании методологических подходов к обучению детей дошкольной группы.

Отличительные особенности.

Специальные игры и игровые упражнения, включенные в определенную систему работы с детьми, способствуют развитию памяти, внимания, воображения, творческих проявлений. В изучении материала используется принцип – от простых заданий к сложным с концентрическим возвратом, что дает возможность детям получать знания уверенно и с интересом.

Освоение программы происходит в тесной связи с другими программами дополнительного развивающего обучения для дошкольников «Тоника» и «Вокруг рояля».

Концепция программы основывается на следующих принципах:

воспитание интереса к познавательной деятельности;

развитие у детей дошкольного возраста навыков логического мышления, памяти, внимания;

побуждение детей к активному пополнению знаний;

овладению умениями и навыками, необходимыми для успешного обучения в школе;

сотрудничество с родителями для достижения устойчивых положительных результатов обучения.

Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей дошкольного возраста в условиях музыкального учебного заведения является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения. Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития личности ребенка, адаптирует к школьному обучению, а так же помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными.

Специфика музыкального воспитания в подготовительных группах определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приемах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе.

Детям дошкольного возраста так же свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, движении под музыку, фантазировании различных мелодий. В процессе занятий педагог руководит творческими поисками детей, стимулирует и направляет их фантазию. Используя способность детей к подражанию, педагог умело организует детское творчество, показывая для начала возможные варианты выполнения заданий. Это способствует пробуждению инициативы и воспитанию самостоятельности у детей. Практические навыки, приобретенные в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно подводит детей к осознанному творчеству.

Работа по сольфеджио строится по тематическому и концентрическому принципу (темы изучаются  в течении всего курса обучения).

Работа в подготовительной группе с дошкольниками обуславливает введение в практику  новых методик в области  дошкольной музыкальной педагогики, возрастной психологии. С учетом теории развивающего обучения (Б. Эльконин, В. Занков) работа с дошкольниками строиться на основе проблемно-поискового метода и создания игровой мотивации, что позволяет значительно активизировать учебную и творческую деятельность учащихся, увеличивает глубину усвояемости учебного материала, способствует выявлению и развитию творческого потенциала учащихся.

Данная программа предназначена для работы с детьми в возрасте  6-7 лет , проявляющих интерес к занятиям музыкальной деятельностью. Отбор в группы для занятий по программе не предусмотрен.

Объем аудиторной учебной нагрузки  — составляет 66 часов на весь курс обучения.

Примерные формы проведения занятий :

-Традиционное учебное занятие;

-Комбинированное практическое занятие;

-Воспитательное занятие;

-Лекция-беседа;

-Игра;

-Интегрированный урок (сольфеджио + р, сольфеджио + хор);

-Открытое занятие  с присутствием родителей;

-Урок-путешествие.

Срок реализации программы — 1 год .

Продолжительность учебных занятий составляет 33 недели (занятия начинаются со второй учебной недели). В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.

В каникулярные периоды осуществляется внеаудиторная работа по программе: посещение различных мероприятий, концертов, участие в конкурсах, проведение воспитательных мероприятий и др.

Аудиторная учебная нагрузка по учебному  предмету  «Занимательное сольфеджио» составляет 2 часа в неделю.

Основной формой учебной работы в классе является групповое занятие. Количественный состав группы: 10-12 человек.

Продолжительность занятия- 30 минут.

2.Цели и задачи программы

Цель программы:

— формирование умственной и психологической готовности ребенка к обучению в школе в процессе музыкальной игровой деятельности.

Воспитательные задачи:

— воспитывать добрые чувства к сверстникам, желание доводить начатое дело до конца;

—  воспитывать устойчивый интерес к музыкальным произведениям различного жанра;

— создание условий для формирований активной социальной позиции;

— формирование здорового образа жизни;

— расширять музыкальные впечатления;

—  воспитывать честность и справедливость.

Обучающие задачи:                                                                                                                            — сформировать прочные слуховые навыки;

-сформировать устойчивый навык интонирования и воспроизведения мелодии по нотной записи;

-познакомить с разнообразием элементов и форм музыкальных произведений;

-дать элементарные знания музыкальной грамоты.

Развивающие задачи:

— развивать познавательную активность, познавательные интересы, творческие проявления, любознательность, самостоятельность в выполнении заданий;

-развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования через создание проблемных ситуаций;

-развить творческое мышление, фантазию, воображение;

-развить музыкальные способности ребенка, гармонический и мелодический слух, чувство    ритма, музыкальную память;

-развить умение и навыки, необходимые для самостоятельной, практической деятельности музыканта;

-развить способность к самодисциплине, самоанализу, самоконтролю.

  1. Содержание программы

Учебно-тематический план

п/п

Названия тем разделов видов деятельности Общее

кол-во часов

Теория

(часы)

Практика

(часы)

Виды контроля
I

 

 

1.

 

2.

 

3.

4.

 

 

5.

 

6.

7.

II

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

8.

9.

10.

III

 

1.

2.

3.

4.

5.

 

IV

 

1.

2.

 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

 

12.

V

 

1.

 

 

 

2.

 

 

 

VII

 

1.

2.

 

3.

4.

«Музыкальный мир» Формирование музыкально-образных представлений (беседы, сказки о музыке).

Вводная беседа. История появления нотной записи.

Звук. Тембр. Инструменты. Голоса: бас, сопрано, дискант.

Музыкальные образы.

Музыкальные жанры: разновидности песен и маршей, танцы (полька, вальс, менуэт, полонез).

Мелодия, аккомпанемент, гармония. Общее понятие о фактуре.

Фраза. Предложение. Цезура.

Куплетная форма.

«Уроки Скрипичного ключа» Понятийное содержание.

Регистры. Клавиатура. Октавы.

Скрипичный и басовый ключ.

Запись нот 1ой октавы.

Звукоряд. Ступени.

Опевание.

Лад. Мажор и минор.

Гамма. Тональность. Тоника. Устойчивые ступени.

Трезвучие. Тоническое трезвучие.

Пауза, реприза.

Темпы. Динамические оттенки.

«В гостях у Метрономыча»  Работа над метроритмом.

Ритмизация фраз и предложений.

Длительности и их соотношение, ритм-слоги.

Шаги-доли. Акцент. Размер 2/4. Такт.

Метр. Ритмические группы в размере 2/4.

Размер 3/4. Такт. Ритмические группы в размере 3/4.

«С песенкой по лесенке» Вокально-интонационные навыки.

Работа над качеством пения. Распевка.

Интонирование на одном, двух соседних звуках.

Интонация попевок: I-II-III, III-II-I.

Интонация попевок: IV-III-II-I, III-IV-III-I.

Интонация попевок: I-II-III-IV-V, V-IV-II-II-I.

