«Свобода тела и духа рождает творческую мысль,
движения тела должны быть выражением внутреннего
импульса. Танцор должен привыкнуть двигаться так,
словно движение никогда не заканчивается, оно всегда
есть результат внутреннего осмысления. Тело в танце
должно быть забыто, оно лишь инструмент, хорошо
настроенный и гармоничный. В гимнастике движениями
выражается только тело, в танце же чувства и мысли
сквозь тело».
Айседора Дункан
1.Пояснительная записка
Сегодня хореографическое искусство, как никогда, переживает период бурного роста, смело обновляет свою образную поэтику, образно-эмоциональное содержание, органично способное к танцевально-пластическому выражению передовых идей современности.
Танец – это вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально-организованное движение. Особенности искусства танца в том, что содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела (скульптурно-графическую выразительность движений, жестов и поз танцовщика).
Данная программа опирается на традиционные и новые методики преподавания и ориентирована на индивидуально-личностный подход в обучении. Разработка новых подходов к обучению связана с необходимостью развития у учащихся навыков эстетической оценки художественной образности хореографического искусства, восприимчивости к языку танца, активизации потребности видеть, воспроизводить и эмоционально откликаться на музыку.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Ансамбль танца Морозко» имеет художественную направленность. Составлена для реализации в условиях Муниципального учреждения дополнительного образования «Детский центр искусств» г.Ухты и направлена на формирование общей культуры учащихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
По уровню освоения программа является общекультурной, доступной для освоения каждым ребенком.
По степени авторства образовательная программа «Ансамбль танца «Морозко»» является модифицированной. По структуре — комплексной. Разработана на основе типовых программ:
-Примерная программа для хореографических отделений, детских школ искусств, утвержденной Научно-методическим центром по художественному образованию Федерального агентства по культуре и кинематографии 2006 г., (составитель проф. А.А.Борзов);
-Примерная программа Классический танец для Детских хореографических школ и хореографических отделений Детских школ искусств ( сост. Е.А.Пинаева, Москва.2006г.; рек. Научно- методическим центром по художественному образованию).
—Примерная программа Народно-сценический танец для Детских хореографических школ и хореографических отделений Детских школ искусств ( сост. А.А.Борзов, Москва.2006г.; рек. Научно- методическим центром по художественному образованию).
Программа соответствует современным требованиям, предъявляемым к образовательной программе, так как:
1.Она имеет развивающий характер, ориентирована на развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
2.В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной работы с детьми.
3.Программа является разноуровневой — учитывает разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми.
4.В ней учтены идеи развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.
5.Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
6.Программа оснащена практическими материалами и пособиями.
Отличительные особенности программы
Главной особенностью программы является то, что в отличие от других аналогичных программ по народной хореографии, особое внимание в ней уделяется классической хореографии. По мнению автора, классический эксерсис лучше развивает хореографические данные детей. Специальный отбор в коллектив не проводится, принимаются все желающие, т. к. основное предназначение программы состоит не в формировании профессиональных навыков, а в общем развитии ребенка. Классический экзерсис гармонично формирует тело и активно исправляет физические недостатки, создает прекрасную манеру исполнения и осанку. Важной отличительной особенностью программы является то, что дети начинают выступать перед зрителями уже с первого года обучения. Это развивает опыт сценической практики, закаляет детей морально, повышает самооценку и развивает мотивацию к обучению.
Программа является разноуровневой. Актуальность разработки программы, как разноуровневой обусловлена Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р, в том числе в части принципов государственной политики развития дополнительного образования детей.
Разноуровневость при проектировании программы реализует право каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности. Программа предоставляет всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. При реализации программы предусматриваются такие принципы, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми, исходя из диагностики и комплекса стартовых возможностей каждого из участников программы.
Стартовый уровень предполагает воспитание гармонично- развитой личности, развитие познавательных интересов детей, расширение музыкального кругозора, освоение навыков обучения хореографии, привитие интереса и любви к хореографическому искусству, воспитание танцора — любителя, подготовленного слушателя и активного потребителя духовных ценностей, владеющего навыками самостоятельного исполнения. В эту группу входят учащиеся со средними и ниже средних хореографическими данными, дети с ослабленным здоровьем, учащиеся, перегруженные в общеобразовательной школе. У них слабо развито воображение, но фантазировать умеют, при условии поддержки педагога, интерес к творческой деятельности носит характер «всплеска», участие в мероприятиях эпизодическое, результаты контрольных зачетов низкие.
