Содержание:
1.Пояснительная записка
2.Цели и задачи программы
- Содержание программы
- Планируемые результаты
5.Организационно- педагогические условия реализации программы.
6.Список литературы
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Ансамбль аккордеонистов является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программой.
По степени авторства программа является модифицированной – разработана на основе примерных программ:
-Программа для ДМШ и Детских школ искусств «Ансамбль в классе аккордеона» составитель Заслуженный работник культуры РСФСР Л.В.Гаврилов г.Москва.
-Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства народные инструменты- ансамбль. Москва. 2013г. Разработчик — М.В.Власова, гл.р едактор И.Е. Домогацкая.
Программа Ансамбль аккордеонистов адаптирована для реализации в МУДО « Детский центр искусств» г. Ухты.
По уровню освоения программа является углубленной , т.к. предполагает развитие компетентности учащихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.
По форме организации программа является одной из составляющих программ содержания комплексной программы Музыкальный инструмент аккордеон. Программа по предмету Ансамбль аккордеонистов играет важную роль в комплексной образовательной программе Музыкальный инструмент аккордеон т.к. позволяет учащимся в полной мере реализовать приобретенные навыки игры на музыкальном инструменте в коллективном музицировании – игре в ансамбле.
Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе.
Программа имеет художественную направленность и предназначена создать у учащихся более глубокие представления и знания в области аккордеонного искусства. Программа использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности(аккордеон). Ансамблевое музицирование в силу своей естественной природы развивает у детей способность к заинтересованному, продуктивному общению, чувство взаимной поддержки, коллективизма. Занятия в ансамбле вырабатывают в детях уверенность, помогают добиться стабильности в исполнении. В ансамбле даже робкий, неуверенный в себе ученик, чувствует себя свободнее, лучше развивается, его исполнение становится более осмысленным и эмоциональным. В ансамбле всегда существует зависимость исполнителей друг от друга. Выражение «Хороший ансамбль» указывает на высокую степень слаженности и согласованности в исполнении. При создании ансамбля преподавателю необходимо помнить, что каждый ученик это индивидуальность, у каждого свой характер, свой круг интересов. Поскольку ансамбль создается, как правило, с перспективой на несколько лет, при его формировании обязательно надо учитывать не только степень подготовки и круг интересов участников ансамбля, но и их психологическую совместимость.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что эстетическое воспитание детей становится чрезвычайно ценным средством музыкального обучения, так как способствует активизации мышления ребенка и развитию его музыкальных способностей, расширению представлений о музыке в целом. Программа является наиболее востребованной на данный момент, в связи с изменившейся социально- культурной ситуацией в обществе, возросшей нагрузкой детей в общеобразовательных школах и необходимостью создания более доступных условий для обучения детей музыке. Наряду с музыкальным развитием во время коллективного музицирования происходит развитие таких качеств характера как упорство, стремление к созиданию, вера в свои силы, стремление к победе и нацеленность на успех. Развивается уверенность в себе, умение объективно оценивать себя в обществе.
Игра в ансамбле позволяет учащемуся раскрыться как исполнителю, улучшить свои профессиональные и исполнительские качества. Как правило, в ансамблях принимают участие учащиеся одного возраста, поэтому круг интересов у них очень близок. Игра в ансамбле помогает им не только найти новых единомышленников, но и расширить свой музыкальный кругозор.
Ансамбль помогает исполнителю научиться оценивать и критически относиться к своему творчеству, видеть и свои недостатки, и достоинства партнёров по ансамблю. Игра в ансамбле воспитывает лучшие качества исполнителя как личности, повышает ответственность за коллективный труд.
Обучаясь по данной программе, учащиеся имеют возможность участвовать в различных коллективах: дуэтах, трио, ансамблях больших форм, где состав народных инструментов может быть как смешанным, так и однородным. Игра в ансамбле необычайно повышает интерес учащегося к инструменту и занятиям, помогает качественно улучшить выступления на концертах, расширить свой репертуарный кругозор. Поиск новых исполнительских возможностей( игра под фонограмму) позволяет более глубоко раскрыть содержание произведения и повысить мотивацию учащихся к ансамблевому музицированию.