Интонация попевок: I-III-V, V-III-I.

Интонация попевок: тон-полутон.

Пение звукоряда До мажора.

Пение «интервальных песенок».

Пение «пальчиковых песенок».

Пение песен с гармонической поддержкой педагога.

Сольфеджирование песни по нотной записи.

 «Ушки на макушке» Формирование музыкально-слуховых представлений.

Музыкальные портреты и пейзажи. Развитие музыкального восприятия на основе знакомства с содержанием музыкальных произведений.

Слуховые загадки: лады, трезвучия (мажорное и минорное), простые интервалы с качеством в мелодическом и гармоническом виде.

«Нотки-фантазерки» Развитие творческих навыков.

Импровизация ответного окончания фразы.

Импровизация за фортепиано попевок  с текстом на данный интервал, интонацию.

Импровизация ритмического сопровождения.

Подбор попевки на фортепиано от разных звуков.

 

 

 

0,5

 

0,5

 

1

1

 

 

0,5

 

0,5

0,5

 

 

1

1

1,5

2

2

2

5

 

2

1

0,5

 

 

3

3

3

3

3

 

 

 

1

1

 

1

1

1

1

1

2

2,5

2,5

2,5

 

3

 

 

3

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

1

 

1

1

 

 

 

0,5

 

0,5

 

1

1

 

 

0,5

 

0,5

0,5

 

 

1

1

1

1,5

 

0,5

0,25

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5

1

2

2

3,5

 

1,5

0,75

 

 

3

3

3

3

3

 

 

 

1

1

 

1

1

1

1

1

2

2,5

2,5

2,5

 

3

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

1

 

1

1

 

С

А

М

О

К

О

Н

Т

Р

О

Л

Ь

 

В

З

А

И

М

О

К

О

Н

Т

Р

О

Л

Ь

 

К

О

Н

Т

Р

О

Л

Ь

 

У

Ч

И

Т

Е

Л

Я

 

 

 

 

ИТОГО: 66 часов

 4.Планируемые результаты

Общие ожидаемые результаты освоения программы:

Предметными результатами по программе  «Занимательное сольфеджио»  являются:

—  формирование вокально-интонационных навыков;

— воспитание чувства метроритма;

— формирование музыкально-слуховых  и музыкально-образных представлений;

— формирование первоначальных знаний в области музыкальной грамоты, музыкальных жанров.

Результаты освоения программы должны отражать:

-наличие у дошкольников интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному творчеству;

-сформированный комплекс первоначальных теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Метапредметные  результаты отражают умения:

— развитие памяти, внимания, образного и логического мышления, творческих способностей учащихся;

— развитие мелкой моторики рук;

— развитие координации движений, ловкости, быстроты. выносливости;

— овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности и выполнять задания по инструкции педагога;

— развитие устойчивого интереса к пению и музыкальному творчеству.

Личностные результаты:

воспитание целеустремленной личности, умеющей доводить начатое дело до конца;

— формирование умения оценивать достоинства и недостатки своей работы;

— формирование личностных качеств учащегося: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, честности, справедливости.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

— научатся различным приемам работы;

— научатся следовать устным инструкциям;

— разовьют внимание, мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, творческие способности и фантазию;

— овладеют трудовыми навыками;

— улучшат коммуникативные способности и приобретут навыки общения и работы в коллективе.

В результате обучения по программе учащиеся:

-освоят теоретические знания по всем видам музыкальной деятельности: музыкальные и шумовые звуки, регистры, лады (мажор и минор), нотоносец, скрипичный ключ, ноты, длительности, доли, акцент, размер 2/4 3/4, тон, полутон, диез, бемоль, бекар, динамические оттенки, форте, пиано, крещендо, диминуэндо, ладовые связи степеней (устои и неустои), интервалы, тональность, тоника, субдоминанта, доминанта, трезвучие, транспонирование и т.д.

-овладеют специальными умениями  и навыками: правильное певческое дыхание (спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания по фразам), распевное и связное пение, правильное формирование гласных «а» «о» «у» «и», вырабатывание хорошей артикуляции и ясной дикции; интонирование простейших попевок на одном-двух звуках, в пределах тетрахорда, пение попевок для развития диапазона и ощущения звуковысотности, пение несложных песен со словами с гармонической поддержкой педагога, пение несложных упражнений по нотам, основанных на тонико-доминантовых тяготениях, транспонирование простейших попевок в знакомые тональности.

-разовьют музыкально-слуховые представления: определение эмоционального характера музыкального произведения, анализ музыкальных жанров (песня, танец, марш, вальс, полька и т.д.), определение на слух интервалов, трезвучий, размеров, словесное определение характера произведения и его выразительных средств.

-обогатят свой словарно-понятийный запас.

-разовьют такие качества, как память и слух: выучивание стихов и песен, запоминание и угадывание ранее выученных попевок, осознание восприятия строения мелодии в изучаемых музыкальных примерах, упражнениях, попевках и песнях.

-овладеют видами деятельности:

Учебно-исполнительской

-пение песен с гармоническим сопровождением педагога;

-исполнение ритмических аккомпанементов к прослушанному музыкальному произведению;

игра на фортепианной клавиатуре с одновременным пением текста несложных попевок, интервалов.

Учебно-теоретической:

знание правил и умение рассказывать их с пониманием, использовать,выполняя практические задания;

выкладывать карточками знакомые ритмические сочетания, ритмический аккомпанемент.

Творческой:

импровизация окончаний фраз;

досочинение мелодии по заданным словам и ритму, устойчивых фраз с окончанием на тонике;

импровизация на фортепиано мелодий, выражающих определенные образы;

Культурно-просветительской:

демонстрация своих умений и навыков перед родителями и другими преподавателями на открытых уроках.

  1. Комплекс организационно- педагогических условий

Требования к условиям реализации программы «Занимательное сольфеджио» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.

Нормативно- правовое обеспечение программы

-Закон РФ «Об образовании в РФ,

-Порядок  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008),

-рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств,

-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,

— Приложение к письму Департамента  молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки  России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»,

-Устав МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты

-Лицензия на право осуществления образовательной деятельности;

Локальные акты центра:

— Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;

-Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;

-Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;

-Порядок перевода, выпуска и отчисления  учащихся в МУДО  «ДЦИ» г.Ухты;

-Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации  учащихся;

Годовой календарный график;

Программно- методическое обеспечение программы

Реализация образовательной программы обеспечивается учебно-методической  литературой:

-нотные издания;

-хрестоматии; партитуры;

-официальные и справочно-библиографические издания;

-аудио и видеоматериалы;

-электронные издания;

-мультимедийные ресурсы;

— образовательные ресурсы сети Интернет

Методические пособия:

  1. В.В.Кирюшин «Интонационно-слуховые упражнения», Москва 1992 г.
  2. Ж.Журавлева «В гостях у королевы тоники», Санкт-Петербург,

«Союз художников» 2002 г.