Базовый уровень предполагает воспитание гармонически развитой личности с высоким художественно — эстетическим потенциалом, раскрытие творческих способностей личности, достаточно высокую степень овладения знаниями, умениями и максимально возможное развитие исполнительских навыков обучения хореографии; освоение навыков коллективного исполнения, воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе. В эту группу входят учащиеся с хорошими хореографическими данными, которые занимаются в рамках требования программы, учащиеся этой группы испытывают потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, умеют точно и уверенновыполнять задания педагога. Учащиеся этого уровня принимают активное участие в концертах, фестивалях, конкурсах– внутри Центра, городских, региональных.
Продвинутый уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности и овладения хореографическим искусством, увеличение объема и усложнение изучаемого материала и повышение исполнительских требований, приобретение устойчивого концертно-исполнительского мастерства, развитие навыков самостоятельного творчества, воспитание танцора-универсала, пропагандиста хореографического искусства, готового продолжить обучение в профессиональных учебных заведениях. В эту группу входят учащиеся с хорошими и отличными хореографическими и психофизическими данными, позволяющими освоить программу, активно реализовать себя в концертной деятельности. У них присутствует устойчивый познавательный интерес, богатое воображение, учащиеся этой группы активные участники творческих проектов, концертов, конкурсов и фестивалей разных уровней – межрегиональных, Всероссийских и Международных.
Актуальность программы
Программа «Ансамбль танца «Морозко» удовлетворяет социальный заказ, запросы родителей микрорайона на получение детьми дополнительного образования в области хореографического искусства. Ежегодно пользуется большим спросом, реализуется в учреждении на протяжении 27 лет.
Актуальным на сегодняшний день является – формирование культуры личности ребенка, где приоритет отдается овладению общечеловеческими нормами нравственности, развитию таких «свойств» личности, как интеллигентность, адекватность, чувство собственного достоинства, ответственность в поступках.
Танец содействует физическому развитию детей, вырабатывает у них правильную осанку, уверенную лёгкую походку, ловкость и изящество движений. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. (Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года).
Адресат программы
Возрастная категория детей, участвующих в реализации программы:
Возраст: на начало обучения 7-8 лет, завершение обучения 11-12лет.
Пол: мужской, женский (мальчики, девочки).
Степень предварительной подготовки: программа предусмотрена практически для всех детей, кто проявил желание заниматься хореографией.
Набор учащихся для обучения осуществляется на основе заявления родителей (законных представителей), желания самого ребенка и хореографической подготовки не требует.
Предполагаемый состав групп: количественный состав групп 12-14 человек.
Группы формируются по возрастному принципу: в одну группу могут быть объединены дети, примерно, одного возраста (с разницей в один – два года), с равной степенью природных данных, и, примерно, одинаковым чувством ритма.
Уровень образования: дошкольник.
Объем программы
Программа является комплексной. Предусматривает изучение ряда предметов, являющихся основополагающими в обучении основам хореографии.
При реализации программы «Ансамбль танца Морозко» со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 1218 часов, в том числе по учебным предметам :
Классический танец– 336 часов,
Народно-сценический танец –374 часа,
Подготовка концертных номеров –508 часов.
Недельная нагрузка: 1-2 год обучения (1-2 классы) – 6 часов в неделю; 3-5 год обучения (3-5 классы) – 8 часов в неделю.
Продолжительность урока – 40 минут. Занятия могут проводиться парами – по 2 урока с перерывом. Музыкальное оформление урока осуществляется концертмейстером и соответствует 100% учебного плана.
Форма организации образовательного процесса .
Занятия групп первого года обучения начинаются со второй учебной недели.
Продолжительность учебных занятий : 1 год обучения — 33 недели, со 2 по 5 – 34 учебные недели. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.
Реализация настоящей программы обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана составляет не более 8 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях учреждения).
Реализация программы в каникулярные периоды осуществляется в форме внеурочных мероприятий (внеаудиторная работа) : посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности.
Занятия проводятся в формах:
-индивидуальные (занятия с солистами и детьми, требующими дополнительного внимания);
-групповые;
-ансамблевые (коллективные репетиции двух или трех групп).
Виды занятий:
— аудиторные практические занятия;
— самостоятельные занятия;
— концерты, творческие отчеты;
-воспитательные занятия;
— викторины, коллоквиумы и др.