Актуальность данной программы определяется потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры, в развитии у учащихся их музыкальных способностей, художественного вкуса, интеллекта, в умении самостоятельно изучать произведения разных жанров. Совместное, ансамблевое музицирование – наиболее яркая страница в музыкальном образовании для большинства учащихся. А для будущего профессионала совершенный ансамбль – наивысшая степень мастерства.
Программа «Ансамбль аккордеонистов» ежегодно пользуется большим спросом, реализуется в учреждении на протяжении 27 лет.
Концертные номера в исполнении ансамблей аккордеонистов неизменно пользуются популярностью и спросом и являются участниками многочисленных городских мероприятий и концертов.
Новизна программы
Педагогом ведется большая работа по включению в репертуар учащихся аранжировок произведений , исполняемых под оркестровый или эстрадный «минус». Это делает программу более востребованной для современных детей и соответствующей запросам социума.
Программа предназначена для учащихся осваивающих комплексную образовательную программу «Музыкальный инструмент аккордеон» со 2-го года обучения. Программа рассчитана на 3 летний курс освоения.
Продолжительность учебных занятий – 34 учебные недели. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней . Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.
Реализация программы в каникулярные периоды осуществляется в форме внеаудиторных мероприятий: воспитательных занятий, посещений концертов, музеев, участия в конкурсах, фестивалях и др.
Виды занятий по программе: аудиторные практические занятия, самостоятельные занятия, воспитательные занятия, концерты, творческие отчеты, викторины.
Выполнение учащимся домашнего задания контролируется педагогом и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с требованиями по программе «Ансамбль аккордеонистов».
Срок реализации программы
Распределение по годам обучения | |||||
Год обучения | 1 | 2 | 3 | ||
Продолжительность учебных занятий(в неделях)
|
34 | 34 | 34 | ||
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | ||
Общее количество часов на аудиторные занятия
|
68 | 68 | 68 | ||
204 | |||||
Режим занятий
Аудиторная учебная нагрузка по учебному предмету «Ансамбль аккордеонистов» составляет 2 часа в неделю.
Основной формой учебной работы в классе ансамбля аккордеонистов является мелкогрупповое ( по 2-4 ученика : дуэт, трио, квартет) занятия.
Продолжительность занятия- 40 минут
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания учащимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности.
2.Цели и задачи программы
Цели программы:
-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания и духовно – нравственного развития детей средствами коллективного музицирования;
-развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
Задачи:
Обучающие:
-формирование у учащихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
— знакомство с разнообразным репертуаром, с классической музыкой, музыкой народов мира и современной музыкой;
-расширение кругозора учащихся путем ознакомления с ансамблевым репертурам;
— формирование навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого музицирования,обусловоенных художественным содержанием,особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
— обучение навыкам совершенствования технического исполнения;
— обучение музыкальной терминологии.
Развивающие:
-развитие чувства ансамбля ,чувства партнерства при игре в ансамбле;
— развитие основных музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти4
-развитие исполнительских качеств – артистизма, умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
-развитие навыков подбора по слуху, транспонирования, навыков чтения с листа;
-развитие умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании музыкального произведения.
Воспитывающие:
-воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
-формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностям;
-воспитание чувств стиля, художественного вкуса;
-воспитание интереса к музыкальной культуре своей Родины,к истокам музыкального народного творчества;
— воспитание усидчивости и трудолюбия, собранности и дисциплины;
-формирование умения работать в творческом коллективе, прививания навыков совместной работы;
-воспитывать культуру взаимоотношений;
Духовное богатство человека формируется в результате совместного влияния на него науки, литературы, искусства. Особое место занимает музыка, почти у всех людей она вызывает самые сильные эмоции. Музыка- есть средство воспитания людей, а не цель. Кратко и ясно сказал об этом замечательный педагог В.А.Сухомлинский:« Музыкальное воспитание- не воспитание музыканта, а прежде всего,- воспитание человека». Именно такое понятие музыкально- воспитательных задач лежит в основе реализации данной программы.
