- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Вокруг рояля» является одной из подпрограмм Комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Тоника». Рабочая программа «Вокруг рояля» составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Программа по предмету Вокруг рояля играет важную роль в комплексной образовательной программе Тоника т.к. содержание программы направлено на освоение практических навыков игры на музыкальном инструменте, что является важнейшим составляющим результатов освоения комплексной программы.
По степени авторства Программа является модифицированной — опирается на следующие методические материалы, рекомендованные Федеральным агентством по культуре и кинематографии и научно-методическим центром по художественному образованию:
-Типовая программа «Фортепиано» (МК СССР, 1988);
-Примерная программа «Музыкальный инструмент фортепиано» (М., 2006);
-Авторская программа О.Геталовой «Фортепиано» для Детских музыкальных школ и Детских школ искусств (СПб., 2009).
а так же на основе материалов педагогов М. Ковалевской, А. Артоболевской, Л.Гавришевой, Н.Нищевой, Т.Ткаченко, Е. Юдиной и других педагогов – новаторов и пособия «Организация музыкально-игрового аппарата ученика на донотной стадии обучения» О.Герасимовой. Программа адаптирована для работы в МУ ДО «Детский центр искусств» педагогом дополнительного образования Герасимовой О.Г. Является практическим воплощением программы « Занимательное сольфеджио» и начальным этапом освоения ребёнком музыкального инструмента фортепиано. Закрепляет полученные теоретические знания, основываясь на индивидуальном опыте ребёнка на музыкальном инструменте. Включение в программу пятиминуток с пальчиковой гимнастикой, логоритмических игр развивает мелкую моторику, помогает в организации положительного климата во время урока, развитии музыкально- игрового аппарата ребёнка, таким образом являясь развивающим, обучающим и здоровьесберегающим материалом. В этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Программа «Вокруг рояля» имеет социально-педагогическую направленность — рассматривается как начальный этап освоения ребенком социального опыта и перевода его в личный жизненный опыт, механизм вхождения ребенка в мир человеческих отношений в доступных сферах и формах реального социума.
Актуальность программы
Программа предусматривает развивающее обучение для познания музыкального искусства. В процессе учебной, игровой, практической деятельности происходит развитие внимания, воображения, логического мышления, что является высшей целью образования дошкольника и подготовки его к школе.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и требованиям современного обучения. В ходе учебного процесса используются: обучение в игровой форме, физкультминутки, пальчиковые игры, подвижные и музыкальные игры, песни, танцы.
Актуальность программы – занятия музыкой с раннего возраста развивают детей интеллектуально и эмоционально, благодаря чему дошкольники приобретают навыки учебной дисциплины, развивают логику, память, расширяют кругозор
Новизна , отличительные особенности программы
Программа предусматривает проведение занятий в мелкогрупповой форме – по 3-4 ребенка, что позволяет создать комфортную, игровую, удобную для восприятия , обстановку. Создаются игровые, естественные для дошкольников условия обучения, позволяющие оптимально освоить материал программы.
Педагогом О.Г.Герасимовой создана авторская методика «Организация музыкально-игрового аппарата ученика на донотной стадии обучения», основанная на доступном игровом материале. Освоение программы происходит в тесной связи с другими программами комплексной программы «Тоника»
Концепция программы . Программа обучения игре на фортепиано на раннем этапе, позволяет всесторонне развить ребёнка и позволить ему найти свою “нишу” в фортепианном искусстве, а так же получить необходимую подготовку к обучению как в ДЦИ, так и в общеобразовательной школе на основной ступени.
Учитывая сложившуюся за последнее десятилетие ситуацию снижения уровня развития двигательного и речевого аппаратов детей — целесообразно начинать занятия с наиболее раннего возраста. Методические установки программы характеризуются рядом особенностей. В первую очередь, эти особенности обусловлены многообразием функций педагогической деятельности в ДЦИ (познавательная, образовательная, воспитательная, художественно- эстетическая, коммуникативная, досуговая). Процесс обучения обусловлен следующими методами:
-подготовка к восприятию новых для учащегося художественных пианистических явлений и задач;
-исполнительский показ;
— прочное закрепление приобретаемых навыков и знаний;
— словесное пояснение;
— приём вычленения простого в сложном;
— демонстрации, иллюстрации, упражнений.