Срок освоения программы и режим занятий
Этапы реализации образовательной программы «Ансамбль танца Морозко»
Год обучения, | Кол-во часов в неделю | Число занятий в неделю | Всего часов
в год |
Продолжительность урока | Наполняемость
группы |
1 год | 6 | 3 | 198 | 2х40 мин. | 12-14 чел. |
2 год | 6 | 3 | 204 | 2х40 мин. | 12-14 чел. |
3 год | 8 | 4 | 272 | 2х40 мин. | 12-14 чел. |
4 год | 8 | 4 | 272 | 2х40 мин. | 10-12 чел. |
5 год | 8 | 4 | 272 | 2х40 мин. | до 10 чел. |
- Цели и задачи программы
Цель программы
Повышение социального статуса творческой личности через просвещение и обогащение детской души ценностями, исходящими из народного творчества.
Задачи программы:
1.Обучающие:
-ознакомить учащихся с этнографическими, историческими, географическими условиями жизни народов, повлиявших на формирование его танцевального искусства;
-овладеть разнообразием стилей и манер исполнения танцев различных народов;
-выработать танцевальную технику, чувство позы;
развить и укрепить мышечный аппарат (развитие физических данных, исправление физических недостатков)
-овладеть культурой исполнения движений, сценической культурой;
-передать в движении стилевые особенности классической и народной музыки, разнообразия темпов и ритмов.
2.Развивающие:
-сформировать художественное мировоззрение подрастающего поколения;
-развить систему просвещения, чувство прекрасного, доброты и красоты танца;
-развить музыкальность и выразительность исполнения движений;
-развить координацию, чувство ансамбля, умение распределять сценическую площадку;
-развить способность к самодисциплине, самоконтролю;
-развить культуру общения в танце с партнером, эмоциональную отзывчивость.
3.Воспитательные:
-воспитать нравственный облик обучающегося;
-воспитать любовь к народному творчеству через танец;
-воспитать уважение к культуре своего и других народов, чувство патриотизма и интернационализма;
-воспитать чувство уважения к себе и к другим, толерантность.
- Содержание программы
№
п\п |
Название разделов
(предметов) |
Кол-во
часов 1 год обучения |
Кол-во
часов 2 год обучения |
Кол-во
часов 3 год обучения |
Кол-во
часов 4 год обучения |
Кол-во
часов 5 год обучения |
Всего
часов |
1 | Классический
танец |
4чх33нед132час | 2чх34нед
68час |
2чх34нед
68час |
2чх34нед
68ч |
— | 336 |
2 | Народно-
сценический танец |
— | 2чх34нед
68час |
2чх34нед68час | 3чх34нед
102час |
4чх34нед
136час |
374 |
3 | Подготовка концертных номеров | 2чх33нед
66час |
2чх34нед
68час |
4чх34нед136час | 3чх34нед
102час |
4чх34нед136час | 508 |
4 | Всего | 6 | 6 | 8 | 8 | 8 | 1218 |
1 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
-обучить правилам поведения на уроке; -обучить приемам музыкально-двигательной выразительности; -обучить движениям эмоционально-динамического характера; -обучить двигаться в соответствии с характером и темпом музыки; -обучить технике исполнения танцев для 1-го года обучения. -сформировать знания о положении рук, ног, головы; -сформировать знания по постановке корпуса;
|
Знать:
-правила поведения на уроке; -приемы музыкально-двигательной выразительности; -технику исполнения танцев для 1-го года обучения; -положения рук, ног, головы; -правильную постановку корпуса. |
открытые уроки для родителей;
контрольные уроки. |
2. | Развивающие:
-способствовать формированию музыкального восприятия; -развивать чувство координации движения и ритма; -способствовать формированию технических навыков; -способствовать развитию общей культуры. -развить умения выразить образ в разном эмоциональном состоянии; -развить навыки тактирования руками музыкальных размеров 2/4, 3/4, 4/4. -развить навыки шага в такт музыке, сохраняя красивую осанку;
|
Уметь:
-двигаться в соответствии с характером музыки; -согласовывать музыку и движение; -начинать движение с началом музыки и заканчивать движение точно сокончанием музыкального сопровождения; -воспринимать музыкальный материал; -координировать движения; -различать музыкальный размер 2\4,3\4,4\4; -координировать движение рук с движением ног; -чувствовать и различать эмоциональное состояния образа в движении.
|
работа в классе, на уроке;
исполнение перед родителями. |
3. | Воспитательные:
-воспитать уважительное отношение друг к другу; -сформировать навыки коллективного общения; -воспитать уважительное и толерантное отношение к различным хореографическим и музыкальным жанрам.
|
-положительное отношение к занятиям хореографией;
-умение свободно общаться на уроке с педагогом; -уважительно относиться друг к другу; -общаться в коллективе.