3.Содержание программы
Учебно-тематический план младшей группы ансамбля 8-12 лет
№ |
Содержание и виды работ |
Общее кол-во часов |
Всего часов |
|||||
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
||||||
теория | практика | теория | практика | теория | практика | |||
1 | Введение | 2 | 4 | 6 | ||||
2 | Становление ансамбля | 4 | 6 | 10 | ||||
3 | Развитие первоначальных музыкально-исполнительских навыков игры в ансамбле | 2 | 24 | 26 | ||||
4 | Освоение основных приемов игры в ансамбле | 3 | 24 | 27 | ||||
5
|
Совершенствование навыков ансамблевой игры | 4 | 26 | 30 | ||||
6 | Освоение произведений более сложных форм | 4 | 14 | 18 | ||||
7 | Выравнивание звучания ансамбля,выработка единого исполнительского стиля, вырабатывание культуры звучания | 2 | 6 | 2 | 5 | 2 | 4 | 21 |
8 | Работа над разнохарактерными произведениями: лирическими, подвижными, народными, танцевальными | 4 | 12 | 16 | ||||
9 | Подготовка к концертным выступлениям | 4 | 14 | 4 | 12 | 2 | 14 | 50 |
ВСЕГО : | 14 | 54 | 13 | 55 | 12 | 56 | 204 | |
68 | 68 | 68 |
1 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задаче | Промежуточный контроль по задаче |
1. | Обучающие- овладение навыками ансамблевой игры;
-умение грамотно и осмысленно разбираться в своей партии; -формирование комплекса -умений, соответсвующих различным функциям Исполнения в ансамбле(соло, полифонический диалог, аккомпанемента) |
— грамотное исполнение своей партии;
— овладение основными компонентами художественно-выразительного ансамблевого исполнения; -овладение ансамблевой техникой исполнения:артикуляция и штрихи, синхронность ритма и темпа,динамический и тембровый баланс. |
Контрольный урок |
2. | Воспитательные:
— формирование навыков коллективного общения; -понимание своей исполняемой партии в музыкальных произведениях; -воспитание культуры взаимоотношений; |
-осмысленное исполнение музыкального произведения;
-прослушивание каждой исполняемой партии; — умение оценить качество исполнения партии каждого участника ансамбля и свое исполнение; -умение в нужный момент проявить инициативу |
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развитие навыков ансамблевого музицирования; -развитие умения слушать ансамбль, ощущать единый ритмический пульс;
|
-практическое использование приобретенных знаний и умений в коллективном музицировании;
развитие ритма, слуха; -развитие образного мышления; -развития самостоятельности;
|
работа в классе , на уроке;
-домашние занятия, исполнение перед родителями. |
Содержание :
-историческая справка об ансамблях русских народных инструментов;
—формирование состава ансамбля (подбор учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по степени овладения баяном-аккордеоном).
—развитие первоначальных музыкально-исполнительских навыков игры в ансамбле;
—формирование навыков исполнении разных партий: «солирование» – когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирование» – умение отойти на второй план ради единого целого;
-игра двумя руками простейших ансамблей совместно с педагогом, добиваясь при этом одинаковых ощущений характера и темпа произведения;
-развитие умения учащегося передать в пьесе замысел композитора за счёт средств музыкальной выразительности (штрихов, динамики).
— умение слушать себя и партнёра, ясно прослушивая главную мелодическую линию, чтобы фактура не заглушала мелодию, а бас давал хорошую метроритмическую основу;
-развитие приёмов достижения синхронности ансамблевого звучания (при рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать пьесу, как играть вместе и как закончить произведение вместе);
работа над средствами музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, фразировка, штрих);
-ознакомление с пьесами с элементами полифонии: подголосками, с имитационной полифонией, остинато в басу.
-приобретение навыков чтения нот с листа.
Годовые требования: в течение года пройти с учащимися 3-4 произведения, остальные произведения – в рамках ознакомления, прослушивания, анализирования.
Этапы контроля
Рекомендуется контрольный урок в первом полугодии: исполнение 1-го произведения; во 2-ом полугодии: исполнение 1-го произведения. Концертные выступления различного вида уровней (по мере степени подготовки учащихся).