Методика обучения основывается на следующих педагогических принципах:
-личностного подхода;
— доступности — сложность изучаемого материала не должна превышать возможности обучающегося, но материал более подвинутого обучающегося может не ограничиваться рамками указанного года обучения;
-связи теории с практикой;
— систематичности и последовательности — сочетание более трудных технических приёмов и исполнительских задач с прохождением относительно лёгких произведений для закрепления усвоенных навыков и доставления удовольствия от музицирования;
— сознательности и активности — формирование мотивации интереса к обучению через привитие любви к сценическим выступлениям.
Данная программа предназначена для работы с детьми в возрасте 6-7 лет , проявляющих интерес к занятиям музыкальной деятельностью. Отбор в группы для занятий по программе не предусмотрен.
Объем аудиторной учебной нагрузки — составляет 33 часа на весь курс обучения.
Примерные формы проведения занятий :
-Традиционное учебное занятие
-Комбинированное практическое занятие
-Воспитательное занятие
-Лекция-беседа
-Игра
-Интегрированный урок (сольфеджио + р, сольфеджио + хор)
-Открытый урок с присутствием родителей
-Урок-путешествие.
Срок реализации программы — 1 год .
Продолжительность учебных занятий составляет 33 недели (занятия начинаются со второй учебной недели). В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.
В каникулярные периоды работа по программе осуществляется в форме воспитательных мероприятий, посещений концертов, праздников и др.
Аудиторная учебная нагрузка по учебному предмету «Вокруг рояля» составляет 1 час в неделю.
Основной формой учебной работы в классе является мелкогрупповое занятие.
Количественный состав группы: 3-5 человек.
Продолжительность занятия- 30 минут.
2.Цели и задачи программы
Цель программы:
— адаптация ребёнка к условиям обучения;
— получение ребёнком начальных навыков игры на фортепиано;
— закрепление теоретических знаний.
Задачи:
Обучающие:
— организация пианистического аппарата ученика;
— формирование начальных навыков игры на фортепиано;
-освоение приёмов звукоизвлечения — нон легато;
-умение исполнять несложные песенки и попевки;
-использовать главные ступени лада и бурдоны для аккомпанемента.
Развивающие:
— развитие музыкально-образного мышления на основе конкретно- чувственного образного восприятия;
— знакомство с музыкальными жанрами, динамикой, темпами;
— подбор по слуху, транспонирование простых мелодий как развивающее творческое зерно;
— развитие чувства ритма, памяти;
— развивать умение слушать и контролировать себя при игре в ансамбле;
— использовать главные ступени лада и бурдоны для аккомпанемента.
Воспитательные:
— пробуждение интереса ребёнка к миру искусств, к музыке;
— воспитание и развитие чувств и души ребёнка;
— воспитание необходимых в жизни и учёбе качеств: трудолюбия, воли, терпения, уважения к другим;
— адаптация к условиям обучения в школе;
— работа с семьёй ребёнка, вовлечение её в процесс обучения и организацию досуга;
3.Содержание программы
№
п/п |
Содержание,наименование разделов |
Общее
кол-во часов |
Теория | Практика |
1 | Знакомство с фортепиано
|
1 | 1 | — |
2. | Изучение теоретического материала
|
8 | 3 | 5 |
3. | Инструктивный материал
|
4 | — | 4 |
4. | Игра на инструменте
|
19 | 5 | 14 |
5. | Контрольный урок
|
1 | — | 1 |
Всего:
|
33 | 9 | 24 |
Содержание учебно-тематического плана.
- История инструмента (происхождение фортепиано, его предшественники, смысл названия). Ознакомление со строением инструмента: клавиатура и клавиши; октавы; регистры. Возможности фортепиано.
- Теоретический материал.
Понятия тон, полутон. Интервалы. Названия октав. Названия нот. Сказка о нотном стане, ключе Соль, нотах 1 октавы. Понятие о ладе, ступенях, гамме. Характер, темп, динамические оттенки, метроритм. Знаки альтерации. Тетрахорд, трихорд, пентахорд, октава.
- Инструктивный материал.
Пальчиковая гимнастика, игры, сказки. Упражнения, направленные на постановку рук. Ритмопластика. Звучащие жесты (топ, хлоп, шлёп, щёлк). Ритмические партитуры на 2, 3, 4 строки. Исполнение педагогом пьес и анализ характера, жанра, лада, темпа в виде беседы с ребёнком. Задания родителям по совместному просмотру аудиоматериалов и видеоматериалов, рекомендованных педагогом.
- Игра на инструменте.