|
педагогические наблюдения. |
2 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
-научить сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах; -слышать и понимать значения вступительных и заключительных аккордов музыки; -обучить терминологии используемой для названий элементов танцев; -сценически выражать характер и характерную мимику; -обучить различать особенности медленных и быстрых танцев. -сформировать знания о позициях рук и ног в танце; -сформировать знания о подготовительном движении «препарасьон»; -сформировать знание о выворотном положении ног; -сформировать знания об акцентировании шага на первую долю такта (2/4, 4/4,3/4).
|
Знать:
-терминологию, используемую для названий элементов движений у станка и на середине зала; -различия между особенностями медленных и быстрых танцев; -значение вступительных и заключительных аккордов музыки; -«препарасьон»; -первую долю в музыкальном такте (2/4,3/4,4/4); -понятие «выворотность» в хореографии.
|
открытые уроки для родителей;
контрольные уроки. |
2. | Воспитательные:
-способствовать воспитанию таких нравственных качеств как настойчивость, трудолюбие, выдержка; -привить учащимся культуру общения между собой в паре, в ансамбле, сокружающими; -воспитать доброжелательность, чуткость и внимательное отношение друг к другу; -воспитать аккуратность и самостоятельность. -воспитать ответственность за общее дело.
|
Быть:
-ответственным в подготовке к уроку; -активным на уроке, в контакте с педагогом; -доброжелательным, чутким и внимательным по отношению друг к другу; -аккуратным; -самостоятельным; -настойчивым; -трудолюбивым и выдержанным.
|
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развивать гибкость и устойчивость, ловкость и двигательный навык; -развивать координацию движений; -развивать мышечную силу, правильную осанку; -развивать легкость и чувство позы при исполнении движений танца; -развить способность к самостоятельной и коллективной работе; -развить мотивацию на творческую, художественно-эстетическую и культурную деятельность.
|
Уметь:
-практически использовать приобретенные знания; -сценически выражать характер и характерную мимику; -правильно общаться между собой в паре, в ансамбле, с окружающими; -сознательно понимать каждое движение танца в его простейших элементах-(модуль-блок); -исполнять простые танцевальные движения в комбинациях; -самостоятельно и коллективно работать.
|
работа в классе,
на уроке; исполнение перед родителями. |
- год обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
-ознакомить учащихся с историческими, географическими, экономическими и социальными условиями жизни народа, влияющими на формирование русского танца; -ознакомить с творческими принципами художественного подхода при сценической обработке фольклорных танцев; -научить исполнять элементы экзерсиса классического и народно-сценического танца у станка и на середине зала; -ознакомить с различными формами построения русского народного танца и различной манере исполнения; сформировать музыкальный вкус на примере народных образцов танцевально-песенного материала. -сформировать и развить представление о танцевальной культуре.
|
Знать:
-правила исполнения более сложных ритмических рисунков; -анализ произведения; -творческие принципы художественного подхода при сценической обработке фольклорных танцев; -формы построения русского народного танца и различной манере исполнения; -факторы, повлиявшие на формирование русского танца; -методику исполнения экзерсиса классического и народно- сценического танца; -культуру поведения на сцене.
|
контрольные уроки. |
2. | Воспитательные:
-воспитать духовную культуру и нравственность; -воспитать корректное поведение со старшими и сверстниками; -воспитать патриотическое отношение к Родине; -способствовать воспитанию таких нравственно-этических качеств как целеустремленность, дисциплинированность, способствовать раскрытию индивидуальности учащихся.
|
-умение доводить начатое дело до конца;
-умение работать в коллективе, учитывая интересы сверстников; -умение адекватно реагировать на предложения педагога; -умение быть дисциплинированным, целеустремленным, проявлять лидерские качества; -проявлять индивидуальность.
|
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развивать исполнительские навыки; -развивать чувство ритма, памяти; -формирование навыка творческой инициативы; -сформировать навыки ставить перед собой задачу и находить способы ее решения; -продолжать развивать гибкость, пластичность и двигательный навык; -продолжать развивать координацию движений; -развивать характер и манеру исполнения русских народных танцев; -продолжать формировать свободу движения; -развивать способность к коллективной работе; -развивать практические навыки в сочинении комбинации у станка и на середине зала.
|
Уметь:
-образно мыслить; -творчески работать в коллективе, принимать решения, давать оценку своим действиям. -исполнять элементы экзерсиса народно-сценического танца в заданном характере; -сочинять комбинации у станка и на середине зала; -передать характер и манеру исполнения русских народных танцев; свободно владеть сценической площадкой. |
работа в классе, на уроке;
исполнение перед родителями. |
4 года обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
-основные движения экзерсиса у станка и на середине, -простейшие прыжков с двух ног на две ноги и с двух ног на одну ногу, -освоить навыки координации путем проучивания основных поз классического танца и простейших форм; -изучение французской терминологии, используемой для названия элементов танца; -тренировать навык музыкально-пластического интонирования.