Примерный репертуар
Р.Н.П. «Ах вы, сени, мои сени»
Р Паулс. Колыбельная из кинофильма «Долгая дорога в дюнах»
Словацкая полька «Эй паляши, пляши девчонка»
Е.Дербенко «Неразлучные друзья»
Р.Бажилин «Автомобиль», «Солнечный зайчик», «По грибы», «Зонтики»
2 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задаче | Промежуточный контроль по задаче |
1. | Обучающие:
— совершенствование навыков ансамблевого музицирования; -развитие технических возможностей-работа над гаммами с использованием различных штриховых вариантов и различных комбинаций; -формирование навыков анализировать исполняемые произведения; |
— ансамблевая игра укрепляет технические наработки и придает им особый смысл и творческую завершенность;
-закрепление навыков , полученных на уроке аккордеона; . |
.контрольный уро |
2. | Воспитательные:
-вызвать интерес к занятиям музыкой; -прививать навыки культурного общения и поведения в обществе; -воспитание грамотного музыканта- любителя; -воспитание мировоззрения и моральных качеств; -формирование ответственности,трудолюбия, интереса в творческому коллективному труду; -воспитание уважения к старшим, сверстникам; |
-эмоциональное реагирование на исполняемую музыку;
— умение свободно общаться на уроке с педагогом и в коллективе с учащиемися; -формирование активного участия в творческих проектах; |
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления; -развитие первоначальных навыков игры на аккордеоне; -уметь дать характеристику прослушанным песенкам; |
-развитие ритма, слуха;
-развитие образного мышления; -развития самостоятельности; -практическое использование преобретенных знаний. |
работа в классе , на уроке;
-домашние занятия, исполнение перед родителями. |
Содержание
—освоение более сложных технических форм исполнения: более сложный ритмический
рисунок, применение мелкой техники в пассажах, исполнение аккордов;
—совершенствование навыков ансамблевой игры;
— развитие умения учащихся играть вместе, добиваясь единства поставленных
художественных задач и эмоционального состояния произведения;
— развитие умения анализировать исполняемые произведения: определять характер и форму, тональность, выявить главные и побочные темы, частные и главную кульминации, установить темп, уяснить смысл и функцию каждой партии ансамбля;
-совершенствование навыков чтения нот с листа;
-продолжение работы над произведениями различных жанров: полифония, обработки народных песен и танцев, популярные мелодии, эстрадные пьесы;
-продолжение развития умения технического овладения произведением: тщательная проработка текста, анализ его фактуры, штрихов, ритма, определение аппликатуры;
-продолжение работы над средствами музыкальной выразительности;
-формирование навыков свободного и выразительного исполнения каждой партии ансамбля , сохраняя общую мелодическую линию произведения ;
Годовые требования: в течение года пройти с учащимися 2-3 ансамбля. Остальные произведения – в рамках ознакомления.
Этапы контроля
Активная концертная и конкурсная деятельность учащихся.
Контрольный урок в 1-ом полугодии для учащихся: исполнение 1-го произведения, контрольный урок во 2-ом полугодии: исполнение 1-го произведения.
Примерный репертуарный план
Белорусский народный танец «Янка» пер. Н. Корецкого
Русская народная песня «Перевоз Дуня держала» пер. В. Жилинского
«Латышская полька» пер. В. Жилинского
И. С. Бах «Волынка»
«Украинский казачок» пер. А. Салин
«Тирольский вальс» пер. Ю. Лихачёва
«Украинский хоровод» пер. Н. Корецкого
Русская народная песня «Пряха» пер. А. Онегина
А. Доренский «Весёлое настроение»
А. Доренский «Летел голубь»
рнп «Как со вечера дождь» обр. А. Талакина
фнп «Вечерняя песня» обр. В. Дулёва
3 год обучения
№ | Задачи | Результаты по задаче | Промежуточный контроль по задаче |
1. | Обучающие:
-формирование единой артикуляционно-штриховой культуры звукоизвлечения; -овладение основными компонентами художественно-выразительного ансамблевого исполнения; -знакомить учащихся с произведениями современных авторов;
|
-сформированный комплекс навыков и умений в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единства исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; | .контрольный урок |
2. | Воспитательные:
-вызвать интерес к занятиям музыкой; -познакомить с правилами поведения на уроке; -воспитание уважения к старшим, сверстникам; -организовывать просветительскую деятельность в целях пропаганды музыкальной культуры; |
— положительное отношение к занятиям музыкой;
-эмоциональное реагирование на прослушанную мелодию; — умение свободно общаться на уроке с педагогом; -желание общаться со сверстниками; — выступление на концертах для одноклассников, родителей, |
педагогические наблюдения |
3. | Развивающие:
-развитие навыков самостоятельной работы над произведением; -развитие умения ставить задачи и находить более простой способ в решении исполнительских задач. |
-владение навыками по решению музыкально- исполнительских задач, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. | работа в классе , на уроке;
-домашние занятия, исполнение перед родителями. |
Содержание
—освоение более сложных технических форм исполнения: более сложный ритмический
рисунок, применение мелкой техники в пассажах, исполнение аккордов;
—совершенствование навыков ансамблевой игры;
— развитие умения учащихся играть вместе, добиваясь единства поставленных
художественных задач и эмоционального состояния произведения.