Организация пианистического аппарата. Приёмы звукоизвлечения. Гаммы по тетрахордам. Штрих-нон легато. Игра попевок на интервалы, лёгких песен и пьес каждой рукой и при коллективном музицировании. Лёгкий аккомпанемент в виде ступеней, бурдонов. Подбор по слуху и транспонирование мотивов.
- Контрольный урок:
Проверка приобретённых знаний и навыков в виде открытого урока.
4.Планируемые результаты
Предметные:
Предметными результатами по программе являются:
-Навык постоянного слухового контроля;
-Контроль свободы движения корпуса и рук;
-Навык грамотного прочтения текста;
-Исполнение простой пьесы одной рукой;
-Владение первоначальными навыками игры по нотам на музыкальном инструменте (non legato, legato);
-Пропевание выученной мелодию ;
-Подбор на инструменте простейшей мелодии ;
-Анализ по нотному тексту или на слух простейшей мелодии
— Освоиение нотной записи и нотнуойграмоты.
Метапредметные результаты:
— развитие памяти, внимания, образного и логического мышления, творческих способностей учащихся;
— развитие мелкой моторики рук;
— развитие координации движений, ловкости, быстроты. выносливости;
— овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности и выполнять задания по инструкции педагога;
— развитие устойчивого интереса к игре на музыкальном инструменте и музыкальному творчеству.
Личностные результаты:
— воспитание целеустремленной личности, умеющей доводить начатое дело до конца;
— формирование умения оценивать достоинства и недостатки своей работы;
— формирование личностных качеств учащегося: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, честности, справедливости.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
— научатся различным приемам работы;
— научатся следовать устным инструкциям;
— разовьют внимание, мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, творческие способности и фантазию;
— овладеют трудовыми навыками;
— улучшат коммуникативные способности и приобретут навыки общения и работы в коллективе.
- Комплекс организационно- педагогических условий
Требования к условиям реализации программы «Вокруг рояля»» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.
Нормативно- правовое обеспечение программы
-Закон РФ «Об образовании в РФ,
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008),
-рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств,
-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
— Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»,
-Устав МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты
-Лицензия на право осуществления образовательной деятельности;
Локальные акты центра:
— Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;
-Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;
-Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;
-Порядок перевода, выпуска и отчисления учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;
-Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
Годовой календарный график;
Программно- методическое обеспечение программы
Реализация образовательной программы обеспечивается учебно-методической литературой:
-нотные издания;
-хрестоматии; партитуры;
-официальные и справочно-библиографические издания;
-аудио и видеоматериалы;
-электронные издания;
-мультимедийные ресурсы;
— образовательные ресурсы сети Интернет
Методические пособия:
Е.Ф.Черенкова « Оригинальные пальчиковые игры ». (Огромный выбор игр со стихотворными текстами, сказок, миниатюр. Показ цифр и букв пальцами).
М.Ковалевская « Музыкальная гимнастика для пальчиков». ( Пособие содержит тексты и ноты к ним, позволяющие играть, петь, показывать упражнения. Имеет подробную пояснительную записку о смысле мудр и элементов су-джок терапии, используемых в пальчиковых упражнениях).
Е.А.Поддубная, «С песенкой по лесенке». Авторский сборник музыкальных пальчиковых игр с необыкновенно яркими художественными образами, отображающими многозвучие и разноликость нашего прекрасного мира).
Л.Б.Гавришева, Н.В.Нищева « Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры». (Комплексное решение всех перечисленных проблем. Очень полезный материал!)
А.М. Диченскова «Страна пальчиковых игр».
Т.А.Ткаченко «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков».
Т.Ю. Бардышева «Пляшут мои ручки. Пальчиковые игры с детьми».
В этих сборниках много интересных фольклорных текстов.
Т.А. Боровик. Материалы семинара в г. Чайковском.
Л.В.Виноградов. Материалы семинаров.
Журнал «Музыкальная палитра. Коррекционные странички».
Материально-техническое обеспечение
Кабинет для групповых занятий по предмету «Вокруг рояля» соответствует санитарным и противопожарным нормам, площадь-36кв.м.
В кабинете имеются:
парты – 6 шт.;
стулья – 14 шт.;
скамейки – 4 шт.;
фортепиано;
музыкальный центр;
аудиокассеты, CD диски;
нотная магнитная доска;
стенды с наглядным материалом;
телевизор;
компьютер;
— учебники, сборники нот.
Формы аттестации и контроля
Основной формой учебной и воспитательной работы по предмету «Вокруг рояля» является мелкогрупповое учебное занятие (3-5 человек), проводимое педагогом. На занятии учащиеся приобретают основные навыки и знания.