|
Знать:
-движения экзерсиса у палки и на середине; -простейшие прыжков с двух ног на две ноги и с двух ног на одну ногу; -основные позы классического танца и его простейшие формы; -французскую терминологию, используемую для названия элементов танца.
|
контрольные уроки. |
2. | Воспитательные:
-воспитать самостоятельность и самоконтроль в работе над этюдами,постановками; -воспитать духовную культуру и нравственность; -воспитать интерес к творческой работе; -сформировать художественно-эстетического вкус; -воспитать гармоничное сочетание подчинения и руководства в коллективе; -воспитать взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности; -воспитать качества активно выступающего исполнителя: ответственного, дисциплинированного, умеющего поддержать друг друга, быстро перестроиться, заменить, то есть воспитать мобильные качества личности;
|
-эмоционально-положительное отношение к занятиям;
-высокая концентрация внимания; -высокая познавательная активность; -умение работать в коллективе, учитывая интересы других; -восприятие педагога как наставника; -стремление преодолевать трудности, доводить дело до получения результата. Быть: развитым физически, аккуратным, опрятным, дисциплинированным.
|
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развивать воображение, фантазию; -расширение музыкального –художественного кругозора; способствовать творческому развитию, активизации мышления, способствовать развитию интереса к классическому танцу, -способствовать развитию хореографической памяти, внимания; -способствовать формированию технических навыков; -способствовать раскрытию индивидуальности; -развивать физическую силу и выносливость, укреплять нервную систему, способствовать дальнейшему развитию физических данных -развивать актёрское, мастерство, выразительность, музыкальность через прослушивание и разбор музыкального материала и постановку хореографических номеров;
|
Уметь:
-эмоционально реагировать на музыкальные произведения; -представить картину, исполняемого сюжета, и уметь анализировать; -музыкально — пластически интонировать. раскрытию индивидуальности, координировать движения и свободно двигаться по сцене, проявлять индивидуальность, работать в коллективе.
|
работа в классе, на уроке;
исполнение перед родителями. |
5 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задачам | Промежуточный контроль по задачам |
1. | Обучающие:
-сформировать знания о танцевальных ритмах и мелодиях; -сформирование знания о выразительных средствах музыки и танца; -обеспечить практическое применение теоретических знаний в области различных танцевальных техник.
|
-владеть навыками исполнения более сложных хореографических постановок;
-знание теоретического материала; -творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом теоретические знания, практический опыт.
|
контрольные уроки. |
2. | Воспитательные:
-воспитать уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре; -воспитать умения видеть и понимать прекрасное; -сформировать патриотическое отношение к Родине; -воспитать самостоятельность и самоконтроль в работе; -воспитать грамотного танцора, подготовленного исполнителя; -воспитать умения сотрудничать, находить нужное решение, компромисс в сложных ситуациях; -ориентирование обучающихся на успех; -воспитать стремления к саморазвитию и самосовершенствованию через концертную деятельность; -помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к искусству; -сформировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению; -привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде.
|
-эмоционально-положительное отношение к занятиям;
-высокая концентрация внимания; -высокая познавательная активность; -умение работать в коллективе, учитывая интересы других; -восприятие педагога как наставника; -стремление преодолевать трудности, доводить дело до получения результата.
|
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развивать музыкально-художественное мышление; -развивать воображение, фантазию; -расширять художественный кругозор; -развивать технику исполнения элементов экзерсиса; -развивать физическое совершенство и специальные навыки: ·координацию; ·ловкость; ·силу; ·выносливость; ·гибкость; ·правильную осанку, являющуюся условием здорового позвоночника; -развивать музыкально-пластическую выразительность; -развивать активизацию специфических видов памяти: моторную, слуховую и образную.
|
Уметь:
-точно передать и технически свободно исполнять пластический текст, содержание, форму исполняемого танца; -представлять картину исполняемого сюжета; -анализировать.
|
работа в классе, на уроке;
исполнение перед родителями. |
Содержание программы определяется рабочими программами отдельных предметов:
— «Классический танец» (Приложение № 1)
— «Народно-сценический танец» (Приложение№ 2)
— «Подготовка концертных номеров» (Приложение № 3)
- Планируемые результаты
Предметные результаты:
Предметным результатом является освоенный учащимися в ходе изучения программы опыт специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению.