— развитие умения анализировать исполняемые произведения: определять характер и форму, тональность, выявить главные и побочные темы, частные и главную кульминации, установить темп, уяснить смысл и функцию каждой партии ансамбля;
-совершенствование навыков чтения нот с листа;
-продолжение работы над произведениями различных жанров: полифония, обработки народных песен и танцев, популярные мелодии, эстрадные пьесы.
-формирование двигательных навыков.
-продолжение развития умения технического овладения произведением: тщательная проработка текста, анализ его фактуры, штрихов, ритма, определение аппликатуры.
-продолжение работы над средствами музыкальной выразительности;
—закрепление и обогащение концертного репертуара;
Годовые требования: в течение года пройти с учащимися 2-3 ансамбля. Остальные произведения – в рамках ознакомления. Зачёт в 1-ом полугодии для учащихся: исполнение 1-го произведения. Контрольный урок во 2-ом полугодии: исполнение 1-го произведения.
Этапы контроля
Активная концертная и конкурсная деятельность учащихся.
Контрольный урок в 1-ом полугодии для учащихся: исполнение 1-го произведения,контрольный урок во 2-ом полугодии: исполнение 1-го произведения.
«Эстонская полька» пер. Ю. Лихачёва
Примерный репертуарный план
В. Баснер «С чего начинается Родина» пер. О. Шарова
И. Штраус «Персидский марш» пер. С. Рубинштейна
«Карело-финская полька» обр. В. Дулёва
В. Фоменко «Игривый котёнок»
А. Аверкин «Полька»
В. Косенко «Дождик»
А. Новиков «Смуглянка»
И.С. Бах «Двухголосные инвенции»
В. Мокроусов «Одинокая гармонь» обр. Маркина
Е.Дербенко «Веселые музыканты»
4.Планируемые результаты
Содержание программы «Ансамбль аккордеонистов» направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащихся и приобретения ими художественно-исполнительских знаний, умений и навыков, привлечения их к коллективному музицированию.
Учащийся к концу обучения должен :
-сформировать комплекс навыков и умений в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла ,знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
-знание ансамблевого репертуара для аккордеона, включающего произведения различных стилей и жанров, произведения современных композиторов;
-умение использовать средства музыкальной выразительности и различные виды техники в сфере ансамблевого исполнительства;
-уметь применять и совершенствовать исполнительские навыки и теоретические знания, полученные на уроках по инструменту и других предметах;
-чувствовать солиста или второго участника ансамбля, добиваясь единства поставленных художественных задач и эмоционального состояния произведения.
Занимаясь по данной программе, учащиеся приобретают самые необходимые практические навыки игры в ансамбле; умения исполнять музыкальные произведения на достаточно художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями. У учащихся расширяется музыкальный кругозор, закрепляются изученные технические приёмы, вырабатывается умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая свобода. В результате обучение становится интересным и осмысленным: ребята учатся делать то, что в первую очередь пригодится им после окончания школы. Выпускники будут иметь в руках репертуар, смогут самостоятельно учить новые произведения, исполнять популярные произведения в кругу семьи, друзей.
5.Комплекс организационно-педагогических условий
Требования к условиям реализации программы «Ансамбль аккордеонистов» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.