Система контроля включает само-, взаимо-, педагогический контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам: система теоретических знаний, специальные умения и навыки, исполнительский и общий творческий потенциал.
Формы контроля включают:
-фронтальный опрос;
-беглый текущий опрос;
-проверка домашнего задания;
-контрольные уроки в конце каждого полугодия.
Опрос учеников проводится фронтально и индивидуально.
Все виды контроля позволяют оценивать знания, умения и навыки учащихся на каждом этапе обучения и дают возможность учащемуся находиться в привычных для него условиях, что способствует раскрытию в полной мере своих способностей, а также позволяет продемонстрировать навыки, приобретенные им в процессе обучения.
Главный результат деятельности педагога- это личность ребенка, динамика и результат ее развития в процессе музыкальных занятий.
Критерии оценок
Оценка | Критерии оценивания исполнения |
5 баллов
(«отлично») |
— владение теоретическими знаниями в пределах программы;
— осмысленное и выразительное исполнение простых пьес одной рукой; -владение штрихами легато, нон легато. — способность использовать умения и знания в самостоятельных, творческих работах; — инициативность, готовность к выполнению заданий педагога; |
4 балла
(«хорошо») |
– владение теоретическими знаниями в пределах программы;
— выразительное, с незначительными погрешностями исполнение простых пьес одной рукой; — неуверенное владение штрихами легато, нон легато
— умение анализировать свои достижения и недочёты при решении учебных и практических заданий; — активная работа на уроке; |
3 балла
(«удовлетворительно») |
– средние знания по теории музыки в пределах программы;
— невыразительное, с погрешностями исполнение простых пьес одной рукой; — неуверенное владение штрихами легато, нон легато
— низкая мотивация к творческим заданиям; — низкая способность к волевым усилиям; |
зачет
(«неудовлетворительно») |
– отсутствие знаний по теории;
— отсутствие навыка игры на инструменте; — отсутствие интереса к изучаемому материалу; — неумение реагировать на трудности; |
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
-Словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
-Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений; использование пособий; показ педагогом образца выполнения)
-Практический (выполнение задания по инструкциям, образцам, карточкам)
-Проблемно-поисковый (поиск учеником намеренно допущенной педагогом ошибки)
-Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр)
-Научный метод (использование тестов, карточек индивидуального опроса, таблиц и графиков; анализ результатов, прогнозирование роста успеваемости и усвояемости учебного материала, опыт работы с научной литературой, справочниками, словарями)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
-Репродуктивный (ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
-Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения поставленной задаче совместно с педагогом)
-Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-Фронтальный (одновременная работа со всей группой учащихся)
-Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
-Групповой (организация работ в группах)
-Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)
Методические материалы
Организация учебно-вспомогательного процесса построена на комбинированной форме сочетания теории и практики.
Принципы методического обеспечения программы:
-единая педагогическая система в организации образовательного процесса;
-составление календарно-тематических планов, поурочных планов на основе данной программы;
-последовательное изучение материала, постепенное нарастание трудностей при его освоении и постоянном закреплении изучаемого материала.
При обучении необходимо учитывать психолого-педагогические
особенности работы с детьми дошкольного возраста. В дошкольном возрасте
игра – ведущий вид деятельности, поэтому все учебные занятия должны
проходить в игровом процессе.
При подборе репертуара для дошкольников, необходимо учитывать
музыкальное развитие детей с присущей им непосредственностью,
конкретностью восприятия музыкальных образов, учитывая неустойчивое
внимание, неусидчивость. Большую часть материала составляют детские
песни, а также оригинальные произведения отечественных и зарубежных
композиторов.
15
Отдельное место отводится подбиранию по слуху одноголосных
мелодий и начальной организации моторики.
Необходимо знать, что в дошкольном возрасте происходят следующие
изменения:
- расширение объема внимания;
- рост устойчивости внимания;
- формирование произвольного внимания.
Большое значение для умственного развития ребенка имеет образная
память, которая наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте.
Конкретная образность детского мышления проявляется в процессе
развития словесных форм мышления, прежде всего в овладении понятиями.
Возросшие возможности у детей способствуют дальнейшему
развитию речи, которая выражается, прежде всего, в совершенствовании ее
понимания. 5-6 летний ребенок уже понимает сюжет сказки, небольшого
рассказа. В этом возрасте речь сопровождает все виды деятельности:
наблюдение, рисование, музыкальные занятия, счет, труд и игры.