3 .Т.Первозванская «Теория музыки» для маленьких музыкантов в двух частях, Санкт-Петербург «Композитор» 1999г.

  1. Н.А.Шахназарова, «Чудо-ступени», Изд. В.Катанского 2005 г.
  2. А.И.Буренина, «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000 г.
  3. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М. 1967 г.
  4. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». М. 1981 г.
  5. Кутузова И. А. ,Кудрявцева А. А. «Музыкальные праздники в детском саду». М. 2005г.
  6. Орлова Т.М. «Учите детей петь». М. 1988 г.
  7. Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1976.
  8. Элементы музыкального воспитания по системе К. Орфа/ под ред. Л. Баренбойма. – М., 1978.
  9. Сочинение и импровизация мелодий, авт.-сост. Г. Шатковский, Москва изд. Музыка 1989.
  10. М. Котляревская-Крафт «Подготовительный класс» СПБ «М» 1995г.
  11. Т Тютюнникова «Доноткино» Москва 2005г.
  12. Т. Боровик «Ти-ти-та, дили-дон» Москва 2008г.

Кадровое обеспечение программы

Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 3года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности

Материально-техническое обеспечение

Кабинет  для групповых занятий по предмету «Занимательное сольфеджио» соответствует санитарным и противопожарным нормам, площадь-36кв.м.

В кабинете имеются:

парты – 6 шт.;

стулья – 14 шт.;

скамейки – 4 шт.;

фортепиано;

музыкальный центр;

аудиокассеты, CD диски;

нотная магнитная доска;

стенды с наглядным материалом;

телевизор;

компьютер;

— учебники, сборники нот.

Формы аттестации и контроля

Основной формой учебной и воспитательной работы по предмету «Занимательное сольфеджио» является групповой учебное занятие, проводимое педагогом. На занятии учащиеся приобретают основные навыки и знания.

Система контроля включает само-, взаимо-, педагогический контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам: система теоретических знаний, специальные умения и навыки, исполнительский и общий творческий потенциал.

Формы контроля включают:

-фронтальный опрос;

-беглый текущий опрос;

-проверка домашнего задания;

-контрольные уроки в конце каждого полугодия.

Опрос учеников проводится фронтально и индивидуально.

Все виды контроля позволяют оценивать знания, умения и навыки учащихся на каждом этапе обучения и дают возможность учащемуся находиться в привычных для него условиях, что способствует раскрытию в полной мере своих способностей, а также позволяет продемонстрировать навыки, приобретенные им в процессе обучения.

Главный результат деятельности педагога- это личность ребенка, динамика и результат ее развития в процессе музыкальных занятий.

Критерии оценок

Оценка Критерии оценивания исполнения
5  баллов

 («отлично»)

— владение теоретическими знаниями по сольфеджио;

— осмысленное и выразительное пение попевок,  песен;

— уверенное ощущение в ладу;

— правильное выполнение  заданий по слуховому анализу;

— уверенное интонирование нотных примеров;

— устойчивое и осмысленное ощущение метроритма;

— способность использовать умения и знания в самостоятельных, творческих работах;

— инициативность, готовность к выполнению заданий педагога;

4 балла

 («хорошо»)

–  владение теоретическими знаниями по сольфеджио;

— выразительное, с незначительными погрешностями  пение попевок,  песен;

— недостаточно уверенное ощущение в ладу;

— выполнение  заданий по слуховому анализу  с незначительными ошибками;

— интонирование нотных примеров с незначительными погрешностями;

— осмысленное ощущение метроритма, недостаточно устойчивое;

— умение анализировать свои достижения и недочёты при решении учебных и практических заданий;

— активная работа на уроке;

3 балла

(«удовлетворительно»)

–  средние знания по сольфеджио и теории;

— невыразительное пение попевок, песен, с погрешностями;

— неуверенное ощущение в ладу;

— выполнение  заданий по слуховому анализу  с большим количеством ошибок;

— интонирование нотных примеров с большими погрешностями;

— неустойчивое ощущение метроритма;

— низкая мотивация к творческим заданиям;

— низкая способность к волевым усилиям;

зачет

(«неудовлетворительно»)

–  отсутствие знаний по сольфеджио и теории;

— неуверенное и фальшивое пение попевок, песен;

— отсутствие опыта слухового анализа;

— большие затруднения  в интонировании нотных примеров;

— отсутствие интереса к изучаемому материалу;

—  неумение реагировать на трудности;

 Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

-Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция)

-Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений; использование пособий; показ педагогом образца выполнения)

-Практический (выполнение задания по инструкциям, образцам, карточкам)

-Проблемно-поисковый (поиск учеником намеренно допущенной учителем ошибки)

-Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр)

-Научный метод (использование тестов, карточек индивидуального опроса, таблиц и графиков; анализ результатов, прогнозирование роста успеваемости и усвояемости учебного материала, опыт работы с научной литературой, справочниками, словарями)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)

-Репродуктивный (ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)

-Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения поставленной задаче совместно с педагогом)

-Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

-Фронтальный (одновременная работа со всей группой учащихся)

-Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)

-Групповой (организация работ в группах)

-Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)

Методические материалы

Развитие вокально-интонационных навыков и ладового чувства

Основной формой деятельности в дошкольной группе является пение. Это еще и  исполнительская практика, развивающая эмоциональную сторону психики ребенка, его произвольное внимание, навык самоконтроля. Именно через пение происходит самовыражение дошкольника.

Педагоги-сольфеджисты прекрасно знают, с каким количеством плохо интонирующих детей им приходится сталкиваться, особенно в дошколь­ной группе. Поэтому формирование ладового чувства детей, их звуковысотных представлений является важнейшей задачей начального этапа обучения. Имен­но в дошкольной группе, возможно, заложить также фундаментальные ос­новы таких форм, как пение с листа, сольфеджирование, пение в ансамбле.

Проблемы речевого развития ребенка часто становятся «камнем преткновения» в работе педагогов-музыкантов. Физиологи утверждают, что уровень развития речи у детей зависит от того, насколько хорошо они владеют мелкими движениями пальцев рук. На начальной стадии обучения можно сопровождать пение интонационного материала с «пальчиковыми играми», таким образом мы стимулируем музыкально-речевое развитие детей и готовим их к игре на музыкальных инструментах, рисованию и письму, развиваем моторные функции и координацию.

На начальном этапе освоения программы следует уделять внимание игровым формам музыкально-речевой стимуляции и включить в постоянную работу логопедические  и «пальчиковые упражнения:

  1. Ветер дует, задувает, пальмы в стороны качает.

 (Руки прижаты друг к другу от кисти до локтя, пальцы растопырены, раскачиваем руками в такт музыке)

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.

