Азбука танца

%d0%b0%d0%b7%d0%b1%d1%83%d0%ba%d0%b0-%d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%86%d0%b0

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Цели и задачи программы…………………………………………………7
  3. Содержание программы………………………………………………….10
  4. Планируемые результаты…………………………………………………25
  5. Комплекс организационно-педагогических условий…………………..27
  6. Список литературы……………………………………………………….44

 

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок.

В. Сухомлинский

1.Пояснительная записка

Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 5 – 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах  творчества.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего художественные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для  их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, рисует.  Возможность выразить свои чувства в танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка.

Направленность программы    

Программа  «Азбука танца» имеет социально-педагогическую  направленность. Рассматривается как начальный этап освоения ребенком социального опыта и перевода его в личный   жизненный опыт, механизм вхождения ребенка в мир человеческих отношений в доступных сферах и формах реального социума.

Составлена для реализации в условиях Муниципального учреждения дополнительного образования «Детский центр искусств» г.Ухты.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Программа предусматривает развивающее обучение для познания танцевального  искусства. В процессе учебной, игровой, практической деятельности происходит развитие внимания, воображения, логического мышления, что является высшей целью образования дошкольника и подготовки его к школе.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и требованиям современного обучения. В ходе учебного процесса используется обучение в игровой форме-  подвижные  музыкальные игры,

Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки танцевальной техники, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.

Отличительные особенности

Специальные игры и игровые упражнения, включенные в определенную систему работы с детьми, способствуют развитию памяти, внимания, воображения, творческих проявлений. В изучении материала используется принцип – от простых заданий к сложным с концентрическим возвратом, что дает возможность детям получать знания уверенно и с интересом.

Концепция программы основывается на следующих принципах:

-воспитание интереса к познавательной деятельности;

-развитие у детей дошкольного возраста навыков логического мышления, памяти, внимания;

-побуждение детей к активному пополнению знаний;

-овладению умениями и навыками, необходимыми для успешного обучения в школе;

-сотрудничество с родителями для достижения устойчивых положительных результатов обучения.

Данная программа предназначена для работы с детьми в возрасте  6-7 лет , проявляющих интерес к занятиям танцевальной  деятельностью. Отбор в группы для занятий по программе не предусмотрен.

Объем программы 

При реализации программы «Азбука танца» объем аудиторной учебной нагрузки составляет 66 часов.

Примерные формы проведения занятий :

-Традиционное учебное занятие;

-Воспитательное занятие;

-Беседа;

-Игра;

-Открытое занятие  с присутствием родителей;

-Урок-путешествие.

Виды занятий:

-обучающее занятие  —  детально разбирается движение;

-закрепляющее занятие — повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз;

-итоговое занятие — дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные композиции;

-постановочное занятие — разучивается рисунок танца, дети учатся эмоционально передавать характер танца;

-импровизационное занятие — дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом.

Срок реализации программы — 1 год .

Продолжительность учебных занятий составляет 33 недели (занятия начинаются со второй учебной недели). В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 30 календарных дней. Периодичность занятий, каникул, режим занятий устанавливаются Годовым календарным графиком, который ежегодно утверждается приказом директора.

В каникулярные периоды осуществляется внеаудиторная работа по программе: посещение различных мероприятий, концертов, участие в конкурсах, проведение воспитательных мероприятий и др.

Аудиторная учебная нагрузка по учебному  предмету  «Азбука танца

Основной формой учебной работы в классе является мелкогрупповое занятие. Количественный состав группы: 10-12 человек.

Продолжительность занятия- 30 минут.

2.Цель  и задачи  программы

 

Цель программы:

— формирование умственной и психологической готовности ребенка к обучению в школе в процессе танцевальной  деятельности.

Воспитательные задачи:

— воспитывать добрые чувства к сверстникам, желание доводить начатое дело до конца;

—  воспитывать устойчивый интерес к музыкальным произведениям различного жанра;

— создание условий для формирований активной социальной позиции;

— формирование здорового образа жизни;

— расширять музыкальные впечатления;

—  воспитывать честность и справедливость.

Обучающие задачи:

— обучить детей танцевальным движениям;

— сформировать умение слышать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;

— сформировать пластику, культуру движения, их выразительность;

— сформировать умение ориентироваться в пространстве;

— сформировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Развивающие задачи:

— развивать познавательную активность, познавательные интересы, творческие проявления, любознательность, самостоятельность в выполнении заданий;

-развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования через создание проблемных ситуаций;

-развить творческое мышление, фантазию, воображение;

-развить  способности ребенка, гармонический и мелодический слух, чувство    ритма, музыкальную память;

-развить умение и навыки, необходимые для самостоятельной, практической деятельности ;

-развить способность к самодисциплине, самоанализу, самоконтролю.