Разговорная речь становится связной.
В возрасте 5-7 лет ребенок уже может предвосхищать события и
стремится к воображаемой цели, возрастает выносливость воли.
У детей данного возраста формируется представление, развивается
наблюдательность, восприятие, память, мышление. Ролевые игры наиболее
важные для развития ребенка и музыкальные занятия способствуют этому
развитию.
ЗАНЯТИЯ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ
Цели и задачи по слушанию музыки: привить навыки восприятия
музыкальных произведений, воспитать эмоциональную отзывчивость на
музыку, развить начальные музыкально слуховые представления, которые
необходимы для плодотворного проведения занятий по обучению игре на
фортепиано.
Музыкальным материалом может служить обширный и
разнообразный по жанрам и образному строю песенный репертуар детских
садов и фортепианная музыка для детей различных жаров: песня, танец,
марш.
16
ОБ ИЗУЧЕНИИ АНСАМБЛЕЙ
Игра ученика в ансамбле с педагогом – обязательный компонент
прохождения каждого из разделов. Обучение ансамблевой игре активизирует
музыкальное развитие ученика, расширяет восприятие музыкальных образов,
элементов музыкальной речи, средств исполнительской выразительности,
развивает умение слушать и слышать не только свою игру, но и партнера
Поурочные планы
1 урок:
Знакомство учеников с педагогом и друг с другом. Пальчиковая сказка «Мальчик с пальчик». Визуальное знакомство с фортепиано. Слушаем и сравниваем отрывки из произведений на тему « Осень».
2 урок.
Повторение пальчиковой сказки. Продолжение знакомства с фортепиано ( клавиатура, регистры, октавы). Упражнение на постановку рук.
3 урок.
Ритмизация имён, предметов. Ритмослоги «та», «ти-ти». Пальчиковая гимнастика. Песенка, которую учат по сольфеджио. Упражнение на постановку рук.
4 урок.
Звучащие жесты – «топ, шлёп, хлоп, щёлк». Партитура на 2 строчки – имена, предметы. Упражнение на постановку рук. Слушаем отрывки из музыкальных произведений и определяем характер. Сказка о лягушках – играем кластерами.
5 урок.
Названия нот. Сказка о волшебном ключе (знакомимся со скрипичным ключом, нотоносцем).
Нота «соль». Упражнение на постановку 3 пальца. Интервал прима – играем попевку (например, «Андрей – воробей», 3 пальцем каждой руки). Песенка из программы сольфеджио. Повторяем сказку. Повторяем партитуру на 2 строки с ритмизацией других слов.
6 урок.
Упражнение на 3 палец. Повторяем приму, играем попевку на ноте «соль» в разных октавах.
Изучаем ноту «фа» в разных октавах. Играем 2 ноты – «фа» левой и «соль» правой рукой. Ритмическая партитура на 3 строчки. Упражнение по ритмопластике.
7 урок.
Играем 3 пальцем попевки на нотах «фа» и «соль», в разных октавах, разными вариантами. Ритмизация попевки и запись на 4- строчной партитуре. Слушаем пьесу, определяем регистр.
8 урок.
Повторение и закрепление пройденного материала (уроки 1 – 7).
9 урок.
Упражнение для 2 пальца. Играем 2 звука (фа и соль) 2 и 3 пальцами каждой рукой. Понятия тон и полутон. Нахождение их на клавиатуре. Новая попевка и запись на 4- строчной партитуре. Пальчиковое упражнение.
10 урок.
Играем попевки 2 – 3 пальцами в разных октавах каждой рукой. Понятие о секундах (грустная – веселая, большая и маленькая), тон и полутон. Песенка (например, «Сосульки»). Упражнение на ритмопластику.
11 урок.
Играем 4 пальцем каждой рукой. Ищем секунды от разных нот в разных октавах, большие и малые; играем 2- 3 и 3-4 пальцами песенку. Нота «ля». Слушаем марш, определяем характер. Понятие сильной доли.
12 урок.
Играем 2, 3, 4 пальцами 3 клавиши подряд в разных октавах. Понятие «трихорд». Песенка, например, «У кота — воркота». Партитура. Слабые доли. В «Марше» — сильная и слабые доли. Пальчиковая гимнастика.
13 урок.
Терции. Играем 2, 3, 4 пальцами, каждой рукой, в разных вариантах и октавах. Ноты «До», «Ре», «Ми». Подбор песенки. Находим в разных октавах. Ритмопластика.