(Ладони прижаты друг к другу боковыми частями, шевелим пальцами-клешнями)

  1. Чайка над водой летает и за рыбками ныряет.

(Большие пальцы соединены боковыми сторонами, остальные прижаты друг к другу, разведены в сторону, как крылья, машем ими в воздухе. Ладони сомкнуты, выполняем волнообразные движения.)

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.

  1. Под водой на глубине крокодил лежит на дне.

(Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты – зубы, пасть. Открываем и закрываем пасть.)

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.

Паук — паучина паутину сшил. (Потираем указательные пальцы о большие пальцы)

Вдруг закапал дождик, паутину смыл. (Бьем указательным пальцем по ладони другой руки, потираем руки)

Выглянуло солнышко, стало припекать. (Соединяем запястья рук, растопыриваем пальцы, качаем из стороны в сторону «солнышком»)

Паук — паучина трудится опять (Снова потираем указательные пальцы о большие пальцы)

             Лиса

            СУ-СУ-СУ-СУ, не пускают в дом лису.

           СА-СА-СА-СА, ждет у дома два часа.

           СЫ-СЫ-СЫ-СЫ, очень хочет колбасы.

    СИ-СИ-СИ-СИ, ей кусочек отнеси.

            Гора

   РА-РА-РА-РА, на горе стоит гора.

  РЫ-РЫ-РЫ-РЫ, за горою комары.

      РО-РО-РО-РО, потерял петух перо.

    РУ-РУ-РУ-РУ, а барсук унес в нору.

Восприятие и усвоение элементов лада и само ладовое чувство эффек­тивнее всего развиваются через формирование вокально-интонационных на­выков.

Исправление интонации требует индивидуального подхода, занимать­ся этим необходимо последовательно, внимательно и терпеливо.

Ученикам с плохо развитым ладовым слухом полезно некоторое время не принимать участия в общем пении, а внимательно слушать. При наличии большой заинтересованности и восприимчивости такие ученики вскоре вклю­чаются в общую работу.

Сложнее с теми детьми, у которых отсутствует координация между слу­хом и голосом. Таким ученикам можно предложить короткие попевки из двух- четырех звуков и, добившись чистого интонирования от какого-то одного зву­ка, пробовать постепенно расширять диапазон, повторяя попевку на полутон, тон выше или ниже.

Встречаются дети — «гудошники», которые поют только в малой октаве. Им можно предложить упражнения имитирующие пение маленькой птички, кошечки, что поможет им выбраться из тисков низкого регистра. Через некоторое время такие дети начинают петь довольно чисто в первой октаве.

Работа над чистой интонацией у детей связана с выработкой вокальных навыков.

Необходимо учитывать возможности детского голоса: детям обычно удобно петь в диапазоне сексты «ре — си» первой октавы; звучание голоса в этом звуковом объеме наиболее легкое, естественное; звук «до» первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому на первых порах его надо избегать. Большое внимание следует уделять подбору учебного музы­кального материала, он должен быть художественно интересным, убедительным, структурно ясным. В равной степени должны присутствовать песни, исполняе­мые a cappella и с аккомпанементом педагога. Одно из обязательных условий — выразительное исполнение, основанное на предварительном зрительном анализе текстово­го и мелодического содержания, вычленения ключевых интонаций, кульмина­ционных точек, распределения динамических оттенков и т. д.

Педагог-сольфеджист должен знать основные приемы воспитания пев­ческих навыков и владеть ими, эта форма работы должна быть в центре его внимания на протяжении всех лет обучения. Формирование певческих навы­ков сводится к следующему:

-Следить за положением корпуса, головы; дети должны сидеть ровно, не сутулиться, корпус держать прямо, упираясь ногами в пол; руки свободно лежат на коленях, голова в естественном положении;

-Формировать правильное певческое дыхание: спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания между фразами;

-Учить правильному звукообразованию, связанному с воспитанием бережного отношениям своему голосу; нельзя позволять детям петь громким, форсированным, открытым звуком; работать над кантиленой сначала на ко­ротких мелодических фразах.

-Медленное, распевное, связное пение позволяет ребенку вслушиваться в исполнение и легче осознавать ладовые связи мело­дии, удерживать тональность;

-Учить правильному формированию гласных а, о, у, и, мягкому округ­ленному их интонированию (рот открывать свободно, губы и язык не скованы, активны);

-Работать над хорошей артикуляцией, дикцией, учить четкому про­изнесению согласных.

В ладоинтонационной работе большим подспорьем для педагога будут ручные знаки. Использование ручных знаков, «столбицы» рождает наглядные зрительно-двигательные представления о взаимоотношении ступеней в ладу, свя­зывает слуховое восприятие со зрительным осознанием звуковысотной линии мелодии.

I ступень      —        кулачок смотрит вниз,

II ступень     —        все пальцы смотрят вверх,

III ступень    —        ладонь – вниз,

IV ступень   —        указательный палец – вниз,

V ступень     —        ладонь – к себе,

VI ступень   —        все пальцы смотрят вниз, кисть похожа на колокольчик,

VII ступень  —        указательный палец — вверх.

Так как дети младшего возраста не знают обозначения ступеней лада римскими цифрами, следует уделить их изучению некоторое время.

Так же важна последовательность и постепенность в освоении ладовых закономер­ностей, что дает максимальную возможность расширения диапазона детского голоса, накапливание в памяти интонационного багажа.

Чтобы ребята быстрее запомнили тяготение неустоев в устои, можно им рассказать небольшую  сказочку о дне рождения Мишки:

Сказка:   В ЛАДном  Домике жил Мишка. На свой день рождения он пригласил всех своих друзей. Одна из первых пришла Лягушка. Она решила помочь хозяину подготовиться к встрече гостей. И закипела работа. ЛЯгушка быстро убралась в доме, Мишка принёс из погреба разные вкусные вещи: для лисички – рыбку, для воробышки – пшено, для белки – орешки, для ёжика – грибы. Для зайки большая желтая РЕпка была  принесена в ДОм (РЕ в ДО). ФАртук надел МИшка (ФА в МИ) и занялся украшением стола. Было всё готово к приёму гостей. ЛЯгушка поставила СОЛЬ на середину стола (ЛЯ в СОЛЬ) и послышался стук в дверь. На пороге появились нарядные улыбающиеся гости, в руках у которых были подарки для именинника, а лисичка внесла в ДОм огромный букет СИрени (СИ в ДО) и началось веселье.

Навык устного транспонирования стимулирует развитие ладового чувства. Ибо длительное пение только в одной тональности приводит к обеднению музыкально-слуховых представлений, вызывает слуховую пассивность и ограничивает мыслительную активность детей, а самое главное, тормозит становле­ние сольфеджийных навыков.