Нормативно- правовое обеспечение программы
-ФЗ -273 «Об образовании в РФ» 2013г.
-Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р,
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008),
— Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования дете
-Порядок перевода, выпуска и отчисления учащихся в МУДО «ДЦИ» г.Ухты;
-Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
Годовой календарный график;
Программно- методическое обеспечение программы.
Реализация образовательной программы обеспечиывется учебно- методической литературой:
-учебники (основные, дополнительные);
-нотные издания;
-хрестоматии; партитуры;
— конспекты лекций;
-официальные и справочно-библиографические издания;
-аудио и видеоматериалы;
-электронные издания;
-мультимедийные ресурсы;
— образовательные ресурсы сети Интернет
Методические пособия, учебники:
- Аккордеон с азов, сост. Е.И.Муравьева, «Композитор» г.Санкт-Петербург, 2003 г.
- «Ансамбли для баянов и аккордеонов», сост. Р.Н.Гречухина, «Композитор»,
г.Санкт-Петербург, 2003 г.
- Бажилин Р. Детский альбом для аккордеона, В.Катанский, г.Москва, 2005 г.
- Пьесы для ансамблей аккордеонов , «Композитор» г.Санкт-Петербург, 2000 г
- Тимонин Ю. В Париж через Варшаву, дуэты для аккордеона (баяна), «Фаина»,
г.Москва, 2011 г
- Хрестоматия для учащихся 1-3 классов: пьесы, этюды, ансамбли, народные
песни, сост. В.Мотова, Г.Шахова, «Кифара», г.Москва, 2003 г.
- Хрестоматия для учащихся 5-7 классов: пьесы, этюды, ансамбли, народные
песни, сост. В.Мотова, Г.Шахова, «Кифара», г.Москва, 2003 г.
- Хрестоматия для учащихся 3-5 классов: пьесы, этюды, ансамбли,
народные песни, сонатины и вариации, полифонические пьесы, «Кифара»,
г.Москва, 2005 г.
- Хрестоматия для баяна и аккордеона, 6 часть, 1-3 годы обучения, «Оригинальная музыка и обработки», сост. Л.С.Скуматов, «Композитор», г.Санкт-Петербург,
2007 г.
Кадровое обеспечение программы
Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 5 лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Научно – методическое обеспечение программы осуществляется
— внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный процесс: приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;
— учебно- методическим комплексом: рабочей программой , календарно- тематическими планами, планами занятий, методическими рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными заданиями;
-методическим обеспечением воспитательной работы: Программой воспитания центра, планами работы педагогов по всем направлениям программы воспитания;
-исследовательской и методической работой педагогов;
Материально-техническое обеспечение
Кабинет для индивидуальных занятий по предмету «Ансамбль аккордеонистов» соответствует санитарным и противопожарным нормам, площадь — 17кв.м., имеются пюпитр, стол учительский, щкаф книжный, тумба для нот и хранения инструментов, фортепиано, аккордеоны 1/2, ¾.
Формы аттестации и контроля
Оценка качества реализации программы «Ансамбль аккордеонистов» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.
Контроль усвоения учебной программы ведется на протяжении всего учебного года. Оценка качества знаний по предмету «Ансамбль аккордеонистов» происходит на контрольном уроке.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по ансамблю. Это проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, степени овладения навыками коллективного музицирования. Это своего рода проверка степени готовности учащегося к выступлению. Педагог может сам проводить контрольные уроки в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации ученика к учебному процессу.