Минимум содержания программы «Ансамбль народного танца «Морозко» должен обеспечивать целостное художественно- эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков:
«Классический танец»
— грамотно и выразительно исполнять программные движения и элементарные комбинации;
— сочетать пройденные упражнения в несложные комбинации;
— анализировать выполнение заданной комбинации;
— анализировать и исправлять допущенные ошибки;
— воспринимать разнообразие музыкально-ритмических рисунков;
— анализировать исполнение движений;
— знать о танцевальных средствах выразительности;
— знать термины изученных движений;
— знать методику изученных программных движений;
— знать выразительные средства музыки и танца;
— уметь видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
— выполнять правила гигиены;
— теоретическое знание валеологических ценностей;
— элементарные медицинские знания.
«Народно-сценический танец»
— знать рисунок народно-сценического танца, особенности взаимодействия с партнерами на сцене;
— знать балетную терминологию;
— знать элементы и основные комбинации народно-сценического танца;
— знать особенности постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
— знать средства создания образа в хореографии;
— знать принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
— уметь исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
— уметь исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
-уметь исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
-уметь распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
-уметь понимать и исполнять указания преподавателя;
-уметь запоминать и воспроизводить «текст» народно-сценических танцев;
— знать навыки музыкально-пластического интонирования;
А также:
-знать исторические основы танцевальной культуры, самобытность и образность танцев нашей страны и народов мира;
— знать каноны исполнения упражнений и танцевальных движений народно-сценического танца в соответствии с учебной программой;
— уметь владеть техникой исполнения программных движений как в экзерсисах, так и в танцевально-сценической практике;
— уметь владеть и использовать навыки коллективного исполнительского творчества;
— знать основные анатомо-физиологические особенности человека;
-знать и применять основы гигиены, правила охраны здоровья.
«Подготовка концертных номеров»
— знать основы техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке
— знать выразительные средства музыки и танца;
— знать названия балетов, ансамблей народного танца, авторов, композиторов;
— знать особенности фольклорных и стилизованных танцев;
— знать историю костюма;
— уметь определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
— уметь самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
— уметь осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством педагога;
— уметь работать в хореографическом коллективе;
— уметь видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
— уметь понимать и исполнять указания педагога, творчески работать над хореографическими произведениями на репетиции;
— владеть навыками участия в репетиционной работе, концертах, конкурсах;
— теоретическое знание валеологических ценностей;
— знать элементарные медицинские знания;
— владеть навыками сохранения и поддержки собственной физической формы.
Личностные результаты:
Личностные результаты- это превращение знаний и способов деятельности, приобретённых учащимися в образовательном процессе, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, которые в свою очередь определяют систему ценностных ориентаций и отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.
- Общекультурная компетентность:
— инициативность в познавательной деятельности;
— соответствие требованиям стандартов дополнительного образования и
социальному запросу на соответствующий вид деятельности;
— основы культуры, адекватные возрастной категории;
— владение общественными умениями, навыками.
- Ценностно-ориентационная компетентность:
— восприятие ценности семьи и своей жизни;
— понимание ценности дружбы со сверстниками;
— авторитет педагога;
— доброта, честность, порядочность;
— ориентация на нормы, образцы, установленные обществом.
- Гражданско-общественная компетентность:
— патриотизм, основанный на принадлежности к данному региону, к стране;
— интернационализм;
— доверие друзьям, вера в себя и свои силы;
— умение понять и принять ближнего.
- Коммуникативная компетентность:
— умение слушать и слышать других;
— общительность, раскованность;
— активное сотрудничество в совместной деятельности;
— развитое чувство достоинства и самоуважения.
- Автономинизационная компетентность:
— самостоятельность;
— способность к рефлексии;
— решительность, независимость;
— деловая направленность, осознанная готовность к труду;
— чувство собственного достоинства.
Метапредметные результаты:
К метапредметным результатам учащихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющую основу умения учиться.
Формирование универсальных учебных действий
1.Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают учащемся значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
2.Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
3.Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
4.Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя.
Уровневая таблица планируемых результатов
Стартовый уровень
|
Регулятивные | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной, деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством педагога. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным педагогом. 6. Корректировать выполнение задания. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
|
||
Познавательные |
1. Ориентироваться в уроке: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы педагога, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в литературе. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности. 4.Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
|
|||
Коммуникативные |
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
|||
Личностные |
1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм. |
|||
Базовый уровень
|
Регулятивные | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством педагога. 5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
|
||
Познавательные |
1. Ориентироваться в уроке: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных педагогом словарей, энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах. 4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
|
|||
Коммуникативные |
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 5. Критично относиться к своему мнению 6. Понимать точку зрения другого 7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. |
|||
Личностные |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
|
|||
Продвинутый уровень
|
Регулятивные | 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнении задания различные средства. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
|
||
Познавательные |
1. Ориентироваться в уроке: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных педагогом. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. |
|||
Коммуникативные |
1.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
2. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 3. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 4. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 5. Понимать точку зрения другого 5. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
|
|||
Личностные |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
|
|||
5.Комплекс организационно-педагогических условий
Требования к условиям реализации программы «Ансамбль народного танца «Морозко» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.