Последовательность прохождения материала может быть сле­дующей:

  1. Короткие мелодии-попевки узкого диапазона: ля1 — ми1 (центральная зона звучания детского голоса:
  1. Попевки, включающие устойчивые ступени лада с прилегающими к ним звуками, т. е. песни, помогающие освоению мажорного звукоряда в пре­делах тонической квинты:
  2. Постепенное расширение диапазона мелодий, усложнение внутриладового содержания:

Дальнейшее изучение мажорного лада базируется на практическом ос­воении и осознании проявлений ладовой организации и центров ладообразования: понятия тяготения, устойчивости и неустойчивости, центра лада, ощу­щения вводнотоновости, тонико-доминантовых соотношений, понятия «интервал», знакомство с пентатоникой мажорной. Опираясь на принципы метода «опережающего восприятия», эти сложные понятия педагог вводит после большой практической работы: пения песен, прослушивания музыкальных примеров, слухового анализа.

Знакомство с минором происходит на уровне активного воспри­ятия и освоения песенного репертуара, пока это только «накопление» слухово­го материала, позволяющее в дальнейшем осознать сложные ладовые процес­сы, происходящие в миноре.

Одной из итоговых форм работы над ладовым чувством является сольфеджирование, которое сопровождает каждый этап формирования ладовых ощу­щений. Эта форма закрепляется в домашних заданиях и находит свое продол­жение в работе над чтением с листа. При подборе примеров для чтения с листа нужно строго придерживаться принципа от простого к сложному, причем в со­ответствии с пройденной темой. Следует также помнить, что эта форма — наи­более сложная для дошкольника, требующая достаточного развития целого комплекса навыков, а поэтому несет итоговый характер для каждой пройден­ной темы.

Понятийное содержание

Звуки высокие, низкие, средние. Регистры

Клавиатура, клавиши. Октавы.

Нотоносец. Ноты.

Ключи: скрипичный, басовый.

Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

Лады: мажор, минор.

Тон, полутон.

Звукоряд, тональность. Ключевые знаки.

Гамма, ступени. Тоника, вводные звуки.

Устойчивые ступени. Опевание.

Устойчивое, неустойчивое окончание фраз.

Трезвучие.

Унисон, интервал, аккорд.

Интервалы: Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, октава.

Формы работы

  1. Пение приветственных песенок-распевок.
  2. Пение песни со словами a cappella, или с гармонической поддержкой педагога педагога.
  3. Пение песенок-попевок: интонация на одном, двух соседних звуках, I-II-III, III-II-I, I-III, III-I, IV-III-II-I, III-IV-III-I, I-II-III-IV-V, V-IV-III-II-I.
  4. Пение интонации тон и полутон.
  5. Пение «лого-песенок» с повторяющимися мотивами.
  6. Пение песен с гармонической поддержкой педагога.
  7. Пение «интервальных песенок» (мелодии со словами на данный интервал)
  8. Пение песни с пропеванием некоторых мелодичес­ких элементов «про себя».
  9. Пение песни по фразам «цепочкой».
  10. Пение песни с прохлопыванием ритмического рисунка (ритм-слоги), с отстукива­нием метрических долей, с дирижированием.
  11. Подбор короткой песенки-попевки на фортепиано от разных звуков и пение ее со словами или с названием нот.
  12. Сольфеджирование песни по нотной записи.
  13. Транспонирование песенок-попевок в тональностях до, ре, фа, соль мажор.
  14. Определение пройденных песен по ручным знакам, по наглядным пособиям: «Столбица», «Лесенка».
  15. Интонирование звукоряда мажорных гамм: до мажор.
  16. Интонирование следующих ладовых оборо­тов: движение по устойчивым звукам, опевание устойчивых звуков, вводные звуки; тоны и полутоны; восходящее и нисходящее движение в объеме тони­ческой квинты с прилегающей VI ступенью; верхний, нижний тетрахорды; повторность звука, скачки с V ст. на I ст. вверх и вниз.
  17. Пение интервалов в ладу: терции от I и III ст.; кварта от V ст., квинта от I ст.,
  18. Допевание до тоники:
  • пение «дорожек домой» от V ст. вверх и вниз: по ручным знакам, по «Лестнице», «Столбице»;
  • сочинение ответных построений и пение их со словами.

Воспитание чувства метроритма

Организация во времени — одна из важнейших задач на начальном этапе обучения детей музыке.

Развитию чувства метроритма необходимо уделять особое внима­ние, так как ритмический слух обладает своими специфическими свойствами.

Процесс формирования и развития этой музыкальной способности включает в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объясне­ний наносит ущерб музыкальному развитию детей.

Восприятие музыкального ритма – активный слуходвигательным процесс. И очень важно, чтобы первоначальное восприятие музыки вызывало у детей двигательные реакции.

Следует начинать изучение соотношения длительностей не с арифметичес­кого расчета, а с представления об их временной взаимосвязи и связи с движе­нием: четвертная длительность —  шаг, восьмые — бег, половинная — остановка. В названии длительностей желательно использовать ритмослоги: «ти-ти»  («бе-гом») — восьмые, «та» («шаг») — четвертная, «та-а» («стой») — половинная, при этом обозначать длительности условными движениями («умными» ладош­ками): восьмые — хлопки в ладошки, четвертные — ладошки на стол или дви­жение сверху вниз ребром ладони, половинные — ручки на пояс. Вводить понятия «четверть», «восьмая», «половинная» следует лишь тог­да, когда дети будут свободно ощущать временную соразмерность звуков.

При письме ритма на начальном этапе целесообразно использовать графическую запись палочками: короткие палочки со­ответствуют восьмым, длинные — четвертным нотам.

Также важным является рассматривание ритма внутри определенного метра, а не как расплывчатое, не обусловленное музыкальным смыслом, чередование музыкальных звуков оп­ределенной длительности; в ритмическом задании должно присутствовать ощущение метра как внутренней пружины, направляющей течение музыки от одной сильной доли к другой.

Для развития чувства метра можно использовать равномерное движе­ние: хождение под песню, под инструментальное музыкальное произведение; подражательные движения, которые дети делают во время игры. Важное условие: метр необходимо отбивать, (отхлопывать) без остановок, без каких-либо от­клонений от темпа.

Ритмическим занятиям легче всего придавать форму игры, и привлекать к ней всех без исключения детей.

Уже с первых шагов необходимо воспитывать у ученика умение охватить взором ритмическую фразу в целом и научить осознавать ее внутреннюю струк­туру, начиная с наиболее простых построений и постепенно продвигаясь к более сложным.