3.Содержание программы

Главными условиями развития детей на занятиях  являются:

— поддержка интереса и желания заниматься;

— сочетание игровых и творческих моментов;

— доброжелательная обстановка.

Учебно-тематический план

п/п

Содержание наименования разделов Общее количество часов Теория Практика
1. Музыкальная грамота

-понятие о жанрах (марш, песня, танец)

4 2 2
2. Движение и построение 5 2 3
3. Виды шага и бега 6 2 4
4. Виды прыжков 5 2 3
5. Элементы плясок и танцев, танцевальные комбинации 32 10 22
6. Музыкальные игры 10 10
7. Контрольные уроки 4 4
  Всего часов: 66 18 48

 Содержание учебно-тематического плана

Музыкальная грамота:

— понятие о жанрах песня, марш, танец;

— слушанье музыки и анализ;

— определение характера мелодии;

— определение начала и конца музыкальной фразы;

— понятие ритмического рисунка мелодии;

— отсчитывание тактов.

Движение и построение:

— правильное исходное положение;

— вспомогательные упражнения (руки на поясе, в сторону, вперёд и т.д.);

— построение в линию, колонну, круг, полукруг.

Виды шага и бега:

— шаг бодрый, спокойный, высокий;

— ходьба тихая, осторожная;

— шаг на носках, пружинящий, приставной;

— бег лёгкий, танцевальный, высокий.

Виды прыжков:

— подпрыгивание на двух ногах;

— подскок;

— подпрыгивание с ноги на ногу;

— галоп вперёд.

Элементы плясок:

— притопы одной ногой, двумя ногами, поочерёдно, переменные притопы;

— боковой галоп, шаг польки, простой хороводный шаг, переменный шаг;

танцевальные композиции:

— «Утята», «Стирка», «Полька», «Ковбой», «Валенки», «Ёлочки», «Кукарача», «Спорт»

Музыкальные игры:

— «Весёлый паровозик», «День и ночь», «Плетень», «Всадники», «Построй круг».

Репертуар

Мероприятие Период подготовки Название номера

(название и количество может меняться)

Осенний праздник Сентябрь, октябрь «Танец лесных зверей»

«Бабочки»

Новый год Ноябрь, декабрь «Озорные медвежата»

«Пингвины»

8 Марта Январь, февраль «Танец с лентами»

«Цветные горошины»

Выпускной праздник Март  апрель, май  «Веснянка»

«Праздничный вальс»

  1. Планируемые результаты

Предметные

Коллективно-порядковые навыки и умения:

— принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

— организованно строиться (быстро, точно), сохранять правильные дистанции в колонке парами;

— самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции педагога по звуковому и музыкальному сигналам;

— наблюдать темп движений, обращая внимание на музыку;

— ходить вдоль стен с четкими поворотами в углах зала;

— строиться в колонну «по два»;

— перестраиваться из колонны парами в колонну «по одному»;

— строиться в круг из шеренги и в рассыпную.

 Музыкально-ритмические навыки и умения:

— ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями;

— отмечать в движении сильную долю такта;

— реагировать сменой движений на смену характера музыки;

— самостоятельно ускорять и замедлять темп разнообразных движений;

— самостоятельно отмечать в движении метр, ритмический рисунок, акцент;

-реагировать на темповые и динамические изменения в музыке.

 Навыки и умения выразительного движения:

— легко, естественно и непринужденно выполнять шаг польки, переменный шаг, высокий шаг, пружинящий шаг, боковой галоп, подскоки с ноги на ногу, легкие подскоки, переменные притопы, прыжки с выбрасыванием ноги вперед и все плясовые движения;

— ритмично, легко и непринужденно действовать с мячами, с светами и другими предметами под музыку;

— ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки;

— самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;

— выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении;

— выразительно передавать игровые образы в инсценировании песен;

— самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу;

— самостоятельно искать способы передачи в движении музыкального образа;

— свободно и четко выполнять элементы русской  пляски,  народного, бального, эстрадного танца, а так же якутского танца.