Оценка | Критерии оценивания исполнения |
5 («отлично») | Ученик играет ярко, артистично, уверено знает партии, исполняет четко все штрихи, чувствует стиль исполняемого произведения, владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры. Демонстрирует прекрасный гармонический слух.Выразительное исполнение, раскрытие художественного образа, техническая оснащенность, синхронность исполнение музыкального произведения. |
4 («хорошо») | Довольно хорошее знание текста, и музыкального материала, выполнение динамических оттенков,свободное исполнение. Имеют место некоторые темповые несоответствия, незначительные технические погрешности носят случайный характер. Не все выучено в партиях. |
3 («удовлетворительно») | Маловыразительное исполнение, однообразность и монотонность звучания, недостаточно выученный текст, нестабильность темпа и ритма. Вялая динамика, нарушение синхронности исполнения, партии знает неуверенно. |
2 («неудовлетворительно») | Частые срывы и остановки при исполнении, очень слабое знание текста, слабый уровень владения навыками игры на аккордеоне. Нет единого исполнения ритма, темпа.Вялый, неустойчивый интерес к занятиям .музыкой. |
Зачет (без оценки) | Достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
Методические материалы
В реализация образовательной программы «Ансамбль аккордеонистов» используются новые методологические разработки:
-Р.Н.Бажилин- использование современного музыкального материала, оригинальная музыка для баяна, аккордеона;
-Р.Н.Бажилин –композиции для аккордеона с фонограммой(сборник позволяет представленные сочинения играть как в дуэте аккордеонистов, так и под фонограмм;;-Ю.Лихачев- «Развитие творческих навыков игры в ансамбле »;
-Д.Самойлов-«Выработка эмоционального отношения к звуку и постоянного слухового контроля во время игры »;
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-словесный (рассказ, беседа, объяснение);
-метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
-метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
-объяснительно-иллюстративный (исполнение педагогом произведения ученика с методическими комментариями);
-репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
-метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
-частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
-игра под фонограмму.
Применяются следующие педагогические образовательные технологии:
-классно-урочная технология;
— игровая технология (дидактическая игра);
-технология проблемного обучения;
-технология перспективно-опережающего обучения;
-технология критического мышления;
-исследовательская технология; информационная технология;
— педагогика сотрудничества и другие.
6.Список рекомендуемой нотной литературы
1.Аккордеон плюс. Концертные пьесы для аккордеона и баяна [Нот. изд.] / Е. Лёвин, С. Мажукина. – Вып. 2 – Рн/Д.: Феникс, 2014.
2.Аракелова А. О. — О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Монография
(части 1, 2). Москва 2012.
- Готлиб А. «Основы ансамблевой техники» М., «Музыка» 1971 г.
- Егоров Б. «К вопросу о систематизации баянных штрихов» Баян и баянисты вып.6, М., 1984г.
- Имханицкий М., А. Мищенко «Дуэт баянистов» Вопросы теории и практики. Вып.1 М., 2001 г.
6.Липс Ф. «Искусство игры на баяне» М., «Музыка», 1985 г.
7.Лихачева М. «Ты и я» Переложения для дуэта баянистов (аккордеонистов) Учебное пособие для ДМШ С.Пб. «Композитор» 2010 г.
- Максимов В. «Баян.Основы исполнительсва и педагогики» С.-Пб.2004
- Оберюхтин М. «Расчлененность музыки и смена направления движения меха» Баян и баянисты вып.4, М., 1978 г.
- «Пособие для руководителей ансамблей баянистов» вып.1 Сост.С.Рубинштейн М., «Советский композитор» 1970 г.
11.Пуриц И. «Методические статьи по обучению игре на баяне» М., «Композитор», 2001 г.
12.Ушенин В. «Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов)» ч.1. 2-4 классы ДМШ. Учебно- методическое пособие Ростов- на- Дону «Феникс»,2011 г.
13.Шахов Г. «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна» М., «Музыка» 1987
14.Бойцова «Юный аккордеонист», части 1,2 изд. «Москва»
15.«Аккордеон в музыкальной школе».Ансамбли для 2 класса, изд. «Советский композитор»
16.«Баян в музыкальной школе». Ансамбли для 2 класса, изд. «Советский композитор», Москва
17.«Ансамбли» 1-3 классы аккордеона, изд. «Кифара», Москва
18.«Хрестоматия аккордеониста» 1-2 классы ДМШ, изд. «Музыка», Москва
19.«Хрестоматия аккордеониста» 3-4 классы ДМШ, изд. «Музыка», Москва
20.«Пьесы для ансамбля баянистов» 2-3 классы, изд. «Музична Украина», Киев
21.Бортянков «Эстрадные миниатюры «Ретро» для баяна и аккордеона
22.«Ансамбли для баянов и аккордеонов», изд. «Музыка», Москва
23.А.Мирек «Курс эстрадной игры на аккордеоне», изд. «Велес», Москва