Ритмизуя слова, мы начинаем изучение соотношения длительностей:

«Сказка про льва» иллюстрирует ритмические группы в двудольном размере: ЛЕ-ЕВ — половинная, БЕ-ЛОЧ-КА – четверть и две восьмые, КРО-КО-ДИЛ — две восьмые и четверть, ПО-РО-СЕ-НОК – четыре восьмые, Ё-ЖИК – две четвертных ноты.

Далее это могут быть знакомые детям стихи, которые они читают, «проговаривая» ручками или ножками ритмический рисунок (ровное движение восьмыми и остановка в конце фразы):

«Наша Таня громко плачет…»,

« Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик…»,

«Гуси, гуси, га-га-га…».

Затем песни, содержащие ритмическое движение только из восьмых и четвертей в размере 2/4:

песня-игра «Гости » К.Орф,

В.Калинников «Тень-тень»,

Украинская народная песня «Весёлые гуси»,

Французская народная песня «Большой олень»,

Т.Потапенко «Грибы»,

А.Филиппенко «Две лягушки»,

А.Филлипенко «Весёлый музыкант»,

Благ «Танец»,

Котляревский «Весёлый жук».

Только когда дети смогут свободно, уверенно и выразительно отхлопы­вать, узнавать, выкладывать карточками ритмический  рисунок знакомых пе­сен, состоящий из восьмых и четвертей, можно ставить перед ними новую за­дачу осознания ритмических закономерностей.

При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом очень важ­но использовать наглядные пособия, понятные ребенку — карточки ритмов, схе­мы, так как зрительные образы облегчают восприятие музыкального ритма.

Очень важно с первых шагов развивать в детях навык внутренней ритми­ческой настройки перед исполнением; они должны уметь заранее представить темп и размер произведения, ведь именно темп является тем элементарным выразительным средством, определяющим характер музыкального произведе­ния, его жанровый признак.

Вначале настройку дает педагог, дирижируя или отхлопывая метричес­кие доли; впоследствии дети должны суметь самостоятельно настроиться, учи­тывая характер исполняемого произведения.

Следует избегать простукивания, отхлопывания ритма невыразительно, всегда в одном «ускоренном» темпе. Необходимо также пробуждать в детях творческое начало, давая задания импровизационного характера: ритмический аккомпанемент, импровизация ритмического рисунка на заданный текст.

Понятийное содержание

Длительности: половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая.

Темп, доли, равномерная пульсация, сильная  слабая доли, акцент.

Такт, тактовая черта. Двудольный и трехдольный размеры.

Паузы: четверть и восьмая.

Дирижирование в размере 2/4, 3/4.

Ритмический рисунок.

Формы работы

1.Отхлопать метрические доли в прослушанном музыкальном произ­ведении (размеры 2/4, 3/4):

  • всем классом;
  • одна группа отхлопывает только сильные доли, другая — все доли;
  • одна группа отхлопывает доли, а другая — ритмический рисунок.

В этих упражнениях можно использовать инструменты детского шумового оркестра.

2.Дирижируя на 2/4 и на 3/4 или отмечая метри­ческие доли, проговаривать ритмослогами ритмический рисунок.

3.Повторить ритмический рисунок целиком или по фразам:

  • хлопками или «умными» ладошками (условными движениями): четвертная длительность- удар ладошкой по столу, восьмые — хлопки в ладоши,  половинная — руки на пояс;
  • ритмслогами.

4.Узнать песню по ритмическому рисунку:

  • записанному на доске;
  • выложенному ритмическими карточками;
  • прохлопанному преподавателем или одним из детей.

5.Проанализировать ритмический рисунок песни:

  • записать или выложить карточками ритмический рисунок песни;

Первоначально используются карточки одного цвета. На более позднем этапе, когда будет наработано ощущение сильной доли, можно использовать карточки, на которых сильная доля отмечена дру­гим цветом.

  • исправить «ошибки» в записанном ритмическом рисунке, сделан­ные преподавателем.

1.Ритмическое «эхо». Повторить по фразам прослушанное музыкаль­ное произведение «умными» ладошками, проговаривая ритмослоги всей группой или «цепочкой» — группами детей поочередно. Эту форму работы можно превратить в игру; ребенок, неправильно вы­полнивший задание, выбывает из игры — садится на стул («камешек») или встает («столбик»).

2.Игра «Повторяй-ка». Повторить ритмический рисунок музыкальной фразы (2 такта в размере 2/4), суметь записать его по памяти или выложить ритмическими карточками (устный диктант).

3.Определить размер в прослушанном музыкальном произведении. Игра «Капельки»: сильную долю дети фиксируют хлопками в ладоши, слабые доли «капают» указательным пальцем руки.

4.Сопоставление двудольных и трехдольных размеров.

5.Сопоставление длительностей, звучащих одновременно в разных голосах.

  • класс разделить на две группы: одна группа исполняет четверти, дру­гая — восьмые;
  • в прослушанном музыкальном произведении обратить внимание де­тей на 2 голоса: верхний — восьмые, нижний — четверти (например, Гендель «Пассакалия»). Затем дети слушают это произведение и «умными» ладошками отхлопывают: одна группа — четверти, другая — восьмые;
  • игра «Охотник и собачка». Охотник «шагает» четвертными, а собачка «бежит» восьмыми.

6.Ритмизация стиха. Импровизация ритмического рисунка на данный текст. Дети предлагают разные ритмические варианты одного стихотворения. Например: «Где обедал воробей? В зоопарке у зверей».

7.Ритмическая импровизация:

  • преподаватель или один из детей отхлопывает ритмическую фразу (2 такта в размере 2/4) другой ребенок повторяет предложенную ему ритмичес­кую фразу и отвечает «своей» фразой, следующий ребенок повторяет новый двутакт и сочиняет свою ритмическую фразу и т.д.
  • особый вид импровизации — создание аккомпанемента шумовыми инструментами к прослушанным музыкальным произведениям.

8.Ритмическая «разминка».

Дети, глядя на ритмические карточки, которые показывает преподава­тель, отхлопывают их «умными» ладошками, проговаривая метрические доли: «раз, два».

Позже задание усложняется:

  • дирижирование на 2/4, проговаривая ритмослоги;
  • отстукивание метрических долей, проговаривая ритмослоги;
  • отхлопывание умными» ладошками проговаривая метрические доли: «раз, два».

Это упражнение можно превратить в игру: закрыть карточки, перевер­нув их, попросить детей (четырех человек) вытащить по одной из ритмических карточек. Затем дети, как в лото, складывают эти карточки, «выстраивая» 4 так­та так, как им нравится. Этот четырехтакт отхлопывают все дети, его можно варьировать, меняя местами карточки.

9.Ритмическое двухголосие:

  • прохлопать двухголосно: первая группа — первую строчку, вторая груп­па — вторую.