Метапредметные  результаты отражают умения:

— развитие памяти, внимания, образного и логического мышления, творческих способностей учащихся;

— развитие координации движений, ловкости, быстроты. выносливости;

— овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности и выполнять задания по инструкции педагога;

— развитие устойчивого интереса к танцевальному творчеству.

Личностные результаты:

— воспитание целеустремленной личности, умеющей доводить начатое дело до конца;

— формирование умения оценивать достоинства и недостатки своей работы;

— формирование личностных качеств учащегося: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, честности, справедливости.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

— научатся различным приемам работы;

— научатся следовать устным инструкциям;

— разовьют внимание, мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, творческие способности и фантазию;

— овладеют трудовыми навыками;

— улучшат коммуникативные способности и приобретут навыки общения и работы в коллективе.

  1. Комплекс организационно- педагогических условий

Требования к условиям реализации программы «Азбука танца» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной общеобразовательной программы.

Нормативно- правовое обеспечение программы

-Закон РФ «Об образовании в РФ,

-Порядок  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин. обр. и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008),

-рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств,

-САНПИН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,

— Приложение к письму Департамента  молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки  России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»,

-Устав МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухты

-Лицензия на право осуществления образовательной деятельности;

Локальные акты центра:

— Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программе;

-Правила приема учащихся в МУ ДО «ДЦИ» г. Ухты;

-Порядок оформления возникновения, приостановления, отчисления, прекращения отношений между МУДО «ДЦИ» и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;

-Порядок перевода, выпуска и отчисления  учащихся в МУДО  «ДЦИ» г.Ухты;

-Положение о системе оценивания, периодичности, формах промежуточной и итоговой аттестации  учащихся;

Годовой календарный график;

Программно- методическое обеспечение программы

Реализация образовательной программы обеспечивается учебно-методической  литературой;

-официальные и справочно-библиографические издания;

-аудио и видеоматериалы;

-электронные издания;

-мультимедийные ресурсы;

— образовательные ресурсы сети Интернет;

Методические пособия:

  1. А.И.Буренина, «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000 г.
  2. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М. 1967 г.
  3. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». М. 1981 г.
  4. Кутузова И. А. ,Кудрявцева А. А. «Музыкальные праздники в детском саду». М. 2005г.
  5. Т. Боровик «Ти-ти-та, дили-дон» Москва 2008г.

Кадровое обеспечение программы

Педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Непрерывность профессионального развития педагога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 3года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Материально-техническое обеспечение

Кабинет  для групповых занятий по предмету «Азбука танца» соответствует санитарным и противопожарным нормам, площадь-54 кв.м.

В кабинете имеются:

скамейки – 2 шт.;

станки (палки);

зеркала;

коврики для занятий;

фортепиано;

музыкальный центр;

аудиокассеты, CD диски;

Формы аттестации и контроля

Основной формой учебной и воспитательной работы по программе «Азбука танца» является мелкогрупповой учебное занятие, проводимое педагогом. На занятии учащиеся приобретают основные навыки и знания.

Система контроля включает само-, взаимо-, педагогический контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам: система теоретических знаний, специальные умения и навыки, исполнительский и общий творческий потенциал.

Формы контроля включают:

-фронтальный опрос;

-беглый текущий опрос;

-контрольные уроки в конце каждого полугодия.

Опрос учеников проводится фронтально и индивидуально.

Все виды контроля позволяют оценивать знания, умения и навыки учащихся на каждом этапе обучения и дают возможность учащемуся находиться в привычных для него условиях, что способствует раскрытию в полной мере своих способностей, а также позволяет продемонстрировать навыки, приобретенные им в процессе обучения.

Главный результат деятельности педагога- это личность ребенка, динамика и результат ее развития в процессе музыкальных занятий.

График промежуточной и итоговой аттестации          

Год обучения Срок проведения Вид контрольного мероприятия
1 год конец четверти

 

конец год

контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за четверть

контрольный урок по пройденному и освоенному материалу за год

По итогам контрольного урока выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка Критерии оценивания
5 («отлично») Музыкально-ритмические движения: знает словесное обозначение движений, самостоятельно  выделяет сильные  и слабые доли в музыке, может безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта.

Танцевальные  движения: самостоятельное исполнение, движения яркие, выразительные (как в техническом плане, так и в художественном).

4 («хорошо») Музыкально-ритмические движения: путается в словесных обозначениях,  выполняет ритмический рисунок под музыку с небольшими неточностями.