Нормативно- правовое обеспечение программы
-Закон РФ «Об образовании в РФ;
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008);
-рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств;
-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
-Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
-Устав МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты;
-Лицензия на право осуществления образовательной деятельности;
Локальные акты центра:
-Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе; -Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;
-Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;
-Порядок перевода, выпуска и отчисления учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;
-Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
Годовой календарный график.
Программно- методическое обеспечение программы
Реализация образовательной программы обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. В образовательном процессе используются учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио-, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы.
Учебно-тематический план по предмету «Классический танец» — Приложение №4
Календарно-тематический план по предмету «Классический танец» — Приложение № 5
Учебно-тематический план по предмету «Народно-сценический танец» — Приложение № 6
Календарно-тематический план по предмету «Народно-сценический танец» —
Приложение № 7
Учебно-тематический план по предмету «Подготовка концертных номеров» —
Приложение № 8
Календарно-тематический план по предмету «Подготовка концертных номеров»- Приложение № 9
Кадровое обеспечение
Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 5 лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности
Научно – методическое обеспечение программы осуществляется:
-внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс: приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;
-учебно- методическими комплексами предметов: рабочими программами предметов, календарно- тематическими планами, планами занятий, методическими рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными заданиями;
-методическим обеспечением воспитательной работы: Программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;
-исследовательской и методической работой педагогов;
Материально-техническое обеспечение программы
Одним из условий реализации программы является наличие материально-технического обеспечения процесса обучения:
-балетный класс с зеркалами и балетными станками -1
-фортепиано (баян)-1
-стулья-2
-скамейки детские -3
-книжный шкаф -1
-коврики детские -12
-магнитофон (музыкальный центр) -1
-DVD-плеер
-помещение для сценических костюмов -2
-концертные костюмы
-сценическая обувь для мальчиков и девочек
Формы аттестации и контроля
Критериями оценки результатов обучения служит освоение комплексной программы обучения, успешное участие в фестивалях и конкурсах, а также создание стабильного коллектива, заинтересованность учащихся в выбранном виде деятельности.
Основной формой учебной и воспитательной работы по программе «Ансамбль танца Морозко» является групповое занятие, проводимое педагогом в форме урока. На занятии учащиеся приобретают основные навыки и знания.
Контроль усвоения учебной программы ведется на протяжении всего учебного года. Установились следующие формы контроля успеваемости учащихся:
Промежуточная аттестация:
-зачет комбинация у станка;
-зачет комбинаций и этюдов на середине зала;
-контрольный урок в конце четверти, учебного года.
-контрольный урок в конце года
-показательные выступления, участие в концертах и конкурсах;
Итоговая аттестация:
-выпускной экзамен (5 класс).
Оценивание производится по пятибалльной системе исходя из следующих принципов:
«Отлично»-«5». Знание всего материала наизусть, согласно требованиям класса. Развито чувство пластичного совершенства движений, его идеальной формы, техники исполнения движений. Владение навыком мысленного оперирования элементами танца, умение видеть их внутренним взором и переводить мысленно представленное в целенаправленное физическое действие.
«Хорошо»-«4». Знание всего материала наизусть, согласно требованиям класса. Характер, стиль, техника и манера исполнения движения развиты хорошо. Имеются навыки самоконтроля и умения направлять свои усилия в русло правильной мышечной работы. Владеет навыками сценической культуры.
«Удовлетворительно»-«3». 1-2 ошибки при исполнении материала наизусть. Развиты анализаторы зрительных и мышечных ощущений, связанных с музыкальным восприятием.
«Неудовлетворительно»-«2». Ученик не знает материал наизусть.
Данные критерии применимы при имеющихся у ученика природных данных:
выворотность, балетный шаг, гибкость корпуса, прыжок, музыкально-ритмическая координация, устойчивость, темперамент. Оценивание учащихся без перечисленных данных производится исходя из анализа роста его личных результатов.