Развитие музыкально-слуховых  и музыкально-образных представлений

Данный раздел программы — интегральный центр, осуществляющий межпредметные связи. Восприятие музыкального языка произведений, испол­няемых на уроках «Вокруг рояля», «Хор» и «Сольфеджио» — вот основа данного раздела. Эта форма работы, связанная с восприятием, важна в дошкольной группе еще и потому, что расширяет эмоциональную палитру дошкольника. Радость, удивление, волнение, восхищение, интерес, грусть и т. д. — вот та эмоциональная гамма, которая начинает «звучать» на уроках сольфеджио.

Ребенок должен научиться не только непосредственно реагировать на прослушанное произведение, но и овладеть навыком словесного определения характера музыкального произведения и его выразительных средств. Воспри­нятое явление только тогда поднимается до уровня осознания, когда оно обо­значается дошкольником словесно. Следовательно, одним из необходимых навыков становится навык владения понятийным словарем, который в тече­ние года расширяется и обогащается: от обозначения своего эмоционального состояния при прослушивании до словесного анализа элементов музыкально­го языка.

Особую роль в развитии музыкально-слуховых представлений играет восприятие общего музыкального пространства, работа над умением диффе­ренцировать музыкальную ткань по вертикали, анализ красочной стороны созвучий. Все это является начальным этапом в развитии гармонического слуха.

В работе с дошкольниками большое значение имеет образно-эмоциональное и ассоциативное восприятие музыкальных явлений. Поэтому знакомство с элементами

музыкальной речи созвучие, интервал, аккорд, лад, метр, размер, регистры, темп, динамика — происходит в опоре на образные ассоциации учащихся.

При слуховом восприятии интервалов и аккордов (трезвучий) на начальном этапе рекомендуется воспользоваться образно-ассоциативным методом и в этой связи мелодическое исполнение интервалов и аккордов будет преобладающим.

Процесс восприятия звуков  интервала проходит следующий путь:

-фоническое восприятие (слышат интервал в гармоническом звучании);

-эмоциональное восприятие (реагируют на окраску);

-осмысление (интонационное, ладовое);

-интонационное воспроизведение (осознанно пропевают звуки, ассоциативную попевку).

Возможно использование различных форм ассоциативных попевок, для изучения интервалов, но, главным образом, они должны быть эмоционально выразительно окрашены.

Следует помнить, однако, что на занятиях, в силу особенностей восприятия дошкольника, не следует перегружать зада­ние несколькими поставленными задачами. Одновременный анализ элемен­тов музыкального языка, связанных с вертикалью и горизонталью, сложен для психики ребенка, поэтому при каждом проигрывании музыкального произве­дения или его отрывка следует направлять внимание ученика на решение кон­кретно поставленной задачи (или нескольких однотипных).

В зависимости от практической формы и поставленной цели работа над одним произведением может занимать часть одного урока, а может быть рас­средоточена в нескольких занятиях, если есть необходимость изучения произведения с разных ракурсов. Одно произведение может анализироваться с раз­ной степенью подробности, например, в начале и в конце года. Время, отводи­мое на прослушивание, не должно превышать шести минут (от одной минуты в начале года), так как ребенку дошкольного возраста трудно сосредоточить внимание на более продолжительное время.

Необходимым условием слухового воспитания становится проблема формирования репертуара прослушиваемых произведений. В классе должны звучать лучшие образцы музыкального искусства, восприятие которых воспи­тывает у детей хороший вкус.

Анализируя музыкальное произведение, ребенок учится внимательно вслу­шиваться в детали или охватывать произведение в целом — в зависимости от задачи, поставленной педагогом. Этот навык, формируемый на уроке сольфед­жио, становится ему необходим и на занятиях инструментом, в результате этой работы дошкольник учится контролировать и оценивать свое исполнение.

И, наконец, постоянное обращение к «живой» музыке на уроке сольфед­жио превращает трудный процесс усвоения теоретических дисциплин в непосредственное общение с искусством.

К концу учебного курса учащийся подготовительного класса должен уметь определять характер музыкального произведения, жанр, исполнительский со­став. Анализ элементов музыкального языка и формы должен проводиться с по­мощью педагога.

Следует также развивать у детей творческое начало, которое может про­являться в создании ярких словесных образов, фантазий, рожденных музыкой. Педагогу необходимо лишь следить за тем, чтобы образное «домысливание» опиралось на конкретные «музыкальные факты».

Понятийное, содержание

Характер музыкального произведения. Использование слов эмоционально-эстетического значения (весело, бодро, бойко, живо, задорно, игриво, праз­днично, радостно, ярко и т. д.; грустно, безутешно, жалобно, тоскливо, уныло, задумчиво и т. д.).

Понятия повторности и контраста музыкального материала.

Вступление и заключение. Куплет­ная форма.

Музыкальный синтаксис: фраза, предложение, цезура. Повторность фраз, вопросно-ответные построения.

Образно-ассоциативное восприятие элементов музыкального языка: ладовая окраска (мажор, минор,), простые интервалы с качеством в мелодическом и гармоническом виде.

Регистры: высокий, средний, низкий.

Динамические оттенки. Музыкальные штрихи.

Размер: двудольный, трехдольный. Основные музыкальные жанры: пес­ня, танец, марш. Разновидности песен и маршей. Танцы: менуэт, гавот, поло­нез, полька, вальс и др.

Формы работы

  1. Определение в пройденных песнях: характера, лада, формы. Умение проанализировать мелодию. Степень подробности анализа зависит от объема знаний, усвоенных к этому времени.
  2. Прослушивание программной фортепианной миниатюры (например, пьес из «Детского альбома» Чайковского, из цикла «Детская музыка» Проко­фьева, пьес из фортепианных сборников Артоболевской, Ляховицкой и др.)
  3. Определение темпа, характера, формы, используемых регистров. Нахож­дение связи между характером произведения и ладом. Определение контраст­ности и повторности частей.
  4. Определение жанра прослушанных инструментальных пьес. Указание признаков жанров: темп, размер, характер, особенности фактуры, метроритми­ческие особенности. Умение различать на слух танцевальный жанры: менуэт, гавот, польку, вальс и другие.
  5. Узнавание знакомых тембров в прослушанных ансамблевых и оркес­тровых произведениях с яркими сольными партиями, например: «Шутка» Баха, «Карнавал животных» Сен-Санса («Слон», «Лебедь»), «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» Чайковского, «Неаполитанский танец» из балета «Лебе­диное озеро» и другие.
  6. Предварительно познакомившись с названиями нескольких пьес, прослушивание их в произвольном порядке и умение определить, что исполнено и в какой последовательности.
  7. Узнавание пройденных произведений при повторном прослушива­нии («музыкальная викторина»).
  8. Умение дифференцировать консонансы и диссонансы.