выполняет движения частично с педагогом.

Танцевальные  движения: грамотное исполнение с небольшими недочетами.

3 («удовлетворительно») Музыкально-ритмические движения: не называет движения, выполняет их только с педагогом, выполняет ритмический рисунок под музыку с помощью педагога.

Танцевальные  движения: выполняет движения неграмотно и невыразительно с большим количеством недочетов только с педагогом.

2 («неудовлетворительно») Музыкально-ритмические движения: не может выделить фразы и части музыки.

Танцевальные  движения: не может выполнить танцевальную комбинацию.

«зачет» (без отметки) достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися знаний, умений и навыков.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

— оценка годовой работы ученика;

— оценка на контрольных занятиях;

— другие выступления в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и в конце учебного года.

Методические материалы

Показатели качества усвоения ребенком программного материала

Музыкальность:

-умение слушать и понимать музыку;

-умение двигаться в соответствии с характером музыки;

-умение определять на слух музыкальные жанры;

-чувство ритма.

Двигательные навыки:

-координация движений;

-ориентирование в пространстве;

-точность выполнения танцевальных движений;

-пластичность.

Эмоциональная сфера:

-выразительность мимики и пантомимики.

Творческие проявления:

-умение импровизировать под музыку;

-умение придумывать танцевальные движения в соответствии с задуманным образом.

Коммуникативные навыки:

-умение вести себя в паре;

-умение вести себя в коллективе.

Проявление некоторых психических процессов:

-память;

-внимание;

-подвижность нервных процессов.

Диагностические критерии

Критерии Высокий уровень

( оценка 5-4)

Средний уровень

(оценка 3)

Уровень ниже среднего

(оценка 2)

Музыкальность 1.Внимательно слушает

музыку до конца, способен высказаться о характере, содержании произведения самостоятельно.

2. Двигается в соответствии с характером музыки, самостоятельно меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.

3. Самостоятельно определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях.

4. Ритмично выполняет движения под музыку.

1. Слушает музыку до конца, отвлекаясь. Высказывается о содержании и характере произведения с помощью наводящих вопросов.

2. Двигается приблизительно в характере музыки, с помощью подсказки педагога меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.

3. Определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях с помощью подсказки педагога.

4. Не всегда ритмично выполняет движения под музыку.

1. Не может дослушать музыку до конца, отвлекается. Не может высказаться о характере и содержании произведения.

2. Не может передать в движении характер музыки, не слышит музыкальные фразы, движения меняет хаотично.

3. Не может определить на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях.

4. Движения выполняет под музыку не ритмично.

Двигательные навыки 1.Уверенно знает части тела. Правильно сочетает движения рук и ног в танцевальных композициях.

2. Свободно и самостоятельно выполняет перестроения, предложенные педагогом, а так же использованные в танце.

3. Точно и ловко выполняет танцевальные движения.

4. Мягко, плавно и музыкально

Выполняет движения руками в соответствующем контексте.

1. Неуверенно знает части тела. Плохо координирует  руки и ноги в танцевальных композициях.

2. Выполняет перестроения с помощью подсказки педагога или детей.

3. Танцевальные движения выполняет приблизительно.

4. Испытывает трудности с выполнением мягких и плавных движений руками в соответствующем контексте.

1. Плохо знает части тела. Путает сочетание рук и ног в танцевальных движениях.

2. Путается в перестроениях, плохо ориентируется в пространстве.

3. Танцевальные движения выполняет с трудом.

4.  Коряво выполняет движения руками в медленных и плавных композициях.

Эмоциональная сфера 1. Умеет выражать свои чувства в движении, выразительно и эмоционально двигаться в танце. 1. Немного скован эмоционально, не всегда выразительно исполняет композицию. 1. Скован и зажат, движения выполняет не эмоционально, стесняется зрителей.
Творческие проявления 1. С удовольствием импровизирует движения под музыку, придумывает оригинальные композиции.

2. С легкостью придумывает танцевальные движения, раскрывающие образ героя или настроения музыки.

1. Импровизирует движения под музыку по просьбе педагога и с его помощью. Помогает в составлении танцевальных композиций.

2. Придумывает танцевальные движения по образцу.

1. Не может импровизировать танцевальные движения и придумать композицию движений.

2. Не может придумать танцевальные движения.

Коммуникативные навыки 1. Знает все основные положения « партнер-партнерша».