14 урок.
Повторение и закрепление уроков 9- 13.
15 урок.
Игра 1 пальцем каждой рукой. Учим ноты «Ля» и «Си». Тетрахорд. Песенка «Как под горкой» от ноты «До», партитура на 2 строчки. Слушаем польку, определяем сильную и слабые доли.
16 урок.
Игра 5 пальцем. Подбор песенки от «Соль». В разных октавах и вариантах. Партитура на 4 строчки. Пальчиковая сказка.
17 урок.
Понятие размера. Размер 2/4.Слушаем пьесы, определяем сильную и слабую доли. Играем песенки на тетрахорд от разных нот в разных вариантах (например, 2 звука л. р, 2 звука пр.р.; с разным количеством детей; 2варианта аппликатуры и т.п.).
18 урок.
Слушаем и сравниваем пьесы в размере 2/4 и ¾ (уже знакомые полька и марш), акцентируя внимание на количестве слабых долей. Попевки на кварту и тетрахорд в разных октавах. Квинта. Играем 1- 5 пальцами от нескольких клавиш. Чтение 4-строчной партитуры «по ролям» для 4-х учеников.
19 урок.
Слушаем и анализируем пьесу в размере 4/4. Сравниваем пройденные размеры. Такт, тактовая черта. Работа над партитурой: разделение на такты в размере 4/4 знакомой попевки. Играем квинты от белых клавиш. Попевка на квинту, например, « Пустыня».
20 урок.
Пентахорд. Песенка, например, «Паровоз» от нот «До» и «Соль». Пальчиковая гимнастика. Партитура.
21 урок.
Повторение и закрепление пройденного материала (уроки 15- 20).
22 урок.
Квинты: песенка от нот «До», «Ре», «Ми». Учимся играть 2 ноты квинты одновременно 1- 5 пальцами. Играем в виде ансамбля; мелодия и аккомпанемент (одновременно или последовательно звуками квинты 1 -5 пальцами). Вспоминаем тон и полутон. Диез.
23 урок.
Звукоряд. Ступени. До Мажор.. Игра по тетрахордам (левой- правой руками). Работа над песенкой с аккомпанементом квинтами. Пальчиковое упражнение.
24 урок.
Тоника. Играем мажоры от «До», «Соль», по тетрахордам. Сказка о волшебном ключе (знакомимся со скрипичным ключом, нотоносцем).
Октава, попевка на октаву от разных нот.
25 урок.
Ре мажор тетрахордами, варианты: разные октавы, один ученик начинает, другой – продолжает, по цепочке и т.д. Игра 2 руками по нотам: песенки на ноту До. Работа над песенкой на октаву. Пальчиковая сказка.
26 урок.
Ля мажор, формы работы — как на 25 уроке. Разделение на такты. Сексты . Попевки. Игра 2 руками по нотам: песенки на ноту Ре.
27 урок.
Септимы. Попевки. Сравнение с секстами. Понятия Доминанта и Субдоминанта. Ищем и играем ступени 1, 4, 5 (тонику, субдоминанту, доминанту) в пройденных тональностях. Игра 2 руками по нотам: песенки на ноту Ми.
28 урок.
Повторение и закрепление пройденного материала (уроки 22 – 27). Игра 2 руками по нотам: песенки на ноту Фа.
29 урок.
Играем основные ступени в пройденных тональностях 1,2,3 пальцами правой и 5, 2, 1 – левой руками. Игра 2 руками по нотам: песенки на ноту Соль. Пальчиковая сказка.
30 урок.
Аккомпанируем друг другу основными ступенями (берём пройденные песенки). Игра 2 руками по нотам: песенки на ноту Ля. Сказка о волшебном ключе (знакомимся со скрипичным ключом, нотоносцем).
31 урок.
Продолжаем работу над аккомпанементом и по сказке знакомимся с положением нот на нотоносце (до – соль). Игра 2 руками по нотам: песенки на ноту Си.
32 урок.
Игра 2 руками по нотам: песенки на 2 разные ноты. Пальчиковая сказка.
33 урок.
Игра по нотам пройденных песен и попевок для родителей и педагогов в форме открытого урока.
6.Список литературы
- 1.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учеб. пособие. М.: «Советский композитор», 1990. — 103 с.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Л.: Советский композитор, 1973. – 272 с.
- Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.: Классика – XXI, 2002. – 192 с.
- Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста»
- А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»
- Г.М.Цыпин «Обучение игре на фортепиано»
- Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»