В образовательной программе используются элементы следующих педагогических технологий:

-Развивающего обучения, направленного на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей; развитию координации движений, интонационно-слуховых и мыслительных процессов; развитию образно-эмоциональной сферы;

-Личностно-ориентированного обучения – при составлении репертуарного  плана педагог учитывает способности каждого воспитанника, его физические и психологические особенности. Умело подобранный репертуар в сочетании с приемами и методамипомогает успешно решать педагогические задачи.

-Педагогической поддержки, направленной на воспитание творческой  личности, способной к саморазвитию и самообразованию; воспитание коммуникативных способностей.

-Информационно-коммуникационные технологии – анимация, фрагменты мультипликации, звуковые фонограммы, электронные музыкальные презентации и клипы, музыкальные физминутки, дикторский текст;

-Технология образовательного проектирования – программирование планируемого результата по системе: целевой компонент, содержательный компонент, операционно-технологический компонент, диагностико-результативный;

-Игровая технология;

-Проблемно-поисковая технология — самостоятельность музыкального мышления учащихся в процессе активного познания музыкального искусства;открытие неизвестного нового.

— Элементы здоровьесберегающей технологии — под здоровьесберегающей образовательной технологией следует понимать систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья воспитанников:

-создание благоприятного эмоционально-психологического климата.

-учёт психофизиологических и возрастных особенностей детей.

-регламент учебных занятий по времени.

-частая смена видов деятельности на учебном занятии.

-специальные упражнения для рук и ног,  дыхательные упражнения для развития мимических  мыщц.

-контроль вокольно-певческой позиции;

-контроль за освещением в кабинете.

-проведение бесед с воспитанниками по технике пожарной безопасности и правилам поведения во время массовых мероприятий.

-отслеживание самочувствия ребенка, опрятности его внешнего вида и чистоты рук.

-пропаганда здорового образа жизни.

Примерные итоговые требования

по программе «Занимательное сольфеджио».

В конце каждого учебного года проводится итоговый экзамен, в основе которого лежит соединение коллективных и индивидуальных форм опроса. Такая форма проведения экзамена дает возможность ребенку, который находится в привычных для него условиях, чувствовать себя свободно и комфортно и в полной мере раскрыть свои способности, а также продемонстрировать навыки, приобретенные им в процессе обучения.

  1. Спеть одну из пройденных в году песен с аккомпанементом преподавателя, который обращает внимание на выразительность исполнения, артистичность, эмоциональность.
  2. Спеть песенку — попевку со словами, называя ноты, указывая движение мелодии по лесенке, уметь прохлопать и произнести ритмослогами ритмический рисунок.
  3. Рассказать о расположение нот на нотоносце и клавиатуре. Разгадать слова — ребусы в которых зашифрованы нотки.
  4. Спеть звукоряд гаммы до мажор:

а) с дирижированием в размере 2/4;

б) по тетрахордам вверх и вниз;

  1. Определить на слух небольшие попевки, включающие: поступенное движение вверх и вниз, движение по устойчивым ступеням, опевание устойчивых ступеней.
  2. Определить на слух предложенные интервалы.
  3. Прохлопать и проговорить ритмослогами записанный ритмический рисунок.

8.Определить сильную долю в произведении на слух, дирижировать в размере 2/4.

  1. Задания творческого характера:

а) сделать ритмическую импровизацию;

б) спеть ответные фразы к данным на нейтральный слог или со словами.

  1. Слуховой анализ. Определить характер прослушанного музыкального произведения, жанр, лад, размер, темп.

                                           Примерный репертуар

Упражнения на развитие певческого голоса и музыкального слуха.

На одном звуке:

«Андрей – воробей» русская народная потешка

«Дроздок» русская прибаутка

«Барашеньки» русская прибаутка

«Флажки, шары» потешка

«Тетка Арина» потешка

Два соседних звука:

«Дождик» русская народная песня в обр. Т. Попатенко

«Сорока-сорока» русская народная песня в обр. Т. Попатенко

«Горелки» русская прибаутка

«Лепешки» украинская прибаутка

«Самолет» Е. Тиличеевой

«Дождик» русская прибаутка

В объеме терции:

«Колыбельная» Чувашская песенка

«Корова» М. Раухвергера

«Зайка» русская прибаутка

«Кот» русская прибаутка

В объеме кварты:

«Скок-поскок» русская народная попевка в обр. Г. Левкодимова

«Поет, поет соловушка» русская народная песня в обр. Г. Лобачева

«Украл котик клубочек» русская народная попевка

«Считалочка» украинская песенка

«Василек» детская песенка

«Лошадка» детская песенка

В объеме квинты:

«Лиса по лесу ходила» русская народная прибаутка в обр. Т. Попатенко

«А я по лугу…» русская народная мелодия в обр. Л. Абелян

«Потешка» Н. Френкель

«Ладушки» русская народная песня в обр. Г.Фрида

«Пастушья песня» французская народная песня

«Плачет котик» Парцхаладзе

«Бубенчики» Е. Тиличеева

«Вальс» Е. Тиличеева

«Зайчик» русская прибаутка

В объеме сексты:

«Коровушка» русская народная мелодия в обр. М. Красева

«Как под наши ворота» русская народная песня

«Котик» детская песенка

В объеме октавы:

«Считалочка» русская народная потешка

«Цирковые собачки» Е. Тиличеева

«Музыкальное эхо» М. Андреева

«Горошина» В. Карасева

«Птица и птенчики» Е. Тиличеева

«Я гуляю» русская прибаутка

Пение

«Вечерняя песенка» Р. Паулса

«Болтушки» Венгерская песенка

«Как пошли наши подружки» русская народная песня

«Пастушок» Белорусская песенка

«Огородная – хороводная» Б. Можжевелова

Слушание

Регистр.

«Воробушки» М. Раухвергера

«Медведь танцует под флейту» А. Александрова

«Кого встретил Колобок» Г. Левкодимова

Темп.

«Радостный крестьянин» Р. Шумана

«Смелый наездник» Р. Шумана

«Болезнь куклы» П. Чайковского

«Колеса паровоза» Е. Тиличеевой.

Тембр.

«Веселые инструменты» Г. Левкодимова.

Динамические оттенки.

«Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова

«Машин день» И. Арсеева.

Жанр.

«Марш» Л. Шульгина

«Колыбельная» Р. Глиера

«Полька» И. Штрауса

Мажор и минор.

«Клоуны» Д. Кабалевского

Настроение и характер музыкального произведения.  Анализ.

«В пещере горного короля» Э. Грига

«Вальс цветов» П. Чайковского

«Гном» Мусоргского

«Избушка на курьих ножках» Мусоргского

«Лебедь» Сен-Санса

«Аквариум» Сен-Санса

«Апрель. Подснежник» П. Чайковского

«Летняя гроза» Вавальди

«Птичник» Сен-Санса

6.Список литературы