2. Всегда уважительно относится к товарищам, соблюдает очередность, дистанцию, проявляет терпение к отстающим детям.

1. Неуверенно знает основные положения « партнер-партнерша».

2. Не всегда уважительно относиться к товарищам, соблюдает очередность и проявляет терпение к отстающим детям.

1. Плохо знает основные положения « партнер-партнерша».

2. Неуважительно относится к товарищам, не соблюдает очередность, не может проявить терпение к товарищам.

Проявление некоторых психических процессов 1. Запоминает всю последовательность танцевальных движений и рисунок танца.

2. Не отвлекается от музыки и процесса движения, правильно выполняет всю композицию самостоятельно от начала до конца.

3. Умеет самостоятельно подчинять движения темпу, ритму, динамике и форме.

1. Частично запоминает последовательность танцевальных движений и рисунок танца.

2. Может отвлекаться во время слушания и движения. Композицию исполняет с подсказкой педагога.

3. Не всегда получается подчинить движения темпу, ритму, динамике и форме самостоятельно.

1. Не может запомнить последовательность танцевальных движений и рисунок танца.

2. Все время отвлекается от музыки и процесса движения, композицию исполняет с ошибками.

3. Не может подчинять движения темпу, ритму, динамике и форме.

Работа с родителями    

Работа с родителями имеет большое значение – это 50% успеха работы с детьми. Система родитель-ребенок и его увлечения – важный элемент в воспитании, как родителя, так и ребенка.

Большое значение при организации работы придается включению родителей в ту атмосферу деловитости и серьезности, создать которую считается необходимой в занятиях искусством. Для того, чтобы создать у родителей желаемый психологический настрой, вызвать у них нужное отношение и понимание целей занятий, родители приглашаются на концерты, открытые занятия, проводятся беседы о том, что может дать ребенку искусство танца, раскрытие значение объективного, беспристрастного подхода к своим детям, необходимости учета их индивидуальных склонностей, способностей. Особенно подчеркивается роль прилежания; прилежный, работоспособный, даже менее одаренный ребенок может достичь хороших результатов, если он находится в атмосфере доброжелательности, интереса и уважения к своим достижениям.

Требования к внешнему виду детей:

Обувь должна быть мягкой для занятий танцем (специальные мягкие балетные туфли). Форма одежды должна быть обтягивающей (купальники, трико), чтобы педагог мог видеть недостатки в осанке ребенка во время исполнения упражнений. Волосы должны быть гладко зачесаны, не спадать на лицо.

6.Список литературы

1.Беки С.И., Ломова Т.П.«Музыка и движение». Упражнения, игры, пляски для детей  5-6, 6-7 лет. – М., 1984.

2.Буренина А.И.   «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей  дошкольного и младшего школьного возраста – М.: СПб: ЛОИРО, 2000.

3.Буренина  А.И. «Коммуникативные игры» — 2007.

4.Ветлугина  Н.А.«Музыкальное воспитание в детском саду» – М.: Просвещение, 1981.

5.Горшкова Е.В.  «От жеста к танцу» — М.: Гном и Д, 2002.

6.Зарецкая Н.В.«Танцы для детей старшего дошкольного возраста». Пособие для практических  работников ДОУ – М.: Айрис – пресс, 2005.

7.Картушина  М.Ю.«Логоритмические занятия в детском саду» – М.:ТЦ Сфера2003

8.Кульпевич С. В., Иванченко В.Н.. Педагогика новой времени «Дополнительное образование детей дошкольного возраста» Методическая служба. Издательство «Учитель» — 2005;

9.Конорова Ф.В. «Хореографическая работа с дошкольниками» — Л., Просвещение, 1999;

10.КонороваФ.В.  «Хореографическая работа с дошкольниками» – Л., 1994;

11.Михайлова М.А. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» –М.: Ярославль  «Академия развития», 2004.

12.Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и др. – М.: Учитель, 2012.

13.Слуцкая  С.Л.«Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду – М.: ЛИНКА- ПРЕСС,2006.

14.Ткаченко Т.С. «Детский танец» – М., 1990;

При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы:

-«Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной;

-«Прекрасный мир танца» О. Н. Калининой;

-«Учимся танцевать» Д. Холла;

-«Музыка, движение, ритм» Н. Л. Фомичевой;

-«От жеста к танцу» Е. В. Горшковой;

-«Топ-хлоп»  музыкальная ритмика Е. Железневой;

-«Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко;

-«Талант – восьмое чудо света» М. Опришко.