График промежуточной и итоговой аттестации:
предмет «Классический танец»
Год обучения | Срок
проведения |
Вид контрольного мероприятия |
1 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
переводной экзамен (зачет). |
2 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
переводной экзамен (зачет). |
3 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
переводной экзамен (зачет).
|
4 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
выпускной экзамен. |
предмет «Народно-сценический танец»
Год обучения | Срок проведения | Вид контрольного мероприятия |
2 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
переводной экзамен (зачет). |
3 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
переводной экзамен (зачет). |
4 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
переводной экзамен (зачет).
|
5 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
выпускной экзамен. |
предмет «Подготовка концертных номеров»
Год обучения | Срок проведения | Вид контрольного мероприятия |
1 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок (общение в паре, ориентирование в пространстве)
академический концерт. |
2 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок (умение работы в танцевальном коллективе)
академический концерт. |
3 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок (работа в ансамбле)
академический концерт.
|
4 год | конец четверти
конец года |
контрольный урок (умение сольного исполнения, работа в ансамбле)
академический концерт. |
5
год |
конец четверти
конец года |
Контрольный урок, отчетный концерт
Экзамен, выпускной концерт (эмоциональное исполнение, точная передача характера музыкального и танцевального произведения, навыки сочинительской деятельности) |
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
— оценка годовой работы ученика;
— оценка на зачете (экзамене);
— другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и в конце учебного года.
Работа с родителями
Работа с родителями имеет большое значение – это 50% успеха работы с детьми. Система родитель-ребенок и его увлечения – важный элемент в воспитании, как родителя, так и ребенка.
Большое значение при организации работы придается включению родителей в ту атмосферу деловитости и серьезности, создать которую считается необходимой в занятиях искусством. Для того, чтобы создать у родителей желаемый психологический настрой, вызвать у них нужное отношение и понимание целей занятий, родители приглашаются на концерты, открытые занятия, проводятся беседы о том, что может дать ребенку искусство танца, раскрытие значение объективного, беспристрастного подхода к своим детям, необходимости учета их индивидуальных склонностей, способностей. Особенно подчеркивается роль прилежания; прилежный, работоспособный, даже менее одаренный ребенок может достичь хороших результатов, если он находится в атмосфере доброжелательности, интереса и уважения к своим достижениям.
Родительские собрания, отчетные выступления, открытые уроки для родителей, личные индивидуальные беседы, привлечение к изготовлению костюмов, подготовка праздников дает свои положительные результаты.
Методические материалы
Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами:
-принцип системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении);
-принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у учащихся склонностей и способностей по различным направлениям);
-принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся);
-принцип коллективизма (способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу);
-принцип междисциплинарной интеграции (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
-принцип креативности (предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности).
На теоретической части занятия даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области хореографического искусства и жизни в целом.
На практической части изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим педагогом, даются основные базовые движения хореографии. Во время занятия происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все учащиеся пытались максимально точно выполнить задание.
На индивидуальных занятиях работа проводится с детьми в количестве 1 — 2 человек.
Методические материалы представлены в программах учебных предметов.
- Список литературы
1.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования – М., 1984.
- Ваганова А.Я. «Основы классического танца», С-Петербург 2000г.
3.Внешкольник. 1999, 2000, 2001.
4.Выготский Л.С. Психология творчества. – М., 1976.
- Громов Ю.И. «От школы на Росси к школе на Фучика», СПбГУП., 2001г.
- Громова Е.Н. «Детские танцы из классических балетов», С-Петербург 2001г.
7.Дополнительное образование. 2000, 2001.
- 8. Диниц Е.В. «Азбука танцев». Донецк 2004г.
9.Захаров Р. Сочинение танца. – М., 1989.
10.Методическая разработка для преподавателей хореографических школ. Классический танец. – М., 1989.
- Костровицкая В. «100 уроков классического танца». Л.. 1980г.
12.Коваль М.Б. Внешкольные учреждения. Проблемы, перспективы. – М.: Институт развития личности, 1989.
13.Подольский И.Г. Педагогика. – М., 1996.
14.Преподавание хореографических дисциплин. Классический танец непрофессиональных коллективов. – Екатеринбург.
15.Руководство по растяжке связок и мышц. – М., 1990.
16.Стуколкина М. Уроки характерного танца. Четыре экзерсиса. – М., 1972.
17.Ткаченко Т.С. Народный танец. Часть 1, часть 2. – М., 1973.
18.Ткаченко Т.С. Работа с танцевальным коллективом. – М., 1958.
- Тарасова Н.Б. «Теория и методика преподавания народно сценического ганца». С-
Петербург 1996г.
- Фадеева СЛ. « Теория и методика преподавания классического и историко- бытового
танцев», С-Петербург 2000г.
21. Ярмолович М. «Классический танец». Л, 1986г.